Глава 1. Понятие интереса в педагогике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие интереса в педагогике



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРЕСА В ПЕДАГОГИКЕ

1.1 Познавательный интерес как педагогическая проблема

1.2 Познавательный интерес и новые информационные технологии

1.3 Анализ использования телекоммуникаций в образовании зарубежных стран

1.4 Опыт отечественных школ по использованию телекоммуникаций в учебном процессе

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

2.1 Телекоммуникационная система сопровождения образования как педагогическая проблема

2.2 Исследование влияния телекоммуникаций на развитие познавательного интереса учащихся

2.3 Телекоммуникационные учебные проекты

2.4 Результаты эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Происходящие в стране политические, экономические и социальные преобразования создали ситуацию, связанную с поиском принципиально новых подходов, ведущих к изменению образовательной парадигмы. Время радикальных перемен требует от школы ориентации на развитие социально активной, коммуникабельной личности, проявляющей познавательный интерес к окружающему миру во всем его многообразии.

В связи с этим возникает необходимость самостоятельного поиска альтернативных источников информации, позволяющих осмыслить различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побудить ученика к формированию собственной позиции на основе познавательного интереса. Одним из возможных вариантов решения проблемы является информатизация образования, которая включает в себя обучение на основе применения телекоммуникаций, позволяющее значительно расширить диапазон познавательных возможностей учащихся.

Последнее время широкое проникновение телекоммуникаций в образовательный процесс ставит проблему о целесообразности рассмотрения познавательного интереса через призму новых образовательных технологий. Телекоммуникации позволяют с одной стороны повысить познавательный интерес учащихся, оперативно предоставляя необходимые учебно-методические материалы, как обучающему так и обучаемому. С другой стороны, позволяют организовать различные формы и методы обучения. Не достаточно обоснованы в педагогике подходы к формированию познавательного интереса с помощью новых информационных технологий, а так же слабо изучены организационные возможности оперативного получения необходимой информации учащимися и преподавателями. Поэтому нами выбрана тема "Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся".

Степень разработанности темы. Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость для преподавания информатики. Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно по праву считать великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В своей книге "Великая дидактика" он писал: "Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно". По мнению Коменского, в природе каждого ребёнка заложены нравственные и умственные возможности, которые позволили учёному отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о лёгкости, приятности и основательности обучения.

В педагогической и психологической литературе имеется ряд работ, посвященных проблеме интереса. В работах Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.Ф. Добрынина, Н.Г. Морозовой, И.Б. Первина, Г.И. Щукиной рассматриваются основные методологические вопросы теории интереса, его воздействия на воспитание личности. Исследователями отмечается, что интерес имеет сложную психологическую структуру. В качестве теоретической предпосылки рассматривается интерес как специфическая направленность личности на конкретные предметы и явления действительности. Интересы личности могут быть многообразными и классифицироваться по содержанию. В настоящее время усилия многих ученых, педагогических коллективов и отдельных педагогов направлены на поиски наиболее эффективных форм и методов развития интереса у школьников.

Внедрение телекоммуникационных систем открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью и ее интенсификации, они позволяют значительно увеличить объем воспринимаемой учениками информации благодаря тому, что она представляется в более обобщенном систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Целью написания данной дипломной работы является рассмотрение возможностей и способов влияния телекоммуникационных средств на развитие познавательного интереса обучаемых.

Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:

рассмотреть теоретические основы формирования познавательного интереса в педагогике;

проанализировать опыт отечественных и зарубежных образовательных учреждений по применению телекоммуникаций в учебном процессе;

выявить дидактические особенности организации учебного процесса, ориентированного на развитие познавательного интереса учащихся в условиях телекоммуникационной системы сопровождения образования;

провести педагогический эксперимент и подтвердить эффективность использования телекоммуникационных средств в процессе развития познавательного интереса в условиях общеобразовательной школы.

Объектом работы выступает учебно-воспитательный процесс, осуществляемый с применением телекоммуникационных технологий.

Предметом работы выступает познавательный интерес, формирующийся с помощью телекоммуникаций.

