Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доверие и информационные технологии
Развитие цифровых технологий и распространение Интернета бросают доверию новые вызовы. Цифровые технологии, с одной стороны, повышают скорость и эффективность коммуникаций и степень вовлечения индивида в различные общественные отношения. Тем самым они способны создавать условия для повышения взаимного доверия – как межличностного, так и институционального. С другой стороны, эти технологии создают возможности для большого числа злоупотреблений и фальсификаций, что, в свою очередь, существенно подрывает уровень доверия в обществе. Более того, рост числа коммуникаций приводит к усложнению отношений, возрастанию неопределенности и рисков в социальном взаимодействии, что в целом может приводить к снижению уровня социального доверия. В условиях снижения доверия возникают «очаги доверия» – «кланы и общности, свободные от страха»[78], в которых связи строятся на основе не институционального, а межличностного доверия. При этом «доверие и обязательства распространяются только на локальный круг своих, но не становятся долгосрочными обезличенными правилами… Доверие не превращается во всеобщую ценность, составляющую основу прав и институтов, автономных от сиюминутных интересов элит»[79]. Этим объясняется, к примеру, жизнеспособность этнических группировок, криминальных и политических кланов. Предсказуемость поведения человека в данном случае обеспечивается тем, что ее гарантии предоставляются группой, сообществом, к которым принадлежит соответствующий индивид. С. Ю. Барсукова описывает феномен «вынужденного доверия» следующим образом: «По сути, доверяют не индивиду, а тому окружению, которое сумеет вынудить индивида соблюсти условия сделки. И доверяют в той мере, в какой сетевой мир индивида доказал свою способность поддерживать жесткие нормы внутригруппового поведения»[80]. В виртуальной среде можно наблюдать аналогичный процесс. В условиях дефицита институционального доверия набирают популярность, особенно среди молодежи 14–20 лет, закрытые и полузакрытые сообщества в социальных сетях (от относительно безвредных сообществ по интересам и заканчивая «группами смерти» и сообществами, вербующими наемников в ряды террористических организаций). Участники данных сообществ чаще всего лично не знакомы друг с другом, однако их объединяют общие ценности и уверенность в том, что соответствующее сообщество, в основе которого лежат эти ценности, способно эффективным образом регулировать поведение своих членов.
Как отмечают исследователи, «пользователи переносят опыт построения коммуникаций из реальности в виртуальные сообщества, выстраивая коммуникации по принципу „свой“ – „чужой“, но при этом не формируя прочные и долгосрочные связи. Общие интересы и ценности служат маркерами, позволяющими определять идентичность пользователя. Единые ценности и понятые смыслы повышают уровень доверия в группе. Формируется круг „своих“ с понятными нормами и установками, вызывающими доверие, а остальные – „чужие“… которым доверия нет»[81]. Это привело к тому, что «сформировались самодостаточные сетевые сообщества, достаточно недоверчиво и агрессивно настроенные по отношению к другим»[82]. В цитируемой работе приводятся результаты социологических исследований, подтверждающих данный тезис. Схожий вывод делает Е. Б. Перелыгина. В статье, опубликованной в 2016 г.[83], она отмечает, что на вопрос «Доверяете ли Вы своим знакомым по Интернету?» утвердительно ответили 85 % респондентов от 12 до 16 лет и 77 % молодых людей 16–20 лет. «Такие результаты обозначают формирование среди пользователей сети межгруппового доверия», – констатируется в работе. Как результат – «средством гармонизации взаимодействия молодого человека с миром выступает доверие, позволяющее экстраполировать статус психологической безопасности на единомышленников в сети, на случайных коммуникативных партнеров, на неверифицированную информацию»4. Остроту данной проблеме придает и анонимность пользователей-участников сообществ, которые могут «прикрываться никами и аватарками»[84]. Российский законодатель зачастую пытается решить эту проблему путем установления законодательных запретов и ограничений, в том числе связанных с распространением информации, причиняющей вред несовершеннолетним. Предлагаются и более радикальные меры: например, разрешить пользование социальными сетями после прохождения процедуры аутентификации личности, в том числе «выдавать» пользователям «интернет-паспорт», либо установить полный запрет на регистрацию в социальных сетях для лиц моложе определенного возраста. Вместе с тем представляется, что данные механизмы неоправданно ограничивают индивидуальную свободу и способны еще больше подорвать доверие граждан к государству (стремящемуся к максимальному контролю за поведением людей и тем самым демонстрирующему свое недоверие к ним).
