Сербская народная сказка «Из сказания о сотворении мира » (записал в 1867 священник Ж. Радонич): 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сербская народная сказка «Из сказания о сотворении мира » (записал в 1867 священник Ж. Радонич):



Господь Бог сотворил сначала землю, а потом небо. Но как-то произошло, что землю он создал больше, а небо меньше, и не могло небо покрыть землю. Когда это увидел Господь Бог, задумался, что и как. Стал спрашивать по порядку своих святых: что и как. Но ни один ему не мог ничего сказать. В то время Дабог собрал собрание и смеялся над тем, что Господь Бог мучается. А Господь Бог – куда и что – послал пчелу, чтобы отправилась, присела на голову Дабогу, да выслушала, что он говорит, чтобы потом ему – Господу Богу – рассказать. Пчела полетела и всё выслушала, что Дабог на собр а-нии с нечестивыми – будет Бог с нами и ангелы Божии! – говорил. Но когда собралась улетать, не дал он ей спокойно это сделать, и она зажужжала. Дабог вскочил, ударил себя рукой по колену и говорит: “это глашатай Господа, дом его из г…., всё скажет ему, о чем мы говорили”. Выпустил сильный ветер, чтобы пчелу на лету смёл, и сильный дождь, чтобы у неё крылья намокли, чтобы она не могла взлететь и Господу Богу разговоры рассказать. Когда страшная непогода настигла пчелу, она – куда и что – залетела под стебель базилика. А как стебель базилика может защитить кого-то от ужасной погоды…?! Оттуда полетела и села на тополиный лист, а он начал трястись так, что бедная пчела упала на землю. Оттуда опять полетела, на ладанное дерево под кору, и тут дождалась, пока ветер и дождь не перестанут, и оттуда полетела в гору; Господу Богу села на колено, а Господь Бог взял её на ладонь и спросил: что слышала и куда спряталась от такой непогоды. А она ему отвечает: “слышала как велит Дабог; пусть знает господь Бог, да выпустит четыре ветра, чтобы с четырёх сторон землю сжимали, да пусть долины утихнут и выскочат холмы; и пошлёт четырёх своих евангелистов на четыре стороны небо растягивать – и тогда небо накроет землю. И еще меня наградил, сказал мне: да будет мой дом из г…. И да не будет маленьким стебель у базилика и ладана, а тополя́ да повреждаются в ненастную погоду.” Господь Бог сказал ей: “пусть и будет дом твой из г…., а ты будь благословенна; без тебя нельзя ни жить, ни умереть. Пусть будет благословен и стебель базилика и ладана, без них нельзя ни жить, ни умереть; а тополь да будет проклят, пусть трясётся и при хорошей погоде”. Сказав это, выпустил четыре ветра, чтобы с четырёх сторон землю стягивали, да чтобы выскочили холмы и утихли долины, и послал четырёх евангелистов на четыре стороны небо растягивать. Ветры сжали землю, выскочили холмы и утихли долины, а евангелисты растянули небо, так что оно покрыло землю. С того базилик и ладан стали благословенны, а тополь проклят и по сей день.  Mythologica Slavica 3. Ljubljana, 2000. S. 23–42. Опубликовано в Acta Eruditorum. 2015. Вып. 19. Гл. ред. Д.В. Шмонин. СПб.: Издательство РХГА, 2015. С. 101–109.


