Опыт отечественных школ по использованию телекоммуникаций в учебном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт отечественных школ по использованию телекоммуникаций в учебном процессе



На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, и, прежде всего, в жизнь современной школы. Десятки тысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей стране за последние 5-7 лет начали использовать возможности современных телекоммуникаций непосредственно в учебной работе.

Особенно стремятся участвовать в этом процессе школы из "глубинки", где уже есть современная телефонная сеть, но по-прежнему нет доступа к современной оперативной информации по различным отраслям знаний.

Несмотря на то, что Россия занимает сейчас 37-е место в мире по уровню телефонизации (являющейся одним из важнейших факторов, обусловливающих развитие компьютерных телекоммуникаций в стране), за последние 2-3 года российские пользователи персональных ЭВМ получили доступ ко множеству зарубежных телекоммуникационных сетей.

Внедрение телекоммуникаций в образование идет в основном по четырем направлениям:

информационное обеспечение систем образования (создание в сетях баз данных, баз знаний, виртуальных библиотек, виртуальных мультимедийных клубов, музеев и пр.);

совместная проектная деятельность в различных областях знаний школьников, студентов, педагогов, научных сотрудников;

дистанционное обучение различных целевых направлений, различных форм и видов;

свободные контакты пользователей сетей по самым разнообразным поводам и вопросам образовательной сферы [28, с. 143].

В России телекоммуникации в образовательном процессе начали применяться с 1989 года, когда был осуществлен первый совместный Советско-Американский проект "Школьная электронная почта" под руководством академика Велихова Б.А. (Куратор - АН СССР, проблемный совет "Кибернетика"). Ассоциация Международного образования (Россия), Центр "Гуманитарные технологии" МГУ, центр "Эйдос" (Москва) и другие предлагают свои услуги по различным программам обучения, использующим средства телекоммуникаций, в различных областях знаний: от дошкольного обучения до подготовки и переподготовки кадров.

Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам. Однако уже сейчас многие школы за рубежом используют компьютерные телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.

Во многих школах России имеется опыт следующего использования электронной почты:

) для обмена опытом педагогов, проводящих различные учебные курсы;

) для обмена между учащимися коллективными сообщениями следующих типов:

письма общего характера (письмо-представление, рассказ о своем городе, о школьных друзьях и о спортивных достижениях, рассказ о домашних животных, поздравления с праздниками и др.);

писем-отчетов о проведенных исследованиях и выполненных проектах;

датаграфических и фенологических наблюдений за погодой;

) для проведения компьютерных телекоммуникационных викторин;

) для "распределенного" выполнения исследований (лабораторные исследования и измерения выполняет один из классов, а остальные классы обобщают присланные им данные измерений и результаты наблюдений) [1, с. 126].

Так же использование электронной почты в обучении протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев.

С 1996 года на территории России американской образовательной организацией "Проект Гармония" проводится широкомасштабный проект по налаживанию контактов между учащимися российских и американских школ. За последнее время в рамках проекта к сети Интернет были подключены школы более чем из тридцати регионов России - от Москвы до Владивостока. Первым успешным результатом проекта можно назвать создание силами учителей и учащихся на базе каждой из школ проекта собственных Web-страничек, содержащих интереснейшую информацию о самой школе и ее учащихся, об истории, традициях, культуре и экономике той области и региона, где находится школа. Причем следует обратить внимание на то, что эта информация собирается и размещается на сервере в условиях широкого использования проектных и исследовательских методов как в рамках обычных уроков, так и во внеурочной работе.

В связи с реализацией в Ярославле программы Международного Научного Фонда "Ярославская опорная сеть" ряд образовательных учреждений города и области получили полный доступ к глобальным компьютерным сетям. Для координации использования компьютерных сетей в учебном процессе, формирования общедоступных образовательных ресурсов был создан Ярославский центр дистанционного обучения школьников. Одной из форм работы Центра является организация и проведение телекоммуникационных проектов. На счету Ярославского центра дистанционного обучения школьников уже имеется ряд реализованных проектов [50].

С 1994 года в Ярославле действует Центр дистанционного обучения школьников, с которым работает более 100 образовательных учреждений Ярославской области. На базе данного Центра организованы разнообразные образовательные проекты. Проект "Русская зима" вовлек в общение друг с другом учащихся из различных школ Ярославля, познакомил учащихся с русскими обычаями, традициями, культурой. В ходе проекта учащиеся отвечали на вопросы сетевой викторины, участвовали в сетевой игре "Кроссворд наоборот", конкурсе на лучший компьютерный рисунок, а также переписывались друг с другом, используя для этого электронную почту и телеконференцию. После подведения итогов проекта лучшие материалы были размещены на сервере Центра. Более интересными, с методической точки зрения, являются экологические проекты "Первоцветы", "Биоиндикация природных водоемов" и "Микрокосм", которые выполняются под научным руководством сотрудников Тутаевского дома природы и института природных вод РАН. В частности, работая в учебном проекте "Первоцветы", учащиеся школ изучали новую для них тему с помощью интерактивного учебного пособия, размещенного на сервере Центра. Пособие содержит информацию о раннецветущей флоре, характерной для средней полосы России, в нем даны также иллюстрированные описания первоцветов. В рамках проекта учащимся предлагалось, используя материал пособия и готовые методики различной степени сложности, провести самостоятельные исследования по различным направлениям программ школьных курсов природоведения, ботаники, общей биологии и на факультативах по экологии.

