Метроритмические признаки жанров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метроритмические признаки жанров



Жанр Особ-сти метра Характерн. ритм. рисунок Темп Примеры из музыки
Полонез 3-хдольный умеренный Шопен, Полонез Ля мажор
Мазурка 3-хдольный, с ослаблением сильной доли острый, пунктирный, часто с акцентом на 2 доле и синкопой:   быстрый Глинка, Мазурка из "Ив.Сусанина»
Вальс 3-хдольный, с выделением сильной доли отделенный бас, ровные длит-сти в сопровождении умеренный Чайковский, Вальс из "Евгения Онегина"
Менуэт 3-хдольный, весомость каждой доли изящный мелод. рисунок, отраж. пластику танца: поклоны, плавные приседания умеренный Гайдн, Менуэт из симфонии №104
Полька 2-хдольный, 2/4 отделенный бас в сопровождении быстрый Рахманинов Полька
Марш 2-хдольный, 4/4 пунктирный ритм умеренный или медл. Верди Марш из "Аиды"
Ноктюрн 2-хдольный В сопровождении ровные длит-сти, движение по звукам аккордов умеренный или медл. Ноктюрны Шопена
  Сицилиана 6/8 или 12/8. спок., плавное движение с пунктиным ритмом умеренный Моцарт Сон. №11, 1ч., тема
Баркарола (от ит. - лодка) 6/8 мягкое, "колеблющееся" движение мелодии, ассоц. с покачиванием лодки умеренный Ф.Мендельсон Песня венецианского гондольера
Тарантелла (ит.) 3/8, 6/8, 12/8 непрерывное движение восьмыми быстрый Д.Россини Тарантелла

Метрические акценты могут появляться равномерно, периодично – это строгая метрика (танцы, марши); через неравные промежутки времени – свободная метрика, проявл. в смешанных и переменных размерах (рус. протяжн. песни)

Размер количественное выражение метра,  указывающее на количество долей и  на продолжительность каждой доли (исключение - знак С - размер 4/4, и  - alla breve, от ит. – сокращенно, соотв. размеру 2/2).

Размеры подразделяются на простые и сложные. В простых размерах (2-дольн. или 3-дольн.) содерж. одна сильная доля: 2/2, 2/4, 2/8, 2/16, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.

Сложными наз. р-ры, возникшие от слияния неск. простых. В сложных однородных размерах число метрич. акцентов соответств. числу простых тактов в нем: 4/4=2/4+2/4, 6/8=3/8+3/8, 12/8=3/8+3/8+3/8+3/8 и т.д.

Сложные смешанные размеры возникли от слияния простых неравных тактов: 5/4=2/4+3/4 (М.Глинка Хор «Разгулялися»); 7/8 3/8+2/8+2/8. В сложных размерах оказ. 2 или 3 сильные доли, совпад. с первыми долями сост. их простых размерах. Первая из них явл. сильной долей, последующие — относительно сильными долями.

Как гласит известная байка, обнаружив в "Садко" хор "Уж ты Сад-Садко, пригожий молодец" в диковинном размере 11/4, дирижер N подтекстовал его фразой "Римский-Корсаков совсем с ума сошел". Другой 11-дольн. хор имеется в финале "Снегурочки" ("Свет и сила, бог Ярило").

 

7-дольных мелодий у Р-К еще больше, а 5-дольные со времен Глинки для рус. музыки вполне привычны

Переменным наз. размер с изменяющимся количеством счетных долей.

Если чередование (смена) опред. размеров в пр-нии производится равномерно, то такой переменный размер наз. периодическим. В этом случае в начале пьесы сразу выст. обозначения обоих (или неск.) р-ров. Если же смена размеров будет происх. без опред. системы, то данный размер наз. непериодическим. Тогда всякий раз выст. обозначение вновь наступившего размера

Переменные р-ры хар. для рус. протяжных нар. песен; нередко они встречаются в композ. тв-ве (напр.; в пр-ях Р-К, Скрябина, Стравинского и др.).

