Голова как основной аспект соматического пространства человека в Русской языковой картине мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Голова как основной аспект соматического пространства человека в Русской языковой картине мира



 

Наиболее активно проявляет себя во фразеологии "голова" в прямом значении - как часть тела: давать голову на отсечение, хвататься за голову, голова и два уха, повесить голову, как снег на голову, склонить голову, кровь бросилась в голову, с головы до пят, голова закружилась и др.

Довольно широко представлен во ФЕ смысл "человек как носитель каких-либо свойств, взглядов, способностей": голова садовая, ветряная голова, еловая голова, мякинная голова, буйная голова, бедовая голова, светлая голова и др. В некоторых ФЕ отображен смысл "человек, персона": валить с больной головы на здоровую, через голову.

Есть фразеологизмы, где "голова" имеет значение "ум, разум, рассудок": ломать голову, приходить в голову, вертится в голове, каша в голове, дойти своей головой и др.

Значение "руководитель, начальник" просматривается во фразеологизме сам себе голова т.е. "сам себе хозяин". Во фразеологизмах забивать голову под "головой" имеется в виду память, сознание, что свидетельствует о приобретении нового оттенка значения соматизма. Возникновение нового значения можно наблюдать во фразеологизме отвечать головой, где видна четкая параллель между головой и жизнью.

Если в современном представлении голова - это центр переработки информации, то у древнего человека все, что связано с головой, соотносилось с небом и его главными объектами - солнцем, луной, звездами, Мифологема головы - "солнце" - легла в основу таких фразеологических единиц, как голова идет кругом, голова горит, голова закружилась, хотя они обозначают состояние человека в трудной ситуации.

Еще одна мифологема: голова - "Бог, главное, важное", она нашла в отражении во фразеологизмах всему голова ( о важном), золотая голова ( об умном человеке), поднять голову (о человеке, нашедшем в себе силы измениться в лучшую сторону).

Основная масса русских фразеологизмов с компонентом "голова" сформировалась позднее и почти утратила связь с указанными мифологемами. Теперь эти ФЕ обозначают прежде всего интеллектуальные способности человека, его качества, физические состояния и т.д. Например, голова на плечах, голова на месте, голова варит - об умном человеке; без царя в голове, зеленая голова, курья голова, голова дубовая, голова садовая - о глупом, недалеком человеке.

Большинство ФЕ с компонентом "голова" обладают позитивными коннотациями: городской голова, голова правительства и др., что объединяется наличием архетипа "голова = солнце, божество".

Отрицательная коннотация связана с лишь с образом стихийно-неразумного человека: непокорная голова (о непокорном человеке), буйная голова ( о неразумно-пьяном человеке), отпетая голова ( об отчаянном человеке), горячая голова ( о пылком человеке,) забубенная головушка ( о пьяном человеке), бесталанная голова ( о несчастном человеке) и т.д.

Будучи важнейшей частью человека, "голова" образует ФЕ с самыми разными характеристиками человека и события: как снег на голову (неожиданно), хоть кол на голове тиши (об упрямом человеке). Части головы человека - это глаза, нос, рот, уши, зубы и др. а также органы. Имеющие свой внешний вид и весьма широкие, но четкие функции - смотреть, нюхать, чувствовать вкус и говорить и т.д.

Глаза - важнейшая часть головы и лица человека. Древнейшая мифологема, давшая жизнь нескольким метафорам, сохранившимся до наших дней, "глаз = божество". Ю.Д. Апресян писал: "в ряду квазисинонимов глаза, очи, зенки …лишь стилистически нейтрально слово глаза обозначает орган зрения любого живого существа" [4, с.176]. Очи - это глаза человека, причем красивые, большие выразительные. Именно очи описывают не только физические, но и духовные способности человека к постижению явлений, т.е. внутреннее зрение, орган интуиции: увидеть мысленными очами, видеть внутренним оком, очи души, очи сердца, духовные очи.

