Занятие 9. Агрессия в коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 9. Агрессия в коммуникации



Актуализация темы

1. Причины возникновения и последствия речевой агрессии.

2. Проявление агрессии в детской речевой среде.

3. Вербальная и невербальная агрессия педагога.

4. Риторические приемы контроля речевой агрессии.

5. Моделирование учебно-коммуникативных ситуаций.

 

1. Какие слова из приведенного ряда синонимов лучше выбрать в разговоре с ребенком, которого вы хотите успокоить и, конечно, не хотите обидеть? Смоделируйте ситуации, где эти слова будут уместны.

 

Мальчик – мальчишка – мальчонка; плохо – нехорошо – дурно; плакать – выть – вопить; портить – уродовать – калечить; врать – лгать – сочинять. 

 

2. Прочитайте фрагмент из романа Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». С помощью каких слов и выражений реализуется коммуникативное намерение участников педсовета? Можно ли назвать данные речевые ситуации примерами обидного общения?

«Протокол заседания педагогического совета Н-ской средней школы от 18 марта 1940 года.

Присутствовали: все преподаватели.

Слушали: сообщение руководителя шестого класса о поведении ученика того же класса Зураба Вашаломидзе.

Высказались:

Преподаватель физики: «В природе не существует энергии, которая могла бы расшевелить Вашаломидзе. Мальчик этот − погруженное в жидкость тело, на которое не действует никакая выталкивающая сила!»

Преподаватель математики: «Для меня Вашаломидзе — уравнение со ста неизвестными. Ре­шить такое уравнение я не в силах».

Преподаватель химии:«Никакой реакции! Сидит и выматывает мне нервы. Это какой-то необыч­ный лакмус: он никогда не краснеет!»

Преподаватель русского языка: «По-моему, он просто идиот».

Преподаватель географии: «Познания Вашаломидзе весьма не рельефны. Мальчик или ано­мальный, или истощенный».

Преподаватель истории: «Это скорее чело­век каменного века, чем цивилизованный представитель двадцатого столетия. Невозможно зафиксировать мо­мент нахождения Вашаломидзе в состоянии покоя на уроке. Никакого прогресса. Вашаломидзе − позор для всего класса».

Школьный сторож: «Да что вы пристали к бедному ребенку? Если уж он такой дурак, как же вы его переводите из класса в класс?»

Завуч: «Тебя не спрашивают! Твое дело − прихо­дить вовремя и звонить!»

Преподаватель грузинского языка (мой близкий родственник): «Я вас не понимаю! Мож­но подумать, что на этом Вашаломидзе свет клином сошелся! Да кто у вас в классе лучше его? Может, ди­ректорский сынок? Круглый пятерочник, а такого идио­та я в жизни не встречал! Сидит на уроках, точно сыч в дупле».

Завуч: «Замолчите!.. А ты что скажешь, Вашало­мидзе?»

Вашаломидзе: «Учитель грузинского языка прав».

Завуч: «Истукан! Не об этом спрашиваю! Что ты скажешь о себе?»

Вашаломидзе: «О себе? На этот раз простите, а в дальнейшем я исправлюсь!»

Наслушавшись подобных отзывов о собственной пер­соне, я усомнился было в своей нормальности и здо­ровье, но счастливый случай рассеял мои подозрения.

 

3. Прочитайте эпизод из повести Е. Марковой «Чужой звонок» и выполните послетекстовые задания.

Все молча следили за каждым движением новень­кого, a когда он, намочив в остывшей воде тряпку и лихо закрутив ее по швабре, начал шаркать по полу, всех разом прорвало:

      − Во дает новенький!

      − Турбин, где это ты так насобачился?

 − Халтурно драишь, Турбин!

 − Угол-то чего не вылизал?

 − Слушай, может, тебе вместо Таси уборщицей, a?

 − Эй, новенький, перед кем выпендриваешься?!

      В любимчики захотелось, новичок?

Новенький, казалось, не слышал адресованных ему реплик, которые становились все злей и настойчивей. Он был весь поглощен мытьем пола, и ничто больше не волновало его, кроме ловко снующей швабры, и ничто не радовало глаз, кроме отмытых блестящих кусков пола.

