УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ


УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Институт автомобильного транспорта

 

 

Специальность 190601.65 - автомобили и автомобильное хозяйство

Специализация: – 190601.65-01 техническая эксплуатация автомобилей

 

 

Санкт - Петербург

Издательство СЗТУ


Утверждено редакционно-издательским советом университета

УДК 681.5:656.113.004

 

Управление техническими системами: учебно-методический комплекс / сост. Ю.И. Агеев, Ю.Н. Кацуба - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2009.- 106 с.

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 190601.65 – «Автомобили и автомобильное хозяйство», специализация 190601.65-01 - «Техническая эксплуатация автомобилей».

 

Дисциплина посвящена изучению основных положений и понятий по управлению большими техническими системами на примере технической эксплуатации автомобильного транспорта.

 

Рассмотрено на заседании кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства СЗТУ, протокол № 15 от 20 мая 2009 г., одобрено методической комиссией института автомобильного транспорта, протокол № 9 от 27 мая 2009 г.

 

Рецензенты: кафедра автомобилей и автомобильного хозяйства СЗТУ

(зав. кафедрой А.Б. Егоров, канд. техн. наук, доц.);

В.А. Янчеленко, канд. техн. наук, доц. кафедры организации перевозок СЗТУ.

 

 

Составители Ю.И. Агеев, канд. физ.-мат. наук, доц.;

Ю.Н. Кацуба, канд. техн. наук, доц.

 

© Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2009

© Агеев Ю.И. , Кацуба Ю.Н., 2009


ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

Предисловие

Дисциплина «Управление техническими системами» изучается студентами специальности 190601.65 всех форм обучения в седьмом.

Предлагаемый для изучения материал содержит основные разделы дисциплины: техническая система (классификация, структура и т.д.); управление большими техническими системами, цели системы; методы поиска, выбора и принятия решения; жизненный цикл и обновление больших технических систем; управление системами автотранспортного комплекса.

В соответствии с учебным планом студент должен прослушать лекции, пройти лабораторный практикум, выполнить контрольную работу, сдать зачет.

Лекции посвящены основным вопросам дисциплины, поэтому для успешного освоения материала необходима самостоятельная работа с рекомендованной литературой.

Целью изучения дисциплиныявляется изучение принципов построения, анализа и синтеза современных технических систем, формирование знаний по общим и специфическим вопросам управления большими техническими системами на примере производства технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Задачи дисциплины – освоение основных положений и принципов управления техническими системами.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основами знаний, формируемыми на нескольких уровнях:



иметь представление:

- о целях применения технических систем;

- об областях применения и перспективах развития практики управления;

знать:

- основные принципы построения технических систем;

- особенности и принципиальные подходы при анализе и управлении большими техническими системами;

- методы поиска, выбора и принятия решения при недостаточной исходной информации о состоянии системы;

уметь применять их при:

- эффективном распределении ресурсов между подсистемами;

- определении рациональной последовательности проведения профилактических и/или ремонтных работ;

- рациональном обновлении основных фондов;

- поиске оптимальных (рациональных) решений при разработке и/или модернизации оборудования;

владеть:

- элементами теории массового обслуживания; методами теории игр и исследования операций.

Место дисциплины в учебном процессе:

теоретической и практической основами дисциплины являются курсы по высшей математике. Приобретенные знания студентами будут непосредственно использованы при изучении следующих дисциплин: «Техническая эксплуатация автомобилей, ч. 1», «Проектирование предприятий автомобильного транспорта», а также в дипломном проектировании.

 

 


 

1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы

1.2.1. Содержание дисциплины по ГОС

 

Понятие о технических системах; производственно-технологические и организационно-технические системы; программно-целевые методы управления, дерево целей и систем; жизненный цикл больших систем и их элементов; инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем; методы принятия решений, использование имитационного моделирования и деловых игр; управление сложными системами автотранспортного комплекса; технико-экономическая оценка эффективности.

 

1.2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов
Форма обучения
очная очно-заочная заочная
Общая трудоемкость дисциплины (ОТД)
Работа под руководством преподавателя (включая ДОТ)
в том числе аудиторные занятия: лекции
практические занятия (ПЗ)
лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа студента (СР)
Промежуточный контроль, количество -
в том числе: курсовой проект (работа) - - -
контрольная работа -
Вид итогового контроля Экзамен

 

Перечень видов практических занятий и контроля:

- тест (общий по дисциплине);

- одна контрольная работа (для очно-заочной и заочной форм обучения);

- практические занятия – 8 часов (для очной), 4 часа (очно-заочной и заочной формы обучения);

- лабораторные работы – 16 часов (для очной), 8 часов (для очно-заочной) и 4 (для заочной форм обучения);

- экзамен.


РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

2.1. Рабочая программа (объем дисциплины 90 часов)

Введение (2 часа)

Цель, задачи курса.

Роль и значение основных представлений и понятий о системе, составных элементах, связях между подсистемами. Представления: об основных видах управления; о методах поиска, выбора и принятия управляющего решения (алгоритма); о применении методов системного анализа для рационального (оптимального) управления системами автотранспортного комплекса.

 

1. Технические системы (12 часов)

[1], c. 4...48; [4], с. 12...15; [5], с. 5…20, 117…131

Понятия: система, подсистема, элементы, связи. Понятия, характеризующие развитие и функционирование системы: поведение; развитие; равновесие; устойчивость; исходное, конечное и заданное состояния и т.д.

Виды и формы представления структур: сетевая; иерархическая; многоуровневая иерархическая; матричная; с вертикальными и горизонтальными связями; с произвольными связями.

Классификация систем. Большие технические системы (производственно-технические, организационно-технические и др.) и их особенности.

Роль управления большими техническими системами на автомобильном транспорте. Особенности состояния и развития автомобильного транспорта в рыночных условиях.

 

2. Управление большими техническими системами (14 часов)

[4], с. 15...28; [5], с. 20...24

Понятие управления системой (технической системой). Понятия: информация, информационное поле. Информация как ресурс. Основные виды и формы информационного обеспечения. Оценка эффективности информационных ресурсов.

Влияние информации, действий, материальных ресурсов, времени реализации на процесс управления.

Управляющие и управляемые элементы системы. Схема их взаимодействия. Виды управления: жесткое; реактивное; программно-целевое; с обратной связью.

Основные этапы управления: определение целей; получение, обработка и анализ информации о состоянии системы и о внешних факторах, действующих на систему; принятие управляющего решения и придание ему нормативной формы; доведение решения до исполнителя и контроль; реализация управляющего решения; получение и анализ реакции об изменении состояния системы; анализ причин и факторов, по которым не были достигнуты цели.

 

3. Цели системы (14 часов)

[1], с. 63…67; [4], с. 29…77, 163…189; [5], с. 25…26, 29…34

Понятие цели системы. Целевая функция. Целевые показатели и нормативы. Их соотношение.

Декомпозиция систем. Дерево целей. Связь целей разного уровня. Дерево целей транспортного комплекса.

Дерево систем. Классификация подсистем и факторов дерева систем. Дерево систем технической эксплуатации автомобилей.

Взаимодействие дерева целей и дерева систем. Оценка вклада конкретных подсистем в достижение основной цели системы.

Системный анализ инженерно-технической службы. Целевые нормативы инженерно-технической службы автотранспортного предприятия.

 


4. Методы поиска, выбора и принятия решений (14 часов)

[1], с. 72…103; [4], с. 78…131; [5], 26…29, 39…81; с. 89…93

Понятие принятия решения. Этапы принятия решения. Классификация методов принятия решения в зависимости: от способа принятия решения; объема и характера имеющейся информации; аппарата принятия решения.

Принятие решения в стандартной и нестандартной ситуациях. Понятия «исследование операций» и «операция». Оценка эффективности операций. Факторы, влияющие на показатель эффективности.

Принятие решения в условиях дефицита информации. Способы компенсации дефицита информации. Понятие об игровых методах. Принятие решения в условиях риска. Принятие решений в условиях неопределенности. Методы принятия решений в условиях неопределенности: сведение неизвестных вероятностей состояний системы к известным; ранжирование неизвестных вероятностей состояний системы; использование максиминного, минимаксного и промежуточного критериев. Особенности принятия решения в конфликтных ситуациях.

Методы интеграции мнений специалистов. Методы априорного ранжирования. Оценка влияния производственно-технической базы автотранспортного предприятия на работоспособность автомобильного парка методом априорного ранжирования.

Метод Дельфи при оценке ситуаций и принятии решения.

Понятие о моделировании. Имитационное моделирование при определении оптимальной периодичности технического обслуживания по допустимому уровню безотказности и экономико-вероятностному методу. Имитационное моделирование при анализе работы системы массового обслуживания. Имитационное моделирование при проведении деловых игр.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Библиографический список

 

Основной:

1. Аринин, И.Н. Техническая эксплуатация автомобилей. /И.Н. Аринин, С.И. Коновалов, Ю.В. Баженов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Романов, В.Н. Системный анализ: учеб. пособие /В.Н. Романов. – СПб.: СЗТУ, 2004.

