Музыка как вид искусства. Выразительные средства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка как вид искусства. Выразительные средства



МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

МУЗЫКИ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.

 

Музыка, как и другие виды ис-ва — театр, живопись, скульптура, поэзия – явл. одной из форм обществ. сознания. Специфика музыки — отображение жизненных явлений в звуковых художественных образах.

Средствами воплощения муз. образов, непосредственно воздействующих на восприятие, явл. муз.звуки. Различные стороны организации музыкальных звуков образуют и различные выразительные средства музыки. К ним относятся: мелодия, гармония, инструментовка, ладовая организация, ритм, фактура и т. п. Первостеп. роль играет мелодия, но она не может существовать без ладовой основы и ритма.

Муз. жанры (от лат. – род, вид) - виды муз. пр-ний в связи с их происхождением, условиями их исполнения и восприятия.

Решающ. роль в создании муз. образа играют первичные жанры, кот. сформировались в быту, в прикладной музыке (в перв. очередь, народной) – танец, марш, песня. В кажд. из жанров закрепилась та или иная образность, связанная с бытовой обстановкой и связ. с ней эмоциями. Напр., колыбельная песня связ. с нежностью, задушевностью, походный марш – с активностью, мужественностью. В первичных жанрах есть внутрижанров. разновидности (танцы: менуэт, гавот, мазурка…; песни: хороводные, протяжные, обрядовые…) Однако при всех жанровых разновидностях кажд. жанр обладает неизменными свойствами. Так, песню хар. плавная мелодия, марш – четкий пунктирный ритм, танец – неизменная ритмоформула. В звучащей мелодии воспринимаются типичные черты того или иного жанра.  

В условиях автономного тв-ва формируются вторичные жанры. Проще всего их систематизировать по исполнительскому признаку:

1) инструментальная музыка: симфоническая, камерная, сольная

2) вокальная: сольная, ансамблевая, хоровая

3) смешанная вокально-инструм. музыка: кантаты, оратории, вок.-инстр. ансамбли

4) театральная музыка: оперы, балеты, оперетты, музыка для драм. театра кино

Бесчисленны названия жанров малой формы: этюды, прелюдии, ноктюрны, баллады…

МЕЛОДИЯ. ФАКТУРА

Мелодией наз. одноголосно выраженная муз. мысль и ее развитие. Среди др. ср-в муз. выразительности она занимает ведущее место. М.Глинка подчеркивал, что назначение других выраз. средств — «дополнять, дорисовывать мелод. мысль». «Самая существенная сторона музыки — мелодия», — говорил С.Прокофьев. «Несомненно, мелодии — это созданные богом существа...», - представлялось романтикам перв. пол. XIXв

Мелодика - собирательное понятие, обобщающее мелодии многих произведений (например, мелодика романсов Чайковского).

Мелос - древнегреч. термин, со времен Гомера и Гесиода обозначавший напев, способ пения, также самостоятельное мелодическое начало в музыке в противоположность началу ритмическому. В ранней музыке господствовало 1-голосие. 1-гол. мелодия лежит в основе и многих нар. муз. культур (например, азербайдж., киргизской, а также индийской и др.)

3 компонента мелодии (звуковысотная линия, метроритм и ладов. основа) выступают в единстве, дополняя др. друга. В ряде случаев в выразительности данной конкретной мелодии один из компонентов может выдвигаться на перв. план (ритм – тема судьбы).

Звуковысотная линия обычно волнообразна, представляет собой чередование подъемов и спадов, скачков и поступ. движения. Важно направление движения: ↓движение восприн. как спад напряжения, успокоение, а ↑— как увелич-е напряжения.

Кульминация (от лат. вершина)- высшая точка напряжения, приходящ. обычно на самый высокий звук мелодии. По местоположению классич. кульминация часто падает на точку золотого сечения (примерно в середине 2-й половины мелодии, в 3-й четверти формы). Это понятие  взято из математики, где оно означает такое деление. Кульминац. звук или оборот (иногда даже кульм. зона) обычно ритмич.

подчеркнут, остро напряжен в ладовом и гарм. отношении. В вокальн. сочинении кульм-я подчеркивает

наиболее значит. слова текста. После кульминации – спад напряжения.