Гипотезой работы является предположение о том, что телекоммуникационная образовательная среда, как составляющая учебного процесса, может являться эффективным средством формирования и развития познавательного интереса учащихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теории педагогического проектирования (Б.Г. Ананьев, Г.К. Байдельдинова, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, B.C. Выготский, В.Г. Иванов, А.А. Леонтьев, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, А.Ю. Сицивица, Г.И. Щукина) и использования средств обучения (А.К. Айламозян, АС. Беляев, М.Ю. Бухаркина, В.А. Каймин, Е.С. Палат, А.Ю. Уваров, С.Э. Христочевский, Е.Н. Ястребцева) и другие.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы и обобщение педагогического опыта по проблеме;

эмпирические методы (наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование);

педагогический эксперимент;

методы математической статистики.

Эмпирическими источниками послужили результаты исследований ученых-педагогов, а также теоретические и практические материалы базы практики в школе № 10 с углубленным изучением ряда предметов г. Нижнекамска.

Апробация результатов исследования была представлена на заседании педагогического совета школы № 10 г. Нижнекамска.

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализована телекоммуникационная система, способствующая повышению познавательного интереса, которую можно использовать в учебном процессе школы.

Положения, выносимые на защиту:

- современный этап развития образования делает необходимым и возможным применение телекоммуникаций в учебном процессе школы;

использование телекоммуникационных технологий повышает познавательный интерес учащихся.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Результаты эксперимента

 

Проведение экспериментального исследования было направлено на теоретическое обоснование и внедрение педагогической системы развития познавательного интереса на основе использования телекоммуникаций, а также проверку ее эффективности. В процессе опытно-экспериментальной работы были выявлены дидактические условия, способствующие формированию и развитию познавательного интереса учащихся в телекоммуникационной образовательной среде.

В качестве рабочей гипотезы нами были выдвинуты следующие предположения:

телекоммуникационная образовательная среда, как составляющая учебного процесса, может являться эффективным средством формирования и развития познавательного интереса учащихся, при этом основным стимулом является новизна содержания и форм;

эффективность применения средств телекоммуникаций в учебном процессе зависит от уровня технической и методической готовности учителя, профессионального становления педагога;

применение новых информационных технологий в учебном процессе обеспечивает процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 46 человек, из них 24 отнесены к экспериментальной группе, а 22 - к контрольной группе. Обучение в экспериментальной группе осуществлялось в телекоммуникационной образовательной среде; были определены психолого-педагогические условия проведения эксперимента: постоянная система педагогического воздействия со стороны педагога, совпадение в экспериментальной и контрольной группах содержания изучаемого материала. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

констатирующий, включающий наблюдение, анкетирование;

формирующий, с использованием комплекса методов и приемов по формированию познавательного интереса к изучению информатики;

контрольный, предполагающий статистическую обработку результатов.

На первом этапе экспериментального исследования (констатирующем) проводился анализ литературы по теме исследования и нормативных документов; определялась психолого-педагогическая сущность познавательного интереса в телекоммуникационной образовательной среде. На этом этапе исследования выявлялось отношение интервьюируемых к учебному заведению, к информатике как учебному предмету, к урокам, к домашним заданиям, что дало возможность составить четкую картину, отражающую отношение учащегося к учению в целом. Вопросы анкеты приведены в приложении C. Причины положительного, а также отрицательного отношения учащихся к информатике в известной мере объяснены в их ответах. Сводная таблица ответов представлена в приложении D. Графические результаты констатирующего эксперимента приведены на рисунках 1, 2, 3, 4.

 

Рис. 1. Ответы на вопрос: "Устраивает ли Вас организация учебного процесса в школе?"


Основным вопросом, определяющим отношение к обучению, являлся вопрос об отношении респондентов к информатике как учебному предмету.

 

Рис. 2. Ответы на вопрос: "Устраивает ли технология проведения уроков информатики?"

 

Основными причинами предпочтительного отношения к указанной дисциплине, согласно таблице 3, являются: преподавание и легкость освоения предмета.

 

Таблица 3 Предпочтительные причины положительного отношения к учению

Варианты ответов Эксперимент. группа Контрольная группа
Нравится, как преподают 9 человек  8 человек
Нравится учитель 3 человека 4 человека
Легко выполнять задания 5 человек 4 человека
Легко понять 7 человек 6 человек

 

Высшие точки положительного отношения к информатике в исследуемых группах соответствуют таким факторам, как научное содержание предмета и уровень его преподавания, т.е. основные стимулы формирования познавательного интереса, решение познавательных задач, не расцениваются учащимися в качестве важного фактора развития интереса к предмету. Фактор "Легко учиться" признается пятью учащимися экспериментальной группы (37,5%) и в меньшей мере (4) участниками контрольной группы (36,3%).

