Телекоммуникационные учебные проекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Телекоммуникационные учебные проекты



 

У граждан мира, живущих в конце XX века, не должно вызывать удивления то, что Internet служит средой для гуманитарных, кросскультурных телекоммуникационных проектов, ориентированных на деятельность, в которых участвуют будущие руководители планеты - наши дети. Так, проект Planet использует консорциум 6 связанных с Internet образовательных сетей, представители которых работают вместе над созданием проектов полезной, важной общественной деятельности, в которой дети впервые ощущают ответственность за решение глобальных проблем огромной важности.

К сожалению, большинство учебных компьютерных проектов, функционирующих в Internet и разработанных в США, в России неизвестно. Недостатком такого типа проектов является их ориентация на традиции, сложившиеся в образовании США: прагматичность, прикладной, поверхностный характер, бессистемность. Такие проекты с трудом вписываются в предметную систему российского образования. В ближайшие годы наилучшими перспективами в российском образовании обладают такие технологии обучения с использованием компьютерных телекоммуникаций, которые основаны на телекоммуникационной поддержке традиционных форм обучения и носят характер коллективно выполняемых под руководством педагога учебных проектов.

Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации учебной деятельности в компьютерных сетях является телекоммуникационный проект. Под телекоммуникационным проектом понимается совместная деятельность учащихся, основанная на использовании компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую цель, направленную на достижение общего результата деятельности.

Рассматривая важность осваивания средств телекоммуникаций, надо отметить, что в высших учебных заведениях и научных центрах новые информационные технологии применяются для координации научных исследований, учебно-производственной практики, для обмена информацией между участниками проектов, для дистанционного обучения, функционирования консультационной системы и других. В школьном образовании телекоммуникации применяются для повышения активности учащихся связанных с разнообразными видами творческих работ, в том числе и учебной деятельности, а также для обмена информацией между участниками, как внутри страны, так и за ее пределами.

Телекоммуникационные проекты можно разделить на проекты для пользователя и проекты для разработчика. Проекты первого типа чаще всего предполагают сбор информации, оформление ее средствами текстовых редакторов и пересылку организаторам проекта. При этом нет тесного взаимодействия между "рядовыми" участниками проекта.

Проекты второго типа предполагают разработку части общего Web-сайта. Такая форма обучения реализует принципы проектного метода обучения, так как учащиеся занимаются разработкой реального объекта, которым и является Web-сайт [49, с. 178]. Для этого требуется создание сетевого коллектива, между членами которого происходит активное взаимодействие в ходе работы над проектом. Кроме того, от участника проекта требуется большая индивидуальная работа. Все это вместе позволяет достичь поставленных целей обучения.

Каждый проект обычно преследует много целей. Он, прежде всего, оценивается своей образовательной содержательностью. Формирование новых знаний и навыков школьников-участников проекта происходит обычно в нескольких направлениях. Основные из них:

овладение современными компьютерными технологиями;

углублённое изучение важных глав школьных предметов [50].

В последние годы телекоммуникационные проекты находят широкое распространение в системах образования разных стран мира. Телекоммуникации служат стимулом при изучении предметов и в процессе познания. По мнению профессора Керол Бегли Университета Ривер Фоллс "телекоммуникации являются могучим средством, преобразующим процесс обучения" [50].

В образовательной практике могут найти применение все основные виды компьютерных телекоммуникаций:

электронная почта;

списки рассылки (List-серверы);

электронные доски объявлений (BBS);

телеконференции;

 Gopher- и WWW- серверы.

Так же находят применение различные информационные технологии общения, в частности:

общение многих со многими;

общение, не ограниченное географическими расстояниями;

общение, не ограниченное временными рамками;

общение на основе текста, а не речи [51].

Рассмотрим возможные формы и методы деятельности в телекоммуникационной среде более подробно.

. Персональный обмен сообщениями - электронное общение индивидов с другими индивидами, индивидов с группами, групп с группами.

Многие из телекоммуникационных проектов используют электронную почту (иногда посредством дискуссионных групп на List-серверах) как единую среду общения. Другие проекты основаны на использовании телеконференций и связанных с Internet "доски объявлений".

