Глава I. История российского музыкального телевидения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. История российского музыкального телевидения



Введение

музыкальный телевидение жанр

Еще с древних времен музыка была неотъемлемой частью культуры и общества. Благодаря техническому прогрессу музыка максимально проникла в повседневную жизнь человека. Окружая нас повсюду, она оказывает огромное влияние на наше сознание и подсознание. Телевидение является одним из главных способов распространения музыкальной культуры по всему миру. Оно несет музыку в массы, помогая развивать и изменять музыкальные, а через них и эстетические вкусы и принципы человека.

Становление телевидения началось с освоения уже существующих музыкальных жанров, таких как выступление, концерт, музыкальный спектакль. На современном состоянии российского музыкального телевидения сильно отразились последствия коммуникационно-цифровой революции и инноваций в сфере массовых телекоммуникаций. Распад СССР, децентрализация и коммерциализация отечественного музыкального телевидения, глобализация и стремление к индивидуальности, оригинальности, творчеству, к социальной и межкультурной коммуникации, вытеснения с телевидения профессиональной журналистики (в особенности музыкального) оказали непосредственное влияние на современное состояние музыкального телевидения России, в том числе на его жанровые особенности.

Актуальность исследования. Несмотря на важную роль музыкального телевидения в жизни и функционировании современного общества, данная тема в настоящее время изучена весьма слабо: до сих пор отсутствует общепризнанное научное определение музыкального телевидения, музыкальной телепрограммы, классификация жанров музыкального телевидения.

Гипотеза исследования: не смотря на активную диффузию жанров, наблюдающуюся на современном музыкальном телевидении, в основании конструкции телевизионной передачи всегда можно обнаружить устойчивые жанровые признаки.

Целью работы является изучение жанровой специфики русского музыкального телевидения как самостоятельного раздела телевидения.

Объектом исследования является российское музыкальное телевидение.

Предметом исследования являются жанры российского музыкального телевидения.

Задачи исследования:

1. Изучить историю отечественного музыкального телевидения

.   Выявить тенденции и закономерности в развитии отечественного музыкального телевидения

.   Изучить специфику российского музыкального телевидения

.   Составить классификацию жанров музыкального телевидения

.   Сделать практический анализ жанровой специфики телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия

Степень научной разработанности в отечественной тележурналистике данной темы очень мала. По выбранному нами направлению исследования было обнаружено лишь несколько работ авторства М. Соколова, Т.А. Курешывой, Э.В. Советкиной, З.Р. Камруковой, Е.А. Шерстобоевой и др.

Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что в работе поставлена научная проблема исследования жанровой специфики современного музыкального телевидения, показано развитие и изменение жанровой специфики музыкального телевидения в контексте истории России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в спецкурсах по музыкальной тележурналистике, «Истории отечественной журналистики», практических занятиях будущих журналистов.

В основу методологии исследования положены принципы историзма и системности. Были использованы исторический, фактологический, типологический и системный методы.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 


Выводы по I главе

В первой главе нашей дипломной работы мы рассмотрели историю российского музыкального телевидения. В данном анализе мы посчитали важным выделить следующие составляющие: процесс возникновения музыкального телевидения в СССР и в России, а также этапы и закономерности его развития. Изложим основные выводы, к которым мы пришли в процессе указанного исследования.

История музыкального телевидения России напрямую зависит от истории самой страны. В связи с этим ее можно разделить на шесть периодов:

1. Предыстория музыкального телевидения в СССР;

.   Музыкальное телевидение в послевоенный период (1945-1956 гг.);

.   Музыкальное телевидение 1956-1970 гг.: первые самобытные формы и персонификация программ;

.   Музыкальное телевидение в период 1970 - 1984 гг.: пропаганда советской эстрады;

.   Музыкальное телевидение в переходный от государственного к коммерческому телевидению период (1985-1995 гг.);

.   Музыкальное телевидение на современном этапе (1996-2008 гг.).

