Жанровая специфика MTV Россия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровая специфика MTV Россия



 

Для составления полной картины музыкального телеканала MTV Россия с интересующей нас точки зрения целесообразно сначала дать в целом его характеристику.Россия - российский музыкально-развлекательный телеканал, начавший вещание в 1998г. как часть всемирной сети MTV. Также, как и на МУЗ-ТВ, первоначально в сетке вещания данного канала преобладал музыкальный контент, но в середине 2000-х годов усиление позиций таких развлекательных каналов, как СТС и ТНТ вынудило MTV Россия изменить политику канала в сторону уменьшения количества как непосредственно музыки, так и передач, имеющих к ней отношение, и увеличения количества чисто развлекательных передач как собственного производства, так и заимствованных у других отделений MTV. Однако зрители телеканала высказывали недовольство по поводу полного отсутствия музыкального контента в дневное время и слишком большого количества американских и адаптированных под русскоязычного зрителя реалити-шоу на канале. Также в мае 2012 г. депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов заявил, что MTV Россия нужно закрыть, или перевести на «неэфирное вещание», так как передачи на нем причиняют нравственный вред зрителям и разлагают их. Депутат отметил, что возможный переход MTV на «неэфирное вещание» может влиять на изменение программной концепции, уменьшение рекламного времени и закрытия ряда программ. В итоге 1 октября 2013г. состоялся перезапуск MTV Россия в спутниковом и кабельном формате, а в конце мая телеканал прекратил эфирное вещание. На его частоте начал вещание развлекательный телеканал «Пятница!»

На данный момент MTV Россия является круглосуточным музыкально-развлекательным телеканалом, целевая аудитория которого - молодежь в возрасте от 11 до 34 лет. Эфир MTV Россия составлен из российских и зарубежных телепрограмм и музыкальных видеоклипов.

Основными методами подачи информации на MTV Россия также являются инфотейнмент и инфомершиалс, что значительно сказывается на жанровой составляющей телеканала.

Также можно отметить, что для телеканала MTV Россия характерно привлечение в качестве ведущих популярных российских исполнителей и публичных личностей, не являющихся профессиональными телеведущими.

Речевая культура на канале MTV Россия демонстративно подчеркивает неформальность обстановки и равенство социальных статусов с телезрителями, составляющими целевую аудиторию: в речи доминирует употребление сленга и жаргона, виджей также позволяет себе употреблять обсценную лексику. Широко используются заимствования из английского языка, что особенно характерно для телеканала MTV Россия, поскольку большое количество телепередач заимствовано у американского отделения MTV, западная культура активно пропагандируется. Также прослеживается так называемый «эффект присутствия», который дает телевидение, благодаря собирательному образу зрителя, присутствующему в эфире: обращение к телезрителю на «ты», прямой взгляд в камеру. Все это создает впечатление, что с тобой разговаривают вживую.

Далее мы проанализируем жанровую специфику программ на телеканале MTV Россия.

Информационные жанры на MTV Россия представлены в музыкальных чартах посредством жанра выступление, когда монолог виджея предваряет видеоклипы, а также как составляющие различных жанров телешоу. Характерным для телеканала MTV Россия является отсутствие чисто информационных программ.

Жанр выступление, или монолог в кадре, представлен в программах «Rus_Chart», «Выходные с MTV: Хит-парад крутых треков», «Far East Movement: лучшие треки для тусовки», «Хиты нон-стоп», «18+ Чарт», «Танцевальный чарт», «MTV Топ-20», «Самые популярные исполнители: топ-10», «Больше! Громче! Круче!» в виде обращения виджея к массовой аудитории с телеэкрана, при этом сам он является единственным объектом показа. Выступление виджея-телеведущего записывается в студии и может сопровождаться показом фотографий, графических материалов. Телеведущий определяет тему и вводит зрителя в круг обсуждаемых вопросов, после чего трансляция переключается на показ видеоклипа.

Жанр интервью на музыкальном телеканале MTV Россия представлен в виде короткой беседы журналиста с одним или несколькими лицами (чаще всего медийными) по каким-либо актуальным вопросам. Это может быть интервью с музыкантом о выходе нового альбоме или планируемых концертах и т.п. Для MTV Россия характерны такие типы интервью, как информационное и интервью-анкета. Данный жанр, как составляющая жанра телешоу, представлен в таких программах, как «Захотели - похудели», «Экс на пляже», «Невозможное возможно», «Пожалуй, ты!», «Молодые мамочки», «Обыск и свидание», «Френдзона», «По ту сторону музыки», «Школа красоты MTV», «Снуки и ДжейВау», «Техасские большие чаевые», «MTV Новые лица. Начало», «Подстава» и «MTV Video Music Awards», «MTV Movie Awards».

