Тема: «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе»



 

Цели:

1. Познакомить детей с историей бывших купеческих усадеб, их архитектурными особенностями.

2. Развивать у детей внимание, художественное мышление, эстетический вкус.

3. Воспитывать интерес к истории города, бережное отношение к памятникам прошлого.

Зрительный ряд: Фотографии купеческих усадеб (вид в прошлом и современный вид).

План.

1. Организационный момент

2. Подготовительная беседа.

3. Рассказ учителя.

4. Итог занятия

5. Рассматривание экспонатов в музее.

Этапы Содержание
1. Орг. момент 2. Подготовительная беседа     3.Рассказ учителя.   4. Итог     5. Рассматривание экспонатов приготовленных по теме.   - Здравствуйте ребята. Сегодня внеклассное занятие мы проведем в музее. Далматово, основанный в 1644 году монахом Далматом, начинался как патриархальный город. Здесь много церквей, величественно стоит монастырь, в котором служат и живут монахи. Но Далматово еще и бывший купеческий городок, застроенный добротными, каменными домами купцов. - Кто такие купцы? (Люди, продающие товар). Сегодня мы с вами поговорим о бывших купеческих домах, узнаем архитектурную особенность постройки домов того времени. Начнем. Бывший дом купца Демидова. Он составлял красоту и прелесть Далматово, обширный, просторный, стоящий в самом центре города и в самой близи от монастыря и торговой площади. Отдельные детали этого дома, как резное крылечко, арка, каменная роспись карнизов и сейчас радуют глаз. Зданию этому уже 150 лет, этот дом был выкуплен у хозяина городским управлением. В этом доме размещалась, одно время, квартира судебного следователя. В начале прошлого века размещалась школа второй ступени, плодовоовощной техникум, средняя школа, дом пионеров, первая комсомольская ячейка. Сейчас здесь дом творчества школьников. Следующий дом принадлежал купцу Юкляевскому. Это была усадьба, представляющая собой архитектурный ансамбль, состоящий из мельницы, магазина, жилого 2-х этажного кирпичного помещения, склада. Мельница работала от парового локомобиля, который еще долго служил после революции, освещая народный дом и кинотеатр. Мельница была нарядной, со светлыми окнами и кокетливо выглядывавшими справа нарядным коклюшником кладовой. Юкляевский сам работал на мельнице, часто появлялся в магазине. Он принимал заказы и продавал в кредит швейные машинки, пользовался авторитетом у жителей. Он остался жить в Далматово и при Советской власти. Магазин, мельница были реквизированы. В магазине был организован народный дом, где далматовцы впервые увидели живые картины кино. Позже здесь был универмаг, потом хозяйственный магазин. И до сих пор в нем идет оживленная торговля. Следующий дом (ул. Советская 170) принадлежал Василию Федоровичу Сафронову. Это двухэтажный дом, верх деревянный, низ каменный. Сафроновы жили внизу, а верх сдавали в наем. Сафронов вел крупную торговлю, имел дом и два магазина рядом, там, где сейчас сквер у обелиска Победы. В одном торговал бакалейными товарами. В другом винами лучших сортов. С приходом Советской власти в 1919 году все имущество было национализировано. Здесь в течение нескольких лет находился РК КПСС, затем краеведческий музей, потом школа рабочей молодежи.   В нашем городе очень много бывших купеческих усадеб. Все они представляли собой архитектурный ансамбль: жилые здания, складское помещение, магазин и несколько магазинов. Жилое помещение представляло собой дом 2-х этажный, низ каменный, верх деревянный. Дома строили крепко, добротно, поэтому они до сих пор сохранились и служат жильем для людей или помещением для магазина.   Сейчас давайте рассмотрим те экспонаты и фотографии, которые мы приготовили к этой теме.

 

Класс (III четверть).

Экскурсия.

Тема: Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе».

Цели: 1. Закрепить знания об истории домов, принадлежащих в

                    прошлом купцам, об особенностях их строения, об

                    архитектурном понятии «арка».

                  2. Развивать художественное наблюдение, творческое видение

                    мира.

                  3. Воспитывать бережное отношение детей к памятникам

                    прошлого.

Маршрут по ул. Ленина и по ул. Советской.