Вместе с вехами истории формировались модели музыкального телевидения:

1. Советская модель

Характерная особенность советской модели музыкального телевидения - отсутствие правового поля в области СМИ и авторского права. Главной задачей музыкального телевидения в СССР была пропаганда советской идеологии. Еще одна характерная черта советской модели - подцензурность. Музыкальное телевидение находилось под контролем Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Функцию цензора контента музыкальных передач выполняла система «худсоветов».

.   Инструментальная модель

Данная модель образовалась во времена «перестройки». Изменился политический курс России и некогда подпольная рок-музыка ворвалась в эфир, пропагандируя перемены. Сформировалось альтернативное музыкальное телевидение, ставшее инструментом для пропаганды реформ и нового политического мышления.

.   Модель «четвертой власти»

В 1991г. вышел закон о СМИ, в котором были сформированы основы правового регулирования телевидения. В 1993г. был принят Закон об авторском праве и смежных правах, а 12 июня 2000г. был принят Закон о печати. Появилось независимое музыкальное телевидение. Разнообразились формы и контент музыкальных телепередач. Музыкальный контент включал в себя музыку разных направлений, повысилось эфирное время иностранной музыки. В эфире появились программы американского MTV. Был создан первый развлекательно-музыкальный телеканал в России - Биз ТВ.

4. Корпоративно-авторитарная модель

К 1995г. российский шоу-бизнес сформировался как корпоративный бизнес и установил контроль над музыкальным телевидением. В ходе президентской кампании Б.Ельцина музыкальное телевидение было активно задействовано в качества средства массовой пропаганды. Пользуясь сформированным авторитетом среди молодежи, звезды русского шоу-бизнеса выступали на телевидении с поддержкой кандидатуры Б.Ельцина в президенты, помогая тем самым его продвижению. Вновь вернулась система «худсоветов», и вместе с ними появился феномен «неформат», под который попали исполнители некоммерческой музыки и исполнители, не имеющие договорных отношений с влиятельными структурами шоу-бизнеса. Телевидение стало стремиться к массовости, его главной целью стало получение прибыли. Музыкальный контент постепенно начал уступать развлекательному, что, со временем, привело к практически полному исчезновению музыкального телевидения, а также его трансформации в телевидение развлекательное.

Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что, несмотря на кажущуюся аполитичность музыкального телевидения, оно всегда зависело от политического курса правительства. Русское музыкальное телевидение было максимально свободно в самовыражении только на момент своего возникновения, когда его программирование не имело ограничений, и постоянно шли эксперименты с формой и музыкальным наполнением. В дальнейшем история русского музыкального телевидения - это история пропаганды политического режима и образования закрытых влиятельных структур и корпораций.


Информационные жанры

К информационным жанрам музыкального телевидения относятся видеосюжет, выступление (монолог в кадре), интервью, репортаж и прямые включения.

Информационное сообщение (видеосюжет) подразумевает устное сообщение и видеозаметку. Заметка - наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент выпусков новостей. Она представляет собой краткую новость без причинно-следственных связей и отвечает на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?» и «Когда?».

Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности.

Первая - сообщение об официальном событии: концерт, пресс-конференция, премьера кинофильма с участием телезвезд и т.п. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающих, панораму по главным лицам мероприятия, несколько общих кадров публики. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого и написании закадрового текста.

Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь крайне важно участие журналиста в творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. При подготовке собственного сюжета автор отвечает за выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста. «Такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, мини-репортаж».

Вербальная часть видеосюжета не должна дублировать видеоряд. Также при написании речи следует избегать длинных предложений, канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии.

«Закадровый текст официального сюжета читает ведущий информационной программы. Закадровый текст авторского сюжета обычно до эфира записывает автор-журналист; тембр голоса подчеркивает своеобразие данного информационного материала».

Выступление (монолог в кадре) - это любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа. Монолог в кадре скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию.

Выступление может сопровождаться показом видеокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.

В выступлении следует соблюдать основные композиционные требования: «сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление), затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть) и сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение)». Составные части выступления должны быть соразмерными. К числу чисто технических приемов произнесения выступления относятся дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов (логическая пауза и логическое ударение).

Интервью - это жанр, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

«Интервью для журналиста - это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой - публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи».