− Ну, ты, жлобье, кончай показуху!

Нога задиры и драчуна Генки Парфенова решительно, посягнула на проворные движения швабры, и тряпка захрустела под наступившей ногой.

Новенький от неожиданности потерял равновесие и поскользнувшись на мокром полу, неловко упал в растекавшуюся от тряпки лужу. Дикий хохот сотряс стены класса. Гурман Макаркин даже захрюкал от восторга, а Нина Зиновьева, заложив в рот четыре пальца, засвистела соловьем-разбойником.

А потом наступила   тишина. Стало на мгновение слышно, как стенные часы в коридоре с усилием дергают тяжелыми стрелками и где-то этажом выше Тася гремит ключами. Все столпились вокруг новенького, который почему-то не спешил подниматься с пола. Он сидел в луже с таким немыслимым достоинством и так гордо торчала на худой длинной шее его голова с пылающими оттопыренными ушами, что у Ку­зи сильно защипало в носу и сглотнуть слюну вдруг стало трудно и больно. По какому-то неведомому при­казу она шагнула к новенькому и, протянув руку, про­шептала

− Давай помогу!

Мгновенный взгляд голубых глаз обжег таким презрением, что Кузина протянутая рука сама дернулась и спряталась за спину.

Новенький медленно поднялся с пола, с сожалени­ем оглядел замоченные брюки с аккуратными стрелочками, неторопливым движением втиснул в карманы сжатые кулаки и медленно подошел к напружинивше­муся Генке. Глядя прямо ему в глаза, процедил сквозь зубы:

− Если бы мы жили в девятнадцатом веке, я бы вызвал тебя на дуэль. Но, к сожалению, традиция сия канула в Лету. Поэтому живи! Сейчас я тебя бить не буду, ибо времени жаль, а оно у меня, время то бишь, на вес золота…

Новенький вытащил из кармана руку и снисходительно хлопнул обескураженного Генку по плечу: «Живи, живи, мол, дыши воздухом, так и быть».

Генка от растерянности даже не оскорбился, а од­ноклассники стояли, пораженные манерой новичка говорить изысканно и старомодно, ошеломленные его по­ведением – странным, непривычным и каким-то гипнотизирующим.

А новенький домыл пол, сдвинул на место парты, тщательно протер мокрой тряпкой батареи и подокон­ники, вымыл начисто доску.

Дежурная бригада седьмого «А»рассредоточилась по подоконникам длинного школьного коридора, и мно­жество глаз следило с напряжением за малейшим дви­жением новичка.

 

  • Почему для подростков стало коммуникативным шоком поведение Турбина?
  • Как в конфликтной ситуации проявились воспитанность и сила характера «новенького»?
  • Выделите из текста формы обидного общения. К какому пласту лексики они относятся?
  • Сравните начало и конец эпизода. Что изменилось в поведении семиклассников? Спрогнозируйте дальнейшие взаимоотношения участников конфликта. В своих рассуждениях используйте риторический прием «апелляция к авторитету»: «Хорошие манеры – лучшая защита от дурных манер другого». (Ф. Честерфилд.).
  • К жанрам, отмеченным вербальной агрессией, относятся оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, враждебное замечание, насмешка, ссора. Приведите примеры из художественной литературы и других источников, характеризующие возрастные, личностные, речевые особенности коммуникантов в использовании названных жанров.

 

4. Замените вульгаризмы и бранные слова эвфемизмами. Составьте предложения с этими эвфемизмами.

Бездарь, мямля, халтура, подлец, пустомеля, чушь, шарлатан, дылда,   жмот, вранье, тупица, увалень, халявщик.

 

5. Какие конфликтные ситуации могут спровоцировать следующие фразы учителя? Оцените их с  двух позиций: этической и качеств речи.

· Прочирикала? Теперь спи до конца. Не просыпайся.

· Ну что, Петарин, смотришь на меня как собака: глаза умные, а сказать ничего не можешь?

· Прошу с перекошенными лицами на математику не приходить!

· Да что ж за морды наглые, которые мне спины показывают.

· Мне надоело слушать твой открытый рот.