. Свободная переписка - наиболее часто используемая структура телекоммуникационной деятельности, аналогичная переписке по обычной почте. Поскольку переписка между учащимися требует большего внимания, чем многие преподаватели могут ей уделить, можно развернуть свободный обмен электронной почтой между группами. Свободная переписка является прекрасным источником при изучении иностранных языков, культурных традиций различных народов и т.д. Вот пример вводного сообщения от группы французских учащихся, желающих узнать о том, как в других странах изучаются компьютерные технологии: "Здравствуйте! Мы - группа 13-16-тилетних учащихся технологической школы им. Ромена Роллана в пригороде Парижа. На занятиях по технологиям ученики должны разработать проект, связанный с технологиями и компьютерами. Мы хотим переписываться с вами, чтобы узнать о вас больше:

1. Что представляет собой ваш класс?

. Где находится ваша школа?

. Изучаете ли вы технологии?

. Что вам больше всего нравится делать?

. Мы хотели бы также переписываться о различных компьютерных играх".

3. Глобальный класс. При этой разновидности структуры переписки два или более класса (находящиеся где угодно) могут совместно изучать одну и ту же тему, обсуждая то, что они сейчас изучают по заранее определенному графику. Вот пример "электронного расписания" месячных проектов по ознакомлению с опасностью СПИДа:

1-15 февраля. Регистрация.

1-5 марта. Что представляет собой вирус СПИДа?

8-12 марта. СПИД и образование.

15-19 марта. Выявление СПИДа.

22-26 марта. Обмен мнениями о СПИДе.

Предложения для обсуждения и отработки на весь срок проекта включаются в план.

Учащиеся и учителя участвуют в обсуждении темы через электронную почту.

. Электронные "встречи". Электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений могут также дополняться синхронным общением в реальном времени. При этом общение между учащимися и их "гостем" происходит путем поочередной печати на клавиатуре с использованием возможности "переговоров", допускаемой многими системами электронной почты (ICQ).

. Ролевые игры. В проектах, основанных на ролевых играх, участники общаются друг с другом, играя определенную роль. К примеру, профессор истории университета Вирджинии Дженнингс Ваггонер становится Томасом Джефферсоном для нескольких классов средних школ, изучающих историю. В проекте, спонсируемом госдепартаментом образования штата Небраска и университетом Небраски в Омахе, студенты старших курсов по электронной почте играют роли главных персонажей книг, которые учащиеся средних школ Восточной Небраски изучают со своими учителями. Существует большое количество таких проектов исторической направленности.

Некоторые из наиболее успешных образовательных телекоммуникационных проектов построены на сборе, обработке, сопоставлении учащимися различного рода представляющей интерес информации.

. Информационный обмен - тематический обмен информацией, которые могут рассматриваться как телекоммуникационные проекты. Учащиеся собирали информацию о:

народных играх;

жаргонных словах;

пословицах;

местных и национальных праздниках;

афоризмах;

туристической информации о городах.

В проектах этого типа может участвовать много классов и управление ими не становится чрезмерно сложной задачей для учителей. Это весьма плодотворное приложение телекоммуникационных средств, поскольку дети оказываются одновременно создателями и потребителями информации, которой они обмениваются. Проекты такого типа обычно начинаются с приглашения к участию, которое рассылается учителем одного из классов.

. Электронные публикации. Другой вид сбора и обмена информацией связан с электронной подготовкой и публикацией общего труда, такого как газета, альманах или литературный журнал. Имеется много примеров таких проектов. Так, известен проект совместного написания "Всемирной поэмы мира", которая несколько раз обходит весь земной шар от класса к классу, которые добавляют к ней по куплету, прочитав ранее добавленное другими классами к этой электронной поэме.

. Создание базы данных. Некоторые проекты обмена информацией используют не только сбор информации, но и ее организацию в виде базы данных, которую участники проекта и другие учащиеся могут использовать для обучения. Примером такого проекта является проект "Времена года", имеющего целью привести учащихся к пониманию причин смены времен года и их особенностей в различных климатических зонах. В ходе проекта учащиеся собирают данные и создают базу данных, содержащую информацию о погоде. Отметим, что удачные проекты этого типа хорошо структурированы; они имеют определенное расписание, ясно сформулированные условия участия, побуждают учителей (часто путем заполнения регистрационных форм) следовать определенным руководствам.

