Динамика общественного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика общественного развития



ЗАНЯТИЕ 2.  

ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

 

Глобализация

Глобализация – гло­ба­ли­за­ция — про­цесс ин­те­гра­ции всех стран и на­ро­дов во всех об­ла­стях де­я­тель­но­сти.

Формы (проявления) гло­ба­ли­за­ции:

1) эко­но­ми­че­ская — состоит в создании мирового единого экономического пространства. формы экономической интеграции: экономические союзы; зона свободной торговли; общие рынки; таможенные союзы; валютные союзы. Организации: Таможенный союз ЕврАзЭС; Европейский союз; Европейская экономическая зона; Общий рынок Карибского сообществ; Североамериканское соглашение о свободной торговле.

2) по­ли­ти­че­ская (ООН — предот­вра­ще­ние или лик­ви­да­ции угрозы миру; Лига араб­ских государств (ЛАГ) — взаимодействие арабских стран, СНГ — интеграция на постсоветском пространстве.),

3) ду­хов­ная (ту­ризм), со­ци­аль­ная (вза­и­мо­по­мощь).

Последствия глобализации

Положительные

1. страны третьего мира получают доступ к достижениям научно-технического прогресса. Например, многие слаборазвитые страны Африки и Азии получили доступ к высоко технологическим товарам и технологиям (интернет, спутниковое телевидение, мобильная связь и т.д), что улучшает качество жизни населения;

2. способствует углублению специализации и международного разделения труда, что способствует более рациональному распределению ресурсов, переносу производств, удешевлению товаров и услуг и в конечном итоге повышению жизненного уровня населения.

3. позволяет решить глобальные проблемы. Например, совместная борьба ведущих стран мира против международного терроризма в Сирии, почти полное уничтожение террористов ИГИЛ.

Негативные

1. насаждение единого стандарта потребления. Например: наш обожаемый фаст-фуд. Такая еда неизбежно приводит к нарушению обмена веществ, а следом к ожирению, диабету, повышенному кровяному давлению.

2. создание препятствий для развития отечественного производства

3. навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества

4. утрата специфических черт национальных культур

ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Глобальная коммуникация. Новые средства коммуникации во взаимодействии с усовершенствованными старыми (реактивная авиация, телевидение, радио, Интернет, мобильный телефон) соединяют людей на разных континентах. Географические препятствия и межгосударственные границы отступают. Пространство и время сжимаются, люди и народы сближаются.

Глобальная экономика. Возникает глобальная экономика. Все большее количество товаров производятся совокупными усилиями многих стран. Но в возникающей глобальной экономике доминируют 40 тысяч транснациональных корпораций (ТНК), которые в своем подавляющем большинстве принадлежат капиталу США, Западной Европы и Японии. Они нередко оттесняют на второй план или даже подчиняют себе экономики средних и небольших стран. Из 100 наиболее крупных экономических субъектов на планете 51 является ТНК и лишь 49 - странами. Речь идет о таких ТНК, как «Coca Cola», «Ford Motor», «Philip Morris», «Mitsubishi», «General Motors», «Toyota». Годовой оборот «General Motors» превышает валовой внутренний продукт (ВВП) Таиланда и Норвегии, оборот «Ford» - ВВП Польши, Греции, Малайзии.

Глобальная политика. Возникает глобальная политика и ее самым влиятельным и мощным субъектом стало сообщество развитых западных государств, лидером которых являются США. Западные державы, опираясь на свою экономическую и военную мощь, либо непосредственно образуют свои наиболее влиятельные международные организации (НАТО, «восьмерка»), либо “подминают” их под себя (Всемирное соглашение по тарифам и торговле, Мировой Банк, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития). Национальные государства отступают перед глобальной мощью сообщества западных держав. США и их союзники во имя алчных интересов своих ТНК, во имя своекорыстных политических интересов все более нагло и бесцеремонно попирают нормы международного права и совершают преступления против суверенных государств и их народов. Это убедительно продемонстрировали войны против Югославии и Ирака. В этих ситуациях роковым образом проявились негативные последствия прекращения существования СССР в качестве второй сверхдержавы, которая была противовесом США, мощным сдерживающим фактором по обузданию их агрессивной политики, давая возможность свободно развиваться другим народам незападных стран.

