Период вывозных и контрольных полетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период вывозных и контрольных полетов



ОБУЧЕНИЕ

ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ

НА ВЕРТОЛЁТЕ Ми-8

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящем Методическом пособии, разработанном примени­тельно к КУЛП, излагается методика обучения курсантов поле­тай на вертолете Ми-8.

Методическое пособие имеет цель оказать помощь Л/И в практической работе и установить единство в мето­дике летного обучения курсантов.

Инструкторский состав, руководствуясь положениями совет­ской педагогики и методики, должен творчески применять поло­жения настоящего Пособия, совершенствовать свое мастерство и изыскивать новые, наиболее рациональные приемы и методы летного обучения.

Л/И, являясь основным обучающим лицом и воспитателем курсантов, обязан знать деловые и морально-поли­тические качества каждого курсанта группы, уровень его общего и физического развития, характер, способности и интерес к буду­щей профессии, повседневно воспитывать и развивать у него высокие волевые качества, дисциплинированность, честность, прав­дивость и откровенность. Приступая к обучению курсантов на земле, Л/И должен всегда помнить о том, что, чем больше наземная подготовка будет приближена к реальным ус­ловиям полета, чем меньше будет условностей, тем быстрее до­бьется он успеха в летном обучении курсантов.

При обучения курсантов Л/И должен быть всег­да выдержан, спокоен, не допускать резких и необдуманных за­мечаний обучаемому.

Все, что курсант усвоил, необходимо закреплять и только пос­ле этого переходить к обучению следующим элементам, соблю­дая строгую последовательность, установленную КУЛП.

Инструктор обязан анализировать каждый полет курсанта. Основные отклонения и ошибки следует указать курсанту непо­средственно на старте, а полный анализ проводить на разборе полетов. При анализе ошибок следует обращать особое внимание на причины их возникновения и указывать способы устранения.

В процессе вывозных полетов курсант должен быть научен самостоятельному анализу выполненного полета.

Следует помнить, что учебные задачи, поставленные без учета индивидуальных способностей курсанта, зачастую являются для него непосильными и могут вызвать неуверенность в своих силах, затормозить обучение, а при самостоятельных полетах в некото­рых случаях привести к летным происшествиям.

Обучение курсантов полетам должно проводиться с соблюде­нием принципа: «От простого к сложному, от более легкого ж бо­лее трудному и от известного к неизвестному».

Успех летного обучения во многом зависит от умения инструк­тора своевременно предоставлять курсанту разумную и посиль­ную самостоятельность в действиях, развивать инициативу, силу воли и настойчивость в достижении поставленной цели.

Глава первая

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Л/И. МЕТОДИКА ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

При обучении в полете тех. пил. и вертолетовождению инструктор использует различные методы и приемы обучения.

Под методами летного обучения понимается определенный, наиболее целесообразный комплекс действий обучающего и обу­чаемого в полете, направленный на развитие, закрепление и даль­нейшее совершенствование у обучаемых знаний, навыков и уме­ния в пилотировании.

Обучение тех. пил. основано на восприятии и осмысленном воспроизведении курсантами элементов полета по формуле: восприятие - выполнение показанного с помощью обу­чающего - самостоятельное выполнение под контролем инструк­тора - тренировка.

Наиболее распространенными методами обучения в полете яв­ляются показ, упражнение и наблюдение.

Показ тех. пил. в воздухе имеет целью создать у курсанта наглядное представление о правильном выполнении какого-либо элемента полета, фигуры или маневра вертолета.

При показе внимание курсанта обращать на следующее:

· положение вертолета в пространстве и характер его перемещения;

· порядок распределения и переключения внимания;

характер движения РУ.
Одновременно с этим вырабатывается система ведения ориентировки и осмотрительности.

Перед показом курсанту следует напомнить о цели полета, о том, в какой последовательности и что ему будет показано, куда необходимо при этом смотреть, что запомнить и осмыслить, как вести ориентировку и осмотрительность.

Во время воспроизведения курсантом показанного инструктор наблюдает и анализирует характер движений РУ, характер и величину допускаемых отклонений, поведение и состояние курсанта, определяет причины ошибочных действий.