. Телекоммуникационные экскурсии. Ряд телекоммуникационных проектов, проводимых в Internet, построен на обмене учителей и учеников наблюдениями и впечатлениями от экскурсий в музеи, исторические места, парки, зоопарки и т.д. с учителями и учащимися из других мест, городов и стран. В Internet составляется месячное расписание передачи информации об экскурсиях, пересылаемой из школ, и направляется заинтересованным учителям. Если экскурсия дала информацию, полезную для каких-либо уроков, можно в соответствии с расписанием задать вопросы детям, совершившим эту экскурсию, Путешествия и экспедиции, совершаемые специалистами, также обсуждаются в Internet. Так, международный арктический поход через Северный Ледовитый Океан на собачьих упряжках и каноэ описывался учителями-участниками экспедиции через List-сервер. Во время недавней экспедиции, предпринятой двумя исследователями из Великобритании, классы-участники еженедельно получали детальное описание хода путешествия, наблюдений, впечатлений. По возвращении путешественников в Великобританию их ждало множество электронных писем с вопросами от детей со всего мира.

. Совместный анализ данных (в том числе обзоры). Информационный обмен особенно плодотворен, когда данные собираются в различных местах, а затем подвергаются сопоставлению и/или числовому анализу. Простейшие типы таких проектов привлекают учащихся к электронной подготовке обзоров, сбору данных, анализу результатов, отчетов о том, что было обнаружено. Проекты по совместному сбору данных также могут включать:

проекты по определению кислотности воды. Дождевая или грунтовая вода собирается на различных участках, проверяется на кислотность, а затем проводится анализ, в каком месте и когда вода была наиболее загрязненной.

проекты, проводимые несколькими различными организациями в месяцы, предшествующие выборам, В этих проектах учащиеся голосуют электронным способом, а затем результаты сопоставляются с реальными результатами голосования.

проекты определения всемирной потребительской корзины, в которых учащиеся сравнивают цены стандартного набора товаров (таких как рис, сахар, яйца, бензин) в различных регионах планеты, а затем пытаются обосновать причины различия цен.

телекоммуникационные олимпиады, в которых учащиеся разных школ проводят соревнования типа олимпийских игр, а затем сопоставляют результаты соревнований, для того чтобы определить победителей каждого виртуального состязания.

эксперимент Эратосфена, в котором учащиеся со всего мира повторяют геометрическую процедуру Эратосфена по оценке длины окружности Земли, измеряя угол тени вертикально установленной на земле палочки в полдень осеннего (или весеннего) равноденствия.

проект по определению миграции бабочки одного вида, в котором наблюдается и прослеживается миграция бабочки (с помощью маркировки бабочек и отбора экземпляров из групп мигрирующих бабочек).

Очевидно, что этот тип проектов является очень многообещающим с точки зрения привлечения учащихся к крупномасштабным исследованиям для получения ответов на сложные и интересные вопросы.

Установлено, что общение, опосредованное компьютером, влияет на основные характеристики общения людей с помощью компьютерных сетей.

Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей Internet обладает очень большими потенциальными возможностями в образовании. Возможности этой системы для поддержки свободного обмена информацией поразительны и практически безграничны. Рассмотрим основные идеи использования телекоммуникационных средств в образовательном контексте.

Телекоммуникационные проекты разнообразны по своему составу и назначению. Совместное решение задач может оказаться новым очень перспективным наполнением образовательной телекоммуникационной среды. Проекты могут быть основаны как на соревновании, так и на сотрудничестве, но примеры существующих проектов показывают, что учителя и учащиеся предпочитают сотрудничество.

Известны канадские проекты, в которых классы регулярно посылают ими написанные сочинения в группы новостей, так что другие учащиеся могут следить за обратной связью в такой литературной секции в электронном виде. К проекту привлекаются профессиональные писатели, которые дают свои критические конструктивные заметки, делятся секретами мастерства, публикуют отрывки из своих произведений, над которыми они работают.