 

Рис. 3. Ответы на вопрос: "Почему нравится информатика?"

 

Факторы, характеризующие отрицательное отношение к учебному предмету, в обеих группах почти совпадают. Основные ответы: 1 - "Неинтересное преподавание"; 2 - "Не вижу необходимости в изучении предмета"; 3 - "Трудно дается"; 4 - "Не нравиться выполнять задания по этим предметам".

 

Рис. 4. Ответы на вопрос: "Почему не нравится информатика?"

 


Самым значительным для них является вполне коррелирующий в обеих группах фактор неинтересного преподавания и неясности понимания нужности предмета, неудовлетворенность процессом выполнения заданий по предмету. Около 2/3 учащихся объясняют свое негативное отношение трудностями овладения предметом и непониманием содержания учебного материала. Меньшая часть обоснований своего отношения к учебному предмету касается его содержания, несовершенства учебников и отношения к выполнению заданий.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что при традиционных формах и методах обучения познавательный интерес развивается не всегда.

Сила влияния познавательного интереса на развитие личности подростка в значительной мере определяется устойчивостью интереса, имеющего возможность углубляться в течение длительного времени. Сопоставление результатов изучения интересов учащихся разных классов, позволяет, с одной стороны видеть общие условия, определяющие появление и развитие познавательных интересов, а с другой вскрыть те конкретные влияния, которые способствуют их формированию. Поэтому для нас представляла интерес та часть опроса, которая касалась отношения учащихся к учению.

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета мы выделили 3 уровня развития познавательного интереса. 1 - низкий уровень, 2 - средний и 3 - высокий уровень. Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

Нашей задачей является формирование познавательного интереса, вывод учащихся с низким уровнем на средний и, далее, высокий уровень развития познавательного интереса.

На втором этапе экспериментального исследования (формирующем) осуществлялся выбор методов, разрабатывались новые модели занятий в телекоммуникационной образовательной среде.

Обучающий эксперимент основывался на учете ряда разработанных психолого-педагогических условий: введение в учебный процесс комплекса вопросов, проблемных задач, творческих заданий и ситуаций в рамках предметных телевикторин, деловых компьютерных игр, компьютерного тестирования. Разработанная телекоммуникационная система сопровождения образования направлена на достижение информационного оптимума, развивающего познавательный интерес обучаемых. Основной эксперимент был спланирован как диагностирующий. Достижение целей в нем фиксировалось через сравнительный анализ уровней знаний и умений одних и тех же испытуемых в начале и в конце эксперимента. На этом этапе определялись исходный уровень и показатели сформированности познавательного интереса учащихся, отражающие динамику развития. В процессе исследования были определены основные условия и средства, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся, теоретически обоснован и комплекс программных продуктов для проведения экспериментальной работы - телекоммуникационные викторины, компьютерное тестирование по информатике, метод проектов, деловые имитационные компьютерные игры, телеконференции, дистанционное обучение. В системе образования телекоммуникации применяются в 4 основных формах: оперативная связь, переписка; учебные и творческие проекты; конференции; дистанционное обучение, консультации. Из перечисленных выше форм для нас являлись первые две: переписка и творческие проекты. Он включал персональный обмен сообщениями; свободная переписка; глобальный класс; информационный обмен; участие в телекоммуникационной олимпиаде; участие в телекоммуникационной викторине. На основе анализа эксперимента была разработана структура телекоммуникационных средств и методических приемов, влияющих на развитие познавательного интереса и творческого потенциала учащихся в телекоммуникационной образовательной среде.

 

Рис. 5. Структура телекоммуникационных средств и методических приемов

 

Более подробно внедренные формы и методы деятельности в телекоммуникационной среде описаны ниже.

. Персональный обмен сообщениями - электронное общение учащихся с другими учащимися.

2. Свободная переписка - наиболее часто используемая структура телекоммуникационной деятельности, аналогичная переписке по обычной почте. Поскольку переписка между учащимися требует большего внимания, чем многие преподаватели могут ей уделить, можно развернуть свободный обмен электронной почтой между группами.

3. Глобальный класс. При этой разновидности структуры переписки два или более класса (находящиеся где угодно) могут совместно изучать одну и ту же тему, обсуждая то, что они сейчас изучают по заранее определенному графику. Вот пример "электронного расписания" месячных проектов по ознакомлению с опасностью СПИДа:

1-15 февраля. Регистрация;

1-5 марта. Что представляет собой вирус СПИДа?

