Эволюция российского правового регулирования прав и свобод человека в Интернете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция российского правового регулирования прав и свобод человека в Интернете



Сегодня все страны активно внедряют цифровые технологии в самых разных сферах. При этом, как отметил в своем выступлении на пленарном заседании Международного конгресса по кибербезопасности (июль 2018 г.) В. В. Путин, цифровое развитие может быть основано только на цифровой свободе: на свободе для бизнеса, общественных организаций, граждан, на снятии барьеров, которые сдерживают прогресс. Но конечно же, всем нам нужно понимать и свою ответственность, и риски, угрозы, вызовы в цифровой сфере[34]. В свете этого в Российской Федерации взят курс на гибкое правовое регулирование современной информационной сферы.

История развития Интернета в России (тогда еще в СССР) началась в 1990 г., когда была создана первая сеть союзного масштаба («Релком»), проведен первый сеанс модемной связи и создана первая ассоциация пользователей (Soviet Unix Users Group). В 1993 г. подписано соглашение «О порядке администрирования зоны RU», а в 1994 г. запись об открытии российского доменного интернетпространства появилась в международной базе данных национальных доменов верхнего уровня. В 1996 г. появилась поисковая система Rambler, а в 1997 г. – поисковая система Yandex. Чуть позже с целью координации взаимодействия организаций, участвующих в развитии российского сегмента сети Интернет, был учрежден Союз операторов Интернет (1999 г.)[35].

Следует признать, что в виртуальном мире, как и в реальном, прежде всего должны соблюдаться международные нормы, касающиеся прав человека, а также реализовываться основные конституционные права и свободы человека и гражданина. С развитием Интернета появляются новые права – право на использование компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникационных сетей, в частности Интернета, право свободно общаться и выражать мнение в сети, право на неприкосновенность частной информации, право на конфиденциальность, анонимность. Часть этих прав в том или ином объеме предусмотрена законодательством, часть требует регулирования.

Так, Конституция РФ устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ст. 29). Информация и связь находятся в ведении РФ (ст. 71). Кроме того, Конституция закрепляет равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), обеспечение государством равенства прав и свобод независимо от пола, национальности, языка, религии, убеждений (ч. 2 ст. 19), право на личную свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на тайну переписки и иных сообщений (ч. 2 ст. 23), которое может быть ограничено только на основании судебного решения. Эти и другие конституционные положения в той или иной мере касаются вопросов реализации прав в Интернете.

В развитие конституционных норм принимаются стратегии для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов. Так, в 2008 г. Президентом РФ была утверждена первая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации[36], предусматривающая цели, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества, на основе национальных и ряда международных актов (Окинавская хартия глобального информационного общества, Декларация принципов и др.). Одновременно Президент РФ подписал Указ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»[37].

Президент утвердил и две доктрины информационной безопасности России. Доктрина 2000 г. была заявлена как документ,представляющий собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере[38]. В Доктрине были названы недостатки в сфере информационной безопасности:

противоречивость и неразвитость правового регулирования (не-

достаточность нормативно-правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере); необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией (вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе); отсутствие защиты собираемых федеральными органами госу-

дарственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных); отсутствие четкости при проведении государственной политики

в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство.


В 2016 г. было уточнено предназначение Доктрины как совокуп ности официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации[39]. Информационная безопасность была определена как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социальноэкономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства.

Были провозглашены следующие национальные интересы в ин- формационной сфере: обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий; обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Реализация национальных интересов в указанной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации.

Более того, было признано, что возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий.

Таким образом, меняется понимание содержания отношений в сфере информационной безопасности и все большее внимание уделяется правам человека.

В последующем отдельные вопросы были раскрыты в государ ственной программе «Информационное общество на 2011–2020 годы». В частности, в пяти ее подпрограммах рассматривались вопросы развития инфраструктуры, СМИ и информационной среды, информационной безопасности, электронного правительства и систем вещания.

Обобщая все принятые документы в рассматриваемой сфере, в 2017 г. Президент утвердил Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. В данном документе были названы уже иные принципы, более связанные с правами человека (обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией, сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг, приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий, обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях, обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере)[40]. В целях реализации Стратегии Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации».

Параллельно с программными документами в России принимаются законы, регламентирующие реализацию прав человека и их защиту в Интернете. Среди первых были приняты законы «Об участии в международном информационном обмене» и «О противодействии экстремистской деятельности».

