Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры)



Аббревиатуры - от лат. ab breviare — сокращать.

1) знаки повторения:реприза, вольты (разные окончания)

- точное повторение мелодико-ритмической фигуры такта.

2) Da capo al Fine (в пер. - с головы до конца) или просто D.C. - выпис. вместо буквального повторения 3ч. (репризы). В конце 1ч. пишут Fine.

3) Segno (сеньо, в пер. – знак). Ставится в тех случаях, когда пьесу нужно повторитьс пропуском нескольких начальных тактов. Пр-ние повторяют от знака  до следующ. знака  или и затем переходят на заключение .

Если повторяемая часть имеет коду, пишут poi la coda (затем-кода). Если нужно повторить с начала до знака - Da capo al и обозначают () то место, до кот. следует повторить.Или: D.S. al fine;  D.S.al coda

4) Многократное повторение отд. звука или аккорда 5) Тремоло - многократное и быстрое чередование звуков. 6) Удвоение в октаву обозначается цифрой 8 над или под нотой (в зависимости от удвоения в верхнюю или нижнюю октаву) 7) Исполнение фрагмента октавой ↑или ↓ обозн. цифрой 8, над или под нотоносцем, и пунктирной линией 8) Многотактовая пауза (цифра указ. на кол-во тактов) 9) Арпеджиато (в пер. – арфообразно) 10) Глиссандо (в пер. – скользя) – скользящее движение по всем звукам. 4) 5) 6)   7) 8) 9)  10)  

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ И ИХ СВОЙСТВА

Звук — это физическое явление, вызываемое механическими колебаниями к.-л. упругого тела (натянутой струны или мембраны, голосовых связок и т.п.), в результате чего образ. звуковые волны, воспринимаемые ухом.

Звуковые волны - чередование сгущений и разрешений в окружающей воздушной среде,  они воспринимаются органами нашего слуха и при помощи нервной системы передаются в головной мозг, где и осознаются как конкретные звуки.

В окруж. природе звуки делятся на 2 группы: звуки с определенной высотой (т. н. муз. звуки) и с неопределенной высотой (шумов. звуки). Использ-е последних в музыке – при помощи шумовых ударных (тарелки, бубен, тамтам, барабаны)

Свойства музыкальных звуков

1) высота  2) длительность 3) громкость 4) тембр.

Высота звука опред. частотой колебаний звучащего тела: чем больше колебаний в секунду делает источник звука, тем выше будет звук, и наоборот.

В св. очередь, число колебаний в секунду зависит от величины (длины и толщины) и упругости звучащего тела. Напр., чем длиннее струна, тем реже ее колебания и, соответственно, тем ниже звук, издаваемый ею. И наоборот, чем струна короче, тем чаще колебания и тем выше звук. Чем сильнее натянута струна, тем выше звук, и наоборот, чем слабее натяжение, тем звук ниже.

Слух человека восприн. звуки в диапазоне частот от 16 до 20 000 герц (единица измерения частот). Но наиболее ясно человеч. ухо способно воспринимать высоту муз. звука в более узких пределах - от 16 до 4200 герц, и именно этот диапазон частот и используется в музыке.

Длительность  - кол-во времени, в течение кот. колеблется звучащ. тело: чем больше времени продлятся колебания, тем протяженнее будет звук, и наоборот.

Громкость звука зависит от амплитуды(размаха) колебания звуч. тела: чем она больше, тем громче звук, и наоборот, чем меньше амплитуда, тем тише будет звук.

Сила звука измеряется в децибелах. Степень громкости наз. динамикой (от греч. имеющий силу). Динамич. оттенки: громкое звучание — forte (f), fortissimo (ff) и forte fortissimo (fff – ffffff). Аналогично обозн. и тихое звучание — p, pp, ррр(piano pianissimo). Кол-во знаков р также может доходить изредка до 4-5. (ррррр можно найти, напр., в партитуре 6 симфонии П. Чайковского перед началом разработки 1ч.)

Кроме осн. обозначений встреч. и производные: mf, mp (mezzo -средний) - не очень громко, не очень тихо; sf, sp (subito forte, subito piano)- внезапно громко, внезапно тихо.

Для обознач-я постеп. нарастания или ослабления звучания использ. термины crescendo и diminuendo, заменяемые часто «вилками»:  и . Иногда к нимдобавляется обозначение росо а росо (постепенно, понемногу), sempre (все время). Изменение силы звучания: morendo, smorzando  - замирая, calando - угасая

Тембр. Тембром наз. характер звучания, или окраска звука. Тембр зависит конструкции инструмента, материала, из которого он сделан, и его качества (сорта дерева, состава метал. сплава и т. п.), способа звукоизвлечения, среды, в которой распространяется звук и расстояния от его источника.