Жанр репортаж в программах телеканала MTV Россия представлен в виде журналистского материала о событии, очевидцем которого является корреспондент. На первый план здесь выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей. Данный жанр, как составляющая жанра телешоу, наиболее ярко представлен на премиях «MTV Video Music Awards» и «MTV Movie Awards». Это зарубежные телепремии, адаптированные под русскоязычного зрителя. Для трансляции «MTV Video Music Awards» и «MTV Movie Awards» на MTV Россия характерно использование фиксированного типа репортажа по способу трансляции и синхронного по особенностям звукового сопровождения.

Аналитические жанры на MTV Россия представлены телепрограммами

Жанр комментарий на телеканале MTV Россия представлен в виде разновидности выступления в кадре или закадрового комментария, иллюстрируемого специально подобранным видеорядом. Этот жанр в передачах данного музыкального телеканала разъясняет причинно-следственные связи между событиями и их возможные последствия. При этом основу комментария составляет открытая оценка, анализ. Комментарии в данных передачах в основном принадлежат медийным личностям и касаются музыкальной тематики, либо актуальных для молодежи событий.

Аналитический жанр беседа, как составляющая жанра телешоу, наиболее выражен в программе «Ррржжжжака». Телеведущим данной передачи является Роб Дирдек - известный американский про-скейтер. В телешоу ««Ррржжжжака»» он представляет самые забавные видеоролики из Всемирной сети Интернет, которые он сам разбивает на несколько категорий.

Данные видеоролики и являются темой беседы в передаче. После просмотра каждого ролика, Роб Дирдек обсуждает его с гостями шоу. Телеведущий здесь применяет на себя роль организатора и участника разговора, также в его задачи входит следить за тем, чтобы все гости имели возможность высказаться. Жанр беседы в «Иконе стиля» реализуются за счет наличия у гостей программы разных точек зрения, разных взглядов на моду, стиль, разных оценок имиджа участниц шоу.

Телеканал MTV Россия, также, как и МУЗ-ТВ, тяготеет к передачам «легкого» формата, которым не свойственна глубокая аналитика. В связи с этим жанр дискуссии, подразумевающий собой процесс исследования, современным программам MTV Россия не характерен. Наиболее ярко данный жанр был выражен в ток-шоу, приуроченном к реалити-шоу «Каникулы в Мексике», и выходившим в эфир MTV Россия до его перехода на спутниковое и кабельное вещание. Здесь на фоне характеров и поведения участников реалити-шоу поднимались социальные проблемы, которые обсуждали гости ток-шоу (медийные личности, бывшие участники шоу).

Инфотейнмент и инфомершиалс на телеканале MTV Россия представлены различными чартами, клиповыми блоками, телешоу, телесериалами, кинофильмами, докудрамами и докумылом.

Среди чартов MTV Россия можно отметить «Rus_Chart», «Самые популярные исполнители: топ-10», «MTV Топ-20», «18+ Чарт», «Танцевальный чарт» и «Выходные с MTV: Хит-парад крутых треков».

Для музыкальных чартов, транслирующихся на телеканале MTV Россия, характерны такие жанры инфотейнмента и инфомершиалс, как видеоклип и конкурс: чарты состоят из видеоклипов популярных исполнителей, которые располагаются на различных позициях списка, а показателем этих позиций является зрительское голосование. В чартах можно увидеть видеоклипы как российских, так и зарубежных исполнителей.

Также, как и на МУЗ-ТВ, на MTV Россия чарты иногда имеют определенную тематику. Например, в «Rus_Chart» вниманию телезрителя представляются десять лучших треков от российских исполнителей. «Танцевальный чарт» заряжает телезрителей необходимой утром энергией, представляя топ-10 лучших танцевальный композиций. «18+ Чарт» транслирует видеоклипы, показ которых запрещен в дневное время.

Жанр конкурс, как составляющая жанра телешоу, наиболее ярко представлен в программе «MTV Новые лица. Начало», представляющей собой большой кастинг, в котором авторитетное жюри представляет нам 14 полуфиналистов. В этой программе телезрители узнают их имена - а дальше наблюдают за ними в эфире MTV и голосуют на сайте MTV Россия за тех, кто, по их мнению, достоин стать новым виджеем телеканала.

Ярким примером жанра игра является телепередача «Пожалуй, ты!». В рамках данного шоу десяти одиноким девушкам создатели шоу выбирают идеально подходящего им молодого человека, но героев программы не ставят в известность об этом - они проводят время в шикарном доме на Гавайях и у них есть всего 10 недель, чтобы угадать свою "идеальную пару". В случае верного выбора герои реалити-шоу выигрывают миллион долларов.