В этом типе проектов учащимся, находящимся в разных местах, предлагают одинаковые задания для их выполнения. Затем происходит электронный обмен решениями. Получили известность архитектурные проекты такого, например, типа: "Какую самую высокую конструкцию вы сможете построить из спичек, которая:

1) могла бы нести на себе яйцо;

) выдерживала бы, если на нее сильно подуют?

При этом можно использовать только определенный клей. Яйцо должно быть сварено вкрутую и не очищено. Для оценки высылается описание и рисунок.

В on-line проектах этого типа учащиеся должны использовать различные источники информации (электронные или бумажные) для решения задач. Ключ к решению им дается также. Известна географическая игра, в которой каждой из 20 участвующих групп учащихся дают одни и те же наборы информации о месте размещения их школ (т.е. широту, временную зону, население, направление на столицу и т.д.); координаторы игры перемешивают эти данные, а все учащиеся, используя справочную информацию, такую как карты, атласы, географические справочники, находят города и устанавливают им в соответствие всю информацию. Побеждает тот класс, который установит наиболее точное соответствие.line моделирование - это такие телекоммуникационные проекты, которые требуют наибольшей координации и поддержки, и поэтому наиболее трудоемки, однако их учебная эффективность также наиболее высока. Среди успешных проектов on-line моделирования имеется следующий. Моделируется космическая программа Шаттл. Школы всего мира играют различные роли в моделируемом полете космического Шаттла. Это может включать маневр стыковки с другим Шаттлом, управление полетом с наземного пульта управления, приземление в различных местах, наблюдение обсерватории солнечных возмущений и т.д. Координация и коммуникации между пультом управления Шаттла и другими школами осуществляется через распределенную конференцию на индивидуальных интерактивных сетевых системах. Электронная почта пересылается очень быстро, ежечасно публикуются отчеты, даже возможны электронные переговоры в реальном масштабе времени между пультом управления, астронавтами и вспомогательными подразделениями. Известна прекрасная серия проектов моделирования международных событий и проблем, а также разрешении глобальных конфликтов. Упомянем проект IDEALS, основанный на моделировании учащихся деятельности и поведения высокопоставленных дипломатов представляющих различные страны на международной конференции, которые должны, к примеру, выработать текст договора об использовании океанских ресурсов или о будущем Антарктиды.

Использование телекоммуникаций ведет к значительному росту активности учащихся. Соревновательный подход заменяется на сотрудничество, а обучение в группах становится эффективнее, чем индивидуальное или состязательное обучение. В процессе реализации телекоммуникационных проектов помимо текстовой информации используется также графическая информация, а, как известно, образная информация усваивается лучше, чем текстовая.

Важно отметить, что к научному руководству проектами привлекаются, как правило, ведущие специалисты вузов и научных центров. Большинство проектов предполагает коллективное участие групп школьников, а, как известно, совместная деятельность стимулирует учеников на ознакомление с разными точками зрения, на оценку получаемых собственных результатов.

Специально спроектированные и реализованные в школьном учебном процессе телекоммуникационные проекты влияют на качество обучения информатике и информационным технологиям.

Учебные телекоммуникационные проекты находятся в противоречии со сложившейся учебно-методической системой традиционной школы. Учителя признают, что в настоящее время интегрировать телекоммуникационные проекты в учебную деятельность сложно по разным причинам. Главным из них является то, что присущая классно-урочной системе регламентированность учебного материала, деятельности учителя и учащихся, а также технические и организационные трудности, характерные для большого количества школ, затрудняют процесс внедрения сетевых проектов в учебный процесс.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно тщательно структурирован; выполнять его следует с учетом промежуточных и итоговых результатов.

Таким образом, успех телекоммуникационного проекта во многом зависит от подготовительной работы учителей и учащихся, от правильности выбранной методики организации деятельности учащихся и их психологического настроя.

Телекоммуникационные проекты, как и проекты любого вида, могут быть эффективны только в качестве общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают отход от авторитарных методов обучения, с одной стороны, но с другой предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения. Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной подготовки, как учителей, так и учащихся.