Глобальная культура. Возникает глобальная культура, которая объединяет весь мир. Весь мир потребляет кинопродукцию Голливуда (в различных странах мира она составляет от 60 до 100% национального кинорынка), читает книги о Гарри Поттере, слушает преимущественно англоязычную поп- и рок-музыку и т.д. Нетрудно заметить, что в основном эта продукция произведена преимущественно в США, Великобритании и других западных странах.

Глобальная наука. Формируется глобальная наука, чему способствуют международные академические обмены, развитие мировой академической инфраструктуры (интернациональные форумы, журналы, издательства).

Глобальный язык. Возник глобальный язык - английский, на котором проходит общение между различными странами и народами. Он связывает людей разных национальностей и цветов кожи, но, вместе с тем, его усиленное распространение угрожает в ряде отраслей общественной жизни (политике, бизнесе, науке) позициям даже очень развитых языков - русскому, китайскому, немецкому, французскому, испанскому и другим языкам. Сфера действия последних сужается даже на их национальных территориях. Национальные языки засоряются английским космополитическим сленгом, синтаксическими кальками, национальные языки деградируют до уровня смеси с английским языком.

2. Глобальные проблемы современности это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества.

Особенности глобальных проблем:

1. планетарный характер

2. могут привести к гибели всего человечества

3. могут быть решены лишь при объединении усилий всех стран и народов

Классификация и список глобальных проблем:

1. демографическая: проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа; демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых

2. экологическая: предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия; глобальное потепление; озоновые дыры

3. энергетическая: огра­ни­чен­ность при­род­ных за­па­сов уг­ле­во­до­род­но­го сырья

4. сырьевая: опу­сты­ни­ва­ние

5. со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские: проблема «Север-Юг»- преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности

6. политические: проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны, международный терроризм

Задания

1. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности. Сначала укажите взаимосвязь каких глобальных проблем Вы будете приводить, а затем пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) Экологическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны современного мира переводить вредные, экологически опасные производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»;

2) Проблема международного терроризма и угроза новой мировой войны. Например, угроза международного терроризма в современных условиях тесно переплетена с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);

3) Демографическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает их отставание от развитых в экономическом отношении стран.

2. При­ве­ди­те три при­ме­ра вза­и­мо­свя­зи гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти. Сна­ча­ла ука­жи­те вза­и­мо­связь каких гло­баль­ных про­блем Вы бу­де­те при­во­дить, а затем при­мер, ил­лю­стри­ру­ю­щий эту вза­и­мо­связь. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

1) Эко­ло­ги­че­ская про­бле­ма и про­бле­ма «Се­ве­ра и Юга». На­при­мер, угро­за эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са за­став­ля­ет раз­ви­тые в эко­но­ми­че­ском от­но­ше­нии стра­ны со­вре­мен­но­го мира пе­ре­во­дить вред­ные, эко­ло­ги­че­ски опас­ные про­из­вод­ства в стра­ны «тре­тье­го мира», что обост­ря­ет про­бле­му «Север — Юг»;

2) Про­бле­ма меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма и угро­за новой ми­ро­вой войны. На­при­мер, угро­за меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма в со­вре­мен­ных усло­ви­ях тесно пе­ре­пле­те­на с про­бле­мой предот­вра­ще­ния ядер­ной войны, со­хра­не­ния мира (тер­ро­ри­сты пы­та­ют­ся по­лу­чить до­ступ к тех­но­ло­ги­ям про­из­вод­ства ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния);

3) Де­мо­гра­фи­че­ская про­бле­ма и про­бле­ма «Се­ве­ра и Юга». На­при­мер, де­мо­гра­фи­че­ская про­бле­ма в со­вре­мен­ном мире вы­сту­па­ет пре­жде всего как про­бле­ма бур­но­го де­мо­гра­фи­че­ско­го роста стран «тре­тье­го мира», ко­то­рый уве­ли­чи­ва­ет их от­ста­ва­ние от раз­ви­тых в эко­но­ми­че­ском от­но­ше­нии стран.

3. Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три по­ло­жи­тель­ных по­след­ствия про­цес­са глобализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) Страны третьего мира получают доступ к достижениям научно-технического прогресса. Например, благодаря глобализации многие слаборазвитые страны Африки и Азии получили доступ к высоко технологическим товарам и технологиям (интернет, спутниковое телевидение, мобильная связь и т.д), что улучшает качество жизни населения;

2) Объединение государств для решения мировых проблем. Например, совместная борьба ведущих стран мира против международного терроризма в Сирии, почти полное уничтожение террористов ИГИЛ.

3) Стимулирующее влияние на экономику. Например, крупные национальные фирмы, выходят на международные рынки и становятся транснациональными корпорациями (Apple, Samsung, Газпром и др.), создавая рабочие места и выплачивая налоги во многих странах мира.

4. Проиллюстрируйте тремя при­ме­ра­ми вза­и­мо­связь проблемы, свя­зан­ной с уве­ли­че­ни­ем раз­ры­ва между раз­ви­ты­ми стра­на­ми и стра­на­ми «третьего мира», с про­бле­мой предот­вра­ще­ния новой ми­ро­вой войны.

1) Индо−пакистанский конфликт является локальным вооружённым кон­флик­том стран тре­тье­го мира, которые рас­по­ла­га­ют ядер­ным ору­жи­ем и могут потенциально его применить;

2) Из-за обостре­ния про­бле­мы обес­пе­че­ния сырьём и энер­го­ре­сур­са­ми наи­бо­лее раз­ви­тые стра­ны мира провоцируют, а ино­гда и сами участ­ву­ют в вой­нах за кон­троль над ис­точ­ни­ка­ми сырья (война в Пер­сид­ском за­ли­ве или американо-иракская война; уничтожение режима Муаммара Каддафи в Ливии);

3) Бед­ность от­дель­ных ре­ги­о­нов пла­не­ты (Сирия, Ирак, страны Африки) спо­соб­ству­ет рас­про­стра­не­нию в них наи­бо­лее радикальных, воинственных идеологий, при­вер­жен­цы ко­то­рых бо­рют­ся про­тив раз­ви­тых стран (ИГИЛ, Боко Харам, Аль-Каида).

5. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

В ответе указаны глобальные проблемы:

— демографическая;

— экологическая;

— разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

6. Современный мир не из­бав­лен от ряда ло­каль­ных войн, вооружённых конфликтов. Мно­гие мыслители от­но­сят локальные войны со­вре­мен­но­сти к гло­баль­ным проблемам, угрозам, сто­я­щим перед всем человечеством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние приведённой позиции.

1) любой ло­каль­ный конфликт, ло­каль­ная война могут стать аре­ной применения ору­жия массового по­ра­же­ния (химического, бактериологического, ядерного);

2) в ло­каль­ный конфликт могут втя­нуть­ся третьи страны, и тогда он пе­ре­рас­тет в ре­ги­о­наль­ный или даже мировой;

3) любой ло­каль­ный конфликт яв­ля­ет­ся почвой для фи­нан­со­вой подпитки тер­ро­ри­сти­че­ских организаций, ла­ге­рей подготовки боевиков, уси­ле­ния опасности де­я­тель­но­сти международных тер­ро­ри­стов и т. д.

Планы

1. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­сти». План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

1) По­ня­тие гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти и их виды:

а) де­мо­гра­фи­че­ская;

б) эко­ло­ги­че­ская;

в) про­бле­ма се­ве­ра и Юга и др.

2) Сущ­ность де­мо­гра­фи­че­ской гло­баль­ной про­бле­мы:

а) не­кон­тро­ли­ру­е­мый рост рож­да­е­мо­сти;

б) не­рав­но­мер­ное рас­се­ле­ние и т.д.

3) Не­га­тив­ное вли­я­ние де­мо­гра­фи­че­ской гло­баль­ной про­бле­мы на жизнь об­ще­ства:

а) мас­со­вые голод, бо­лез­ни, не­гра­мот­ность, от­сут­ствие нор­маль­но­го жилья;

б) без­ра­бо­ти­ца;

в) мас­со­вые ми­гра­ции;

г) про­бле­мы ас­си­ми­ля­ции при­ез­жих.

5) Пути пре­одо­ле­ния со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ских про­блем:

а) ре­ше­ние про­бле­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния чис­лен­но­сти на­ро­до­на­се­ле­ния;

б) осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ских про­блем.

2. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Про­бле­ма Се­ве­ра и Юга и пути её ре­ше­ния». План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

1) Про­бле­ма Се­ве­ра и Юга — одна из гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти.

2) Дру­гие виды гло­баль­ных про­блем:

а) эко­ло­ги­че­ская;

б) де­мо­гра­фи­че­ская;

в) меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм и т.д.

3) Сущ­ность про­бле­мы Се­ве­ра и Юга:

а) «де­мо­гра­фи­че­ский взрыв»;

б) голод, ни­ще­та, не­гра­мот­ность, бо­лез­ни;

в) без­ра­бо­ти­ца и ми­гра­ция в эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ные стра­ны мира.

4) Пути пре­одо­ле­ния эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти, бед­но­сти и ни­ще­ты стран «тре­тье­го мира»:

а) осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки;

б) уста­нов­ле­ние но­во­го ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го по­ряд­ка;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии про­блем Се­ве­ра и Юга.

3. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти и пути их ре­ше­ния». План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

1. По­ня­тие гло­баль­ные про­бле­мы.

2. Виды гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти:

а) эко­ло­ги­че­ская;

б) про­бле­ма Се­ве­ра и Юга;

в) угро­за Тре­тьей ми­ро­вой войны и т.д.

3. Осо­бен­но­сти гло­баль­ных про­блем, обу­слав­ли­ва­ю­щие спе­ци­фи­ку по­ис­ка путей их ре­ше­ния:

а) мас­штаб­ность;

б) за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы всех стран и на­ро­дов;

в) опре­де­ля­ю­щее вли­я­ние на раз­ви­тие об­ще­ства;

г) под­вер­жен­ность вли­я­нию лишь объ­единённым уси­ли­ям всего че­ло­ве­че­ства.

4. Пути ре­ше­ния гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти:

а) со­зда­ние меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ция, чья де­я­тель­ность на­прав­ле­на ре­ше­ние гло­баль­ных про­блем;

б) об­ра­ще­ние к по­ис­ку об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей;

в) вы­ра­бот­ка эф­фек­тив­ных форм со­труд­ни­че­ства, ко­то­рые поз­во­ли­ли бы всем стра­нам дей­ство­вать со­об­ща, не­смот­ря на раз­ли­чие со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских, ре­ли­ги­оз­ных, эт­ни­че­ских и иных ми­ро­воз­зрен­че­ских ори­ен­та­ций;

г) опора на опре­делённые ба­зис­ные цен­ност­ные ори­ен­та­ции (на­при­мер, гу­ма­низм).

5. Ре­ше­ние гло­баль­ных про­блем как усло­вие со­хра­не­ния ци­ви­ли­за­ции — общее дело всего че­ло­ве­че­ства.

4. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти». План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

1. По­ня­тие гло­баль­ные про­бле­мы.

2. Виды гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти:

а) эко­ло­ги­че­ская;

б) про­бле­ма Се­ве­ра и Юга;

в) угро­за Тре­тьей ми­ро­вой войны и т.д.

3. Осо­бен­но­сти гло­баль­ных про­блем, обу­слав­ли­ва­ю­щие спе­ци­фи­ку по­ис­ка путей их ре­ше­ния:

а) мас­штаб­ность;

б) за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы всех стран и на­ро­дов;

в) опре­де­ля­ю­щее вли­я­ние на раз­ви­тие об­ще­ства;

г) под­вер­жен­ность вли­я­нию лишь объ­единённым уси­ли­ям всего че­ло­ве­че­ства.

4. Пути ре­ше­ния гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти:

а) со­зда­ние меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ция, чья де­я­тель­ность на­прав­ле­на ре­ше­ние гло­баль­ных про­блем;

б) об­ра­ще­ние к по­ис­ку об­ще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей;

в) вы­ра­бот­ка эф­фек­тив­ных форм со­труд­ни­че­ства, ко­то­рые поз­во­ли­ли бы всем стра­нам дей­ство­вать со­об­ща, не­смот­ря на раз­ли­чие со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских, ре­ли­ги­оз­ных, эт­ни­че­ских и иных ми­ро­воз­зрен­че­ских ори­ен­та­ций;

г) опора на опре­делённые ба­зис­ные цен­ност­ные ори­ен­та­ции (на­при­мер, гу­ма­низм).

