Занятие 4. Невербальный  контекст речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Невербальный  контекст речи



Актуализация темы

1. Мимика учителя.

2. Педагогические жесты.

3. Пластика педагога.

4. Пространственная территория в процессе общения.

5. Моделирование ситуаций, выявляющих культуру пользования невербальными средствами.

 

1. Прочитайте фрагмент из воспоминаний А.Ф. Кони о выдающемся русском адвокате, судебном ораторе Ф.Н. Плевако. С помощью каких средств автор визуализирует его внешность? Как соотносятся профессиональные (ораторские) возможности Плевако с языком внешности? Почему речи оратора завораживали слушателя, подчиняли его себе?

Скуластое, угловатое лицо калмыцкого типа с широко расставленными глазами, с непослушными прядями длинных, темных волос могло бы назваться безобразным, если бы его не освещала внутренняя красота, сквозившая то в общем одушевленном выражении, то в доброй, львиной улыбке, то в огне и блескеговорящих глаз. Его движения были неровны и подчас неловки; неладно сидел на нем адвокатский фрак, а пришептывающий голос шел, казалось, вразрез с его призванием оратора. Но в этом голосе звучали ноты такой силы и страсти, что он захватывал слушателя и покорял его себе…

В известном стихотворении Пушкина говорится о поэте: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется – душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел». Но «божественный глагол» говорит сердцу чуткого человека не одними словами красоты и любви: он будит в нем и чувство прощения и милости. Такой голос, очевидно, прозвучал для Плевако и заставил его проснуться и встрепенуться. Надо было слышать его в эти минуты, видеть его жест, описавший дугу, чтобы, по выражению его преобразившегося от внутреннего восторга лица, понять, что на него «накатило»…

 

2. Подберите различные фотографии, опишите позу, жесты, выражение лица людей, изображенных на фото. Как ситуация определят «язык внешнего вида» в а) фоторепортаже, б) фотохронике, в) глянцевом журнале, г) художественной фотографии?

 

3. Прочитайте отрывок из рассказа Д.Рубиной «Астральный полет души на уроке физики». Оцените поведение подростка и учителя. Как описание невербального компонента речи помогло автору выразить ироничное отношение к случившемуся? Назовите художественные приемы, с помощью которых Д.Рубина добилась «эффекта присутствия» на уроке.

Это уже становилось забавным. Увлеченная собственным воображением, я сидела, подперев ладонью щеку и, рассеянно улыбаясь, смотрела на нашего физика.

Собственно, смотрела я не него, а в пространство. С таким же успехом я могла обласкивать своей улыбкой школьную доску или учебные пособия, потому что перед мысленным моим взором продолжали вышагивать колонны стройных девушек, поголовно довольных своим бюстом. Они маршировали, как солдаты, и было что-то завораживающее в их мерном шаге. Под ними железно цокала булыжная мостовая. Где-то я уже видела такую булыжную мостовую и шпили, вонзающиеся в застекленное мутное небо… Они проступали сквозь дымку все явственней, и все же хотелось рассмотреть их поближе и как бы… сверху. Увидеть картину всю, целиком. Узнать место действия…

Думаю, в эти минуты у меня и началось погружение в состояние того самого астрального полета души.

Но моя потусторонняя улыбка, уже оторванная от смысла бренной жизни и по случайной траектории направленная в нашего физика, не могла остаться незамеченной. Во всяком случае, моя душа, уже готовая к отлету, была задержана в теле грозным окриком: «А? Я спрашиваю. Чем ты так довольна?»

Потом ребята рассказывали, что физик, по крайней мере трижды, поинтересовался, чем это я так довольна, прежде чем почти отлетевшая душа приподняла из-за парты мое почти бесчувственное тело. Все-таки я успела деревянной коленкой подтолкнуть раскрытую книгу внутрь парты, но она поползла назад, так что мне пришлось стоять на одной ноге, приподняв под партой другую и поддерживая коленом проклятую книгу.

– А?! – ядовито переспросил физик. – Чем? Чем ты так довольна?