Язык точно отмечает необычную способность глаз - их зрачки находятся в движении, отсюда сочетаемость большого круга глаголов движения со словом глаза: окинуть глазами, обвести глазами, отвеет глаза, скользить глазами, смерить глазами, обшарить глазами, провожать глазами, приковать глаза и т.д. Глаза - это орган-инструмент, орган "смотрения". Поэтому мы таращим глаза от удивления и неожиданности, глаза широко раскрываются, когда мы бессознательно стремимся получить через них максимум информации, мы прищуриваем глаза во время пристального наблюдения или при высокой концентрации мысли, отводим глаза под чьим-то осуждающим взглядом, защищая тем самым свой мозг от отрицательного воздействия собеседника и т.д.

Солнце и луна в мифологиях многих народов считались глазами могущественного божества. С этой мифологемой связаны фразеологизмы хозяйский глаз ( надежный присмотр за чем-либо), без глаза ( без присмотра).

Еще одна мифологема - "глаз = человек", породившая множество фразеологизмов: глаз наметан ( об опытном человеке), глаз отдыхает ( о приятном зрительном впечатлении), глаз радуется ( о радостном событии, которое можно видеть), глаза обманывают ( о сомневающемся в достоверности увиденного), глаза загорелись ( о сильном желании у человека); метафоры типа глаза говорят, глаза забегали, глазам стыдно; поговорки глаза завидущи, руки загребущи ( о ненасытности человеческой натуры) и т.д.

Поскольку 80% информации о мире приходит через глаз, он считается важнейшим из органов, поэтому глазам приписывалась таинственная магическая сила. На Руси "дурным" считался косой глаз.

Во фразеологизмах с компонентом "глаз" закрепились и сохранились до наших дней древние стереотипы поведения - глаз не отвести ( так нужно было общаться с собеседником), для отвода глаз и другие.

Обманывать кого-либо - это мешать адекватно воспринимать мир, т.е. прежде всего мешать ему смотреть, отсюда фразеологизмы замазать глаза, пускать пыль в глаза.

Издавна от сглаза заводили обереги-амулеты, которые изготавливали из драгоценных металлов и камней и делали их в форме глаза, отсюда фразеологизмы типа глаз-алмаз ( об умении видеть важное, основное), беречь как глаз ( очень беречь), возьми глаза в руки ( будь внимателен), вооруженный глазом ( современная форма этого фразеологизма вооруженным глазом) и другие.

К волосам у разных народов было особое отношение. В старину волосам придавали огромное значение: женщинам, особенно беременным, запрещалось стричь волосы, ибо они имели некую охранную функцию. Это подтверждается народной традицией, сохранившейся до сих пор, не стричь волосы ребенку волосы до года. В народной поэзии отрезанная коса позорит девушку, которая поэтому не может выйти замуж без косы. Необходимо также отметить, что в христианстве волосы считались покрывалом для женщины. Если девушка стригла голову - это считалось позором.

Язык сохранил в себе довольно много ФЕ, в основе семантики которых лежали следующие архетипические представления о волосах:

) они вместилище силы, опыта - до седых волос, до корней волос

) вместилище памяти, воли - волосы стали дыбом ( о сильном испуге, при котором парализуется воля).

На подсознательном уровне эти архетипы и сейчас руководят нашими поступками: подсудимых остригают, как бы парализуя при этом их волю; "работает" здесь и еще один архетип; "стрижка волос = изменение жизни". В древности у славян при переходе в юношеский возраст мальчики принимали постриг, до сих пор постригают в монахи, хотя реально волосы у монахов остаются, а призываемых в армию стригут действительно.

Раньше на Руси остриженные волосы сжигались. Существовал обычай: остриженные или оставшиеся на расческе волосы нельзя было выбрасывать. Считалось, что если они будут использованы птицами для своих гнезд или окажутся вблизи с работающими механизмами, то это отразится на самочувствии человека.

Фразеологизм волос с головы не упадет, калька с церковнославянского языка, означает, что человеку не принесут никакого вреда. Здесь живет архетип "волос = здоровье человека".