Рассмотрим опыт внедрения телекоммуникационных проектов в образовательный процесс Ярославльских школ подробнее.

Проект "Русская зима". Его цель - через общение и взаимообогащение детей различных школ познакомить школьников с русскими обычаями, традициями, связанными с зимой, помочь им глубже понять русскую культуру. В проекте предполагалось несколько способов участия: игра "русская зима", составление кроссвордов наоборот, рисунки на зимнюю тему. В последнем случае участникам проекта было предложено нарисовать на компьютере рисунки и выслать координаторам проекта по электронной почте. В результате участия только в этом разделе проекта школьники получили навыки рисования на компьютере, сканирования и компьютерной обработки рисунков, а также пересылки по электронной почте двоичных файлов. В целом школьники проделали большую исследовательскую работу, изучили огромное количество литературы, придумали ряд неожиданных вопросов [40].

При проведении проекта "Первоцветы", выполненного при участии специалистов Тутаевского Дома природы, школьники собирали информацию о раннецветущей флоре, характерной для средней полосы России. Помимо описания представителей первоцветов в каждом случае прилагалось изображение в виде цветной фотографии. Методики проекта имели различную сложность, были рассчитаны на разные возрастные группы. Использование телекоммуникаций в экологических проектах позволяет собрать большое количество данных их разных мест и широкую аудиторию для обсуждения проблем охраны окружающей среды. Существенной мотивацией для школьников в этом проекте служило также то, что результаты исследований вошли в единый электронный каталог первоцветов, доступный любому пользователю компьютерных сетей.

Самым популярным из проведённых Центром проектов оказался проект "Идеальный мир глазами детей". Одной из целей этого проекта явилось создание условий для мотивации учащихся к обсуждению различных аспектов жизни общества. По-видимому, идея этого проекта оказалась удачной, она позволила раскрыться богатой детской фантазии. Дети с большим энтузиазмом изучали реальный мир и находили в нём то, что могло бы служить основой для идеального мира. Школьники работали над конституцией планеты, разрабатывали её символику, прогнозировали события, строили идеальные города. В результате сетевого голосования были выбраны флаг и герб - наиболее символизирующие идеальную планету. Вместе с российскими школьниками в проекте принимали участие дети из Австралии, Южной Африки, Финляндии, Болгарии, Чехии, Румынии, США. В процессе реализации проекта дети разных стран смогли заинтересованно и открыто общаться между собой. Единственным барьером был языковый, но и он легко преодолевался на основе общего увлекательного дела.

Результаты эксперимента показали, что участие в телекоммуникационных проектах удачно сочетает творческую и познавательную деятельность школьников, активно способствует их самостоятельной работе. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных городов и стран.

В Красноярском государственном педагогическом университете был разработан комплексный телекоммуникационный проект "Наш любимый край", который проектировался в рамках модели открытого курса информатики. Возникший интерес к проекту, превзошел все ожидания его организаторов, в этой связи, проект объявлен бессрочным и открытым.

В состав проекта вошли 7 тем. В таблице 1 приведены их названия и необходимые для их реализации виды деятельности.

Цели и содержание проектов затрагивают большую часть тем школьного курса информатики.

В октябре-декабре 1999 года по инициативе Центра дистанционного образования "Эйдос" и Института общего среднего образования РАО проведен Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года-99".

 

Таблица 1 Названия и виды деятельности по реализации проектов

Название проекта Виды деятельности
Улицы нашего города Технология обработки текста, компьютерные коммуникации
Истории и судьбы Технология обработки текста, компьютерные коммуникации
Климат нашего края Моделирование и формализация, технология обработки числовой информации
Информационная система "Школа" Технология хранения, поиска и сортировки информации
Мир глазами школьника и средствами компьютерной графики Технология обработки графики
Школьный Интернет-журнал Компьютерные коммуникации
Оболочка для компьютерных тестов Алгоритмизация и программирование

 

Его главная цель - выявление и поддержка талантливых педагогов, применяющих в обучении телекоммуникационные технологии и средства сети Интернет. Другой задачей конкурса стало определение реальных и эффективных в сегодняшних условиях педагогических технологий, имеющих перспективу дальнейшего развития и внедрения в отечественных школах.

В конкурсе приняли участие педагоги школ, лицеев, гимназий, вузов, учреждений дополнительного образования, институтов повышения квалификации. Почти 3 месяца лучшие сетевые педагоги страны представляли свои системы занятий, обсуждали в режиме телеконференции методику и философию дистанционного обучения, проводили с удаленными учениками Интернет-занятия по истории, астрономии, математике, физике, мировой художественной культуре, иностранному языку и др.

Конкурс проводился полностью дистанционно, для участия в нем требовался доступ к электронной почте и "Всемирной паутине" WWW. Разработкой содержания конкурса и его организацией руководил докт. пед. наук А.В. Хуторской. Жюри конкурса возглавил Президент Российской академии образования Н.Д.Никандров. Победителем конкурса стал А.В. Соцков, учитель школы № 4 из г. Костомукша, республики Карелия. Быстрое развитие компьютерных телекоммуникаций в России, относительная доступность телекоммуникационных технологий для школ и вузов в связи с появлением некоммерческих сетей формируют учебно-материальную базу для выполнения задач, поставленных перед российской системой образования, а новые информационные технологии превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.01 с.)