Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заметки на стыке истории, генеалогии, филологии и антропологии
1
Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня Вместе с автором я верую, что организмы — это алгоритмы, и поэтому Homo Sapiens не могут доминировать во вселенной, где датаизм становится парадигмой. Люди живут в рамках «интерсубъективных реальностей», таких как страны, границы, религия и деньги, которые созданы для обеспечения широкомасштабного и гибкого сотрудничества между отдельными представителями рода Homo. Человечество отделяется от животных способностью людей верить в эти межсубъективные конструкции, которые существуют только в человеческом разуме и даются силой через коллективные убеждения. Вместе с автором я верую, что гуманизм это форма религии, в которой поклоняются человечеству вместо Бога. Это ставит человечество и его желания в качестве главного приоритета в мире, в котором люди сами формируются как доминирующие существа. Гуманисты считают, что этика и ценности производятся внутри каждого человека, а не из внешнего источника. В течение XXI века, как считает автор и я сам, гуманизм может подтолкнуть людей к поиску бессмертия, абсолютного счастья и абсолютной власти. Харари пророчествует о замене человечества сверхчеловеком или «Homo Deus» (Человек Божественный), наделенным сверхъестественными способностями, такими как вечная жизнь. В это я тоже верую. Мы, люди, будем жить вечно после конца этого мира, а русские мужики и неверные Богу Истины профессора из еврейского Иерусалимского университета будут вечно гореть в аду. ANTON_GRIGORIEV https://www.livejournal.com/
ДАФНА (греч.) нимфа, давшая обет безбрачия. (68.г)
ДАЧА — сугубо русское явление, во многих европейских языках она так и называ-ется — dacha. Дачи появились во время Петра I, который давал подданным загородные участки, чтобы те, не стесняясь, экспериментировали в архитектуре. Данное царём так и называлось — дача. http://vk.com/public72516319
ДАШКОВА ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА (17 (28) марта 1743, по другим сведениям 1744, Санкт-Петербург — 4 (16) января 1810, Мос-ква), урождённая Воронцова, в замужестве княгиня Дашкова. Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, участница госу-дарственного переворота 1762 года (после со-вершения переворота Екатерина II охладела к подруге и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления). Одна из заметных личностей Российского Просвещения. В её мемуарах содержатся ценные сведения о времени правления Петра III и о воцарении Екатерины II («Mon Histoire, Mémoires de la princesse Dach-koff», «Мемуары княгини Дашковой», изданы в 1840 в Лондоне). Молодые годы Екатерина Воронцова была третьей дочерью графа Романа Воронцова, члена Сената и генерал-аншефа. Её дядя Михаил Илларионович и брат Александр служили в качестве государственных советников, брат Семён был известный англофил. Мать — Марфа Ивановна, урождённая Сурмина. Воспитывалась в доме дяди, вице-канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. «Превосходное», по понятиям того времени, воспитание её ограничивалось обу-чением новым языкам, танцам и рисованию. Только благодаря охоте к чтению Екатерина сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Поездки за границу и знакомство со знаменитыми писателями много способствовали её дальнейшему образованию и развитию. Она хорошо разбиралась в математике, которую изучала в Московском универ-ситете. Её любимыми писателями были Монтескьё, Вольтер, Буало и Гельвеций. Екатерина демонстрировала с ранних лет "мужские" качества и "мужской" характер, что сделало её карьеру столь уникальной. В шестнадцать лет вышла замуж за князя Михаила Дашкова, известного аристо-крата, ведущего свои корни от Рюриковичей, и переехала с ним в Москву. Участие в политике С ранних лет Екатерину постоянно занимали вопросы политики. Ещё в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской поли-тики. Время интриг и быстрых государственных переворотов способствовало развитию в ней честолюбия и желания играть историческую роль. До некоторой степени Екатерине это и удалось. Ещё будучи молодой девушкой, она была связана со Двором и стала одной из ведущих личностей движения, поддержавшего Екатерину Алексеевну при восхождении на престол. Знакомство с вел.кн. Екатериной Алексеевной (1758 г.) и личное к ней расположение сделало Дашкову преданнейшей её сторонницей. Их связывали также и литературные интересы. Окончательное сближение с Екатериной произошло в конце 1761 г. по вступлении на престол Петра III. Участвовала в перевороте против Петра III, несмотря на то что её сестра Елизавета была его фавориткой и могла стать его новой женой. Задумав государственный переворот, и вместе с тем желая до времени оставаться в тени, Екатерина избрала главными союзниками своими Григория Григорьевича Орлова и княгиню Дашкову. Первый пропагандировал среди войск, вторая — среди сановников и аристократии. Благодаря Дашковой были привлечены на сторону императрицы граф Н. И. Панин, граф К. Г. Разумовский, И. И. Бецкой, Барятин-ский, А. И. Глебов, Г. Н. Теплов и др.
