Специфика современного музыкального телевидения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика современного музыкального телевидения



 

Появившаяся в начале 90-х годов коммерческая модель музыкального телевидения провозгласила принцип: «Привлечение внимания зрителей, а через него - рекламы любой ценой». Коммерциализация российского музыкального телевидения способствовала тому, что информация развлекательного характера стала активно завоевывать место в телеэфире. Это значительно отразилась на контенте музыкальных телеканалов, а, следовательно, и на их жанровой составляющей.

Содержание программ современного музыкального телевидения тесно связано с феноменом массовой культуры, для которого характерна стереотипизация и культивирование определенных культурных практик, таких как мода, стиль жизни и т.п. К программам подобного рода можно отнести большую часть немузыкальных телепрограмм, выходящих на музыкальных каналах («Икона стиля» на МУЗ-ТВ). Даже характерную для музыкального телевидения форму хит-парада по содержанию можно разделить на музыкальные хит-парады, в которых объединяются популярные видеоклипы («МУЗ-ТВ чарт», «Русский чарт» на МУЗ-ТВ), и хит-парады немузыкальной тематики (самые богатые знаменитости, самые громкие скандалы и пр.). Подобные музыкальные программы используют типичные «социальные маски»(олигархи, звезды и пр.), таким образом культивируя виртуальную реальность, инкорпорированную в реальную жизнь. Если «социальная маска» не вписывается в шаблоны, значит, она неформатна.

Новостные программы, транслирующиеся на музыкальных телеканалах («PRO-Новости», «PRO-Обзор» на МУЗ-ТВ) не обращены на музыкальную информацию, а тяготеют к светской хронике. «Информация повсюду превратилась в инструмент влияния и в товар, ее задача не информировать, а развлекать, главное - не что, а как, не содержание, а форма подачи».

Еще одним популярным направлением телепрограмм, выходящих на музыкальных каналах, является, так называемая, «треш-публицистика». Это программы, описывающие шокирующие подробности и показывающие «правдивые» комментарии участников и ведущих программ («Пик популярности» на RU.TV). Как направление современного искусства треш можно характеризовать низкобюджетностью, вторичностью и вульгарностью.

Также очень часто по отношению к музыкальному телевидению употребляется термин «фоновое восприятие», т.е. передача воспринимается телезрителем как фон, элемент окружающего его мира, лишь частично активизируя сознание воспринимающего. «Фоновые каналы» не претендуют на полное внимание, но благодаря этому являются необходимыми - в одном ряду с утренней чашкой кофе или ежедневной газетой.

Фоновое восприятие музыкальных телепрограмм обусловлено самостоятельностью малых форм, таких как видеоклип, выступления, а также частым отсутствием сюжетных линий между ними и повторяемостью в эфире. Музыкальная составляющая современных телеканалов предполагает отсутствие негативной и побуждения к каким-либо действиям.

В связи с этим особый интерес представляют такие явления, как инфотейнмент (infotainment) и инфомершиалс (infomercials).

Термин «инфотейнмент» является аббревиатурным объединением двух английских слов: информация (information) и развлечение (entertainment). Инфотейнмент - это информационно-развлекательные передачи, в которых телезрителям предлагают сюжеты, информационная ценность которых минимальна. Очень часто для подобных передач используется так называемая «новость», которая на деле является только предлогом для главной цели телепрограммы - создание развлекательного сюжета.

Термин «инфомершиалс» также является аббревиатурным объединением двух английских слов: информация (information) и рекламные объявления (commercials). В случае с инфомершиалс под видом информации, события, истории телезрителю подается реклама.

В целом, инфотейнмент и инфомершиалс можно отнести к методам подачи информации, для которых характерны развлекательность и коммерческая направленность. На современном этапе российское музыкальное телевидение активно использует данные методы подачи информации: стремление обеспечить высокий рейтинг коммерческого вещания заставляет телекомпании отказываться от качественных, но низкорейтинговых передач в пользу программ, гарантированно собирающих у телеэкранов массовую аудиторию - викторин и конкурсов, шоу, «мыльных опер», рассчитанных на зрителя с невзыскательными вкусами. Все это способствует активному синтезу жанров и образованию новых форм.