Тактом наз. расстояние от одной сильной  доли до другой. Затакт – неполный такт, нач. со слабой доли. Затакт, сост. более половины такта наз. генеральным затактом. Д.Шостакович. Лирический вальс.

Виды ритмич. движения. Самым простым явл. равномерный ритм (сочетание одинаковых длит-стей). Он чаще всего связ. с лирикой, с состоянием покоя.

Пунктирный ритм (пункт – в пер. – точка) - четкий и действенный.

Синкопа ( от греч. сокращение)- смещение акцента с сильной доли на слабую. Ее выразит. смысл – созд-е противоречия между ритм. и метр. акцентами.Различают два вида синкоп: междутактовую и внутритактовую. Разновидностью внутритактовой синкопы является синкопа внутридолевая (Р. Шуман. Карнавал, «Признание»). Вместо сильн. доли может быть пауза. Чайковский Святки

Иногда приемы синкопирования совмещаются, напр. внутритактовая синкопа совмещается с междутактовой – возникает сложная синкопа.

Особые виды ритмич. деления

Деление на 3 ч. вместо 2 образ. триоли Деление на 5 ч. вместо 4 образ. квинтоли Деление на 6 ч. вместо 4 образ. секстоли Деление на 7 ч. вместо 4 образ. септоли Деление на 9 ч. вместо 8 образ. новемоль Деление на 10 ч. вместо 8 образ. децимоль 11, 12, 13..20 вместо 8 наз. фиоритурами.   Деление на 2 ч. вместо 3 образ. дуоли Деление на 4 ч. вместо 3 образ. квартоли

 

Такие фигуры обозн. цифрой, кот. ставится у ребра или у квадратной скобки.

Полиметрия и полиритмия

Полиметри́ей называется сочетание разных метров. При этом первые доли тактов не совпадают. Один из хрестом. примеров полиметрии — сцена бала в опере Моцарта “Дон-Жуан” В звучании 3 различных оркестров одновременно сочетаются 3 разных танца – парадный менуэт на 3/4, контрданс на 2/4 и лендлер на 3/8.

Если сильн. доли в размерах совпадают (напр. 4/4и 12/8), то это не полиметрия.

Полиритми́я – одноврем. сочетание 2 или большего числа различ. ритм. фигур с неодинаковым кол-вом временных долей в такте. В отлич. от полиметрии все осн. сильн. доли тактов при полиритмии совпадают (напр., дуоли и триоли ) – Шуман Эвзебий

Внедрение 2-дольных мотивов в 3-дольн. такты наз. гемиолой (в пер. – полуторный)                                                                                        

                                                                           Моцарт Соната №12

                                                      |________________________________________|

Темп - скорость исполнения муз. про-ния. Он опред-ся частотой пульсации метр. долей. До XVII в. не прим. обозначений темпов, т.к. длит-сти обознач. некую реальн. абсолютн. протяженность звука, принятую в муз. практике.

Темпы подраздел. на медленные, умеренные и быстрые. Обознач. они обычно итальянскими терминами (Дебюсси часто польз. франц. обозначениями, Шуман —  немецкими).

Медленные темпы: Умеренные темпы: Быстрые темпы:
Adagio — медленно Andante — не спеша Andantino – немного скорее Allegro — скоро Allegretto – чуть медленнее
Largo — широко Largetto – немного скорее Moderate — умеренно Vivo (vivace) — живо vivacissimo–в превосх. степ
Lento — протяжно

Sostenuto — сдержанно

Presto — быстро

Prestissimo–предельно быстро

Grave — тяжело

 

Дополнительные обозначения:

molto - очень assai - весьма non troppo – не слишком sempre – все время poco a poco - постепенно piu – более, meno – менее quasi - вроде ma - но

 

Для постепенного изменения темпа используются следующие обозначения:

ritenuto — задерживая accelerando — ускоряя
ritardando — запаздывая stringendo — ускоряя
allargando — расширяя

stretto — сжимая

rallentando — замедляя

При возвращении прежнего темпа ставятся обозначения: a tempo — в темпе, Tempo primo, Tempo I, Listesso tempo — первоначальный темп

Отклонения от темпа в классич. музыке – минимальные, в романтич. – более свободные.