Среди клиповых блоков MTV Россия можно отметить «Классный час», «Больше! Громче! Круче!», «Хиты нон-стоп» и «Far East Movement: лучшие треки для тусовки!».

Данные клиповые блоки образуются на основе определенной тематики. Например, в клиповый блок «Классный час» рассчитан на трансляцию видеоклипов по заявкам школьников в удобное для них время - после уроков. Также в данной передаче можно передавать приветы. Для того чтобы попасть в эфир, нужно оставить заявку на сайте телеканала.

В свою очередь в клиповых блоках «Больше! Громче! Круче!» и «Хиты нон-стоп» транслируются лучшие песни, хиты самых популярных исполнителей, а в «Far East Movement: лучшие треки для тусовки» вниманию телезрителей представляются клипы, которые будут как нельзя кстати на вечеринках.

Жанр концерта на MTV Россия представлен в передачах «MTV World Stage» и «MTV Live». В рамках данных телепрограмм транслируются сольные выступления, сборные концерты и шоу популярных исполнителей с легендарных площадок и фестивалей в разных странах. World Stage» и «MTV Live» представляют собой фиксированный видеоматериал. Характерно отсутствие телеведущих.

Жанр концерта в данных передачах реализуется в качестве эстрадных шоу, акцент в которых делается на эффектность зрелища, которая также достигается за счет популярности исполнителей.

Для данных передач характерно наличие общих планов аудитории, сцены и крупных планов исполнителей и ведущих. Также используются крупные планы аудитории, целью которых является трансляция реакции аудитории, которая также является частью шоу.

Жанр реалити-шоу является наиболее характерным для телеканала MTV Россия. Здесь он представлен в таких передачах, как «Захотели - похудели», «Экс на пляже», «Школа красоты MTV», «Невозможное возможно», «Техасские большие чаевые», «Снуки и ДжейВау», «Френдзона» и «Молодые мамочки».

Жанр реалити-шоу здесь реализуется за счет героев программ, которые не являются медийными личностями. Реалити-шоу преследуют различные цели в зависимости от концепции шоу. В основе концепций таких шоу лежат взаимоотношения между героями, личная жизнь героев, их поведение в стрессовых ситуациях.

Например, в реалити-шоу «Молодые мамочки» телезрители могут наблюдать за несовершеннолетними молодыми мамами, которые рассказывают обо всех трудностях и неожиданностях, которые подстерегали их на первом году материнства.

В реалити-шоу «Френдзона» героями каждой серии являются лучшие друзья, при этом один человек из пары испытывает к другому совсем не дружеские чувства. В шоу показывают повседневную жизнь героев, их общение, герои делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями, планами на счет признания, и, если оно происходит, то его результатами.

В реалити-шоу «Экс на пляже» показывает нам каникулы восьми одиноких парней и девушек на роскошном курорте, которые не подозревают о том, что MTV готовит им, возможно, не самый приятный сюрприз: совсем скоро к ним присоединяться их бывшие! Реалити-шоу показывает телезрителям развитие отношений между молодыми людьми с их давними и новыми знакомыми.

Такие реалити-шоу, как «Захотели - похудели», «Школа красоты MTV», «Невозможное возможно» и «Техасские большие чаевые» показывают телезрителю жизнь людей на пути к их цели. Чаще всего в подобных программах герои заселяются в общий дом, чтобы телезрители также могли наблюдать, как складываются взаимоотношения между людьми с похожими целями, и даже порой конкурирующими друг с другом.

В реалити-шоу «Захотели - похудели» зрителям рассказывается истории подростков, страдающих от избыточного веса. При помощи личного тренера, диет и ежедневных упражнений за одно лето они полностью меняют свою жизнь, постепенно приобретая новую фигуру и решая свои психологические проблемы, связанные с комплексами по поводу внешнего вида.

В каждом эпизоде шоу «Невозможное возможно» один доброволец задаётся целью изменить свою жизнь. Обычно героями реалити-шоу являются подростки, которые хотят освоить непривычные и нехарактерные им виды хобби и т.п., которые их всегда интересовали, но ранее им не представлялось возможности заняться ими в силу каких-либо обстоятельств.

Школа красоты MTV показывает телезрителям восемь героев, мечта которых - стать новой звездой в индустрии красоты. Но для того, чтобы достигнуть настоящих высот, каждому из них придется начинать с самых азов. Здесь мы можем наблюдать их личную жизнь, взаимоотношения друг с другом, основанные также и на конкуренции, а главное - их шаги на пути к цели.

