Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование влияния телекоммуникаций на развитие познавательного интереса учащихся
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся [3]. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Развитие познавательного интереса с помощью телекоммуникаций предполагает превращение обучения в интерактивное общение в рамках педагогически обоснованной программы. Оценивая дидактические возможности телекоммуникаций, их роль и место в исследовании познавательного интереса, нами были определены следующие области применения телекоммуникационных систем: оптимальное управление системной творческой деятельностью учащихся и учителей; обеспечение устойчивой мотивации познавательной деятельности; организация свободного доступа к информации, составляющей предмет изучения для ученика или учителя. Простейший вид телекоммуникаций, применяемый в школьном обучении, - электронная почта - с успехом применяется на занятиях уже сегодня. С ее помощью учащиеся из различных городов России принимают участие в телекоммуникационной викторине, организованной Воронежским государственным университетом, и международной телекоммуникационной викторине, организованной общественным фондом поддержки новых образовательных технологий "Достижения" г. Владикавказа. Ученические коллективы, участники викторины, находясь в разных точках страны, выполняли работы учебного, поискового или исследовательского характера. Основным преимуществом использования телекоммуникационной викторины в том, что она:
стимулировала и облегчила обмен опытом преподавателям различных дисциплин; повысила интерес учащихся к учебному курсу, в котором она использовалась; расширила коммуникативную практику учащихся, приучила к четким формулировкам; сделала возможным употребление новых методических приемов, основанных на сопоставлении учащимися их собственных данных с теми, которые получены по электронной почте [28, с. 145]. С целью качественного и количественного анализа влияния телекоммуникационных проектов на учебный процесс по информатике в одной из школ г. Железногорска Красноярского края был проведен педагогический эксперимент. В данном проекте в 2006 г. участвовали учащиеся из Лесосибирска, Красноярска, Зеленогорска, Железногорска, Ачинска, Енисейска, Шушенского, Шарыпово, Минусинска. Участниками проекта был создан Web-сайт "Наш любимый край" (www.krasgpu.ru/kray). Организаторы проекта исследовали влияние включения школьников г. Железногорска в проектную деятельность на уровень их знаний по информатике. Анализ эффективности проводился по показателям двух типов: количественным и качественным. Для оценки эффективности включения школьников в проектную деятельность по количественному показателю были проведены контрольный срез и тестирование, выявляющие знания, умения и навыки по теме "Информационные технологии" на входе и выходе. Вопросы контрольного среза и теста составлены с учетом требований действующего проекта стандарта образования по информатике. В таблице 2 приведены процентные значения успеваемости школьников контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 2 Процентные значения успеваемости школьников контрольной и экспериментальной групп
познавательный информационный телекоммуникация педагогический Данные таблицы показывают существенное повышение успеваемости учеников экспериментальной группы [50]. Учителям экспериментальных школ предлагалось проанализировать работу на уроках информатики каждого исследуемого учащегося по качественным параметрам (самостоятельность, выделение существенного, память) с помощью диагностического анкетирования. Итоговые показатели качественных характеристик в экспериментальной группе оказались выше. В конце учебного года проводился контрольный срез, выявляющий знания, умения и навыки, полученные учащимися экспериментальной и контрольной групп по некоторым темам курса информатики. Он показал повышение успеваемости в экспериментальной группе в среднем на 20 %. Таким образом, использование регионального телекоммуникационного проекта "Наш любимый край" в учебном процессе школ позволило повысить качество обучения по информатике. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Познавательный интерес, а как следствие активность учащихся, является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку он стимулирует развитие самостоятельности поисково-творческий подход к овладению содержанием образования побуждает к самообразованию. Проблема, развития познавательной активности учащихся, требует поиска нового в теории и практике, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения направленных на реализацию принципа активности в учении. В связи с этим необходимо создать методическую систему обучения с помощью средств телекоммуникаций, ориентированную на целенаправленную и систематическую активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, важнейшими элементами которой являются развитие логического мышления побуждение познавательного интереса, обеспечение глубокого и полного усвоения учебного материала на основе глубокого его понимания, овладение знаниями предметного характера. Большое влияние на формирование и развитие интереса учащихся оказывают формы организации учебной деятельности. В настоящее время необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество, характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечивать доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации. В связи с этим, многие учебные заведения активно участвуют в различных телекоммуникационных проектах, что дает возможность как учителям, так и учащимся приобщаться к новым информационным технологиям. Органичная интеграция телекоммуникационных проектов в общую педагогическую концепцию, не умоляет значение параллельного использования разнообразных методов и средств обучения, в том числе и традиционных.
Глобальная компьютерная связь открывает реальные возможности повседневного сотрудничества педагогов и школ, как в своей стране, так и с другими странами мира. Она стимулирует введение в практику методов проектной работы учащихся, способствует освоению учащимися навыков продуктивной совместной работы по достижению общей цели, создает предпосылки интеграции изучения средств информатики и языка (родного и иностранного) с освоением предметного содержания других общеобразовательных дисциплин. Одним из методов активизации познавательного интереса являются деловые компьютерные игры: "МЭМ" (проводимая межрегиональной общественной организацией "Достижения молодых"), "Дельта" (фонд Хайнца Никсдорфа), "Биржевой инвестор" (благотворительный фонд "ФОРА"). Деловая компьютерная имитационная игра "Моделирование экономики и менеджмента" позволяет провести соревнования в области производства между учащимися, организованными в "компании" [26, с. 22]. В ходе соревнований игра дает возможность практиковаться в умении читать и понимать финансовые отчеты, соотнося их с экономическими принципами. Рассматриваемая компьютерная игра применяется в школьных курсах по основам экономики и в учебном курсе "Прикладная экономика" на математическом факультете Северо-Осетинского государственного университета. Участие в международной игре "МЭМ" по компьютерной телекоммуникационной сети с одной стороны, способствовало более ответственному анализу смоделированной экономической ситуации, и, как следствие, более глубокому усвоению экономических понятий. С другой стороны показало учащимся, что телекоммуникации могут служить средством организации совместной деятельности по выполнению творческих, исследовательских или чисто практических проектов. Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Использование телекоммуникаций как средства активизации исследовательской работы учащихся на уроках, формирует не только компьютерную грамотность, но и повышает эффективность и качества обучения многим предметам. Однако необходимо переходить на более высокую ступень использования средств новых информационных технологий. Использование телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе является средством повышения мотивации учения и развития мышления учащихся, и позволяет со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации. Как показал опыт использования телекоммуникаций в учебном процессе, для координации такой деятельности необходима организация информационно-методических центров, объединяющих в единую сеть учебные заведения региона, области.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.01 с.) |