5. Ре­ше­ние гло­баль­ных про­блем как усло­вие со­хра­не­ния ци­ви­ли­за­ции — общее дело всего че­ло­ве­че­ства.

5. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Эко­ло­ги­че­ский кри­зис как гло­баль­ная про­бле­ма со­вре­мен­но­сти». План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

1. По­ня­тие гло­баль­ные про­бле­мы, их виды:

а) эко­ло­ги­че­ская;

б) про­бле­ма Се­ве­ра и Юга;

в) меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм.

2.Сущ­ность гло­баль­но­го эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са:

а) ис­чез­но­ве­ние био­ло­ги­че­ских видов;

б) за­гряз­не­ние ат­мо­сфе­ры, почвы, ми­ро­во­го оке­а­на;

г) гло­баль­ное по­теп­ле­ние и т.д.

3. При­чи­ны гло­баль­ной эко­ло­ги­че­ской про­бле­мы:

а) Рост мас­шта­бов хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей.

б) По­тре­би­тель­ское от­но­ше­ние к при­ро­де.

4. При­зна­ки гло­баль­ной эко­ло­ги­че­ской про­бле­мы:

а) за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы всех стран и на­ро­дов;

б) тре­бу­ет не­мед­лен­но­го ре­ше­ния и объ­еди­не­ния уси­лий всего че­ло­ве­че­ства и т.д.

5. Пути пре­одо­ле­ния эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са:

а) из­ме­не­ние от­но­ше­ния людей к при­ро­де;

б) наука на служ­бе эко­ло­гии;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии эко­ло­ги­че­ских про­блем.

6. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Про­бле­ма меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма как гло­баль­ная про­бле­ма со­вре­мен­но­сти». План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

1. По­ня­тие гло­баль­ные про­бле­мы, их виды:

а) эко­ло­ги­че­ская;

б) про­бле­ма Се­ве­ра и Юга;

в) меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм.

2. При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма:

а) раз­рыв в уров­нях эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия между стра­на­ми и ре­ги­о­на­ми мира;

б) агрес­сив­ное внед­ре­ние цен­но­стей и норм за­пад­но­го об­ще­ства в не­за­пад­ный мир, при­тес­не­ние не­за­пад­ных куль­тур и цен­но­стей;

в) по­ли­ти­че­ское до­ми­ни­ро­ва­ние за­пад­ных стран в гло­баль­ном мире.

3. Осо­бен­но­сти меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма на со­вре­мен­ном этапе:

а) над­на­ци­о­наль­ный ха­рак­тер;

б) ис­поль­зо­ва­ние со­вре­мен­ных се­те­вых тех­но­ло­гий и ре­сур­сов;

в) на­ли­чие зна­чи­тель­ных фи­нан­со­вых, ин­тел­лек­ту­аль­ных, люд­ских ре­сур­сов;

г) ис­поль­зо­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных и со­ци­о­куль­тур­ных про­грамм­ных уста­но­вок.

5. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­стов:

а) ор­га­ни­за­ция пси­хо­ло­ги­че­ских атак с ис­поль­зо­ва­ни­ем медиа-тех­но­ло­гий;

б) под­го­тов­ка и про­ве­де­ние тер­ро­ри­сти­че­ских актов;

в) ор­га­ни­за­ция атак в Ин­тер­не­те на круп­ные фи­нан­со­вые цен­тры, банки.

6. Пути и спо­со­бы борь­бы ми­ро­во­го со­об­ще­ства с тер­ро­ри­ста­ми.

7. Роль РФ в про­ти­во­дей­ствии тер­ро­ри­сти­че­ской угро­зе.

7. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Гло­ба­ли­за­ция со­вре­мен­но­го об­ще­ства». План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

1. По­ня­тие гло­ба­ли­за­ции.

2. Эко­но­ми­че­ская гло­ба­ли­за­ция:

а) ми­ро­вое раз­де­ле­ние труда;

6) де­я­тель­ность ТНК;

в) меж­ду­на­род­ная фи­нан­со­вая си­сте­ма;

г) ми­ро­вая тор­гов­ля и др.

3. Ми­гра­ция на­се­ле­ния в со­вре­мен­ном мире:

4. Ме­ж­эт­ни­че­ский диа­лог.