Иногда мелодия нач. с самого высокого звука и развив. в нисходящ. направлении: этот высокий начальный звук получ. название вершины-источника. (П.Чайковский Ария Ленского). Вершина-горизонт – завершение на самом высоком звуке.

Поступенное движение придает мелодии плавность, певучесть. Если после скачка следует поступенное движение в противоположном направлении, это придает скачку напевность (А.Варламов «Красный сарафан»).

Мелодия с большим кол-вом скачков наз. инструментальной (ПП из 1ч. 7 симф. С. Прокофьева), более напевная -   вокальной.

Мелодический рисунок – совокупность движений мелодии ↑, ↓, на месте. Виды мелод. рисунка: повторность звука, опевание, восх., нисх., волнообразное движение.

Интонация - мелод. оборот (2-3 звука), несущ. тот или иной выразит. смысл. Интонации определяют хар-р мелодии. Заслуга открытия муз. интонации принадлежит музыковеду Б.Асафьеву. Часть мелод. интонаций воспроизводит речевые интонации (восклицания, вздоха, вопроса). Напр., нисходящ. м2 от сильн. к слаб. доле образ. интонацию «стона» или «вздоха». В.Моцарт Лакримоза

Приемы интонационного развития:

1) повтор точный и видоизмененный (варьированный – с несущественными изменениями и вариантный – качественно измененный)

2) принцип контраста, основ. на сочетании разных по интонац. материалу фраз

В мелодии эти принципы взаимодействуют.

ФАКТУРАт лат. обработка) – строение муз. ткани в соотношении составляющих ее голосов.

Самый простой вид фактуры - 1-голосие или монодия (от греч. monos - один и ode -пение). Такой была древнегреческая музыка. Папа Григорий I составил свод 1-гол. напевов, кот насаждались на лат. языке (григорианские хоралы). Григорианское пение нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его — распев текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва.1-голосие  встреч. в народ. музыке, в пр-ях для инструментов solo (напр., в сонатах для скрипки solo Баха). Разновидностью монодии явл. дублированное 1-голосие.

Органум – ранняя (средневек.) ф-ма многоголосия с дублировкой ведущ. голоса в 4, 5.

В музыке конца XIX и XX в.в можно встретить и более сложные дублировки, представляющие собой своего рода расщепленное одноголосие, когда мелод. линия дублируется, например, трезвучиями, 7-аккордами и даже 9-аккордами (№ 313). Такие дублировкам наз. — «ленточным голосоведением».

Гетерофония  т греч. гетеро - другой, фон-голос) - это вид многогол. фактуры, в кот. все голоса являются близкими вариантами основного голоса. Это случайное уклонение от 1-голос. звучания. Такой склад хар. для рус. народного многоголосия, где встреч. то слияние голосов, то их разделение. (колядка «Уж ты, бабушка, подай»)                                          

Полифония (от греч. поли - много, фон-голос] многогол. склад, основ. на сочетании самостоят. голосов (или контрапункт). Она содерж. 2 важнейших вида — имитационную и неимитационную (разнотемную, контрастную) полифонию. В наиболее развитой полиф. форме - фуге - голоса, вступая поочередно, проводят одну и ту же тему (имитация), но в совместном звучании контрастируют друг другу.    

Неимитационная полифония основ. на одноврем. сочетании разных (контрастных) мелод. линий. Поэтому ее иногда наз. «контрастной» полифонией.                  Гомофония (от греч. гомо - равный, фоне – звук) или гомофонно-гармонический склад –многогол. склад, в кот. выделяется главный голос, а остальные играют вспомогательную роль (сопровождение).

Возможны и промежуточные виды, в кот. могут встретиться признаки тех или других. Напр., в I ч кантаты С. Танеева «Иоанн Дамаскин» хоровая экспозиция фуги сопровождается гомофонным аккомп-том оркестра. Образуется  смешанная, своего рода «многослойная» фактура.

ФАКТУРНЫЕ ПРИЕМЫ

Фигурация фактурный рисунок голосов муз. ткани.

Гармоническая фигурация – движение голоса по звукам аккорда. Это обыгрывание гарм. голосов и баса. (Шопен Ноктюрн Es-dur)

Мелодическая фигурация – движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам (задержания, проходящие, вспомогательные) Р.Шуман Я не сержусь

Педаль - длительно выдерж. аккорд или созвучие, на фоне кот. движутся остальн. голоса.