 

Этапы.          Ход экскурсии.
I. Подготовительная беседа.     II. Рассказ по истории и архитектурным особенностям купеческих домов..   III. Итоговая беседа. На внеклассном занятии в музеи вы познакомитесь с историей и архитектурными особенностями бывших купеческих домов. Сегодня мы вспомним их историю и посмотрим как выглядят они в настоящее время. Бывший дом купца Демидова. (Рассказ об истории этого дома дети рассказывают, учитель дополняет). Бывший дом купца Юкляевского. (Дети рассказывают, учитель дополняет).  - Какие архитектурные особенности вы видите в постройке купеческих усадьб?  - Что такое арка? (Дугообразное перекрытие между двумя опорами (колоннами, столбами, и т.д.)

 

                                     4 класс (IV четверть).

Викторина.

Тема: По страницам истории архитектуры города Далматово.

Цели: 1. Закрепить полученные знания об истории Далматово, об

           особенностях архитектурных сооружений города, архитектурные

           понятия.

2. Развивать речь детей, мышление, внимание.

3. Воспитывать любовь к родному городу.

 

Вопросы к викторине.

1. Кто является основателем нашего города? (Монах Далмат – Дмитрий Иванович Мокринский).

2. Из чего были первые строения монастыря? (Из дерева).

3. Почему не сохранились первые сооружения монастыря? (Они сгорели).

4. Назовите первое каменное здание в Зауралье. (Успенский собор).

5. Покажите Успенский собор на фотографии.

6. Как называлась «летняя, новая, розовая церковь»? (Скорбященская).

7. Почему её так называли? (Она была недавно построена, служба в ней проходила летом и была она выкрашена в розовый цвет).

8. Назовите церковь, которая строилась около 100 лет? (Николаевская).

9. Покажите её на фотографиях.

10. В честь какого события была построена часовня на городской площади? (В честь чудесного избавления царя и его семьи при крушении поезда).

11. Из чего строили избы наши предки? (Из дерева).

12. Из какого дерева? (Из сосны).

13. Почему называли комнату в доме – чёрной избой? (Печь топилась по-чёрному).

14. Что входило в интерьер крестьянской избы? (Стол, лавка, иконы, полати).

15. Как называлась до революции улица Советская? (Большая дорога).

16. Кому принадлежал этот дом? (На фотографии).

17. Как называется дугообразное перекрытие между двумя опорами (колоннами, столбами)? (Арка).

18. Назовите архитектурные особенности построения купеческих усадьб. (2-х этажный дом (в основном верх – деревянный, низ – каменный) рядом с домом магазин, склад; украшены каменной росписью, ворота с аркой, крыша с кокошником).

19. Почему архитектурные сооружения прошлого сохранились до наших дней? (Сделаны прочно, из камня, охраняется государством).

20. Назовите архитектурные сооружения, которые вы видите на фотографиях.

21. Что такое фасад? (Наружная часть здания).

22. Что такое купол? (Покрытия здания частью сферы, зонтика).

23. Что такое пилястры? (Вертикальные плоские выступы в стене (полуколонки)).

Заключение.

Архитектура – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а так же само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Выделяются три вида архитектуры: архитектура объёмных сооружений, ландшафтная архитектура и градостроительство и основные архитектурные стили – стиль барокко, классический стиль, романский и готический стиль. Применительно к изобразительному искусству, к архитектурным сооружениям понятие «ознакомление» - это предоставление знаний о чём-то новом.

В ознакомлении младших школьников с архитектурными сооружениями города участвуют все психологические процессы. Внимание обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления. Восприятие и ощущение направлено на отражение предметов действительности во всём многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств. Память запечатляет, сохраняет и воспроизводит то, что было содержанием прежнего опыта. Мышление направлено на раскрытие общих и существенных свойств, признаков, предметов и явлений, и имеющих между ними закономерных связей. Речь является средством, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Воображение создаёт новое в форме, представления или идеи.

Проанализировав программы по изобразительному искусству, видно, что ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями в программах Сокольниковой Н.В. и Кузина В.С. уделено недостаточно внимания. В основном полное и углублённое изучение архитектуры разработал в своей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский. Архитектурные сооружения у него не только рассматривается, но и воссоздаются детьми, как маленькими архитекторами в моделях их конструкций.

Одной из эффективных методик приобщения детей к архитектуре является методика студии СТАРТ. Отличительной особенностью предлагаемой концепции школьной программы – интегральный курс архитектурно-художественного творчества, обеспечивающий связи между школьными дисциплинами. Представленная СТАРТом методика, опираясь на деятельный характер ребёнка, предлагает переход от пассивного внимания к объекту изучения, к активному осмыслению и творческой поисковой работе с ним.

В нашем исследовании особое внимание уделялось изучению специфики архитектуры города Далматово. Этот город богат архитектурными сооружениями разных эпох, разных стилей, Прежде всего Далматово – это патриархальный город. Сюда в 1644 году пришёл инок Далмат, чьё имя в названии нашего города, и основал мужской монастырь, который уже 360 лет стоит в центре города Далматово. На территории монастыря находится Скорбященская церковь, когда-то разрушенная, ныне реставрируемая и действующая; первое каменное здание в Зауралье – Успенский собор, который в настоящее время находится в разрушенном состоянии. Уже целое столетие центр города Далматово украшает часовня, построенная на средства городской думы и пожертвования жителей города в честь чудесного избавления императора Александра III и его семьи при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. Наиболее примечательным строением после монастыря была Николаевская 3-х престольная каменная церковь с каменной оградой и колокольней, воздвигалась силами и на средства прихожан в три этапа на протяжении целого столетия 1754–1861 г.

Далматово – это ещё и бывший купеческий городок, застроенный домами купцов из красного кирпича, а так же двухэтажными домами, где низ каменный, а верх деревянный. Особенностью постройки того времени был архитектурный ансамбль, который состоял из магазина, жилого помещения, складского помещения. Купеческие дома строились очень качественно, добротно, крепко, поэтому в городе очень много сохранилось купеческих домов. Все они в хорошем состоянии. Сейчас в них находятся магазины, городские учреждения, а так же живут люди. Все исторические сооружения взяты в городе под государственную охрану.

Учитывая педагогические возможности архитектурных сооружений, мы составили тематический план мероприятий максимально раскрывающих возможности ознакомления детей с архитектурными сооружениями родного города. В него входят 4 урока по темам: «Наш город» (тематическое рисование); «Архитектурные сооружения прошлого нашего города» (тематическое рисование); «Наследие предков – памятники архитектуры» (тематическое рисование); «Образ русского города»; 4 экскурсии по темам: «На улицах нашего города», «На монастырской земле», «Архитектурные и исторические памятники города Далматово», «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе»; 4 внеклассных занятия: «Архитектура и архитектор»; «Храмы нашего города»; «Русская изба»; «Бывшие купеческие усадьбы нашего города»; 4 урока-игры: игра «Поле чудес» по теме «Архитектура нашего города», викторины «Знатоки архитектуры нашего города», «Здесь всюду веет стариной», «По страницам истории архитектуры города Далматово».

На каждую тему разработаны примерные варианты конспектов по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями родного города.

 

 

Библиографический список

1. Абаева И., Бармаш О. Интегративный курс АХТ //журнал 

«Искуссво в школе» 1993, № 6. 

2. Аносова Е.С. Гармония форм и пространства к урокам ИЗО // журнал «Начальная школа» 2004, № 4.

3. Баландин С.Н. Оборонная архитектура Сибири в XVII в – Новосибирск, 1974г.

4. Бартенев И. Беседы об архитектуре – Ленинград, 1960 г. стр. 62.

5. Барышникова О. Город в котором я живу // Искусство. Приложение к газете «Первое сентября» 2003, № 20. 

6. Бугаева Н. И. Архитектура Далматова монастыря и ее значение в развитии каменного зодчества Урала и Сибири XVIII в. – Москва, 1987 г.

7. Власов В. Г. Архитектура: Словарь терминов – М: Дрофа, 2003 г.

8. Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь – СПб: Кольна, 1995 г.

9. Воображение и творчество в детском возрасте – 3-е издание – М: Просвещение, 1991 г.

10. Выготский Л. С. Психология искусства –М:Педагогика,1987 г.

11. Глазычев В.Л. Архитектурная энциклопедия – М, 2002 г.

12. Громов В.С. Архитектурные символы России // журнал «Новый мир» 1995г., № 9

13. Губанова Е.Н. Использование на уроках материала исторического краеведения. // журнал «Начальная школа» 2002г. № 6.

