Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности подростков.
Важнейшей особенностью личности подростка является стремительное развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Мне 15 лет. Я по жизни скромная, несовременная, но энергичная. Больше общаюсь с девчонками младше меня. А со сверстницами, а тем более сверстниками (которые симпатичные особенно) у меня отношения кошмарные. Чуть я показываю свой характер - мне затыкают рот: сиди в своей норке, мышка. Как мне показать им, что я не «мышка», а весёлая и добрая, что со мной можно общаться на равных? Алина, Красноярск Вот так, забыв обо всех увлечениях и любимых занятиях в познавательной деятельности, уйдя в общение, подросток может подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Очень важно, чтобы педагог имел специальные навыки для организации такого общения: навыки стимулирования самопознания, навыки ведения индивидуальных и групповых бесед с подростками, направленных на развитие личности. Центром внимания подростка в этот период становится «другой», сверстник, и это находит выражение в интимной дружбе, в верности и искренности. Во взаимодействии формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. У меня есть подруга, ей 11 лет. У неё есть парень, но он сначала гуляет с ней, а потом с другой, а потом опять с ней. Ей обидно, она плачет, и я никак не могу её успокоить. Как ей помочь? Что сделать? Лена, Кировская область Моя подруга всё время меня подставляет (особенно перед мальчиками!). Она всегда хочет выглядеть «самой-самой», а меня выставляет полной дурой. Она меня раздражает, но я не могу не дружить с ней. Ответьте мне, пожалуйста. Я вас очень прошу. Ведь так тяжело без друзей.. Наташа, Ставропольский край Очевидно, что педагогические усилия должны быть направлены на оказание помощи подростку в овладении этими нормами, способами общения с другими и с собой. Мухина В.С. пишет, что за короткий возрастной период «подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности» [11;345]. Недостаток жизненного опыта часто ставит подростка в тупик, и он остаётся один на один с проблемами одиночества, обид и недоверия в дружбе, агрессии со стороны сверстников. Подросток мучится в поиске тех способов, которые помогут ему утвердиться в среде сверстников, не всегда при этом выбирая адекватные.
Я не могу ни на кого обидеться. Раньше мои лучшие подружки-одноклассницы что только мне плохого ни делали - и предавали, и сплетни собирали - а я не обижалась. И теперь, когда они точно знают, что я не могу на них обидеться, они делают, что хотят. В душе у меня обиды есть, а в жизни я не могу с ними поругаться или обидеться. Что мне делать? Почему у меня это? Оля, Киров Огромное значение в подростковом общении имеет общность интересов и увлечений, но не столько их содержание, сколько возможность общаться с другими во время совместной деятельности, в том числе в школе. При этом педагог зачастую считает, что сфера общения подростка – это только фон, на котором развиваются главные события его жизни, связанные с обучением в школе, получением образования. На этих главных событиях педагог и сосредотачивает своё внимание, работая с подростками. А между тем, для подростка фоном является школа, где в процессе обучения и воспитания создаются условия для удовлетворения подростковой потребности в общении. Например, сегодня педагогическая общественность и менеджеры образования Кировской области ищут пути решения экономических проблем многочисленных у нас сельских школ, а семиклассница - Маша рассказывает в своём письме о том, как трудно подростку (порой и невозможно без помощи педагога) удовлетворить подростковую потребность в общении в условиях малокомплектной сельской школы. Я учусь в 7-м классе, нас всего-навсего 11 человек, из них 6 девочек. Учусь я отлично, но с друзьями у меня туговато…. В моём классе порядок таков: две девочки - неразлучные подруги, а другие три - тоже всегда и везде вместе…. Я много раз пыталась общаться со скромной девочкой из 8 класса, она мне очень нравится, но есть ещё одно препятствие: нас разделяет большое расстояние (она живёт в соседнем селе, откуда ученики ездят в школу на автобусе). Маша, Пермский край К сожалению, рядом с Машей не оказалось педагога, компетентного в психологии подростка, а между тем одиночество в подростковом возрасте – очень острая по своему эмоциональному накалу проблема.