Во время проведения интервью важно раскрыть глубинные свойства личности интервьюируемого, передать их на эмоциональном уровне зрителю.

Интервью является одним из важнейших элементов в жанровой системе музыкального телевидения - это составная часть журналистской работы в разных жанрах, которая позволяет сделать эффектный материал об интересной личности, подготовить эпатирующий «экспромт» для усиления зрелищности телеигры, или добыть недостижимую другими способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию.

На музыкальном телевидении используются четыре типа интервью: информационное, интервью-портрет, проблемное интервью и интервью-анкета.

Целью информационного интервью является получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»). Данный вид интервью входит в состав информационно-публицистических программ.

Целью интервью-портрет является по возможности всестороннее раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Нередко выступает как составная часть экранного очерка.

Проблемное интервью (или дискуссия) ставит перед собой задачу выявить различные точки зрения или пути решения актуальной проблемы.

«Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизированных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос». Как правило, проводится за пределами студии.

Репортаж - это журналистский материал о событии, характерной чертой которого выступает оперативность. Еще более сущностный признак - корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

По способу трансляции можно различить репортаж прямой и фиксированный. Прямой транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Если показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме не имеется возможности - требуется его фиксация.

По особенностям звукового сопровождения можно выделить две разновидности телерепортажа: синхронный - содержащий естественные шумы и речь участников, и немой, где закадровый текст читает теледиктор.

Телерепортаж может быть событийным, проблемным и аналитическим.

Событийный (новостной) телерепортаж базируются на актуальной информации. Его задача - отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.

Событийный сюжет, как правило, не требует особых изысков в исполнении. «Оптимальный набор: картина места происшествия, синхрон участника и (или) синхрон эксперта, stand-up на фоне места происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте». Главным из определяющих факторов здесь является оперативность, своевременность получения материала редакцией.

Проблемный и аналитический телерепортажи представляют сюжеты, как правило, не связанные с событием сегодняшнего дня. Важным элементом сюжетов проблемного и аналитического телерепортажей является часто встречающееся в них присутствие оценочного, комментарного момента.

Прямые включения используются музыкальным телевидением во время трансляций международных конкурсов и фестивалей («Новая волна, «Евровидение»).

Аналитические жанры

К аналитическим жанрам музыкального телевидения относятся комментарий, обозрение, беседа и дискуссия.

Комментарий является одной из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального события и т. п.

Телевизионный комментарий является разновидностью выступления в кадре, а также широко используется в качестве закадрового комментария, иллюстрируемого специально подобранным видеорядом.

В комментарии освещаются причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария составляет открытая авторская оценка, анализ. Как и другие жанры, комментарий может являться составной частью другой жанровой формы.

Обозрение является одним из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными рамками. Обозрение дает зрителю богатую, разностороннюю картину происходящего, раскрывает связи между явлениями, указывает на тенденцию их развития. Обозрение строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью. Во-вторых, обозреватель рассматривает факты в совокупности, как элемент целого, отыскивает в единичном общее. В-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие. И в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками.

Различают обозрение общее, где рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени и тематическое, ограниченное сферой конкретной проблематики.

Помимо монологического обозрения есть обозрения-диалоги, которые подразумевают обсуждение обозревателя с компетентным собеседником актуальных событий. При этом «используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. п. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения».

«Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью».

Жанр беседы на музыкальном телевидении представляет собой передачу, в которой принимают участие несколько человек, которые рассказывают что-либо, обмениваются мнениями по теме беседы, дополняют друг друга. Журналист, принимающий участие в такой беседе, является ведущим (или модератором). Он участник разговора и организатор беседы, который следит за тем, чтобы все гости имели возможность высказаться. По ходу передачи беседа может перерастать в дискуссию.

Для жанра беседы характерно наличие конфликта, разных точек зрения, сценарный план, подробно раскрывающий содержание, намечающий характер взаимодействия участников беседы и разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов.

«Отличаясь внешней статичностью, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. В ней могут также широко использоваться различные вспомогательные средства (кадры, фотографии, схемы, документы)».

Дискуссия является жанром, демонстрирующим «процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра».

