Порядок направления органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и дознание, материалов следователю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок направления органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и дознание, материалов следователю



Рассматривая вопросы, касающиеся порядка направления оперативными подразделениями материалов следователю, необходимо отметить, что основные аспекты алгоритма межведомственного взаимодействия закреплены в Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27.09.2013 № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 (далее – Инструкция).

Инструкция, согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 12.08.1995                № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон № 144-ФЗ), определяет порядок представления оперативно-служебных документов, а также устанавливает требования, предъявляемые к их содержанию и оформлению.

Соблюдение порядка передачи результатов оперативно-розыскной деятельности и требований, изложенных в Инструкции, обязательны для выполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД), а их нарушение может повлечь за собой признание доказательств, которые были получены при проведении ОРМ, недопустимыми. На это указывает статья 89 УПК РФ, которая устанавливает прямой запрет на использование результатов ОРД в процессе доказывания, если они не соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам, содержащимся в УПК РФ.

Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются органу дознания, следователю или в суд в следующих случаях:

при содержащихся в них достаточных данных, которые указывают на признаки преступления;

выполнения поручений дознавателя, органа дознания, следователя или судебного решения о проведении ОРМ по уголовным делам и материалам о проверке сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

исполнения запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов других стран и в иных случаях.

При передаче материалов для возбуждения уголовного дела представляется рапорт об обнаружении признаков преступления или сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности. Он составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. При этом в соответствии с пунктом 18 Инструкции оперативно-служебные документы, направляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать следующие данные, указывающие на признаки преступления: сведения о месте, времени, обнаружения признаков преступления, предусмотренного УК РФ; обстоятельства, при которых обнаружены данные о преступлении; сведения о лицах, совершивших противоправные деяния, и об очевидцах преступления (при их установлении); информация о фактическом местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; данные о фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, в соответствии со статьей 144 УПК РФ материалы оперативных подразделений, представляемые для возбуждения уголовного дела по преступлениям, предусмотренным статьями 198–1991 УК РФ, должны содержать оперативно-служебные документы с предварительным расчетом предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

Предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки, как правило, производится в ходе исследования предметов и документов либо при производстве ОРМ «Наведение справок» в налоговом органе, при проведении которого представляются материалы (акты, решения и другие документы) налоговых проверок налогоплательщика.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ по налоговым преступлениям, в соответствии с пунктом 19 Инструкции могут содержать следующие сведения: о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о фактических обстоятельствах, которые могут позволить определить очередность проведения и объем следственных и процессуальных действий, избрать тактические приемы их производства и оптимизировать расследование конкретного уголовного дела.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом № 144-ФЗ и Инструкцией, в направляемых материалах должны обязательно находиться следующие документы:

сообщение о результатах оперативно-служебной деятельности, оформленное в соответствии с приложением № 1 к Инструкции, которое включает: основание направления (статья 11 Закона № 144-ФЗ); цель направления (сведения могут быть использованы для формирования доказательственной базы, использоваться в подготовительных мероприятиях для проведения следственных действий и т.д.); место и время проведенного оперативно-розыскного мероприятия и полученные результаты; время, место и должностное лицо, санкционировавшее проведение ОРМ, наличие судебного решения (при необходимости его получения); приложение (приводятся сведения о прилагаемых к сообщению предметах, веществах, материальных носителях информации с описанием их отличительных свойств, обстоятельств их обнаружения, изъятия, истребования или получения). В случае необходимости, к примеру, при большом объеме материалов фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписей, а также иных материальных объектов, описание их индивидуальных признаков может излагаться в отдельном приложении к сообщению или рапорту. Однако краткая информация о времени, месте и об обстоятельствах получения указанных предметов, материалов и других объектов, полученных при осуществлении ОРМ, должна быть обязательно отражена в указанных документах;

постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, оформленное в соответствии с приложением № 2 к Инструкции. Постановление составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Первый экземпляр направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного либо литерного дела;

оперативно-служебные документы и их носители (акты, справки, объяснения, рапорты, материалы фото- и киносъемки, видеозаписи и т.д.).

Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от царапин, стирания, обесцвечивания и иных повреждений). При направлении фонограмм необходимо прилагать стенограмму записи переговоров. Допустимо представление копий (выписок) документов и материалов, полученных при проведении ОРМ, в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель. При направлении копий документов или носителей, содержащих часть переговоров, необходимо обязательно указывать данное обстоятельство в сообщении и на бумажном носителе записи переговоров. В таких случаях оригиналы хранятся в органе, осуществлявшем ОРМ, до истребования их должностным лицом, производящим расследование уголовного дела, или до завершения судебного разбирательства и вступления в законную силу приговора суда либо прекращения уголовного преследования.

