Ознакомление младших школьников с архитектурными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление младших школьников с архитектурными



Ознакомление младших школьников с архитектурными

Сооружениями родного города

Выпускная квалификационная работа

 

 

2006

   


Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

§ 1. Психологические аспекты ознакомления младших школьников с архитектурными сооружениями родного города……………………………….5

§ 2. Ознакомление младших школьников с архитектурными сооружениями родного города как педагогическая проблема………………………………...10

§ 3. Специфика архитектурных сооружений г. Далматово…………………...16

§ 4. Планирование мероприятий по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями родного города……………………………...32

§ 5. Примерные варианты конспектов по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями родного города……………..42

Заключение………………………………………………………………………81

Библиографический список……………………………………………………..84

 

 

Введение

В свете проблем эстетического воспитания в школе встает проблема нравственно-эстетического воспитания школьников на архитектурных образах родной страны, родного края. Ознакомление с архитектурными сооружениями способствует всестороннему интеллектуальному и художественному развитию младших школьников, раскрытию их творческого потенциала, накоплению знаний об истории родного края.

Архитектура – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а так же само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. [53,32].

Выделяется три вида архитектуры: архитектура объемных сооружений, ландшафтная архитектура и градостроительство. Основные архитектурные стили - стиль барокко, классический стиль, романский и готический стиль.

 «Ознакомление» применительно к изобразительному искусству, к архитектурным сооружениям, - это предоставление знаний о чем-то новом. [49, 603].

Цель нашей работы – изучить теоретические аспекты проблемы ознакомления младших школьников с архитектурными сооружениями родного города (на примере архитектектуры города Далматово) и составить методические рекомендации направленные на ознакомление младших школьников с архитектурой.

Задачи, которые мы ставили перед собой:

1. Изучить педагогическую, методическую и искусствоведческую литературу по данной теме.

2. Выявить определение понятия «ознакомление» применительно к изобразительному искусству, к архитектурным сооружениям.

3. Изучить психологические аспекты темы.

4. Показать педагогические возможности архитектурных сооружений родного края.

5. Составить методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями города.

Данная работа состоит из введения, 5параграфов, заключения и библиографии.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение источников педагогической, методической искусствоведческой литературы; обобщение опыта отечественных педагогов – эстетов в рамках темы. 

 

 

 

Планирование мероприятий по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями родного города.

Планирование работы по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружения города целесообразно начинать с анализа программ по изобразительному искусству.

Максимально раскрывающей возможности ознакомления детей с архитектурой на наш взгляд следует считать программу Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Неменский предлагает начинать работу по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями родного города с 3 класса. (см. таблицу).

Планирование работы по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

 

класс Форма работы             Тема Программное содержание
1   2    3.   4. 3 кл. II ч.     3 кл. IV ч.   4 кл. I ч     4 кл. II ч. Урок   Урок     Урок   Урок Наследие предков – памятники архитектуры   Музеи архитектуры     Образ древних русских городов     Образы городов и исторических памятников СНГ. 1. Познакомить с архитектурой родного города. Обратить внимание на труд талантливых художников, архитекторов, строителей, которые жили ранее. 2. Развивать у учащихся чувство прекрасного, творческое видение мира. 3. Воспитывать патриотические чувства детей, ответственность за сохранение архитектуры родного города.   1.Познакомить с музеями архитектуры под открытым небом нашей страны. 2.Развивать эстетическую отзывчивость, творческое видение мира.  3. Воспитывать любовь к родной стране.   1. Познакомить детей с древними русскими городами, осознать различие в образах этих городов, разный характер их архитектуры. 2. Развивать внимание, художественное мышление, эстетическое воображение у детей. 3. Воспитывать любовь к родной стране.    1. Познакомить детей с особенностями архитектурных ансамблей городов Прибалтики, Закавказья, Средней Азии.  2. Развивать чувство прекрасного у детей.  3. Воспитывать бережное отношение к историческим памятникам прошлого.

 

           Мы предлагаем углубить эту работу и начинать её уже с 1 класса.

1 класс.

