Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Западный тип правового регулирования, или «сетевой либерализм»
В большинстве стран Европы, Северной и Латинской Америки, а также в Австралии сложился другой тип регулирования прав и свобод человека в сети Интернет. В отличие от рассмотренного выше восточного типа регулирования, где приоритетное положение занимают государственные и общественные интересы, в том числе в сфере безопасности и поддержания социальной стабильности, в основе западного типа лежит принцип гуманизма, означающий приоритет индивидуальной свободы над публичными интересами. Впрочем, этот приоритет не должен толковаться как абсолютное подчинение общественных и государственных интересов интересам отдельных индивидов. Речь идет о том, что любое ограничение индивидуальной свободы во имя публичных интересов должно быть, во-первых, оправданным (или, как гласит Конвенция о защите прав человека и основных свобод, «необходимым в демократическом обществе»), во-вторых, соразмерным тем целям, для достижения которых оно вводится и, в-третьих, предсказуемым и понятным, основанным на законе. Данный «тройной тест» в большей степени характерен для европейских стран, однако аналогичные по сути критерии можно встретить и в правоприменительной практике американских государств. С появлением Интернета выработанные ранее принципы регулирования, защиты и ограничения прав и свобод человека были перенесены и на виртуальную среду, что нашло отражение, в частности, в ряде документов «мягкого» международного права Совета Европы. Так, в тематическом докладе Комиссара Совета Европы по правам человека «Верховенство права в Интернете и в остальном цифровом мире» 2014 г. (далее – Тематический доклад) отмечается, что цифровая среда «может в силу самой своей природы размывать основы частной жизни и фундаментальных прав… Здесь кроется... возможность подрыва верховенства права путем ослабления или разрушения права на частную жизнь, ограничения свободы коммуникаций или свободы собраний, а также произвольного вмешательства». В связи с этим подчеркивается необходимость соблюдения как в физической, так и в виртуальной среде принципа верховенства права, предусматривающего «верховенство закона, равенство перед законом, подотчетность закону, справедливость при применении закона, разделение властей, участие [граждан] в процессе принятия решений, правовую определенность, необходимость избегать произвола, а также обеспечение процедурной и правовой прозрачности».
В изданном в 2014 г. Руководстве по правам человека для интернет-пользователей (далее – Руководство), являющемся приложением к Рекомендации Комитета министров Совета Европы СМ/ Rec(2014)6, каждому интернет-пользователю гарантируется соблюдение фундаментальных прав и свобод, включая право на доступ к сети без какой-либо дискриминации. Руководство подчеркивает, что свобода выражения мнения распространяется на «политические заявления, [выражающие] отношение к религии, мнения, которые воспринимаются положительно или считаются безобидными... и те, которые могут оскорблять, шокировать или беспокоить других». Ограничения же «могут применяться к выражению мнений, в которых содержится призыв к дискриминации, ненависти или насилию. Эти ограничения должны быть законными, иметь узконаправленный характер и исполняться под надзором суда». Также выделяется право человека «не раскрывать свою личность в Интернете, например, используя псевдоним». Свобода собрания и ассоциации в цифровой среде понимается как «право мирно собираться и объединяться с другими, используя Интернет», включая «свободу выбирать любой веб-сайт, приложение или любой другой сервис для того, чтобы создавать группы, присоединяться, объединяться и участвовать в любой социальной группе или собрании» и «право на мирный протест в Интернете». Особое внимание Руководство уделяет реализации права на непри- косновенность частной жизни и защите данных. В частности, отме чается, что интернет-пользователи «не должны подвергаться мерам общего наблюдения или перехвата информации», а частная жизнь «должна уважаться и на рабочем месте… [что] подразумевает конфиденциальность… частной онлайн-корреспонденции и коммуникации». Документ не обходит стороной и социально-экономические права, например право на «онлайн-доступ к образовательному и культурному, научному, академическому и другому контенту на официальных языках», а также «в рамках интернет- и медиаграмотности» право на «доступ к интерактивному образованию и знаниям для того, чтобы пользоваться своими правами и свободами в Интернете».