Схема показа в полете:

· напоминание, что будет показано, дача целевой установки;

· образцовый показ элемента (фигуры) в целом;

· замедленный или, раздельный показ элементов, входящих в сложное действие (если это возможно). Если нельзя расчленить элемент полета (взлет, посадка), показ повторяется несколько раз, но внимание курсанта обращается на отдельные, наиболее сложные моменты выполнения этого элемента полета;

·показ действия в целом для окончательного и полного представления о нем;

· воспроизведение курсантом показанного;

· тренировка курсанта.

В целях устранения ошибок инструктор может применить:

· повторный показ;

· руководство распределением и переключением внимания, характером движений и действий;

· детальный анализ ошибок обучаемого на земле.

При показе важно выделить основное. Уметь расчленить сложные действия на простые, правильно руководить вниманием курсанта, показывать ему-то, что у него не получается. При этом не следует лишать курсанта инициативы, злоупотреблять подска­зом по СПУ, вмешиваться в управление при отклонениях, кото­рые курсант в состоянии сам заметить и исправить.

Успех показа достигается:

·тщательной предварительной подготовкой курсанта на зем­ле по данному заданию;

· образцовым,  методически грамотным выполнением инструктором элемента в полете;

· воспроизведением курсантом показанного элемента до полного усвоения;

· проявлением инициативы и самостоятельности курсанта при выполнении показанного элемента.

Все это предполагает высокую методическую и летную подго­товку инструктора.

Упражнение - метод обучения, при котором курсант выраба­тывает необходимые навыки и умения путем многократного повторения определенных действий.

Для повышения сознательности и активности с курсантом пе­ред выполнением упражнения следует изучить теоретические ос­новы и физическую сущность элементов полета, создать наглядное представление о них. Для этого можно широко использовать мо­делирование полета.

Упражнение необходимо начинать с простых действий и усло­вий, постепенно усложняя их. Каждое последующее упражнение целесообразно проводить с учетом усвоенных знаний, выработан­ных умений и навыков. Недопустимо нарушение последовательно­сти, правильности и точности выполняемых действий за счет бы­строты.

Чтобы облегчить усвоение курсантом выполняемых действий инструктор должен руководить процессом выработки навыков и уметь предупреждать возможные грубые ошибки, быть готовым в любой момент оказать ему помощь.

В целях повышения качества усвоения следует объективно оценивать результаты действий, правильно определять количест­во повторений, регламентировать отдых (не допускать утомле­ния), предоставлять курсанту больше инициативы и самостоя­тельности, не торопиться с подсказом и исправлением отклоне­ний, не допускать крика и резкого вмешательства в работу РУ.

Наблюдение как один из методов летного обучения заключа­ется в планомерном, сознательном и целенаправленном восприя­тии элементов полета. Оно дает возможность научиться анализи­ровать полет, отдельные элементы полета и действия летчика, пополнять свои знания конкретными фактами, обобщениями и выводами.

Применяют следующие приемы наблюдений:

· наблюдение в полете за действиями другого курсанта;

· наблюдение с земли (индивидуальное и коллективное).

Л/И обязан руководить наблюдением, оценивать его качество, правильность выводов, оказывать помощь в разборе отклонений и ошибок.

Наиболее распространенные приемы обуче­ния в полете:

· сочетание показа с рассказом и пояснением;

· совместное выполнение элемента или полета в целом;

· указания по СПУ.

Сочетание показа с рассказом применяется в ознакомитель­ных, показных и вывозных полетах. Рассказ (пояснение) служит для направления внимания курсанта на существенные стороны и признаки полета, для облегчения восприятия и последующего вос­произведения отрабатываемых элементов.

Совместное выполнение отдельного элемента и полета в це­лом применяется, когда курсант уже имеет опыт и навыки выпол­нения этого элемента, но допускает ошибки, напряжен или при­ступает к восстановлению навыков после длительного перерыва. Л/И должен помогать так, чтобы элемент был вы­полнен точно. По мере усвоения действий курсанту следует пре­доставлять больше самостоятельности, не вмешиваться в управ­ление при отклонениях, которые он сам в состоянии заметить и исправить. О совместном пилотировании курсанта на первых эта­пах обучения необходимо предупреждать. Однако Л/И не должен злоупотреблять совместным управлением и превра­щать обучение в «натаскивание».