Когда переворот совершился, другие лица, против ожиданий Екатерины, заняли первенствующее место при дворе и в делах государственных; вместе с тем охла-дели и отношения императрицы к Дашковой. Екатерина провела время в подмосковной деревне, а в 1768 г. предприняла поездку по России. Поездки за границу. Некоторое время спустя после смерти своего мужа, бригадира князя Михаила Ивановича Дашкова (1764), С Екатериной у Дашковой после событий 1763 года сложились не очень сердечные отношения, хотя она оставалась весьма преданной императрице. Однако ей часто не нравились фавориты императрицы, и нередко сердилась насчёт даров и внима-ния, которое им уделялось. Прямолинейные манеры Дашковой, её неприкрытое презрение к дворцовым фаворитам и чувство недооценки её заслуг создали отчуждение между ней и Екатериной, из-за чего Дашкова испросила позволение уехать за границу. Позволение было дано и спустя короткое время она уехала, оставаясь однако преданной соратницей и подругой Екатерины. Согласно некоторым сведениям, настоящей причиной отъезда Дашковой был отказ Екатерины назначить её полковником императорской гвардии. В декабре 1769 года ей разрешено было заграничное путешествие. Дашкова в тече-ние 3 лет посетила Германию, Англию, Францию, Швейцарию, Пруссию. Во время обширной поездки по Европе была принята с большим уважением при иностран-ных дворах. Её литературная и научная репутация обеспечила ей доступ к обществу учёных и философов в столицах Европы. В Париже она заложила крепкую дружбу с Дидро и Вольтером. 1775—1782 гг. она снова провела за границей ради воспитания своего единствен-ного сына, окончившего курс в Эдинбургском университете. Она снова посетила Париж, Швейцарию и Германию, а также Италию. В Англии познакомилась с Робертсоном и Адамом Смитом. Когда она пребывала в Эдинбурге, она доверила обучение своего сына историку Уильяму Робертсону. Управление академией и литературная деятельность В 1782 Дашкова вернулась в российскую столицу и её отношения с Екатериной вновь улучшились. Екатерине очень нравился литературный вкус Дашковой, но главным образом ей импонировало желание Дашковой возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.
Императрица, указом от 24 января (4 февраля) 1783 года, назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовско-го, который она занимала до 12 (23) ноября 1796 года (с 12 (23) августа 1794 года, когда Дашкова была уволена в отпуск, до 12 (23) ноября 1796 года, когда она была уволена от дел вовсе, её должность исправлялПавел Петрович Бакунин). Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 30 сен-тября (11 октября) 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её президентом. По назначении директором Академии наук, Дашкова в своей речи выражала уве-ренность, что науки не будут составлять монополию академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». С этой целью по её инициативе были организованы при академии публичные лекции (ежегодно, в течение 4 летних месяцев), имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей. Дашкова увеличила число студентов-стипендиатов академии с 17 до 50, и воспитанников академии художеств — с 21 до 40. В продолжение 11 лет директорства Дашковой академическая гимназия проявляла свою деятельность не только на бумаге. Несколько молодых людей отправлены были для довершения образования в Геттинген. Учреждение так называемого «переводческого департамента» (взамен «собрания переводчиков» или «российского собрания») имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие произведения иностранных литератур на родном языке. В это-то именно время и появился целый ряд переводов, по пре-имуществу с классических языков. По почину Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 (16 книжек) и носивший сатирическо-публи-цистический характер. В нём участвовали лучшие литературные силы: Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин. Здесь помещены были «За-писки о русской истории» имп. Екатерины, её же «Были и небылицы», ответы на вопросы Фонвизина, «Фелица» Державина. Самой Дашкова принадлежит надпись в стихах к портрету Екатерины и сатиричес-кое «Послание к слову: так». Другое, более серьёзное издание: «Новые ежемесяч-ные сочинения» начато было с 1786 г. (прод. до 1796 г.). При Дашковой начата новая серия мемуаров академии, под заголовком «Nova acta acad. scientiarum petro-politanae» (с 1783 г.). По мысли Дашковой издавался сборник при академии: «Ро-ссийский Театр». Главным научным предприятием российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашко-вой принадлежит собирание слов на буквы Ц, Ш, Щ, дополнения ко многим другим буквам; она также много трудилась над объяснением слов (преимущественно обозна-чающих нравственные качества). 29 ноября 1783 года на заседании Российской академии Дашкова предложила использовать печатную букву «Ё».
