Занятие 1. Литературная норма и задачи речевого поведения учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Литературная норма и задачи речевого поведения учителя



Актуализация темы

1. Языковая и речевая нормы и эффективность коммуникации.

2. Специфика проявления нормы в речи учителя.

3. Коммуникативные качества речи учителя.

4. Моделирование учебно-коммуникативных ситуаций.

1. Внимательно прочитайте определения нормы. Сформулируйте ее основные признаки.

«Хотя литературная норма исторически изменчива, но для данной эпохи нормативными считаются те правила, которые устанавливают наиболее удачные в определенных конкретных условиях формы выражения мысли, обеспечивающие необходимое взаимопонимание между членами общества, то есть выполняющие важнейшую функцию языка – служить средством общения» (Д.Э. Розенталь).

«Норма языковая, норма литературная − принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств» (Русский язык. Энциклопедия).

«Норма – это принятые среди большинства говорящих на русском языке, сознательно поддерживаемые образованными людьми и предписываемые грамматиками и словарями образцовые способы употребления слов, форм слов и отдельных звуков» (Русский язык и культура речи /Под ред. В.Д. Черняк).

 

2. В книге «Начальное лингвориторическое образование» (М., 2002) А.А. Ворожбитова одну из таблиц называет «Типология ошибок речи как модель антикультурнойязыковой личности». Прокомментируйте это название, предварительно ответив на вопрос: Что значит «языковая личность»?

 

3. Сравните два высказывания. Согласны ли вы с мнением ученых?

· Несоблюдение конкретных норм, деформирование принятых форм употребления, называется речевой ошибкой. Ошибки могут возникать на всех уровнях языка, нарушать любое качество речи, влиять или не влиять на семантику слова и фразы.

Человек видит и воспринимает мир, как систему обращенных к нему сообщений, вопросов и иных жестов; «языковые очки» стали непременным посредником между миром и человеком. В этом контексте ошибка – или отражение неверной информации, или неточная реакция на нее, которая может оказаться чреватой разными последствиями.

(А.А. Мурашов)

 

· Речевые ошибки «вечны». Они существуют и будут существовать как непременный элемент речевой деятельности, как оборотная сторона нормы. «Избавиться» от них невозможно, ибо они есть проявление живой жизни языка как системы средств общения и как индивидуальной речевой способности. Ошибки – следствие того, что человек относится к языку не как к застывшему и окаменевшему, раз и навсегда данному «средству коммуникации», а творит язык непосредственно в момент общения, хотя порой при этом и утрачивает детскую непосредственность. Ту самую, благодаря которой можно, разглядывая белые кувшинки, в ответ на реплику: «Смотри, у меня как звездочка» - ответить абсолютно правильно и единственно возможно: «А у меня еще звездее!» (авт. Пример из кн. Чуковский К.И. От двух до пяти).  

    (В.Ф. Русецкий)

 

4. Охарактеризуйте суть коммуникативных качеств речи. Какие качества речи не соблюдены в приведенных ниже примерах?

1. При всей своей неброской внешности он обладал поразительной памятью. 2. Прочтя сочинение, меня охватила радость. 3. Тань, повернись лицом к классу. 4. Перепишите предложения по вариантам. Первый вариант (учительница показывает на учащихся, сидящих в одном ряду) выполняет второе предложение.   5. Поставь, как лежало. 6. Педагог, он не может исходить из интересов одной науки, забывая об ученике.

 

5. Почему отрывок из ученического сочинения: «Пугачев хотел, чтобы все люди жили счастливо, Пугачев помогал Гриневу. Пугачев хотел, чтобы Гринев жил счастливо» – приводят в качестве примера бедной и невыразительной речи?

 

6. Проиллюстрируйте выразительность как качество речи примерами из художественной литературы, хорошей публицистики, своего ученического опыта (речь учителя).

 

7. Точность как качество научной речи тесно связано с точностью употребления терминов. Найдите ошибки, связанные с употреблением терминов и общенаучной лексики.

1. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. 2. Существительное относится к предложному падежу. 3. Устно обозначим состав этих слов. 4. Это причастие сострадательное. 5. Сложная форма сравнительной степени. 6. Это глаголы изъяснительного наклонения. 7. Непроизносимые буквы можно изменять так… 8. Причастие основано от глагола II спряжения. 9. Начнем фронтальное повторение. 10. В прилагательных и причастиях, образованных от глаголов совершенного времени, от глаголов с приставками, а также имеющих зависимые слова, пишется НН.

 

8. Назовите ошибки терминологического характера (фактические) в ответах школьников.

1. В предложении Сухая листва шуршит под ногами существительное листва неодушевленное, нарицательное, 1-го склонения, в женском роде, в единственном числе, в им. падеже.

2. У глагола   бежал нет окончания.

3. Слово дом выражает предмет.

4. Буква Я в начале слова распадается на два звука.

5. Прилагательное зеленый обозначает определение.

6. В предложении В лесу раздавался топор дровосека слово в лесу выражается обстоятельством места.

 

9. Какие нормы современного русского литературного языка нарушены в следующих высказываниях?

1. Реконструировать сельский клуб должен районный зодчий. 2. Это фильм обречен, без всякого сомнения, на редкий успех. 3. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 4. С надеждой и верой на то, что горькие уроки года уходящего не прошли для него даром, встречаем мы Новый год. 6. Есть игроки, способные сегодня решать в полном объеме поставленные задачи на сезон. 7. Его прижали в углу и обезмячили (спорт. реп.). 8. Литература играет большую эстетическую функцию. 9. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 10. Этикетка – это девушка, которая все умеет делать.

     

10.  Объясните, какая речевая ошибка характерна для следующих высказываний.    

     Что бы вы сказали в данных ситуациях?

1. Ну что ж, здравствуйте, пожалуй, садитесь, начнем урок математики. 2. Артеменко, пожалуй, тебе сегодня придется показать свои знания по предмету – давай-ка, выходи! 3. Садись, пожалуй, я не могу поставить тебе положительной оценки, и ты должен понять, что двойка – единственное, что заслуживает твой ответ, поскольку… 4. Характеризуя грубость ученика, учитель оперирует синонимической группой: «беспардонные, фамильярные, грубые, дикие, чудовищные, непристойные слова».

 

11.  В речи педагога выделенные слова встречаются довольно часто. Поставьте в них ударение; произнесите предложения.

 1. Подождите, пожалуйста, я сейчас занята. 2. Правила повторены, перейдем к их закреплению. 3. Звонок звонит не для вас. 4. Почему ты не включишь мозги?* 5. Родительское собрание проведено в среду. 6. Алексеев - избалованный вниманием ученик. 7. Я в этом вопросе кремень. 8. «Кладовая солнца» М.Пришвина – удивительно поэтичный рассказ. 9. Ты ему не ровня! 10. Поставь апостроф в этом слове. 11. На форзацах учебника помещены высказывания лингвистов о русском языке. 12. Толерантность – это терпимость к вероисповеданию других. 13. Украинский и русский языки  − близкородственные. 14. Иконопись занимает значительное место в истории русской культуры. 15. Актеры старого МХАТа мастерски владели искусством разговорного жанра. 16. Это лишь толика из того, что я задумал к сегодняшнему уроку. 17. Тесты всем розданы? 18. Оксюморон – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого.    

    * Прокомментируйте фразу с этической точки зрения.

 

 

 

 

12. Запишите слова. Пользуясь разными орфоэпическими словарями, поставьте в них ударение. Обратите внимание на то, как кодифицированы  акцентологические варианты  в этих словарях.

Акрополь, алкоголь, алфавит, ассиметрия, баловать, безумолчный, береста, брала, генезис, гербы, гофрированный, гренки, грушевый, диспансер, договор, досуг, древко, еретик, жалюзи, завидно, заиндеветь, законнорожденный, закупорить, иссиня-черный, каталог, квартал, кулинария, маркированный, мизерный, мышление, наркомания, обеспечение, облегчить, одновременно, оптовый, откупорить, петля, пломбировать, ракушка, свекла, сливовый, столяр, сторицей (воздать), тефтели, торты, туфля, уведомить, углубить, упрочение, усугубить, феномен, ходатайство, христианин, черпать, щавель.