В 2003 г. был принят Федеральный закон «О связи», закрепляющий право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи. Одним из условий защиты прав пользователей признана необходимость соблюдать тайну связи (ст. 64).

Позже в соблюдение Конвенции о защите физических лиц в от ношении автоматизированной обработки данных личного характера 1981 г. был принят Федеральный закон «О персональных данных», в котором защита персональных данных рассматривается как элемент прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Закон не только определил персональные данные как любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому лицу, но и ввел ограничения на обработку специальных категорий персональных данных (касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных убеждений, состояния здоровья и др.).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон об информации) определил порядок пользования собственно информационно-коммуникационными сетями. Законом устанавливается право на доступ к информации, в целях обеспечения которого государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и Интернета, к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации. Согласно ему передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, только в порядке и на условиях, которые определены федеральными законами[41].

В 2013 г. в Закон были внесены изменения, касающиеся новых видов контента, подлежащих блокировке (призывы к массовым беспорядкам, а равно участие в экстремистской деятельности или действиях, нарушающих общественный порядок). Закон также расширил список организаций, определяющих законность контента, добавив в него Генеральную прокуратуру, и обязал Роскомнадзор блокировать ресурсы, включенные в список.


В 2014 г. Закон был дополнен положением о том, что владельцы любого ресурса с посещаемостью более 3000 просмотров в сутки, включая страницы в социальных сетях и блоги, должны регистрироваться в качестве СМИ. Любая опубликованная информация должна храниться на протяжении шести месяцев и предоставляться по запросу правоохранительных органов.

Изменениями 2016 г. установлены новые требования для онлайн-агрегаторов, которые теперь классифицируются как средства массовой информации. Новостные ресурсы с более чем 1 млн уникальных посетителей в день теперь обязаны проводить проверку контента и в определенных случаях удалять его по требованию Роскомнадзора, который будет вести регистрацию таких ресурсов.

В 2017 г. Закон была введена норма, согласно которой владелец новостного агрегатора не несет ответственность за распространение им новостной информации в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, размещенных на официальном сайте государственного органа в сети Интернет или распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности. Тогда же было предусмотрено, что в случае обнаружения в информационно-коммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, возможно ограничение доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

В 2019 г. данное положение было дополнено запретом на распространение под видом достоверных сообщений недостоверной общественно значимой информации, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционирования или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Значимым стал Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Им законом введено понятие 2009 г. «официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления» и определяется содержание информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. В развитие норм указанного Закона издано постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».

В 2010 г. был принят Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающий предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Данный Закон определяет понятие портала государственных и муниципальных услуг как государственную информационную систему, обеспечивающую предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям об этих услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Все изложенные положения в той или иной мере расширяют правовые возможности человека, связанные с доступом к информации о деятельности органов публичной власти и получением государственных услуг.

Большое значение имеет Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 2010 г., предусматривающий дополнительные гарантии реализации прав детей. В 2012 г. он был дополнен нормами о введении единого регистра доменных имен, вебсайтов и сетевых адресов, блокируемых на территории страны, и о предоставлении государственным органам права включать онлайн-ресурсы в этот список без судеб ного решения (закон известен как закон «о черном списке сайтов»). Изменения были введены еще и в 2013 г.: устанавливался запрет на размещение информации, отрицающей семейные ценности, в частности пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних.

В 2011 г. был принят Федеральный закон «Об электронной подписи».

В 2015 г. в ТК РФ были введены новые требования, согласно которым интернет-компании или ресурсы, собирающие персональные данные граждан России, отныне обязаны хранить свои базы данных на территории России.

В том же году федеральный законодатель обязал владельцев поисковых сервисов удалять результаты поиска, содержащие имя и фамилию гражданина, который обратился с подобным требованием. При этом гражданин, в случае невыполнения его требования, может подать на владельцев поисковых сервисов в суд (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 264, получивший название «Закон о забвении»).

В 2016 г. было принято еще два закона, получивших название «пакет Яровой» (по фамилии инициатора законов). Они обязали провайдеров и телеком-компании сохранять все обрабатываемые ими данные в течение шести месяцев. Метаданные должны храниться операторами мобильной связи и провайдерами в течение трех лет и вся электронная переписка должна быть доступна для перлюстрации ФСБ (Федеральные законы от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ и 375-ФЗ).

Отдельные аспекты реализации прав в Интернете, их защиты регламентированы административным, уголовным законодательством, Гражданским кодексом, федеральными законами «О государственной тайне», «О рекламе» и др.