Указания по СПУ применяются для руководства практической учебной деятельностью курсанта. Они должны быть краткими и конкретными.

Указания могут даваться в форме подсказа очередного дейст­вия, предупреждения и пояснения, указания на отклонение.

Подсказ очередного действия применяется для вы­работки у курсанта правильной последовательности в действиях и наиболее рационального распределения и переключения внима­ния. Подсказывать необходимо спокойно, убедительно, без гру­бостей и насмешек.

Предупреждение и пояснение применяются при си­стематических ошибках. Курсанту заранее указывается на воз­можность отклонений и кратко поясняется, как их избежать. По­яснения следует давать в то время, когда внимание курсанта ме­нее загружено.

Указание на отклонение применяется, когда обучаемый в со­стоянии исправить допускаемые отклонения, но сам их не заме­чает или замечает слишком поздно (указания не даются, когда проверяется умение курсанта самостоятельно выполнять элемент полета). При достаточном опыте курсанту указывать только на отклонение, не объясняя способ его устранения.

При обучении курсантов Л/И должен постоянно совершенствовать свое методическое мастерство. Только высокая подготовленность Л/И в вопросах теории обуче­ния и воспитания, правильного педагогического воздействия на курсантов, высокие личные летные и методические качества обес­печивают успешное решение задач летного обучения.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К ПОЛЕТУ

 

Учебно-воспитательную работу с курсантами летного училища необходимо проводить с учетом их возрастных психологических особенностей, так как в этот период жизни (18-22 года) осуще­ствляется переход человека от юности к возмужанию, заканчи­вается формирование типа нервной системы. В этот период могут наблюдаться непоследовательность, невыдержанность, эмоцио­нальные срывы, пререкания даже у дисциплинированных, воспи­танных курсантов.

У курсантов в этом возрасте хорошо развиты процессы умст­венной деятельности: внимание устойчиво и легко переключаемо; память обладает большими возможностями по быстроте и проч­ности; воображение отличается богатством комбинаций, яркостью образов и достаточным реализмом; в мышлении четко выражена тенденция к глубокому анализу и синтезу. Эти качества и навыки им предстоит развивать и совершенствовать с учетом специфики летной деятельности.

В обучении и воспитании курсантов ав. училища ис­ключительно важная роль принадлежит Л/И. Он больше, чем кто-либо, занимается с курсантами наземной подго­товкой, обучением их непосредственно в воздухе, разборами по­летов, постоянно оказывает на подопечных воспитательное влия­ние. С первых дней пребывания в летной группе курсанта особенно интересует личность инструктора: характер, опыт летной работы, классность и многое другое, и от того, как инструктор установит свои отношения с курсантами, во многом зависит успех обучения и воспитания всей летной группы, судьба каждого курсанта, Кур­сант видит в инструкторе не только старшего начальника, но и человека, способного дать ему путевку в небо, помочь достичь своей главной цели в жизни - стать человеком.

Отдельные инструкторы иногда не придают должного значе­ния тому впечатлению, которое остается у курсанта после первых встреч с наставником в процессе наземной подготовки, в ознако­мительном и первом вывозном полетах, не стараются проявить себя с самой лучшей стороны в соблюдении формы одежды, ма­нерах поведения и разговора. Это, естественно, отрицательно ска­зывается на обучении и воспитании будущих авиаторов, снижает авторитет инструктора.

Многие курсанты под влиянием личности инструктора стара­ются быть похожими на него. Каждый шаг инструктора находит­ся под неусыпным вниманием курсантов, и по тому, как ведет себя в различных ситуациях инструктор, можно прогнозировать и поведение курсантов.