Применимость в интернет-среде в полном объеме европейских стандартов в области прав человека была подтверждена и в ряде прецедентных решений Европейского Суда по правам человека. Так, в решении по делу «Йильдирим против Турции» ЕСПЧ констатировал, что Интернет стал «одним из основных средств, благодаря которым люди осуществляют свое право на свободу выражения мнения и информацию, обеспечивая таким образом важнейшие инструменты для участия в деятельности и обсуждениях, касающихся политических вопросов и вопросов, представляющих общий интерес». Право на получение информации, в свою очередь, включает и право на доступ к Интернету. Суд, применив «тройной тест» для анализа законности, необходимости и соразмерности блокировки всего интернет-ресурса в связи с наличием на одной из его страниц нелегального контента, пришел к выводу о том, что у турецких властей не было достаточных оснований для такой блокировки[140]. Впрочем, если речь идет о массовом распространении контента с нарушением авторских прав, ЕСПЧ может признать блокировку соответствующего интернет-ресурса отвечающей требованиям необходимости и соразмерности. Как отмечает Суд, обмен файлами в Интернете – даже если речь идет о материале, защищенном авторскими правами и предназначенном для коммерческих целей,– охватывается правом на получение и распространение информации. Однако данное право не является абсолютным, а потому нужно взвешивать, с одной стороны, важность обмена информацией, а с другой – заинтересованность в защите прав носителей авторско го права, поскольку интеллектуальная собственность также пользуется защитой Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (решения ЕСПЧ по делам «Ней и Сунде Колмисоппи против Швеции», «Яман Акдениз против Турции» и др.). В полной мере применимы к интернет-пространству и стандарты права на неприкосновенность частной жизни. Так, в решении по делу «Коплэнд против Соединенного Королевства» Суд распространил пределы «частной жизни» человека не только на его корреспонденцию и телефонные переговоры, но и на электронную переписку и использование Интернета в целом. Сбор и хранение информации, связанной с использованием заявителем средств связи, без ее ведома, Суд счел вмешательством в ее права, гарантированные ст. 8 ЕКПЧ. Данная логика получила развитие в деле «Барбулеску против Румынии». Большая палата ЕСПЧ в постановлении по данному делу сформулировала перечень критериев правомерности контроля работодателя за использованием работниками интернет-сервисов на рабочем месте, в том числе для личной переписки[141]. Как видно из приведенных примеров, Европейский Суд по правам человека и применительно к интернет-отношениям стремится к установлению баланса между частными и публичными интересами с сохранением незыблемости основных принципов правового статуса личности. Недопустимость чрезмерного и произвольного ограничения индивидуальной свободы в регулировании интернет-отношений – вот основной лейтмотив «западного» подхода, коренным образом отличающий его от «восточного».
