Занятие 3. Речевой этикет в контексте педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Речевой этикет в контексте педагогической деятельности



Актуализация темы

1. Этикетные формулы как проявление национальной этической культуры.

2. Использование вариантов этикетных средств в зависимости от актуальной роли в диалоге. 

3. Этикетные средства в коммуникативной деятельности учителя.

4. Описание, моделирование, инсценирование речевых ситуаций, требующих употребления этикетных средств. 

1. Прочитайте сведения о признаках речевого этикета. Проиллюстрируйте их примерами из вашей педагогической практики.

1. Ситуативность. Речевой этикет выражает определенное отношение говорящего к его собеседнику только в конкретной ситуации, только применительно к конкретному собеседнику, в момент общения, в данном месте общения. Изменение какого-либо из названных параметров требует и изменения используемых этикетных формул. Можно сказать, что для каждой ситуации общения существует свой речевой этикет.

2. Регулятивность. Речевой этикет регулирует отношения между людьми, участвующими в общении. Он распределяет коммуникативные роли, устанавливает статус собеседников и определяет тональность общения.

3. Согласованность. Речевой этикет предполагает, что этикетные нормы выполняются согласованно всеми участниками общения, что в этикетной ситуации должен состояться обмен этикетной информацией, хотя бы в степени «замечено».

4. Наличие коммуникативной рамки. Известный исследователь речевого этикета В.Е. Гольдин указывает на наличие обязательных элементов, организующих акт этикетного общения в тех или иных ситуациях. Например, приветствие при появлении и прощание при уходе, вызов, «кто говорит», прощание при телефонном разговоре и т.д. Этикетные речевые акты, как правило, предполагают стандартное начало и стандартное завершение.

2. Употребление форм со значением лица подчиняется правилам речевого поведения, речевому этикету, а в ряде случаев и диктуется ими: выбор ты - и вы - форм связан с уровнем «техники общения».

Определите уместность ты - или вы -обращения для реализации следующих коммуникативных задач. Аргументируйте свой ответ.

1. Обратитесь на улице к незнакомому человеку своего возраста с вопросом: который час?

2. Обратитесь к однокурснику во время защиты выпускной квалификационной работы.

3. Обратитесь на дискотеке к малознакомому человеку своего возраста с просьбой указать местоположение бара.

4. Обратитесь к коллеге во время разговора в учительской на перемене.

5. Обратитесь с приветствием к пожилому соседу, которого вы знаете с детства.

6. Обратитесь к ученику во время урока на педагогической практике.

 

3. Прочитайте фрагмент рассказа Л.Улицкой «Бедная счастливая Колыванова». Какие формулы речевого этикета использует учитель? Оцените правильность и  корректность их употребления. Аргументируйте свой ответ.

    «– Поздравляю вас с началом нового учебного года. Я ваша классная руководительница, меня зовут Евгения Алексеевна Лукина, – с выразительными растяжками произнесла она… – А теперь познакомимся, – продолжала она и, раскрыв свежий журнал, произнесла: – Алферов Александр…»

 

4. Спрогнозируйте свое поведение в следующих ситуациях.

1. Вы постоянно работаете в данном классе. Перейдете ли вы на «вы»-обращение в старшем образовательном звене?

2. Вы новый учитель в десятом классе. Какое обращение к подросткам вы предпочтете?

3. Учащиеся-старшеклассники попросили не обращаться к ним на «вы».

4. Обратитесь к незнакомому ученику одиннадцатого класса с просьбой помочь принести в класс телевизор.

5. Вас возмутило поведение подростков около школы. Они – ваши ученики, привыкшие к традиционному обращению на «вы». Как вы обратитесь к ним в состоянии повышенной эмоциональности?

6. В ваш класс пришли несколько детей из семей вынужденных переселенцев и гастарбайтеров. Зададите ли вы им вопрос о формах национального этикетного обращения, в том числе педагогического?

 

5. Переход с «ты» на «вы» тоже возможен. Что может означать такой переход? Назовите ситуации, которые способны разрушить дружеские взаимоотношения. Иллюстрацией одной из таких ситуаций является описание И.Л. Андронниковым его общения с С.Я.Маршаком после того, как Андроников удачно имитировал Маршака и «показал» свой номер друзьям.

«Вечером Маршак позвонил мне по телефону. Я услышал: – Не могу ли я поговорить с гражданином Андронниковым?

Я чуть не упал. Боже, до чего я расстроился, огорчился, испугался, но сделал вид, что я ничего не понимаю.

– Что это ты, Самуил Яковлевич, сегодня со мной так официально?

– Во-первых, говорите мне, пожалуйста, не ты, а вы. А кроме того, объясните, как я могу получить сатисфакцию» (И.Андронников. Веду рассказ о Маршаке).

 

6. Т.А. Ладыженская дает следующие рекомендации молодому учителю-словеснику. Подготовьте свои рекомендации, ориентируясь на этикетные особенности речи учителя.

Когда вы говорите о вежливости, будьте особенно внимательны к своей речи. Грубое слово, резкий окрик, деловито-фамильярное «Давай!» (как приглашение к ответу), раздраженная интонация, озлобленно-безразличное выражение лица сводят на нет ту важную работу, которая проводится.

 

7. Под коммуникативным императивом понимается фраза, выражение, оборот речи, которые должны быть обязательно употреблены в определенной коммуникативной ситуации; если они отсутствуют, это рассматривается как нарушение речевого этикета.

Назовите обязательные императивы в учительской деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.114 с.)