5. Раз­ви­тие ком­му­ни­ка­ций, ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

6. Гло­ба­ли­за­ция в сфере куль­ту­ры:

а) рас­про­стра­не­ние мас­со­вой куль­ту­ры;

6) ве­стер­ни­за­ция;

в) ин­те­гра­ция на­ци­о­наль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных си­стем;

г) ин­те­гра­ция и ко­ор­ди­на­ция на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и др.

8. Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­го об­ще­ства:

а) эко­ло­ги­че­ская;

б) про­бле­ма Се­ве­ра и Юга;

в) меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм и т.д.

9. Гло­баль­ные по­ли­ти­че­ские ин­сти­ту­ты.

8. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Гло­ба­ли­за­ция и её по­след­ствия». План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

1. Гло­ба­ли­за­ция — по­ня­тие.

2. Фак­то­ры гло­ба­ли­за­ции:

а) де­я­тель­ность транс­на­ци­о­наль­ных кор­по­ра­ций;

б) раз­ви­тие средств ком­му­ни­ка­ции;

в) новый виток на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са и т.д.

3. По­зи­тив­ные по­след­ствия гло­ба­ли­за­ции:

а) углуб­ле­ние спе­ци­а­ли­за­ции и меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния труда;

б) эко­но­мия на мас­шта­бах про­из­вод­ства;

в) уско­ре­ние об­ме­на но­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми и т.д.

4. Не­га­тив­ные по­след­ствия гло­ба­ли­за­ции:

а) обостре­ние гло­баль­ных про­блем;

б) не­рав­но­мер­ность рас­пре­де­ле­ния пре­иму­ществ от гло­ба­ли­за­ции и т.д.

Задания

1.Назовите любые два социальных последствия научно-технического прогресса в современном мире и проиллюстрируйте каждое из них примером.

1. Благодаря развитию коммуникаций, мир стал «единым», расстояние теперь не мешает общению людей. Не так давно был изобретен Интернет, но во многом именно благодаря ему каждый человек теперь может связаться с другим, где бы он ни находился.

2. Развитие автомобилестроения, авиастроения и т.д. позволило людям попадать в любые места гораздо быстрее чем раньше. Если когда-то чтобы попасть с одного материка на другой надо было несколько недель плавать на кораблях, теперь туда можно попадать на самолетах за считанные часы.

3. Развитие технологий в области машиностроения позволило людям почти отказаться от ручного труда. С использованием машин отпала нужда в труде рабочих, то что раньше требовало усилий нескольких десятков или сотен человек сейчас может быть выполнено всего одной машиной.

2.Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример.

1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей;

2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами;

3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса.

1. «Одна из су­ще­ству­ю­щих ныне точек зре­ния состоит в том, что выс­шим и все­об­щим объективным кри­те­ри­ем общественного про­грес­са является раз­ви­тие производительных сил, вклю­чая развитие са­мо­го человека».

2. Противоречивость об­ще­ствен­но­го прогресса про­яв­ля­ет­ся в том, что со­вер­шен­ство­ва­ние в одних об­ла­стях оборачивается по­те­ря­ми в других.

3. Одним из кри­те­ри­ев общественного про­грес­са является воз­рас­та­ние степени свободы, ко­то­рую общество может предо­став­лять человеку.

4. Назовите любые три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

1) свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);

2) транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;

3) исследования в области ядерной физики способствовали открытию нового источника энергии (АЭС), но поставили под угрозу существование человечества благодаря изобретению атомного оружия

В философском словаре приведено такое определение этого явления: «направление поступательного развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному». Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.

1) понятие: общественный (социальный) прогресс;

2) три критерия:

- рост продолжительности жизни;

- расширение образовательных возможностей людей;

- активное развитие науки и техники;

- улучшение уровня и качества жизни людей;

- демократизация политической жизни.

6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) переход к более высокому уровню развития (например, в период коллективизации в СССР происходит механизация сельского хозяйства, растет производительность труда и урожайность);

2) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы, которая поставила под угрозу существование всего человечества, с другой стороны был изобретен новый источник энергии — АЭС);

3) относительный характер (например, появление авангардных направлений в искусстве XX века было неоднозначно воспринято обществом, кто-то увидел в этом прогресс в искусстве, а кто-то его деградацию).

