Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Софизмы как реплики, затрудняющие диалогическое общение.
Обязательным условием, предупреждающим перерастание диалога, дискуссии, спора в конфликт, является отказ от употребления софизмов. К софизмам относятся: 1) доведение реплики оппонента до абсурда; 2) толкование слов оппонента, изменяющее их до неузнаваемости; 3) требование доказательства очевидного; 4) “многослойный” тезис; 5) опора на досужий вымысел или житейский домысел; 6) использование фактов, не относящихся к тезису; 7) зависимость довода от ситуации диалога; 8) негативный факт или оскорбление оппонента непосредственно; 9) стремление сообщить собеседнику то, что скрывается за его словами; 10) угроза; 11) суждение, основанное на ошибочной оговорке собеседника; 12) переход на личность оппонента; 13) умышленный уход от предмета спора; 14) отвечать вопросом на вопрос; 15) атака вопросами или молчание, игнорирование; 16) смена коммуникативных ролей (когда вместо ответа на вопрос, звучит: «…а ты стань на мое место и…»).
· Задание 59 Приведите, пожалуйста, в правильное соответствие софистические доводы с примерами.
· Задание 60. Предложите способы реагирования на софизмы.
· Задание 61.
Определите, какие софизмы были использованы в ниже следующих диалогах. Ситуация 1. - Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, - говорит отец девятикласснику. – Ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь? - Мне так нравится, - отвечает сын. - Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, - возражает отец. - Ну и что? - Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, - парирует в ответ отец. - Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, - отвечает сын в свою очередь. - Но почему бы тебе хотя бы чуточку их не подстричь? – не перестает убеждать отец. - Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, - говорит сын. - Да не говоришь. Но я ведь не выгляжу как дикобраз, - замечает отец. - Можно подумать, что я так выгляжу. Ты не понимаешь. Моим друзьям эта прическа нравится – особенно девчонкам. - Я не могу на тебя смотреть вот такого, - отец не теряет надежду переубедить сына.
- Ну, тогда и не смотри, - уходя, небрежно бросает в ответ сын Ситуация 2. Диалог матери (М.) и ребенка (Р.). М.: Ты чудовищно безответственно относишься к обязанности мыть свою посуду после завтрака. Р.: Ты и сама не всегда моешь посуду утром. М.: Я – это совсем другое дело. У твоей мамы и так много работы по дому. Думаешь, мало приходится прибирать за вами, шалопаями? Р.: Я не шалопай. М.: Зато такой же неряха, как все остальные, и ты об этом знаешь. Р.: Ты хочешь, чтобы все были идеальными? М.: Тебе, во всяком случае, до идеала еще далеко. Организация спора Подготовка и осуществление задания, которое основано на искусстве спора развивает мышление и целый ряд полезных человеческих качеств. Организация спора между группами на занятии по теме учебного курса; организация спора между двумя студентами; участие в споре требуют знания его организации и проведения. Самым важным при подготовке спора является точная формулировка тезиса и контртезиса, которые соответственно будут отстаивать два оппонента или две группы. Тезис является однозначным ответом на поставленную проблему. Это положение, по поводу которого имеются разные мнения. Это основная мысль, нуждающаяся в доказательстве. Противопоставление тезиса и контртезиса составляют суть спора, а аргументация со стороны того и другого является содержанием спора. С помощью аргументов идет обоснование тезиса, подбираются такие суждения, которые считаются большинством истинными и принимаются аудиторией. · Задание 62. Проведение спора, дискуссии и полемики с учащимися основывается на овладении учителем искусства аргументации. Дополните представленную ниже таблицу:
Успех спора состоит в том, что оппонент сводит проблему к сумме положений, которые принимаются всеми безоговорочно. Подобрать аргументы, можно, если рассмотреть сам предмет спора, его структуру, т.е. устройство, качества, свойства, факты, род, вид; сравнить с другими объектами, иными авторскими мнениями. Этапы проведения спора. 1) Проведение спора начинается с уточнения предмета спора, т.е. тезиса и сущности важнейших понятий, входящих в тезис. 2) Затем определяется цель спора: истина, победа, игра, исследование, компромисс.