Все прошедшие годы принимались не только законы, но и подзаконные акты: постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом», от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе „Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в

Российской Федерации запрещено“», от 24 ноября 2014 г. № 1239 «Об учреждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-коммуникационной сети Интернет и др.

Чем больше развивается Интернет, чем больше прав реализуется через сети, тем больше фиксируется нарушений таких конституционных прав, как право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право на защиту чести и достоинства, право на личную свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, а также свободы массовой информации, запрета цензуры. Нарушается само право на доступ к Интернету, к информации. Поэтому для защиты своих прав граждане, их объединения все чаще обращаются в суды.

Например, перед Конституционным Судом РФ был поставлен интересный вопрос о возможности реальной защиты прав и законных интересов лица, чьи честь, достоинство и доброе имя потерпели ущерб в результате распространения не соответствующей действительности негативной информации. Суд высказал правовую позицию об обязательном обеспечении защиты прав и законных интересов независимо от тех информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых распространялась информация (Определение от 1 марта 2010 г. № 323-О).

В 2013 г. Конституционный Суд РФ был вынужден обратиться к вопросу об ответственности за размещение в Интернете порочащих гражданина сведений, не соответствующих действительности, в случае невозможности установить виновное лицо. Проанализировав огромное количество норм международного права и конституционных положений, Суд установил обязанность владельца сайта или уполномоченное им лицо удалять порочащие сведения при наличии соответствующего судебного решения. При этом до принятия судебного решения возможно использование иных правовых средств в целях приостановления распространения негативной информации до принятия окончательного решения по судебному спору (включая меры по обеспечению иска).

Суд обратил внимание на необходимость введения в правовое регулирование дополнительных законодательных гарантий защиты чести, достоинства и деловой репутации, учитывающих существен ное изменение способов распространения информации и отвечающих современным условиям ее движения в сети Интернет. Таким образом, «если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети „Интернет“, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети „Интернет“»  (Постановление Конституционного Суда от 9 июля 2013 г. № 18-П).

О праве свободно передавать, производить и распространять информацию говорилось и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 января 2019 г. № 4-П по делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в связи с жалобой гражданина Е. Г. Финкельштейна.

Вопросы о размещении информации и о «праве на забвение» были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Определении от 26 марта 2019 г. № 849-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Региональной общественной организации содействия просвещению граждан «Информационно-аналитический центр „Сова“» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 103 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Подобные вопросы рассматривались Конституционным Судом и ранее (см., например, Определение от 12 февраля 2019 г. № 274-О).

В Определении от 26 ноября 2018 г. № 3087-О Суд признал, что особый характер прав личности, гарантированных ст. 23 и 24 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, распространяется и на производные от них права (право на защиту персональных данных, «право на забвение» в сети Интернет). При этом данные конституционные законоположения, как отметил Суд, не исключают, что в некоторых случаях, особенно если речь идет об информации, которая не относится к сфере частной жизни лица в ее узком понимании, указанные права могут быть ограничены путем обеспечения доступа общественности к соответствующей информации в целях защиты конституционно охраняемых ценностей, имеющих в конкретной ситуации превалирующее значение.

Многократно к проблематике реализации прав и свобод человека в интернете и их защите обращался и Верховный Суд РФ. Например, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» рассматривались вопросы защиты чести и достоинства, деловой репутации в связи с распространением информации в сети Интернет.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации „О средствах массовой информации“» анализировались вопросы о применении к сайтам в сети Интернет правил распространения рекламы в средствах массовой информации. В частности, подчеркивалось, что периодическое распространение массовой информации может осуществляться через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет. Более того, Верховный Суд РФ указал, что регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации сайта в сети Интернет в качестве средства массовой информации, если его учредитель выразит желание получить такую регистрацию. В выходных данных сайта в сети Интернет, зарегистрированного в качестве средства массовой информации, должны указываться зарегистрировавший его орган и регистрационный номер. Отсутствие этих данных может служить основанием для привлечения лиц, которые осуществляют периодическое распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, зарегистрированные в качестве средств массовой информации, к ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных средства массовой информации.

Рассматриваемой тематики касается и решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2018 г. № АКПИ17-1181 «Об отказе в признании недействующим приказа Федеральной службы безопасности РФ от 19 июля 2016 г. № 432 „Об утверждении Порядка представления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей информа ционно-телекоммуникационной сети Интернет“». Суд постановил, что предоставление информации ничем не отличается от распространения информации, а потому интернет-провайдеры могут понести ответственность за распространение материалов, размещаемых посредством их услуг[42].