3. Волкова, В.Н. Теория систем: учеб. пособие / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. – М.: Высш. шк., 2006.

 

Дополнительный:

 

4. Кузнецов, Е.С. Управление техническими системами: учеб. пособие / Е.С. Кузнецов. – М.: МАДИ, 1997.

5. Кузнецов, Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е.С. Кузнецов. – 2‑е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1990.

6. Теория автоматического управления: учебник / В.Н. Козлов [и др.]. – М.: Высш. шк., 2007.

7. Ременников, В.Б. Управленческие решения: учеб. пособие / В.Б. Ременников. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2003.

8. Дорф, Р. Современные системы управления. /Р. Дорф, Р. Бишоп. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

9. Романов, В.Н. Системный анализ для инженеров / В.Н. Романов – СПб.: СЗПИ, 1998.

10. Корн, Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн. – М.: Наука, 1984.

11. Прудовский, Б.Д. Управление технической эксплуатацией автомобилей по нормативным показателям / Б.Д. Прудовский, В.Б. Ухарский. – М.: Транспорт, 1990


3.2. Опорный конспект

 

 

Введение

 

Главным содержанием профессиональной деятельности инженера в прошлые годы были технические и технологические вопросы, в реальных условиях рынка, риска и конкуренции важным становится умение специалиста управлять производством, бывшими техническими системами.

Цель дисциплины «Управление техническими системами» состоит в том, чтобы освоить суть и методологию управления, которые применимы для любых систем. Основными задачами изучения дисциплины являются:

- освоение основных понятий по управлению;

- освоение метода анализа технических систем;

- освоение методов принятия инженерных и управленческих решений;

- ознакомление с новыми технологиями и средствами при управлении производством и принятии решений в технических, социальных и других системах;

- формирование у будущих специалистов знаний и навыков, позволяющих им эффективно действовать не только в качестве инженера, но и менеджера инженерно-технической службы (ИТС) автотранспортных предприятий (АТП) разных форм собственности.

Изучение дисциплины складывается из лекционных, лабораторно-практических, семинарских и самостоятельных занятий.

Посещение лабораторно-практических и семинарских занятий обязательно. Допуск к зачету при условии посещения и выполнения практических работ.

Развитие автомобильного транспорта в рыночных условиях имеет свои особенности, которые влекут технические, экономические социальные и управленческие последствия и требуют от специалистов принятия соответствующих и своевременных действий. Рассмотрим эти особенности и последствия (табл.1).

Таблица 1

Технические системы

 

Система – это совокупность элементов или подсистем, находящихся во взаимодействии. Примеры систем различной сложности: АТП или СТО, состоящие из ряда служб, цехов; автомобиль, состоящий из ряда агрегатов и т.д. Системы бывают техническими (например, автомобиль), человеко-машинными (автомобиль-водитель), производственными (фирма, АТП), социальными (группы, население, персонал) и др.

Элемент системы – это объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий расчленению в рамках поставленной перед данной системой задачи. Например, элементом АТП (системы) как перевозчика является автомобиль. Для системы технической эксплуатации важно расчленение автомобиля не только на агрегаты, но и на узлы (детали), которые и будут являться первичными элементами.

Каждый элемент характеризуется входом Х, т. е. воздействием на него окружающей среды или других элементов, выходом Y, т. е. преобразованным воздействием данного элемента на окружающую среду или другие элементы системы (рис.1).

Вход: информация, материалы, требования и т.д.
Х
Y
Выход: услуги, продукция и т.д.

 

 


Рис. 1. Схема первичного элемента системы

 

Функционирование системы в качестве единого целого обеспечивается связями между элементами. Связи определяют структуру системы. В технической и производственной системах связи между элементами, как правило, однозначны и формируются при проектировании и создании системы. Например, планировка АТП.

В социальных или экономических системах связи формируются на основе действующих законов или нормативов, плана, складываются под воздействием рыночных механизмов или сочетания директивных и рыночных воздействий. Связи могут меняться.

Элементы (или подсистемы) относятся к данной системе, если они удовлетворяют следующим требованиям:

- они взаимно дополняют друг друга, т.е. без любого элемента система не может эффективно решать стоящие перед ней задачи;

- имеют стабильные иерархические, ресурсные и организационные связи;

- имеют общую цель, т.е. каждый элемент должен давать свой вклад в достижение цели системы.

Можно выделить разные виды и формы представления структуры системы: иерархическая (например, АТП – цех – участок – бригада - исполнитель); сетевая; матричная; с вертикальными и горизонтальными связями и др.