В то же время данный тип правового регулирования не исключает фильтрации интернет-контента и блокировки сайтов, содержащих незаконную информацию, с учетом необходимости достижения названного баланса. Изначально подобные меры были направлены на борьбу с разжиганием ненависти на почве расовой или религиозной розни и противодействие распространению детской порнографии. Однако в Тематическом докладе выражена обеспокоенность, что государства стали «предпринимать попытки блокировать доступ к так называемым „неприемлемым“ материалам… на остальные не угодные им темы». Действительно, в последнее время и в странах Запада наметился отчетливый тренд на ужесточение фильтрации интернет-контента, в том числе путем возложения соответствующих обязанностей на поставщиков интернет-услуг. Несмотря на то что ст. 15 Директивы ЕС 2000/31/ЕС об электронной коммерции фактически освобождает таких поставщиков от каких-либо обязанностей или ответственности в данной области («Государства-члены ЕС не должны налагать на поставщиков при предоставлении ими услуг, указанных в ста- тьях 12, 13 и 14 [настоящей Директивы], обязательств по мониторингу информации, которую они передают или хранят, а также обязательств по активному поиску фактов или обстоятельств, указывающих на нелегальную деятельность»), некоторые страны ЕС стараются обойти данный запрет в национальном законодательстве[142]. Так, в Германии в 2017 г. был принят Закон «О совершенствовании соблюдения права в социальных сетях» («О мерах в отношении социальных сетей», NetzDG)[143]. Закон обязывает администрации крупных таких интернет-сервисов, как Facebook, Instagram, Twitter и YouTube, оперативно удалять контент, являющийся незаконным в соответствии с Уголовным кодексом Республики. Принятый в том же году в Великобритании Закон «О цифровой экономике»[144] предусматривает процедуру проверки возраста пользователей интернетсервисов (age verification) и обязывает поставщиков интернет-сервисов закрывать доступ к материалам, запрещенным к распространению среди детей (в частности, к порнографии), если пользователь не подтвердил, что является совершеннолетним. Значительный объем ограничений направлен на борьбу с распространением «пиратского» контента, нарушающего авторские права. 7 июня 2019 г. вступила в силу Директива ЕС 2019/790 об авторском праве на едином цифровом рынке[145], согласно которой на администрации интернет-сервисов возлагается ответственность за распространение контента, охраняемого авторским правом, в отсут ствие соответствующего разрешения правообладателя (ст. 17).
Осознавая сложность вопроса об установлении баланса интересов при фильтрации интернет-контента, Комитет министров Совета Европы еще в 2008 г. издал Рекомендацию CM/Rec(2008)6 «О мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с интернет-фильтрами». В документе говорится, что «добровольное и ответственное использование интернет-фильтров (программ, систем и мер для блокирования или фильтрации интернет-содержания) может содействовать укреплению доверия и безопасности в Интернете для пользователей, особенно детей и молодых людей, в то же время... использование таких фильтров может повлиять на право на свободу выражения мнения и информации, защищаемое статьей 10 Европейской конвенции по правам человека». В тематическом докладе также содержится вывод о том, что «блокирование [интернет-контента] само по себе может (непреднамеренно) привести к неправильным „позитивным результатам“ (блокирование веб-сайтов, не содержащих запрещенных материалов) и неправильным „негативным“ результатам (когда веб-сайт с запрещенными материалами проскальзывает сквозь фильтр)». По причине данных опасений Генеральный секретарь Совета Европы Т. Ягланд подчеркнул, что законодательство, предусматривающее ограничительные меры по блокированию, установлению фильтров и изъятию интернет-контента, должно быть предсказуемым, доступным, четким и ясным, а также предоставлять достаточные гарантии для свободы выражения мнения[146]. В частности, такое законодательство должно: четко и ясно определять законную цель ограничительных мер и пределы их применения; быть достаточно ясным в отношении дискреционных полно- мочий, предоставленных государственным органам, в применении ограничительных мер и в отношении способа их применения; предусматривать механизмы установления пределов применения ограничительных мер судами или иными независимыми органами; предусматривать эффективный судебный контроль за реализа цией ограничительных мер, в том числе с точки зрения пропорциональности, «включая оценку того, является ли это [ограничение] минимальной доступной мерой для достижения законной цели». Тенденции к ужесточению интернет-регулирования наблюдаются и за пределами европейского пространства. Например, в США Законом об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act)[147]установлены во многом схожие ограничения, связанные с защитой интересов правообладателей от незаконного распространения принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности. Существует в США и ответственность за распространение «раздражающих сообщений» по электронной почте, а также за распространение детской порнографии. В Новой Зеландии в 2015 г. был принят Закон «О вредоносных цифровых коммуникациях» (Harmful Digital Communications Act)[148]. Им предусмотрена ответственность, в том числе, за оскорбления в сети Интернет (к которым может быть приравнен и «троллинг»), причем ответственность будут нести как лицо, допустившее неправомерное высказывание, так и владелец соответствующей интернет-страницы, где это высказывание было размещено.