№. Четверть Форма. Тема. Программное содержание.
1.   2.     3.   4   . I ч.   II ч.     III ч.   IV ч. Экскурсия по городу.                  Урок.     Внеклассное занятие     Урок – игра «Поле чудес». «На улицах нашего города».     Тематическое рисование «Наш город».     «Архитектура и архитектор».     Архитектура нашего города».  1.Обратить внимание детей, что наряду с современными постройками, есть старинные сооружения в городе, увидеть их отличие.  2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Воспитывать любовь к родному городу   1. Познакомить с историей города, с архитектурными особенностями зданий. 2.Развивать навыки изображения городского пейзажа. 3. Воспитывать интерес к истории города, эстетический вкус.   1.Знакомство с понятиями архитектура и архитектор, знакомство с некоторыми знаменитыми архитектурными сооружениями. 2.Развивать художественное мышление, эстетический вкус. 3. Воспитывать интерес к архитектуре   1.Закрепить и проверить полученные знания об архитектуре родного города. 2. Развивать художественное мышление, речь детей. 3. Воспитывать интерес к истории родного края.
  1.   2.     3.     4.     1   2..   3.     4.   1.     2.     3.   4.   I ч.   II ч     III ч     IV ч      I ч   II ч   III ч     IV ч   I ч     II ч     III ч   IV ч   Экскурсия.   Внеклассное занятие.   Урок.     Викторина.     Экскурсия.   Урок.   Внеклассное занятие в музеи.     Игра -викторина.     Урок (2ч.)     Внеклассное занятие в музее.     Экскурсия.   Викторина.   2 класс. . «На монастырской земле».   «Храмы нашего города».   Тематическое рисование «Архитектурные сооружения прошлого нашего города» (изображение храмов)   «Знатоки архитектуры родного края».   3 класс.     Архитектурные и исторические памятники г. Далматова.     Тематическое рисование. «Наследие предков – памятники архитектуры».     Русская изба.      «Здесь всюду веет стариной».     4 класс.   Образ русского города 1ч. Элементы построения макета. 2ч. Общая композиция.     «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе».   «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе».     «По страницам истории архитектуры города Далматова»   1.Познакомить детей с историей монастыря, с архитектурными сооружениями, находящимися на монастырской земле. 2. Развивать наблюдательность, творческое видение мира. 3.Воспитывать патриотическое чувство у детей, гордость за наш город.   1. Познакомить детей с Николаевской церковью, находящейся в нашем городе, с архитектурными особенностями, с архитектурными понятиями: а) купол; б) портал; в) фасад; г) пилястры. 2. Развивать художественное мышление, эстетическую отзывчивость. 3. Воспитывать интерес к истории храмов родного города.   1. Научить детей рисовать храмы, выделять особенности в конструкции храмов. 2. Развивать навыки изображения, эстетический вкус, художественное мышление. 3. Воспитывать интерес к истории города.   1. Закрепить знания о храмах города Далматова. 2. Развивать мышление детей.   3.Воспитывать интерес к истории родного города.     1. Познакомить детей с историей возникновения города, дать характеристику основным архитектурным памятникам города. 2. Развивать наблюдательность, творческое видение мира. 3. Воспитывать интерес к истории родного города.   1. Научить изображать памятники архитектуры. 2. Развивать навыки изображения.   3. Воспитывать бережное отношение к памятникам прошлого.     1. Познакомить детей с архитектурными особенностями жилых домов 18-19 вв., с экстерьером и интерьером. 2. Развивать художественную наблюдательность, эстетическую отзывчивость. 3. Воспитывать интерес к истории народного быта.   Закрепить знания об архитектурных сооружениях прошлого в городе Далматово. 2. Развивать художественное мышление.  3. Воспитывать интерес к истории нашего города.     1.Познакомить учащихся с историей города, с культовыми постройками 18-19 вв., выдающимися памятниками архитектуры, учить определять архитектурные особенности. 2. Развивать у детей чувство прекрасного. 3. Воспитывать аккуратность, интерес к истории архитектурных сооружений.   1. Познакомить с историей бывших купеческих усадьб, их архитектурными особенностями. 2. Развивать внимание, художественное мышление, эстетический вкус. 3. Воспитывать интерес к истории города, бережное отношение к памятникам прошлого.   1. Закрепить знания об истории домов, принадлежащих в прошлом купцам, об особенностях их строения, об архитектурном понятии: арка. 2. Развивать художественное наблюдение, творческое видение мира. 3. Воспитывать бережное отношение детей к памятникам прошлого.   1. Закрепить полученные знания об истории Далматова, об особенностях архитектурных сооружений города; архитектурные понятия. 2. Развивать речь детей, мышление, внимание. 3. Воспитывать любовь к родному городу.