Здесь крайне важен выбор предмета спора: тема должна быть достаточно дискуссионной, предполагать несколько возможных вариантов ее решения, она должна быть понятной зрителям, чтобы они могли почувствовать себя арбитрами дискуссии. Ведущий в данном случае выполняет роль посредника между аудиторией и компетентными дискутирующими. Для жанра дискуссии характерна некоторая импровизация. Творческие возможности данного жанра расширяются с наличием обратной связи с телезрителями.

 

Выводы по II главе

Во второй главе нашей дипломной работы мы рассмотрели специфику содержания современного музыкального телевидения и его жанровые формы. В данном анализе мы посчитали важным выделить следующие составляющие: предпосылки явлений инфотейнмент и инфомершиалс на музыкальном телевидении и их теоретические обоснования, а также жанры музыкального телевидения. Изложим основные выводы, к которым мы пришли в процессе указанного исследования.

Инфотейнмент и инфомершиалс возникли на волне все большей коммерциализации СМИ и диктата рейтинга. Музыкальное телевидение стало частью массовой культуры. Главными принципами отбора информации для программ стали сенсационность, яркость и зрелищность, драматизация событий. Инфотейнмент и инфомершиалс стали основными способами подачи информации на музыкальном телевидении. Данные явления значительно сказались на всех жанровых формах музыкального телевидения.

Исходя из этого, мы предложили классификацию жанров музыкального телевидения, а также их характеристику.


Жанровая специфика МУЗ-ТВ

 

В данной главе мы рассмотрим жанровую специфику музыкальных телеканалов на конкретных примерах каналов МУЗ-ТВ и MTV.

Для составления полной картины музыкального телеканала МУЗ-ТВ с интересующей нас точки зрения целесообразно сначала дать в целом его характеристику.

Телеканал МУЗ-ТВ позиционирует себя как первый музыкальный канал на российском телевидении. Первоначально в сетке вещания данного канала действительно преобладал музыкальный контент, но в период коммерциализации музыкальную составляющую отодвинули на второй план различные шоу, всевозможные новости о звездах нашего и зарубежного шоу-бизнеса, игры и многое другое. Однако после ребрендинга 16 сентября 2012 года Муз-ТВ переехал на новую частоту, поменяв концепцию обратно на «музыкальную».

Основными методами подачи информации на МУЗ-ТВ являются инфотейнмент и инфомершиалс, что значительно сказывается на жанровой составляющей телеканала.

Речевая культура на канале МУЗ-ТВ демонстративно подчеркивает неформальность обстановки и равенство социальных статусов с телезрителями, составляющими целевую аудиторию: в речи доминирует употребление сленга и жаргона, виджей также позволяет себе употреблять обсценную лексику. Широко используются заимствования из английского языка. Также прослеживается так называемый «эффект присутствия», который дает телевидение, благодаря собирательному образу зрителя, присутствующему в эфире: обращение к телезрителю на «ты», прямой взгляд в камеру. Все это создает впечатление, что с тобой разговаривают вживую.

Далее мы проанализируем жанровую специфику программ телеканала МУЗ-ТВ.

Информационные жанры на МУЗ-ТВ представлены телепрограммами «PRO-новости» и «PRO-обзор». Однако в связи с тем, что главной задачей данных программ является не информирование, а развлечение, новости здесь не обращены на музыкальную информацию, а тяготеют к светской хронике.

Телепередачи «PRO-обзор» и «PRO-новости» являются своеобразным аналогом ежедневных новостных программ, предоставляющих обзор информации за определенный промежуток времени. Однако данные передачи отличаются тематикой и непринужденной манерой подачи новостной информации. Здесь можно увидеть эксклюзивные репортажи и новости о мире шоу-бизнеса, закулисье лучших мировых фестивалей, репортажи с самых громких концертов. «Всё о самых значимых новостях мира музыки, кино, шоу-бизнеса, моды и стиля».

Среди информационных жанров, характерных для передач «PRO-новости» и «PRO-обзор», можно отметить видеосюжет, выступление, интервью, репортаж.