Нашего физика звали Аркадий Турсунбаевич, или просто - Турсунбаич, был он смугл, молод, плечист, и, кажется, этим исчерпывались его достоинства. В юности Турсунбаич занимался греблей на каноэ, ездил на соревнования, завоевывал призы родному физтеху. Неизвестно, каким шалым ветром занесло его в педагогику. Похоже, он и сам этого не знал, но физику преподавал, словно греб на каноэ, против течения греб, преодолевая свое отвращение к предмету, к ежедневным урокам, к шкодливым физиономиям своих юных учеников.

Турсунбаич отделился от доски, у которой объяснял новый материал, и, красиво жонглируя указкой, стал приближаться к моей парте. При этом моя душа, замершая в состоянии полуотлета приблизительно на том уровне, на котором живописцы рисуют нимбы у святых, рухнула вниз, как мне показалось, с сокрушительным грохотом. Во всяком случае, свою коленку, поддерживающую в парте неприличную книгу, я ощутила уже не деревянной, а свинцовой.

Сейчас должен был разразиться страшный скандал, и его позорные круги достигли бы учительской, комсомольского собрания, родителей. Матери еще можно было бы что- то объяснить. Но мой бедный папа… Он всегда был слишком высокого мнения о своей дочери…

Самое ужасное заключалось в том, что к моим побелевшим от страха устам прикипела дурацкая улыбка, а перед глазами продолжали маршировать стройные фантомы под скабрезным транспарантом.

 Наверное, это и послужило причиной того, что стряслось в следующую минуту.

Турсунбаич остановился в трех шагах от моей парты, играючи проделал несколько движений указкой, подобно тому, как церемониймейстер манипулирует своим жезлом, и воскликнул:

– Не слышу. А?! Ответа на вопрос не слышу. Что за улыбочка? Чем ты так довольна?

Тогда я, заворожено глядя на летающую в его руках указку, проговорила внятно и даже слегка раздельно, как чтец в филармонии:

– Я довольна своим бюстом…

 

4. Какие выразительные движения, помогающие нагляднее и доступнее представить учебный материал, использовали ваши учителя-предметники? Какова функция этих движений?

 

5. Какую функцию выполняют выразительные телодвижения и мимика учителя (например, согнутая в локте рука, развернутая ладонью вверх с выпрямленными пальцами; подбородок слегка приподнят, взор устремлен на учеников, ищущие глаза расширены; брови подняты) в следующих ситуациях:

1. Учитель, призывая стоящего у доски ученика к ответу, как бы говорит ему: «Ну почему же ты молчишь?»

2. Учитель пытается успокоить расшумевшихся учеников и хочет сказать им всем своим видом: «Я не понимаю причину разговоров. В чем дело?»

 

6. Вы – учитель. Выразите невербальными средствами содержание следующих ситуаций.

Замолчали все! Смотри на меня. Не подсказывай. Не расстраивайся. Подумай. Не торопись. Ти-ши-на!  Тише. Дай-ка мне это, сюда. Заканчивай. Успокойтесь. Продолжит Агеев. Продолжай. Внимание, начинаю объяснение. Кто хочет ответить? Отлично! Проходите быстрее. Садись на место! Передай (возьми) тетрадь. Плохо, очень плохо! Молодцы! Спасибо за хорошую работу. Живее, времени осталось мало. Почему не вытерта доска? Ой, насмешил! Вынь руку из кармана!

 

7. Прочитайте диалог. Обратите внимание на то, что конфликт спровоцирован невербальными средствами. Выберите из приведенного ниже списка несловесных знаков те, которые, по-вашему, были  использованы общающимися. Какие невербальные средства, какая интонация могли быть «конфликтоносителями», спровоцировавшими соответствующую реакцию ученика?