Органный пункт - длительно выдерживаемый звук в басу. Такой прием раньше встреч. в органной музыке, где длит. звучание басового звука достиг. использованием ножной клавиатуры. Тонический орг. пункт встреч. в начале пр-ния и в коде, созд. ощущение скованности, заторможенности.(Мусоргский Старый замок). Доминантовый орг.п. усиливает напряжение, исп. перед вступлением к.-либо темы или раздела, в разработке. Встреч. двойные T-D орг. пункты (Э.Григ Шествие гномов)

Прием остинато (в пер. с ит. – упрямо повторяющийся) – многократное повторение мел. оборота, ритм. рисунка. При этом в ост. голосах происходит непрерывное развитие. С XVII-XVIII в.в. известен прием basso ostinato, типичный для жанра пассакалии. Для него хар. варьирование муз. материала, звучащего над басом, поэтому их наз. вариациями на basso ostinato(Г.Гендель Пассакалия g-moll). Остинатной может быть и мелодия. Более протяженные мелодии могут образовать вариации на so prano ostinato (неизменную мелодию), др название -   глинкинские вариации (М.Глинка «Руслан и Людмила» Персидский хор, Д.Шостакович тема нашествия из 7 симф)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТАКСИС

Членение музыкальной речи. Муз. речь, как и словесная, делится на крупные и мелкие построения. Напр., крупные формы (симфонии, сонаты) делятся на части, части — на разделы и т.д.

Момент членения в музыке наз. цезурой (от лат. – рассечение). Это ритм. остановка или пауза, или то и другое одновременно. Ощущение цезуры может созд. и без них, при начинающемся повторении предыдущего (П. Чайковский. Симф. № 4, ч. II)

Мотив - наименьшая муз. построение, содержит один акцент. Ямбические мотивы нач. со слабой доли (более устремленные), хореические - с сильной.

Период ф-ма изложения относительно законченной муз. мысли.

Период подобен предложению в словесной речи. Период повторного строения

содерж. два сходных по началу предложения. Период, делящийся на не сходные по началу предложения, называется периодом неповторного строения. Неделимый на предложения период, называемый периодом единого строения (придумать примеры)

По своему ладотональному содерж-ю периоды делятся на немодулирующие (заканч. они всегда в исходной т-сти) и модулирующие (заканч. в нов. т-сти)

Квадратный период: кол-во тактов в нем сост. степень числа 2: 22 =4, 23=8 и т.д. Малый период – 8 т., большой – 16, 32 т. Неквадратный – другое кол-во тактов (затакт не рассматр. как отдельный такт ). Такой период имеет расширение или дополнение.

  Каденция - мелодико-гарм. оборот, заверш. построение. Каденции бывают:

1) по местоположению – заключительная  (заверш. период), серединная (заверш. предложение)

2) по ладогармоническому содержанию - полные (заверш. Т) и половинные (D, реже S).  Если перед Т звучит D, то каденция наз. автентической, если перед Т - S, - плагальной

3) по степени завершенности - совершенной и несовершенной. Совершенная каденцияхар. признаками: 1) Т находится на сильной доле такта; 2) Т в виде трезвучия; 3) в верхнем голосе — основной тон Т53; 4) к Т53 ведет кварто-квинтовый ход баса.

Если один из этих признаков отсутствует — каденция несовершенная.

Расширением наз. увеличение масштабов периода  внутри построения, т. е. до заключит. каденции. Обычно в нем есть прерванная каденция.

Дополнение, в отличие от расширения, след. после полной совершенной каденции

Синтаксические структуры

Периоды могут иметь разные внутренние структуры. Предложения могут делиться на фразы, фразы на мотивы. Наиболее типичными синтаксич. структуры: периодичность, суммирование, дробление и дробление с замыканием.

1) периодичность — структура, основанная на многократной повторности равных мотивов (Шопен. Прелюдия № 7)

Пара периодичностей  (термин В.Цуккермана) - структура часто встреч. в народной музыке. В ней начальная периодичность, в кот. дважды звучит 1 мотив, сменяется аналогич. структурой, но на основе другого мотива (а+а+b+b). (р.н.п.«Во поле береза»)

2) суммирование - структура, в кот. за двумя короткими мотивами следует более длинная фразa (1+1+2 или 2+2+4). Моцарт Турецкий марш, р.н.п. «Эй, ухнем», Чайковский Сладкая греза.

