Психологическая компетентность педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая компетентность педагога.



Психологическая компетентность как «структурированная система знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включённом в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия» [2;112] содержит в своей структуре пять взаимосвязанных подструктур [4]:

- социально-перцептивная компетентность (наблюдательность, проницательность, готовность и способность педагога к целенаправленной работе, основанной на знании возрастных и индивидуально-типологических особенностей подростков);

- социально-психологическая компетентность (готовность и способность педагога к целенаправленной работе, основанной на знании закономерностей поведения, деятельности и отношений подростка, включённого в коллектив, подростковую группу, на понимании социально-обусловленных особенностей подростков и социальных факторов, оказывающих влияние на развитие подростков);

- психолого-педагогическая компетентность (готовность и способность педагога к целенаправленной работе, основанной на знании методов осуществления влияния);

- коммуникативная компетентность (готовность и способность педагога к целенаправленной работе, основанной на знании различных стратегий и методов эффективного общения с подростками, в том числе – конфликтологическая компетентность);

- ауто-психологическая компетентность (готовность и способность педагога к целенаправленной психической работе по изменению своих личностных особенностей, поведения, деятельности и отношений).

Особое значение в воспитательной работе с подростками имеет социально-активная профессиональная позиция педагога: современные идеи открытости образовательного учреждения обществу непосредственно связаны со стратегиями воспитания подростков. Талантливый педагог не только не может сегодня не интересоваться жизнью подростков за пределами школы, не только не анализировать позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие подростков, современный педагог должен иметь активную профессиональную позицию, влиять на среду, конструировать ее, стремиться к широкому обсуждению проблем подростков и проблем их воспитания. Развитие психологической компетентности педагога должно подразумевать создание в рамках курсовой подготовки условий для личностного развития педагога, в том числе для осмысления его педагогической позиции.

Ключевым условиям развития психологической компетентности педагога является преобладание практических занятий над теоретическими. Психологическая компетентность как результат образования взрослых в системе повышения квалификации выражается в овладении педагогами определенным меню способов педагогической деятельности в воспитании подростков. Овладев такими способами педагогической деятельности, учитель сможет самостоятельно решать педагогические проблемы с точки зрения того, насколько такое решение способствует личностному росту подростка и учитывает его возрастные, социально обусловленные и индивидуально-типологические особенности.

Вопросы для самопроверки и осмысления:

1. Перечислите и охарактеризуйте типичные особенности личности в подростковом возрасте.

2. Какие социально обусловленные особенности современного подростка можно назвать?

3. Какие направления развития психологической компетентности педагога актуальны в условиях реализации Стандарта в основной школе?

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М, 1997.

2. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие, Спб., 2003.

3. Кудинова С.В., Березин А.Ю. Современный вятский старшеклассник: итоги массового психологического исследования //Психология и жизнь: актуальные проблемы оказания психологической помощи детям и подросткам: Материалы областной научно-практической конференции. – Киров, 1999,С. 20-28.

4. Кузьмина Н.В.Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1998.

5. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М., 1990.

6. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М., 1997.

7. Лобанова Н.Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования // Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов: Проблемы, поиски, опыт. Спб., 1992.

8. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. – М., 2004.

9. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

10. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности // Сов. Педагогика. 1090. №8.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. М.,2004.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М., 2000.

13. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска. Аналитический доклад. М., 1998.

ПРОБЛЕМНАЯ БЕСЕДА КАК ТЕХНОЛОГИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

С.В. Кудинова

 

Система психолого-педагогического сопровождения развития личности подростка предполагает создание таких условий, в которых школьник сможет разрешить основные задачи возраста и найти конкретные практико-ориентированные ответы на вопросы своего бытия: кто я, какой я, как дружить, общаться, любить, как поступать в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Мы понимаем психолого-педагогическое сопровождение (в широком смысле) как систему комплексной работы педагогов, психологов школы, цель которой – помочь ребёнку сделать осознанный выбор на всех этапах его жизненного пути.

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности направлено на движение вслед за подростком, рядим с ним по пути его личностного саморазвития. При этом цель сопровождения мы видим в создании таких психолого-педагогических условия в образовательном учреждении, в которых каждый подросток мог бы стать субъектом своей жизни, находя ответы на ключевые вопросы взросления. Центральный принцип психолого-педагогического сопровождения личностного развития подростка – ценность личностного выбора школьника, его самоопределение в значимых жизненных ситуациях.

Анализируя особенности подросткового возраста, мы выделили ключевые темы  (таблица 1) для обсуждения с подростками в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности.

 

Таблица 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.25.195 (0.007 с.)