Понятие «большая система» достаточно условно и характеризуется одним из признаков или их комбинацией:

- иерархичность системы (наличие нескольких уровней в структуре). Например, АТП, СТО, фирма;

- наличие в системе элементов разного происхождения: технических, социальных, экономических;

- значительное количество подсистем.

В табл. 2 представлен один из вариантов классификации системы управления.

Приведем несколько примеров. Так, примером закрытой системы (рис.1) служат контрольно-измерительные приборы; системы непрерывного действия – гидропневматическая система управления подвеской на автомобилях Citroen или антиблокировочная система; программной система – станок с числовым программным управлением (ЧПУ) и т.д.

Таблица 2

Классификация систем управления

По виду уравнения системы Линейные, линеализированные; нелинейные
По типу используемых величин Физические; абстрактные (концептуальные)
По типу элементов Естественные; искусственные  
По виду программ Программные; следящие; экстремальные
По свойствам в установившемся режиме Статические; астатические
По принципу управления Воздействие на параметр/возмущение; комбинированное воздействие
По характеру регулирования Непрерывные; дискретные (релейные/импульсные)
По числу элементов, связей Ограниченные; неограниченные
По способу описания Детерминированные; статические (стохастические); нечеткие
По взаимодействию с окружающей средой Открытые; закрытые
По наличию и виду вспомогательной энергии Прямого действия; непрерывного действия (механические, электрические, гидравлические, комбинированные и др.)
По типу модели описания Одноцелевые (скалярные, однокритериальные); многоцелевые (векторные, многокритериальные)

 

Вопросы для самопроверки

1. Поясните понятие «развитие системы».

2. Перечислите формы представления структур.

3. Поясните понятие «искусственная живая/неживая система».

4. Поясните понятие «механическая система».

 

Вопросы для самопроверки

1. Поясните, как ресурсы влияют на процесс управления.

2. Поясните, как информация влияет на процесс управления.

3. В чем заключается отличие жесткого управления от реактивного?

4. В чем заключается отличие реактивного управления от программно-целевого?

5. Приведите примеры систем с жестким управлением.

6. Приведите примеры систем с реактивным управлением.

7. Приведите примеры систем с программно-целевым управлением.

8. Приведите примеры систем с обратной связью.

9. Приведите примеры взаимодействия управляющих и управляемых элементов.

 

Цели системы

Целью системы является ее возможное будущее состояние, достижимое с помощью определенных действий, являющихся следствием принимаемых решений.

Под решением понимается выбор на основе критериев из многих альтернатив самого или нескольких сценариев развития системы. На основании решения осуществляется управление системой. Например, если цель – сокращение затрат на топливо, то ее можно обеспечить рядом способов: улучшить ТО и ремонт систем питания и зажигания; заинтересовать водителей и рабочих в экономии топлива; выбирать рациональные маршруты движения; приобретать более экономичный подвижной состав и т.д.

При принятии решения необходимо выбрать один из способов или комбинацию.

В качестве критерия при принятии решения используется понятие целевой функции. Целевая функция устанавливает количественные связи между уровнем достижения поставленных целей и факторами, которые влияют на состояние системы. Конкретное значение целевой функции может быть показателем эффективности данной системы. Экстремальное (максимальное/минимальное) значение целевой функции соответствует оптимальному управлению.

Характерным примером использования целевой функции на оптимальность является определение периодичности ТО технико-экономическим методом, рассмотренным в учебниках и пособиях по теоретическим основам технической эксплуатации автомобилей. При этом в качестве целевой функции выбраны суммарные удельные затраты на ТО и ремонт узла (агрегата).

На рис.5 представлен вариант классификации выходных переменных Y, которые выступают в качестве целевых величин при организации процесса.

Цели системы характеризуются понятиями целевые показатели (ЦП) и целевые нормативы (ЦН), рис. 6. ЦН количественно или качественно характеризует состояние системы при полном достижении поставленной цели (tp – момент достижения (реализации) цели (целей)) или удовлетворении определенной потребности. ЦП характеризует текущее или возможное состояние системы на момент t: ЦП (t).

Отношение ЦП (t) к ЦП определяет степень достижения поставленной цели (степень реализации): с (t) = ЦП (t) / ЦН.