Иногда в музыке встреч. двойное суммирование: 1 + 1 + 2 + 4 (Даргом. «16 лет»)

3) дробление - структура, где за изложением длинного построения следуют вдвое менее короткие. (Бизе «Кармен»- куплеты Тореодора, «Веселый ветер» Дунаевского). Встреч. двойное дробление (4 + 2 + 1 + 1)

Часто встреч. структура дробления с замыканием (или дробления с суммированием 2+2+1+1+2.) - Баркарола Чайковского(«Времена года»).   Эти синтаксич. структуры могут лежать в основе как целого периода, так и его предложений.

Простая 2-частная форма сост. из двух периодов, она может быть однотемной (чаще) или двухтемной. Хар. чертой однотемной 2-ч. ф-мы явл. то, что ее 2 ч. развивает материал 1 ч. Двухтемная осн. на сопоставлении двух тем по принципу соотношения запева и припева в песне, поэтому распростр. в песне и вок. музыке.

В 2-ч. репризной форме 2 ч. делится на два построения: 1 — развивающий или контрастный материал, 2— повторение материала 1 ч.

Простая 3-частная форма - форма, сост. из 3 частей, каждая из кот. не превышает периода. 3 ч. явл. репризой 1-й, а 2-я предст. собой развитие материала 1-й или вводит нов. тему.

Простая 3-ч. форма имеет сходство с 2-ч. репризной. Отличия - в масштабах частей: в 3-ч. форме реприза обычно по масштабам = периоду, а в 2-ч. — предложению.

Простые формы могут быть как ф-мой отдельного пр-ния, так и частью крупного целого.

 

НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ.

Неаккордовыми наз. такие звуки, кот. звучат на фоне данного аккорда, но не входят в него (т. е. в его терцовую структуру). Различ. 4 вида неаккордовых звуков: задержания, проходящие звуки, вспомогательные звуки и предъёмы.

Задержания неаккорд. звуки на сильных долях, возникающие одновременно с аккордом и разрешающиеся в аккордовый звук.

Различают нисх.и восх., приготовленные и неприготовленные задержания.

Проходящие неакк. звуки, кот. на слабых долях заполняют поступенным движением интервалы между акк. звуками.

Вспомогательные неакк. звуки на слабых долях берущиеся между данным акк. звуком и его повторением. Различают нижние и верхние вспом. звуки.

Предъём – неакк. звук на слабом времени, предвосхищающий появление одного из акк. тонов следующего аккорда.

Неаккордовые звуки могут появл. не только в верхнем, но и в средних голосах, а также в басу. Чем больше неаккордовых звуков в средних голосах, тем более мелодически развитыми оказываются эти голоса. (Баркарола П. Чайковского)

 

МЕЛИЗМЫ

  Мелизм [от греч. melos -мелос, песня, мелодия.]-  украшение мелодии звуковой орнаментикой.Наибольшее распространение они получ. в клавесинной музыке XV-XVIII в.в, т.к. как бы продлевали быстро затухающий звук клавесина.

Форшлаг (от нем. предудар) - звук, предшествующий основному.

Различ. два вида форшлага — долгий (неперечеркнутый) и короткий (перечеркнутый).   Долгий форшлаг (неперечёркнутый) напоминает задержание, разрешением кот. явл. основной звук. Он исполн. за счет длительности основного звука,

отнимая половину длит-сти двухдольного или 2/3 трехдольн. звука:

Короткий (перечеркнутый) форшлаг исполн. за счет длительности предыдущего звука, отнимая от него минимальную часть его длительности.

или Отнимаемая от предыдущ. звука длит-сть точно не регламентирована. Иногда короткий форшлаг включ. 2, 3 или более звуков, обознач. мелкими неперечеркн. нотками.  

Мордент (итал. - кусающий, острый) - оборот из 3 звуков: основного, вспомогательного и основного. Исполн. за счет длит-сти основного звука, причем меньшая часть приходится на 1 и 2 звуки, большая часть (не менее половины) — на 3 звук.