ДАВЕЧА – это как раз когда нельзя уточнить. Ну, не помните вы, вчера это было или третьего дня.                                                                                                          (ВИКИ)

ДАЛАЙ-ЛАМА - Верховный жрец у буддистов Китая и соседних стран, счита-ющийся одним из воплощений Будды; вместе с тем властитель Тибета…             (47)

 

2.  – (санскр.), светский лидер буддийской школы гелугпа, который считается земным воплощением бодхисатвы Авалокитешвары. До присоединения Тибета к Китаю далай-лама был фактическим правителем Тибета, чьи полномочия выходили далеко за рамки религиозных вопросов; в настоящее время проживает в Индии. Титул далай-лама передается по непрерывной линии «духовного наследования», поскольку каждый умерший далай-лама в течение года возвращается в этот мир. Как правило, перед смертью он дает приблизительные указания о местности и семье, в которой он намерен возродиться к жизни. Следуя этим указаниям, ламы находят ребенка, родившегося в данной семье, и подвергают его простой проверке, предлагая распознать некоторых близких друзей покойного и предметы, которые были в его личном пользовании. Обычно ребенок легко узнает «свои» вещи и «своих» друзей; после этого его торжественно возводят на престол школы гелуг-па. Затем он получает воспитание в монастыре и занимает пост духовного лидера.                 http://ezoezo.ru/about-dict.html

 

 


ДАЛМАТЫ — иллирийский народ, населявший восточное побережье Адриати-ческого моря (Хорватия); покорены римлянами, образовавшими провинцию Дал-мация.Упоминаются в произведениях Аппиана, в частности первой войной римлян с ними руководил Гай Марций Фигл. В дальнейшем с далматами находился в состо-янии войны консул Луций Цецилий Метелл Далматик, однако он приплыл в Далмацию за триумфом и, пользуясь дружелюбным отношением далматов, не начинал военных действий.

В период существования Римской империи вся современная Сербия находилась в составе Римского государства (большая часть территории современной Сербии, населённой тогда главным образом иллирийскими племенами, входила в состав провинции Верхней Мёзии). После разделения империи на 2 части около 395 года эти земли были закреплены за Восточной Римской (Византийской) империей. Романизация Верхней Мёзии оставалась незначительной и, в отличие от приморских областей, здесь отсутствовали крупные городские поселения, за исключением Сингидунума (Белград), Виминация (Костолац) и Наиссуса (Ниш).

С середины VI века на эти земли началась постепенная экспансия славянских племён сопровождаемая опустошением Балкан. Предки сербов заселили земли к югу от Савы до Адриатики. Они ассимилировали или вытеснили прежних жителей этой террито-рии — иллирийцев, кельтов, греков и римлян — в города, главным образом, на побе-режье, а также в горы Динарского нагорья и Албании. В некоторых местах возникли иллирийские и валашские анклавы на заселённых славянами землях.

Процесс складывания государства у сербов был замедлен обособленностью различ ных сербских общин и отсутствием между ними экономических связей. Для ранней истории сербов характерно формирование нескольких очагов государственности, ко-торые поочерёдно становились центрами объединения сербских земель. На побе-режье сформировались протогосударственные образования — Склавинии Пагания, Захумье, Травуния и Дукля, во внутренних областях (восточная часть современной Боснии и Санджак) — Сербское княжество. Номинально все сербские территории входили в состав Византии, однако их зависимость была слабой. Уже с VII века началась христианизация сербских племён, которая завершилась во второй половине IX века при прямом участии учеников святых Кирилла и Мефодия

ДАЛЬ - 22 ноября 1801 года родился Владимир Даль - человек одарённый во всех отношениях.

Он был и солдатом, и хирургом, и моряком, и писате-лем, и чиновником. Но нам, конечно, более всего известен как составитель "Толкового словаря живого велико-русского языка".

Умирающий Пушкин именно Далю, своему другу, передал золотой перстень-талисман с изумрудом со словами: «Даль, возьми на память. Бери, друг, мне уж больше не писать». Впоследствии Даль писал: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное».                                                                             https://vk.com/nstarikov_club             

 