· Девушки, вы приходите сюда учиться, а не языком работать.

· Иванов, не напрягайся так. Надо мозги в кучу собирать, а не глаза.

· Хватит болтать! Вашим языком только полы мыть.

                                                                                                     

6. Анализируя ошибки в сочинениях ЕГЭ, Н.М. Сергеева выделяет особый вид речевой ошибки – этический. Она пишет: «Нечасто, но встречались работы, в которых фиксировалось проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности».

Прочитайте данные высказывания. Почему они появились в сочинениях школьников, сдающих государственный экзамен? Считаете ли вы, что такое могли написать лишь слабоуспевающие или отличающиеся аномальным поведением ученики?

 

1. Этот текст меня бесит. 2. Михалков сам писатель, вот он и призывает всех книги читать. 3. Судя по тому, что говорит автор, он маньяк. 4. Нужно быть сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня. 5. Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов. 6. Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет. 7. Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой? 8. Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занимаюсь ерундой. 9. Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. 10. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

     Наличие грубопросторечной лексики и жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки.

(Сергеева Н.М. Ошибки речевые, грамматические, этические и фактологические // Русский язык. – 2007. – № 10.)

 

7. Проанализируйте описанную педагогическую ситуацию. Кто прав? В чем причина конфликтной ситуации? Как следовало бы погасить конфликт? Умеет ли учитель контролировать свое вербальное и невербальное поведение?

Учительница, накануне предупредившая класс о контрольном диктанте и вынужденная в силу сложившихся обстоятельств перенести его на следующий раз, начала урок как обычно с опроса. Она, как всегда, быстро задала первый вопрос и выхватила из общей массы ребят флегматика, середнячка Сашу Щеглова: он заерзал на стуле и не сразу вышел к доске. Учительнице это совсем не понравилось: «Ты что свои штаны протираешь, думаешь родители новые купят?! Быстро иди к доске!» Класс загудел. Учительница негодующе взглянула на сидящих ребят и грозно промолвила: «Это что еще такое?» Класс загудел еще больше. Покрасневший от негодования педагог покинул класс, хлопнув дверью.

 

8. Приведите примеры использования ниже названных приемов в педагогической практике учителя.

Частные психолого-педагогические приемы контроля над речевой агрессией (РА) – это методы и способы психологического и воспитательного воздействия, позволяющие предупредить или устранить речевую агрессию в конкретных речевых ситуациях общения. К ним относят игнорирование РА; переключение внимания; «тактическое сомнение» (метод подзадоривания); открытое словесное порицание; юмор, шутку; убеждение, внушение; коррекционно-профилактическую беседу.

 

 

9. Замените агрессивные способы выражения несогласия на более мягкие, необидные формы слов.

· Какую ерунду ты говоришь!

· Не говори чушь!

· Твои слова – полный бред!

· Ты абсолютно не прав!

· Не повторяй глупость!

· Отвратительный ответ!

· Бездарная работа.

 

10.  Подготовьте 2-3-минутное сообщение о роли этикетного общения в устранении бестактности и агрессивности речи. Обратите внимание на использование в речи педагога следующих средств речевого этикета:

 Извинение. Вежливая просьба. Вежливое выражение несогласия. Сожаление. Эвфемистическая замена.                                                                       

 

11.  Как вы понимаете следующие высказывания? Сформулируйте и запишите заключенные в этих изречениях нормы (правила) корректного, неконфликтного поведения.

1. «Лаской всегда добьешься больше, чем грубой силой» (Эзоп).

2. «В языке нянек не должно быть погрешностей» (Квинтилиан).

3. «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.-Ж. Руссо).

4. «Если человек не всегда владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями» (П. Буаст).

5. «Гнев – начало безумия» (Цицерон).

6. «Бранныя слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько и уши, в которые входят» (Екатерина II). 

 

12.  Проверьте себя по тесту. Обратите внимание на комментарий к нему.

Агрессивны ли вы в общении?

                                          Отвечайте «да» или «нет»

1. Легко ли вы выходите из терпения?

2. Уверены ли вы в приоритете силы над логикой?