 

13. В газете «Аргументы и факты» есть рубрика «Маразмы» (школьные «мараз − мы» присылают учащиеся). Почему она получила такое название? Как данные фразы характеризуют внутреннее состояние учителя, его речевую культуру и взаимоотношение  с учениками?

     

· Да у меня глобус умнее, чем твоя голова.

· Ты либо носи все с собой, либо спрашивай молча.

· У меня лицо не в ручке?

· Давайте положим руку на сердце и посмотрим честно.

· Правильней говорите, правильней!

· Ты сейчас в каком треугольнике ковыряешься?

· Левая девушка идет отвечать.

· Кто это лазил в мою писульку?

· Будете сидеть и ждать, пока вас не пронесет.

· Звонок уже начался!

· А потом обгоняешь и бежишь среди него.

· Считайте, что я пердупердил.

· А ну, доставай из-под парты руки и все остальное.

· Господи! Это не класс! Это стадо пьяных лошадей.

· Запишите это письменно.

· Отличительное отличие этого произведения.

 

14.  Прочитайте текст из «Практической риторики» И.А. Стернина. Что вы думаете по этому поводу?  

Языковой паспорт говорящего – это то впечатление, которое он создает о себе своей речью…

Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только «откроет рот» − отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.

Работа над «полировкой» своего языкового паспорта – трудная задача, но каждый должен помнить о ее важности…, следить за культурой речи, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.

 

Ø Воссоздайте языковой паспорт (речевой имидж) своего любимого/нелюбимого учителя.

 

15.  В школе действует единый речевой режим. Какие формы работы как директор или завуч вы бы предложили для повышения культурно-речевого уровня своих коллег?

 

16.  В одном из пособий для подготовки к ЕГЭ в разделе «Лингвостилистический анализ текста» мы читаем следующее:

1. Ряд синонимов развивает идею устойчивого качества: блестящий – это и стеклянный, и блистающий, и сверкающий, как зрачок – словом, всевозможные простые и сложные варианты.

2. Но наряду с народной струей в ее речи, есть в ней и другое – церковь и религия с юности заняли большое место в жизни Катерины. 3. Так, повествователь, приближаясь к генералам и как бы подслушивая их, угадывая их мысли, высмеивает чиновников и социальный строй, породивший их. 4. Ирония, чаще всего мягкая, которая постоянно присутствует в тексте «Обломова» и дает возможность автору занять отстраненную позицию, так что при всей симпатии его к главным героям он может высказать свое неприятие апатичной жизни – сна. 5. Это односложное предложение, распадающееся на четыре мелодических куска, границы между которыми обозначены точкой с запятой. Этот знак, так же как и точка, требует нисходящей мелодии, т.е. понижения голоса. 6. Однако следует заметить, что помимо лирической и психологической связи с героями, пейзажи Толстого несут и другую, часто не меньшую нагрузку: они уясняют смысл романа, позицию самого автора, своеобразие его как художника.

Ø Вы — учитель. Квалифицируйте речевые погрешности в данных высказываниях. Напишите часть рецензии, в которой проанализируйте языковое оформление данных микротекстов.

 

17.  Выберите из рассказа А.П. Чехова 2-3 высказывания; охарактеризуйте персо- 

  наж, исходя из  того, что он написал. Как можно использовать на уроках

 данные  цитаты?                                                                                                                   

                                              ЖАЛОБНАЯ КНИГА

Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

«Милостивый государь! Проба пера!?»

Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я – морда твоя».

 «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».

«Кто писал – не знаю, а я дурак читаю».

«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».

«Приношу начальству мою жалобу на кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась, чтоб все было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева, который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».

«Никандров социалист!»

«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим… (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки… (далее все зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».

«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

«Я знаю, кто это писал. Это писал М.Д.».

«Господа, Тельцовский шулер!» 

«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай, жандарм!»

«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».

«Лопай, что дают…»

«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

«Добродетелью украшайтесь».

«Катенька, я вас люблю безумно!»

«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

«Хоть ты и седьмой, а дурак».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.039 с.)