3) Устанавливается очередность представления аргументов от каждой из сторон. 4) Наиболее сложным в проведении спора является соблюдение этикета. Этикета ведения спора. а) сохранять уважительное отношение к оппоненту и его мнению; б) будучи абсолютно уверенным в своей правоте, не забывать об изначальной готовности пересмотреть свои ведется в интересах собеседника убеждения, если истина окажется на стороне другого собеседника; в) придерживаться убеждения, что диалог и исходя из них; г) вести спор в рамках тезиса, не уклоняясь от него; е) не говорить о неправоте оппонента, стараться вместе разбираться в сущности аргументов, своевременно осведомляясь, верно ли понято то, о чем было сказано; ж) выяснять, подытоживать, резюмировать каждую мысль, давая понять, что к аргументам собеседника внимательно прислушиваются; з) не давать советов и рекомендаций; и) помнить, что собеседники равноправны по отношению к предмету спора и взаимно уважительны; к) не спорить против несомненных доказательств; л) дать возможность высказаться до конца, не перебивать оппонента, следить за регламентом. · Задание 63 Изучите, пожалуйста, этапы проведения спора и подчеркните те из них, которые для вас по разным причинам труднодостижимы во время спора Правила спора: 1. Определить цель спора: истина, победа, игра, исследование, компромисс…;“ 2. Уточнить предмет спора и понимание сущности важнейших понятий тезиса; 3. Переселяясь” в личность учащегося и, споря исходя из его позиций, оставаться самим собой; 4. Спорить только по одному тезису; 5. Не переходить на “персоналии”; 6. Не спорить с раздраженным и не способным слушать учеником, с тем, кто спорит ради самого спора; 7. Дать возможность учащемуся высказаться; 8. Помнить, что собеседники равноправны по отношению к предмету спора и взаимно уважительны; 9. Не спорить против несомненных доказательств.
· Задание 64 Дополните условия организации спора, как части учебного процесса и предложите, пожалуйста, свой вариант легкого и оригинального запоминания этикета спора: а) Сохранять полное хладнокровие; б) Будучи абсолютно уверенным в своей правоте, не забывать об изначальной готовности пересмотреть свои убеждения, если истина окажется на стороне другого собеседника; в) Придерживаться убеждения, что диалог ведется в интересах собеседника и исходя из них;
г) Полностью следовать тезису и спорить только по нему, возвращая к нему, если оппоненту изменяет логика; д) Сохранять уважительное отношение к оппоненту и его мнению; е) Не говоря о неправоте оппонента, но, стараясь вместе с ним разобраться в сущности аргументов, своевременно осведомляясь, верно ли понято то, что он говорит; ж) Выяснять, подытоживать, резюмировать каждую мысль, давая понять, что к аргументам собеседника внимательно прислушиваются; з) Не давать советов и рекомендаций; и) Уместна фразеология типа: ……………………………………………. …………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………… Искусство аргументации.
Искусство аргументации является основой ведения конструктивного и эффективного диалога, спора и дискуссии. Способы аргументации различны: прямое подтверждение тезиса; опровержение контртезиса; косвенное подтверждение (когда из тезиса выводят другие положения и доказывают их); косвенное опровержение контртезиса; аргумент против аргумента; опровержение демонстрации (демонстрация – логически вытекающая из предлагаемого аргумента мысль, иными словами аргумент из аргумента). Подбор аргументов осуществляется также посредством поиска доказательных фактов, взятых из самых различных сфер жизнедеятельности человека, науки, культуры и искусства. Хорошим способом аргументации является обращение к причинам и следствиям предмета спора, проведенные аналогии, сравнения, примеры из жизни, результаты наблюдений, опора на опыт других людей и свой, авторитетные мнения, опора на взгляды авторитетных людей, законы и постановления, результата обобщения множества фактов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.02 с.) |