. Невозможно подготовить из курсанта настоящего летчика, ес­ли не знаешь его характера, темперамента, уровня знаний, пси­хологических особенностей, волевых качеств, если не найдешь тот единственный путь к чувствам и эмоциям человека, который при­ведет к успеху.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Глава вторая

ОБУЧЕНИЕ В ПОЛЕТЕ

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ

 

Летное обучение курсантов начинается с выполнения ознако­мительного полета, В зависимости от стадии обучения при вы­полнении ознакомительного полета решаются различные учебные цели. Так, в ознакомительном полете на учебном вертолете кур­сант впервые поднимается в воздух, знакомится со всем комплек­сом ощущений и восприятий, которые являются для него новыми и необычными, устанавливает взаимосвязь между характером движения ОУ и управляемостью вертолета, по­лучает представление об условиях ведения осмотрительности и ориентировки в полете.

При выполнении ознакомительного полета на учебно-боевом вертолете курсант уже имеет определенный летный опыт и основ­ное свое внимание обращает не на ощущения и восприятие поле­та вообще, а на конкретные особенности пилотирования учебно-боевого вертолета. Курсант сравнивает ощущения полета, отли­чие в управлении и способы пилотирования, отличия в эксплуата­ции авиатехники, особенности ведения осмотрительности и ориен­тировки.

При выполнении ознакомительного полета курсант проверяет правильность своих представлений о полете, полученных в ре­зультате прохождения наземной подготовки, и знакомится с осо­бенностями пилотирования вертолета.

Л/И, выполняя ознакомительный полет, должен принять все меры к тому, чтобы этот полет вызвал у курсанта чувство удовлетворения и интереса, пробудил бы у него уверен­ность в возможности освоения данного типа вертолета.

В некоторых случаях при выполнении ознакомительного поле­та недостаточно опытные летчики-инструкторы допускают излиш­не резкий пилотаж, включают в задание дополнительные фигуры, ошибочно полагая, что этим они вызовут восхищение курсанта, заинтересуют или удивят его.

Таким выполнением задания не только не достигается цель, стоящая перед ознакомительным полетом, но, наоборот, усложняется дальнейшее обучение курсантов, так как такой полет еще больше подчеркивает трудности в освоении вертолета, вызывает у курсанта повышенную напряженность.

Ознакомительный полет представляет много интересного ма­териала для Л/И, так как в этом полете он впервые знакомится с поведением своих курсантов в воздухе.

Необычность обстановки и ощущений, с которыми сталкива­ются курсанты в полете, законно вызывают у них определенное напряжение. При этом на первые полеты курсанты реагируют раз­лично, проявляя в этом индивидуальные черты характера. Наблю­дая за поведением и состоянием курсантов в ознакомительном по­лете, инструктор может сделать для себя предварительное за­ключение об их индивидуальных особенностях. Так, зажим управ­ления, замедленная реакция на команды инструктора, плохая переключаемость внимания, резкие несоразмерные движения ОУ или несоблюдение последовательности действии при работе с оборудованием кабины свидетельствуют о том, что курсант находится в состоянии чрезмерной напряженности.

Наоборот, уверенные движения ОУ, хоро­шая осмотрительность, проявление разумной инициативы говорят о нормальном рабочем состоянии курсанта.

Выполняя ознакомительный полет с курсантом, Л/И должен постоянно направлять его действия. Методически грамотно выполненный ознакомительный полет создает у курсан­та хорошее впечатление о летных качествах вертолета, вызывает чувство удовлетворенности и уверенности в освоении сложной авиационной техники.

Полет выполняет Л/И.

Курсант после посадки в кабину должен проверить правиль­ность установки сиденья и педалей, при необходимости отрегули­ровать их, надеть парашют, подогнать и застегнуть привязные ремни, проверить показания приборов и положение органов уп­равления, осмотреться и доложить Л/И о готов­ности к полету.

Л/И выполняет взлет и набор высоты, курсант мягко держится за управление. В полете инструктору необходимо точно выдерживать режим, не допускать резких эволюции, направлять внимание курсанта на нужные объекты. На прямой после второго разворота показать курсанту аэродром, располо­жение характерных ориентиров вокруг него. В режиме горизон­тального полета на скорости 160 км/ч сбалансировать вертолет и дать управление курсанту. Курсант плавными отклонениями РУ и педалей изменяет положение вертолета в продольном, поперечном и путевом направлениях, затем выдер­живает горизонтальный полет. Л/И держится за управление, не допуская резких и больших отклонений по крену, тангажу и скорости. Периодически Л/И обращает внимание курсанта на показания пилотажно-навигационных при­боров, а пролетая вблизи пилотажных зон, показывает их место расположение. Построение маршрута и посадку выполняет Л/И.

