Музыкальное телевидение на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное телевидение на современном этапе



 

Возникновение музыкального телевидения было связано с дифференциацией FM-радиостанций и усилением интерактивного характера масс-медиа, индивидуализацией предоставляемой информации. «Попытки создания независимого эфирного круглосуточного специализированного отечественного музыкального канала предпринимались в середине 1990-х гг. неоднократно». В 1995г. компании «Biz Enterprices», «РАЙС-Лис`С» и телекомпания Космос-10 объявили о начале вещания с 1 сентября 1995г. первого в России музыкального канала К-10, контент которого должен был быть сформирован из ряда выпусков MTV, которые выходили ранее на телеканале ТВ-6 Москва, программ Биз ТВ, а также музыкальных программ, которые производила «РАЙС-Лис`С». Планировалось, что Биз ТВ также продолжит свое вещание в эфире 2х2.

Однако первый музыкальный канал в эфире возник только в 1996г., без участия Биз ТВ. Первый национальный музыкальный канал МУЗ-ТВ был зарегистрирован 4 ноября 1996г., предварительно приступив к массовому вещанию на территории России 1 мая 1996г.

На первых этапах формирования эфира МУЗ-ТВ более 70% контента телеканала было заполнено российской музыкой, в связи с чем канал получил название «национальный». МУЗ-ТВ транслировался по всей территории России, стран СНГ и Балтии. В 2008г. музыка на телеканале представлялась в виде тематических нон-стопов: «МУЗ-ТВ хит» (лучшее из новых видеоклипов), «МУЗ-ТВ Dance» (лучшие танцевальные видеоклипы), «МУЗ-ТВ Classic» (хиты прошлых лет) и музыкального конкурса «Битва за респект».

В 1998г. Биз ТВ подписал соглашение с международной сетью MTV Networks - так появился телеканал MTV Россия. MTV Россия начал свое вещание 25 сентября 1998г. Целевой аудиторией телеканала являлась молодежь 11-34 лет. Доля музыки российских исполнителей составляла 60% эфирного времени. MTV Россия транслировался в 556 городах РФ, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Молдовы. К 2008г. аудитория телеканала составила 89,4 млн. человек (79,8 млн. на территории РФ). Российское руководство канала до 2008г. включительно пыталась соблюдать баланс между программами собственного производства и программами, предоставляемыми американским MTV.

В 2002г. в России практически одновременно произошло переформирование музыкальных телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия. Срок контракта между Биз ТВ и MTV Networks истек и Б. Зосимов вместе со своей рабочей командой покинули российский MTV, а новым президентом канала стала американка Л. Дженсен. Альфа-Банк, который являлся держателем 100% акций МУЗ-ТВ, продал их холдингу АРС, владельцем которого являлся И.Крутой.

В 2007г. активно велось вытеснение иностранного капитала с российского телевизионного рынка, в связи с чем MTV Россия и МУЗ-ТВ сменили владельцев. А.Усманов, глава «Металлоинвеста», приобрел 75% акций МУЗ-ТВ, а оставшиеся поделили между собой прежние акционеры - продюсер И. Крутой, украинский предприниматель Р.Ахметов и руководитель телеканала В. Кормильцев. Компания «Estermina Ltd», действующая в интересах российской компании «Проф-Медиа», приобрела 100% акций «Wayfarer Media Limited», которая являлась холдинговой компанией MTV Россия и VH1 Россия. 53% акций «Wayfarer Media Limited» принадлежало MTV Networks International, 42% акций компании владел фонд «Russia Partners», а 5%принадлежали «Европейскому Банку Реконструкции и Развития». Несмотря на смену владельцев телеканала, MTV Networks International продолжил представление эксклюзивных прав «Wayfarer Media Limited» на трансляцию телепрограмм американских MTV и VH1.

Рейтинги МУЗ-ТВ и MTV Россия за 2008г. колебались в районе 1-2%, периодически опережая друг друга на 0,3-1%.

Следуя американскому MTV, телеканал MTV Россия начал расширять границы форматов своих передач, добавив в эфир новости, спорт, ситкомы, документальные фильмы, мультфильмы, игры, шоу и прочее. В основном программы были так или иначе связаны с миром музыки.

