Системный анализ эффективности мероприятий инженерно-технической службы


1. Цель работы

Ознакомление с методикой системного анализа при комплексной оценке программ и мероприятий инженерно-технической службы автотранспортного предприятия.

2. Основные теоретические положения

При решении практических задач в условиях рыночной экономики необходимо не только определить цели (дерево целей, ДЦ) и представлять себе весь спектр способов (методов) их достижения (дерево систем, ДС), но и установить, какие подразделения предприятия (фирмы) и через какие мероприятия и показатели могут реально влиять на достижение этих целей. То есть перед исполнителями (подразделениями и службами автотранспортного предприятия (АТП), станции технического обслуживания (СТО), цехами, бригадами) должны быть поставлены конкретные и достижимые цели, связанные с общими целями предприятия.

Например, годовая производительность (провозная способность) автомобильного парка определяется следующим образом:

W = 365 aТ (1 - aПр) g q b LСС.

Обозначения в формуле приведены в табл. 3.

Допустим, что на основании маркетингового анализа транспортного рынка выявлена возможность увеличения объема перевозок, которую можно обеспечить несколькими способами, зависящими от подсистем перевозок, управления и технической эксплуатации (табл. 3). Программно-целевой метод требует выделения роли конкретной подсистемы, т.е. декомпозиции основной (генеральной) цели.

 

Таблица 3

 

Факторы, влияющие на прирост транспортной работы

 

№ пп Фактор Управляется подсистемами Влияние на техническую эксплуатацию (обратная связь)
перевозок управления технической эксплуатацией
1 1 Аи, инвентарный состав парка ++ ++ - ++
q, средняя грузоподъемность автомобиля ++ ++ + ++
g, коэффициент использования грузоподъемности ++ + - +
aТ, коэффициент технической готовности (КТГ) - - ++ ++
aПр, коэффициент простоя исправных автомобилей ++ + - +
LСС, среднесуточный пробег ++ + - +
b, коэффициент использования пробега ++ ++ - +
Тн, время в наряде ++ ++ - +

 

++ - существенное влияние;

+ - наличие влияния;

- - практически нет влияния.

 

В качестве примера проанализируем реализацию повышения провозной способности (производительности) парка на заданную величину DW, диктуемую состоянием рынка, т. е. спросом клиентуры. На производительность автомобилей влияют и условия эксплуатации, например, рост скоростей при улучшении дорожных условий, но они, как правило, не зависят от конкретного предприятия, т.е. являются для него неуправляемыми. Назначение более жестких целевых нормативов (например, расширение номенклатуры транспортных услуг) в свою очередь оказывает влияние на техническую эксплуатацию автомобилей (ТЭА). Действительно, улучшение показателей использования автомобилей aТ, g, b благоприятно сказывается на их производительности при перевозках, но увеличивают нагрузку на инженерно-техническую службу (ИТС): трудоемкость, расход запасных частей и др., что должно учитываться при хозяйственно-экономических отношениях между перевозочной и инженерно-технической службами.

В целом для системы (АТП, фирмы) интенсивное использование автомобилей целесообразно, так как рост производительности (и доходов) перекрывает негативные результаты, связанные с увеличением затрат на обеспечение работоспособности транспортных средств, т.е. подсистема (ТЭА) ради достижения общих целей системы несет определенный ущерб, который должен быть компенсирован путем увеличения платы ИТС.

Итак, потребность транспортного рынка диктует новые значения возможного объема перевозок, равного W´ = W + DW . Определим источники покрытия прироста объема перевозок

DW = DW1 + DW2 + DW3 ,

где DW1 - прирост за счет планируемого количественного роста парка;

DW2 - прирост за счет изменения структуры и качественного состава парка (специализация, сроки службы, надежность и др.);

DW3 - прирост за счет изменения показателей работы парка автомобилей (внутренних ресурсов);

DW3 = (DW3) пр + (DW3) в + (DW3) ТС ;

(DW3)пр - прирост при сокращении простоев автомобилей в исправном состоянии (машино-дни (часы) в наряде);

(DW3)в - прирост при улучшении показателей использования транспортных средств при работе (т.е. во времени) (Тн , LСС, g, b, vТ и др.);

(DW3)ТС - прирост в результате улучшения работы ИТС, которая влияет на aТ, q, g, vТ .