Жанры современной вещательной индустрии исследователи объединяют в довольно отличающиеся друг от друга системы, т.к. само понятие «жанр» может иметь разные трактовки и подходы к этому явлению. Порой данное понятие выражает общность ведущих художественных средств (например, игровые и документальные жанры) или определяет способы и место существования произведений в эфире (например, трансляция заранее записанного телефильма, с одной стороны, и прямой экстренный выпуск «Новостей» - с другой), которые, в свою очередь, могут быть построены на схожих сюжетах (цикл телепередач или радиосериал) или же иметь аналогичные технические средства их создания (к примеру, радиожанры и тележанры).

Системы жанров эфира объединяют произведения, построенные на основе одинаковых эстетических закономерностей, на основе общих главных средств выразительности и общих норм предназначения, таких как искусство, новостная информация или же реклама (соответственно художественные, информационные и рекламные жанры).

К жанрам музыкального телевидения можно отнести песенный видеоклип, видеосюжет, телешоу, видеофильм. Здесь обособление жанров основано на доминировании (или равноправии) внутрикадровой музыкальной составляющей над журналистской или экранной. Жанры музыкального телевидения по большому счету - это различные варианты трансляций исполнения музыкального произведения, а также фильмы музыкальной тематики.

Нами предлагается следующая классификация жанров музыкального телевидения, при составлении которой мы опирались на общую классификацию телевизионных жанров, предложенную В.Л. Цвиком и Р.А. Борецким в учебных пособиях «Телевизионная журналистика» и «Информационные жанры телевидения», а также на понятия «инфотейнмент» и «инфомершиалс»:

1. Информационные жанры

2. Аналитические жанры

.   Жанровые формы инфотейнмента и инфомершиалс


Информационные жанры

К информационным жанрам музыкального телевидения относятся видеосюжет, выступление (монолог в кадре), интервью, репортаж и прямые включения.

Информационное сообщение (видеосюжет) подразумевает устное сообщение и видеозаметку. Заметка - наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент выпусков новостей. Она представляет собой краткую новость без причинно-следственных связей и отвечает на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?» и «Когда?».

Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности.

Первая - сообщение об официальном событии: концерт, пресс-конференция, премьера кинофильма с участием телезвезд и т.п. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающих, панораму по главным лицам мероприятия, несколько общих кадров публики. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого и написании закадрового текста.

Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь крайне важно участие журналиста в творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. При подготовке собственного сюжета автор отвечает за выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста. «Такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, мини-репортаж».

Вербальная часть видеосюжета не должна дублировать видеоряд. Также при написании речи следует избегать длинных предложений, канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии.

«Закадровый текст официального сюжета читает ведущий информационной программы. Закадровый текст авторского сюжета обычно до эфира записывает автор-журналист; тембр голоса подчеркивает своеобразие данного информационного материала».

Выступление (монолог в кадре) - это любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа. Монолог в кадре скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию.

Выступление может сопровождаться показом видеокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.

В выступлении следует соблюдать основные композиционные требования: «сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление), затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть) и сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение)». Составные части выступления должны быть соразмерными. К числу чисто технических приемов произнесения выступления относятся дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов (логическая пауза и логическое ударение).

Интервью - это жанр, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

«Интервью для журналиста - это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой - публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи».

Во время проведения интервью важно раскрыть глубинные свойства личности интервьюируемого, передать их на эмоциональном уровне зрителю.

Интервью является одним из важнейших элементов в жанровой системе музыкального телевидения - это составная часть журналистской работы в разных жанрах, которая позволяет сделать эффектный материал об интересной личности, подготовить эпатирующий «экспромт» для усиления зрелищности телеигры, или добыть недостижимую другими способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию.

На музыкальном телевидении используются четыре типа интервью: информационное, интервью-портрет, проблемное интервью и интервью-анкета.

