Ознакомление младших школьников с архитектурными сооружениями родного города как педагогическая проблема. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление младших школьников с архитектурными сооружениями родного города как педагогическая проблема.



 

Архитектуру, как педагогическую проблему, рассматривают немногие педагоги-эстеты. Среди них можно выделить Неменского Б. М. и работы студии архитектуры «Старт» И. Абаева и О. Бармаш, Кузина В.С., Сокольникову Н.В.

Необходимость постановки данной проблемы в младших классах обусловлено тем, что именно в начальной школе нередко закладываются предпосылки для последующего развития восприятия архитектурных сооружений.

Рассмотрим несколько программ в которых архитектуре уделяется особое внимание.

В программе Сокольниковой Н. В. в условиях преподавания интегрированного курса «Искусство» изучается предметный блок «Архитектура, дизайн и техническая графика» (автор В. В. Степанова). В этом блоке автор дает понятие стилей, в том числе и архитектурных.

В программе Кузина В. С. отдельного изучения архитектуры и ее особенностей нет. На начальном этапе обучения общее ознакомление с архитектурой раскрывается в процессе ознакомления учащихся с произведениями художников, на которых изображен архитектурный ансамбль, а также в процессе беседы о памятниках архитектуры родного края.

Большое внимание архитектуре, как предмету изучения в начальных классах, уделил Неменский Б. М.. В его программе «Изобразительное искусство и художественный труд» включено изучение архитектурных памятников мира и родного края, села, знакомство с профессией архитектор и с архитекторами, в том числе и с местными, изучение специфических особенностей архитектурных сооружений разных стилей, эпох, географических мест. Такой содержательный багаж является «забеганием вперед» по отношению к учебному материалу по истории, который учащимся предстоит осваивать в последующих классах. Наряду с устным изучением архитектуры, дети конструируют, рисуют, лепят модели архитектурных сооружений. В программе Неменского большое значение уделяется воспитанию на архитектурных образцах в патриотическом плане, так как памятники архитектуры это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Поэтому ответственность за сохранение архитектуры родного края или села имеет перед людьми каждый человек, и в этом проявляется чувство патриотизма.

В журнале «Начальная школа» в статье «Воспитание памяти исторической, культурной, народной» (1994 г. № 1) Т. Я. Шпикалова предлагает разработку праздника «Расписная игрушка». На нем дети знакомятся с архитектурными памятниками Московской Руси. Материал, предложенный в сценарии, помогает раскрыть красоту своего города, села. Проанализировав педагогические журналы за последние 10 лет, мы не нашли больше ни одной статьи о воспитании детей архитектурой.

Эффективной является, также, методика приобщения детей к архитектуре студии СТАРТ. Основали студию преподаватели архитекторы И. Абаева и О. Бармаш. За короткий срок студия добилась широкого признания, работы детей отмечены медалями и дипломами многих выставок и конкурсов в стране и за рубежом. Здесь архитектура и дизайн в силу их многосторонних связей с окружающем миром как научно-технического, так и гуманитарно-художественного характера послужила общим знаменателем для объединения исконных дисциплин. Занятия в школе по методике СТАРТа называются уроками архитектурно-художественного творчества, сокращенно АХТ. Эти занятия вовсе не зацикливаются на архитектуре в буквальном, расхожем значении, как «искусстве строить». Принципиально необходимо подчеркнуть, что речь идет о широком понимании термина «архитектура»применяемом ко всем явлениям окружающего мира, о нахождении архитектуры во всем, об овладении в конечном итоге глубинным художественно-конструктивном видением мира. Именно в этом значении архитектурно-художественное творчество способно сыграть роль интеграла. В применении к предлагаемой концепции школьной программы интеграция означает не нахождение внешних, формальных межпредметных связей а взаимопроникновение школьных дисциплин, объединение знаний и практических навыков через культуру, воплощенную в архитектуре в широком ее значении. Тем самым обеспечивается единство воспитывающей, образовывающей и развивающей функции школы, от чего выигрывают все, но главное достигается генеральная цель: воспитание творческой личности. Интеграция школьных предметов с помощью уроков АХТ способствует гуманитаризации школьного образования, нахождению «живой души» во всех явлениях окружающего мира, изучаемых на уроках математики, истории, биологии, географии. Интеграция внутри блока художественных дисциплин (литература, музыка, уроки АХТ, труда) создает единый контекст, обусловленный изучением исторической эпохи, художественных стилей, формы художественного произведения, рожденным всем этим эмоциональным настроем.

Отличительная особенность предлагаемой концепции школьной программы – интегративный курс архитектурно-художественного творчества, обеспечивающий связи между школьными дисциплинами.