Сбережение многих академических сумм, умелое экономическое управление ака-демией — несомненная заслуга Дашковой. Лучшей оценкой её может служить то, что в 1801 г., по вступлении на престол императора Александра I, члены российс-кой академии единогласно решили пригласить Дашкову снова занять председательское кресло в академии (Дашкова отказалась от этого предложения). Кроме названных литературных трудов, Даш-кова писала стихи на русском и французском языках (большею частью в письмах к импе-ратрице Екатерине), перевела «Опыт о эпи-ческ. стихотворстве» Вольтера («Невинное упражнение», 1763, и отд., СПб., 1781), пере-водила с англ. (в «Опытах трудов вольного российского собрания», 1774), произнесла несколько акд. речей (написанных под сильным влиянием речей Ломоносова). Некоторые её статьи напечатаны в «Друге Просвещения» (1804 — 1806) и в «Но-вых ежемесячных сочинениях». Ей принадлежит также комедия «Тоисиоков, или человек бесхарактерный», написанная по желанию Екатерины для эрмитажного театра (1786), и драма «Свадьба Фабиана, или алчность к богатству наказанная» (продолжение драмы Коцебу:«Бедность и благородство души»). В Тоисиокове (человеке, жела-ющем «и то и сио») видать Л. А. Нарышкина, с которым Дашкова вообще не ладила, а в противопоставляемой ему по характеру героине Решимовой — автора комедии. Важным историческим документом являются мемуары Дашковой, изданные сначала на английском языке г-жей Вильмот в 1840 г., с дополнениями и изменениями. Французский текст мемуаров, принадлежащий несомненно Дашковой, появился позже («Mon histoire», в «Архиве кн. Воронцова», кн. XXI). Сообщая очень много ценных и интересных сведений о перевороте 1762 г., о собственной жизни за грани-цей, придворных интригах и т. д., кн. Дашкова не отличается беспристрастием и объективностью. Восхваляя имп. Екатерину, она почти не даёт никаких фактических оснований такому восхвалению. Нередко сквозит в Записках как бы обвинение импе-ратрицы в неблагодарности. Далеко не оправдывается фактами подчёркиваемое бескорыстие автора мемуаров. В опале Новое неудовольствие императрицы Дашкова навлекла напечатанием в «Российском театре» (издававшемся при Академии) трагедии Княжнина «Вадим» (1795). Трагедия эта была изъята из обращения. В том же 1795 году выехала из Санкт-Петербурга и жила в Москве и своей подмосковной деревне. В 1796 году, тотчас по восшествии на престол, император Павел отстранил Дашкову от всех занимаемых ею должностей, и приказал жить в новгородском её имении. Только при содействии имп. Марии Фёдо-ровны Дашковой разрешено было поселиться в Калужской губернии, а потом и в Москве, где она жила не принимая более участия в литературных и политических делах. Ее жизнь с той поры была тесно связана с имением Троицкое, которое она превратила в подобие земного парадиза.