Перечеркнутый мордент отлич. тем, что в нем участвует не верхний, а нижний вспомогат. звук Кроме простого мордента исп. и двойной. Знак альтерации, стоящ. над или под знаком мордента, относ. к вспомогат. звуку.

Группетто - группа из 4 или 5 звуков, сост. из основного звука и вспомогательных (верхн. и нижн.). 4-звучное группетто нач. с верхнего вспомогат., за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогат. и опять основной:

5-звучное группетто нач. с основного звука, за кот. следует верхний вспомогат. и далее — как в 4-звучном группетто:

Группетто обозн. знаком , который ставится либо над нотой, либо между 2 нот. Знак, стоящий над нотой, может означать как 5зв., так и 4зв. группетто, исп. за счет длительности основного звука. Оно занимает либо всю длит-сть основного звука, либо начальную часть этой длит-сти: Знак, стоящий между двумя нотами, означ. либо 5-зв. группетто, занимающее всю длит-сть нач.звука, либо 4-зв. группетто, занимающее конец длит-сти начальн. звука. Если знак стоит между двумя нотами одной высоты, последний звук группетто приход. на длит-сть 2-го звука Знаки альтерации, кот. могут стоять над или под знаком группетто, относ. к верхн. или нижн. вспомогат. звукам

Трель - (от итал. trillare — дребезжать) — быстрое чередование основного и верхнего вспомогат. звуков.

Если трель нач. со вспом. звука, то он выставляется перед основным звуком  и  обознач. знаком короткого форшлага (входит в длит-сть основного)  В старинной музыке в конце трели обычно вводился и нижний вспомогат. звук, образующий заключит. оборот, сходный с группетто (нахшлаг – в пер. последующий удар).

 

Свойства музыкальных звуков

1) высота  2) длительность 3) громкость 4) тембр.

Высота звука опред. частотой колебаний звучащего тела: чем больше колебаний в секунду делает источник звука, тем выше будет звук, и наоборот.

В св. очередь, число колебаний в секунду зависит от величины (длины и толщины) и упругости звучащего тела. Напр., чем длиннее струна, тем реже ее колебания и, соответственно, тем ниже звук, издаваемый ею. И наоборот, чем струна короче, тем чаще колебания и тем выше звук. Чем сильнее натянута струна, тем выше звук, и наоборот, чем слабее натяжение, тем звук ниже.

Слух человека восприн. звуки в диапазоне частот от 16 до 20 000 герц (единица измерения частот). Но наиболее ясно человеч. ухо способно воспринимать высоту муз. звука в более узких пределах - от 16 до 4200 герц, и именно этот диапазон частот и используется в музыке.

Длительность  - кол-во времени, в течение кот. колеблется звучащ. тело: чем больше времени продлятся колебания, тем протяженнее будет звук, и наоборот.

Громкость звука зависит от амплитуды(размаха) колебания звуч. тела: чем она больше, тем громче звук, и наоборот, чем меньше амплитуда, тем тише будет звук.

Сила звука измеряется в децибелах. Степень громкости наз. динамикой (от греч. имеющий силу). Динамич. оттенки: громкое звучание — forte (f), fortissimo (ff) и forte fortissimo (fff – ffffff). Аналогично обозн. и тихое звучание — p, pp, ррр(piano pianissimo). Кол-во знаков р также может доходить изредка до 4-5. (ррррр можно найти, напр., в партитуре 6 симфонии П. Чайковского перед началом разработки 1ч.)

Кроме осн. обозначений встреч. и производные: mf, mp (mezzo -средний) - не очень громко, не очень тихо; sf, sp (subito forte, subito piano)- внезапно громко, внезапно тихо.

Для обознач-я постеп. нарастания или ослабления звучания использ. термины crescendo и diminuendo, заменяемые часто «вилками»:  и . Иногда к нимдобавляется обозначение росо а росо (постепенно, понемногу), sempre (все время). Изменение силы звучания: morendo, smorzando  - замирая, calando - угасая

Тембр. Тембром наз. характер звучания, или окраска звука. Тембр зависит конструкции инструмента, материала, из которого он сделан, и его качества (сорта дерева, состава метал. сплава и т. п.), способа звукоизвлечения, среды, в которой распространяется звук и расстояния от его источника.