Защита неприкосновенности частной жизни в сети Интернет – еще одно направление правового регулирования, когда речь идет о сборе и обработке персональных данных пользователей. Еще в 1981 г. в Страсбурге государства-члены Совета Европы заключили Конвенцию о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, которая с учетом поправок, внесенных в 1999 г., считается своеобразным «золотым стандартом» в области защиты и использования персональных данных. В соответствии со ст. 5 Конвенции персональные данные должны собираться и обрабатываться на справедливой и законной основе, храниться для определенных и законных целей и не использоваться иным образом, несовместимым с этими целями. В Европейском союзе в 2018 г. вступил в силу Общий регламент по защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR). Документом предусматривается в числе автоматизированных операций с персональными данными их профилирование, под которым понимается«любая форма автоматизированной обработки персональных данных, которая заключается в использовании персональных данных с целью вычисления конкретных личных аспектов, связанных с физическим лицом, в частности для анализа или прогноза аспектов, относящихся к трудовым достижениям, экономической ситуации, здоровью, личным желаниям, интересам, надежности, поведению, местонахождению или перемещению указан- ных лиц». По общему правилу, профилирование, порождающее обязательные для субъекта юридические последствия, может осуществляться только с его «недвусмысленного согласия», а также в некоторых других строго определенных случаях. Однако национальное законодательство многих европейских стран (прежде всего законодательство в области безопасности) предоставляет государственным органам юридические инструменты для установления электронной слежки за индивидами, подозреваемыми в причинении вреда государственным интересам. Например, соответствующие возможности предусмотрены Актом Соединенного Королевства о следственных полномочиях 2016 г. (UK Investigatory Powers Act)[149]. В США частная жизнь человека, включая его персональную информацию, охватывается термином «приватность» (privacy), право на которую вытекает из Четвертой поправки к американской Конституции и регламентируется соответствующим Законом 1974 г. Закон о приватности в электронных коммуникациях 1986 г. устанавливает для третьих лиц ограничения по мониторингу телефонных и электронных сообщений, а также (в более поздней редакции) запрет на доступ к электронным сообщениям[150]. В силу этого не допускается неправомерный сбор информации о пользователях интернет-сервисов (включая информацию об их поисковых запросах, посещаемых ими сайтах и т. д.), а также использование этой информации во вред самим пользователям, например при распространении таргетированной рекламы[151]. Вместе с тем в соответствии с принятым в 2015 г. Законом «Об обмене информацией в области кибербезопасности» (Cybersecurity Information Sharing Act) частные компании обязаны делиться персональной информацией с правительственными органами, если это необходимо для целей обеспечения безопасности. В обозримом будущем на смену «сетевому либерализму», очевидно, придет ужесточение правил поведения пользователей в сети. Так, правительство Австрии выступило с инициативой обязать пользователей с 2020 г. указывать настоящие имена при регистрации на интернет-платформах, а администрации крупных социальных сетей – хранить информацию о реальных именах пользователей[152]. Национальное собрание Франции в июле 2019 г. приняло законопроект, обязывающий администрации социальных сетей удалять контент, который рассматривается правительством Франции как проявление «языка вражды»[153]. А в Бразилии суд уже несколько раз блокировал доступ к мессенджеру WhatsApp в связи с отказом компании Facebook (владельца мессенджера) предоставить властям информацию о наркоторговцах, использующих данное программное обеспечение в преступной деятельности. Тем не менее говорить о переходе мира к «сетевому коммунитаризму» преждевременно. Для «западного» типа правового регулирования по-прежнему большое значение имеют инструменты судебного контроля и критерии допустимости вводимых ограничений, согласно которым то или иное ограничение будет считаться оправданным, только если достичь необходимой публичной цели при помощи иных законных средств нельзя.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.013 с.) |