2.  Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (по старому стилю - 10 ноября) 1801 в Луганске Екатеринославской губернии. Отец - Иоганн Даль - датчанин, при-нявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать - Мария Христофоровна Даль (урож-денная Фрейтаг) – полунемка, полуфранцуженка из гугенотского рода.
В 1814 поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив курс в 1819, Владимир Даль более пяти лет служил во флоте в Николаеве. Получив повышение, был переведен на Балтику, где прослужил полтора года в Кронштадте. В 1826 вышел в отставку, поступил на медицинский факультет Дерптского университета, окончив его в 1829 и став хирургом-окулистом. В 1831 Владимир Даль принимал участие в походе против поляков, отличившись при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова. Даль впервые применил электрический ток в минновзрывном деле, заминировав переправу и по-дорвав ее после отступления русской дивизии за реку. На рапорте начальству о реши-тельных действииях дивизионного лекаря Даля командир корпуса генерал Ридигер нало-жил резолюцию: "За подвиг представить к ордену. Объявить выговор за невыполнение и уклонение от своих прямых обязанностей". Император Николай I наградил Владимира Даля орденом – Владимирским крестом в петлице. По окончании войны Даль поступил ординатором в Санкт-Петербургский военно-хирургический госпиталь, где работал хирургом-окулистом.
Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819. В 1832 были опубликованы "Русские сказки. Пяток первый", обработанные Владимиром Далем. По доносу Булгарина, книга была запрещена, автора отправили в III отделение. Благодаря заступничеству Жуковского Владимир Даль в тот же день был выпущен, но печататься под своим именем не смог: в 30-40-х годах печатался под псевдонимом Казак Луганский. Семь лет Даль прослужил в Оренбурге, служа чиновником осо-бых поручений при военном губернаторе Оренбургского края В. Перовском, извест-ном ценителе искусств, близко знавшем А.С. Пушкина и уважавшем литературные занятия Даля. В 1836 Влади-мир Даль приезжал в Санкт-Петербург, где присутствовал при кончине А.С. Пушкина, от которого Даль получил его перстень-талисман. В 1838, за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края, Владимир Даль был избран член-корреспондентом Петер-бургской Академии наук по классу естественных наук. В 1841-1849 жил в Петербурге (площадь Александрийского театра, ныне пло-щадь Островского, 11), служил чиновни-ком особых поручений при Министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 Владимир Даль занимал пост управляющего нижегородской удельной конторой. После выхода в отставку поселился в Москве, в собственном доме на Большой Грузинской улице. С 1859 являлся дйствительным членом Московского Общества любителей российской сло-весности. В 1861, за первые выпуски "Толкового словаря живого великорусского языка", Владимир Даль получил константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1863 (по другим сведениям – в 1868) был награжден Ломоносовской пре-мией АН и удостоен звания почетного академика. Первый том "Словаря..." был напеча-тан за счет ссуды в 3 тысячи рублей, выданной Далю Московским Обществом любите-лей российской словесности. В последние годы жизни Даль увлекался спиритизмом и сведенборгиан-ством. В 1871 лютеранин Даль принял православие. Умер Владимир Даль 4 октября (по старому стилю - 22 сентября) 1872 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Среди произведений Владимира Даля - очерки, статьи по медицине, лингвистике, этно-графии, стихи, одноактные комедии, сказки, повести: "Цыганка" (1830; повесть), "Рус-ские сказки. Пяток первый" (1832),  "Были и небылицы" (в 4 томах; 1833-1839), статья в защиту гомеопатии (одна из первых статей в защиту гомеопатии; напечатана в журнале “Современник" в 1838), "Мичман Поцелуев" 1841; повесть о Морском кадетском кор-пусе), “Полтора слова о нынешнем русском языке" (статья; напечатана в журнале “Москвитянин" в 1842), "Солдатские досуги" (1843, второе издание - в 1861; рассказы), “По-хождения X.X. Виольдамура и его Аршета" (1844; повесть), “О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа" (напечатано в 1845-1846, 2-е издание - в 1880; статья), “Сочинения Казака Луганского" (1846), “О наречиях русско-го языка" (1852; статья), "Матросские досуги" (1853; рассказы; написаны по поруче-нию великого князя Констан-тина Николаевича), “Картины из русского быта" (1861; сборник из 100 очерков), “Повес-ти" (1861; сборник), "Пословицы русского народа" (1853, 1861-1862, сборник, включав-ший более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток, загадок), "Два сорока бывальщинок для крестьян" (1862), "Толковый словарь живого великорусского языка" (в 4 томах; со-ставлялся более 50 лет; опубликован в 1863-1866; содержал около 200 000 слов; Даль был награжден Ломоносовской премией АН и в 1863 удостоен звания почетного акаде-мика), учебники ботаники и зоологии. Печатался в журналах "Современник", "Отече-ственные записки", "Москвитянин", "Библиотека для "Чтения".   https://vk.com/essenceoftime

