Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О русских «амазонках» — поляницах.
Само определение «поляница» образовалось от давно забытого слова «полякование». Если перевести со старинного на человеческий, то обозначает оно своеобразный вызов на поединок. Ищущий славы выезжал в чисто поле и там искал себе противника; победивший воин привозил трофей в виде головы побежденного. Свои, родимые богатыри, Добрыня Никитич и Алеша Попович — и те не рисковали связываться с поляницами, ибо чревато последствиями. Впрочем, это не помешало Добрыне же-ниться на одной из них. Знакомство было весьма своеобразным: Добрыня выехал в поле, на пресловутое полякование, и на свою беду (счастье?) наткнулся на Настасью Микулишну. Богатырша была дочерью знаменитого пахаря Микулы Селяниновича. А Добрыня решил познакомиться посвоему: подъехал к Настасье сзади и что есть мочи ударил ее несколько раз по голове. Поляница некоторое время игнорировала нападки, после чего заявила, мол, думала — комар, а оказался русский богатырь. Знакомство закончилось плачевно: доблестный воин Добрыня был посажен в мешок и приторочен к седлу. Так бы и пропала история, если б не конь Настасьи — мудрое животное отказалось везти сразу двоих, далеко не маленьких, седоков. Тогда поля-ница вытащила богатыря, попутно размышляя вслух: если старый, то казнить, моло-дого взять в плен, а коли в «брачном» возрасте и хорош собою, то взять в мужья. Собственно, это и было предложено Добрыне. Отказываться невежливо, особенно с такой невестой. Еще одна Настасья стала женой богатыря Дуная. Эта поляница была повержена будущим супругом. Казалось, что жизнь молодых будет долгой и счастли-вой, да только самолюбие Дуная все погубило. На брачном пиру устроили соревно-вания: Дунай хвалился храб-ростью, а Настасья метким глазом: девушка несколько раз выстрелила в серебряное колечко, которое лежало на голове ее нареченного. Дунай не захотел уступать жене, и потребовал повтора соревнования, но стрелял уже сам. То ли мед был чересчур хмель-ным, то ли ветер дул не с той стороны, но только убил бога-тырь свою красавицу-жену, а когда осознал содеянное, то бросился рядом с ней на меч. По легенде, его кровь дала начало реке Дунай. Сестра Добрыниной жены, Василиса Микулишна, ничем не усту-пала Настасье, хоть и не считалась поляницей. Она стала супругой Ставра Годиновича, и не раз выручала мужа своей храбростью и смекалкой; в соревновании с воинами князя Владимира Василиса сумела одолеть их во все предложенных видах соревнований. В более поздние времена, свидетельства которых опираются не на мифы, но на факты, женщины-воительницы не были отдельным племенем: они наравне с мужчинами защищали свои селения и семьи. Женщины участвовали в походах князя Святослава, обороняли города и деревни от нашествий Орды, поляков и литовцев. На возражение о том, что исстари обязан-ностью женщин, стариков и детей была своевременная доставка боеприпасов защи-тникам и поливание нападающих кипятком и смолой, история отвечает: не только. А как же казачки, которые наравне с мужчинами бились с турками в 1641 году? Девочек-казачек даже воспитывали соответственно, обучая не только жен-скому ре-меслу, но и умению обращаться с лошадьми, владеть арканом и стрелять из лука или самострела. А 1774 год, оборона станицы Наурской? Отчаянная оборона вала полутора сотнями женщин заслужила почетное место на страницах истории. По преданию, кроме смолы и кипятка на нападающих был вылит даже кипящий свиной суп. Женская отвага и храбрость были отмечены Екатериной II, наградившей воительниц медалями и учредившей праздник в их честь. А вы говорите — эмансипация…
P.S. Я сознательно не затрагивала в статье подвиги наших женщин в Первой и Второй мировых войнах, и в Отечественной войне 1812 года, так как эта тема заслуживает отдельной статьи. Источник: http://xn----8sb7akeedene4h.xn--p1ai/istoriya/1770-devy-voitelnicy-novyy-vzglyad-na-emansipaciyu.html © русь-портал.рф
ДЕВЫ - ЛЕБЕДИ …Девы - лебеди древний и всеобъемлющий образ встречающийся чуть ли не повсеместно. Сюжет брака человека с лебедем или превращения в лебедя распрост-ранен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превраща-ющийся в лебедя). В сказках, легендах и преданиях лебе-дь - это олицетворение мудрости и необычайной волшебной силы. В славянской мифологии лебедь относится к почита-емым, "святым" птицам. В северной Руси лебедь ста-вится выше других птиц, о чем свидетельствует, напри-мер, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других тра-дициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев – лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Бе-лая Лебедь – обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об основании Киева из "Повести временных лет" рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других - горам Щекавице и Хоривице, а сестра - реке, и по сей день впадающей в Днепр.
