Познавательный интерес и новые информационные технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательный интерес и новые информационные технологии



 

Современные информационные технологии основаны на комплексном использовании различных типов информационных процессов в рамках единого технического комплекса на базе компьютерной техники.

Информационные технологии (ИТ) - совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение и отображение информации с целью снижения трудоемкости ее использования, а также для повышения ее надежности и оперативности [49, с. 11].

Информационные технологии обычно являются функциональными компонентами других видов технологий (производственных, организационных, социальных) и выполняют роль интеллектуального ядра последних. Использование информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность этих и других технологий, сокращая при этом затраты различных других видов ресурсов общества.

Компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети. В приложении А приведены основные виды и распространенность применения телекоммуникационных средств [49, с. 225].

Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. Интернет - это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (ТСР/IР).

Рассмотрим данные средства подробнее.

Самой первой была применена электронная почта. Это наиболее разработанное средство организации дистанционного образования в Internet, популярность которого была связана, прежде всего, с дешевизной.

В последнее время получают распространение средства "виртуальных миров" в Интернет, трехмерных объектов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как Web-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т.п. [15].

Модель виртуальных миров (ВМ) для дидактических целей можно рассматривать как дальнейшее улучшение компьютерного слайда-фильма, уже нашедшей в педагогике широкое применение.

Важным дидактическим свойством Интернет является возможность организации свободных бесед в реальном масштабе времени. Конференции реального времени, несомненно, являются мощным стимулом для учащихся, но оставляют им мало времени для размышлений.

Телекоммуникационная конференция с отсроченным доступом представляет собой обмен письменной информацией. Все ее материалы сохраняются автоматически и снабжаются служебной информацией. Поэтому количество смысловых нюансов, содержащихся в такой конференции, гораздо больше, чем в ее традиционных аналогах. Более того, такая конференция остается открытой для подключения к дискуссии в течение длительного времени после того, как вопросы уже заданы. По существу в данном случае в рамках модели конференции проводится обычно письменная дискуссия: обсуждаемые вопросы сопровождаются ответами участников конференции, при этом телекоммуникационная система отслеживает как тематическую связь сообщений, так и служебную информацию, позволяющую поддерживать связь между участниками конференции и за пределами непосредственной связи вопроса с ответом. В этом состоит преимущество сетевой конференции и перед обычной конференцией, и перед словесной дискуссией. Сохранение материалов таких дискуссий - трудоемкий процесс, часто приводящий к потере важных смысловых пластов (пресловутые "тезисы" и "стенограммы"). Именно свобода выражения мнения является основной ценностью в этих системах, однако, не меньшее внимание уделяется управлению или направлению дискуссии в конструктивное русло [38, с. 170]. На сегодняшний день наработано очень много вариантов программ, поддерживающих телекоммуникацию по телефонным каналам. В целом их можно разбить на два крупных класса:

1. Программы связи, осуществляющие непосредственно передачу данных с одной ЭВМ на другую и выполняющие дополнительные сервисные функции (хранение телефонного справочника, автоматический набор номера и циклический дозвон, редактирование текстов, ввод/вывод данных с (на) магнитных носителей и т.п.);

.   Программы типа электронной доски объявлений (ЭДО), с помощью которых на ЭВМ организуется система хранения наборов данных и разграничения доступа к ним по телефонным каналам, позволяющая сразу многим владельцам ЭВМ, ставшим абонентами такой системы, пользоваться ее информацией и посылать в нее свои сообщения и наборы данных [51].

В настоящее время внимание пользователей привлек перспективный проект Интернет-2. Назначение Интернет-2 состоит в том, чтобы облегчить и скоординировать разработку, развертывание, функционирование и передачу технологии улучшенных сетевых приложений и услуг, с целью упрочения лидерства США в научно-исследовательской области и высшем образовании и ускорения доступности новых услуг и приложений в Интернет.

Общая цель: создание нового поколения сетевых прикладных программ для поддержки передовых научных разработок и образования.

Конкретные цели:

демонстрация новых прикладных программ, радикально расширяющих возможности сотрудничества и проведения экспериментов для научных работников;

демонстрация новых возможностей в предоставлении образования и иных услуг за счет "виртуальной близости" в сети;

развертывание коммуникационной инфраструктуры, способной удовлетворить требования научного и педагогического сообщества [51].

