Душа и сердце как духовная сущность человека в русской языковой картине мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Душа и сердце как духовная сущность человека в русской языковой картине мира



 

Душа и сердце имеют много общего. Во-первых, они представляются находящимися внутри человека, в его теле, а именно в груди. Во-вторых, с ними связано представление о каких-то особенных, происходящих внутри них процессах. Эти процессы ассоциируются с какими-то особыми функциями, которые выполняют душа и сердце. Хотя душа не является материальным органом, она, как любой орган человека, может болеть (Душа болит - говоря так, имеют в виду специфическое физическое ощущение, локализованное в груди. Такое высказывание часто сопровождается особым жестом - говорящий прижимает руки к груди, к тому месту, где он ощущает боль и где якобы находится душа). Сердце (как представляемый нам орган) тоже может болеть как в прямом, так и в переносном смысле.

Душа и сердце являются органами чувств, а также органами предчувствий, т.е. теми органами, с помощью которых человек может интуитивно постигать то, что произойдет в будущем, а также то, что было в прошлом или происходит в настоящий момент: душой чувствовать; сердце подсказывает и др. Но эти невидимые органы имеют каждый еще и свои функции. Перейдем к более подробному их рассмотрению.

Мир души изучают философы, психологи, культурологи, писатели, поэты, лингвисты. Широк исследовательское поле раскрывается перед лингвистами: парадигма слов, образованных от "душа", едва ли может сравниться с любым другим русским словом (исключая мат) - равнодушие, прекраснодушие, добродушие, благодушие, простодушие, великодушие, смиреннодушие, одушевленный, душераздирающий крик и т.д. В смысл слова душа вплетены сложнейшие мифологические представления.

Главное отличие человека, созданного по образу и подобию Божьему, от всего природного - наличие у него нематериальной Божественной души.

Еще с античных времен душа понималась то как огонь (Демокрит), то как воздух (Анаксимен), то как смешение всех четырех элементов (Эмпедокл). Эти представления до сих пор сохранились в языке душа горит, душа воспарила, душа воспламенилась) [25, с.45].

Вместилищем души у разных народов считались различные органы: диафрагма, сердце, почки, глаза и даже пятки (ср. русский фразеологизм душа в пятки ушла). Первобытные народы считали связь души и тела настолько тесной, что, если обезобразить мертвое тело, обезобразитсяи его душа; поэтому они оберегали труп или намеренно уродовали убитого врага [25, с.57].

Славяне признавали в человеческой душе проявление той творческой силы, без которой невозможна жизнь на земле: "Душа - собственно частица, искра небесного огня, которая и сообщает очам блеск, крови жар и всему телу внутреннюю теплоту" [25, 53]. С этими представлениями связаны метафоры душа светится, душа горит, душа пылает, жар души, чуть душа теплится, искры души, душа оттаяла, а также антонимичные по значению выражения душа как лед, ад кромешный в душе и другие. С этой мифологемой тесно связано представление о душе как о переходном состоянии огня.

Душа является объектом философствования, ибо она связывает человека с высшими силами, а потому ощущает "тот свет".

Душа - это человек: черствая душа, низкая душонка, высокая душа, мелкая душа, нежная душа, чуткая душа, благородная душа, грешная душа, верная душа, окаянная душа, праздная душа, ни души и др. Душа (как и человек) смертна: отдать Богу душу, она может уставать - усталость души, болеть - душа болит и под.

С точки зрения этики, душа является носителем некоего этического идеала чистая душа, запачкать душу и т.п.

Срелигиозной точки зрения душа связывает человека с высшим духовным началом, тем самым повышается ценность души, приобретают особую значимость сознательные усилия человека, направленные на самоусовершенствование: спасать душу, душа бессмертна, с Богом в душе и т.д. Душа сохраняет себя во время всего жизненного пути человека, но не разрушается и с его смертью, поэтому душа живая ( это устойчивое в религиозном дискурсе выражение).

Душа - это вместилище, отсюда - душа пустая, полна чем-либо, выливается из души, водораздел души и под.

А.А. Потебня отмечает, что "душа" могла метафорически выражаться в виде двойника доли, судьбы, а каждая из этих метафор, в свою очередь, дублировалась другими метафорами [44, с.145]. А.Н. Афанасьев ранее показал, что доля в русском фольклоре - огонь и двойник человека: ее топят, бросают в воду, сжигают, вешают и т.д. В реальной речевой деятельности мы как раз и наблюдаем это переплетение, сцепление, взаимодействие метафор.

Представления о душе как о дыхании, воздухе, ветре, птице, бабочке (присущи разным народам, в том числе славянам: душа отлетела, вдохнуть душу, душа вон, душа улетает, прилетает. Даже этимологически душа тесно связана с ветром: душа - дыхнуть - дух - дуть - дуновение - воздух [25, с.55]. В славянских сказках часто говорится про рубашки из перьев, лебединые крылья у девушек. Известен платоновский миф о душе: душа стремится к "нездешней" небесной родине, у нее растут крылья. По Платону, душа, павшая на землю и покинувшая небо, 10 лет живет на земле, пока не окрылится.

