Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция российского правового регулирования прав и свобод человека в Интернете
Сегодня все страны активно внедряют цифровые технологии в самых разных сферах. При этом, как отметил в своем выступлении на пленарном заседании Международного конгресса по кибербезопасности (июль 2018 г.) В. В. Путин, цифровое развитие может быть основано только на цифровой свободе: на свободе для бизнеса, общественных организаций, граждан, на снятии барьеров, которые сдерживают прогресс. Но конечно же, всем нам нужно понимать и свою ответственность, и риски, угрозы, вызовы в цифровой сфере[34]. В свете этого в Российской Федерации взят курс на гибкое правовое регулирование современной информационной сферы. История развития Интернета в России (тогда еще в СССР) началась в 1990 г., когда была создана первая сеть союзного масштаба («Релком»), проведен первый сеанс модемной связи и создана первая ассоциация пользователей (Soviet Unix Users Group). В 1993 г. подписано соглашение «О порядке администрирования зоны RU», а в 1994 г. запись об открытии российского доменного интернетпространства появилась в международной базе данных национальных доменов верхнего уровня. В 1996 г. появилась поисковая система Rambler, а в 1997 г. – поисковая система Yandex. Чуть позже с целью координации взаимодействия организаций, участвующих в развитии российского сегмента сети Интернет, был учрежден Союз операторов Интернет (1999 г.)[35]. Следует признать, что в виртуальном мире, как и в реальном, прежде всего должны соблюдаться международные нормы, касающиеся прав человека, а также реализовываться основные конституционные права и свободы человека и гражданина. С развитием Интернета появляются новые права – право на использование компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникационных сетей, в частности Интернета, право свободно общаться и выражать мнение в сети, право на неприкосновенность частной информации, право на конфиденциальность, анонимность. Часть этих прав в том или ином объеме предусмотрена законодательством, часть требует регулирования. Так, Конституция РФ устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ст. 29). Информация и связь находятся в ведении РФ (ст. 71). Кроме того, Конституция закрепляет равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), обеспечение государством равенства прав и свобод независимо от пола, национальности, языка, религии, убеждений (ч. 2 ст. 19), право на личную свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на тайну переписки и иных сообщений (ч. 2 ст. 23), которое может быть ограничено только на основании судебного решения. Эти и другие конституционные положения в той или иной мере касаются вопросов реализации прав в Интернете.
В развитие конституционных норм принимаются стратегии для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов. Так, в 2008 г. Президентом РФ была утверждена первая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации[36], предусматривающая цели, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества, на основе национальных и ряда международных актов (Окинавская хартия глобального информационного общества, Декларация принципов и др.). Одновременно Президент РФ подписал Указ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»[37]. Президент утвердил и две доктрины информационной безопасности России. Доктрина 2000 г. была заявлена как документ,представляющий собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере[38]. В Доктрине были названы недостатки в сфере информационной безопасности: противоречивость и неразвитость правового регулирования (не- достаточность нормативно-правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере); необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией (вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе); отсутствие защиты собираемых федеральными органами госу-
дарственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных); отсутствие четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство. В 2016 г. было уточнено предназначение Доктрины как совокуп ности официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации[39]. Информационная безопасность была определена как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социальноэкономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства. Были провозглашены следующие национальные интересы в ин- формационной сфере: обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий; обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Реализация национальных интересов в указанной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации. Более того, было признано, что возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. Таким образом, меняется понимание содержания отношений в сфере информационной безопасности и все большее внимание уделяется правам человека.
В последующем отдельные вопросы были раскрыты в государ ственной программе «Информационное общество на 2011–2020 годы». В частности, в пяти ее подпрограммах рассматривались вопросы развития инфраструктуры, СМИ и информационной среды, информационной безопасности, электронного правительства и систем вещания. Обобщая все принятые документы в рассматриваемой сфере, в 2017 г. Президент утвердил Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. В данном документе были названы уже иные принципы, более связанные с правами человека (обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией, сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг, приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий, обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях, обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере)[40]. В целях реализации Стратегии Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Параллельно с программными документами в России принимаются законы, регламентирующие реализацию прав человека и их защиту в Интернете. Среди первых были приняты законы «Об участии в международном информационном обмене» и «О противодействии экстремистской деятельности». В 2003 г. был принят Федеральный закон «О связи», закрепляющий право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи. Одним из условий защиты прав пользователей признана необходимость соблюдать тайну связи (ст. 64). Позже в соблюдение Конвенции о защите физических лиц в от ношении автоматизированной обработки данных личного характера 1981 г. был принят Федеральный закон «О персональных данных», в котором защита персональных данных рассматривается как элемент прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Закон не только определил персональные данные как любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому лицу, но и ввел ограничения на обработку специальных категорий персональных данных (касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных убеждений, состояния здоровья и др.).