Большое знач-е для формирования тембра муз. звуков имеет натуральный звукоряд.

Кажд. звук явл. сложным, то есть сост. из нескольких одновременно звучащих тонов.

Звучащая струна, напр., делится одновременно на свои половины, трети, четверти, 5, 6 части и т. д., кот. будут колебаться самостоятельно. Частоты колебаний частей струны (частичные тоны, или обертоны ), не восприним. слухом как отдельные самост. звуки, а сливаются с основным. Тоны, вход. в состав сложного звука, принято наз. обертонами, или гармониками.

Первый из них, возникающ. от колебаний всей струны, называется основным тоном, следующие наз. обертонами, т. е. тонами, лежащ. выше основного. Напр., натуральный обертоновый звукоряд от звука до имеет следующую структуру:

7, 11, 13 и 14 обертоны не вполне совпадают с высотой звуков на ф-нной клавиатуре (соответств. равномерной темперации) поэтому они заштрихованы, а сверху выставлены стрелки, указ. направленность этого несоответствия: — несколько ниже,  неск. выше обознач. звука.

Резонанс (в пер. – отголосок) ответное движение к.-л. тела, вызванное звучанием другого тела, имеющ. одинаковую с ним частоту колебаний. Благодаря резонансу звучание муз. инструментов усиливается и обогащение. Напр., звучность ф-но усиливается благодаря деке (резонаторн. доске), у струнных и духовых есть корпус-резонатор, у голоса – полости рта и носа.

Общее представление о симф. оркестре.

Основа симф. орк-ра – 4 группы инстр-в: струнные, дер. духовые, медные духовые, ударные. У каждого инструмента есть свой диапазон (в пер. – через все струны) и тесситура (в пер. – ткань) – доступный для данного инструмента звукоряд.

Нотная запись партий всех инструментов наз. партитурой. Кажд. группу инстр-в объединяют своей акколадой. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные, применяется соответственно фигурная или прямая акколада.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРОИ

Строем наз. система организации муз. звуков по высоте, выраж. в соотношениях частот их колебаний.

Любой строй отталкивается от точной высоты к.-либо звука. Обычно это ля 1 октавы, частота колебаний кот. - 440 гц. Эта высота данного звука и явл. международным эталоном, по кот. производится настройка всех муз. инструментов, а также определяется высота и ост. звуков муз. системы. Для его воспроизведения пользуются камертоном - инструментом, издающим только один заданный тон с абсолютно точной настройкой (металлич. двузубая вилка, издающую звук ля 1 октавы)

В основе равномерно-темперированного строя, явл. базой для совр. европ. музыки, лежит деление октавы на 12 равных полутонов. Равномерная 12-звуковая хром. темперация для клавишных инстр-в была введена в муз. практику в конце XVII в

Наиболее древний из всех - пифагоров строй, кот. имел большое значение в период, когда преобладала 1-голосная музыка. В его основу была положена ч5 — акустически совершенная. Инструменты при этом настраив. несколькими ходами на ч5 и ч8. В получ. мажорной гамме все б3 оказывались неск. расширенными по сравн-ю с терциями в темперированном строе. Они звучали ярко, напряженно и обостренно, и это звучало выразительно в  1-гол. музыке.

Когда стало развив. многоголосие и появ. гармония, пифагоров строй перестал удовлетворять музыкантов, т.к. фальшь стала слышна в  аккордах. Темпериров. строй устраняет недостатки пифагорова строя и явл. лучшей базой для настройки многих муз. инструментов. Однако, с др. стороны, он ликвидирует и достоинства этих строев.

В пении и в игре на стр. и дух. инструментах широко используются интервалы пифагорова строя. Такие небольш. отклонения от точных значений высоты в темперир. строе не вызыв. ощущения фальши, что обусловлено зонной природой.

  Зонную природу слуха открыл ученый Н.Гарбузов, кот. доказал, что каждый звук, восприн. слухом,есть результат группы частот (явл. зоной). Зона позволяет музыканту выбрать нужную звуковысот. интонацию при пении и исполнении на инструментах с нефиксированной высотой звучания, т. е. возможность свободного звуковысотного интонирования, что становится одним из средств муз. выразительности

МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Муз. системой наз. комплекс звуков различной высоты, в совокупности образующих материальную основу музыки. Муз. система явл. основой различных муз. строев.

Общепринятая хроматическая муз. система слож. в Европе в осн. уже к нач. XVII в.

В древности в основе многих античных ладов лежал диатонический тетрахорд (в пер. с греч. – 4 струны, 4 - зв. послед-сть в диапазоне кварты). Далее соединили два соседних тетрахорда в одну систему, что привело к образованию диатонических ладов.