3. Трудно ли вам удержаться от ссоры, если вы с кем-то категорически не согласны?

 

4. Считаете ли вы, что окружающие завидуют вам по тому или иному поводу?

5. Любите ли вы иногда делать что-нибудь назло другим?

6. Бываете ли вы грубы в общении с людьми?

7. Любите ли вы читать детективы, смотреть фильмы ужасов и боевики?

8. Нравится ли вам высмеивать других, быть критичным и саркастичным?

9. Есть ли в вашей жизни кто-нибудь, кого вы по-настоящему ненавидите?

10.Бываете ли вы неприятны окружающим?

11.Часто ли вы критикуете людей?

12.Считаете ли вы, что применение смертной казни в определенных случаях оправданно?

13.Впадаете ли вы когда-нибудь в такую ярость, что можете разбить какой-либо предмет?

 

Шкала оценок: «да» −5, «нет» − 0.

 

46−65 баллов − вы явно склонны к агрессивным им­пульсам в отношении других, к потере контроля над собой. Содержание, форма и сопутствующие элементы ваших вы­сказываний часто свидетельствуют о желании навредить другим, душевно ранить их. Вы можете сами не подозревать, что «высказывание правды в глаза» есть проявление вашей агрессивности. Вы часто не скупитесь на негативные оценки знакомых и близких, повышаете голос, используете чрезмерно острые аргументы, оспаривая отличную от вашей точку зрения. У вас часто проявляется резко наступательная позиция в общении, неконструктивное поведение.

21−45 баллов − агрессивным вас назвать нельзя, хотя элементы наступательности в общении для вас бывают ха­рактерны. Есть ситуации, где вы не сдерживаетесь и потом жалеете о своих вспышках. Вместе стем нередко жалеете и о том, что не проявили в чем-то твердость.

20 баллов и менее − вы добродушны по отношению к окружающим, считаете это лучшим способом взаимоотношений. Вам не дано легко привлекать других к реализации собственных це­лей. Ваше умение владеть собственными чувствами нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточ­но легким подчинением мнению окружающих. Вы часто ста­новитесь объектом агрессивности других. Не позволяйте другим садиться себе на шею.

 

Как агрессивность, так и пассивность вредят успеху коммуникации. Агрессивность в общении можно сни­зить, перейдя на пониженный тон голоса, увеличив паузы. Старайтесь договаривать все фразы до конца; избегайте вы­сказывания оценок.

Пассивность можно победить, сознательно расширяя круг общения, специально высказывая свое мнение по различным вопросам, которые стали предметом обсуждения в вашем присутствии. Повышение громкости голоса также придаст вам уверенности.

 

Литература

обязательная

1. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2006.

2. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1998.

3. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. – М., 1996.

4. Мурашов А.А. Культура речи. – М., 2004.

5. Педагогическая риторика: Практикум. – М., 2003.

6. Риторика: учебник / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др; Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2006.

7. Смелкова З.С. Азбука общения. – Самара, 1994.

 

дополнительная

1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – Ростов н/Д.; М., 2007.

2. Ворожбитова А.А. Начальное лингвориторическое образование. – М., 2002.

3. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. – М., 1998.

4. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – М., 1998.

5. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.; СПб, 2003.

6. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. – М., 1996.

7. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2006.

8. Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация. – М., 2001.

9. Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления. – М., 2004.  

    

Содержание

Занятие 1. Литературная норма и задачи

               речевого поведения учителя……………………………… 3

Занятие 2. Речевая культура школьника……………………………….8

Занятие 3. Речевой этикет в контексте

               педагогической деятельности…………………………….. 16

Занятие 4. Невербальный контекст речи………………………………18

Занятие 5. Просодический аспект общения…...………………………23

Занятие 6. Коммуникативные модели ситуаций урока……………… 31

Занятие 7. Письменные жанры профессионального общения……….37

Занятие 8. Устный развернутый ответ учащихся

               как речевой жанр…………………………………………...43

Занятие 9. Агрессия в коммуникации…………………………………52

Литература………………………………………………………………59

 

 

       

 


[1] Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др. – М.: Просвещение, 1990. - С.295. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.053 с.)