Учебные телекоммуникационные проекты обладают огромным педагогическим потенциалом для образования. Однако, они не всегда оказываются востребованными в обучении отдельным предметам. Сделать проекты предметно-ориентированными мешают многие объективные и субъективные факторы. В частности, "закрытость" школ, школьных дисциплин, отсутствие простых и нетрудоемких методик их использования.

Анализ педагогического опыта использования телекоммуникационных проектов в образовании показал, что повышение качества обучения информатике в общеобразовательной школе можно достичь, если:

в методику обучения информатике включить специально спроектированные учебные телекоммуникационные проекты;

создать в каждой конкретной школе необходимые условия для формирования открытого курса информатики, интеграции учебной и внеучебной деятельности по информатике и информационным технологиям;

управлять образовательной телекоммуникационной деятельностью посредством создания региональной структуры школьного дистанционного обучения, включающей школьные проектные центры, подразделения дистанционного обучения вузов и академических институтов.

 

Результаты эксперимента

 

Проведение экспериментального исследования было направлено на теоретическое обоснование и внедрение педагогической системы развития познавательного интереса на основе использования телекоммуникаций, а также проверку ее эффективности. В процессе опытно-экспериментальной работы были выявлены дидактические условия, способствующие формированию и развитию познавательного интереса учащихся в телекоммуникационной образовательной среде.

В качестве рабочей гипотезы нами были выдвинуты следующие предположения:

телекоммуникационная образовательная среда, как составляющая учебного процесса, может являться эффективным средством формирования и развития познавательного интереса учащихся, при этом основным стимулом является новизна содержания и форм;

эффективность применения средств телекоммуникаций в учебном процессе зависит от уровня технической и методической готовности учителя, профессионального становления педагога;

применение новых информационных технологий в учебном процессе обеспечивает процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 46 человек, из них 24 отнесены к экспериментальной группе, а 22 - к контрольной группе. Обучение в экспериментальной группе осуществлялось в телекоммуникационной образовательной среде; были определены психолого-педагогические условия проведения эксперимента: постоянная система педагогического воздействия со стороны педагога, совпадение в экспериментальной и контрольной группах содержания изучаемого материала. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

констатирующий, включающий наблюдение, анкетирование;

формирующий, с использованием комплекса методов и приемов по формированию познавательного интереса к изучению информатики;

контрольный, предполагающий статистическую обработку результатов.

На первом этапе экспериментального исследования (констатирующем) проводился анализ литературы по теме исследования и нормативных документов; определялась психолого-педагогическая сущность познавательного интереса в телекоммуникационной образовательной среде. На этом этапе исследования выявлялось отношение интервьюируемых к учебному заведению, к информатике как учебному предмету, к урокам, к домашним заданиям, что дало возможность составить четкую картину, отражающую отношение учащегося к учению в целом. Вопросы анкеты приведены в приложении C. Причины положительного, а также отрицательного отношения учащихся к информатике в известной мере объяснены в их ответах. Сводная таблица ответов представлена в приложении D. Графические результаты констатирующего эксперимента приведены на рисунках 1, 2, 3, 4.

 

Рис. 1. Ответы на вопрос: "Устраивает ли Вас организация учебного процесса в школе?"


Основным вопросом, определяющим отношение к обучению, являлся вопрос об отношении респондентов к информатике как учебному предмету.

 

Рис. 2. Ответы на вопрос: "Устраивает ли технология проведения уроков информатики?"

 

Основными причинами предпочтительного отношения к указанной дисциплине, согласно таблице 3, являются: преподавание и легкость освоения предмета.

 

Таблица 3 Предпочтительные причины положительного отношения к учению

Варианты ответов Эксперимент. группа Контрольная группа
Нравится, как преподают 9 человек  8 человек
Нравится учитель 3 человека 4 человека
Легко выполнять задания 5 человек 4 человека
Легко понять 7 человек 6 человек

 

Высшие точки положительного отношения к информатике в исследуемых группах соответствуют таким факторам, как научное содержание предмета и уровень его преподавания, т.е. основные стимулы формирования познавательного интереса, решение познавательных задач, не расцениваются учащимися в качестве важного фактора развития интереса к предмету. Фактор "Легко учиться" признается пятью учащимися экспериментальной группы (37,5%) и в меньшей мере (4) участниками контрольной группы (36,3%).

