Познавательный интерес как педагогическая проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательный интерес как педагогическая проблема



Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли. Так, средневековая педагогика вслед за философией своего времени провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей - считала проявления интереса греховным началом в человеке. Обучение, отягощенное догматизмом, схоластикой, атмосферой мистицизма, умерщвлением человеческих желаний, было мучительным испытанием для обучающихся.

В эпоху гуманизма педагогика выдвинула идею о привлекательном обучении, об учете интересов детей. В борьбе со схоластикой и аскетизмом средневековья великий чешский педагог Я.А. Коменский в своей "Великой дидактике" указывал, что обучение должно быть "сокращенным, приятным и основательным", что организация и способы обучения должны доставлять детям "больше досуга, радостей и прочного успеха", чтобы "воспламенять в мальчике жажду знания пылкое усердие к учению" [29, с. 287]. Хороший ученик, считал он, будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой. Он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжения и усилий, будет ставить себе целью самое высшее, стремиться чему-нибудь научиться, подражая учителям и соревнуясь с товарищами. Эта прекрасная, удивительно точная трактовка Я.А. Коменским роли интереса в обучении через века, не утратила своей педагогической силы.

Другое освещение получил интерес в теории естественного, свободного воспитания. Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко, писал Ж.Ж. Руссо в книге "Эмиль, или, о воспитании" [39]. Жизнь возбуждает интерес ребенка, она наталкивает его на раскрытие явлений природы; на основе непосредственного интереса есть тысячи способов заинтересовать детей в измерении, определении, вычислении расстояний. Любопытство - характерная черта человека, оно возникает из естественных желаний, врожденных стремлений. Только опираясь на естественную природу ребенка, можно обеспечить его учение. Ненависть к феодальным отношениям в обществе, к феодальной системе воспитания, борьба за освобождение личности от оков феодализма привели Ж.Ж. Руссо к гипертрофии интереса в воспитании.

Полтора века спустя идеи свободного воспитания нашли свое выражение в педагогической системе Л.Н. Толстого. Он считал ее учреждением для мучения детей, которое лишает их главного удовольствия и потребности свободного движения. Школа коверкает ребенка, превращая его из существа жизнерадостного и любознательного, ищущего поучения как радостного в измученное, сжавшееся существо с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке [39]. Л.Н. Толстой считал, что воспитание не исправляет, а портит людей, поскольку ребенок ближе каждого взрослого к тому идеалу гармонии правды, красоты и добра, до которого каждый взрослый в своей гордости хочет возвести его. Идеализация природы ребенка приводила Л.Н. Толстого к тому, что интересы детей в процессе обучения диктовали содержание учебного материала. Его взгляды были противоречивыми. На практике, как известно, Л.Н. Толстой опровергал некоторые свои утверждения. Подлинную науку в своей Яснополянской школе Л.Н. Толстой часто подменял случайными сведениями, подчиненными интересам детей. Теория свободного воспитания была исторически оправдана как борьба за права ребенка, за свободу личности, но подчинение процесса обучения интересам детей, отказ от системы знаний нередко вызывали отрицательное отношение к педагогическим взглядам Л.Н. Толстого. В современных отечественных психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес изучается в контексте мотивационной сферы личности, поскольку смыслообразующей основой любой деятельности являются внутренние побуждения и стимулы, мотивы. Самый действенный среди всех мотивов обучения - познавательный мотив, он имеет личностную ценность и поэтому является действенным, реальным мотивом обучения, обеспечивающим его эффективность и оптимальность.

Советский энциклопедический словарь понятие "интерес" рассматривает в двух значениях:

1) с точки зрения социологии и экономики интерес - это реальная причина социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т.п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов; объективное основание [48, с. 451];

2) психология определяет интерес как отношение личности к предмету как к чему-то для него ценному, привлекательному [48, с. 451].

Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.

В соответствии с Российской педагогической энциклопедией: "Интерес - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе" [46, с. 373].

Проблема познавательного интереса получила многостороннее освещение в трудах современных ученых: С.А. Ананьина, А.Г. Архипова, Л.И. Божович, В.Б. Бондаревской, Л.Г. Вяткина, Н.Ф. Добрынина, А.Г. Ковалева, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной, С.Г. Якобсон и др.

Анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме позволяет выделить следующие его направления:

проявление умственной и эмоциональной активности человека (С.Л. Рубинштейн);

избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон);

активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова);

специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалёв);

ведущий побудитель деятельности человека (М.В. Дёмин).

Теоретико-методологическое исследование проблемы познавательного интереса в обучении с позиций отечественных и зарубежных педагогов и психологов позволяет уточнить сущность, содержание и структуру познавательного интереса.