Нос - тоже важная часть лица, данное слово стало компонента довольно большого количества метафор, фразеологизмов, в значении которых хорошо просматривается архетип "нос = человек" (сравните повестью "Нос" Н. Гоголя, где нос ведет себя как человек): сунуть нос ( о любопытном человеке), вешать нос ( о печальном) совать, ( о проявляющем любопытство человеке), не видеть дальше своего носа ( о недальновидном человеке), утереть нос ( показать превосходство), н ос недорос ( о человеке маленького роста или возраста), не в нос, не по носу ( быть недовольным). С помощью фразеологизмов с компонентом "нос" можно выразить целый ряд других негативных значений: водить за нос ( обманывать), оставить с носом ( обмануть), уткнуться носом ( не видеть ничего вокруг себя), держать нос по ветру ( хорошо ориентироваться в жизни - не одобряется в русской культуре), нос к носу ( об очень близко стоящих людях) и другие.

Нос - символ уязвимого места в человеке, отсюда ФЕ утереть нос, водить за нос, прищемить нос, хоть кровь из носу Еще один символ носа как прибора реагирования выделяется из следующих ФЕ: не по носу ( не нравиться), крутить носом ( выражать несогласие), воротить нос ( выражать презрение).

В русском языке отмечен соматический фразеологизм, который стал символом любопытства: рус. любопытной Варваре (на базаре) нос оторвали.

Борода - у славян считалась выполняющей охранительные функции, а дернуть за бороду считалось страшным оскорблением. У русских есть пословица: "Борода дороже головы". До сих пор особо почитается борода у мусульман, самая серьезная клятва из которых это "Клянусь бородой пророка!".

Важно отметить, что квазисинонимы губы и уста имеют разные значения и сферы употребления: уста - специфический человеческий орган, в то время как губы могут быть органом животного и т.д. Слово губы широко распространилось лишь в XVI-XVII вв., поэтому во фразеологизмах наиболее продуктивно слово уста: из уст в уста, из первых уст, у всех на устах, не сходить с уст, устами младенца глаголит истина, вашими бы устами да мед пить. Уста часто выступают синонимом "человека говорящего": все лгут прекрасные уста.

Обозначения остальных частей человеческого лица и головы не представляются нам продуктивными продуктивными при возникновении метафор и фразеологизмов, хотя с их помощью и образовано некоторое количество фразеологизмов: ухом не ведет, по уши, развесить уши, уши вянут ( они обозначают поведение или чувства-отношения); иметь зуб ( испытывать неприязнь), навязнуть в зубах ( надоесть); губа не дура ( иметь хороший вкус); в ус не дуть ( выражать безразличие) и т.д.

Особо следует сказать о языке, название которого является фразеологизмов с различными типовыми значениями: "быть орудием говорения" - язык не поворачивается ( не хватает решимости сказать); как язык повернулся ( как смог сказать); - прикусить язык ( оборвать речь), развязать язык ( говорить свободно), распустить язык ( говорить непристойности) и другие.

Зубы - это граница внутреннего пространства в представлении восточных славян, именно зубы способны удержать душу (поговорка: Душа бы выскочила, если бы не зубы). В языке закрепились следующие представления:

-  зуб - это человек (загадка: Кумовья сидят рядом, близко-близко, отгадка - "зубы"),

-  зубы связаны с расстоянием (у черта в зубах = далеко),

-  с испытаниями: Прошел огонь, воду, медные трубы и чертовы зубы.

Основные лексико-семантические характеристики соматического компонента голова и ее частей представлены в таблице 1 ниже:

 

 

Таблица 1 - Характеристики соматического компонентами головы

Голова: человек как носитель каких-либо свойств, взглядов, способностей ум, разум, рассудок, интеллектуальные способности человека руководство, начальство центр переработки информации Глаз: движение "глаз = человек" стереотипы поведения отношения между людьми Волосы: вместилище силы, опыта вместилище памяти, воли Нос: "нос = человек" отношения пространство уязвимое место любопытство Губы + уста (только у человека): орудие говорения Зуб: человек расстояние испытаниями

 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.02 с.)