 

Если автор хочет указать точный темп, он указывает его по метроному (изобрет. Мельцелем в 1816 г.) Он обознач. либо полно: М. М.  = 80, либо сокращенно:  = 80.

 

Исполнитель почти всегда отступает от точного темпа в худож. целях. Такие отклонения от темпа наз. агогикой (в пер. с греч. увод, унесение). Агогические отклонения:

meno mosso — менее подвижно piu mosso – более подв. non tanto — не очень
rubato (в пер. — «похищенное время») — свободно ad libitum (ад либитум– по желанию) – произвольн. темп con moto - с движением

 

 

ХАРАКТЕР ИСПОЛНЕНИЯ:

1. Agitato Аджитато Возбуждённо, взволновано
Alla Marcia Алля марчья В духе марша
Amoroso  (Con amore) Аморозо (Кон аморэ) Любовно
Animato, Con anima Анимато, кон анима Воодушевленно, оживлённо
Appassionato Аппассьёнато Страстно
Brillante Бриллянтэ Блестяще
Buffo, Burlesco Буффо, Бурлэско Комически
Cantabile Кантабилэ Певуче
Capriccioso Каприччьозо Капризно
Calando Каляндо Успокаиваясь
Con brio,  Con calore Кон брио, кон калорэ С жаром
Con spirit, Spirituoso Кон спирито, Спиритуозо С воодушевлением
Con forza Кон форца С силой
Con fuoco Кон фуоко С огнём
Con ira Кон ире С гневом
2.Con moto Кон мото Подвижно
Con passion Кон пассьёнэ Со страстью
Divizi Дивизи Разделение
Dolce,  Dolcissimo Дольчэ Мягко, нежно
Dolente,  Doloroso Долэнтэ, Долорозо Грустно, жалобно
Elegante Элегантэ Изящно, красиво
Energico Энэрджико Энергично
Eroico Эроико Героически
Espressivo, Con espressione Эспрэссиво, Кон эспресьёнэ Выразительно
Feroce Фэрочэ Дико, свирепо
Funebre Фунебрэ Похоронно
Furioso Фурьёзо Бешено
Giocoso Джьокозо Шутливо, игриво
Grazioso Грацьёзо Грациозно
Lagrimoso Лагримозо Скорбно, печально
Leggiero Лэджьеро Легко
Lugubre Люгубрэ Мрачно
3.Maestoso Маэстозо Торжественно, величаво
Marcato Маркато Подчеркивая
Marciale Марчьялэ Маршеобразно
Marziale Марцьялэ Воинственно
Mesto Мэсто Печально
Morendo Морэндо Замирая
Pastorale Пасторалэ Пастушески
Patetico Патэтико Страстно
Pesante Пезантэ Грузно, тяжеловесно
Recitando Рэчитандо Рассказывая
Rigoroso Ригорозо Строго, точно
Risoluto Ризолюто Решительно
Scherzando, Scherzoso Скэрцандо, Скэрцозо Шутливо
Semplicе Сэмпличэ Просто
Sonore Сонорэ Звучно
Tranquillo Транкуилле Спокойно

Артикуляция (в пер. с ит. – расчленяю) – способ звукоизвлечения. Слитное исполнение – legato, отрывистое – staccato, подчеркнутое исп-е – marcato (в пер. выделять). Удлиненное staccato – portamento (в пер. – перенося), обознач. одновременно точками и лигой.

Группировка длит-стей – образов-е ритм. групп внутри такта для упорядочения записи ритма. Группа – ряд длит-стей, объед. общим ребром

Группировка в инструм. музыке.

1. В простых размерах должно быть столько групп, сколько счетных долей в такте.

2. В случае мелкого ритм. деления группа может делиться на подгруппы, объед. общим ребром: .