Отличительными особенностями данных телепрограмм от новостных программ немузыкальных телеканалов являются отсутствие прямых включений и утренних выпусков, а также повторяемость. Программа «PRO-новости» транслируется в эфире пять раз в день, начиная с 12 часов дня. Разница между выпусками составляет три часа. Информация в течение одного дня не обновляется: по сути, телеканал весь день транслирует повторы одного выпуска телепередачи. «PRO-обзор» выходит в эфир каждые выходные один раз в середине дня и показывает подборку и самых важных событий недели, которые ранее транслировались в выпусках телепередачи «PRO-новости».

Жанр выступление, или монолог в кадре, представлен в программах «PRO-новости» и «PRO-обзор» в виде обращения виджея к массовой аудитории с телеэкрана, при этом сам он является единственным объектом показа. Выступление виджея-телеведущего записывается в студии и может сопровождаться показом фотографий, графических материалов. Телеведущий определяет тему и вводит зрителя в круг обсуждаемых вопросов, после чего трансляция переключается на корреспондента, который знакомит зрителя с основными фактами, доказательствами и делает выводы из сказанного. Выступление корреспондента снимается вне студии и сопровождается показом окружающей обстановки.

Также жанр выступление можно наблюдать в музыкальных чартах телеканала, когда монолог виджея предваряет видеоклипы.

Жанр видеосюжет в программах «PRO-новости» и «PRO-обзор» представляет собой краткую новость без причинно-следственных связей, которая сообщается корреспондентом. Видеосюжет сопровождается видеорядом с общими планами зала, крупными планами выступающих, панорамой по главным лицам мероприятия, общими кадрами публики. Для передачи «PRO-новости» характерно использование сценарной разновидности видеосюжетов.

Жанр интервью в программах «PRO-новости» и «PRO-обзор» представлен в виде короткой беседы журналиста с одним или несколькими лицами (чаще всего медийными) по каким-либо актуальным вопросам. Это может быть интервью с музыкантом о выходе нового альбоме или планируемых концертах и т.п. Для «PRO-новостей» и «PRO-обзора» характерны такие типы интервью, как информационное и интервью-анкета.

Жанр репортаж в программах «PRO-новости» и «PRO-обзор» представлен в виде журналистского материала о событии, очевидцем которого является корреспондент. На первый план здесь выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей. Для «PRO-новостей» и «PRO-обзора» характерно использование фиксированного типа репортажа по способу трансляции, синхронного и немого по особенностям звукового сопровождения.

Аналитические жанры на МУЗ-ТВ представлены телепрограммами «PRO-обзор», «PRO-новости» и «Икона стиля».

Жанр комментарий в программах «PRO-новости» и «PRO-обзор» представлен в виде разновидности выступления в кадре или закадрового комментария, иллюстрируемого специально подобранным видеорядом. Этот жанр в данных передачах разъясняет причинно-следственные связи между событиями и их возможные последствия. При этом основу комментария составляет открытая оценка, анализ. Поскольку «PRO-новости» и «PRO-обзор» тяготеют к светской хронике, зачастую комментарии в данных передачах принадлежат медийным личностям.

Жанр обозрение в программах «PRO-новости» и «PRO-обзор» представляет собой осмысление системы событий и фактов, произошедших в российском и зарубежном шоу-бизнесе за неделю. Данный жанр показывает зрителям более полную картину происходящего, раскрывает связи между явлениями, указывает на тенденцию их развития. Для «PRO-новостей» и «PRO-обзора» характерно использование жанра общего монологического обозрения.

«Икона стиля» - это еженедельной развлекательной программой о моде, стиле, и музыке. Она выходит раз в неделю по вторникам, ее ведущим является известный дизайнер Игорь Гуляев, который преображает героинь программы, а оценивают их новый образ звёзды российского шоу-бизнеса. Они обсуждают новый имидж участниц шоу, а также творческие и музыкальные планы звёзд. Также среди участниц передачи проводится конкурс на звание «иконы стиля». Победительницы проекта определяются путем экспертного и зрительского голосования на сайте МУЗ-ТВ.

Программа «Икона стиля» является ярким представителем жанра реалити-шоу. Но здесь также используются аналитический жанр беседы.