Быстрое развитие компьютерных телекоммуникационных и информационных систем, средств мультимедиа также привело к появлению новых педагогических технологий, одной из которых является дистанционное обучение (ДО). От традиционного очного оно отличается отсутствием непосредственного контакта преподавателя и студента. Но не следует ставить знак равенства между ДО и заочным обучением, поскольку ДО предполагает не только расширение спектра носителей информации и средств доступа к ним, но и наличие постоянного общения между преподавателем и студентом по телекоммуникационному каналу. ДО можно рассматривать, как включение в учебный процесс информационно-образовательной системы удаленного доступа, основанной на современных информационных технологиях. Росту популярности ДО способствует ряд факторов, среди которых оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитию сообщества сети Интернет [32].

Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционного обучения. Часто дистанционное обучение рассматривается как автономный вид обучения, противопоставляемый традиционному. Мультимедийность создает психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций студента: например, подведение итогов или выдача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться каким-либо звуком или мелодией, настраивающей студента на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания преподавателя.

Последнее время широкое проникновение телекоммуникаций в образовательный процесс ставит проблему о целесообразности рассмотрения познавательного интереса через призму новых образовательных технологий.

Уровень познавательного интереса учащихся при обучении с использованием информационных технологий является динамической характеристикой, определяемой следующими факторами:

личностным развитием познавательных потребностей конкретного ученика (сформированностью личностных качеств);

методической ценностью программного обеспечения (сформированостью программных средств);

умением учителя создать учебную ситуацию, обеспечивающую активность познавательной деятельности (методологической и методической готовностью учителя к использованию компьютерных технологий).

Основные критерии сформированности познавательного интереса учащихся при обучении с помощью информационных технологий следующие:

самостоятельность, которая проявляется как в умении найти необходимую информацию, так и в умении разработать собственную стратегию и тактику достижения положительного результата;

осознанность, которая проявляется в умении выявить сущностные характеристики информации, ее структуру, внутренние и внешние связи, оценить значимость информации не только для науки, но и для собственного миропонимания, проявляется в понимании смысла познавательной деятельности, оценке своей готовности к ней, оценке своих достижений, ценностном осмыслении приобретенной информации и освоенных способов действий;

направленность на достижение поставленной цели, которая появляется в волевых свойствах личности, в рефлексии своей деятельности.

Показателями роста познавательного интереса служат следующие характеристики:

осознанность, действенность, прочность, востребованность получаемых знаний,

- мотивационная устойчивость, удовлетворенность учебной деятельностью и ее результатами;

уровень информационной культуры [10].

При развитии познавательного интереса с помощью информационных технологий необходимо также учитывать не только различие в исходном уровне готовности, но и другие факторы, а потому дифференциация обучения должна проводиться по нескольким показателям.

Дифференциация по уровню мотивации - учеников с низким уровнем внутренней мотивации необходимо включать в учебные ситуации, содействующие пониманию эффективности информационных технологий в их собственной повседневной учебной и другой деятельности. Необходимо использовать интерес к информационным технологиям как стимул познавательного интереса в других областях, как стимул к творческой деятельности.

Дифференциация по направлению познавательного интереса необходима в силу специфики использования информационных технологий: цели и познавательные запросы учеников не могут быть идентичными. Одним ученикам достаточно овладеть основами компьютерной грамотности, получить навыки работы с компьютерными инструментами, освоить некоторые методы получения, преобразования и использования информации, область интересов других учеников была много шире. Одни учащиеся стремятся больше узнать о закономерностях информационных процессов в природе и обществе, других интересует программирование, третьи проявляют повышенный интерес к компьютерным коммуникациям.

Дифференциация по способностям и возможностям учеников. Этот вид дифференциации в педагогическом отношении достаточно сложный. У некоторых учеников наблюдается явное рассогласование между желанием заниматься программированием, работать в сети Интернет и возможностями освоить достаточно сложные технологии такой деятельности. Это становится причиной разочарования, снижения интереса. Можно предложить следующие варианты решения проблемы дифференциации по способностям и возможностям учащихся:

подбор посильной задачи;

объединение в исследовательскую группу учащихся с разным уровнем возможностей;

оказание помощи в подготовке продукта [4].

Дифференциация по нескольким характеристикам с одной стороны служит средством стабилизации дидактической системы, помогает раскрыть индивидуальные способности учеников и развить их устойчивый познавательный интерес при обучении в компьютерной среде, с другой является стимулом разработки средств обучения, настраивающихся на индивидуальные особенности обучаемых.

