Психологические аспекты ознакомления младших школьников с архитектурными сооружениями родного города. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические аспекты ознакомления младших школьников с архитектурными сооружениями родного города.



 

Анализ психологических аспектов дает возможность раскрыть механизм ознакомления с архитектурными сооружениями, где участвуют следующие психологические процессы:

- восприятие;

- мышление;

- внимание;

- ощущение;

- память;

- речь;

- воображение.

Рассмотрим каждый из них:

Внимание – важное условие успеха познания окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий художника на изучение того или иного объекта, явления.[27, 61] Важное значение приобретает разработка путей развития внимания у школьников при ознакомлении с архитектурными сооружениями. Наиболее эффективными из них являются следующие:

1. Формирование у детей умения видеть и замечать различные архитектурные сооружения, подмечать малозаметные, но существенные признаки объектов архитектуры.

2. Развитие у школьников умения постоянно сравнивать архитектурный объект с его изображением на рисунке.

3. Высокое качество объяснения учителем искусствоведческого материала. Понятие «высокое качество» объяснения означает яркий по форме и богатый по содержанию эмоциональный рассказ учителя.

4. Развитие у учащихся интереса к архитектурным сооружениям города.[27,71]

Таким образом, под влиянием ознакомления с архитектурными сооружениями у школьников начальных классов значительно расширяется круг объектов внимания. Наблюдение за различными объектами архитектуры сопровождаются активной работой мысли, формированием умственных действий, эмоциональным отношением к наблюдаемому, что делает внимание более устойчивым, произвольным.

5. Отражение действительности начинается с ощущений. Разнообразные игры, занятия конструированием, лепкой, рисованием являются теми средствами, которые интенсивно развивают зрительные, слуховые, двигательные ощущения..[27,79]

 Человек получает знания об окружающей действительности не только через ощущения, но и через восприятия. Восприятие это процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств. [27,102]. С помощью целенаправленного ознакомления с архитектурой, использования его разнообразных методов, приемов можно значительно продвинуть восприятия школьников. Постоянная организация процесса восприятия школьников, обучение их анализу и синтезу воспринимаемого, частые упражнения в наблюдении приводят к формированию у учащихся наблюдательности - важнейшей задаче общеобразовательной школы.

Память — это отражение прошлого опыта человека. Другими словами память -это запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прежнего опыта. Образы памяти, в отличие от образов восприятия, называют представлениями. Характерной особенностью памяти младшего школьника является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы и труднее — абстрактные слова, понятия.

 [27, 128].

Основными отличительными особенностями мышления является обобщенность и опосредованность отражения в коре головного мозга предметов, явлений окружающего мира, а также разнообразных связей, существующих между ними. Мышление - это опосредованное уже достигнутыми знаниями отражение реальности, отражение действительности, опосредованное словом. [27,145]. Таким образом, мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений, и имеющих между ними закономерных связей.

Любая мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации. Основными из них являются анализ и синтез. Анализ есть мысленное разъединение целого на части, то есть разъединение предмета, явления на отдельные стороны, признаки, свойства, составляющие в совокупности этот предмет или явление. Синтез, наоборот, представляет собой мысленное соединение отдельных частей, признаков, свойств в целое. Анализ и синтез неразрывны. Огромное значение в изобразительной деятельности имеет сравнение, которое представляет собой мысленное установление сходства или различия предметов и явлений окружающего мира. Обобщение представляет собой мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам предметов и явлений действительности. В зависимости от сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания, качественного уровня различают конкретно-действенное, наглядно-образное иабстрактно-теоретическое мышление.

Конкретно-действенное мышление характеризуется опорой на непосредственное восприятие предметов в процессе выполнения действий с ним.

Наглядно-образное мышление — это мышление, опирающееся на представления. Характерная черта данного вида мышления — широкое оперирование конкретными наглядными образами в процессе решения той или иной мыслительной задачи. Отличительной особенностью абстрактно-теоретического мышления является опора на понятия, которые отражают сущность предметов и выражаются в словах. [27,161].

Наиболее совершенной и результативной формой общения между людьми является речь. Язык является средством, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Язык и речь неразрывно связаны и представляют собой единое целое. Различают три основных вида речи: устная, письменная и внутренняя. Устная речь представляет собой обычную разговорную речь, которой человек пользуется при непосредственном общении с другими людьми. Письменная речь представляет собой графические изображения, выраженные с помощью письменных знаков (букв), каждый из которых обозначает конкретный звук устной речи. Внутренней речью называют речь «про себя».

[27,174 ].

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. [27,187]. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но, в любом случае, источник воображения - объективная реальность. Необходимо отметить, что воображение обусловлено многими особенностями личности - индивидуальными особенностями восприятия, мышления и памяти человека, особенностями его внимания, интересов, способностей. Тесно связано воображение с волевыми качествами человека. Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Однако степень этой зависимости может быть большей или меньшей. В связи с этим различают воспроизводящее (воссоздающее) и творческое воображение. Воссоздающее воображение есть создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творчество представляет собой деятельность, в результате которой человек создает новые оригинальные произведения, имеющие общественное значение. Без развитого воображения архитектор практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие действительность, копии. Постоянная связь воображения с окружающим миром, практикой предполагает зависимость воображения от знания этого мира. Чем больше имеет художник знаний, чем шире его кругозор и богаче опыт в изобразительной деятельности, тем больше у него возможностей в создании подлинно нового художественного произведения. [27,198].

Вывод. Таким образом, в ознакомлении с архитектурными сооружениями участвуют все психологические процессы. Внимание обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления. Восприятие и ощущение направлено на отражение предметов действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств. Память запечатляет, сохраняет и воспроизводит то, что было содержанием прежнего опыта. Мышление направлено на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений, и имеющих между ними закономерных связей. Речь является средством, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Воображение создает новое в форме образа, представления или идеи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.12 (0.006 с.)