Интегрированный курс АХТ легче всего решается в начальной школе, когда все межпредметные связи находятся в руках одного педагога. Основные направления методики, касающиеся начальную школу, не привязываются к конкретному учебному предмету, учебный процесс оценивается как целостная, единая система.

Процесс обучения, как и сам ребенок, становится живым и деятельным, движущим, идущим, плавно переходя от одной формы обучения к другой. Такой метод освобождает педагога от целостной регламентации своей деятельности, стимулирует поиск, эксперимент.

При работе с младшими детьми по методике СТАРТа приобретение знаний принимает форму активного исследования окружающего мира. Сад, парк, улица, лес могут подтолкнуть ребенка к изучению ботаники, химии, математики. Погружение их внимания в прошлое той или иной культуры может пробудить интерес к истории, географии, музыке, изобразительному творчеству. Большое внимание в традиционных школьных программах уделяется наглядным пособиям. Однако ребенку в обращении с ними отводится роль пассивного, бездумного потребителя знаний. Представленная СТАРТом методика, опираясь на деятельный характер ребенка, предлагает переход от пассивного внимания к объекту изучения – к активному осмыслению и творческой, поисковой работе с ним.

Конкретный пример: изучая и сопоставляя форму, цвет, размер и другие характеристики листьев деревьев, вглядываясь в «архитектуру» каждого листа, его внутреннее устройство, можно подойти к обобщению и, далее, к стилизации формы. В результате такой работы окажется, что лист липы вписывается в круг, лист дуба – в треугольник, лист клена – в пятиугольник и так далее. Такая работа выполняется детьми с удовольствием, позволяет облегчить даже усвоение некоторых математических законов, - дети не просто получают готовые геометрические формы, они их «создают» сами и потому легко ими оперируют в дальнейшем. Тем самым исследование окружающей среды – естественное занятие для ребенка – приближает к геометрии. Одна из педагогических идей методики СТАРТа состоит в том, что ответ каждого ребенка на общий вопрос обязательно будет иметь свой личностный оттенок. Кратковременность, четкость, загруженность задания, понятность для детей поставленного вопроса – это важный пункт педагогической методики. Только поняв вопрос и почувствовав, что он справиться с его решением, ребенок берется за работу с радостью и интересом, видя и оценивая результаты своего труда уже к концу урока. Такое зауживание, конкретизирование задач обуславливает постоянную их смену, что, в свою очередь, поддерживает интерес детей к занятиям, позволяет осознанно двигаться к их решению, вселяет чувство уверенности в своих силах.

В такой атмосфере рождается дуга сотворчества учителя и ученика, возникает духовная близость, сопричастность общему делу, возможность и необходимость обмена опытом, активизация познавательного интереса учеников, поиска наилучшего решения поставленной задачи. Тем самым развиваются и мыслительные способности детей, умение сформулировать свои мысли, защитить свою идею, оценить свою работу, работу товарища, выявить достоинства и недостатки в них.

Занятия требуют множества пособий и разнообразных предметов в классе. Это книги, предметы домашнего обихода, изделия народного промысла и даже ненужные, выброшенные вещи, которым всегда находится эффективное применение в классе архитектурно-художественного творчества.

Таким образом, необходимо подчеркнуть культурологический аспект программы, то есть ориентацию на культуру в целом и на проектную архитектуру. Курс АХТ становиться стержневым в общеобразовательной школе, на него ориентируются все изучаемые дисциплины. Для эффективного выполнения этой программы необходимы координированные усилия педагогов всей школы. [1, 38-42].

Вывод. Таким образом, проанализировав программы, мы пришли к выводу, что ознакомлению младших школьников с архитектурными сооружениями в программах Сокольниковой Н. В. и Кузина В. С. уделено недостаточно внимания. В основном полное и углубленное изучение архитектурой разработал в своей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменский. Архитектурные сооружения у него не только рассматриваются, но и воссоздаются детьми, как маленькими архитекторами в моделях их конструкций.

 

Одной из эффективных методик приобщения детей к архитектуре является методика студии СТАРТ. Отличительной особенностью предлагает концепции школьной программы – интегральный курс архитектурно-художественного творчества, обеспечивающий связи между школьными дисциплинами. Представленная СТАРТом методика, опираясь на деятельный характер ребенка, предлагает переход от пассивного внимания к объекту изучения – к активному осмыслению и творческой, поисковой работе с ним.

Мы планируем учесть названные исследования при разработке методики приобщения младших школьников к архитектуре в процессе ознакомления с архитектурными сооружениями родного города.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.006 с.)