В полете летчик-инструктор постоянно следит за действиями и поведением курсанта. Если он излишне напряжен и скован, не­обходимо по СПУ вступить с ним в разговор, отвлечь его вни­мание и постараться вывести из напряженного состояния.

Радиосвязь с руководителем полетов ведет летчик-инструк­тор. Осмотрительность в полете ведет весь экипаж. Инструктор периодически подсказом по СПУ обращает внимание курсанта на порядок и объем осмотрительности по этапам полета.

После полета необходимо произвести разбор и выяснить впе­чатление о полете, об устойчивости и управляемости вертолета, о сложности ведения ориентировки, как курсант понял технику выполнения всех элементов полета по кругу, работу с оборудова­нием кабины, ведение радиообмена и т. д.

С самого начала обучения надо стремиться расположить кур­сантов к откровенности, чтобы они всегда сами рассказывали о полетах, своих ошибках и затруднениях

ПОЛЕТЫ НА ВИСЕНИЕ

Сложность пилотирования вертолёта на висении заключается в том, что:

· вертолет находится в непосредственной близости от земли и грубые ошибки в пилотировании могут привести к самопроизвольному касанию ее;

· вертолет неустойчив относительно поперечной оси, обладает

· двигатели раб. длительное время на повышенном режиме, что требует постоянного контроля за их температурным режимом (перед каждым отделением и после каждого приземле­ния).

При обучении полетам на висение летчику-инструктору необ­ходимо учесть, что курсанты навыки, приобретенные во время обу­чения на вертолете Ми-2, переносят на вертолет Ми-8. Некоторые из этих навыков являются вредными. К ним относятся:

· энергичное увеличение рычага «шаг-газ» при отделении вертолета от земли. Это обусловливается тем, что увеличение об­щего шага несущего винта при отделении вертолета Ми-2 от зем­ли производится за 6-8 с, в то время как на вертолете Ми-8 это время в два раза больше (10-15 с). Следовательно, движение рычагом «шаг-газ» при отделении вертолета Ми-8 от земли дол­жно быть в два раза медленнее, чем на вертолете Ми-2;

· большие (длинные) движения рычагом «шаг-газ» на режи­ме висения. Это вызвано тем, что для сохранения заданной вы­соты висения на вертолете Ми-2 необходимы значительные откло­нения рычага «шаг-газ», чем на вертолете Ми-8; 26

· лишние и энергичные движения педалями. Вертолет Ми-2 в отличие от вертолета Ми-8 менее устойчив в путевом отношении, поэтому на вертолете Ми-2 летчик должен малейшее отклонение от заданного курса парировать соответствующими короткими и частыми движениями педалей, в то время как на вертолете Ми-8 эти движения должны быть плавными, так как он обла­дает большей устойчивостью и инертностью;

· лишние и резкие движения ручкой управления. Этот на­вык курсанты приобретают на вертолете Ми-2 ввиду того, что он менее устойчив в продольном и поперечном отношении и для изменения наклона несущего винта требуются двойные движения, поэтому летчик отклонения по крену и тангажу устраняет короткими и частыми движениями РУ.

Выдерживание места висения

После ознакомления курсанта характером действия ОУ следует перейти к обучению сохранений пространственного положения вертолета. Причиной всех перемещений вертолета в горизонтальной плоскости являются крены (продольные и поперечные). Вслед за созданием крена тут же возникает и перемещение в ту же сторону. Значит, чтобы удержать вертолет от перемещений, курсант не должен допускать образования кренов. Поэтому Л/И ставит курсанту задачу на выдерживание пространственного положения вертолета путем устранения кренов. Курсант должен стараться удержать пространственное положение по принципу: крен влево - ручка вправо,
вертолет опустил нос-ручка на себя и т. д. Если вертолет начал смещаться в ту или иную сторону, то курсант должен убрать крен (возвратить вертолет в положение, соответствующее висению). Не следует в начальной стадии обучения пытаться созданием противоположного крена возвратить вертолет в заданное место висения. Необходимо просто устранить крен (причину перемещения), а движение погаснет само собой.                                                                                           

Когда курсант усвоит сохранение пространственного положе­ния, приступить к обучению сохранению места висения. В случае возникновения смещения прекратить его и созданием противопо­ложного крена и смещения возвратить вертолет в заданное место висения.