А.К. Макарова соотносит познавательный интерес с интегральным проявлением мотивационной сферы [39]. А.Н. Леонтьев исследует познавательный интерес преимущественно в сфере деятельности [34, с. 214]. Г.И. Щукина сравнивает познавательный интерес с самым значительным свойством человека познавать окружающий мир, его многообразие, отражать в сознании его сущностные стороны [52]. Автор полагает, что познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности [52, с. 185].

В.Б. Бондаревский источником формирования познавательного интереса рассматривает: содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и всесторонний процесс учебной деятельности и общение между участниками учебного процесса. В соответствии с данным подходом познавательный интерес - процесс, постоянно функционирующий в деятельности школьника и взаимодействующий с мотивами, устойчивыми способами поведения, который "все больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов, устойчивой чертой характера человека, его личности" [8, с. 196].

С.А. Ананьин, рассмотрев интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, входящие в психологическую структуру интереса, исследовал её внутреннюю природу, выражающуюся в совокупности интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.

Г.И. Щукина рассматривает интерес как особое качество, как интегральное образование, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное [52, с. 190].

В контексте проводимого исследования следует отметить, что познавательный интерес, как средство обучения, связан с проблемой занимательности, рассмотренной в ряде работ по психологии и педагогике. Следует выделить следующее направление по изучению познавательного интереса. Познавательный интерес рассматривается как средство обучения, стимул обучения, в работах О.С. Васильевой, О.В. Прозоровой, А.К. Марковой [11; 36; 43].

Познавательный интерес в соответствии с работами В.Б. Бондаревского, Г.И. Щукиной является внешним стимулом этих процессов, средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам [39].

В данной связи следует отметить, что поиск эффективных форм, методов и средств развития познавательного интереса связан с развитием личностных качеств обучаемых. Анализ педагогических работ показывает, что ученые выделяют различные педагогические средства. Так, В.Б. Бондаревский для формирования глубокого интереса к знаниям рассматривает такую форму, как игра, включающую подбор учителем фактов, интересных сведений, составление заданий творческого характера, использование личных наблюдений учащихся, их воображения, фантазии, чтение научно-популярной литературы; обучение умениям и навыкам работы с различной литературой; организация соревнований, конкурсов [8].

М.И. Алексеева обосновывает такие пути, как: осознание значимости знаний; применение на уроках эвристических, в том числе проблемных, методов; оценку, как способ формирования положительных мотивов.

Отбор учителем определенного содержания учебного материала: сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; разнообразие самостоятельной работы учащихся; использование всестороннего воздействия средств искусства - выделяется Г.И. Щукиной как средство развития познавательного интереса учащихся, их личностных качеств [52].

Анализ психолого-педагогических работ по проблеме развития познавательного интереса и использования педагогических средств осуществления данного процесса позволил установить, что он содействует успешному приобретению знаний, умений и навыков, является мотивом учения и деятельности, способствует установлению педагогического сотрудничества, необходимого для успешного процесса обучения. Он характеризуется свободой выбора, новизной, направленностью, избирательным характером, внешневнутренним проявлением.

Познавательный интерес - это познавательная форма направленности на предметы, побуждающая человека к различным видам деятельности и активизирующая её [16, с. 36].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что, охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы могут быть очень разнообразными (А.Г. Ковалёв, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо).

Исследование концептуальных положений многих авторов показывает, что интересы могут отличаться в соответствии со следующими показателями:

1. В зависимости от качественных психологических характеристик - устойчивые, неустойчивые, действенные, недейственные, непосредственные, опосредованные, глубокие, поверхностные, слабые, сильные, пассивные, активные;

2. По своему содержанию, принадлежности к различным областям познания и деятельности (интерес к литературе, математике, химии, истории; интересы научные, технические, конструкторские, спортивные, музыкальные);

.   Объём интересов, количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), указывающих на многосторонность развития личности.

Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах её деятельности: трудовой, научной, общественной и развлекательной (досуг), или познавательной. Отсюда как бы отпочковывается особый вид интереса, требующий своего детального изучения - познавательный интерес. И прежде чем перейти к его непосредственному изучению, считаем необходимым остановиться более подробно ещё на одном аспекте интереса - его направленности.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы по обсуждаемой проблеме позволил установить, что формирование познавательного интереса следует рассматривать с двух позиций: его внешних и внутренних проявлений. С позиции исследования внутренних проявлений познавательного интереса А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Г.И. Щукина выделяли как отдельные психологические процессы, включающие интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях с ним.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.019 с.)