8-12 марта. СПИД и образование;

15-19 марта. Выявление СПИДа;

22-26 марта. Обмен мнениями о СПИДе.

Предложения для обсуждения и отработки на весь срок проекта включаются в план. Учащиеся и учителя участвуют в обсуждении темы через электронную почту. Некоторые из наиболее успешных образовательных телекоммуникационных проектов построены на сборе, обработке, сопоставлении учащимися различного рода представляющей интерес информации.

. Информационный обмен - тематический обмен информацией, которые могут рассматриваться как телекоммуникационные проекты. Учащиеся собирали информацию о:

народных играх;

жаргонных словах;

пословицах;

местных и национальных праздниках;

афоризмах;

туристической информации о городах.

Учащиеся приняли также участие в телекоммуникационной олимпиаде по информатике (приложение E).

На I этапе олимпиады выяснилось, что только 47 % учащихся участвуют для получения новых знаний. Однако, по окончании олимпиады оказалось, что 73 % интервьюируемых считают, что получили новые знания и считают целесообразным использование телекоммуникаций в учебном процессе. Такое позитивное изменение отношения к учебному предмету соответствует факторам, которые являются основными стимулами формирования познавательного интереса. Немаловажное значение при проведении подобных олимпиад имеет фактор новизны. На вопрос анкеты "Хотели бы вы принять участие в аналогичном проекте" 87 % опрошенных ответили утвердительно.

На следующем этапе было запланировано участие в международной телекоммуникационной викторине по биологии (приложение F).

В начале и в конце экспериментального обучения было проведено анкетирование, определившее, что в конце, число учащихся, для которых информатика любимый предмет, увеличилось на 20 % (рисунок 6).

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Рис. 6. Динамика развития познавательного интереса учащихся

 

Как видно из рисунка 6, показатели возрастания интереса примерно равны в обеих группах. Однако, примечательно то, что учащиеся экспериментальной группы осознанно развивают познавательный интерес. У них изменилось отношение к общему уровню образованности. Для учащихся контрольной группы основной стимул хорошего отношения к учебе - возможность поступить в хороший институт.

Целью третьего этапа (преобразующего эксперимента) был анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования,

В результате эксперимента зафиксировано, что для всех обучаемых работа в телекоммуникационной образовательной среде сопровождалась значительным приростом знаний и умений.

 

Рис. 7. Динамика познавательного интереса по уровням

 

Относительное увеличение показателя познавательного интереса варьируется от 54 % до 83 % (рисунок 7). Итак, исследование познавательных интересов учащихся раскрыло предположительную роль ряда факторов, обусловливающих избирательное отношение к учебным предметам.

Основными факторами следует считать:

место и роль в общественном прогрессе наук, соответствующих изучаемым в школе учебных предметов;

удельный вес данного учебного предмета в общей структуре учебных курсов;

общая направленность учебных планов гимназии;

содержание учебных предметов и учебников;

характер процесса обучения, в котором обнаруживается влияние уровня преподавания, в том числе особенности форм и методов, сообщаемого учащимся нового материала, характер их самостоятельной познавательной деятельности.

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1. Положительными эмоциями по отношению к деятельности;

2. Наличием познавательной стороны этих эмоций;

.   Наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

В качестве средства развивающего и стимулирующего познавательный интерес применялись телекоммуникации. Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы учащихся, нами выделены основные источники формирования познавательных интересов:

. Содержание учебного материала т.е. телекоммуникации, предоставляют неограниченные возможности получения информации из различных банков данных;

. Процесс обучения который перед нами выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся. Новые средства обучения диктуют новые формы и методы обучения. Это уже качественно иной процесс: обучение в процессе общения, поиска информации и работы с ней. Здесь на первый план выступает главная движущая сила познания нового - интерес к новой информации, желание осмыслить ее, поделиться новыми знаниями с окружающими, применить имеющиеся знания и умения в конкретной ситуации. Телекоммуникации дают возможность максимально индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, сделать его творческим, исследовательским;

. Личность учителя.

Предложенная система обучения позволила достичь высокой степени мотивации учения. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы.

. Исследование показало, что проблема внедрения средств телекоммуникаций в учебный процесс весьма актуальна. Подтвердилось мнение Е.С. Полат и Е.Н. Ястребцевой о том, что содержание учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием телекоммуникационных систем приобретает творческий смысл.