Темой беседы в данной передаче является мода и стиль. Телеведущий здесь применяет на себя роль организатора и участника разговора, также в его задачи входит следить за тем, чтобы все гости имели возможность высказаться. Жанр беседы в «Иконе стиля» реализуются за счет наличия у гостей программы разных точек зрения, разных взглядов на моду, стиль, разных оценок имиджа участниц шоу.

После возвращения МУЗ-ТВ к «музыкальной» концепции в эфире телеканала остались только передачи «легкого» формата, которым не свойственна глубокая аналитика. В связи с этим жанр дискуссии, подразумевающий собой процесс исследования, современным программам МУЗ-ТВ не характерен. До ребрендинга телеканала данный жанр активно использовался в различных ток-шоу, посвященных проблемам шоу-бизнеса («Вся правда о Премии МУЗ-ТВ» и др.).

Инфотейнмент и инфомершиалс на телеканале МУЗ-ТВ представлены различными чартами и клиповыми блоками и телешоу.

Музыкальные чарты - это своеобразные списки самых популярных альбомов, исполнителей, синглов. Чарты появились в США на рубеже XIX-XXвв. и сыграли очень важную роль в производстве и выпуске музыкальных звукозаписей. Место в чартах является показателем коммерческого успеха в конкурентной среде музыкального шоу-бизнеса. Как правило, списки чартов, также называемые хит-парадами, состоят не более чем из 10-20 пунктов, располагающихся по мере убывания показателей.

Среди чартов МУЗ-ТВ можно отметить «МУЗ-ТВ Чарт», «Русский Чарт», «Fashion Чарт», «NRJ CHART» и «Детскую десятку с Яной Рудковской».

Для музыкальных чартов, транслирующихся на МУЗ-ТВ, характерны такие жанры инфотейнмента и инфомершиалс, как видеоклип и конкурс: чарты состоят из видеоклипов популярных исполнителей, которые располагаются на различных позициях списка, а показателем этих позиций является зрительское голосование. Голосование идет круглосуточно на сайте МУЗ-ТВ.

В чартах можно увидеть видеоклипы как российских, так и зарубежных исполнителей. Также чарты иногда имеют определенную тематику. Например, в «Fashion Чарте» вниманию телезрителя представляются наиболее интересные и модные клипы, а главной задачей телеведущей является доказательство того, что мода и музыка неразделимы. В свою очередь в «Русском Чарте» демонстрируется десятка клипов российских звезд.

Самым ярким примером жанра конкурс является «Детская десятка с Яной Рудковской» - один из самых оригинальных чартов МУЗ-ТВ. Здесь транслируются клипы, снятые несовершеннолетними телезрителями канала. Все видео проходят конкурсных отбор, после чего их размещают на сайте МУЗ-ТВ, где телезрители могут проголосовать за понравившиеся работы. По итогам голосования составляется хит-парад, который транслируется в рамках «Детской десятки с Яной Рудковской».

Также можно отметить, что для телеканала МУЗ-ТВ характерно привлечение в качестве ведущих чартов популярных российских исполнителей и публичных личностей, не являющихся профессиональными телеведущими.

Важной составляющей любого музыкального канала являются клиповые блоки. Клиповые блоки - это подборка видеоклипов, объединенных определенной тематикой. Для клиповых блоков характерно отсутствие телеведущих и использование такого жанра, как видеоклип.

Среди клиповых блоков МУЗ-ТВ можно отметить «МУЗ-ТВ Хит», «FRESH», «URBAN Хит» и «ROCK Хит».

Зачастую клиповые блоки образуются на основе определенной тематики. Например, в клиповом блоке «FRESH» транслируются новинки эфира - актуальные и свежие музыкальные видеорелизы отечественных и мировых звезд. Ну а целью «ROCK Хит» является ознакомление зрителей с миром рок-музыки.

Жанр концерта на МУЗ-ТВ представлен в передачах «Концерты МУЗ-ТВ» и «Партийная Зона». В рамках данных телепрограмм транслируются сольные выступления, сборные концерты и шоу популярных исполнителей.

