Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическое сопровождение развития личности подростка
ВНУТРЕННИЙ МИР ПОДРОСТКА: ПРОСТО – О СЛОЖНОМ С.В. Кудинова
Осмысление теории и практики воспитания и развития личности подростка в современных условиях образования происходит на фоне особой актуальности педагогических задач, поставленных новыми Федеральными государственными образовательными стандартами в основной школе: это поддержка ценностного становления личности, психолого-педагогическое сопровождение её социализации, развития общих компетенций человека, способного выступать адаптированным и успешным в современном мире. Стандарты всеми своими прекрасными идеями и, одновременно, научно-методической необеспеченностью свалились на плечи педагогу: учитель вынужден практически в одиночку прокладывать путь от философии образования к своей педагогической практике работы с личностью. Психологическая компетентность педагога в условиях реализации Стандарта базируется на сложной теоретической основе: теории личности и её развития, теория и методика сопровождения социализации, системно-деятельностный и компетентностный подходы в обучении и воспитании, педагогическая аксиология. «Сложно», - говорит педагог.
Подготовить к ЕГЭ или к жизни. Инновации в образовании, связанные с обновлением содержания преподаваемых школьных дисциплин, заставляют сегодня педагога при выборе направлений профессионального развития отдавать приоритет совершенствованию в области преподаваемого предмета. В старших классах школы основные усилия педагогов направлены на подготовку школьника к ЕГЭ, на совершенствование предметных результатов образования, и как следствие, не уделяется внимания личности. К тому же, существующая система дополнительного образования учителя, являясь преемницей профессиональной подготовки в вузе, основана на предметной доминанте (Реан С.40). В результате, когда в подростковом возрасте школьнику становится важно личностное общение со взрослым, педагог не предоставляет возможности для такого общения, не имея ни мотивации на данный вид профессиональной деятельности, а, как правило, и времени в расписании. Уже завтра жизнь поставит перед личностью сегодняшнего выпускника серьёзные вопросы, ответить на которые возможно только при условии своевременного разрешения возрастных задач в среднем и старшем школьном возрасте. Очевидно, что воспитание подростка в школе подразумевают использование ценностно-смыслового диалога в личностно-значимой беседе с педагогом и сверстниками и не может ограничиваться воспитанием средствами учебных дисциплин и отдельных внеурочных мероприятий с чётким сценарием. «Сложно», - говорит учитель.
Два поколения – два мира. Нельзя не отметить и тот факт, что в современных социальных условиях учителям чрезвычайно трудно понимать и поддерживать своих учеников, так как новое поколение значительно отличается от предыдущих. Для современного подростка педагоги – это люди другой эпохи, и потому что около 70% педагогических работников Кировской области получили своё педагогическое образование 20 лет назад и более, и потому что педагоги мало интересуются жизнью подростка. Они, как правило, не знают, о чем думают и переживают подростки, какую музыку слушают, какие проблемы обсуждают, как отдыхают. Подростки участвуют в молодёжных политических движениях, новых неформальных объединениях, являются членами религиозных сообществ. Современные подростки живут в стремительном, быстроменяющемся мире, более открытом и свободном, и легче взрослых адаптируются к нему. Вместе с тем, мир, окружающий современного подростка, несёт в себе опасности, с которыми предшествующие поколения в такой мере не сталкивались: в детской и подростковой среде распространились наркомания, алкоголизм, СПИД, ИППП, проституция, порнография, бродяжничество, беспризорность. И подросток остаётся один на один с этим миром – школа замкнулась на решении проблем исключительно обучения. Непонимание своих учеников и следующее за этим отчуждение – тяжёлое и распространённое явление [6;10]. Корни его уходят в несовершенную систему профессиональной подготовки педагогов в вузе, которая не учитывает произошедшие трансформации самосознания подростков в их отношениях с миром. «Сложно», - говорит педагог.
Ценности подростка. Подросток уже ориентируется в мире общественных отношений и в своём собственном мире. Он уже может не только следовать образцам взрослого поведения, но и применяет к себе взрослые отношения. Для осуществления взрослого поведения подростку подчас не хватает устойчивой системы координат, в качестве которой у взрослого человека выступает система жизненных ценностей, которая позволяет ему давать оценку фактам, событиям и отношениям. В жизнь подростка входит понимание относительности норм и правил, которое разграничивает нравственное и ситуативное в поведении людей. В этом смысле ценностная сфера подростка нуждается в особом педагогическом внимании. Как минимум два основания этому есть:
- Подростковый возраст – период становления системы ценностей, что само по себе требует психолого-педагогического сопровождения личности. Кроме того, это становление осложняется сегодня глобальным ценностным кризисом в обществе, на фоне которого и происходит взросление современных подростков. - Деятельность педагогов, направленная на обучение и помощь в профессиональном самоопределении подростка, на общение с ним, не будет иметь успеха, если со стороны взрослых не будет опоры на его актуальный ценностный рост. Результаты проводимого нами исследования личностных особенностей кировского подростка [3;23-25] свидетельствуют о том, что ведущими ценностями в рейтинге являются: счастливая семейная жизнь (62,7% опрошенных), наличие хороших и верных друзей (43,3%), свобода как независимость в поступках и действиях (28%). При этом ценности, которые педагоги ставят во главу угла как значимые для школьников и на которые опираются в профессиональной деятельности (творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа, познание), подростки не отмечают как значимые, ставшие для них смыслом. В то же время потребности подростков мало интересуют учителя, воспитание и обучение в школе зачастую не затрагивает жизненных сфер, наиболее значимых для подростка. Такое взаимодействие педагога с подростком похоже на разговор на разных языках. Аналогичные выводы были сделаны при изучении ценностей подростков г. Москвы [6;18-52]. Исследования разных лет показывают, что доминирование данной группы ценностей в этом возрасте существенно не меняется на протяжении многих лет. И факт такой устойчивости объясним – доминирующие ценности отражают возрастные потребности подростка. На протяжении ряда лет мы сотрудничали с подростковым журналом «Попурри» по работе с подростковой почтой. В журнал из различных уголков России приходят письма от детей и подростков с вопросами для психолога, отражающие актуальные переживания современных школьников. Подростковые письма помогают прикоснуться к реальному внутреннему миру подростка, понять сущность вопросов, которые решает подросток, и смысл педагогической помощи, в которой он нуждается на пути взросления. Надеемся, что использование писем позволит нам говорить просто о сложностях подросткового возраста.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.005 с.) |