 

3. о своей национальной принадлежностью новорождённый впоследствии разбе-

рётся сам, став не просто русским, а русским эталоном.

Факты

Даль собрал и объяснил более 200 тыс. слов. В среднем — 1 слово в час на протяже-нии 50 лет.

Наше сознание давн­о межд­у понятиями «Даль» и «словарь» стави­т знак р­авенства. Впрочем, начато это не нами. Ещё в 1872 г. русский классик Иван Тургенев, узнав о смерти Даля, веско произнёс: «Он оставил за собою след - «Толковый словарь живого великорусского языка». И - ни слова больше. А ведь со­брание сочинений Даля состо-ит из 10 томов - 145 повестей и рассказов, 168 коротких историй, стихи, пьесы, очер-ки… Кстати, если уж говорить об «оставленных следах», то с наследием Даля каждый из нас встречается ещё в раннем детстве, не имея представления о грамоте вообще. Можно биться об заклад - первой «настоящей книгой», которую вам прочли родители, была «Курочка Ряба». Записал и обработал сказку Владимир Даль, равно как и «Вершки и корешки», «Снегурочку», «Лису-лапотницу» - всего больше тысячи сказок, которые были после безвозмездно отданы Александру Афанасьеву, составителю знаменитого сборника «Народные русские сказки».


Провал карьеры

Возможно, в детстве он и сам слушал волшебные истории - в воспоминаниях пару

раз мелькает некая «добрая нянька Соломонида», которая могла кое-что рассказать барчуку. Но очень скоро вместо сказок началась жестокая правда: «Нас свезли в 1814 г. в Морской корпус (ненавистной памяти), где я замертво убил время… В памяти остались одни розги». Справедливости ради следует отметить, что как раз кадета Даля за все 5 лет обучения не высекли ни разу. Розги, пусть фигуральные, но зато полно-весные - в виде порицаний, выговоров и даже арестов - достались уже взрослому че-ловеку. Морскому офицеру, доктору, чиновнику - именно таков был его послужной  список.

Так, в 1823 г. мичмана Даля подвергают аресту. Повод - подозрение в написании эпи-граммы, «задевающей честь и достоинство командующего Черноморским флотом Алексея Грейга». Мичмана оправдали, но полгода за решёткой и перспектива быть разжалованным в рядовые дальнейшей карьере не способствовали. Даль поступает в Дерптский университет и становится доктором.

Молодой военврач Даль участвует в польской кампании 1830-1831 гг. И попадает в ловушку. На его корпус и лазарет наваливается польская кавалерия. Отступать некуда - путь преграждает Висла. Из пустых бочек, верёвок и досок Даль быстро наводит понтонный мост и спасает войска. Вместо благодарности - выговор «за оставление и неисполнение прямых обязанностей».