 

Вывод. Учитывая педагогические возможности архитектурных сооружений, мы составили тематический план мероприятий максимально раскрывающий возможности ознакомления детей с архитектурными сооружениями родного города. В него входят 4 урока по темам: «Наш город» (тематическое рисование), «Архитектурные сооружения прошлого нашего города» (тематическое рисование), «Наследие предков – памятники архитектуры» (тематическое рисование), «Образ русского города» (изготовление макетов); 4 экскурсии по темам: «На улицах нашего города», «На монастырской земле», «архитектурные и исторические памятники города Далматово», «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе»; 4 внеклассных занятия: «Архитектура и архитектор», «Храмы нашего города», «Бывшие купеческие усадьбы в нашем городе»; 4 урока – игры: игра «Поле Чудес» по теме: «Архитектура нашего города», викторины: «Знатоки архитектуры нашего города», «Здесь всюду веет стариной», «По страницам истории архитектуры города Далматово»

§ 5. Примерные варианты конспектов по ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями родного города.

                                          1 класс.(I четверть).

Экскурсия по городу.

Тема: На улицах нашего города.

   Цели: 1. Обратить внимание детей, что наряду с современными                   постройками есть старинные сооружения в городе, увидеть их отличия.

2. Развивать внимание, наблюдательность.

3. Воспитывать любовь к родному краю.

Маршрут: по улице Ленина до городской площади.

Этапы урока       Ход экскурсии.
1. Орг. момент   2. Подготовительная беседа     3. Рассказ учителя   4. Итог.    Далматово - маленький городок огромной России. Мой Далматовский край, зауральский Нет в тебе водопадов и гор, Но куда от тебя ни уеду, Ты глядишь вслед глазами озёр. Милый край мой, живи в моём сердце Перезвоном Исетской волны, Родника несмолкающей песней У седой монастырской стены.           (Т. Лепихина) Удивительное сочетание прошлого, настоящего и будущего делает его неповторимым: рядом с многоэтажками 20 века узорные домики позопрошлого и светлые торговые павильончики века нынешнего. Сегодня мы с вами пройдём по нашему городу. А вы постарайтесь рассмотреть старинные здания прошлого и здания настоящего времени, и чем они отличаются друг от друга.    - Мы с вами на улице Ленина. Это одна из старых улиц нашего города. Прежние названия её: Средняя, Мосяева, улица Всеобуча.  - Где вы видите здесь архитектурные сооружения прошлого? (здание магазина №3).  - Почему вы так решили? (здание из красного кирпича, необычное на стенах рельефные орнаменты, рядом ворота каменные с аркой, окна и двери с арочным верхом, своеобразная крыша).    - Здание магазина №3 – это всё, что осталось от богатой усадьбы купца П.А. Плеханова.  - Где вы видите ещё архитектурные сооружения прошлого? (здание милиции).  - Почему вы так решили? (необычное здание, построено из красного кирпича, рельефные изображения на стенах, окна и двери с арочным верхом).  - Этот дом принадлежал купцу Д.Д. Боголюбову, он торговал мясом. Идём дальше. Это успенская площадь. В далёком прошлом здесь шумели, гудели ярмарки. Сейчас здесь стоит историческое архитектурное сооружение – часовня., которая была построена в память чудесного избавления государя императора и его семьи при крушении поезда. Давайте пойдём и рассмотрим поближе эту часовню.  - Какие вы видите архитектурные особенности? (На крыше центральный и четыре купола по углам, арочнообразные узкие окна и двери. На стенах рельефные орнаменты).   В Далматово сохранились архитектурные сооружения прошлого благодаря прочности их постройки и заботой о них государства.  

Класс. (II четверть).

Урок.

Тема: Тематическое рисование «Наш город».

Задачи: 1. Познакомить с историей города Далматова, с архитектурными особенностями зданий.

                       2. Развивать навыки изображения городского пейзажа.