Одним из основных средств формирования у школьников устойчивого познавательного интереса является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Характерной особенностью обучения с помощью информационных технологий является соединение в одной и той же учебной ситуации нескольких методов управления учебной деятельностью, которые рассматривались Ю.К. Бабанским как относительно самостоятельные группы: стимуляция и мотивация учения, организация и осуществление учебных действий и операций, контроль и самоконтроль являются обязательными компонентами любой учебной ситуации [5, с. 112]. Более того, в учебных ситуациях с использованием компьютера, как правило, одновременно присутствуют элементы информационно-рецептивного, репродуктивного, проблемного, эвристического и исследовательского методов. Инструктивно-репродуктивная деятельность при управлении компьютерными устройствами - необходимое условие, невыполнение которого может остановить работу всех систем. Элементы проблемного и эвристического методов - обязательные элементы любой автономной и коллективной деятельности в ситуациях поиска новой информации.

Учебно-исследовательская деятельность, в большинстве ситуаций, реализуется в виде решения проблемных задач (эвристический метод), компьютерного моделирования, вычислительного или приборного эксперимента (исследовательский метод) [41].

Таким образом, одним из условий развития познавательного интереса учащихся при обучении с использованием информационных технологий являются следующие виды дифференциации: по уровню мотивации, по направлению интересов в компьютерном образовании, по индивидуальным способностям и возможностям учеников. Если будут учитываться данные виды дифференциации, то новые для учащихся компьютерные методы обучения не вызовут непреодолимых трудностей - учащиеся будут быстро осваивать управление программами, осознанно использовать компьютерные инструменты и самостоятельно ставить и творчески решать значимые для себя задачи, что свидетельствует о высоком уровне познавательного интереса.

1.3 Анализ использования телекоммуникаций в образовании зарубежных стран

Исследования в области использования телекоммуникации в образовании за рубежом проводятся, начиная с 1983 г. Чаще всего они реализуются в форме телекоммуникационных образовательных проектов. Такие проекты во многих странах мира стали неотъемлемой частью учебного процесса.

Начиная с 80-х годов в ведущих странах мира (Великобритания, США, Канада, Австралия, Франция и др.) начали делать особую ставку на медиаобразование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать так называемые медиатексты. Так, в канадской провинции Онтарио с 1987 года медиаобразование стало обязательным предметом в 5 тысячах средних школ (7-12 классы), в Австралии с 1990 года эта дисциплина изучается с 1 по 12 класс (и даже в детских садах). В отличие от собственно медиакультуры медиаобразование в США поначалу развивалось не столь интенсивно, как, к примеру во Франции или Канаде, однако к 90-м годам уже можно было говорить о сложившейся системе американского медиаобразования, которая с помощью сайтов сети Интернет, публикаций, конференций оказывает влияние и на другие страны.

В США активно действует несколько крупных ассоциаций медиаобразования: Центр медиаобразования (Center for Media Education) в Вашингтоне, Центр медиаграмотности (Center for Media Literacy) в Лос-Анджелесе, движение "Граждане за медиаграмотность" (Citizens for Media Literacy) в Северной Каролине и многие другие. Рост авторитета медиаобразования привел к тому, что в 90-х годах 12 штатов США включили в свои образовательные стандарты разделы по медиаобразованию и медиаграмотности. В дополнение профессиональные ассоциации учителей пытались включить медиаобразование в государственные стандарты. В образовательных учреждениях США получили широкое распространение мастер-классы - специальным образом оборудованные учебные классы (аудитории) с широким диапазоном технологических возможностей. Учитель мастер-класса имеет доступ к текстовой и мультимедийной базе данных в реальном масштабе времени, к программному обеспечению учебного курса, к средствам программного обеспечения всех видов, к обслуживанию в режиме Оn-line, к электронной почте - к любым ресурсам, доступным через подсоединение к кампусовым сетям, к местным региональным сетям, к сети Интернет, к национальной научной и образовательной сети (NREN). Таким образом, реальная сила мастер-класса заключается в его возможности обеспечения интерактивной многофункциональной информационной системы. Если говорить об уровне компьютеризации в образовательных учреждениях США, то в среднем три из четырех общих классных комнат имеют, по крайней мере, один компьютер, предназначенный для группового использования, восемь из десяти образовательных учреждений имеют локальную вычислительную сеть, 54 % всех классных комнат соединены с локальной вычислительной сетью.

Ярким примером комплексного использования информационных технологий в образовании является создание Кибершколы в штате Орегон США, использующей технологию интерактивного обучения. Интерактивные технологии способствуют появлению нового типа потребителей образовательных услуг [38, с. 156]. Интерактивное обучение как модель будущего позволяет людям научиться взаимодействовать на расстоянии независимо от языковых, религиозных, социальных отличий. Как самообеспечивающаяся программа, Кибершкола не подвергается риску использования локальных фондов, чтобы обучать отдаленных пользователей, она использует автономные технологии.