МУЗ-ТВ также постепенно меняли формат, используя западный вариант развлекательного телевидения, адаптированный к условиям российского восприятия. Здесь главную роль в эфире стали занимать программы-обзоры, повествующие о жизни и творчестве артистов, шоуменов («Ближе к звездам», «Звезды зажигают», «Блондинка в шоколаде»).

В июле 2010г. были объединены телевизионные активы «Медиа-1» и «АФ Медиа Холдинг» и образован новый холдинг «ЮТВ», куда вошли каналы МУЗ-ТВ и 7ТВ (в настоящее время «Disney»). Музыкальный контент канала становился все меньше, и в связи с этим 26 июля 2012г. руководство канала объявило о его преобразовании в новый молодежный канал «Ю». В то же время Ю-ТВ не стал отказываться от бренда Муз-ТВ. В начале августа 2012г. на спутнике Экспресс MD1 началось тестовое вещание новой версии «Муз-ТВ», которая содержала только клипы. 16 сентября 2012г. «Муз-ТВ» официально перешло на новую платформу. Появились множество передач и музыкальных блоков, многие из которых переехали из эфирной версии на новую, а некоторые, наоборот, вернулись в эфир.

Летом 2008г. был начат ребрендинг канала MTV, который был направлен на сокращение производства собственных программ и штата сотрудников. Осенью - зимой 2010г. ООО «Энергия ТВ» прекратила распространение телеканала в Казахстане, Молдавии, Киргизии и Белоруссии. В июне 2012г. сменился генеральный директор MTV Россия, и уже в октябре того же года формат телеканала подвергся изменениям. Появились новые передачи с наиболее известными ведущими, уменьшился объём музыкального вещания, в сетку вещания были добавлены фильмы и мультфильмы. В начале декабря 2012г. появилась информация о возможном закрытии MTV Россия, которая впоследствии была подтверждена генеральным директором канала Николаем Картозия, и в ночь с 30 на 31 мая 20013г. MTV Россия прекратил эфирное вещание. На его частоте начал вещание новый развлекательный телеканал «Пятница!». 1 октября 2013г. Компания Viacom International Media Networks (VIMN) - правообладатель бренда MTV - запустила в России спутниковый канал MTV. Несколькими годами ранее телеканал VH1 Россия также завершил своё вещание (1 июня 2010г.).

За период с 1996 по 2008гг. программирование музыкального телевидения на универсальных каналах оформилось в своей ориентации исключительно на рейтинг музыкальной телепрограммы; сформировались и утвердились формы высокорейтинговой музыкальной программы.

С середины 1990-х гг. производство и трансляция на неспециализированных музыкальных каналах телепередач становится инструментом проведения музыкальной политики крупных игроков российского шоу-бизнеса. Рекорд-компании начали производство телевизионного музыкального контента с целью извлечения дополнительной прибыли от деятельности исполнителей, подписавших с ними контракты. «РАЙС-ЛисС» занималось производством музыкального контента для ОРТ («Утренняя почта», «Утро», «Хит-парад Останкино»), компания «АРС» продюсировала «Песню года» и сотрудничала с телеканалом Россия («Горячая десятка», «Доброе утро, страна!», «Звуковая дорожка», фестиваль «Новая волна»). «Первым» каналом были организованы музыкальные рекорд-компании «ОРТ-Рекордс», «Реал Рекордс» («Реальная музыка» на Первом). Музыкальное телевидение на универсальных каналах стало выполнять функции продвижения конкретных исполнителей.

Особым явлением на универсальных каналах стали лицензионные музыкальные реалити-шоу: «Фабрика звезд» («Первый»; российская версия успешного проекта телекомпании «Endemol» «Star Academy») и «Стань звездой» (РТР; российская версия успешного проекта «Popstars»). После выхода в эфир «Фабрики звезд» на «Первом» по причине низких рейтингов закрылся музыкальный телевизионный конкурс «Утренняя звезда» (музыкальный конкурс для детей и юношества), который выходил с 1991г.

Появление музыкальных реалити-шоу кардинально изменило аудиторию музыкальных каналов, разделив ее на передачи для аудитории 14-34 лет, и передачи для аудитории 35+. «Использование данной синкретической формы позволило окончательно оформиться корпоративной структуре музыкального телевидения и еще больше сблизиться с шоу-бизнесом».