Большое знач-е для формирования тембра муз. звуков имеет натуральный звукоряд.

Кажд. звук явл. сложным, то есть сост. из нескольких одновременно звучащих тонов.

Звучащая струна, напр., делится одновременно на свои половины, трети, четверти, 5, 6 части и т. д., кот. будут колебаться самостоятельно. Частоты колебаний частей струны (частичные тоны, или обертоны ), не восприним. слухом как отдельные самост. звуки, а сливаются с основным. Тоны, вход. в состав сложного звука, принято наз. обертонами, или гармониками.

Первый из них, возникающ. от колебаний всей струны, называется основным тоном, следующие наз. обертонами, т. е. тонами, лежащ. выше основного. Напр., натуральный обертоновый звукоряд от звука до имеет следующую структуру:

7, 11, 13 и 14 обертоны не вполне совпадают с высотой звуков на ф-нной клавиатуре (соответств. равномерной темперации) поэтому они заштрихованы, а сверху выставлены стрелки, указ. направленность этого несоответствия: — несколько ниже,  неск. выше обознач. звука.

Резонанс (в пер. – отголосок) ответное движение к.-л. тела, вызванное звучанием другого тела, имеющ. одинаковую с ним частоту колебаний. Благодаря резонансу звучание муз. инструментов усиливается и обогащение. Напр., звучность ф-но усиливается благодаря деке (резонаторн. доске), у струнных и духовых есть корпус-резонатор, у голоса – полости рта и носа.

Общее представление о симф. оркестре.

Основа симф. орк-ра – 4 группы инстр-в: струнные, дер. духовые, медные духовые, ударные. У каждого инструмента есть свой диапазон (в пер. – через все струны) и тесситура (в пер. – ткань) – доступный для данного инструмента звукоряд.

Нотная запись партий всех инструментов наз. партитурой. Кажд. группу инстр-в объединяют своей акколадой. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные, применяется соответственно фигурная или прямая акколада.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРОИ

Строем наз. система организации муз. звуков по высоте, выраж. в соотношениях частот их колебаний.

Любой строй отталкивается от точной высоты к.-либо звука. Обычно это ля 1 октавы, частота колебаний кот. - 440 гц. Эта высота данного звука и явл. международным эталоном, по кот. производится настройка всех муз. инструментов, а также определяется высота и ост. звуков муз. системы. Для его воспроизведения пользуются камертоном - инструментом, издающим только один заданный тон с абсолютно точной настройкой (металлич. двузубая вилка, издающую звук ля 1 октавы)

В основе равномерно-темперированного строя, явл. базой для совр. европ. музыки, лежит деление октавы на 12 равных полутонов. Равномерная 12-звуковая хром. темперация для клавишных инстр-в была введена в муз. практику в конце XVII в

Наиболее древний из всех - пифагоров строй, кот. имел большое значение в период, когда преобладала 1-голосная музыка. В его основу была положена ч5 — акустически совершенная. Инструменты при этом настраив. несколькими ходами на ч5 и ч8. В получ. мажорной гамме все б3 оказывались неск. расширенными по сравн-ю с терциями в темперированном строе. Они звучали ярко, напряженно и обостренно, и это звучало выразительно в  1-гол. музыке.

Когда стало развив. многоголосие и появ. гармония, пифагоров строй перестал удовлетворять музыкантов, т.к. фальшь стала слышна в  аккордах. Темпериров. строй устраняет недостатки пифагорова строя и явл. лучшей базой для настройки многих муз. инструментов. Однако, с др. стороны, он ликвидирует и достоинства этих строев.

В пении и в игре на стр. и дух. инструментах широко используются интервалы пифагорова строя. Такие небольш. отклонения от точных значений высоты в темперир. строе не вызыв. ощущения фальши, что обусловлено зонной природой.

  Зонную природу слуха открыл ученый Н.Гарбузов, кот. доказал, что каждый звук, восприн. слухом,есть результат группы частот (явл. зоной). Зона позволяет музыканту выбрать нужную звуковысот. интонацию при пении и исполнении на инструментах с нефиксированной высотой звучания, т. е. возможность свободного звуковысотного интонирования, что становится одним из средств муз. выразительности

МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Муз. системой наз. комплекс звуков различной высоты, в совокупности образующих материальную основу музыки. Муз. система явл. основой различных муз. строев.