3. Паузы могут дробиться или входить в состав групп. Напр.: ,

4. Слигованные длит-сти внутри групп следует записывать одной нотой. Длит-сти, выраж. одной нотой и переходящие из одной группы в другую, надо разбивать на две и объед. их лигой.

5. В сложных размерах кол-во групп в одном такте соотв. кол-ву простых тактов в нем (6/8=3/8+3/8). В остальном - правила группировки те же, что и в простых размерах.

Исключения: 1. Все мелкие длит-сти в такте обычно объед-ся в одну группу.

2. Если одна длит-сть занимает несколько долей или целый такт, то она не дробится

3. Ноты с точками могут разрывать доли в простом такте и простые такты внутри сложных. Но не ставят точку у последней ноты в группе

 Встреч. другие случаи отклонения правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо синкопир. ритм, либо особенности фразировки, либо появление в рамках данного размера иных метр. акцентов (бывает, что ребра переходят даже через такт. черту)

Группировка в вокальной музыке зависит от распределения слогов в тексте.

1. Если на слог текста приходится лишь один звук, то эта нота записывается отдельно.

2. Если один слог текста распевается на неск. звуках, они объединяются в одну группу общим ребром и объед. лигой. Это хар для русских нар. протяжных песен.

ИНТЕРВАЛЫ (вне лада)

Интервал (от лат. — промежуток) в музыке - соотношение 2 звуков по высоте. Нижний звук явл. основанием, а верхний — вершиной интервала.

По способу воспроизведения интервалы бывают мелодические и гармонические.

Мелодическим наз. интервал, звуки кот. берутся последовательно. Гармоническим наз. интервал, оба звука кот. берутся одновременно.

Всякий интервал имеет ступеневую и тоновую величину. Для названий интервалов используются итальянские порядковые числительные. Ступеневая величина определяет название интервала. Тоновой величиной наз. количество тонов и п/т, содерж. в данном интервале. Тоновая величина опред. вид интервала – б3, м3 и т.д.

Простые интервалы - все интервалы в пределах октавы Их восемь.

Таблица простых основных интервалов (между ступенями диат. звукоряда):

ч. 1 = 0т м. 2 = п/т б. 2 = 1т   м. 3 = 1,5т б. 3 = 2т ч. 4 = 2,5т ув. 4 = 3т ум. 5 = 3т ч. 5 = 3,5т м. 6 = 4т б. 6 = 4,5т м. 7 = 5т б. 7 = 5,5т ч. 8 = 6т

Ув. и ум. интервалы. Увеличенным наз. такой интервал, кот. на п/т больше его осн. вида при одинак. ступен. величине. Ум. интервал – на п/т меньше осн. вида

Дважды ув. - интервал, кот. на хром. тон шире своего основного при одинак. ступеневой величине. Дважды ум. - интервал, кот. на хром. тон уже своего основного.

Наиболее употребительные:

                                                                           дв.ув. 1   дв.ув. 4 дв.ув. 8  дв.ум. 5  дв.ум 8

Составные интервалы этоинтервалы больше октавы.

Они образ. от сложения простого интервала с ч8.

Интервал, включающий 9 ступеней (секунда + октава) называется ноной

10 ступеней (терция + октава) - децима 11 ступеней (кварта + октава) - ундецима 12 ступеней (квинта+октава) - дуодецима 13 ступеней (секста + октава)  - терцдецима 14 ступеней (септима+октава) квартдецима 15 ступеней (октава + октава) квинтдецима

Как и всякий простой интервал, они могут также быть ув., ум., дв. ув., дв. ум.

Интервалы более квинтдецимы (т. е. 2 октав), явл. ультраширокими. Они не имеют собств. обозначений и опред. по простому интервалу (б6 через 2 октавы).

Диатоническими наз. интервалы, кот. образ. между осн. ступенями диатонич. звукоряда (ч., м., б. и 3т), т.к. диатоника – это основ. ступени лада.