14. Заславский Е. Л. Что такое архитектура – Минск, 1978 г. стр. 95.

15. Изобразительное искусство. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Под редакцией Б. М. Неменского// журнал «Начальная школа» № 8 2001 г. стр. 39.

16. Изобразительное искусство и художественный труд:Книга для учителя – М, 1995г.

17. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками / книга для учителя М: «Просвещение» 1991 г.

18. Искусство в школе / № 6 1993 г. стр. 38-42.

19. Исторические памятники города Далматово//путеводитель, изд. 2-е, Далматово, 1985 г.

20. Ильин М. А. Основы понимания архитектуры М: изд. Академии художеств СССР, 1963 г.

21. Изобразительное искусство в школе//сборник материалов и документов, состав. Виноградова Г. Г. Москва: Просвещение, 1990 г.

22. Когут Л.М. Урок по изобразительному искусству и художественному труду во 2 классе. // журнал «Начальная школа: плюс до и после» 2003г. №12

23. Кильне Т. Русская архитектура//Кильна Т. Основы архитектуры М:2004 г. стр. 44.

24. Комарова Т. С. Дети в мире творчества – М: Мнелюзина, 1995 г.

25. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет/2-е изд. – М. Педагогические общества России, 2002 г. стр. 128.

26. Костерин Н.П. Учебное рисование: учебное пособие. – М, 1980 

27. Кузин В. С. Психология//учебник для педагогических отделений художественных училищ – М:1983 г.

28. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах – М: Просвещение, 1984 г.

29. Культура и быт дореволюционного Урала/ Свердловск, 1989

30. Край по имени Далмата том I //Курган, 2002 г. стр. 334.

31. Матвеева З. И. Исторические памятники города Далматово//Далматово, 1987 г.

32. Матвеева З.И. Далматово 1644 – 2004 – Изд. «БАСКО», 2004

33. Над Успенским угором – Екатеринбург, 2004 г.

34. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры – М: Изобразительное искусство, 1983 г.

35. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О программах эстетического воспитания – М: Просвещение, 1987 г.

36. Образцы архитектуры от барокко к классицизму//сост. Гопоцкая Л. А. М: Русская художественная культура, 1998 г. стр. 196.

37. Очерки истории Курганской области – Челябинск, 1968 г.

38. Пименов Е. Русская церковная архитектура // журнал «Юный художник» 2000г. № 4.

39. Полуянов Ю., Матис Т. Информационно – методическое письмо о курсе «Изобразительное искусство и художественный труд»(для 4-летней школы) // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». 2001г. №27

40. Прибытков Г.И. О красоте художественной формы в изобразительном искусстве. // Ученые записки. – Вып. 5. Бийск 1962г.

41. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 кл./ Научный руководитель Кузин В. С. – М: Просвещение, 1994 г.

42. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл./Научный руководитель Неменский В. М. – М: Просвещение, 1994 г.

43. Программа интегрированного курса «Искусство»/ Руководитель Сокольникова Н. М. – М: Рекорд, 1997 г.

44. Профилев С.А. Математика в архитектуре – М, 1979

45. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Из опыта работы учителя – М: Просвещение, 1980 г.

46. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в начальной школе – М: Просвещение, 2000 г.

47. Русское искусство XIX века. Архитектура – М: 1998 г. стр. 391.

48. Сапожкова Т. На уроках изобразительного искусства в 3 классе (программа Неменского) // газета «Начальная школа» 2005г. №4

49. Словарь русского языка II том/ под ред. Евгеньева А. П. М: «Русский язык», 1982 г. стр. 603.

50. Томнюк В.А. Изобразительное искусство и художественный труд: итоговый урок в 3 классе // журнал «Начальная школа + -» 2002г. № 12

51. Фуров В.Г. Грани наследия – М, 1985г.

52. Ческидова И. Дети могут все // журнал «Искусство в школе» 2000г. № 5 

53. Энциклопедический словарь юного художника – М: 1983 г.

54. Я познаю мир: детская энциклопедия. Архитектура – М.:ООО «Астрель», 1999г.

  55. Яковлев Н.А. Музейно-архитектурный практикум – М, 2004г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.61.12 (0.054 с.)