Среди множества муз. инструментов лишь ф-но и орган обладают полным диапазоном. Диапазон - звуковой объем певч. голоса, или инструмента. Ф-ннаяклавиатура насчит. 88 клавишей - от ля субконтроктавы до до пятой октавы.

 

НОТАЦИЯ ЗВУКОВ

В наст. время сущ. две осн. системы названий звуков: буквенная и слоговая.

Буквенная система возникла исторически раньше (древних греков). В средние века 7-ступ. диатонич. звукоряд строился от звука ля по следующей схеме. В качестве букв. обозначений ступеней закрепились первые 7 букв латин. алфавита

А  В   С D   Е F   G. Когда позжеосн. тоном звукоряда стал звук С (До), тодля обозначения нов. звука на VII ст., стали использ. Н, соотв. звуку Си.

Слоговая система названий звуков осн. на начальных слогах первых 6 строчек средневек. римского католич. гимна в честь св. Иоанна (покровителя певцов). Текст гимна в XI в. использ. итальянским музыкантом, теоретиком и педагогом Гвидо д'Ареццо для усовершенствования нотации.

Каждый стих этого гимна нач. тоном выше предыдущего. Исключение сост. 4-й стих, нач. выше 3-го только на п/тона. Мелодия же гимна - в диапазоне б6 (в это время такой диапазон был свойствен большинству культовых мелодий. Поэтому осн. звукорядом был 6-ступ. звукоряд — гексахорд (с п/т посредине). Последующее развитие музыки и расширение диапазона звукоряда привело к появлению VII ст. Ее название - си - слож. из нач. букв слов Sancte  Johannes (si) и по букв. системе - H.

Во втор. пол. XVIIв. неудобный для распев-я слог ут (ut) был заменен слогом до. В англоязычных странах звук си обозначается буквой В, а сиb - Bb

 

С VIII по XI вв. исп. также невменная нотация

Невмы - особые знаки над словесным текстом и напом. общие контуры мелодич. движения в известных церк. певцам песнопениях.

       

Невмы ведут свое происхождение от юбиляций (украшения, исп. в григорианском пении, до сих пор исп. в католич. богослужении). Эта нотация была весьма несовершенной, она не фиксировала точную высоту звука, а лишь указ. направление мелодии.

В Древн. Руси с XI в была распростр. знаменная (крюковая нотация). Ее эл-ты - «крюки» или «знамёна», также указывали лишь направление мелодии крюки: мрачный, светлый, тресветлый, с облачком, стрела мрачная, светлая, крыж, челюстка

В X в. для удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию (красн.) для тона f, а позже к ней добавили сверху еще одну (желт.) — для тона с. Этооблегчило чтение записи музыки, однако не решило проблему до конца.

Гвидо Аретинский (д'Ареццо)  - итальянский музыкант, монах (Ареццо - город в Италии, где род. Гвидо), соверш. реформу нотного письма. К имевшимся уже 2 линиям он добавил еще 2,т.о. образ. 4-линейная система, в кот. линии соотв. звукам, находящимся в терцовом соотношении друг с другом. Вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (т.н. хоральное письмо)

Кр. того, Гвидо ввел удобные для пения сольмизационные слоги, кот. обрели точное высотное значение и стали названиями семи основных звуков. Однако ритмич. стороны музыки реформа Гвидо не коснулась.

Решение данной проблемы, было найдено в Зап. Европе позже — в. XII в., когда была изобретена мензуральная нотация (от лат. — мера) Благодаря ей стало возможным фиксировать в нотной записи не только высоту, но и длительность звуков.

В мензуральной нотации прим. лишь такие длительности нот: Longa , Brevis , Semibrevis  (=целой), Minima   (=полов.), Semiminima  (=четв.)

  Нотный стан. Обозначение звуков

Нотным станом (нотоносцем) наз. система для записи звуков.

Нота (от лат. —знак) т. е. знаки, точно фиксирующие высоту звуков. Части ноты – овал, штиль, флажок, ребро. Добавочных линеек – обычно не больше 6.

Увеличение длит-сти ноты: точка, лига, фермата.

Пауза – перерыв в звучании. Генеральная пауза – продолжительная пауза во всех голосах, разделяющая разделы муз. пр-ния (обозначается G.P.под знаком паузы). Пауза в целый такт, независимо от размера, обозначается как целая. Если паузирует часть голосов, то паузы пишут ближе к крайн. линиям нотоносца, а если на нем нет свободного места, то и за его пределами. В послед. случае для целых и половинных пауз требуется добавочная линия.

Ключи точно опред. местонахождение нот звукоряда. Исторически названия и современные графич. написания ключей произошли от буквенной нотации. В наст. время основными являются два ключа: Соль и Фа.