Передаваемые результаты ОРД, при наличии определенных обстоятельств, могут также содержать:

рапорт об обнаружении признаков преступления, если направленные оперативно-служебные документы и их носители могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей при наличии в материале документов и материальных носителей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, выносится начальником (заместителем начальника) органа, осуществляющего ОРД, при установлении необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в передаваемых материалах. Указанное постановление составляется в двух экземплярах и оформляется в соответствии с приложением  № 3 к Инструкции. Первый экземпляр направляется в органы дознания, следствия или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета либо к материалам номенклатурного дела. В других случаях результаты ОРД, содержащие информацию, составляющую государственную тайну, могут быть представлены при соблюдении требований, предъявляемых к ведению секретного делопроизводства. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, подлежит обязательному согласованию с исполнителями данных мероприятий и осуществляется с соблюдением режима работы со сведениями, составляющими государственную тайну;

постановление начальника (заместителя начальника) органа, осуществляющего ОРД, при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена, либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения;

копии судебных решений о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.

При проведении отмеченных ОРМ судебные решения, как правило, содержат сведения, составляющие соответствующую тайну, и подлежат рассекречиванию в соответствии с ведомственными нормативными актами.                Этот факт необходимо учитывать при планировании сроков передачи результатов ОРД и решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

При этом необходимо отметить, что статьей 11 Закона № 144-ФЗ предусмотрен порядок направления результатов ОРД в налоговые органы для осуществления ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

В связи с этим результаты ОРД могут содержаться в материалах налоговых проверок ФНС России, поступающих в следственные органы для принятия решения, в порядке, предусмотренном статьями 144–145 УПК РФ.

Порядок межведомственного взаимодействия при направлении результатов оперативно-розыскной деятельности в налоговый орган отражен в             совместном приказе МВД России и ФНС России от 29.05.2017                                        № 317/ММВ/72/481@ и имеет свои особенности.

Данное обстоятельство необходимо учитывать должностным лицам следственных органов при проверке соответствия представленных результатов ОРД требованиям уголовно-процессуального законодательства.

Кроме того, порядок осуществления соответствующего взаимодействия также урегулирован положениями межведомственного приказа                    Генпрокуратуры России, ФНС России, МВД России и СК России от 08.06.2015         № 286/ММВ-7-2/232@ «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями».

Согласно части 7 статьи 144 УПК РФ при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198–1991 УК РФ, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела обязан в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо касаемо сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 1993 и 1994 УК РФ, – в территориальный орган страховщика, в котором состоит на учете страхователь, копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

Положения части 7 статьи 144 УПК РФ носят императивный характер и соблюдение предусмотренной ею процедуры является обязанностью, а не правом следователя. Поэтому даже если в поступившем материале содержатся документы налоговой проверки (копии акта налоговой проверки, решения налогового органа), исполнять рассматриваемые требования обязательно.

При этом следует иметь в виду, что данная процедура предусмотрена только применительно к сообщениям о названых выше преступлениях, поступивших из органов дознания.

Кроме того, исходя из взаимосвязанных положений части 7                                 статьи 144 УПК РФ и статей 198–1994 УК РФ направляемый органом внутренних дел материал о налоговом преступлении должен содержать предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам. В противном случае такой материал не будет содержать сведений о суммах неуплаченных налогов, сборов и (или) страховых взносов, а значит и данных о признаках преступления.

В свою очередь, налоговый орган или территориальный орган страховщика по результатам рассмотрения материалов, направленных следователем следственного органа, не позднее 15 суток с момента их получения возвращает документы, подтверждающие обстоятельства совершения налоговых преступлений (за исключением случаев представления их копий), а также:

направляет заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и (или) законодательства об обязательном социальном страховании и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, когда обстоятельства, указанные в представленном материале, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, и информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения. К заключению прилагаются копии документов, подтверждающих выводы о нарушении законодательства о налогах, сборах и (или) страховых взносах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам;

информирует о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится соответствующая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу;

информирует об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах и (или) законодательства об обязательном социальном страховании в случае, если указанные в представленном материале обстоятельства не были предметом исследования при проведении соответствующей проверки.

По результатам рассмотрения материалов о налоговых преступлениях следственный орган принимает процессуальное решение в соответствии со статьями 144–145 УПК РФ и в течение 3 дней уведомляет об этом орган дознания, направивший материалы.

В соответствии с частью 9 статьи 144 УПК РФ после получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении, следователем должно быть принято процессуальное решение.

При этом уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями  198–1991, 1993, 1994 УК РФ, может быть возбуждено до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или соответствующей информации при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Исходя из этого полученные следователем из налогового органа или территориального органа страховщика заключение или информация не должны рассматриваться как предрешающие выводы о наличии (отсутствии) признаков налогового преступления. Данное заключение (информация) подлежит учету и оценке наряду с другими сведениями, полученными в ходе процессуальной проверки, в том числе содержащимися в представленных органом дознания материалах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.015 с.)