Следует признать, что, как и на международном уровне, на национальном, в том числе в России, субъектами управления Интернетом являются не только государство в лице отдельных органов власти, но и различные негосударственные структуры, частные лица. Так, для управления Интернетом в России планируется привлечь представителей гражданского общества. С учетом работы молодежного общественного движения «Кибердружина» и организации «Лига безопасного Интернета» для поддержания гражданской активности в работе с противоправной (направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, запрещенной в России) информацией депутатами подготовлен законопроект о создании в России кибердружин[43].

Развитие получает и саморегулирование. Так, представителями российских интернет-поисковиков и правообладателей подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий[44].Подписан Кодекс добросовестных практик (Кодекс этической деятельности (работы) в сети Интернет). К документу присоединились Торгово-промышленная палата России, ООО «Деловая Россия», ООО «Опора России», Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, а также представители зарубежного бизнеса – Ассоциация европейского бизнеса, Американская торговая палата в России и Российско-Германская внешнеторговая палата[45].

Видимо, именно о таком разноуровневом правовом регулировании говорил в своем выступлении на Международном конгрессе по кибербезопасности Президент РФ В. В. Путин. Он отметил, что среди приоритетов программы «Цифровая экономика Российской Федерации» – создание гибкого правового регулирования которое


должно в полной мере учитывать специфику отрасли, не тормозить развитие цифровых технологи, а успевать за ним и «надежно защищать экономические свободы, собственность, безопасность, частную жизнь и личное пространство граждан»[46].

Признавая, что зарождается право, регулирующее отношения в контексте мира цифр и искусственного интеллекта, о новом правовом регулировании цифровой реальности говорил в своем выступлении на Петербургском международном юридическом форуме председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин. Тем более «существующее законодательство далеко не в полной мере отвечает потребностям времени, поскольку многие законы слабо связаны как с... базовым законом [об информации], так и между собой. В связи с этим информационное законодательство нуждается в систематизации, избавлении от повторов и приведении его понятийного аппарата в стройное, непротиворечивое состояние»[47].

Безусловно, имеются разные подходы к развитию правового регулирования Интернета.

Например, Ю. М. Батурин предложил закрепить государственный суверенитет над российским сегментом Интернета[48].

В 2000 г. были разработаны проекты федеральных законов «О регулировании российского сегмента сети Интернет», «О правовом регулировании использования сети Интернет в Российской Федерации». Позже предлагались проекты «О правовом регулировании оказания интернет-услуг», «О предоставлении электронных финансовых услуг», «Об электронных сделках», «Об электронной торговле». Однако названные законы не были приняты по разным причинам.

Институт государства и права РАН в 2014 г. предложил проект информационного кодекса РФ. Он имеет целью обеспечить преемственность, согласование принимаемых законов и других нормативных правовых актов федерального уровня, упорядочить систему правовых дефиниций, которыми пользуется законодатель, и выработать понятную и практически значимую архитектуру базовых областей для комплексной отрасли информационного законодательства России[49].

Сегодня обсуждаются законопроекты о создании специальной платформы для урегулирования споров в электронном режиме для недовольных покупателей онлайн-магазинов (готовится Министерством юстиции), о закрытии сайтов-«двойников» Россреестра, незаконно предоставляющих сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (готовится Министерством экономического развития)[50].

В связи с необходимостью повышения эффективности защиты информации, обрабатываемой в информационных системах государственных органов, в Государственную Думу был внесен законопроект о внесении изменений в ст. 16 Закона об информации. Проект предполагает установление требований о защите информации, содержащейся не только в государственных информационных системах, но и в иных информационных системах, в которых на основании договоров или иных законных основаниях обрабатывается информация, обладателями которой являются государственные органы[51].

Следует отметить, что новое законодательство в сфере управления Интернетом должно учитывать нормы международного права, лучшие практики зарубежных стран и российские национальные достижения в данной сфере, закреплять право каждого на равный и беспрепятственный доступ к Интернету, устанавливать четкий и исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых доступ может быть ограничен. Интернет должен способствовать информированию граждан о деятельности органов публичной власти, о государственных и муниципальных услугах. Самостоятельным вопросом является реализация через Интернет отдельных прав – социальных, отчасти политических (например, использование сетей для реализации избирательных технологий), культурных, экономических и др. Нужно создать механизмы, обеспечивающие защиту персональных данных (неприкосновенность личной жизни, конфиденциальность передаваемых данных, их хранение), предотвращающие правонарушения в Интернете, гарантирующие информационную безопасность, прежде всего граждан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.046 с.)