Дашкова скончалась 16 января 1810 года и была погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком в Калужской губернии. К концу XIX века следы надгробия были практически затеряны. 22 октября 1999 года по инициативе МГИ им. Е. Р. Дашковой надгробие было восстановлено и освящено архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Установлено место, где она была погребена: «в трапезной части церкви „в левой стороне трапезной, против столба“, в её северо-восточном углу в склепе, расположенном под полом. Устройство усыпальницы представителей княжеских родов в храме соответствовало русской мемориальной традиции. На стене трапезной между вторым и третьим окнами была помещена медная доска, на которой был текст эпитафии, составленный племянницей Дашковой Анной Исленьевой: „Здесь покоятся тленные останки княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной графини Воронцовой, штатс-дамы, ордена св. Екатерины кавалера, императорской Академии наук директора, Российской Академии президента, разных иностранных Академий и всех российских ученых обществ члена. Родилась 1743 года марта 17, скончалась 1810 января 4. Сие надгробие поставлено в вечную ей память от приверженной к ней сердечной и благодарной племянницы Анны Малиновской, урожденной Исленьевой“. В настоящее время церковь восстановлена, на могиле сделана надгробная плита». Дети От брака с М. И. Дашковым имела дочь и двух сыновей: Анастасия (1760—1831), получила блестящее домашнее воспитание, в 1776 году вышла замуж за Андрея Евдокимовича Щербинина. Супруги подолгу жили врозь, часто ругались и периодически расходились. Анастасия Михайловна была скандалисткой, беспорядочно тратила деньги, влезала в долги. В 1807 году Екатерина Романовна лишила дочь наследства и запретила впускать к себе даже для последнего прощания. Михаил (1761—1762) Павел (1763—1807), московский губернский предводитель дворянства; завещал свое имущество графу Ивану Илларионовичу Воронцову, которому император Александр I разрешил именоваться Воронцовым-Дашковым. Был женат с 14 января 1788 года на неродовитой и нетитулованной дочере купца Анне Семёновне Алферовой (1768—1809). Супружество Павла Михайловича не было счастливым, и супруги недолго жили вместе. Видимо, справедливо замечание современника, писателя-мемуариста Ф. Ф. Вигеля о том, что князь Дашков «долго не задумался, взял да и женился, не быв даже серьезно влюблен». Екатерина Романовна не желала признавать семью сына и свою невестку увидела впервые только после смерти сына в 1807 году, спустя 19 лет после их свадьбы. Память В Петербурге на пр. Стачек сохранилась усадьба Дашковой — Кирьяново. В подмосковном Серпухове одна из улиц города носит имя Екатерины Дашковой, а на территории Серпуховского района имеется деревня, названная в честь Дашковой. В 1992 году был создан Московский гуманитарный институт имени Е. Р. Дашковой. ПриМГИ им. Е. Р. Дашковой существует Дашковское общество, изучающее наследие выдающегося государственного деятеля XVIII столетия Е. Р. Дашковой. В 1999 году МГИ им. Е. Р. Дашковой была учреждена Медаль княгини Дашковой «За служение Свободе и Просвещению». http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=501 ДВОЕВЕРИЕ - Христианство, распространяясь в среде язычников, уживалось с поклонением языческим богам. (61) 2. Двоеверие в Древней Руси 3. Русское старожильческое население сердца России – Волго-Окского междуречья в своей первоначальной основе сформировалось в результате взаимодействия авто-хтонного населения финно-угров – мери, муромы и мещеры, балтов галиндов и при-шлых славян вятичей, сложившихся как этнос преимущественно на тех-же верхнеокских балтах. В первую очередь славянские мигранты оседали в более благоприятных для пашенно-го земледелия регионах – в частности в плодородном владимиро-суздальском ополье, долинах крупных рек и южных склонах возвышенностей, издавна освоенных финно-угорскими народами Волго-окского междуречья. Многочисленные финно-угорские обитатели указанных мест растворили волны славянских мигрантов почти бесследно, переняв за столетия славянский язык церкви и государства, но оставив оставив хорошо заметный финно-угорский след в простона-родной культуре и верованиях, региональных диалектах, топонимике. Соответственно среди русского населения старых земледельческих районов преобла-дают люди с финно-угорской внешностью – сероглазые и русоволосые. Мещёрский край в данном отношении представляет особый интерес. Эти малопривлекательные для земледельцев территории заселялись славянскими мигрантами очень медленно и неохотно, и в результате процесс взаимной ассимиляции местных финно-угров и пришлых славян шёл здесь гораздо дольше чем в Ополье или в Переславле и Ростове. Можно даже сказать, что тип дорусского мещеряка – темново-лосого и кареглазого