                                3. Воспитывать интерес к истории города;   

                                    эстетический вкус.

Оборудование:  альбом, карандаши цветные, ластик, простой карандаш.

Зрительный ряд: иллюстрации, фотографии, улиц и зданий города Далматова, картины местных художников, портрет Далмата.

План урока.

I. Орг. момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Рассказ учителя об истории нашего города.

IV. Знакомство с работами местных художников.

V. Объяснение учебного материала.

VI. Самостоятельная работа.

VII. Итог урока.

 

Этапы урока.                                            Ход урока. Примечание.
  I II   III.   IV     V VI    - Приветствие. Тема урока «Наш город». Сегодня на уроке узнаем историю нашего города, и будем рисовать наш город, таким каким мы его видим сейчас. Давным-давно, где сейчас стоит город Далматово рос густой лес, рядом текла глубокая река Исеть, в ней водилось очень много рыбы. Возле реки возвышался большой холм. И вот сюда пришёл около 400 лет тому назад монах Далмат. Монахами называли людей, которые уходили в монастыри и свою жизнь посвящали Богу. Далмату понравились здешний лес, река, холм. И вот на этом холме Далматом и пришедшими сюда людьми была построена первая деревянная крепость. Потом деревянная крепость сгорела, на её месте была построена каменная крепость. Внутри крепости строились церкви. Так был основан монастырь. Возле монастыря стали поселяться люди. Так возникло поселение, которое позже было названо селом Николаевским, а затем переименовано в город Далматово, в честь основателя монаха Далмата. Многие местные художники изображали наш город. Посмотрите, как по-разному они показали Далматово. Узнаёте эти места? Наверное они нарисовали самые любимые места в городе.  - Ребята, а что вам нравится в нашем городе? (дома). В нашем городе очень много домов. Дома очень разные. Одни построены очень давно, другие совсем новые.  - Чем они отличаются? Старые дома строились в основном из красного кирпича. Дома имели толстые стены, резное крылечко, ворота украшала арка. Дома были очень прочные. Про них можно сказать, что строились они навека. В каменных домах жили богатые люди, а бедные строили себе деревянные дома, которые назывались избой. Изба имела двухскатную крышу и строилась из дерева, имела на крыше конька, который придавал ей красивый и нарядный вид.   Сейчас мы с вами будем рисовать наш город, таким каким видите его вы. Что можно нарисовать? Работу выполняем сначала простым карандашом, потом раскрашиваем. Приступили к работе. Итак, о чём мы сегодня с вами говорили? Что изобразил … в своём рисунке? Что нового вы узнали о нашем городе? Приготовились к концу урока.       Показ портрета Далмата и иллюстрации Далматовского монастыря.     Рассмотр картин местных художников.   Ответ детей.   Опрос детей.     Показ рисунков.

 

                                      1 класс.(III четверть)

Внеклассное занятие.

Тема: Архитектура и архитектор.

Цели: 1. Знакомство с понятиями архитектура и архитектор, с некоторыми знаменитыми архитектурными сооружениями.

2.Развивать художественное мышление, эстетический вкус.

                  3. Воспитывать интерес к архитектуре.

Зрительный ряд:  фотографии с архитектурными сооружениями г. Далматово, иллюстрация с архитектурными сооружениями: Кремль, Эйфелева башня, изображение шалаша, пещеры, египетских пирамид.

План.

1. Орг. момент.

2. Тема и цели урока.

3. Рассказ учителя.

4. Игра на закрепление.

5. Итог.