Так получилось, что у меня нет ни друзей, ни парня, и я никогда не целовалась. Я всегда была слишком скромной. Я всегда одна, мне очень одиноко. Иногда мне кажется, что у меня никогда не будет парня и друзей. Порой мне кажется, что я одна навеки. Порой так тяжело становится, что можно сойти с ума. Настя, Саратовская область Важнейшим психическим новообразованием данного возраста является чувство взрослости [1;511]. Обретение подростком чувства взрослости – ещё один сложный внутриличностный процесс, который требует психолого-педагогической поддержки, а, следовательно, и специфических знаний, умений педагога. Чувство взрослости, а точнее – стремление к статусу взрослого как к малодоступной мечте, или ещё точнее – чувство «возрастной неполноценности» [1;514], проявляется в острых переживаниях подростка. Почти все наши девчонки стали девушками, а мой организм ещё не думает взрослеть, и меня это смущает. Одна девочка знает, как сделать мне больно: она выставляет меня гадким утёнком, называя «плахой», «монашкой». Я не «плаха», и всё-таки, может быть, есть какой-то способ, что бы ускорить взросление? Таня, Алтайский край Чувство взрослости порождает потребность в эмансипации, свободе, и как следствие, возникают конфликты с родителями. Пробуждающееся чувство личности, поиск уникальности своего «Я» требуют от отрока обособления от семейного «Мы», которое в детстве давало защищённость и эмоциональное тепло. Проблема в моей маме. Дело в том, что она не пускает меня на дискотеку. Говорит, что далеко, да и лет мне мало, всего 15. А район у нас спокойный. Я много раз убегала и за это получала, и меня ругали. Короче меня мама не понимает, а я ей говорю, что потом ещё хуже будет. Вы бы не смогли написать мне ответ. Уж я очень нуждаюсь в этом, а с мамой я не могу разговаривать. Не знаю, почему. Как-то неудобно. Катя, Пермский край Родители подростка зачастую нуждаются в совете и поддержке со стороны педагога. Их ставят в тупик подростковые поведенческие реакции, которые появляются во всём многообразии своего проявления: реакция эмансипации как стремление высвободиться из-под опеки, реакция имитации как подражание чьему-то поведению, реакция компенсации как стремление восполнить неуспех в одной области успехом в другой. Неграмотное поведение родителей ведёт к закреплению негативных черт характера, нарушению детско-родительских отношений, снижению успешности обучения и девиантному поведению подростков. Психологическая компетентность педагога должна включать в себя владение навыками налаживания сотрудничества с семьёй подростка в решении проблем протекания подросткового кризиса, навыками оказания помощи взрослому (родителю) в проблемах воспитания. Г.С. Абрамова отмечает, что подростковый возраст порождает «проблему нормальности», которая ярко проявляется в стремлении «быть таким же, как все» [1;513]. При этом подросток слепо следует сложившимся в группе сверстников правилам и оценкам. Появляются мучения по поводу своей мнимой «ненормальности»: слишком худой или слишком толстый, чересчур развязный или чересчур стеснительный, очень высокий или очень низкий. Малейшее замечание о «ненормальности» вызывает целую бурю чувств и решительных действий, которые могут отразиться не только на психике подростка, но порой угрожают его жизни. Я в классе самая маленькая. Мне очень трудно найти общий язык с друзьями. Из-за этого меня бросил любимый мальчик. Я хотела начать всё заново, но он не согласился. Друзья меня считают лишней в классе. Они меня каждый день бьют. Один раз меня хотели сбросить со 2-го этажа, но, к счастью, пришли дежурные и надрали им уши. Помогите мне, пожалуйста. Надя, Пермь
В классе меня все ненавидят, обзывают толстухой и уродкой… Есть один мальчик, которого в классе я ненавижу больше всех, потому что он всегда плюёт в меня… Мне хочется его взять за шею и разбить его голову об оконное стекло. Родителям я об этом не рассказываю: они меня не поймут. Иногда мне не хочется жить.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.40.52 (0.011 с.) |