Чаще всего отклонения по крену и тангажу образуются одно­временно, как бы по диагонали.    

Причиной этих двойных отклонений являются неточные дей­ствия курсанта РУ.

Допустим, устраняя правый крен, курсант отдал ручку управ­ления не точно влево, а немного вперед (назад). Это вызовет опу­скание носа вертолета (хвостовой балки), что приведет к смеще­нию вертолета по диагонали.

Исправлять такое отклонение нужно одним взятием РУ по диагонали в противоположную сторону.

Приземление

Обучение приземлению методом совместного управления це­лесообразно начинать, когда курсант самостоятельно в состоянии выполнить отделение вертолета без грубых отклонений и удержи­вать его в пространственном положении, соответствующем режи­му висения. До этого применять только показ с пояснениями своих действий.

Отрабатывая с курсантом приземление, постоянно обращать его внимание на момент перевода вертолета на снижение после зависания, на сохранение постоянной вертикальной скорости при снижении, на момент приземления и на действия ОУ при этом.

Выполнив зависание над местом приземления, напомнить кур­санту, что взгляд его должен быть направлен на землю в 20- 30 м впереди вертолета, и дать команду незначительным, плав­ным движением РШГ вниз начать снижение вертоле­та. Плавным нажимом РУ вперед и влево преду­предить создание крена и изменение угла тангажа, а нажимом на левую (ослаблением нажима на правую) педаль предупредить раз­ворот вправо. Если действия курсанта рычагами управления не соответствуют показанному, то следует прекратить снижение, про­извести зависание на заданной высоте, обратить внимание кур­санта на ошибки в действиях ОУ и дать ему команду повторить этот момент. Далее под контролем Л/И курсант тренируется в выполнении перевода верто­лета на снижение, добиваясь хорошей координации, плавности и своевременности действий ОУ.

После отработки этого элемента на оценку «удовлетворительно» следует перейти на отработку выдерживания вертикальной скорости снижения. Если вертикальная скорость сни­жения увеличивается или уменьшается, подсказать, как курсант должен сохранять ее постоянной. Курсанту необходимо показать, что при вертикальной скорости снижения, не превышающей 0,1- 0,2 м/с, при ветре до 5-7 м/с по мере приближения вертолета к земле происходит ее постепенное уменьшение вследствие усиливающегося влияния воздушной подушки. Для сохранения посто­янной вертикальной скорости летчик должен плавным движением рычага «шаг-газ» вниз как бы «продавливать» эту подушку, в противном случае вертолет самостоятельно может прекратить снижение.

Этот эффект самопроизвольного зависания вертолета необхо­димо учитывать при обучении.

Перед приземлением вертолет стремится опустить нос и смес­титься вперед. Для предупреждения этого ручку управления сле­дует удерживать на себя, как бы предупреждая его движение впе­ред. После приземления на правое колесо при вертикальной ско­рости 0,1 м/с и менее вертолет останавливается. Дальнейшим плавным уменьшением шага опустить на землю левое и переднее колеса, предупреждая их грубое касание движением РУ вправо и на себя, а педалями удерживая вертолет от разворота вправо. При этом движение РУ долж­но быть таким, чтобы она сохраняла в пространстве то положе­ние, в каком оказалась в момент касания земли правым колесом.

Если перед приземлением возникают перемещения или коле­бания вертолета, снижение прекратить, набрать высоту 2-3 м, устранить крены и перемещения и повторить снижение более плавно.

Если курсант встречает затруднение в выполнении вертикаль­ного приземления, целесообразно начать обучение приземлению с незначительной поступательной скоростью вперед (вертолет при

этом более устойчив).

После того как курсант отработал висение, Л/И переходит к следующему, более сложному этапу обучения в квад­рате - перемещениям.