Этапы Содержание занятия
1. 2.   3.   4. Игра на закрепление   5. Итог   Приветствие. Сегодня на внеклассном занятии мы с вами познакомимся с понятиями архитектура и архитектор, а также с некоторыми знаменитыми архитектурными сооружениями. Архитектура – это вид искусства, целью которого является создание зданий и сооружений. Архитектура один из древнейших видов искусства. Каждое из сооружений имеет определённое значение: для жизни или руда, отдыха или учёбы, торговли или транспорта. Все они прочны, удобны и необходимы людям, Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы городов и стран: например, Кремль в Москве, Эйфелева башня в Париже. А людей, которые создают эти здания и сооружения называют архитекторами. Привёз это слово в Россию из-за границы царь Пётр I. Самыми первыми архитекторами были древние люди, а первыми архитектурными сооружениями были шалаши, пещера. Шалаш был первой крышей, построенной человеком. Шалаш как временное жилище, не претерпев никаких существенных изменений, дожил до 21 века. В этом нехитром сооружении всё очень просто и экономно: стена и крыша «в одном лице». Ещё одно древнее сооружение архитектуры – египетские пирамиды, куда после смерти хоронили своих царей – фараонов. В настоящее время очень много сохранилось исторических архитектурных сооружений во всех странах нашей Земли. Даже и в нашем городе до сих пор стоят архитектурные сооружения прошлого.  - Кто скажет какие это архитектурные сооружения? Монастырь, несколько церквей, много жилых домов. Давайте рассмотрим их.на фотографиях. Этому монастырю уже около 350 лет, но до сих пор стоит  - -Как вы думаете почему? (делали очень прочно и государство охраняет этот памятник прошлого). Мастера выплетали узоры из каменных кружев Выводили столбы и работой своей горды. Купол золотом жгли, Кровлю крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды И уже потянулись стрельчатые башенки кверху, переходы, Балкончики, луковки и купола И дивились учёные люди зане эту церковь Кроме вилл итальянских и пагод индийских была.   Сейчас поиграем.  - Как называются эти архитектурные сооружения?   Что такое архитектура? Кто такой архитектор  

 

Класс (IV четверть).

Урок – игра «Поле чудес».

Тема: Архитектура нашего города.

Цели: 1. Закрепить и проверить полученные знания об архитектуре     

                      родного города.  

                 2. Развивать художественное мышление, речь детей.

                 3. Воспитывать интерес к истории родного края.

Ход игры.

Тема нашей игры «Архитектура нашего города».

Давайте вспомним: «Что такое архитектура?»

1. – Представление участников I тройки.

- Задание: Наружное декоративное завершение церквей в форме луковицы.

г л а в а

 

2. – Представление участников II тройки.

- Задание: Название церкви на территории монастыря, которую в народе называли: новый, летний, розовый.

с к о р б Я щ е н с к а я

 

3. – Представление участников III тройки.

- Задание: Дугообразное перекрытие между двумя столбами, являлось одной из архитектурных особенностей жилых домов нашего города в прошлом.

а р к а

 

4. – Представление участников.

- Задание: Материал, используемый при строительстве Успенского собора.

к а м Е н ь

   

Итог урока. Выявление победителя, награждение.

 

                                           

                                                  2 класс. (I четверть).

Урок – экскурсия.

Тема: На монастырской Земле.

Цели:

1. Познакомить детей с историей монастыря, с архитектурными сооружениями, находящимися на монастырской Земле.

2. Развивать наблюдательность, творческое видение мира.

3. Воспитывать патриотические чувства у детей, бережное отношение к памятникам прошлого.

Место проведения: территория Далматовского мужского монастыря.