 

Рис. 3. Ответы на вопрос: "Почему нравится информатика?"

 

Факторы, характеризующие отрицательное отношение к учебному предмету, в обеих группах почти совпадают. Основные ответы: 1 - "Неинтересное преподавание"; 2 - "Не вижу необходимости в изучении предмета"; 3 - "Трудно дается"; 4 - "Не нравиться выполнять задания по этим предметам".

 

Рис. 4. Ответы на вопрос: "Почему не нравится информатика?"

 


Самым значительным для них является вполне коррелирующий в обеих группах фактор неинтересного преподавания и неясности понимания нужности предмета, неудовлетворенность процессом выполнения заданий по предмету. Около 2/3 учащихся объясняют свое негативное отношение трудностями овладения предметом и непониманием содержания учебного материала. Меньшая часть обоснований своего отношения к учебному предмету касается его содержания, несовершенства учебников и отношения к выполнению заданий.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что при традиционных формах и методах обучения познавательный интерес развивается не всегда.

Сила влияния познавательного интереса на развитие личности подростка в значительной мере определяется устойчивостью интереса, имеющего возможность углубляться в течение длительного времени. Сопоставление результатов изучения интересов учащихся разных классов, позволяет, с одной стороны видеть общие условия, определяющие появление и развитие познавательных интересов, а с другой вскрыть те конкретные влияния, которые способствуют их формированию. Поэтому для нас представляла интерес та часть опроса, которая касалась отношения учащихся к учению.

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета мы выделили 3 уровня развития познавательного интереса. 1 - низкий уровень, 2 - средний и 3 - высокий уровень. Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

Нашей задачей является формирование познавательного интереса, вывод учащихся с низким уровнем на средний и, далее, высокий уровень развития познавательного интереса.

На втором этапе экспериментального исследования (формирующем) осуществлялся выбор методов, разрабатывались новые модели занятий в телекоммуникационной образовательной среде.

Обучающий эксперимент основывался на учете ряда разработанных психолого-педагогических условий: введение в учебный процесс комплекса вопросов, проблемных задач, творческих заданий и ситуаций в рамках предметных телевикторин, деловых компьютерных игр, компьютерного тестирования. Разработанная телекоммуникационная система сопровождения образования направлена на достижение информационного оптимума, развивающего познавательный интерес обучаемых. Основной эксперимент был спланирован как диагностирующий. Достижение целей в нем фиксировалось через сравнительный анализ уровней знаний и умений одних и тех же испытуемых в начале и в конце эксперимента. На этом этапе определялись исходный уровень и показатели сформированности познавательного интереса учащихся, отражающие динамику развития. В процессе исследования были определены основные условия и средства, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся, теоретически обоснован и комплекс программных продуктов для проведения экспериментальной работы - телекоммуникационные викторины, компьютерное тестирование по информатике, метод проектов, деловые имитационные компьютерные игры, телеконференции, дистанционное обучение. В системе образования телекоммуникации применяются в 4 основных формах: оперативная связь, переписка; учебные и творческие проекты; конференции; дистанционное обучение, консультации. Из перечисленных выше форм для нас являлись первые две: переписка и творческие проекты. Он включал персональный обмен сообщениями; свободная переписка; глобальный класс; информационный обмен; участие в телекоммуникационной олимпиаде; участие в телекоммуникационной викторине. На основе анализа эксперимента была разработана структура телекоммуникационных средств и методических приемов, влияющих на развитие познавательного интереса и творческого потенциала учащихся в телекоммуникационной образовательной среде.

 

Рис. 5. Структура телекоммуникационных средств и методических приемов

 

Более подробно внедренные формы и методы деятельности в телекоммуникационной среде описаны ниже.

. Персональный обмен сообщениями - электронное общение учащихся с другими учащимися.

