Возрастные особенности подростков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности подростков.



Важнейшей особенностью личности подростка является стремительное развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других.

Мне 15 лет. Я по жизни скромная, несовременная, но энергичная. Больше общаюсь с девчонками младше меня. А со сверстницами, а тем более сверстниками (которые симпатичные особенно) у меня отношения кошмарные. Чуть я показываю свой характер - мне затыкают рот: сиди в своей норке, мышка. Как мне показать им, что я не «мышка», а весёлая и добрая, что со мной можно общаться на равных?

Алина, Красноярск

Вот так, забыв обо всех увлечениях и любимых занятиях в познавательной деятельности, уйдя в общение, подросток может подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Очень важно, чтобы педагог имел специальные навыки для организации такого общения: навыки стимулирования самопознания, навыки ведения индивидуальных и групповых бесед с подростками, направленных на развитие личности.

Центром внимания подростка в этот период становится «другой», сверстник, и это находит выражение в интимной дружбе, в верности и искренности. Во взаимодействии формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой.

У меня есть подруга, ей 11 лет. У неё есть парень, но он сначала гуляет с ней, а потом с другой, а потом опять с ней. Ей обидно, она плачет, и я никак не могу её успокоить. Как ей помочь? Что сделать?

Лена, Кировская область

Моя подруга всё время меня подставляет (особенно перед мальчиками!). Она всегда хочет выглядеть «самой-самой», а меня выставляет полной дурой. Она меня раздражает, но я не могу не дружить с ней. Ответьте мне, пожалуйста. Я вас очень прошу. Ведь так тяжело без друзей..

 Наташа, Ставропольский край

Очевидно, что педагогические усилия должны быть направлены на оказание помощи подростку в овладении этими нормами, способами общения с другими и с собой. Мухина В.С. пишет, что за короткий возрастной период «подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности» [11;345]. Недостаток жизненного опыта часто ставит подростка в тупик, и он остаётся один на один с проблемами одиночества, обид и недоверия в дружбе, агрессии со стороны сверстников. Подросток мучится в поиске тех способов, которые помогут ему утвердиться в среде сверстников, не всегда при этом выбирая адекватные.

Я не могу ни на кого обидеться. Раньше мои лучшие подружки-одноклассницы что только мне плохого ни делали - и предавали, и сплетни  собирали - а я не обижалась. И теперь, когда они точно знают, что я не могу на них обидеться, они делают, что хотят. В душе у меня обиды есть, а в жизни я не могу с ними поругаться или обидеться. Что мне делать? Почему у меня это?

Оля, Киров

Огромное значение в подростковом общении имеет общность интересов и увлечений, но не столько их содержание, сколько возможность общаться с другими во время совместной деятельности, в том числе в школе. При этом педагог зачастую считает, что сфера общения подростка – это только фон, на котором развиваются главные события его жизни, связанные с обучением в школе, получением образования. На этих главных событиях педагог и сосредотачивает своё внимание, работая с подростками. А между тем, для подростка фоном является школа, где в процессе обучения и воспитания создаются условия для удовлетворения подростковой потребности в общении. Например, сегодня педагогическая общественность и менеджеры образования Кировской области ищут пути решения экономических проблем многочисленных у нас сельских школ, а семиклассница - Маша рассказывает в своём письме о том, как трудно подростку (порой и невозможно без помощи педагога) удовлетворить подростковую потребность в общении в условиях малокомплектной сельской школы.

Я учусь в 7-м классе, нас всего-навсего 11 человек, из них 6 девочек. Учусь я отлично, но с друзьями у меня туговато…. В моём классе порядок таков: две девочки - неразлучные подруги, а другие три  - тоже всегда и везде вместе…. Я много раз пыталась общаться со скромной девочкой из 8 класса, она мне очень нравится, но есть ещё одно препятствие: нас разделяет большое расстояние (она живёт в соседнем селе, откуда ученики ездят в школу на автобусе).

Маша, Пермский край

К сожалению, рядом с Машей не оказалось педагога, компетентного в психологии подростка, а между тем одиночество в подростковом возрасте – очень острая по своему эмоциональному накалу проблема.