. Проведенные учебные телекоммуникационные проекты показали, что развитие познавательного интереса идет по следующим направлениям:

в ходе реализации проектов у учащихся повышается интерес к решению поставленной задачи;

создаются внешние факторы, формирующие интерес к самопознанию и самоконтролю;

совершенствуется система межличностных отношений;

учебные проекты способствуют позитивному изменению отношения обучаемых к учебным предметам;

создаются дополнительные условия формирования гуманистического отношения ко всем аспектам профессиональной деятельности педагога.

. Разработанная телекоммуникационная система и методика ее использования в учебном процессе школ, решает следующие задачи:

изменение содержания обучения по традиционным дисциплинам и их интеграцию (эффективность сетевого проекта зависит от включения его в общий контекст процесса обучения и воспитания),

внедрение в учебный процесс методов общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся способствует повышению познавательного интереса,

применение телекоммуникационных систем как инструмента повседневной учебной работы учащихся и педагогов,

подготовка педагогов к работе с новыми методами и организационными формами обучения с использованием новых информационных технологий в учебном процессе (учитывая при этом, что телекоммуникационный проект - лишь компонент системы образования, а не сама система).

. В ходе исследования выявлено, что одним из факторов замедленного внедрения телекоммуникаций в учебный процесс является неподготовленность учителей школ к использованию новых педагогических технологий в образовательных целях.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

1. Уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

2. Характером (многосторонними, широкими интересами, локальными - стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

.   Местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

.   Своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

.   Связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Актуальность проблем исследования составляет необходимость рассмотрения влияния телекоммуникаций на развитие познавательных интересов учащихся. Анализ применения телекоммуникационных технологий в учебном процессе показывает, что телекоммуникации позволяют с одной стороны повысить познавательный интерес учащихся, оперативно предоставляя необходимые учебно-методические материалы, как обучающему так и обучаемому. С другой стороны, позволяют организовать различные формы и методы обучения. Однако, не достаточно обоснованы в педагогике подходы к формированию познавательного интереса с помощью новых информационных технологий, а так же слабо изучены организационные возможности оперативного получения необходимой информации учащимися и преподавателями.

Компьютерные телекоммуникации (или просто "телекоммуникации" в узком значении этого слова) - это средства дистанционной передачи данных с одного компьютера на другой (другие) при помощи модемов и телефонной сети.

Использование телекоммуникаций включает применение электронной почты, телеконференций, удаленных баз данных. В образовательном процессе различных зарубежных стран, в основном, применяются различные телекоммуникационные проекты.

Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость для преподавания информатики.

Развитие познавательного интереса с помощью телекоммуникаций предполагает превращение обучения в интерактивное общение в рамках педагогически обоснованной программы. Оценивая дидактические возможности телекоммуникаций, их роль и место в ходе исследования, нами были определены следующие области применения телекоммуникационных систем:

оптимальное управление системной творческой деятельностью учащихся и учителей;

обеспечение устойчивой мотивации познавательной деятельности;

организация свободного доступа к информации, составляющей предмет изучения для ученика или учителя.

В данной дипломной работе рассмотрены дидактические условия применения телекоммуникационных средств в образовательном процессе школы, формы, методы и средства обучения в телекоммуникационной компьютерной среде.

Большое влияние на формирование и развитие интереса учащихся оказывают формы организации учебной деятельности.

Автор работы рассматривает практический опыт применения телекоммуникационных технологий в школах России. На основе изучения теоретико-методологической базы по проблемам исследования, а также практического опыта школ нами было проведено экспериментальное исследование.

На основе полученных данных была разработана система телекоммуникационных средств и методических приемов, влияющих на развитие познавательного интереса и творческого потенциала учащихся в телекоммуникационной образовательной среде, в которую вошли деловые игры, направленные на развитие творческой активности учащихся в телекоммуникационной образовательной среде; метод проектов, способствующий развитию самостоятельности учащихся при получении новых заданий; компьютерное тестирование, включающее контрольные вопросы, творческие задания и систему проблемных ситуаций.

Предложенная система обучения позволила достичь высокой степени мотивации учения. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы.

. Исследование показало, что проблема внедрения средств телекоммуникаций в учебный процесс весьма актуальна. Подтвердилось мнение Е.С. Полат и Е.Н. Ястребцевой о том, что содержание учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием телекоммуникационных систем приобретает творческий смысл.