Программа «Концерты МУЗ-ТВ» выходит в эфир каждые выходные и представляет собой фиксированный видеоматериал, а программа «Партийная Зона» транслируется два раза в месяц по воскресеньям в прямом эфире. В отличие от «Концертов МУЗ-ТВ», «Партийной Зоны» характерно наличие телеведущих (Отар Кушанашвили, Айза Долматова и Артем Шалимов).

Жанр концерта в данных передачах реализуется в качестве эстрадных шоу, акцент в которых делается на эффектность зрелища, которая также достигается за счет популярности исполнителей.

В качестве съемочной площадки программа «Партийная Зона» использует популярный торговый центр, а трансляция программы «Концерты МУЗ-ТВ» ведется с различных концертных площадок.

Для данных передач характерно наличие общих планов аудитории, сцены и крупных планов исполнителей и ведущих. Также используются крупные планы аудитории, целью которых является трансляция реакции аудитории, которая также является частью шоу.

Примером жанров реалити-шоу и ток-шоу на МУЗ-ТВ является «Икона стиля».

Жанр реалити-шоу здесь реализуется за счет героинь программы, которые не являются медийными личностями. Цель программы состоит в том, чтобы из простой девушки сделать модную, красивую, стильную современную. В некотором роде это сродни поиску новых талантов, что является типичной целью музыкальных реалити-шоу.

Музыкальная тематика шоу раскрывается в реализации жанра ток-шоу в данной телепередаче. Этот жанр проявляется здесь в концентрированном внимании к личности ведущего, наличию определенного места съемки и цикличности выпусков программы. Также для «Иконы стиля» характерно наличие гостей, которые являются публичными людьми - звездами российского шоу-бизнеса.

 

Выводы по III главе

В третьей главе нашей дипломной работы мы проанализировали жанровую специфику телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия. В данном анализе мы посчитали важным выделить следующие составляющие: характеристику телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия, и жанровую специфику этих телеканалов.

Изложим основные выводы, к которым мы пришли в процессе указанного исследования.

Теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, находится в процессе развития, постоянно видоизменяясь. Анализ жанровой специфики телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия убеждает в несостоятельности раз и навсегда застывшей жанровой схемы. Активно происходит диффузия жанров, характерная для публицистики в целом, но особенно очевидная именно в телевизионной публицистике - благодаря огромному богатству языка - движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. Для телеканалов Муз-ТВ и MTV Россия характерно преобладание развлекательных передач, направленных на массовую аудиторию, которые, зачастую, относятся к музыке весьма отдаленно.

Исходя из анализа жанровой специфики телеканалов МУЗ-ТВ и MTV Россия, показавшей, что основной тематикой большинства программ являются ценности массовой культуры, мы пришли к выводу, что современное музыкальное телевидение хоть и стремится сохранить преобладание музыкального контента в эфире, но в связи с диктатом рейтинга тяготеет к немузыкальным развлекательным передачам.

 


Заключение

 

Анализ исследуемой в дипломной работе интересующей нас проблемы позволил сделать следующие выводы:

. История музыкального телевидения России напрямую зависит от истории самой страны. В связи с этим ее можно разделить на шесть периодов:

) Предыстория музыкального телевидения в СССР;

2) Музыкальное телевидение в послевоенный период (1945-1956 гг.);

)   Музыкальное телевидение 1956-1970 гг.: первые самобытные формы и персонификация программ;

)   Музыкальное телевидение в период 1970 - 1984 гг.: пропаганда советской эстрады;

)   Музыкальное телевидение в переходный от государственного к коммерческому телевидению период (1985-1995 гг.);

)   Музыкальное телевидение на современном этапе (1996-2008 гг.).

2. Несмотря на кажущуюся аполитичность музыкального телевидения, оно всегда зависело от политического курса правительства. Русское музыкальное телевидение было максимально свободно в самовыражении только на момент своего возникновения, когда его программирование не имело ограничений, и постоянно шли эксперименты с формой и музыкальным наполнением. В дальнейшем история русского музыкального телевидения - это история пропаганды политического режима и образования закрытых влиятельных структур и корпораций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.081 с.)