Валькирии, так же относящиеся к Лебединым девам, по преданиям, часто появля-ются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Девы-лебеди, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных краса-виц, здесь-то и подстерегает их добрый молодец. Ведь кто спрячет их одеяние — под власть того они и попадают. Именно так в «Песни о Нибелунгах» один из главных героев заставляет Лебединую деву предсказать ему будущее. По мифам славян, румынов и бурятов Девица-Лебедь, у которой добрый молодец однажды украл одежду из перьев, и стала праматерью их родов. Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю исто-рию культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и пет-роглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках. Устойчивые представления о Лебединых девах прослеживаются до самых послед-них глубин, зафиксированных в литературных и фольклорных источниках. Представления, аналогичные индоевропейским, сохранились и у других народов, населяющих Север нашей Родины: у ненцев, например, также известен образ Богини-ЛебедиДева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих наро-дов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь, Деви-ца-Лебедь на острове русов появилась не случайно. Античные авторы также писали о том, что обитают в северных широтах девы, которые могут обо-рачиваться птицами. Римский поэт Овидий, отбывавший ссылку в приду-найском городе Томы, свидетельствовал, что женщины скифов достигают этого при помо-щи каких-то зелий. Так что А.В.Барченко, быть может, искал не то, и не там. Кстати, имя Богини скифов, изображения которой найдены археологами в курга-нах причерноморских степей, — Дргим-паса или Аргим-пaca. Переводится это как «богиня Лебедь»! Отсюда следует удиви-тельный вывод: по-разному переведенное в «Слове о полку Игореве» выражение «аркучи», из плача Ярославны, следует по-нимать и производить не от глагола «плакать», «причитать», a oт имени скифской богини Лебеди, Аргим (Арким) — Лебедь. Аркучи — кричать, петь полебединому. А Лебеди перед смертью поют. Оттуда пошло выражение «Лебединая песня». Именно в этом драматизм плача Ярославны. Примерно тысячу лет спустя после Овидия в славянской земле вятичей среди женщин существовал обычай наряжаться птицей. Статная девица надевала платье с длинными, много ниже запястий рукавами, напоминающими крылья, и под музыку танцевала. Девиц этих называли русалками, а сами ритуальные празднества — русалиями. Не правда ли? Мы ведь с детства привыкли к тому, что русалки живут в воде, заманивают к себе добрых молодцев, и те навсегда исчезают в омутах, при-вороженные чарами и красотой хвостатых дев. Иногда pусалки сидели сидящими на берегу, расчесывающими волосы. Существуют они и по сей день, чему есть оче-видцы. Возможно, они являются к нам из тонкого мира. Своими танцами русалки словно стремятся снова объединить миры: земной и небесный. Но в память о ком или о чем существовал ритуал славян? У древних славян высшим существом божественного мира была Птица Матерь Сва. Сва вдохновляла на подвиги, помо-гала одолеть врагов, о чем свидетельствует «Велесова (Влесова) книга»: «И бьет Матерь Сва крылами и поет песнь боевую, и эта птица не само солнце, но от нее все началось».