По языческим представлениям славян, если человек жил праведно, то душа превращается в голубя, а если в грехе, то в черного ворона, иногда в грустную кукушку. С мифологемой "душа = птица" связан обычай славян оставлять на Пасху и Радоницу на могилах крашеные яйца для птиц.

Душа локализована, отсюда фразеологизм душа не на месте; она закрытое пространство (душа нараспашку); душа - твердый предмет (царапает душу);поверхность, похожая на землю (камень лег на душу, след в душе); душа, как книга (читать в душе); душа - отхожее место (нагадить в душу, гниль души); душа, как хлеб, поэтому она черствеет (черствая душой); душа, как цветок (цвет души); душа - музыкальный инструмент (струны души) и другие.

Много метафор и фразеологизмов связано с мифологемой "душа = маленький ребенок". Есть гипотеза, согласно которой во фразеологизмах закодирован процесс рождения ребенка: в глубине души, тревожить душу, лезть в душу, бередить душу, душа нараспашку, хватать за душу, душа плачет, душа надрывается, души не чаять другие. Сравним также изображение души в виде ребенка на православных иконах "Успение Божией Матери".

Душа тесно связана в представлениях древнего человека с загробным миром. Поэтому древние славяне снабжали покойников разными вещами: мужчин - кремниевыми копьями, стрелами, женщин - бронзовыми браслетами, ставили сосуды. Души умерших улетают в рай, где зимуют птицы.

Мифологема "душа - дым" подкреплена обычаем сжигании у многих народов, в том числе и у древних славян. Делалось это для того, чтобы душа легко и сразу покинула тело и улетела в рай. Эта мифологема сохранилась во фразеологизме душа отлетела в мир иной и др.

Целый ряд фразеологизмов состоит из одного слова "душа" + служебная часть речи: от души ( = искренне), по душе ( = нравится) не по душе ( = не нравится), по душам ( = потолковать искренне и наедине) что свидетельствует о самодостаточности души для выражения целого ряда значений.

Исследования современных исследователей показали, что феномен души гораздо сложнее и богаче, чем казалось. Кроме названных смыслов и мифологем они выделили также следующие: душа, как тягловая сила (отвести душу), как ручей (душа поет), как натянутые струны (струны души), как растение (цвести душой), кровоточащая рана (душа кровью обливается), зеркало (зеркало души), дыхание (вдохнуть душу), небо над головой, залог в отношении с Богом (спасать душу), внутренняя стихия (душа взбунтовалась), механический двигатель (вытягивать душу), пустое пространство (душа нараспашку), страдалец и узник тела (душа разрывается) и др.

Важнейший орган тела сердце, располагаясь в центре человеческого тела, является центром сосредоточения эмоций.

В русской картине мира среди источников эмоции важную роль играет сердце: сердце мне истомила тоска. Выражая различные эмоции лексема "сердце" объединяется с самыми различными предикатами, образуя метафоры с разными значениями: сердце бьется, поет, закипает, сжимается ( Чехов), рвется, дрожит, пышет ( Фет), спаивается, замирает ( Фурманов), отцветает сжимается, трепещет, разрывается, заходится, сжимается, пламенеет ( Заболоцкий), каменеет, черствеет, грубеет, смягчается ( Шолохов); сердце дрогнуло, затрепетало, заколотилось, упало, покатилось ( Куприн) и т.д.

Данные метафоры понятны каждому носителю языка, каждойязыковой личности, потому что в основе таких метафорических переносов лежат такие архетипы и мифологемы, которые регулируют метафорические употребления. Например, "чувства =жидкость"; данная мифологема взята из библейской мифологии, она порождает образ чаши, из которой пьет человек, переживает чувства: испить до дна ( о чувствах), отсюда глубина чувств; любовь - сосуд, отсюда полная любовь, неисчерпаемая любовь, любовь - океан, море, отсюда любовь тихая, бурная, спокойная и т д. Таким образом, мифологема "любовь = жидкость" передает и закрепляет в себе их теку честь, изменчивость, динамику.

Говоря о чувствах и эмоциях, нельзя не заметить, что здесь "работает" еще один параметр - "верх-низ": эмоции ассоциируются с параметрическими характеристиками по вертикали и горизонт, поэтому спокойствие - это как бы неподвижности по этой шкале, как бы "нулевая" координата, положительные эмоции связаны с движением вверх (прыгать от радости), а отрицательные - движением вниз (согнуться от горя).

