Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические аспекты ознакомления младших школьников с архитектурными сооружениями родного города.
Анализ психологических аспектов дает возможность раскрыть механизм ознакомления с архитектурными сооружениями, где участвуют следующие психологические процессы: - восприятие; - мышление; - внимание; - ощущение; - память; - речь; - воображение. Рассмотрим каждый из них: Внимание – важное условие успеха познания окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий художника на изучение того или иного объекта, явления.[27, 61] Важное значение приобретает разработка путей развития внимания у школьников при ознакомлении с архитектурными сооружениями. Наиболее эффективными из них являются следующие: 1. Формирование у детей умения видеть и замечать различные архитектурные сооружения, подмечать малозаметные, но существенные признаки объектов архитектуры. 2. Развитие у школьников умения постоянно сравнивать архитектурный объект с его изображением на рисунке. 3. Высокое качество объяснения учителем искусствоведческого материала. Понятие «высокое качество» объяснения означает яркий по форме и богатый по содержанию эмоциональный рассказ учителя. 4. Развитие у учащихся интереса к архитектурным сооружениям города.[27,71] Таким образом, под влиянием ознакомления с архитектурными сооружениями у школьников начальных классов значительно расширяется круг объектов внимания. Наблюдение за различными объектами архитектуры сопровождаются активной работой мысли, формированием умственных действий, эмоциональным отношением к наблюдаемому, что делает внимание более устойчивым, произвольным. 5. Отражение действительности начинается с ощущений. Разнообразные игры, занятия конструированием, лепкой, рисованием являются теми средствами, которые интенсивно развивают зрительные, слуховые, двигательные ощущения..[27,79] Человек получает знания об окружающей действительности не только через ощущения, но и через восприятия. Восприятие это процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств. [27,102]. С помощью целенаправленного ознакомления с архитектурой, использования его разнообразных методов, приемов можно значительно продвинуть восприятия школьников. Постоянная организация процесса восприятия школьников, обучение их анализу и синтезу воспринимаемого, частые упражнения в наблюдении приводят к формированию у учащихся наблюдательности - важнейшей задаче общеобразовательной школы.
Память — это отражение прошлого опыта человека. Другими словами память -это запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прежнего опыта. Образы памяти, в отличие от образов восприятия, называют представлениями. Характерной особенностью памяти младшего школьника является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы и труднее — абстрактные слова, понятия. [27, 128]. Основными отличительными особенностями мышления является обобщенность и опосредованность отражения в коре головного мозга предметов, явлений окружающего мира, а также разнообразных связей, существующих между ними. Мышление - это опосредованное уже достигнутыми знаниями отражение реальности, отражение действительности, опосредованное словом. [27,145]. Таким образом, мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений, и имеющих между ними закономерных связей. Любая мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации. Основными из них являются анализ и синтез. Анализ есть мысленное разъединение целого на части, то есть разъединение предмета, явления на отдельные стороны, признаки, свойства, составляющие в совокупности этот предмет или явление. Синтез, наоборот, представляет собой мысленное соединение отдельных частей, признаков, свойств в целое. Анализ и синтез неразрывны. Огромное значение в изобразительной деятельности имеет сравнение, которое представляет собой мысленное установление сходства или различия предметов и явлений окружающего мира. Обобщение представляет собой мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам предметов и явлений действительности. В зависимости от сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания, качественного уровня различают конкретно-действенное, наглядно-образное иабстрактно-теоретическое мышление.
Конкретно-действенное мышление характеризуется опорой на непосредственное восприятие предметов в процессе выполнения действий с ним. Наглядно-образное мышление — это мышление, опирающееся на представления. Характерная черта данного вида мышления — широкое оперирование конкретными наглядными образами в процессе решения той или иной мыслительной задачи. Отличительной особенностью абстрактно-теоретического мышления является опора на понятия, которые отражают сущность предметов и выражаются в словах. [27,161]. Наиболее совершенной и результативной формой общения между людьми является речь. Язык является средством, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Язык и речь неразрывно связаны и представляют собой единое целое. Различают три основных вида речи: устная, письменная и внутренняя. Устная речь представляет собой обычную разговорную речь, которой человек пользуется при непосредственном общении с другими людьми. Письменная речь представляет собой графические изображения, выраженные с помощью письменных знаков (букв), каждый из которых обозначает конкретный звук устной речи. Внутренней речью называют речь «про себя». [27,174 ]. Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. [27,187]. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но, в любом случае, источник воображения - объективная реальность. Необходимо отметить, что воображение обусловлено многими особенностями личности - индивидуальными особенностями восприятия, мышления и памяти человека, особенностями его внимания, интересов, способностей. Тесно связано воображение с волевыми качествами человека. Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Однако степень этой зависимости может быть большей или меньшей. В связи с этим различают воспроизводящее (воссоздающее) и творческое воображение. Воссоздающее воображение есть создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творчество представляет собой деятельность, в результате которой человек создает новые оригинальные произведения, имеющие общественное значение. Без развитого воображения архитектор практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие действительность, копии. Постоянная связь воображения с окружающим миром, практикой предполагает зависимость воображения от знания этого мира. Чем больше имеет художник знаний, чем шире его кругозор и богаче опыт в изобразительной деятельности, тем больше у него возможностей в создании подлинно нового художественного произведения. [27,198]. Вывод. Таким образом, в ознакомлении с архитектурными сооружениями участвуют все психологические процессы. Внимание обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления. Восприятие и ощущение направлено на отражение предметов действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств. Память запечатляет, сохраняет и воспроизводит то, что было содержанием прежнего опыта. Мышление направлено на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений, и имеющих между ними закономерных связей. Речь является средством, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Воображение создает новое в форме образа, представления или идеи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.12 (0.006 с.) |