Перемещения вперед

Для того чтобы начать перемещение вперед, необходимо РУ создать наклон вертолета вперед, удерживая на­правление на выбранный ориентир педалями. Чтобы курсант смог отработать перемещение с небольшой равномерной скоростью, ему необходимо показать, какая величина наклона вертолета ей со­ответствует. При перемещении по мере нарастания скорости вер­толет стремится уменьшить наклон, что курсант должен своевре­менно замечать и предупреждать.

Направление при перемещениях вперед выдерживать легко, так как хвостовая балка его стабилизирует. Трудность при перемещении вперед представляет выдерживание постоянной высоты,
изменение высоты курсант обычно определяет по эффекту кажущегося движения земли (под вертолет при удалении от земли и из-под вертолета - при снижении). Этот эффект при перемещениях скрадывается реальным перемещением вертолета относительно земли. С началом движения вертолет стремится снизиться, поэтому для сохранения высоты необходимо увеличить шаг несущего винта, а по мере увеличения скорости - уменьшить отклонения рычага «шаг-газ» должны быть такими, чтобы высота при перемещении оставалась постоянной.

Скорость полета определять по скорости набегания земли и сохранять ее продольными отклонениями РУ. Вы­соту и направление полета определять также по земле и выдер­живать плавными отклонениями рычага «шаг-газ» и педалей, при этом взгляд направлять, как и на висении, вперед на землю, имея в поле зрения ориентир для выдерживания направления.

Перемещения назад

Перед смещением назад осмотреться и убедиться в отсутствии препятствий сзади вертолета. Плавно отклонить ручку управле­ния на себя, одновременно увеличить общий шаг несущего винта для предупреждения снижения. С началом движения назад вер­толет стремится не только к снижению, но и к опусканию хвосто­вой балки. Для предотвращения чрезмерного опускания хвостовой балки и касания о землю хвостовой опорой (хвостовым винтом) необходимо отклонение РУ на себя несколько уменьшить. Направление при смещении назад удерживать по ориентиру, намеченному впереди вертолета, а линию пути - по створу ориентиров.

Для прекращения смещения назад необходимо плавно откло­нить ручку управления от себя и, как только вертолет начнет останавливаться, возвратить ее в нейтральное положение, не до­пуская излишнего опускания носа вертолета, при этом увеличе­нием шага несущего винта выдержать заданную высоту.

При перемещении назад высоту направление, скорость и рас­стояние до места зависания курсант определяет глазомерно, на­правляя взгляд вперед и периодически в сторону бокового ориен­тира, намеченного на траверзе конечной точки движения.

Больше всего ошибок при смещении назад возникает в момент, когда курсант поворачивает голову в сторону, определяя рас­стояние, оставшееся до прекращения перемещения. Поэтому в начальной стадии обучения перемещениям инструктору целесооб­разно для определения курсантом места прекращения перемеще­ния подавать соответствующие команды.

В дальнейшем после отработки техники перемещения назад определять расстояние до места зависания рекомендуется перио­дическим поворотом головы в сторону бокового ориентира.

Перемещения в стороны

Начиная перемещение в сторону, нецелесообразно создавать большой крен, так как это вызовет слишком большую скорость перемещения, которую придется гасить созданием противополож­ного крена. Кроме того, создание большого крена приводит к сни­жению вертолета, что требует значительного увеличения мощности двигателей для сохранения высоты. При большой скорости перемещения хвостовая балка, как флюгер, стремится развер­нуть вертолет носом по движению и курсанту приходится дачей противоположной педали парировать этот разворачивающий мо­мент. Перед любым перемещением в сторону и в процессе его для лучшего определения расстояния до конечной точки переме­щения и выдерживания направления курсант должен периодичес­ки смотреть в сторону перемещения. В остальном распределение его внимания такое же, как и на висении, т. е. курсант постоянно контролирует расстояние до земли, направление на ориентир, по­ложение вертолета относительно земли. При боковых перемеще­ниях для парирования флюгерного момента хвостовой балки при­ходится давать педаль, противоположную перемещению. Чем больше скорость перемещения, тем больше усилие на педаль для выдерживания направления. Поэтому боковые перемещения луч­ше и легче выполнять с небольшой скоростью относительно зем­ли (не более 10 км/ч).