. Проведенные учебные телекоммуникационные проекты показали, что развитие познавательного интереса идет по следующим направлениям:

в ходе реализации проектов у учащихся повышается интерес к решению поставленной задачи;

создаются внешние факторы, формирующие интерес к самопознанию и самоконтролю;

совершенствуется система межличностных отношений;

учебные проекты способствуют позитивному изменению отношения обучаемых к учебным предметам;

создаются дополнительные условия формирования гуманистического отношения ко всем аспектам профессиональной деятельности педагога.

. Разработанная телекоммуникационная система и методика ее использования в учебном процессе школ, решает следующие задачи:

изменение содержания обучения по традиционным дисциплинам и их интеграцию (эффективность сетевого проекта зависит от включения его в общий контекст процесса обучения и воспитания);

внедрение в учебный процесс методов общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся способствует повышению познавательного интереса;

применение телекоммуникационных систем как инструмента повседневной учебной работы учащихся и педагогов;

подготовка педагогов к работе с новыми методами и организационными формами обучения с использованием новых информационных технологий в учебном процессе (учитывая при этом, что телекоммуникационный проект - лишь компонент системы образования, а не сама система).

. В ходе исследования выявлено, что одним из факторов замедленного внедрения телекоммуникаций в учебный процесс является неподготовленность учителей школ к использованию новых педагогических технологий в образовательных целях.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Алборова С.З. О формах использования телекоммуникаций в образовательном процессе / С.З. Алборова, Т.Л. Чшиева // Тезисы докладов Международной конференции "Интернет. Общество. Личность". - СПб., 1999. - С. 125-127.

2. Алборова С.З. Телекоммуникации как средства формирования познавательного интереса / С.З. Алборова // Материалы VIII Международной конференции - выставки "ИТО - 98/99". - М., 1998. - С. 29-30.

.   Алборова С.З. Телекоммуникации как средство повышения познавательной активности / С.З. Алборова, Т.Л. Чшиева // http://sputnik.master-telecom.ru/biblioteka/VIO/VIO_01/ Present/ITO/1999/III/2/226.html.

.   АлбороваС.З. Влияние новых информационных технологий на познавательный интерес: статья / С.З. Алборова, З.К. Каргиева // http://scholar.urc. ac.ru/courses/Telecom/ tema1/tema1.html.

5.      Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанс- кий. - М.: Педагогика, 1997. - 234 с.

6.         Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М., 1989. - 380 с.

.           Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 234 с.

8. Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию / В.Г. Бондаревский. - М., 1985. - 280 с.

9.      Брановский Ю.С. Информационные и коммуникационные технологии в современном образовании / Ю.С. Брановский // Метаобразование как философская и педагогическая проблема: сб. статей. - Саратов, 2005. - С. 64-71.

10. Быкова С.В. Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика: статья / С.В. Быкова // http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312721.

11.       Васильева О.С. Система с редств развития познавательного Инте-

реса у студентов младших курсов вузов: автореф. дис. канд. пед. наук / Ольга Семеновна Васильева. - Саратов, 2002. - 22 с.

12.    Гаммершмидт И.И. Информационные технологии в сельской шко-ле / И.И. Гаммершмидт, Д.А Гаммершмидт // Информатика и образование. - 2005. - № 7. - С. 49-51.

13.    Государев И.Б. Обучение веб-технологиям будущих учителей математики и информатики / И.Б. Государев // Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации: межвузовский сборник научных трудов // http://design.gossoudarev.com/info/math1.html.

14.    Государственный Стандарт Общего Образования // Учительская газета. - 2004. - 27 января.

15.    Долматов В.П. О внедрении телекоммуникации в образование: статья / В.П. Долматов // http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/964/964100. htm.

.        Загвязинский В.П. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

17. Заславская О.Ю. Информатика и информационно-коммуникацион-ные технологии. Справочные материалы: учебное пособие для учащихся средних школ и абитуриентов педагогических вузов / О.Ю. Заславская, И.В. Левченко. - М.: АПКиППРО, 2005. - 80 с.

.   Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 272 с.

.   Интернет-технологии - образованию: учебно-методический комплекс. - М.: Федерация Интернет-образования, 2002. - 112 с.

20.         Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И Пак, Е. К. Хеннер; под ред. Е.К Хеннера. - М.: Академия, 2001. - 816 с.

21.    Информатизация общего среднего образования: научно-методичес-кое пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с.

22.       Карасева В.А. Формирование интереса и потребности школьников

в самостоятельной работе / В.А.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.174 с.)