Общепринятая хроматическая муз. система слож. в Европе в осн. уже к нач. XVII в.

В древности в основе многих античных ладов лежал диатонический тетрахорд (в пер. с греч. – 4 струны, 4 - зв. послед-сть в диапазоне кварты). Далее соединили два соседних тетрахорда в одну систему, что привело к образованию диатонических ладов.

Среди множества муз. инструментов лишь ф-но и орган обладают полным диапазоном. Диапазон - звуковой объем певч. голоса, или инструмента. Ф-ннаяклавиатура насчит. 88 клавишей - от ля субконтроктавы до до пятой октавы.

 

НОТАЦИЯ ЗВУКОВ

В наст. время сущ. две осн. системы названий звуков: буквенная и слоговая.

Буквенная система возникла исторически раньше (древних греков). В средние века 7-ступ. диатонич. звукоряд строился от звука ля по следующей схеме. В качестве букв. обозначений ступеней закрепились первые 7 букв латин. алфавита

А  В   С D   Е F   G. Когда позжеосн. тоном звукоряда стал звук С (До), тодля обозначения нов. звука на VII ст., стали использ. Н, соотв. звуку Си.

Слоговая система названий звуков осн. на начальных слогах первых 6 строчек средневек. римского католич. гимна в честь св. Иоанна (покровителя певцов). Текст гимна в XI в. использ. итальянским музыкантом, теоретиком и педагогом Гвидо д'Ареццо для усовершенствования нотации.

Каждый стих этого гимна нач. тоном выше предыдущего. Исключение сост. 4-й стих, нач. выше 3-го только на п/тона. Мелодия же гимна - в диапазоне б6 (в это время такой диапазон был свойствен большинству культовых мелодий. Поэтому осн. звукорядом был 6-ступ. звукоряд — гексахорд (с п/т посредине). Последующее развитие музыки и расширение диапазона звукоряда привело к появлению VII ст. Ее название - си - слож. из нач. букв слов Sancte  Johannes (si) и по букв. системе - H.

Во втор. пол. XVIIв. неудобный для распев-я слог ут (ut) был заменен слогом до. В англоязычных странах звук си обозначается буквой В, а сиb - Bb

 

С VIII по XI вв. исп. также невменная нотация

Невмы - особые знаки над словесным текстом и напом. общие контуры мелодич. движения в известных церк. певцам песнопениях.

       

Невмы ведут свое происхождение от юбиляций (украшения, исп. в григорианском пении, до сих пор исп. в католич. богослужении). Эта нотация была весьма несовершенной, она не фиксировала точную высоту звука, а лишь указ. направление мелодии.

В Древн. Руси с XI в была распростр. знаменная (крюковая нотация). Ее эл-ты - «крюки» или «знамёна», также указывали лишь направление мелодии крюки: мрачный, светлый, тресветлый, с облачком, стрела мрачная, светлая, крыж, челюстка

В X в. для удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию (красн.) для тона f, а позже к ней добавили сверху еще одну (желт.) — для тона с. Этооблегчило чтение записи музыки, однако не решило проблему до конца.

Гвидо Аретинский (д'Ареццо)  - итальянский музыкант, монах (Ареццо - город в Италии, где род. Гвидо), соверш. реформу нотного письма. К имевшимся уже 2 линиям он добавил еще 2,т.о. образ. 4-линейная система, в кот. линии соотв. звукам, находящимся в терцовом соотношении друг с другом. Вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (т.н. хоральное письмо)

Кр. того, Гвидо ввел удобные для пения сольмизационные слоги, кот. обрели точное высотное значение и стали названиями семи основных звуков. Однако ритмич. стороны музыки реформа Гвидо не коснулась.

Решение данной проблемы, было найдено в Зап. Европе позже — в. XII в., когда была изобретена мензуральная нотация (от лат. — мера) Благодаря ей стало возможным фиксировать в нотной записи не только высоту, но и длительность звуков.

В мензуральной нотации прим. лишь такие длительности нот: Longa , Brevis , Semibrevis  (=целой), Minima   (=полов.), Semiminima  (=четв.)

