Исследование влияния телекоммуникаций на развитие познавательного интереса учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование влияния телекоммуникаций на развитие познавательного интереса учащихся



Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся [3].

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Развитие познавательного интереса с помощью телекоммуникаций предполагает превращение обучения в интерактивное общение в рамках педагогически обоснованной программы. Оценивая дидактические возможности телекоммуникаций, их роль и место в исследовании познавательного интереса, нами были определены следующие области применения телекоммуникационных систем:

оптимальное управление системной творческой деятельностью учащихся и учителей;

обеспечение устойчивой мотивации познавательной деятельности;

организация свободного доступа к информации, составляющей предмет изучения для ученика или учителя.

Простейший вид телекоммуникаций, применяемый в школьном обучении, - электронная почта - с успехом применяется на занятиях уже сегодня. С ее помощью учащиеся из различных городов России принимают участие в телекоммуникационной викторине, организованной Воронежским государственным университетом, и международной телекоммуникационной викторине, организованной общественным фондом поддержки новых образовательных технологий "Достижения" г. Владикавказа. Ученические коллективы, участники викторины, находясь в разных точках страны, выполняли работы учебного, поискового или исследовательского характера. Основным преимуществом использования телекоммуникационной викторины в том, что она:

стимулировала и облегчила обмен опытом преподавателям различных дисциплин;

повысила интерес учащихся к учебному курсу, в котором она использовалась;

расширила коммуникативную практику учащихся, приучила к четким формулировкам;

сделала возможным употребление новых методических приемов, основанных на сопоставлении учащимися их собственных данных с теми, которые получены по электронной почте [28, с. 145].

С целью качественного и количественного анализа влияния телекоммуникационных проектов на учебный процесс по информатике в одной из школ г. Железногорска Красноярского края был проведен педагогический эксперимент.

В данном проекте в 2006 г. участвовали учащиеся из Лесосибирска, Красноярска, Зеленогорска, Железногорска, Ачинска, Енисейска, Шушенского, Шарыпово, Минусинска. Участниками проекта был создан Web-сайт "Наш любимый край" (www.krasgpu.ru/kray). Организаторы проекта исследовали влияние включения школьников г. Железногорска в проектную деятельность на уровень их знаний по информатике. Анализ эффективности проводился по показателям двух типов: количественным и качественным.

Для оценки эффективности включения школьников в проектную деятельность по количественному показателю были проведены контрольный срез и тестирование, выявляющие знания, умения и навыки по теме "Информационные технологии" на входе и выходе. Вопросы контрольного среза и теста составлены с учетом требований действующего проекта стандарта образования по информатике.

В таблице 2 приведены процентные значения успеваемости школьников контрольной и экспериментальной групп.

 


Таблица 2 Процентные значения успеваемости школьников контрольной и экспериментальной групп

№ школы

До включения в проектную деятельность

После окончания проектной деятельности

Итог

  Эксперимент. группа Контр. группа Эксперимент. группа Контр. группа Эксперимент. группа Контр. группа
№ 32 г. Красноярск 75 % 76 % 93 % 77 % 18 % 1 %
№ 101 г. Красноярск 82 % 82 % 92 % 83 % 10 % 1 %
№ 103 г. Железногорск 78 % 80 % 94 % 82 % 16 % 2 %

познавательный информационный телекоммуникация педагогический

Данные таблицы показывают существенное повышение успеваемости учеников экспериментальной группы [50].

Учителям экспериментальных школ предлагалось проанализировать работу на уроках информатики каждого исследуемого учащегося по качественным параметрам (самостоятельность, выделение существенного, память) с помощью диагностического анкетирования.

Итоговые показатели качественных характеристик в экспериментальной группе оказались выше.

В конце учебного года проводился контрольный срез, выявляющий знания, умения и навыки, полученные учащимися экспериментальной и контрольной групп по некоторым темам курса информатики. Он показал повышение успеваемости в экспериментальной группе в среднем на 20 %.

Таким образом, использование регионального телекоммуникационного проекта "Наш любимый край" в учебном процессе школ позволило повысить качество обучения по информатике.

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Познавательный интерес, а как следствие активность учащихся, является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку он стимулирует развитие самостоятельности поисково-творческий подход к овладению содержанием образования побуждает к самообразованию. Проблема, развития познавательной активности учащихся, требует поиска нового в теории и практике, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения направленных на реализацию принципа активности в учении.

В связи с этим необходимо создать методическую систему обучения с помощью средств телекоммуникаций, ориентированную на целенаправленную и систематическую активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, важнейшими элементами которой являются развитие логического мышления побуждение познавательного интереса, обеспечение глубокого и полного усвоения учебного материала на основе глубокого его понимания, овладение знаниями предметного характера.

Большое влияние на формирование и развитие интереса учащихся оказывают формы организации учебной деятельности. В настоящее время необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество, характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечивать доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации. В связи с этим, многие учебные заведения активно участвуют в различных телекоммуникационных проектах, что дает возможность как учителям, так и учащимся приобщаться к новым информационным технологиям. Органичная интеграция телекоммуникационных проектов в общую педагогическую концепцию, не умоляет значение параллельного использования разнообразных методов и средств обучения, в том числе и традиционных.

Глобальная компьютерная связь открывает реальные возможности повседневного сотрудничества педагогов и школ, как в своей стране, так и с другими странами мира. Она стимулирует введение в практику методов проектной работы учащихся, способствует освоению учащимися навыков продуктивной совместной работы по достижению общей цели, создает предпосылки интеграции изучения средств информатики и языка (родного и иностранного) с освоением предметного содержания других общеобразовательных дисциплин.

Одним из методов активизации познавательного интереса являются деловые компьютерные игры: "МЭМ" (проводимая межрегиональной общественной организацией "Достижения молодых"), "Дельта" (фонд Хайнца Никсдорфа), "Биржевой инвестор" (благотворительный фонд "ФОРА"). Деловая компьютерная имитационная игра "Моделирование экономики и менеджмента" позволяет провести соревнования в области производства между учащимися, организованными в "компании" [26, с. 22]. В ходе соревнований игра дает возможность практиковаться в умении читать и понимать финансовые отчеты, соотнося их с экономическими принципами. Рассматриваемая компьютерная игра применяется в школьных курсах по основам экономики и в учебном курсе "Прикладная экономика" на математическом факультете Северо-Осетинского государственного университета. Участие в международной игре "МЭМ" по компьютерной телекоммуникационной сети с одной стороны, способствовало более ответственному анализу смоделированной экономической ситуации, и, как следствие, более глубокому усвоению экономических понятий. С другой стороны показало учащимся, что телекоммуникации могут служить средством организации совместной деятельности по выполнению творческих, исследовательских или чисто практических проектов.

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

Использование телекоммуникаций как средства активизации исследовательской работы учащихся на уроках, формирует не только компьютерную грамотность, но и повышает эффективность и качества обучения многим предметам. Однако необходимо переходить на более высокую ступень использования средств новых информационных технологий. Использование телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе является средством повышения мотивации учения и развития мышления учащихся, и позволяет со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации.

Как показал опыт использования телекоммуникаций в учебном процессе, для координации такой деятельности необходима организация информационно-методических центров, объединяющих в единую сеть учебные заведения региона, области.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.01 с.)