Диатонические и хроматические тоны и полутоны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диатонические и хроматические тоны и полутоны



Диатоническими наз. тоны или п/т, образов. соседними ступенями (т. е. звуками разных наименований). Напр.:

(диатонические полутоны)                      (диатонические тоны)

Хроматическими наз. тоны или п/т, образ. звуками одной и той же ступени, но представленной в разных — основном и альтерированном виде, а также целые тоны, состоящие из звуков, расположенных через одну ступень друг от друга. Напр.:

(хроматические полутоны)            (хроматические целые тоны)

 

ТРАНСПОЗИЦИЯ. СЕКВЕНЦИЯ.

Транспозиция - перенос муз. текста из одной т-сти в другую.Используется для тонального развития музыки.

Кр. того, есть транспонирующие медные и дерев. дух. инструменты. Прежде они были натуральными и не имели возможности изменять свой звукоряд. В соответствии со своими строями трансп. инструменты фактически звучат: одни на б2 (труба, кларнет in В), другие — на м3 (например, кларнет in А), третьи — на ч5 (например, английский рожок, валторна in F) ниже написанного, поэтому их партии пишутся в т-стях, находящихся на указ. интервал выше реального звучания.

Транспозиция с помощью замены ключей - удобный способ при чтении с листа. Ноты, оставаясь при смене ключа на своих местах, приобретают иное значение в новой т-сти. Сперва отыскивается ключ, в котором нота, обозначающая Т данной т-сти, будет соответств. Т новой т-сти, затем старый ключ меняется на новый. При этом одновр. заменяются и ключевые знаки а случ. знаки альтерации корректируются

e-moll (т-сть оригинала)

c-moll                        

Транспозиция на хром. полутон - заменяются лишь ключевые знаки нач. т-сти на знаки новой т-сти, отстоящей от прежней на ув1↑или↓. Сами ноты при этом не изменяются, лишь корректируются случ. знаки альтерации.

Транспозиция на опред. интервал исп., как правило, при письменной транспозиции. Определяется интервал, образ. между тониками оригинала и нов. т-сти, затем определяется нов. т-сть и выст. ее ключевые знаки, после чего весь нотный текст переносится на требуемый интервал ↑или↓, корректир. случайн. знаки.

 

СЕКВЕНЦИЕЙ   (от лат. – идти вслед)наз. перемещение какого-либо мелодико-гарм. оборота в восх. или нисх. направлении по опред. интервалам.

Оборот, кот. перемещается, наз. звеном или мотивом секвенции.

Интервал, на кот. перемещается звено секвенции, наз. шагом секвенции. Он определяется соотношением между нач. звуками звеньев. Шаг может быть постоянным (обычно 2 или 3) или переменным (изменяться в процессе развития секвенции).

Виды секвенций. По тональному признаку секвенции делятся на два вида:

1) тональные (или диатонические)

2) модулирующие (хроматические и транспонирующие).

Тональной наз. секвенция, не выходящая за пределы данной ладотон-сти, звено перемещается по ее ступеням. Поэтому тоновая величина встреч. интервалов и аккордов меняется.

Модулирующей наз. секвенция, в кот. происходят тональные сдвиги. Перемещ. звенья строятся на одних и тех же ступенях разных тональностей. Ее разновидности:

1) Хроматическая - секвенция, развив. по родственным тональностям. Их ладов. наклонение меняется

2) Транспонирующая – по неродственным тон-стям, т. к. перемещение делается на к.-л. неизменный интервал (например, по м2 или б3). Ладов. наклонение звеньев не меняется, повтор-е мотива абсолютно точное.

Значение секвенций. Это одно из самых ярких средств развития и исп. композиторами часто в разделах разработочного характера  для нагнетания напряжения (или, наоборот, спада), подхода к кульминации и т.д. Восх. секвенции приводят к возрастанию напряжения музыки. Для нисх. секвенций более характерно уменьшение динамики, снижение общего уровня напряжения.

РИТМ. МЕТР. РАЗМЕР.

Ритм (от греч. - течение) в широком смысле - все временные соотношения. Это и соотношения частей, и ритмика нарастаний и спадов. Ритмич. организация присуща и др. видам временных ис-ств — лит-ре, театру, кино.

Ритмом в музыке (в узк. смысле) наз. соотношение длит-стей последовательного ряда звуков. Ритм. рисунок часто служ. признаком жанра (отличит. чертой марша явл. пунктирн. ритм, свои ритм. рисунки – у баркаролы, мазурки). Некот. ритм. рисунки наз. по нац. признакам. Напр. «обращенный» пункт. ритм наз. «ломбардским» из-за того, что был распростр. в итальянск. музыке XVII-XVIII в.в., иногда он обознач. как шотландский и или венгерский ритм:                                 Д. Фрескобальди Токката

Ритмоформула - краткое и самост. образование, приближающееся к мотиву. Хорошо известны ритм. формулы европейских танцев — мазурки, полонеза, вальса, болеро, тарантеллы и т. п., хотя вариантность их ритм. рисунков велика

Метром (в пер. с греч. – мера) наз. чередование сильных (акцентир.) и слабых (неакцентир.) долей. Метроритм. организация присуща и другим видам временных искусств, особенно поэзии. Из теории стихосложения теория музыки и заимствовала большинство терминов, относящихся к метроритмике. Метрич.стопы проявл. себя в ритм. рисунке в виде соотношения акцентируемых и неакцентируемых длит-стей. В музыке действуют ямбические (ямб и анапест, т.е. со слабой доли) и хореические (хорей и дактиль, т.е. с. сильной доли) -  стопы.

Сущ. две основные разновидности метра — 2-дольный (четный) и 3-дольный (нечетный). 2-дольный метр явл. более простым, естественным, четким (ходьба человека, биение сердца) 3-дольный - более плавный, смягченный. Они наиболее ярко проявл. себя в таких муз. жанрах, как марш (2-дольн.) и вальс (3-дольн.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.005 с.)