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон об информации) определил порядок пользования собственно информационно-коммуникационными сетями. Законом устанавливается право на доступ к информации, в целях обеспечения которого государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и Интернета, к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации. Согласно ему передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, только в порядке и на условиях, которые определены федеральными законами[41]. В 2013 г. в Закон были внесены изменения, касающиеся новых видов контента, подлежащих блокировке (призывы к массовым беспорядкам, а равно участие в экстремистской деятельности или действиях, нарушающих общественный порядок). Закон также расширил список организаций, определяющих законность контента, добавив в него Генеральную прокуратуру, и обязал Роскомнадзор блокировать ресурсы, включенные в список. В 2014 г. Закон был дополнен положением о том, что владельцы любого ресурса с посещаемостью более 3000 просмотров в сутки, включая страницы в социальных сетях и блоги, должны регистрироваться в качестве СМИ. Любая опубликованная информация должна храниться на протяжении шести месяцев и предоставляться по запросу правоохранительных органов. Изменениями 2016 г. установлены новые требования для онлайн-агрегаторов, которые теперь классифицируются как средства массовой информации. Новостные ресурсы с более чем 1 млн уникальных посетителей в день теперь обязаны проводить проверку контента и в определенных случаях удалять его по требованию Роскомнадзора, который будет вести регистрацию таких ресурсов. В 2017 г. Закон была введена норма, согласно которой владелец новостного агрегатора не несет ответственность за распространение им новостной информации в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, размещенных на официальном сайте государственного органа в сети Интернет или распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности. Тогда же было предусмотрено, что в случае обнаружения в информационно-коммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, возможно ограничение доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
В 2019 г. данное положение было дополнено запретом на распространение под видом достоверных сообщений недостоверной общественно значимой информации, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционирования или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи. Значимым стал Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Им законом введено понятие 2009 г. «официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления» и определяется содержание информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. В развитие норм указанного Закона издано постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». В 2010 г. был принят Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающий предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Данный Закон определяет понятие портала государственных и муниципальных услуг как государственную информационную систему, обеспечивающую предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям об этих услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг. Все изложенные положения в той или иной мере расширяют правовые возможности человека, связанные с доступом к информации о деятельности органов публичной власти и получением государственных услуг. Большое значение имеет Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 2010 г., предусматривающий дополнительные гарантии реализации прав детей. В 2012 г. он был дополнен нормами о введении единого регистра доменных имен, вебсайтов и сетевых адресов, блокируемых на территории страны, и о предоставлении государственным органам права включать онлайн-ресурсы в этот список без судеб ного решения (закон известен как закон «о черном списке сайтов»). Изменения были введены еще и в 2013 г.: устанавливался запрет на размещение информации, отрицающей семейные ценности, в частности пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних. В 2011 г. был принят Федеральный закон «Об электронной подписи». В 2015 г. в ТК РФ были введены новые требования, согласно которым интернет-компании или ресурсы, собирающие персональные данные граждан России, отныне обязаны хранить свои базы данных на территории России. В том же году федеральный законодатель обязал владельцев поисковых сервисов удалять результаты поиска, содержащие имя и фамилию гражданина, который обратился с подобным требованием. При этом гражданин, в случае невыполнения его требования, может подать на владельцев поисковых сервисов в суд (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 264, получивший название «Закон о забвении»). В 2016 г. было принято еще два закона, получивших название «пакет Яровой» (по фамилии инициатора законов). Они обязали провайдеров и телеком-компании сохранять все обрабатываемые ими данные в течение шести месяцев. Метаданные должны храниться операторами мобильной связи и провайдерами в течение трех лет и вся электронная переписка должна быть доступна для перлюстрации ФСБ (Федеральные законы от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ и 375-ФЗ). Отдельные аспекты реализации прав в Интернете, их защиты регламентированы административным, уголовным законодательством, Гражданским кодексом, федеральными законами «О государственной тайне», «О рекламе» и др. Все прошедшие годы принимались не только законы, но и подзаконные акты: постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом», от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе „Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено“», от 24 ноября 2014 г. № 1239 «Об учреждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-коммуникационной сети Интернет и др. Чем больше развивается Интернет, чем больше прав реализуется через сети, тем больше фиксируется нарушений таких конституционных прав, как право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право на защиту чести и достоинства, право на личную свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, а также свободы массовой информации, запрета цензуры. Нарушается само право на доступ к Интернету, к информации. Поэтому для защиты своих прав граждане, их объединения все чаще обращаются в суды. Например, перед Конституционным Судом РФ был поставлен интересный вопрос о возможности реальной защиты прав и законных интересов лица, чьи честь, достоинство и доброе имя потерпели ущерб в результате распространения не соответствующей действительности негативной информации. Суд высказал правовую позицию об обязательном обеспечении защиты прав и законных интересов независимо от тех информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых распространялась информация (Определение от 1 марта 2010 г. № 323-О). В 2013 г. Конституционный Суд РФ был вынужден обратиться к вопросу об ответственности за размещение в Интернете порочащих гражданина сведений, не соответствующих действительности, в случае невозможности установить виновное лицо. Проанализировав огромное количество норм международного права и конституционных положений, Суд установил обязанность владельца сайта или уполномоченное им лицо удалять порочащие сведения при наличии соответствующего судебного решения. При этом до принятия судебного решения возможно использование иных правовых средств в целях приостановления распространения негативной информации до принятия окончательного решения по судебному спору (включая меры по обеспечению иска). Суд обратил внимание на необходимость введения в правовое регулирование дополнительных законодательных гарантий защиты чести, достоинства и деловой репутации, учитывающих существен ное изменение способов распространения информации и отвечающих современным условиям ее движения в сети Интернет. Таким образом, «если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети „Интернет“, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети „Интернет“» (Постановление Конституционного Суда от 9 июля 2013 г. № 18-П). О праве свободно передавать, производить и распространять информацию говорилось и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 января 2019 г. № 4-П по делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в связи с жалобой гражданина Е. Г. Финкельштейна. Вопросы о размещении информации и о «праве на забвение» были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Определении от 26 марта 2019 г. № 849-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Региональной общественной организации содействия просвещению граждан «Информационно-аналитический центр „Сова“» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 103 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Подобные вопросы рассматривались Конституционным Судом и ранее (см., например, Определение от 12 февраля 2019 г. № 274-О). В Определении от 26 ноября 2018 г. № 3087-О Суд признал, что особый характер прав личности, гарантированных ст. 23 и 24 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, распространяется и на производные от них права (право на защиту персональных данных, «право на забвение» в сети Интернет). При этом данные конституционные законоположения, как отметил Суд, не исключают, что в некоторых случаях, особенно если речь идет об информации, которая не относится к сфере частной жизни лица в ее узком понимании, указанные права могут быть ограничены путем обеспечения доступа общественности к соответствующей информации в целях защиты конституционно охраняемых ценностей, имеющих в конкретной ситуации превалирующее значение. Многократно к проблематике реализации прав и свобод человека в интернете и их защите обращался и Верховный Суд РФ. Например, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» рассматривались вопросы защиты чести и достоинства, деловой репутации в связи с распространением информации в сети Интернет. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“» анализировались вопросы о применении к сайтам в сети Интернет правил распространения рекламы в средствах массовой информации. В частности, подчеркивалось, что периодическое распространение массовой информации может осуществляться через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет. Более того, Верховный Суд РФ указал, что регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации сайта в сети Интернет в качестве средства массовой информации, если его учредитель выразит желание получить такую регистрацию. В выходных данных сайта в сети Интернет, зарегистрированного в качестве средства массовой информации, должны указываться зарегистрировавший его орган и регистрационный номер. Отсутствие этих данных может служить основанием для привлечения лиц, которые осуществляют периодическое распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, зарегистрированные в качестве средств массовой информации, к ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных средства массовой информации. Рассматриваемой тематики касается и решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2018 г. № АКПИ17-1181 «Об отказе в признании недействующим приказа Федеральной службы безопасности РФ от 19 июля 2016 г. № 432 „Об утверждении Порядка представления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей информа ционно-телекоммуникационной сети Интернет“». Суд постановил, что предоставление информации ничем не отличается от распространения