Многие цивилизации знают богиню Лебедь Сва. От корня «Cва» происходит слово «Лебедь» в английском и скандинавском языках — Swan. Лебедь-спутница греческой богини красоты Афродиты. На сосудах античных времен Афродита часто изображалась летящей на белокрылой птице. Но еще до греков Афродиту знали и почитали в Малой Азии. Там она признанная Мать богов. А это самый высокий из божественных титулов. Так что же: Царевна-Лебедь — не зачарованная-заколдованная красна девица, а богиня? До того как войти в сознание народов в образе Лебедя, Матерь богов имела другие имена.
Тут она, взмахнув «крылами. Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты. Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит: А сама-то величава, Выступает будто пава…». (Демин Валерий Никитич «Загадки русского Севера», В. Щербаков) http://rodovich. ДЕД - dead – англ. «мертвый»… Очень даже возможно, что дед и dead связаны друг с другом на каком-то общеиндоевропейском уровне. В любом случае, «фонетическое» совпадение двух слов никогда не бывает случайным и о чём-нибудь, да и говорит . http://zavtra.ru/blogs/shampanskij-haos
ДЕД 1. У древних украинских второе имя БЕЛОБОГА. 2. Необмеленный ритуальный сноп ржи, который устанавливался в доме во время праздника Овсеня.
ДЕД МОРОЗ – 1. см. ЗЮЗЯ. Д.М. было три брата: у одного белый нос, у другого синий, а самый добрый Красный нос – бог лёгкого морозца. (61) 2. История происхождения Деда Мороза и Снегурочки: славянские корни.
Морок, Морозко … На самом деле у этого старца много имен. Сколько имен, столько версий о его происхождении: Морок, Морозко (как мы уже знаем), он же Карачун, он же Трескун, он же Зюзя (наши братья белорусы так величали его), Позвизд (славян-ский бог бурь и непогод), Зимник, Дядо Коледа (в Болгарии) и т.д. Но, пожалуй, есть общее, в чем сходятся все предполагаемые прообразы нынешнего Дедушки. Во-пер-вых, это могущественное существо – дух или бог, наделенный магической, волшебной силой; во-вторых, норов крут и суров, под стать суровой зиме – времени года, когда он правит на земле. Есть еще одно, что позволяет узнать в прообразах нашего современ-ного героя, – внешний вид. Седые волосы и борода старца свидетельствует о почтен-ном возрасте, следовательно, — о мудрости и о владении могущественными магичес-кими знаниями. Перчатки Деда Мороза ранее были трехпалы, что считалось симво-лом божественного начала. В наше время их заменили привычными для нас варежка-ми. На нём белая рубаха и штаны изо льна, расшитые орнаментом, – признак бо-жества, которое несет чистую энергию. Красная длинная шуба, отороченная ле-бяжьим мехом, и шапка, расшитая серебром и жемчугом, и также оторочена ме-хом — неизменные атрибуты Деда Мороза. В качестве сильного оберега и символа связи с поколениями от предков до потомков — широкий пояс поверх шубы. В ру-ках волшебный хрус-тальный посох, от прикосновения которого всё живое превраща-ется в лёд. Наконечник посоха украшен лунницей (украшение из серебра в виде полумесяца) или головой быка – символы власти, плодородия, счастья. 3. Каков возраст зимнего волшебника — доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине — в Великом Устюге — в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы. 4. ДЕД МОРОЗ – англ. Santa Claus, фр. Père Noеl, исп. Papá Noel, нем. Heiliger Nikolaus, разные варианты одного имени – святого Николая или папы Николая. Дед Мороз – это собирательный образ одного из наиболее почитаемых хрис-тианских святых – Николая Чудотворца. По церковной версии, он был архи-епископом г. Миры Ликийской обл. в Малой Азии (ныне Турция), при жизни прославился чудо-творениями, за что и был канонизирован. Однако, как установ-лено, Николай – личность мифическая, а его житие почти дословно перепи-сано с жития другого святого, Николая