Занятие 7. Письменные жанры профессионального общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 7. Письменные жанры профессионального общения



 Актуализация темы

1. Аннотация как разновидность вторичного текста.

2. Отзыв и рецензия. Специфика риторических приемов.

3. Письма в педагогическом общении.

4. Моделирование учебно-коммуникативных ситуаций.

 

1. Прочитайте словарную статью «Аннотация» в словаре-справочнике «Педагогическое речеведение». Определите, к какому виду относятся следующие вторичные тексты.

 

   1. Педагогическая риторика: Практикум / Под общей редакцией Н.А. Ипполитовой.- М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп», 2003. – 448 с.

Сборник заданий, адресованный преподавателям и студентам педагогических вузов, содержит материалы, направленные на формирование профессионально значимых умений студентов педагогических вузов при изучении риторики, русского языка и культуры речи, а также других дисциплин речеведческого характера.

   2.  Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык. Учебники и учебные пособия, входящие в компонент, имеют грифы Министерства образования РФ («Рекомендовано» или «Допущено») и полностью соответствуют Базисному учебному плану.

Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. При этом речь идет не только о времени, но и о месте действия. Комплект «Школа России» создается в России и для России. Это не простая констатация «пространственной» принадлежности проекта, а его качественная характеристика, отражающая существенные черты образовательной системы, на построение которой направлены усилия авторского коллектива.

3. Мурашов А.А. Культура речи: Практикум / А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий.– 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.- 272 с. – (Серия «Библиотека студента»).

Цель этой книги – не просто дать сведения о русской речи, обучить грамотно, точно, логично, выразительно говорить на русском языке; для нас главное – чтобы студент и преподаватель приняли ее как собеседника, как режиссера, помогающего так организовать занятие, что оно окажется ярким диалогом с импровизационным наполнением и разнообразной тональностью общения. По окончании курса студент не просто узнает постулаты культуры речи, но полюбит предмет, почувствует себя духовно более развитым, умеющим грамотно выразить свои мысли и корректно возразить другому, а в конечном счете – войти в любую аудиторию сложившимся профессионалом.

Логика заданий предусматривает вначале работу с микроструктурами (слово, словосочетание), затем – переход к предложению и тексту. Работа над текстом ведется от анализа в соответствии с отдельными вопросами и заданиями к импровизированию (изменению важнейших категорий и блоков, авторской позиции) и самостоятельному составлению фраз, сверхфразовых структур, текстов…

Данная книга дополняет книгу А.А.Мурашова «Культура речи» (М.; Воронеж, 2003) и адресована студентам гуманитарных университетов и педагогических вузов.

 

2. Составьте 3 аннотации на 1) учебно-методический источник, 2) психолого-педагогическое пособие для родителей, 3) книгу для внеклассного чтения (5-8 кл.).

 

3. Сделайте устный обзор новинок учебно-методической литературы на методобъединении.

 

4. Познакомьтесь с рассуждениями Д.С. Лихачева. 

В научном языке не должны «чувствоваться чернила»: он дол­жен быть легким. Язык научной работы должен быть «незаметен». Если читатель прочтет научную работу и не обратит внимания на то, хорошо или плохо она написа­на, — значит, она написана хоро­шо. Хороший портной шьет костюм так, что мы его носим, «не заме­чая». Самое большое достоинство научного изложения (тут уже я го­ворю вообще об изложении, а не только о языке) — логичность и последовательность переходов от мысли к мысли. Умение развивать мысль — это не только логичность, но и ясность изложения.

Очень важно, чтобы ученый «чувствовал» своего читателя, точ­но знал, к кому он обращается.

Надо всегда конкретно пред­ставлять себе или воображать чи­тателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним. Пусть этот воображаемый читатель будет скептик, заядлый спорщик, человек, не склонный принимать на веру что бы то ни было. В строго научной работе этот мысленный образ читателя должен быть вы­сок — воображаемый читатель дол­жен быть специалистом в излагае­мой области. В научно-популярных работах этот воображаемый чита­тель должен быть немного непонят­лив (но в меру: своего читателя не следует «обижать»). Беседуя с та­ким воображаемым читателем, за­писывайте все, что вы ему говори­те. Чем ближе ваш письменный язык к языку устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации. Специ­фические для письменной речи обороты утяжеляют язык. Они не нужны. Однако устный язык имеет и большие недостатки: он не все­гда точен, он неэкономен, в нем часты повторения, значит, записав свою речь к воображаемому чита­телю, надо затем ее максимально сократить, исправить, освободить от неточностей, от чрезмерно воль­ных, «разговорных» выражений. Научная работа «подожмется», ста­нет компактной, точной, но сохра­нит интонации живой речи, а глав­ное − в ней будет чувствоваться адресат, воображаемый собеседник автора.