законсервировался в многих местностях Мещёры. http://merjamaa.ru/news/o_finno_ugorskom_jazyke_mosko. http://vk.com/vjesmerjamuroma 4. Становление христианства на Руси покрыта многими тайнами и полно противо-речий. Некоторые исследователи полагают, что русское православие - не результат победы христианства над язычеством, а совокупность грамотной политики священ-ников и жрецов, которые вовсе не воевали с другой религией, а создали удивительную комбинацию. Условно её можно назвать «двоеверием». Хотя, несомненно, что основа – христи-анская, и все православные догматы не только соблюдаются, но явно превалируют. Но и взгляды уникальных (но во многом схожих с учением Христа) религиозных взглядов древних славян органично вплелись в русское православие. И существуют доказательства этой версии. Остались осколки только Рогволодов камень был уничтожен в 1936 году при строительстве трассы Мос-ква-Минск. Остались только зарисовки и фотографии камня, а также письменные опи-сания историков с конца XVIII века. Спустя 3 года после уничтожения валуна один местный краевед составил описание расположения на площади 40 кв.м. 28 крупных и многих мелких осколков Рогво-лодова камня. А был с доисторических времен это - гигантский гранитный кусок более трёх метров в длину и почти такой же в ширину. При этом - абсолютно плоский. Камень не лежал на земле, он был установлен на четырёх валунах наподобие дольмена. Эти валуны-подставки были довольно высо-кими, потому что источники свидетельствуют: в проёме под валуном свободно ходили овцы и прятались пастухи. Поклонялись ему кривичи и другие местные племена. Затем же Рогволодов камень внезапно стал христианской святыней, как бы это странно и вопиюще ни звучало. Да собственно, как раз тогда этот камень и получил это имя. В 1171 году на верхней поверхности камня был выбит шестиконечный крест как бы на подставке. Сделано это было по приказу полоцкого князя Рогволода, в крещении - Василий. А прежнее его имя перешло к каменю-крестодержателю. Князь распорядился также выбить надпись: «В лето 6679 года месяца мая доспен сей крест. Господи, помози рабу своему Василию в крещении Рогволоду сыну Борисову. Иисус Христов. Ника». Загадка надписи Существует любопытная гипотеза, по которой эта "официальная" надпись на камне неполная. При реформе Никона Церковь превратилась в нетерпимую воительницу со всем, что хоть в чём то не соответствует установленным догматам. Поэтому и надпись эту целенаправленно повредили и подправили. Полный же текст, начертанного на Рогволодовом камне, первоначально был другой. Энтузиасты-исследователи с лупой тщательно рассмотрели каждую чёрточку на фо-тографиях камня, попытаясь восстановить то, что было утрачено. В результате у них получился такой вариант: «Иисус Христос. Ника. В лето 6679 мне, Амайе, в месяц 5 день 7 доставленъ жреческий крест. Помози рабу бога Сварога твоему, Василию во крещении, именемъ Когволод, сыну Борисову». Получается, что камень доставили князю Рогволоду от жреца по Амайя. Это имя - тоже загадка, потому что оно - абсолютно не славянское, конечно же, и не христи-анское. Вообще непонятно - чьё... Тогда получается, что князь-христианин просил о помощи и у языческих, если не богов, то жрецов. А вероятнее, всего - поклонялся не только Христу, но и Сварогу. То есть он был типичным двоевером в хорошем смысле слова. Кстати, у славянского Сварога нетрудно найти много черт подобных Христу. Из надписи также следует, что языческое жречество не было агрессивным к новой вере, как считает официальная наука. Загадка лика Также сторонники этой гипотезы указывают: Рогволодов камень неспроста был абсо-лютно плоским. Это был не обычный валун, а гранитная плита, скорее всего – рукотворная и, самое главное - с ликом Макоши, одной из главных богинь восточных славян. Эту богиню почитали везде, потому что Макошь - мать наполненных кошей, бо-гиня хорошего урожая. Ещё она - олицетворение судьбы и счастливой доли. Богиня связывала отвлечённое понятие счастливой и удачливой судьбы с конкретным по-нятием изобилия. Что на Рогволодовом камне изображена именно Макошь, свидетельствует ещё одна надпись «ликъ Макошь» у основания выбитого на камне креста. И что со-вершенно поразительно этот «ликъ Макошь» был вписан христианский крест. Возможно, что Рогволод был всё-таки истовым христианином и, борясь с язы-чеством, заставил жреца переделать языческую святыню на христианский лад. Получилась практически икона: с крестом и ликом. Неважно, что не совсем дог-матично. Христианство здесь было ещё слабо развиты, каноны не оформлены, а мастеров не хватало. С другой стороны, может, что язычник Амайя устроил так, чтобы угодить князю-христианину и собственной вере. Плите-иконе могли молиться сразу христиане и язычники.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.039 с.) |