Доверие в цифровой среде имеет несколько уровней. Во-первых, это доверие человека Интернету как среде общения, социотехнической системе, в том числе ее аппаратно-программной составляющей, а также к отдельным сегментам Интернета и интернет-сервисам (например, «мобильным банкам»). Во-вторых, доверие людям и организациям, с которыми человек вступает в коммуникацию посредством Интернета. Здесь следует отметить, что степень и характер доверия могут быть различны в зависимости от типа коммуникации. Это может быть доверие к получателю электронного письма или другого сообщения; доверие к «друзьям», «подписчикам», «фолловерам» в социальных сетях (со многими из которых пользователь может быть не знаком лично и которые могут скрывать свою «юридическую» личность под никнеймами и аватарами, а то и вовсе быть программными продуктами («ботами»); к «рекомендателям» и авторам комментариев на форумах и сайтах с отзывами; доверие к пользователям, размещающим свои профили на сайтах поиска работы, сайтах знакомств и т. д.; к администрациям интернет-магазинов и онлайн-сервисов (например, по покупке билетов, бронированию гостиниц), с которыми пользователь заключает договоры дистанционно; к государственным органам, к которым пользователь обращается через Интернет; группам и сообществам в социальных сетях и пр. В-третьих, доверие информации, размещаемой в Интернете. Здесь степень доверия, безусловно, может различаться в зависимости от источника информации (например, информация, размещенная на сайте государственного органа, по определению имеет более высокую начальную степень достоверности, чем информация, содержащаяся в «вирусном» контенте, распространяемом пользователями социальных сетей). В-четвертых, доверие к агентам, контролирующим Интернет и устанавливающим правила для интернет-коммуникаций (государство и его органы, администрации социальных сетей и крупных онлайн-сервисов, интернет-провайдеры и т. д.). Эти четыре уровня тесно связаны между собой. Доверие к Интернету как социотехнической системе, с одной стороны, обусловлено доверием к агентам, контролирующим Интернет. С другой стороны, оно во многом определяет уровень доверия интернет-пользователей друг к другу и к информации, распространяемой в сети. При этом сам по себе рост интенсивности коммуникаций в сети и повышение доступности информации не являются залогом повышения социального доверия. Напротив, в условиях усложнения коммуникаций и увеличения в их структуре доли удаленного взаимодействия (когда участники отношений не вступают в личный контакт друг с другом) возникают риски, способные привести к снижению доверия. В их числе – мошенничество (начиная от неисполнения обязательства и заканчивая кражей информации о банковских картах при помощи «фишинговых» ссылок, сайтов-«двойников»), «кража личности» (когда пользователь при помощи никнеймов и аватаров, а также распространения недостоверной информации выдает себя за другую личность), утечка данных и т. д. Вместе с тем современные возможности интернет-инфраструктуры позволяют частично нивелировать указанные риски. Так, в течение последнего десятилетия во многих странах стали развиваться «доверенные сервисы» (или сервисы доверительного управления информацией), с помощью которых можно идентифицировать пользователя или поставщика услуг в сети, получить интересующую стороны достоверную информацию друг о друге, гарантирующую безопасность при удаленном взаимодействии. Наиболее распространенные доверенные сервисы – системы идентификации и аутентификации пользователей, сервисы электронной подписи и электронной печати, сервисы электронного обмена документами, удостоверения даты, времени и места составления электронного документа и т. п.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.006 с.) |