Обогащение и легкость пись­менного языка часто идут от раз­говорного языка. Из разговорного языка можно заимствовать отдель­ные слова и целые выражения. Но надо помнить, что разговорные выражения настолько стилистичес­ки сильны и заметны в письмен­ном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять в близ­ком расстоянии друг от друга.

В науке очень важно найти нуж­ное обозначение для обнаруженно­го явления − термин. Очень часто это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сде­лать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему вни­мание.

Ø Выявите специфику собственно научного подстиля (жанр – на выбор) и урока как реализации научно-учебного подстиля (на примере урока из рубрики «Такие разные уроки…» журнала «Русский язык в школе» и своего методического опыта в качестве практиканта).

 

5. Прочитайте следующую информацию.

    Отзыв и рецензия – разновидности метатекста (т.е. текста, создаваемого на основе другого текста).

§ Отзыв – речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, увиденному, услышанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению, аргументированная оценка книги, спектакля и т.д.

§ Рецензия – речевое произведение, содержащее критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма… Однако рецензия как одна из разновидностей метатекста отличается от отзыва. В ней предполагается дать детальный анализ произведения, что для отзыва необязательно. В то же время в рецензии может отсутствовать выражение личностного отношения, что является основным для отзыва. (Л.Е.Тумина. Педагогическое речеведение).

 

Ø Подберите две рецензии на просмотренные вами спектакль и художественный фильм. Совпадает ли точка зрения критика с вашими ощущениями после увиденного? Отвечают ли данные тексты жанру публицистической рецензии (структура, стандартизированные обороты, эмоционально-экспрессивные средства языка)?

 

6. Проанализируйте текст рецензии на учебно-методическое пособие. Выявите композиционные и языковые особенности данного жанра научной речи; зафиксируйте их в таблице.

 

Речевые интенции рецензента

Рецензия

  Структура Стандартизированные выражения
     

  Рецензия

 на учебно-методическое пособие «Русский язык. Выполнение задания части 3   (С) Г.Т. Егораевой

Проблем, связанных с подготовкой к ЕГЭ, мно­го. Методическое пособие Г.Т.Егораевой будет очень полезно для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Оно не может не при­влечь выпускника школы, нуждающегося в ответах на вопросы «здесь и сейчас»», торопящегося вос­полнить пробелы, повторить за короткое время наи­более важное для подготовки к письменному экза­мену.

Стиль разговора с предполагаемым читателем призван снять страх перед трудным и еще непри­вычным видом работы, внушить мысль о том, что выполнение задания С не требует никаких сверхъес­тественных знаний и умений и к нему можно подго­товиться.

В пособии мягкая непринужденность стиля удач­но сочетается с обстоятельностью справочника. Учащемуся последовательно предлагают познакомить­ся с критериями оценки части 3, вспомнить, что та­кое сочинение-рассуждение как тип письменной ра­боты, что означают основные литературоведческие термины, какие бывают стили и типы речи, изобра­зительно-выразительные средства языка. Все теоре­тические сведения проиллюстрированы понятными и убедительными примерами.

Следующие разделы пособия посвящены прак­тическим заданиям, читатель может выполнять их самостоятельно, а потом сверять с тем, что предла­гает автор пособия.

Автор показывает конкретные приемы, помога­ющие моделировать вступление, формулировать ос­новную проблему текста и комментировать ее, оп­ределять авторскую позицию, составлять заключе­ние. Говорится в пособии и о том, как предупреж­дать возможные ошибки.

Несомненна практическая польза таких разделов, как «Классификация типов ошибок» и «Оценка со­чинения». Автор вместе с читателем разбирает сочи­нения, написанные выпускниками прошлых лет, и объясняет, как рассуждают проверяющие работу, оце­нивая ее по уже известным нам критериям. В за­ключение выпускнику-читателю дается возможность познакомиться с вариантами текстов, уже использо­вавшихся на ЕГЭ, и с удачными сочинениями по ним, а также с вариантами текстов для самостоя­тельной работы

Все тексты, предлагаемые автором для анализа, доступны для восприятия учащихся и, безусловно, соответствуют творческой сущности задания 3 (С).

Одно из существенных достоинств пособия со­стоит в том, что книга представляет собой не набор алгоритмов, а продуманную систему упражнений.