7. Укажите три критерия общественного прогресса и каждый из них проиллюстрируйте конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей;

2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами;

3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания.

8. Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);

2) транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;

3) исследования в области ядерной физики способствовали открытию нового источника энергии (АЭС), но поставили под угрозу существование человечества благодаря изобретению атомного оружия.

9. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Про­бле­ма об­ще­ствен­но­го про­грес­са». План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

1. По­ня­тие со­ци­аль­ный про­гресс.

2. Спе­ци­фи­ка со­ци­аль­но­го про­грес­са:

а) про­ти­во­ре­чи­вость;

б) от­но­си­тель­ность;

в) спо­соб­ству­ет пе­ре­хо­ду об­ще­ства к более со­вер­шен­ным фор­мам со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции.

3. Про­ти­во­ре­чи­вость про­грес­са:

а) не­оди­на­ко­вость про­грес­са в раз­лич­ных сфе­рах;

б) про­гресс в одних сфе­рах со­про­вож­да­ет­ся ре­грес­сом в дру­гих.

4. Кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са:

а) раз­ви­тие науки и тех­ни­ки;

б) рост лич­ност­ной сво­бо­ды че­ло­ве­ка;

в) раз­ви­тие че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма.

5. Формы со­ци­аль­но­го про­грес­са:

а) ре­во­лю­ция;

б) эво­лю­ция;

в) ре­фор­мы.

6. По­ня­тие со­ци­аль­ный ре­гресс.

Практическая работа

Текст 1.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Названы три группы рисков:

— Риски глобальных финансовых рынков;

— Риски для занятости и доходов;

— Опасности для здоровья.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Названы две позитивных характеристики глобализации.

— способствует политическому и культурному сотрудничеству стран;

— способствует углублению специализации и международного разделения труда;

— позволяет решить глобальные проблемы.

2. Прокомментирована одна из характеристик, допустим:

— Благодаря процессам глобализации углубляется специализация ряд стран, что способствует более рациональному распределению ресурсов, переносу производств, удешевлению товаров и услуг и в конечном итоге повышению жизненного уровня населения. Так, например, многие промышленные производства были перенесены из США в Китай, из Западной Европы в Восточную, так как там более дешевая рабочая сила.

Могут быть указаны и прокомментированы другие характеристики.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Указаны формы экономической интеграции.

— экономические союзы;

— зона свободной торговли;

— общие рынки;

— таможенные союзы;

— валютные союзы.

2. Названа реальная организация, например:

— Таможенный союз ЕврАзЭС;

— Европейский союз;

— Европейская экономическая зона;

— Общий рынок Карибского сообществ;

— Североамериканское соглашение о свободной торговле.

Текст 2.

Как авторы определяют экономическую суть глобализации? Какой, по мнению авторов, главный фактор глобализации, разрушающий границы национальных экономик? В чём авторы видят сложность создания в настоящее время единой интеграционной модели мирового хозяйства?

Какие перспективы видят мировые державы и развивающиеся страны в интеграции мировой экономики? Почему данное различие, по мнению авторов, является потенциальным источником конфликтов? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «глобализация».

3. Какой, по мнению авторов, фактор способствует успешной экономической интеграции? Назовите два примера экономической интеграции.

В процессе глобализации наиболее отчетливо проявляются кардинальные изменения, происходящие в мировом хозяйстве, именно финансовый капитал выступает главным фактором, разрушающим границы национальной экономики. Глобализация является наивысшим уровнем взаимодействия и взаимопроникновения национальных экономических систем, выражающихся в полной утрате всякой экономической самостоятельности, изменении и ослаблении функций национального государства, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований.

Мировые и региональные державы видят в интеграции мощный инструмент своего политико-экономического доминирования; развивающиеся страны рассматривают ее как возможность укрепления своих позиций на мировой экономической арене и лучшей защиты национальных интересов в условиях глобализации мировой экономики.

Процесс глобализации протекает в условиях сильно поляризованной мировой архитектуры в плане экономической мощи и возможностей. Такое положение является потенциальным источником рисков, проблем и конфликтов. Несколько ведущих стран контролируют значительную часть производства и потребления, в них формируются “центры экономического притяжения капиталов”. Их внутренние приоритеты и ценностные ориентиры накладывают отпечаток на все крупнейшие сф



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.177 с.)