  Нотный стан. Обозначение звуков

Нотным станом (нотоносцем) наз. система для записи звуков.

Нота (от лат. —знак) т. е. знаки, точно фиксирующие высоту звуков. Части ноты – овал, штиль, флажок, ребро. Добавочных линеек – обычно не больше 6.

Увеличение длит-сти ноты: точка, лига, фермата.

Пауза – перерыв в звучании. Генеральная пауза – продолжительная пауза во всех голосах, разделяющая разделы муз. пр-ния (обозначается G.P.под знаком паузы). Пауза в целый такт, независимо от размера, обозначается как целая. Если паузирует часть голосов, то паузы пишут ближе к крайн. линиям нотоносца, а если на нем нет свободного места, то и за его пределами. В послед. случае для целых и половинных пауз требуется добавочная линия.

Ключи точно опред. местонахождение нот звукоряда. Исторически названия и современные графич. написания ключей произошли от буквенной нотации. В наст. время основными являются два ключа: Соль и Фа.

 Ключ Соль, показ. положение ноты соль 1 октавы наз. также скрипичным ключом, поскольку он удобен при записи нот для скрипки. В XVII-XVIII в.в. встреч. также ключ Соль на 1 линии нотн. стана - старофранцузский. В нем, напр., написаны партии I и II флейт в 4-м Бранденбургском концерте Баха.

Ключ Фа наз. еще басовым ключом, поскольку он очень удобен при записи нот для низких челов. голосов и басовых муз. инструментов. В старинной музыке ключ Фа изредка встреч. на 3 линейке (баритоновый ), на 5 линейке (басопрофундовый ):                                                  

Ключ До применялся в средневек. хоровой полиф.музыке, он опред. полож-е на нотном стане ноты до 1 октавы. Различали сопрановый (на 1 линии), меццо-сопрановый (на 2), альтовый (на 3), теноровый (на 4) и баритоновый (на 5). Избегание большого кол-ва добавочных линий упрощало чтение нот.

Все вместе они образуют единую систему, в центре которой размещаются ключи До, а по краям — ключи Соль (слева) и ключи Фа (справа).:

Соединяющ. их звеном явл. до 1 октавы. В наст. время из всех разновидностей ключа До используются лишь альтовый и теноровый ключи: в альтовом пишутся ноты для смыч .альта, а в теноровом — высокие ноты для виолончели и тромбона.

Диапазон. Регистры. Диапазон - это общий объем звуков, кот. могут быть исполн. на муз. инструменте или челов. голосом. Диапазон ф-но охват. весь звук. состав, использ. в музыке [больший, чем у ф-но, диапазон имеет только орган.] Тесситура - часть диапазона, где полнее всего раскрыв-ся возможности голоса конкрет. исполнителя.

Октава, наход. в центре ф-п клавиатуры, наз. первой. Далее -   2-я, 3-я, 4-я и 5-я, (только звук до). Ниже 1 октавы наход. малая октава, большая октава контроктава, а субконтроктава (суб в пер. —под)

Звукоряд – все звуки, располож. последовательно в восх. или нисх порядке.

  Слоговая или буквенная записи звуков.

Звуки большой октавы обозн. прописными буквами слогами: С, D, Е, F или До, Р e, М u. Звуки малой октавы обозн. строчными (малыми) буквами или слогами: с, d, е, или до, ре, ми. Звуки 1 октавы пишутся тоже только малыми буквами, с добавлением справа вверху цифры 1 (либо одной горизонт. черты над буквой или слогом):

c 1, d 1, е1... или (и т.д.) или do 1, ре1, ми1... или  (и т.д.).

К звукам 2, 3 и более высоких октав добавляются цифры 2, 3, 4, 5 или столько же черточек сверху. Например:

Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются всегда большими буквами с добавл-м к ним справа внизу цифры 1 (для контроктавы) или 2 (для субконтроктавы),

Регистры - участки звукоряда, имеющ. близкие тембровые свойства. Есть 3 осн. регистра: низкий, куда входят звуки субконтроктавы, контроктавы и большой октавы, средний, образ. звуками малой, 1 и 2 октав, и высокий, включ.в себя 3, 4 и 5 октавы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.126 с.)