Этапы. Ход экскурсии.
1.Подготовительная беседа.   2. Рассказ учителя во время экскурсии.   3. Итоговая беседа. Сегодня у нас экскурсия будет проходить в Далматовском мужском монастыре. Это одно из самых древних построек нашего города. Городу уже 360 лет, но время не стёрло с лица земли архитектурные сооружения прошлого. Мы познакомимся с историей храмов, которые находятся на территории монастыря, рассмотрим их архитектурную особенность.   Город Далматово - старинный купеческий городок, основан в 1644 году монахом Невьянского монастыря Далматом (Дмитрием Ивановичем Мокринским). Городу уже 360 лет, но время не стерло с лица земли архитектурные сооружения прошлого. На далматовской земле величественно стоит монастырь, свидетель многих событий нашего города. Монастырь был основан в 17 веке. Вначале вокруг монастыря была выстроена деревянная ограда, которая в конце 17 столетия была заменена рубленым городом с башнями. Деревянная крепость монастыря просуществовала недолго. В результате двух пожаров 1707 и 1708 гг. она была почти полностью уничтожена. Строительство каменной монастырской стены и башен началось в 1713 году. Строилась крепость 50 лет отдельными участками, частями. Сотни крестьянских рук в течение полувека возводили кирпичную стену монастыря. На левом высоком берегу Исети, на непреступном когда-то месте к середине VIII века было закончено строительство монастыря. Далеко были видны золоченые купола церквей и башен крепости. В тихую погоду за десятки километров был слышен колокольный звон. Крепость представляет собой неправильный шестиугольник площадью 4,5 га. Стены так широки, что по ним, за зубцами, можно было проехать на телеге. С внутренней стороны, в стенах сделаны бойницы, в отверстия которых стреляли из пушек и пищалей. Для ружейной стрельбы на стенах выложены зубцы, придавшие стене гребнеобразный вид. Стрелок вставал под защиту зубца и стрелял по неприятелю. На юго-западном и юго-восточном углах крепостной стены возведены башни, которые строились в середине XVIII века и не имели оборонительного значения, так как границы русского государства отодвинулись далеко на юг. К концу 18 века почти по всей южной и западной стене монастыря располагались, в один - два этажа, жилые и бытовые помещения монахов. Поэтому, с внешней стороны, половина монастырской ограды выглядела как сплошной фасад зданий, прерываемый воротами и башнями. Церкви и башни крепости строители украсили художественным орнаментом. После закрытия монастыря в нем размещались, в различное время, музей, детский дом, колхозно-совхозный театр, танцевальная площадка, школа, госпиталь, курсы усовершенствования командного состава, завод «Молмашстрой». И снова слышится призывной колокольный звон, над обезглавленной церковью Всех Скорбящих Радость, поднялся крест, предвратная церковь засияла золоченым светом маковки и кружевного креста. Монастырь обрел новую жизнь. На территории монастыря находится Скорбященская церковь. До сих пор старожилы города называют эту церковь по-разному: новой, летней, розовой. И все правильно. В отличие от старого Успенского храма она действительно была новой. Служба в ней шла только летом, и была она выкрашена в розовый цвет. Каменная одноэтажная церковь заложена 7 мая 1871 года и освящена 8 мая 1881 года, церковь строилась на пожертвования. Церковь построена на месте первоначальной деревянной церкви в честь Успения Божьей Матери, сожженной башкирами во время бунта. С восточной стороны церковь ограничена тремя полуокружиями, с остальных сторон - квадратная. Высота главного фонаря с крестом 17 сажень, четырех боковых фонарей - 13,5 сажень, длина с коридорами 17 сажень, ширина 14 сажень, крыша железная, окрашенная малахитом, на фонарях — пирамидальная, восьмигранная, на церкви — шатровая на все скаты, на коридорах - на один скат, а в середине их - дуговая. На фонарях храма 5 продолговатых глав со шлемами вниз, обитых железом и окрашенных малахитом, укрепленных на круглых шейках. Таковые же главы без шеек находятся на столбах крыльца. Окна в церкви вверху полуциркулярные, в верхнем ярусе их 20, на нижнем, на северную и южную стороны, по 4 окна. В коридорах, на восточную сторону по 7, на западную — 2 окна с двойными оконными рамами и в придельных алтарях с железными решетками. Вход в церковь крыльцом с семью ступенями с двух сторон, с площадкой наверху, обложенной крупными плитами. К юго-западной стене коридора пристроена каменная часовня на том месте, где покоятся мощи Далмата. Высота ее 2 аршина и длина по 4 сажени. С западной стороны имеет двои одинарные двери. Наверху часовни глухой, обитый железом фонарь, на котором утверждены железные позолоченные яблоко и крест. В советское время в церкви был склад, сейчас церковь реставрируется и является действующей, в ней проходит служение. [19, 97].  