Целью информационного интервью является получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»). Данный вид интервью входит в состав информационно-публицистических программ.

Целью интервью-портрет является по возможности всестороннее раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка.

Проблемное интервью (или дискуссия) ставит перед собой задачу выявить различные точки зрения или пути решения актуальной проблемы.

«Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос». Как правило, проводится за пределами студии.

Репортаж - это журналистский материал о событии, характерной чертой которого выступает оперативность. Еще более сущностный признак - корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

По способу трансляции можно различить репортаж прямой и фиксированный. Прямой транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Если показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме не имеется возможности - требуется его фиксация.

По особенностям звукового сопровождения можно выделить две разновидности телерепортажа: синхронный - содержащий естественные шумы и речь участников, и немой, где закадровый текст читает теледиктор.

Телерепортаж может быть событийным, проблемным и аналитическим.

Событийный (новостной) телерепортаж базируются на актуальной информации. Его задача - отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.

Событийный сюжет, как правило, не требует особых изысков в исполнении. «Оптимальный набор: картина места происшествия, синхрон участника и (или) синхрон эксперта, stand-up на фоне места происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте». Главным из определяющих факторов здесь является оперативность, своевременность получения материала редакцией.

Проблемный и аналитический телерепортажи представляют сюжеты, как правило, не связанные с событием сегодняшнего дня. Важным элементом сюжетов проблемного и аналитического телерепортажей является часто встречающееся в них присутствие оценочного, комментарного момента.

Прямые включения используются музыкальным телевидением во время трансляций международных конкурсов и фестивалей («Новая волна, «Евровидение»).

Аналитические жанры

К аналитическим жанрам музыкального телевидения относятся комментарий, обозрение, беседа и дискуссия.

Комментарий является одной из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального события и т. п.

Телевизионный комментарий является разновидностью выступления в кадре, а также широко используется в качестве закадрового комментария, иллюстрируемого специально подобранным видеорядом.

В комментарии освещаются причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария составляет открытая авторская оценка, анализ. Как и другие жанры, комментарий может являться составной частью другой жанровой формы.

Обозрение является одним из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными рамками. Обозрение дает зрителю богатую, разностороннюю картину происходящего, раскрывает связи между явлениями, указывает на тенденцию их развития. Обозрение строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью. Во-вторых, обозреватель рассматривает факты в совокупности, как элемент целого, отыскивает в единичном общее. В-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие. И в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками.

Различают обозрение общее, где рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени и тематическое, ограниченное сферой конкретной проблематики.

Помимо монологического обозрения есть обозрения-диалоги, которые подразумевают обсуждение обозревателя с компетентным собеседником актуальных событий. При этом «используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. п. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения».

«Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью».

Жанр беседы на музыкальном телевидении представляет собой передачу, в которой принимают участие несколько человек, которые рассказывают что-либо, обмениваются мнениями по теме беседы, дополняют друг друга. Журналист, принимающий участие в такой беседе, является ведущим (или модератором). Он участник разговора и организатор беседы, который следит за тем, чтобы все гости имели возможность высказаться. По ходу передачи беседа может перерастать в дискуссию.

Для жанра беседы характерно наличие конфликта, разных точек зрения, сценарный план, подробно раскрывающий содержание, намечающий характер взаимодействия участников беседы и разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов.

«Отличаясь внешней статичностью, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. В ней могут также широко использоваться различные вспомогательные средства (кадры, фотографии, схемы, документы)».

Дискуссия является жанром, демонстрирующим «процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра».

Здесь крайне важен выбор предмета спора: тема должна быть достаточно дискуссионной, предполагать несколько возможных вариантов ее решения, она должна быть понятной зрителям, чтобы они могли почувствовать себя арбитрами дискуссии. Ведущий в данном случае выполняет роль посредника между аудиторией и компетентными дискутирующими. Для жанра дискуссии характерна некоторая импровизация. Творческие возможности данного жанра расширяются с наличием обратной связи с телезрителями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.03 с.)