информации, а потому интернет-провайдеры могут понести ответственность за распространение материалов, размещаемых посредством их услуг[42]. Следует признать, что, как и на международном уровне, на национальном, в том числе в России, субъектами управления Интернетом являются не только государство в лице отдельных органов власти, но и различные негосударственные структуры, частные лица. Так, для управления Интернетом в России планируется привлечь представителей гражданского общества. С учетом работы молодежного общественного движения «Кибердружина» и организации «Лига безопасного Интернета» для поддержания гражданской активности в работе с противоправной (направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, запрещенной в России) информацией депутатами подготовлен законопроект о создании в России кибердружин[43]. Развитие получает и саморегулирование. Так, представителями российских интернет-поисковиков и правообладателей подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий[44].Подписан Кодекс добросовестных практик (Кодекс этической деятельности (работы) в сети Интернет). К документу присоединились Торгово-промышленная палата России, ООО «Деловая Россия», ООО «Опора России», Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, а также представители зарубежного бизнеса – Ассоциация европейского бизнеса, Американская торговая палата в России и Российско-Германская внешнеторговая палата[45]. Видимо, именно о таком разноуровневом правовом регулировании говорил в своем выступлении на Международном конгрессе по кибербезопасности Президент РФ В. В. Путин. Он отметил, что среди приоритетов программы «Цифровая экономика Российской Федерации» – создание гибкого правового регулирования которое должно в полной мере учитывать специфику отрасли, не тормозить развитие цифровых технологи, а успевать за ним и «надежно защищать экономические свободы, собственность, безопасность, частную жизнь и личное пространство граждан»[46]. Признавая, что зарождается право, регулирующее отношения в контексте мира цифр и искусственного интеллекта, о новом правовом регулировании цифровой реальности говорил в своем выступлении на Петербургском международном юридическом форуме председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин. Тем более «существующее законодательство далеко не в полной мере отвечает потребностям времени, поскольку многие законы слабо связаны как с... базовым законом [об информации], так и между собой. В связи с этим информационное законодательство нуждается в систематизации, избавлении от повторов и приведении его понятийного аппарата в стройное, непротиворечивое состояние»[47]. Безусловно, имеются разные подходы к развитию правового регулирования Интернета. Например, Ю. М. Батурин предложил закрепить государственный суверенитет над российским сегментом Интернета[48]. В 2000 г. были разработаны проекты федеральных законов «О регулировании российского сегмента сети Интернет», «О правовом регулировании использования сети Интернет в Российской Федерации». Позже предлагались проекты «О правовом регулировании оказания интернет-услуг», «О предоставлении электронных финансовых услуг», «Об электронных сделках», «Об электронной торговле». Однако названные законы не были приняты по разным причинам. Институт государства и права РАН в 2014 г. предложил проект информационного кодекса РФ. Он имеет целью обеспечить преемственность, согласование принимаемых законов и других нормативных правовых актов федерального уровня, упорядочить систему правовых дефиниций, которыми пользуется законодатель, и выработать понятную и практически значимую архитектуру базовых областей для комплексной отрасли информационного законодательства России[49]. Сегодня обсуждаются законопроекты о создании специальной платформы для урегулирования споров в электронном режиме для недовольных покупателей онлайн-магазинов (готовится Министерством юстиции), о закрытии сайтов-«двойников» Россреестра, незаконно предоставляющих сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (готовится Министерством экономического развития)[50]. В связи с необходимостью повышения эффективности защиты информации, обрабатываемой в информационных системах государственных органов, в Государственную Думу был внесен законопроект о внесении изменений в ст. 16 Закона об информации. Проект предполагает установление требований о защите информации, содержащейся не только в государственных информационных системах, но и в иных информационных системах, в которых на основании договоров или иных законных основаниях обрабатывается информация, обладателями которой являются государственные органы[51]. Следует отметить, что новое законодательство в сфере управления Интернетом должно учитывать нормы международного права, лучшие практики зарубежных стран и российские национальные достижения в данной сфере, закреплять право каждого на равный и беспрепятственный доступ к Интернету, устанавливать четкий и исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых доступ может быть ограничен. Интернет должен способствовать информированию граждан о деятельности органов публичной власти, о государственных и муниципальных услугах. Самостоятельным вопросом является реализация через Интернет отдельных прав – социальных, отчасти политических (например, использование сетей для реализации избирательных технологий), культурных, экономических и др. Нужно создать механизмы, обеспечивающие защиту персональных данных (неприкосновенность личной жизни, конфиденциальность передаваемых данных, их хранение), предотвращающие правонарушения в Интернете, гарантирующие информационную безопасность, прежде всего граждан.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.046 с.) |