Консонансы и диссонансы.

По хар-ру звучания (фонизму) интервалы делятся на консонансы и диссонансы.

Консонанс (от лат. – согласно звучу)– благозвучие, мягкое и акустически устойчивое звучание. Диссонанс (от лат. – нестройно звучу)   - резкое, несогласованное звучание. Он требует разрешения, т. е. перевода в консонанс.

Консонансы подразделяются на 3 вида:

1) весьма совершенные (абсолютные) консонансы – ч1 и ч8

2) совершенные консонансы – ч4, ч5

3) несовершенные консонансы – 3 и 6

Диссонансы – 2, 7 и 3т.

Выразительное значение интервалов. На хар-р звучания интервалов влияют разные факторы – регистр, расположение. тембровая сторона. Напр., в высоком регистре диссонансы звучат мягче.

 В мелодии диссонансы оказываются смягченными. Например., б7 и 3т, которые относятся к наиболее резким диссонансам, в мелодии звучат очень мягко. Напр., в дуэте Аиды и Радамеса («Аида» Верди) диссонансы звучат мягко и лирично:

Важными факторами также явл. метрич. положение и ритмич. структура мелодич. интервала.

Так, интервал, имеющ. ямбическую формулу (от слаб. доли к сильной) звучит более напряженно, нежели интервал с хореической формулой. Имеет значение направление скачка: восх. скачок всегда более активен, нежели нисходящий.

С щемящей грустью звучит нисх. ув4 в «Вальсе-фантазии» Глинки:

 

Энгармонизм интервалов. Энгармонически равными наз. интервалы, звучащие одинаково, но записанные по-разному. Обычно их ступеневая величина различна, тоновая же величина равна.

Энгармонизм интервалов достигается двумя способами:

1) активный энгармонизм: посредством энгарм. замены одного из звуков интервала. В этом случае изменится ступеневая величина интервала и его наименование;

2) пассивный энгармонизм: посредством энгарм. замены обоих звуков интервала. В этом случае ступеневая величина интервала может измениться, а может и остаться неизменной, но названия его звуков будут другими.

м2 = ув1   б3 = б3 = дв. ув2     б6 = б6 = дв. ув5

активный    пассивн. активн.  пассивн. активн.

Явления энгармонизма интервалов имеют важное значение для совершения так называемых внезапных (энгармонич.) модуляций.

Обращение простых интервалов. Обращение интервала - перенос основания на 8↑ или вершины – на 8↓. При обращении образ. новый интервал, кот. вместе с начальным составляет октаву (но сумма ступ. = 9, сумма тонов – 6)

Большие интервалы обращ. в малые, ув. — в ум., дв. ув. — в дв. ум. и наоборот, чистые - в чистые. Консонансы обращ. в консонансы, а диссонансы — в диссонансы.

Обращение составных интервалов может производиться 2 способами:

1) один из звуков интервала переносится на 2 октавы в сторону, противоположную его местонахождению (основание ↑ или вершина↓), а др. звук остается на месте;

2) оба звука интервала одновременно переносятся на 1 октаву навстречу друг другу, перекрещиваясь.

В обоих случаях образ. простой интервал. 2-й способ более удобен.

В полифонии нередко встреч. двойной вертикально-подвижной контрапункт (прием, при кот. голоса меняются местами по вертикали: нижний становится верхним и наоб.).

АККОРДЫ (вне лада)

Созвучие - любое одноврем. сочетание двух или неск. звуков.

Аккорд ( в пер. – согласовываю) - всякое самост. созвучие из 3 и более звуков, построенное по определенному принципу. Чаще всего (особ. в классич., романтич. музыке) - это терцовый принцип. Фонизм (в пер. фоне – звук) – хар-р звучания аккорда, зависящий от составляющ. его интервалов, положения тонов.

В зависимости от кол-ва звуков аккорды подразделяются на опред. категории, из кот. наиболее употребительными явл. трезвучия, септаккорды и нонаккорды.