Вся трудность исследования символов, образов, мифологем сердца состоит в том, что оно не только "вместилище эмоций". Как справедливо утверждает В.И. Карасик, сердце - "центр круга, из которого могут исходить бесконечно многие радиусы, или световой центр, из которого могут исходить бесконечно разнообразные лучи" [68, с. 46]. Поэтому сердце - это центр жизни вообще: физической, психической, духовной и душевной; так, сердцу приписывают все функции сознания - мышление, волю, ибо оно принимает решения: "Когда же полнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев свое сынов Израилевых" (Деян.: 7:23), а также совесть: совесть, по словам апостола, есть закон, написанный в сердце.

Подчеркивая важность символа сердца для религии, В.И. Карасик пишет: "В нем выражается сокровенный центр личности. Сердце есть нечто более непонятное, непроницаемое, таинственна скрытое, чем душа, чем сознание, чем дух (В Евангелии сказано, что сердце есть орган религии, орган, с помощью которого мы созерцаем Бога: "Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога" (Матфей 5: 8).

С одной стороны, сердце - точка соприкосновения с Богом, орган, устанавливающий интимную связь с ним, отсюда жить с Богом в сердце, сердобольный ( о сострадательном, отзывчивом человеке), а с другой источник греха, темных сил - бессердечный ( о черством человеке), камень вместо сердца, ледяное сердце, прилагательное сердитый ( склонный раздражаться, гневаться), ФЕ под сердитую руку ( прогневавшись, вспылив), в сердцах ( в порыве раздражения), сорвать сердце на ком-либо ( излить свой гнев) и др. В Библии "сердце" и "душа" часто выступают как тождественные, заменяющие друг друга, но еще чаще они различаются.

Еще одна важная мифологема сердца - "быть вместилищем души, сосредоточием жизненной силы": В злобном сердце душа стонет ( поговорка); похищение же сердца равносильно смерти: Ты похитил мое сердце ( метафора); фразеологизмы пронзить сердце, разбить сердце и др.

Назовем еще несколько мифологем, регулирующих современное употребление фразеологизмов с компонентом "сердце": "быть вместилищем желаний" по сердцу, с замиранием сердца; " быть местом, где зарождаются чувства и желания" - в сердце вспыхнула любовь, надежда; " быть центром интуиции" - сердце чует, у сердца есть уши, сердце подскажет, закрадываться в сердце; " быть центром совести и других моральных качеств" положа руку на сердце, каменное сердце, золотое сердце; " быть источником света и тепла" - сердце горит, гореть; "быть сокровищницей" - ключи от сердца, отдавать сердце, сравним также Евангельский текст: " Добрый человек из сердца своего выносит доброе." ( Лука 6: 45); сердце - "гарант любовного благополучия" - предлагать руку и сердце; сердце - "место в котором чувства скрыты от посторонних глаз" - никто не знал, что творилось в его сердце, читать в сердце и т.д.

Одна и та же мифологема-архетип сердца может лежать в основе фразеологических единиц, употребляемых для оценки человека, его внешности и внутренних качеств, различных объектов мира и отношений человека к этим объектам.

С помощью фразеологизмов с компонентом "сердце" можно описать почти весь мир:

) многочисленные оттенки чувств и состояний человека: кошки на сердце скребут, сердце замерло, камень с сердца свалился, отлегло от сердца, брать за сердце, сердце кровью обливается, как маслом по сердцу, надрывать сердце, сердце не на месте, сердце сжимается и т.д.;

) отношение человека к объектам мира: от чистого сердца, запасть в сердце, положа руку на сердце, от всего сердца, сердце принадлежит, сердце занято, от сердца, войти в сердце и др.;

) характеристику человека: сердце обросло мохом, мягкое сердце, доброе сердце, каменное сердце, неукротимое сердце, золотое сердце, покоритель сердца,, горячее сердце, глупое сердце;

) поведение человека в обществе - заглядывать в сердце, находить доступ к сердцу, давать волю сердцу, срывать сердце, покорять сердце, открывать сердце, разбить сердце и др.

Таким образом, наш язык показывает, что сердце есть центр не только сознания, но и бессознательного, не только души, но и тела, центр греховности и святости, центр сосредоточения всех эмоций и чувств, центр мышления и воли; оно не только "орган чувств" и орган "желаний", но и "орган предчувствий", следовательно сердце как бы абсолютный центр всего человеческого.

 

Таблица 3 - Сердце и душа в русской языковой картине мира

Сердце: эмоции центр жизни: физической, психической, духовной и душевной функции сознания: мышление, воля вместилище души, место зарождения чувства и желания источник света и тепла точка соприкосновения с Богом отношение человека к объектам мира Душа: орган чувств, а также орган предчувствия человек носитель этического идеала огонь, воздух, дыхание, ветер, птица, бабочка, цветок пространство твердый предмет

 

Примечание - Источник: собственная разработка

Мы делам вывод что, представления о сердце и душе сложны, противоречивы, непоследовательны, и это нашло отражение в языке, эти представления формируют картину мира русского народа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.018 с.)