Одним из замечательных архитектурных сооружений 18 столетия является Успенский собор Далматова монастыря - творение простых русских людей, наших предков. Успенский собор - первое каменное здание в Зауралье. Нигде в нашем округе не было каменных церквей (не говоря о других зданиях), а на территории монастыря в 1707 году начали кладку Успенской церкви. Строительство, по тем временам, шло довольно быстрыми темпами. В 1719 году, спустя 12 лет взору людей предстал в своем великолепии Успенский собор, украшенный интересным резным оформлением, с вызолоченными крестами и маковками. Здание Успенского собора каменное, двухэтажное, построенное по образцу смешанно-готического стиля в связи с колокольней. Прочные стены здания сложены на лучшем цементе из тяжеловесного кирпича и скреплены связями, обеспечивающими всему сооружению долговечность. Своим основанием здание занимает место в длину, со включением новоустроенной галереи и открытой поворотной лестницей, 30 саженей (—64 м.). Легко и свободно поднялись вверх 8 вертикалей собора, главная из них колокольня с башней, общая высота которой достигала около 50 метров. Успенский собор представляет собой трехпрестольную церковь: начали возводить церковь во имя Преподобного Дмитрия Прилуцкого, затем приступили к строительству Христорождественской церкви, над ней помещалась главная церковь - Успенская. Фасад главной церкви, кроме алтарей, выдающихся уступами, представляет квадрат с пятью овальными главами готического стиля на трибунах, а фасад колокольни восьмисторонний с восемью слухами, над которыми фронтоны с мавританскими перемычками. В самом шатре колокольни выделяются малые пролетные окна с фронтонами же. Глава на колокольне обита белым железом, а на всех прочих частях здания главы обиты листовым железом и окрашены малахитом, яблоки же и кресты вызолочены листовым золотом. Само здание и все придельные части, примыкающие к нему, покрыты листовым железом и окрашены малахитом. Снаружи церковь испещрена разными орнаментами, выполненными кирпичом. Карнизы, опоясывающие фасад церкви, окна и двери, украшены узорчатыми фризами, капителями, арабесками и т. п. Храм разделяется на два этажа. Нижний этаж теплового храма разделяется на 9 отделов: Рождественский алтарь, церковь, трапезу, северный Дмитриевский придел, кладовую палатку, боковое крыльцо с северной стороны, сторожевскую, паперть, портал. В верхний этаж ведут входы: главный по деревянной, крашенной лестнице, сделанной внутри галереи; малый с южной стороны по малой деревянной лестнице, в южной стене устроен ход из алтаря Успенского храма по винтовой лестнице в алтарь нижнего Рождественского храма. В средней части лестницы имеется железная дверь в монастырское казнохранилище малого размера с одним световым окном. Верхний этаж храма разделялся на 4 отдела: Успенский алтарь, церковь, трапезу, галерею. Колокольня между папертью и основанием слухов имеет еще средний ярус, состоящий из двух отделений: нижнего и верхнего. В нижнем помещается архив, в верхнем устроена деревянная лестница, ведущая на колокольню. К зданию храма примыкает пирамидальная башня на северной стороне, современная устройству храма, сложенная из такого же прочного материала в готическом стиле с орнаментами, выполненными кирпичом. Всех храмов в Успенском соборе 5: храм во имя Успения Божьей Матери, храм во трапезе во имя Рождества Божьей Матери, храм во имя Рождества Христова, храм во имя Иоанна Богослова, храм во имя Дмитрия Прилуцкого. В настоящее время Успенский собор находится в разрушенном состоянии. Более 200 лет в центре нашего города, на возвышенном месте стоит приходская Николаевская церковь. В честь этой церкви и город носил название села Николаевского до 1781 года.   Итак, рассмотрев архитектурные сооружения прошлого на территории монастыря. Мы пришли к выводу, что наш край богат архитектурными сооружениями старины.  - Кто основал мужской монастырь?  - Какой был вначале монастырь?  - Какие храмы стоят на территории монастыря?  - Какие архитектурные особенности у Успенского собора? У Скорбищенской церкви? Чтобы наши потомки могли любоваться работой древних мастеров, государство берёт под свою защиту и охрану эти памятники архитектуры прошлого.

 

                                            2 класс (II четверть).

Внеклассное занятие.

Тема: Храмы нашего города.

Цели:

1. Познакомить с Николаевской церковью города, историей, архитектурными особенностями, с основными архитектурными понятиями: купол, портал, фасад, пилястум, абсиды.

2. Развивать художественное мышление, эстетическая отзывчивость.

3. Воспитывать интерес к истории храмов родного города.

Зрительный ряд: фотографии храмов (прошлый и настоящий вид), карточки со словами: купол, портал, фасад, пилястум.

План.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Беседа учителя о знакомых храмах.

4. Рассказ учителя.

5. Знакомство с архитектурными понятиями.

6. Итог занятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.072 с.)