2. Свободная переписка - наиболее часто используемая структура телекоммуникационной деятельности, аналогичная переписке по обычной почте. Поскольку переписка между учащимися требует большего внимания, чем многие преподаватели могут ей уделить, можно развернуть свободный обмен электронной почтой между группами.

3. Глобальный класс. При этой разновидности структуры переписки два или более класса (находящиеся где угодно) могут совместно изучать одну и ту же тему, обсуждая то, что они сейчас изучают по заранее определенному графику. Вот пример "электронного расписания" месячных проектов по ознакомлению с опасностью СПИДа:

1-15 февраля. Регистрация;

1-5 марта. Что представляет собой вирус СПИДа?

8-12 марта. СПИД и образование;

15-19 марта. Выявление СПИДа;

22-26 марта. Обмен мнениями о СПИДе.

Предложения для обсуждения и отработки на весь срок проекта включаются в план. Учащиеся и учителя участвуют в обсуждении темы через электронную почту. Некоторые из наиболее успешных образовательных телекоммуникационных проектов построены на сборе, обработке, сопоставлении учащимися различного рода представляющей интерес информации.

. Информационный обмен - тематический обмен информацией, которые могут рассматриваться как телекоммуникационные проекты. Учащиеся собирали информацию о:

народных играх;

жаргонных словах;

пословицах;

местных и национальных праздниках;

афоризмах;

туристической информации о городах.

Учащиеся приняли также участие в телекоммуникационной олимпиаде по информатике (приложение E).

На I этапе олимпиады выяснилось, что только 47 % учащихся участвуют для получения новых знаний. Однако, по окончании олимпиады оказалось, что 73 % интервьюируемых считают, что получили новые знания и считают целесообразным использование телекоммуникаций в учебном процессе. Такое позитивное изменение отношения к учебному предмету соответствует факторам, которые являются основными стимулами формирования познавательного интереса. Немаловажное значение при проведении подобных олимпиад имеет фактор новизны. На вопрос анкеты "Хотели бы вы принять участие в аналогичном проекте" 87 % опрошенных ответили утвердительно.

На следующем этапе было запланировано участие в международной телекоммуникационной викторине по биологии (приложение F).

В начале и в конце экспериментального обучения было проведено анкетирование, определившее, что в конце, число учащихся, для которых информатика любимый предмет, увеличилось на 20 % (рисунок 6).

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Рис. 6. Динамика развития познавательного интереса учащихся

 

Как видно из рисунка 6, показатели возрастания интереса примерно равны в обеих группах. Однако, примечательно то, что учащиеся экспериментальной группы осознанно развивают познавательный интерес. У них изменилось отношение к общему уровню образованности. Для учащихся контрольной группы основной стимул хорошего отношения к учебе - возможность поступить в хороший институт.

Целью третьего этапа (преобразующего эксперимента) был анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования,

В результате эксперимента зафиксировано, что для всех обучаемых работа в телекоммуникационной образовательной среде сопровождалась значительным приростом знаний и умений.

 

Рис. 7. Динамика познавательного интереса по уровням

 

Относительное увеличение показателя познавательного интереса варьируется от 54 % до 83 % (рисунок 7). Итак, исследование познавательных интересов учащихся раскрыло предположительную роль ряда факторов, обусловливающих избирательное отношение к учебным предметам.

Основными факторами следует считать:

место и роль в общественном прогрессе наук, соответствующих изучаемым в школе учебных предметов;

удельный вес данного учебного предмета в общей структуре учебных курсов;

общая направленность учебных планов гимназии;

содержание учебных предметов и учебников;

характер процесса обучения, в котором обнаруживается влияние уровня преподавания, в том числе особенности форм и методов, сообщаемого учащимся нового материала, характер их самостоятельной познавательной деятельности.

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1. Положительными эмоциями по отношению к деятельности;

2. Наличием познавательной стороны этих эмоций;

.   Наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

В качестве средства развивающего и стимулирующего познавательный интерес применялись телекоммуникации. Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы учащихся, нами выделены основные источники формирования познавательных интересов:

. Содержание учебного материала т.е. телекоммуникации, предоставляют неограниченные возможности получения информации из различных банков данных;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.138 с.)