Так получилось, что у меня нет ни друзей, ни парня, и я никогда не целовалась. Я всегда была слишком скромной. Я всегда одна, мне очень одиноко. Иногда мне кажется, что у меня никогда не будет парня и друзей. Порой мне кажется, что я одна навеки. Порой так тяжело становится, что можно сойти с ума.

Настя, Саратовская область

Важнейшим психическим новообразованием данного возраста является чувство взрослости [1;511]. Обретение подростком чувства взрослости – ещё один сложный внутриличностный процесс, который требует психолого-педагогической поддержки, а, следовательно, и специфических знаний, умений педагога. Чувство взрослости, а точнее – стремление к статусу взрослого как к малодоступной мечте, или ещё точнее – чувство «возрастной неполноценности» [1;514], проявляется в острых переживаниях подростка.

Почти все наши девчонки стали девушками, а мой организм ещё не думает взрослеть, и меня это смущает. Одна девочка знает, как сделать мне больно: она выставляет меня гадким утёнком, называя «плахой», «монашкой». Я не «плаха», и всё-таки, может быть, есть какой-то способ, что бы ускорить взросление?

Таня, Алтайский край

Чувство взрослости порождает потребность в эмансипации, свободе, и как следствие, возникают конфликты с родителями. Пробуждающееся чувство личности, поиск уникальности своего «Я» требуют от отрока обособления от семейного «Мы», которое в детстве давало защищённость и эмоциональное тепло.

Проблема в моей маме. Дело в том, что она не пускает меня на дискотеку. Говорит, что далеко, да и лет мне мало, всего 15. А район у нас спокойный. Я много раз убегала и за это получала, и меня ругали. Короче меня мама не понимает, а я ей говорю, что потом ещё хуже будет. Вы бы не смогли написать мне ответ. Уж я очень нуждаюсь в этом, а с мамой я не могу разговаривать. Не знаю, почему. Как-то неудобно.

Катя, Пермский край

Родители подростка зачастую нуждаются в совете и поддержке со стороны педагога. Их ставят в тупик подростковые поведенческие реакции, которые появляются во всём многообразии своего проявления: реакция эмансипации как стремление высвободиться из-под опеки, реакция имитации как подражание чьему-то поведению, реакция компенсации как стремление восполнить неуспех в одной области успехом в другой. Неграмотное поведение родителей ведёт к закреплению негативных черт характера, нарушению детско-родительских отношений, снижению успешности обучения и девиантному поведению подростков. Психологическая компетентность педагога должна включать в себя владение навыками налаживания сотрудничества с семьёй подростка в решении проблем протекания подросткового кризиса, навыками оказания помощи взрослому (родителю) в проблемах воспитания.

Г.С. Абрамова отмечает, что подростковый возраст порождает «проблему нормальности», которая ярко проявляется в стремлении «быть таким же, как все» [1;513]. При этом подросток слепо следует сложившимся в группе сверстников правилам и оценкам. Появляются мучения по поводу своей мнимой «ненормальности»: слишком худой или слишком толстый, чересчур развязный или чересчур стеснительный, очень высокий или очень низкий. Малейшее замечание о «ненормальности» вызывает целую бурю чувств и решительных действий, которые могут отразиться не только на психике подростка, но порой угрожают его жизни.

 Я в классе самая маленькая. Мне очень трудно найти общий язык с друзьями. Из-за этого меня бросил любимый мальчик. Я хотела начать всё заново, но он не согласился. Друзья меня считают лишней в классе. Они меня каждый день бьют. Один раз меня хотели сбросить со 2-го этажа, но, к счастью, пришли дежурные и надрали им уши. Помогите мне, пожалуйста.

Надя, Пермь

 

В классе меня все ненавидят, обзывают толстухой и уродкой… Есть один мальчик, которого в классе я ненавижу больше всех, потому что он всегда плюёт в меня… Мне хочется его взять за шею и разбить его голову об оконное стекло. Родителям я об этом не рассказываю: они меня не поймут. Иногда мне не хочется жить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.40.52 (0.011 с.)