С 2003г. продолжилась политика усиления развлекательной направленности российского телевидения, что отразилось на музыкальном контенте универсальных каналов. В результате перепрограммирования музыкальных каналов уменьшилось количество видеоклипов в эфирной сетке. Музыкальные телепередачи трансформировались в общеразвлекательные, становились все масштабнее, их рейтинг возрастал, в них участвовало большое количество исполнителей, что привлекало огромное количество рекламодателей. Основными направлениями музыкального телевидения на универсальных каналах, ориентированного на массовизацию аудитории, стали концерты и телешоу с использованием концертных выступлений («Две звезды», «Можешь? Спой» - «Первый»; «Субботний вечер - Россия» - «Россия», «Ты супер стар» - «НТВ» и др.).

 

Выводы по I главе

В первой главе нашей дипломной работы мы рассмотрели историю российского музыкального телевидения. В данном анализе мы посчитали важным выделить следующие составляющие: процесс возникновения музыкального телевидения в СССР и в России, а также этапы и закономерности его развития. Изложим основные выводы, к которым мы пришли в процессе указанного исследования.

История музыкального телевидения России напрямую зависит от истории самой страны. В связи с этим ее можно разделить на шесть периодов:

1. Предыстория музыкального телевидения в СССР;

.   Музыкальное телевидение в послевоенный период (1945-1956 гг.);

.   Музыкальное телевидение 1956-1970 гг.: первые самобытные формы и персонификация программ;

.   Музыкальное телевидение в период 1970 - 1984 гг.: пропаганда советской эстрады;

.   Музыкальное телевидение в переходный от государственного к коммерческому телевидению период (1985-1995 гг.);

.   Музыкальное телевидение на современном этапе (1996-2008 гг.).

Вместе с вехами истории формировались модели музыкального телевидения:

1. Советская модель

Характерная особенность советской модели музыкального телевидения - отсутствие правового поля в области СМИ и авторского права. Главной задачей музыкального телевидения в СССР была пропаганда советской идеологии. Еще одна характерная черта советской модели - подцензурность. Музыкальное телевидение находилось под контролем Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Функцию цензора контента музыкальных передач выполняла система «худсоветов».

.   Инструментальная модель

Данная модель образовалась во времена «перестройки». Изменился политический курс России и некогда подпольная рок-музыка ворвалась в эфир, пропагандируя перемены. Сформировалось альтернативное музыкальное телевидение, ставшее инструментом для пропаганды реформ и нового политического мышления.

.   Модель «четвертой власти»

В 1991г. вышел закон о СМИ, в котором были сформированы основы правового регулирования телевидения. В 1993г. был принят Закон об авторском праве и смежных правах, а 12 июня 2000г. был принят Закон о печати. Появилось независимое музыкальное телевидение. Разнообразились формы и контент музыкальных телепередач. Музыкальный контент включал в себя музыку разных направлений, повысилось эфирное время иностранной музыки. В эфире появились программы американского MTV. Был создан первый развлекательно-музыкальный телеканал в России - Биз ТВ.

4. Корпоративно-авторитарная модель

К 1995г. российский шоу-бизнес сформировался как корпоративный бизнес и установил контроль над музыкальным телевидением. В ходе президентской кампании Б.Ельцина музыкальное телевидение было активно задействовано в качества средства массовой пропаганды. Пользуясь сформированным авторитетом среди молодежи, звезды русского шоу-бизнеса выступали на телевидении с поддержкой кандидатуры Б.Ельцина в президенты, помогая тем самым его продвижению. Вновь вернулась система «худсоветов», и вместе с ними появился феномен «неформат», под который попали исполнители некоммерческой музыки и исполнители, не имеющие договорных отношений с влиятельными структурами шоу-бизнеса. Телевидение стало стремиться к массовости, его главной целью стало получение прибыли. Музыкальный контент постепенно начал уступать развлекательному, что, со временем, привело к практически полному исчезновению музыкального телевидения, а также его трансформации в телевидение развлекательное.

Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что, несмотря на кажущуюся аполитичность музыкального телевидения, оно всегда зависело от политического курса правительства. Русское музыкальное телевидение было максимально свободно в самовыражении только на момент своего возникновения, когда его программирование не имело ограничений, и постоянно шли эксперименты с формой и музыкальным наполнением. В дальнейшем история русского музыкального телевидения - это история пропаганды политического режима и образования закрытых влиятельных структур и корпораций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.013 с.)