Реалити-шоу «Техасские большие чаевые» - программа о девушках, работающих в небольшом техасском баре. Каждой из них нужно не только суметь заработать побольше денег на свою мечту, но и подружиться с остальными участницами, ведь все они будут жить вместе в одном доме. Телезритель наблюдает за их повседневной жизнью, работой, взаимоотношениями, а также раскрывает нам цели, стремления и желания героинь шоу.

Одним из самых знаменитых реалити-шоу на телеканале MTV Россия является «Подстава». Оно представляет собой розыгрыш звёзд с помощью скрытой камеры. Каждый эпизод шоу состоит из трёх равных частей, розыгрышей. Розыгрыш производится с помощью актёров шоу, друзей, родственников знаменитости, которые договариваются заранее с редакцией телепередачи. Розыгрыш нередко приводит звезду на грань нервного срыва, искусственно создает стрессовую ситуацию для них, и показывает их естественную реакцию на раздражители, а, следовательно, показывает истинный характер знаменитостей.

Жанры докудрама и докумыло на телеканале MTV Россия представлены художественными документальными телефильмами, основной тематикой которых является шоу-бизнес, в том числе и музыкальный. В состав подобных фильмов обычно входят отрывки из концертных выступлений, видеоклипов, фильмов и интервью с главным героем, который обязательно имеет отношение к шоу-бизнесу, его окружением, а также интервью с критиками (музыкальными, кинокритиками и т.д.). Здесь сочетаются реальные события, документированные видеокадрами, фотоснимками с их драматическими реконструкциями, с целью наглядно продемонстрировать развитие событий (докудрама), либо создать живописный фон для «документального» повествования (докумыло).

Данные фильмы обычно повествуют об отдельном периоде жизни героя, о его несценической сфере деятельности, о гастролях и т.п. Документальный фильм призван приблизить зрителя к кумиру, показать его повседневную жизнь, различные стороны его личности. Для усиления эффекта приближенности в жанре докумыло отбираются, соответствующим образом монтируются и комментируются документальные видеокадры с целью усиления драматического эффекта.

Для телеканала MTV Россия характерны биографические развлекательные художественные документальные телефильмы.

Среди документальных фильмов музыкальной тематики, которые транслировались на MTV Россия, можно отметить «Miley Cyrus: Эволюция» (рассказывает о самых удивительных моментах ее головокружительной карьеры и о том, с какими трудностями ей пришлось столкнуться, представив эпатажный и противоречивый образ), а также программу «По ту сторону музыки», в которой рассказывается о личной жизни знаменитых и влиятельных музыкантов, история их успехов и неудач (в каждом выпуске передач телезрителям представляют новых героев).

Также в сетке вещания телеканала MTV Россия присутствуют телесериалы и мультсериалы, например «Дарья» и «Холм одного дерева», «Неуклюжая», а также кинофильмы.

 

Выводы по III главе

В третьей главе нашей дипломной работы мы проанализировали жанровую специфику телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия. В данном анализе мы посчитали важным выделить следующие составляющие: характеристику телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия, и жанровую специфику этих телеканалов.

Изложим основные выводы, к которым мы пришли в процессе указанного исследования.

Теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, находится в процессе развития, постоянно видоизменяясь. Анализ жанровой специфики телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия убеждает в несостоятельности раз и навсегда застывшей жанровой схемы. Активно происходит диффузия жанров, характерная для публицистики в целом, но особенно очевидная именно в телевизионной публицистике - благодаря огромному богатству языка - движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. Для телеканалов Муз-ТВ и MTV Россия характерно преобладание развлекательных передач, направленных на массовую аудиторию, которые, зачастую, относятся к музыке весьма отдаленно.

Исходя из анализа жанровой специфики телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия, показавшей, что основной тематикой большинства программ являются ценности массовой культуры, мы пришли к выводу, что современное музыкальное телевидение хоть и стремится сохранить преобладание музыкального контента в эфире, но в связи с диктатом рейтинга тяготеет к немузыкальным развлекательным передачам.

 


Заключение

 

Анализ исследуемой в дипломной работе интересующей нас проблемы позволил сделать следующие выводы:

. История музыкального телевидения России напрямую зависит от истории самой страны. В связи с этим ее можно разделить на шесть периодов:

) Предыстория музыкального телевидения в СССР;

2) Музыкальное телевидение в послевоенный период (1945-1956 гг.);

)   Музыкальное телевидение 1956-1970 гг.: первые самобытные формы и персонификация программ;

)   Музыкальное телевидение в период 1970 - 1984 гг.: пропаганда советской эстрады;

)   Музыкальное телевидение в переходный от государственного к коммерческому телевидению период (1985-1995 гг.);

)   Музыкальное телевидение на современном этапе (1996-2008 гг.).