 Ключ Соль, показ. положение ноты соль 1 октавы наз. также скрипичным ключом, поскольку он удобен при записи нот для скрипки. В XVII-XVIII в.в. встреч. также ключ Соль на 1 линии нотн. стана - старофранцузский. В нем, напр., написаны партии I и II флейт в 4-м Бранденбургском концерте Баха.

Ключ Фа наз. еще басовым ключом, поскольку он очень удобен при записи нот для низких челов. голосов и басовых муз. инструментов. В старинной музыке ключ Фа изредка встреч. на 3 линейке (баритоновый ), на 5 линейке (басопрофундовый ):                                                  

Ключ До применялся в средневек. хоровой полиф.музыке, он опред. полож-е на нотном стане ноты до 1 октавы. Различали сопрановый (на 1 линии), меццо-сопрановый (на 2), альтовый (на 3), теноровый (на 4) и баритоновый (на 5). Избегание большого кол-ва добавочных линий упрощало чтение нот.

Все вместе они образуют единую систему, в центре которой размещаются ключи До, а по краям — ключи Соль (слева) и ключи Фа (справа).:

Соединяющ. их звеном явл. до 1 октавы. В наст. время из всех разновидностей ключа До используются лишь альтовый и теноровый ключи: в альтовом пишутся ноты для смыч .альта, а в теноровом — высокие ноты для виолончели и тромбона.

Диапазон. Регистры. Диапазон - это общий объем звуков, кот. могут быть исполн. на муз. инструменте или челов. голосом. Диапазон ф-но охват. весь звук. состав, использ. в музыке [больший, чем у ф-но, диапазон имеет только орган.] Тесситура - часть диапазона, где полнее всего раскрыв-ся возможности голоса конкрет. исполнителя.

Октава, наход. в центре ф-п клавиатуры, наз. первой. Далее -   2-я, 3-я, 4-я и 5-я, (только звук до). Ниже 1 октавы наход. малая октава, большая октава контроктава, а субконтроктава (суб в пер. —под)

Звукоряд – все звуки, располож. последовательно в восх. или нисх порядке.

  Слоговая или буквенная записи звуков.

Звуки большой октавы обозн. прописными буквами слогами: С, D, Е, F или До, Р e, М u. Звуки малой октавы обозн. строчными (малыми) буквами или слогами: с, d, е, или до, ре, ми. Звуки 1 октавы пишутся тоже только малыми буквами, с добавлением справа вверху цифры 1 (либо одной горизонт. черты над буквой или слогом):

c 1, d 1, е1... или (и т.д.) или do 1, ре1, ми1... или  (и т.д.).

К звукам 2, 3 и более высоких октав добавляются цифры 2, 3, 4, 5 или столько же черточек сверху. Например:

Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются всегда большими буквами с добавл-м к ним справа внизу цифры 1 (для контроктавы) или 2 (для субконтроктавы),

Регистры - участки звукоряда, имеющ. близкие тембровые свойства. Есть 3 осн. регистра: низкий, куда входят звуки субконтроктавы, контроктавы и большой октавы, средний, образ. звуками малой, 1 и 2 октав, и высокий, включ.в себя 3, 4 и 5 октавы

Начальная черта. Акколада. В начале каждой строчки (нотоносца) обязательно ставится ключ, перед ним -  начальная черта, общая всех нотоносцев, а слева - прямая или фигурная скобка - акколадой. Для таких инструментов, как ф-но, орган, арфа, акколада фигурная, а для различных ансамблей, хора и оркестра она прямая.

Производные ступени. Знаки альтерации. 7 диатонич. ступеней, соотв. белым клавишам ф-но, счит. основными и имеют собств. названия. Ост. звуки явл. производными (от # или b осн. ступеней).

Повышение или понижение диат. ступеней наз. альтерацией. Знаки, изменяющ. звуки, наз. знаками альтерации. Их всего пять: , , , ,

Знаки альтерации, выст. при ключе, наз. ключевыми и действуют до конца пьесы. Выст. при отдельных нотах, они наз. случайными и действуют в пределах 1 такта.

В букв. системе для обозначения знаков альтерации используются соответств. приставки, добавляемые к буквам, дающим названия осн. ступеней. Так, #- is, х – isis, b – es, bb – eses. Здесь есть 3 исключения: вместо aes – as, ees – es, hes – b.

Энгармонизм звуков. Энгармонизмом наз. равенство звуков по высоте при их различном обозначении. Таких энгарм. замен у всех ступеней может быть всего 2, за исключ. тона ля-бемоль, который может иметь только одну энгармоническую замену.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.041 с.)