Американские исследователи отмечают, что образование, полученное с использованием информационных технологий, гораздо более объемно, оно дает возможность понять принцип или концепцию, почувствовать взаимосвязь различных концепций, учит анализировать ситуации и проблемы. Компьютерные учебные материалы требуют гораздо большей гибкости мышления и соответственно усилий для развития. Особого эффекта применение информационных технологий достигает при использовании методов активного обучения, а также тогда, когда студент находится во взаимодействии с товарищами по учёбе, в соревновании, в сотрудничестве.

Телекоммуникационная сеть Janet объединяет все университеты Англии, а в рамках телекоммуникационного проекта "Campus-2000" Образовательная программа "Campus 2000" - общенациональная программа Великобритании, которая ставит своей целью внедрение достижений информационных технологий в учебный процесс школы любого уровня. Она также базируется на электронной почте и конференциях. Типичным примером конференций "Campus 2000" может служить телеконференция под названием "PHOENIX". Основной целью данной конференции является создание условий для мотивации учащихся к обсуждению различных аспектов современной жизни общества.Сценарий данной конференции вводит ребят в фантастический мир космической станции, где живут люди, решившие покинуть Землю в поисках благоприятной для жизни человека планеты. Им придется провести много лет вместе прежде, чем они найдут подходящую систему, и начать строить человеческое общество заново. Но для решения конкретных задач им сначала придется подробно изучить все аспекты общества нынешнего: юридические, экономические, правовые, экологические и многие другие. Общение происходит в виде ролевой игры. Каждый член экипажа - вымышленное лицо, за которым стоит один или группа учащихся. Для решения насущных проблем, на станции избирается Совет, который имеет право решающего голоса. Все участники экспедиции общаются через телеконференцию, поэтому все дискуссии доступны всем "космонавтам". Учителя и организаторы конференции могут использовать электронную почту для деловых переговоров. Темы для возможных обсуждений (семейные отношения, свобода печати и общество, уголовные преступления, наркомания, образование, социальное обеспечение и другие) предлагаются организаторами конференции [51].

Поскольку в качестве своей основы телекоммуникационные проекты используют такие разветвленные компьютерные сети, как Bitnet и CompuServe, участвовать в проекте имеют возможность школьники, студенты, учителя практически всех стран мира. Именно глобальность, независимость от географии является одной из существенных характеристик телекоммуникации, ярко иллюстрирующей открытость любого образовательного проекта, реализуемого в рамках этой технологии

Британская ассоциация поддержки образования (Besa - British Educational Suppliers Association) регулярно проводит ВETT-выставки. ВЕТТ по праву считается крупнейшей в мире выставкой, посвященной образовательным информационным технологиям. Причиной интереса к ВЕТТ является позиция правительства Великобритании по отношению к информационным технологиям в системе образования. В 1995 г. правительство включило использование информационных технологий при изучении различных дисциплин в качестве обязательного компонента в Национальный учебный план. К каждому учителю стали предъявляться требования владения навыками использования информационных технологий в учебном процессе. По данным международной статистики, в настоящее время около 30 % учителей Великобритании применяют информационные технологии регулярно и достаточно эффективно для обучения. Число компьютеров в британских школах превысило 1 миллион.

Корпорация Intel в целях изучения потребительского спроса уполномочил организацию Angus Reid исследовать проблему использования компьютера для домашней работы канадскими учениками. Обзор проводился в семьях с детьми в возрасте от 12 до 17 лет. Согласно результатам исследования, эта возрастная группа третью часть домашних заданий и самостоятельной работы выполняет за компьютером. Более 80 % канадских респондентов полагает, что компьютеры и современные технологии имеют положительное влияние на канадское образование. Компьютер был выбран как наиболее важное средство для качественного выполнения домашних заданий (52 % респондентов выбрали для этой цели компьютер, 26 % - выбрали калькулятор, 8 % - энциклопедию и 6 % - словарь [45].

Анализ показал, что компьютеры всё больше проникают в школу зарубежных государств. Доклад департамента торговли США сообщает, что среди детей в возрасте от 3 до 17 лет более 90 % используют компьютер дома и/или в школе. Выделяются следующие виды компьютерного программного обеспечения, используемого в школе:

текстовые редакторы (95 %);

обучающие программы (89 %);

аналитические и информационные средства (87 %);

системы программирования и операционные системы (84 %);

игры и моделирование (81 %);

графические средства и средства оперирования (81 %).

Основными видами телекоммуникационных средств, используемых в процессе обучения за рубежом: электронная почта, телекоммуникационный проект, телекоммуникационная конференция.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.037 с.)