Чиновника особых поручений при Министерстве внутренних дел Владимира Даля посылают в Нижний Новгород заниматься делами удельных крестьян. Там он момен-тально приобретает репутацию «невыносимо правдивого и честного». «Что делает в Нижнем Новгороде губернская полиция с кресть­янами, этому никто не поверит. Исправник разъезжает по уезду и грабит. Полицмейстер берёт взятки д­еньгами и на-турой. Произвольные поборы полиция позволяет себе беспрестанно, а начальство потворствует ей, и никакого суда не найдёшь». Резюме: «При нынешней полиции ни-какие распоряжения правительства не могут принести пользы». Борьба Даля с тогда-шними «оборотнями в погонах» была неравной и окончилась плачевно - выйдя в отставку, он получил не полную пенсию, а всего лишь две трети.

 «Царская щедрость»

Но то лишь послужной список - так сказать, внешняя карь­ера. Может быть, в трудах словесности Даль был удостоен большей милости?

Первая его работа, «Сказки Казака Луганского», опубликованная в 1832 г., стала скандалом и причиной ареста автора. Его, правда, выпустили в тот же день. Но весь тираж изъяли и уничтожили. Формулировка: «Книга приспособлена для низших классов и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, церковью и жалобы на горестное положение».

Сборник «Пословицы русского народа», над которым Даль работал 20 лет, собрав 37 тысяч пословиц и поговорок, тоже попал под каток цензуры. Разбор и решение о его допуске к печати поручили протоиерею Иоакиму Кочетову. Сей автор труда «О пагубных следствиях пристрастия к иностранным языкам», видно, считал, что рус-ский язык ничуть не лучше: «Здесь кощунственное смешение Премудрости Божьей с низкими изречениями ума человеческого». Сборник пролежал под запретом 10 лет.

Термины из словаря Даля, которыми больше никто не пользуется

Теоретически ситуацию с главными трудами Даля можно охарактеризовать пословицей из его же сборника: «Жалует царь, да не жалует псарь». На деле же царские пожалования оборачивались издёвкой.

«Если мы теперь имеем «Словарь живого великорусского языка», то этим мы все-цело обязаны народолюбивому царю нашему!» Эти сусальные слова писателя Мельникова-Печерского сейчас почему-то воспринимаются как непреложная исти-на. Реальность была иной. Академия наук, куда Даль обратился с просьбой об изда-нии своего «Словаря», просьбу отклонила. Однако предложила купить материалы, которые писатель собирал всю жизнь, за унизительную сумму - 157 рублей. Мы могли бы остаться без словаря Даля вообще. Но Александр Кошелёв, издатель и славянофил, одолжил Далю 3 тысячи рублей. На эти деньги главный его труд и издавался - короткими выпусками. Их вышло уже семь, когда царь случайно узнал, какое нужное дело происходит помимо его ведома. И, наконец, явил свою милость: «Его Величество соизволил пожаловать на продолжение словаря 2500 рублей». Царская щедрость - на 500 рублей меньше, чем дар частного лица. Впрочем, пожало-вание было не безвозмездным: «Его Величество соизволил, чтобы объявлено было на обложке, что печатание предпринято на Высочайше дарованные средства».

«Во всю жизнь свою я искал случая поездить по Руси, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень, а высшие сословия за цвет или плесень - по делу глядя». Эти слова Даля - почти точная евангельская цитата: «По плодам их узнаете их». Обид на своих гонителей - в мундирах или в рясах - Владимир Даль не держал. Перед смертью он, урождённый лютеранин, перешёл в православие. http://www.aif.ru/society

"Что Погодинъ ни говори, а гораздо болѣе половины земляковъ нашихъ – обрусѣв-шая чудь. Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Сим-бирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрусѣли въ глазахъ нашихъ, и нынѣшнее по-колѣніе не знаетъ болѣе своего языка. Тоже видѣлъ я въ Пермской, Вятской и Орлов-ской; пусть рѣшитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого поколѣнія чухны жили въ орлов-ской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также.

Это потому, что на югѣ сидѣли славянѣ, а во всей Великоруссіи чухны разныхъ помолѣній. Даль Владимир Иванович С.П.б. 12 Nоября 1848                           https://vk.com/public55695017



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.018 с.)