2. Несмотря на кажущуюся аполитичность музыкального телевидения, оно всегда зависело от политического курса правительства. Русское музыкальное телевидение было максимально свободно в самовыражении только на момент своего возникновения, когда его программирование не имело ограничений, и постоянно шли эксперименты с формой и музыкальным наполнением. В дальнейшем история русского музыкального телевидения - это история пропаганды политического режима и образования закрытых влиятельных структур и корпораций.

. Тенденция коммерциализации российского музыкального телевидения способствовала тому, что инфотейнмент и инфомершиалс стали активно завоевывать место в телеэфире. Музыкальное телевидение стало частью массовой культуры. Главными принципами отбора информации для программ стали сенсационность, яркость и зрелищность, драматизация событий. К специфическим особенностям современного музыкального телевидения также относится «треш-публицистика» и «фоновое восприятие».

. Инфотейнмент и инфомершиалс являются основными способами подачи информации на современном музыкальном телевидении, что значительно сказывается на всех его жанровых формах. Во второй главе нами была предложена следующая классификация жанров музыкального телевидения, при составлении которой мы опирались на общую классификацию телевизионных жанров, предложенную В.Л. Цвиком и Р.А. Борецким в учебных пособиях «Телевизионная журналистика» и «Информационные жанры телевидения», а также на понятия «инфотейнмент» и «инфомершиалс»:

) Информационные жанры

2) Аналитические жанры

)   Жанровые формы инфотейнмента и инфомершиалс

5. Теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, находится в процессе развития, постоянно видоизменяясь. Анализ жанровой специфики телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия убеждает в несостоятельности раз и навсегда застывшей жанровой схемы. Активно происходит диффузия жанров, характерная телевизионной публицистике благодаря огромному богатству языка - движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. Для телеканалов Муз-ТВ и MTV Россия характерно преобладание развлекательных передач, направленных на массовую аудиторию, которые, зачастую, относятся к музыке весьма отдаленно.

Исходя из анализа жанровой специфики телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия, показавшей, что основной тематикой большинства программ являются ценности массовой культуры, мы пришли к выводу, что современное музыкальное телевидение хоть и стремится сохранить преобладание музыкального контента в эфире, но в связи с диктатом рейтинга тяготеет к немузыкальным развлекательным передачам.

Подводя итоги нашего исследования, мы выявляем, что становление системы жанров на музыкальном телевидении проходило постепенно, начиная с зарождения телевидения в СССР в 30-е годы и по настоящее время. Различные жанры появлялись, трансформировались, по-новому оформлялись или постепенно отмирали за ненадобностью. Рождение новых телевизионных форм вещания было обусловлено сменой общественно-политического режима в стране, и как следствие - сменой идеологических ориентиров и отменой цензуры.

Музыкальное телевидение развивается, осваивая традиционные жанры и преломляя их согласно своей изобразительно-выразительной природе, а также особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Активно происходит диффузия жанров.

Но сколь бы сложной ни была конструкция телевизионной передачи, в ее основании всегда можно обнаружить устойчивые жанровые признаки, что доказал анализ жанровой специфики телеканала МУЗ-ТВ. Это позволяет выделить определенное количество жанров, что важно не столько для теоретического осмысления проблем телевизионной журналистики, сколько для практической деятельности телевизионных журналистов. Ведь в адекватном понимании жанровой природы заложены возможности и наиболее полной реализации мастерства, и выполнения редакционного задания. Таким образом, гипотеза дипломной работы получила подтверждение.

 


Библиография

Учебные пособия

1. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения - М., 1960

2. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XXвв. М., 2001

.   Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества. М, 2006

.   Качкаева А.Г. Трансформация российского ТВ // Средства массовой информации России. М., 2006

.   Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский Телевизионная журналистика: Учебник. 5-е издание, перераб. и доп. М., 2005

.   Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. М., 2007

.   Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: история, формы и методы воздействия. Спб., 2008

.   Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999

.   Падейский В.В. Проектирование телепрограмм: учебное пособие. М., 2004

.   Поберезникова Е.В, Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. М., 2004.

.   Познер В. Дискуссия: информация к развлечению // В сб. Телевидение: режиссура реальности. Сост. Д.Дондурей. М., 2007

.   Троицкий А. Бонусы. Поп 1986-1989гг. // Гремучие скелеты в шкафу: сборник статей в 2т. Спб., 2008

.   Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История, теория, практика. - М., 2004



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.049 с.)