Пинарского. В первые века христианст-ва образ Николая Чудотворца был создан для вытеснения культов древнегречес-кого бога морей Посейдона и римского Нептуна. Популярности его среди верую-щих способствовало то, что он был объявлен покровителем торговли и земледелия, защитником «бедных и неимущих», «помощником простого люда в горестях и бедах». Таким образом, культ Николая Чудотворца служил закреплению бесправного положения бедноты, которая видела единственный выход из положения в молит-вах этому святому, надеясь на его помощь. На Руси известен как Николай Угодник. Снегурочка (от слова «снег») в русском эпосе из-за того, что зима в России почти полгода, другие обожествленные славянские персонажи – Снеговик, Снеж-ная Баба. «Санта-Клаус» можно перевести с латыни как «священное, закрытое место» от «sanctus» – «священный, неприкосновенный, ненарушимый», «claus-um» – «замкнутое запертое место, запор, засов». Скорее всего сани роди-лись в районах заполярья и служили главным средством передвижения зимой. В районах бездорожья на Крайнем Севере, а местами и в Сибири сани нередко за-меняли колесную повозку и в летнее время. В сельских местностях тех стран, где зима снежная, сани сохраняют свое значение; у народов Крайнего Севера они и сейчас служат основным средством передвижения. Дед Мороз со Снегурочкой в санях, запряженной четверкой северных оленей, который приносит детям подар-ки, явился, очевидно, прообразом северных народов, где мороз, тайга и олени, и которые приезжали в санях в Европу со своим товаром. Потом этот образ трансформировался в образ святого Николая. Согласно декрету римского папы Павла VI святой Николай перестал считаться «святым». 5. КАК НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ СТАЛ САНТА-КЛАУСОМ? 19 декабря Русская православная церковь отмеча-ет День святителя Николая Чудотворца. Именно святой Николай послужил прообразом современного Санта-Клауса — бе-лобородого старца, тайно проникающего в дома и дарящего подарки. Все началось с истории, рассказанной жителями города Патары. Один богатый, но обанкротившийся человек, отчаявшись, чуть не продал трех своих дочерей в публичный дом. Узнав об этом, святитель тайно подбросил в окно его дома три мешочка с золотом и тем самым спас семью от разорения. По легенде, один из этих мешочков случайно угодил в чулок одной из девушек, лежащий на полу. Именно после этого в Европе зародилась традиция вешать у изголовья чулки в ожидании, что святой Николай положит в них подарки. В житии святителя сохранилось немало рассказов о тайной благотворительности. Благодаря тому, что он подбрасывал в дымоход деньги нужда-ющимся людям, сложилось представление, что рождественский дед проникает в дом через печную трубу.
«По английскому обычаю гувернантка привязывала к нашим кроваткам в рождественскую ночь, пока мы спали, по чулку, набитому подарками…» В начале XVII века голландцы основали в Америке колонию Новый Амстердам — современный Нью-Йорк. Сюда приш-ло и празднование Дня святого Николая. В их произношении Синтерклаас стал называться Санта-Клаусом. Белобородый старец одаривал подарками тех, кто их заслужил, а ленивых и хулиганов наказывал.
5. ДЕД МОРОЗ И СНЕГУРОЧКА - МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ
Подобно былинным героям, образ Деда Мороза со временем трансформировался – наслаивались друг на друга мифологические и исторические прототипы, менялись функции и внешняя форма. В данной статье целью ставится попытка рассмотреть мифологическое происхожде-ние образа (минуя христианское влияние) на основе доступных материалов в сети – соот-ветвенно, статья не претендует на всеохват-ность; более того, приветствуются разного рода дополнения, коммента-рии и поправки.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.026 с.) |