 

 – Принес книгу? – …

 – Принес, – …

 – Ты что, как отвечаешь? – …

 – А как я отвечаю? – …

 – Не смей так разговаривать?! – …

 

 ? Не поднимая глаз, глядя в пол, подмигивая соседу, закатывая глаза, пряча глаза, прищурив глаза, вперив тяжелый взгляд, не отрывая взгляда, тяжело уставившись, вздернув голову, поджав губы, сквозь зубы, дергая плечом, скривив рот.

 

8. Дайте коммуникативную характеристику следующим элементам невербального поведения школьного учителя на уроке: похлопыванию ученика по плечу; шпилеобразному положению пальцев; медленному подниманию и опусканию руки, крепко сжатой в кулак; постоянному указыванию на себя оттянутым большим пальцем правой руки; постоянно поднятому вверх указательному пальцу; поглаживанию шеи сзади, чуть ниже затылка.

 

9. Прокомментируйте высказывание Н.И. Новикова, русского просветителя, писателя, журналиста.

«Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека» (Н.И. Новиков).

 

10.  Опишите ситуации, в которых чьи-либо слова сопровождались улыбкой                (в одной ситуации улыбка была вызвана симпатией к собеседнику, в другой – желанием достичь какой-то корыстной цели, в третьей – нежеланием поддаться давлению или насилию и др.).

 

11.  Прочитайте текст.

Улыбайтесь людям

Улыбка ничего не стоит, но ценится дорого. Она обогащает того, кто ее получает, и не обедняет того, кто ее дарит другому. Она длится мгновение, но оставляет след в памяти надолго. Она отдых для уставшего, свет для отчаявшегося, солнце для печального и лучшее противоядие против любых неприятностей. Улыбка говорит о том, что вы испытываете удовольствие, встречаясь с этим человеком. (Р.С. Немов, А.И. Новиков).

 

Ø Что значит улыбка в коммуникативном поведении учителя? Проиллюстрируйте ответ примерами из своего личного опыта, когда улыбка сглаживала возникшее недоразумение, подбадривала, выражала симпатию, вселяла надежду и др.

Составьте словосочетания, характеризующие физический облик улыбающегося человека.

 

12.  Все ли ваши школьные учителя соответствовали данному описанию?

Пластика учителя выразительная, поэтому восприятие педагога как объекта уже доставляет наслаждение глазу учащихся: жесты учителя ритмичны, поза красива, осанка прямая и легкая, движения несут в себе внутреннее отношение; наблюдать за педагогами издали – это смотреть психологический спектакль.

 

Ø Что из «спектакля» вы возьмете для себя? Продолжите перечень возможностей  пластики педагога.

 

13.  Оцените пространственное положение учителя во время объяснения.

1. Учитель стоит перед классом в районе классной доски.

2. Учитель стоит перед классом в левой (правой) части классной комнаты.

3. Учитель стоит на уровне второй-третьей парты, так что сидящие впереди ученики видят лишь его спину.

4. Учитель, объясняя, ходит по классу.

5. Учитель ведет урок, сидя за столом.

 

14.  Прочитайте несколько советов экзаменующимся И.А.Стернина, составленных на основе опыта общения со студентами на экзамене. Согласны ли вы с ученым? Свое мнение мотивируйте.

· Соблюдайте правило открытой позы: не загораживайте руками свою грудь, слегка наклоняйтесь в сторону экзаменатора, умеренно жестикулируйте в его направлении, «открывайте» свои ладони в сторону экзаменатора – чтобы он их видел, все это создает впечатление открытости, контактности, дружелюбия.

· Боритесь с волнением, используя простейшие приемы – возьмите что-либо в руки (листок, ручку), глубоко выдохните, поднимите чуть выше обычного подбородок, чуть быстрее обычного двигайтесь (например, заходя в аудиторию, где экзамен), опустите вниз и расслабьте плечи, мышцы спины. Помогает справиться с волнением и чуть более громкая, чем обычно, речь – но не надо кричать, экзаменаторы кричащих считают глупыми.

 

Ø Сформулируйте 3-4 совета ученику, сдающему устный экзамен или защищающему проект, учтите при этом взаимообусловленность словесных и  несловесных компонентов.

    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.025 с.)