Определим в качестве примера целевые нормативы для ИТС.

2.1. Необходимый прирост объема перевозок (DW3)ТС является целевым нормативом, который используется во взаимоотношениях ИТС со службами перевозок и управления предприятия (фирмы):

ЦН1ИТС = (DW3) ТС .

Если (DW3) пр = 0 и (DW3)в = 0, то ЦН1ИТС = DW = (DW3) ТС .

Если за счет сокращения простоев автомобилей в исправном состоянии и улучшения показателей их работы на линии весь прирост объемов перевозок может быть компенсирован службами управления и перевозок, то необходимость в мерах ИТС, направленных на увеличение выпуска подвижного состава на линию, отпадают, так как эти автомобили не будут обеспечены работой. В этом случае мероприятия ИТС могут быть направлены на повышение экономичности транспортного процесса, т.е. сокращение затрат на ТО и Р, топливо и другие материалы и увеличение производительности труда персонала, что отразится на прибыли.

2.2. Вторым целевым нормативом, необходимым для оценки эффективности работы ИТС, с позиции обеспечения работоспособности парка, является требуемое значение коэффициента технической готовности (КТГ):

,

.

Если < aТ (aТ - фактическое (исходное) для данного предприятия), то при целевом задании на прирост DW нет необходимости проводить дополнительные мероприятия по увеличению КТГ, так как вложенные в техническое обеспечение ИТС средства не будут компенсированы дополнительным доходом. Это не исключает проведение мероприятий ИТС, направленных на улучшение других показателей эффективности ИТС, а именно – сокращение расхода на ТО и Р, повышение производительности труда персонала и т.д.

Если > aТ , то необходимы мероприятия по повышению уровня работоспособности парка прежде всего за счет сокращения удельных простоев автомобилей в ТО и Р - :

= (1+ LCC)-1 ,

где - нормативное значение удельного простоя в ремонте и ТО (дни/1000 км).

Отметим, что второй целевой норматив не обеспечивает возможности выбора и оценки инструментов влияния ИТС на aТ и постановки конкретных задач перед подразделениями и службами ИТС.

2.3. Определим нормативные показатели простоев подвижного состава в ТО и Р:

,

и требуемое сокращение простоев при неизменном суточном пробеге:

DВр = ( - aТ)/ aТ LCC .

Таким образом, для обеспечения заданного значения необходимо сократить удельные простои ТО и Р не менее, чем до . Это третий уровень целевого норматива для ИТС -

ЦН3ИТС ≤ (Вр)max.

Этот показатель может быть подвергнут дальнейшему подробному анализу и декомпозиции, что предстоит провести студентам при выполнении настоящей работы.

3. Порядок выполнения работы

3.1. Необходимо провести структурно-производственный анализ с целью выявления, во-первых, агрегатов (механизмов, узлов, систем), во-вторых, зон (участков), на которые приходится наибольший простой во всех видах ТО и Р, т.е. оказывающих максимальное влияние на общий удельный простой в ТО и Р и коэффициент технической готовности автомобилей. Анализ позволяет: определить вклад цеха (зоны, участка) в управление уровнем работоспособности автопарка; оценить эффективность работы цеха (зоны, участка); выбрать перечень эффективных факторов (мероприятий), оказывающих главное влияние на суммарный простой, трудоемкость, стоимость работ и, следовательно, на коэффициенты технической готовности, выпуска парка, производительность подвижного состава, себестоимость перевозок и обеспечивающих достижение поставленных перед ИТС целей.

3.2. Для анализа необходимо брать данные по характеристикам отказов и неисправностей автомобиля определенной модели, по наработке на случай простоя в ремонте, продолжительности простоя конкретного цеха (участка). Методика определения целевых нормативов, связанных с эксплуатационной надежностью и организацией работ по ТО и Р подробно изложена в учебном пособии (см., например, [4], § 32, 33; [5],§ 3.3).

3.3. По согласованию с преподавателем можно провести анализ и декомпозицию других целей ИТС с точки зрения экономичности, производительности, экологичности и др.


 

4. Содержание отчета

Определить перечень конкретных мероприятий инженерно-технической службы предприятия, которые позволят достичь намеченных целевых нормативов.

Выявить, как конкретное мероприятие цеха (участка) отражается на целевых показателях ИТС и предприятия (системы) в целом.

Лабораторная работа № 2









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь