Психолого-педагогическое сопровождение развития личности подростка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности подростка



 

ВНУТРЕННИЙ МИР ПОДРОСТКА: ПРОСТО – О СЛОЖНОМ

 С.В. Кудинова

 

Осмысление теории и практики воспитания и развития личности подростка в современных условиях образования происходит на фоне особой актуальности педагогических задач, поставленных новыми Федеральными государственными образовательными стандартами в основной школе: это поддержка ценностного становления личности, психолого-педагогическое сопровождение её социализации, развития общих компетенций человека, способного выступать адаптированным и успешным в современном мире.

Стандарты всеми своими прекрасными идеями и, одновременно, научно-методической необеспеченностью свалились на плечи педагогу: учитель вынужден практически в одиночку прокладывать путь от философии образования к своей педагогической практике работы с личностью. Психологическая компетентность педагога в условиях реализации Стандарта базируется на сложной теоретической основе: теории личности и её развития, теория и методика сопровождения социализации, системно-деятельностный и компетентностный подходы в обучении и воспитании, педагогическая аксиология. «Сложно», - говорит педагог.

 

Подготовить к ЕГЭ или к жизни.

Инновации в образовании, связанные с обновлением содержания преподаваемых школьных дисциплин, заставляют сегодня педагога при выборе направлений профессионального развития отдавать приоритет совершенствованию в области преподаваемого предмета. В старших классах школы основные усилия педагогов направлены на подготовку школьника к ЕГЭ, на совершенствование предметных результатов образования, и как следствие, не уделяется внимания личности. К тому же, существующая система дополнительного образования учителя, являясь преемницей профессиональной подготовки в вузе, основана на предметной доминанте (Реан С.40). В результате, когда в подростковом возрасте школьнику становится важно личностное общение со взрослым, педагог не предоставляет возможности для такого общения, не имея ни мотивации на данный вид профессиональной деятельности, а, как правило, и времени в расписании. Уже завтра жизнь поставит перед личностью сегодняшнего выпускника серьёзные вопросы, ответить на которые возможно только при условии своевременного разрешения возрастных задач в среднем и старшем школьном возрасте. Очевидно, что воспитание подростка в школе  подразумевают использование ценностно-смыслового диалога в личностно-значимой беседе с педагогом и сверстниками и не может ограничиваться воспитанием средствами учебных дисциплин и отдельных внеурочных мероприятий с чётким сценарием. «Сложно», - говорит учитель.

Два поколения – два мира.

Нельзя не отметить и тот факт, что в современных социальных условиях учителям чрезвычайно трудно понимать и поддерживать своих учеников, так как новое поколение значительно отличается от предыдущих. Для современного подростка педагоги – это люди другой эпохи, и потому что около 70% педагогических работников Кировской области получили своё педагогическое образование 20 лет назад и более, и потому что педагоги мало интересуются жизнью подростка. Они, как правило, не знают, о чем думают и переживают подростки, какую музыку слушают, какие проблемы обсуждают, как отдыхают. Подростки участвуют в молодёжных политических движениях, новых неформальных объединениях, являются членами религиозных сообществ. Современные подростки живут в стремительном, быстроменяющемся мире, более открытом и свободном, и легче взрослых адаптируются к нему. Вместе с тем, мир, окружающий современного подростка, несёт в себе опасности, с которыми предшествующие поколения в такой мере не сталкивались: в детской и подростковой среде распространились наркомания, алкоголизм, СПИД, ИППП, проституция, порнография, бродяжничество, беспризорность. И подросток остаётся один на один с этим миром – школа замкнулась на решении проблем исключительно обучения. Непонимание своих учеников и следующее за этим отчуждение – тяжёлое и распространённое явление [6;10]. Корни его уходят в несовершенную систему профессиональной подготовки педагогов в вузе, которая не учитывает произошедшие трансформации самосознания подростков в их отношениях с миром. «Сложно», - говорит педагог.

 

Ценности подростка.

Подросток уже ориентируется в мире общественных отношений и в своём собственном мире. Он уже может не только следовать образцам взрослого поведения, но и применяет к себе взрослые отношения. Для осуществления взрослого поведения подростку подчас не хватает устойчивой системы координат, в качестве которой у взрослого человека выступает система жизненных ценностей, которая позволяет ему давать оценку фактам, событиям и отношениям. В жизнь подростка входит понимание относительности норм и правил, которое разграничивает нравственное и ситуативное в поведении людей. В этом смысле ценностная сфера подростка нуждается в особом педагогическом внимании. Как минимум два основания этому есть:

- Подростковый возраст – период становления системы ценностей, что само по себе требует психолого-педагогического сопровождения личности. Кроме того, это становление осложняется сегодня глобальным ценностным кризисом в обществе, на фоне которого и происходит взросление современных подростков.

- Деятельность педагогов, направленная на обучение и помощь в профессиональном самоопределении подростка, на общение с ним, не будет иметь успеха, если со стороны взрослых не будет опоры на его актуальный ценностный рост.

Результаты проводимого нами исследования личностных особенностей кировского подростка [3;23-25] свидетельствуют о том, что ведущими ценностями в рейтинге являются: счастливая семейная жизнь (62,7% опрошенных), наличие хороших и верных друзей (43,3%), свобода как независимость в поступках и действиях (28%). При этом ценности, которые педагоги ставят во главу угла как значимые для школьников и на которые опираются в профессиональной деятельности (творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа, познание), подростки не отмечают как значимые, ставшие для них смыслом. В то же время потребности подростков мало интересуют учителя, воспитание и обучение в школе зачастую не затрагивает жизненных сфер, наиболее значимых для подростка. Такое взаимодействие педагога с подростком похоже на разговор на разных языках. Аналогичные выводы были сделаны при изучении ценностей подростков г. Москвы [6;18-52].

Исследования разных лет показывают, что доминирование данной группы ценностей в этом возрасте существенно не меняется на протяжении многих лет. И факт такой устойчивости объясним – доминирующие ценности отражают возрастные потребности подростка.

На протяжении ряда лет мы сотрудничали с подростковым журналом «Попурри» по работе с подростковой почтой. В журнал из различных уголков России приходят письма от детей и подростков с вопросами для психолога, отражающие актуальные переживания современных школьников. Подростковые письма помогают прикоснуться к реальному внутреннему миру подростка, понять сущность вопросов, которые решает подросток, и смысл педагогической помощи, в которой он нуждается на пути взросления. Надеемся, что использование писем позволит нам говорить просто о сложностях подросткового возраста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.005 с.)