Практическая значимость учебно-методического пособия не сводится к предэкзаменационной подго­товке. В нём даны конкретные рекомендации по орга­низации самостоятельной деятельности, предложены эффективные способы работы с текстом, имеющие актуальное значение для образования в целом

Г П Звенигородская, доктор педагогических наук, зав кафедрой УСО ПВГГУ,

Л.Ф.Вязникова, доктор психологических наук, декан ФПК и ППРО.

7. Прочитайте статью Борисенко Н.А. «Ай да Пушкин!». Биография поэта в восприятии пятиклассников // Русский язык.- 2004. - № 21.

Напишите отзыв и «отправьте» его в следующий номер методической газеты.

 

8. Посмотрите видеозапись урока на тему: «Комплексный анализ текста по рассказу Е. Носова «Вышивание крестом», проведенного в 11-ом классе МОУ средняя школа № 57 г. Курска (учитель Воробьева О.Н.). Напишите отзыв об этом уроке от имени коллеги Воробьевой О.Н.

 

9. Прочитайте данные письма. Определите их характер. Найдите клишированные языковые конструкции, помогающие оформить частное и деловое письмо.

 

1.    22 июля 1831 года. Из Царского Села в Петербург. (А.С. Пушкин.)

Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жу­ковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши - старые хрычовки, а детки будут славные, моло­дые, веселые ребята, а мальчики станут повесни­чать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри − холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы.

Жаль мне, что ты моих писем не получал. Меж­ду ими были дельные; но не беда. Эслинг сей, которого ты не знаешь, − мой внук по лицею и, ка­жется, добрый малый − я поручил ему доставить тебе мои сказки; прочитай их ради скуки холерной, а печатать их не к спеху.

Кстати, скажу тебе новость (но да останется это, по многим причинам, между нами): царь взял меня в службу − но не в канцелярскую, или придворную, или военную - нет, он дал мне жалованье, открыл мне архивы, с тем чтоб я рылся там и ничего не делал. Это очень мило с его стороны, не правда ли?

Когда же мы, брат, увидимся? Ох уж эта холера!

Прощай. Кланяюсь всем твоим.

Будьте здоровы. Христос с вами.

22 июля

 

 

2.                                         Уважаемые господа!

 

Благодарим за Ваше письмо от … 200… г. и сообщаем, что мы принимаем все условия Вашего предложения, кроме сроков исполнения. В этой связи мы хотели бы пригласить Вашего представителя, уполномоченного вести переговоры, чтобы обсудить с ним вопрос о сроках непосредственно при встрече. В случае Вашего согласия просим сообщить электронной почтой о возможности приезда к нам Вашего представителя.

 

            С уважением                                                (подпись)  

 

 

10.  Вы – директор школы. Напишите: а) письмо-просьбу или б) благодарственное    письмо спонсору. Цель: помочь приобрести компьютерный класс или поблагодарить за помощь в его приобретении.

Используйте следующие речевые клише.

Для писем-просьб

 

Обращаемся (обращаюсь) к Вам (вам) с просьбой …

Принимая во внимание (наше многолетнее сотрудничество) …

Просил бы Вас …

Просим Вас не отказать в любезности и (сделать то-то и то-то) … и др.

 

Для благодарственных писем

 

Благодарю (благодарим) Вас (вас) …

Выражаем благодарность …

Позвольте поблагодарить …

Мы исключительно благодарны Вам (вам) …

Примите нашу благодарность за …

Мы высоко ценим …

Мы надеемся, что ваша организация и впредь … и др.

 

11.  Выразите в письменной форме благодарность родителям ученика за хорошее воспитание сына (дочери).

 

12.  Используйте данную информацию в своей учительской практике.

 

Этикет в интернете

В глобальной системе соединения компьютерных сетей, иногда называемой Сетью, действуют свои правила поведения. Они иногда вовсе не похожи на те, которыми мы руководствуемся в реальной жизни. Что же это за правила?

Интернет обеспечивает быстрый контакт между людьми, поэтому на письма отвечать здесь принято немедленно. Вас никто не поймет, если на электронное письмо вы не ответите в течение суток с момента его получения.

Старайтесь писать без ошибок, проверяя орфографию редакторами электронной почты. Пишите кратко, по-деловому, используя для выражения жестов и мимики специальные символы. Не принято также начинать письмо новому адресату без уважительного обращения. Непременно используйте такой оборот: «Не будете ли вы столь любезны…» Заранее поблагодарите адресата, что бы вы у него не просили. Не забудьте подписать письмо. (Л.Лозовский, Л. Ратковский).

 

Ø Напишите электронное письмо: а) коллеге (сообщите ему о выходе нового издания учебно-методического пособия); б) заинтересованным лицам (пригласите их на предстоящую региональную конференцию по проблемам повышения речевой грамотности учащихся).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.035 с.)