Трезвучие - аккорд, сост. из 3 звуков, располож. по терциям. В зависимости от структуры различ. 4 вида трезвучий: Б53(б3+м3), М53(м3+б3), Ув53(б3+б3), Ум53(м3+м3). Б53 и М53 - консонирующие аккорды (т.к. сост. из конс. интервалов). Все остальные аккорды (Ув53,Ум53, 7, 9-акк.) явл. диссонансами (т.к. в них входят дисс. интервалы)

Основной вид аккорда - расположение всех звуков по терциям. Тоны аккорда имеют опред. названия, не изменяющиеся при любом перемещении. Нижний звук в осн. виде явл. примой (или осн. тоном), средний — терцией и верхний — квинтой

Обращения трезвучий. Трезвучие имеет 2 обращения – 6-аккорд и 6/4-аккорд. Они образ. от перемещения нижнего звука аккорда на 8↑ (остальн. - на месте). 6-аккорд всегда строится на терцов. тоне, а 6/4-аккорд — на квинтов. тоне трезвучия.

Обозначения – от определяющего интервала: определяющим в 6-аккорде явл. интервал сексты между ниж. и верх. голосом, а в 6/4-аккорд - интервалы кварты (между басом и примой аккорда) и сексты (между басом и верх. звуком аккорда).

Тесное расположение аккорда в 4-голосии:между соседними звуками – не более кварты, в широком расположении – более кварты.

Интервальная структура: Б6 (м3+ч4), М6(б3+ч4); Ум6 (м3+ув4), Ув6 (б3+ум4);

Б64 (ч4+б3), М64 (ч4+м3); Ум64 (ув4+м3), Ув64 (ум4+б3)

Обращения и основной вид Ув53 вследствие энгарм. равенства входящих в него интервалов (б3 и ум4) звучат одинаково (симметричный аккорд).

Септаккорд созвучие из 4 звуков, располож. по терциям. В зависимости от внутр. структуры, кот. определяется интервалом септимы, образ. между крайними звуками, и трезвучием, лежащ. в основе 7-аккордов, они имеют 8 разновидностей:

М маж7 (б3 + м3 + м3) М мин­7 (м3 + б3 + м3) М ум7 (м3 + м3 + б3) Ум7  (м3 + м3 + м3) Б маж7 (б3 + м3 + б3) Б мин7 (м3 + б3 + б3) Б ув7 (или Ув7) (б3 + б3 + м3), Б ум7 (б3 + б3 + м3)

Обращения септаккордов. Септаккорд имеет 3 обращ-я: 6/5-акк., 4/3 акк., 2-акк.

Названия их произошли от соотношения между наиболее характ. для данной гармонии звуками, кот. явл. бас, септима и прима.

Особое место среди 7-акк. занимает Ум7 (на VII ступ. гарм. мажора и минора) из-за энгарм. равенства осн. вида и всех его обращений (симметричный аккорд):

Нонаккорд - с озвучие, сост. из 5 звуков, располож. по терциям.

Образ. от прибавления к 7-акк. сверху терции; при этом между осн. тоном и верхним звуком возн. интервал б.9 или м.9, кот. и дает назв-е всему аккорду (Б9 или М9)

У 9-акк. тоже есть свои обращения, кот. редко прим. в творч. практике композиторов и не получили общепринятых обозначений.

При их использовании нужно помнить, что для более полноценного звучания нона и прима акк-да должны нах. в разных октавах и не составлять секунду.

Ундецимаккорды и терцдецимаккорды. По мере дальнейшего «наращивания» терций возник. более сложные многослойные аккорды.

Если к 9-акк. прибавить сверху еще одну м3 или б3, то получится 6-звучная гармония - ундецимаккорд (по назв-ю интервала, образ. между крайними звуками - 11)

Прибавление к 11-аккорду сверху еще одной терции образ. 7-звучную гармонию, кот. наз. терцдецимаккордом (обознач. цифрой 13). Эти акк-ды исп. только в основном виде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.105 с.)