После отработки перемещений вперед, назад, влево и вправо Л/И необходимо приступить к обучению кур­санта перемещениям по диагонали в квадрате. Техника выполне­ния перемещений по диагонали в квадрате и распределение вни­мания при этом аналогичны ранее отработанным перемещениям.

Развороты в квадрате на 90, 180 и 360°

При выполнении разворотов необходимо выполнять следую­щие требования:

· разворот должен быть выполнен точно на заданный угол;

· высота в процессе разворота должна быть постоянной;

· вертолет не должен смещаться относительно места висения;

· угловая скорость должна быть постоянной и не превышать 12 град./с.

Для выполнения разворота необходимо:

· осмотреться и наметить ориентир для вывода из разворота;

· плавным отклонением педали в сторону желаемого разворота ввести вертолет в разворот, удерживая его от смещения отклонением РУ против ветра. Величина отклонения РУ должна быть такой, чтобы вертолет не имел смещений от места висения.

Для прекращения разворота за 10-15° до ориентира плавно отклонить педаль в сторону, противоположную развороту, умень­шая скорость углового вращения с таким расчетом, чтобы вывод из разворота был закончен в направлении на ориентир. Угловую скорость вращения контролировать в процессе разворота по земле.

При выполнении разворотов на висении внимание распреде­лять следующим образом:

· положение остекления кабины вертолета относительно земли;

· угловая скорость вращения;

· сохранение высоты и места разворота;

· плавность движения рычагами управления (особенно педалями);

· определение момента вывода вертолета из разворота;

· контроль работы двигателей на слух.

Выполнение разворотов на висении имеет ряд особенностей:

· при правом развороте приходится прилагать значительное усилие на правую педаль, чтобы преодолеть реактивный момент несущего винта;

· при левом развороте приходится просто ослаблять усилие на правую педаль;

· при правом развороте вертолет стремится потерять высоту и поднять нос;

· при левом развороте вертолет стремится набрать высоту и опустить нос.

Перед разворотом на 90° Л/И обратить вни­мание курсанта на выбор ориентира вывода из разворота, затем показать курсанту необходимую угловую скорость разворота.

После ознакомления курсанта необходимо приступить к сов­местному управлению, а затем к тренировкам.

Выполнение разворота на 180° отличается от разворота на 90° только продолжительностью цикла и направлением вывода из разворота. Сложность в том, что для вывода из разворота на 180° ориентир намечается сзади, что на вертолете Ми-8 практи­чески сделать невозможно. Поэтому курсант для определения мо­мента вывода ориентируется на указания инструктора или на ориентир, намеченный при показе.

При развороте з исходное положение ориентиры не намеча­ются, так как курсант запоминает ^первоначальное направление.

Выполнение разворотов на 360° отличается от разворота на 180° лишь продолжительностью выполнения и более длительным временем сохранения угловой скорости разворота, места и высоты висения постоянными, а также тем, что не намечается ориентир для вывода, так как вертолет за полный оборот возвращается в исходное положение.

При ветре вследствие сноса значительно усложняется техника выполнения разворотов на висении, что выражается в необхо­димости удерживать ручку управления против ветра для сохра­нения места висения (в процессе разворота на 360° ручка как бы совершает по кабине круговое движение в сторону, противопо­ложную развороту).

Рекомендации Л/И по обучению висению

Начинать обучение в данный день с показа правильного выполнения всех элементов полета независимо от уровня подго­товки и успехов курсанта в прошлый летный день.

1. При тренировке курсанта мягко держаться за управление, быть в постоянной готовности к прекращению отклонения вертолета, не допуская выхода вертолета за пределы квадрата, больших кренов (продольных и поперечных), резкого движения РУ, энергичного снижения.

2. При отклонениях, превышающих норматив оценки «хорошо», указать на них курсанту, подсказать, как правильно распределять внимание. Если курсант не реагирует на подсказ или не
справляется с отклонениями, плавно, объясняя свои действия по СПУ, исправить отклонение.

3. Для устранения ошибок курсанта в зависимости от выявленных причин можно использовать:

· повторное изучен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.116 с.)