 


Технико-технологические
Физические свойства
Физико-химические свойства
Медико-биологи-ческие свойства продукта
Выход готовой продукции
  Экономические
Финансовые затраты
Себестоимость
Прибыль
  Функциональные
Вместимость
Грузоподъемность
  Эргономические
Безопасность
Комфорт
Простота ухода и обслуживания
Технико-экономические
Производительность
Эффективность
Надежность
Стоимость
Рентабельность
   
 

 

 


Рис. 5. Вариант классификации целевых величин

 


ЦП
ЦН
tp
t
t1

 

 


Рис. 6. Соотношение целевого показателя (ЦП)

и нормативного показателя (НП)

 

При формулировании цели конкретной системы (предприятия, фирмы и др.) возникают достаточно сложные задачи:

- как цели соразмерить с имеющимися ресурсами, а последние перераспределить между несколькими целями?

- как цели подсистемы увязать и заставить работать на основную цель системы?

- как сопоставить (ранжировать) цели?

- четко определить цели подсистем.

Если система имеет несколько целей разной значимости и уровня, то их следует упорядочить, построив дерево целей (ДЦ).

Дерево целей (рис. 7)– упорядоченная иерархия целей, выражающая их соподчинение и внутренние взаимосвязи. При построении ДЦ происходит декомпозиция: разложение целей по уровням, т.е. их упрощение, уточнение. Цель высшего уровня Ц0 разлагается на цели первого уровня Ц1, которые, в свою очередь – на цели второго уровня Ц2 и т.д.


 

Ц0
Ц101
Ц102
Ц103

 

 


Рис. 7. Схема дерева целей

 

Декомпозиция продолжается до так называемых элементарных целей. В ДЦ отношение целей низшего уровня к целям более высокого уровня – соподчинение. Одна из форм соподчинения – определение конкретного вклада (весомости) цели низшего уровня в достижение основной (генеральной) цели. Цели же одного уровня дополняют друг друга (рис.8).

Таким образом, определение взаимосвязей и весомости (вклада) целей и подцелей является одной из важнейших задач любого управления, которую наиболее целесообразно решать построением дерева целей.

 

 


 

Ц0 Повышение эффективности работы автомобильного транспорта
Ц101 Повышение провозной способности, прирост конечного результата
Ц102 Повышение экономичности транспортного процесса (сокращение расходов)
  Ц103 Повышение производительности труда персонала
  Ц104 Улучшение экологичной обстановки в парке

 


1-й

уровень

 

 

  Ц2011 Количественный рост парка
Ц2012 Измерение структуры и качественного состава парка
Ц2013 Улучшение показателей работы автомобилей
Ц2013 Улучшение условий эксплуатации

 

 


2-й

уровень

 

 

Ц30131 Сокращение простоев исправных автомобилей
Ц30132 Улучшение показателей работы ИТС
Ц30133 Улучшение показателей работы автомобилей на линии

 

 


3-й

уровень

 

Ц401321 Сокращение простоев исправных автомобилей в ТО и ремонте
Ц401322 Увеличение наработки автомобилей на случай простоя в ТО и ремонте

 

 


4-й

уровень

 

Ц5013211… Ц501321n Сокращение продолжительности простоев по зонам, цехам, участкам
Ц5013221… Ц501322m Увеличение наработки на случай простоя в ТО и ремонте

 

 


5-й

уровень

 

 

Рис. 8. Декомпозиция целей автомобильного транспорта (вариант)


 

После того, как установлены цели системы, необходимо определить наиболее эффективные способы (методы) достижения этих целей. Цели, как правило, можно достичь несколькими способами. Поэтому необходимо проанализировать и сравнить несколько путей (вариантов) достижения поставленных целей. Эти варианты (альтернативы) могут находиться в определенных иерархических связях и по-разному влиять на достижение целей. Поэтому систематизацию и упорядочение выявленных способов (методов) необходимо производить построением дерева систем (ДС). ДС может воспроизводить или не совпадать с ДЦ.

Если дерево целей определяет, что необходимо делать, каких показателей эффективности достичь, то ДС – с помощью каких мероприятий этого можно добиться.

Дерево систем строится по тем же законам, что и дерево целей, т.е. определяется генеральная система С0, которая структурируется на подсистемы первого (С1), второго и последующих уровней. Высший уровень ДС представляет собой техническую эксплуатацию в целом, которая обеспечивает перевозочный процесс достаточным количеством работоспособного подвижного состава необходимых видов и типоразмеров.

Иначе говоря, задача управления определяется следующим образом: выбрать из ДС ряд факторов (подсистем), влияя на которые можно наиболее эффективно добиться достижения поставленных целей.

При принятии решений, их сравнении, необходимо определить, как конкретное мероприятие ДС может повлиять на изменение целевого показателя. Речь идет о вкладе (весомости) этого мероприятия (подсистемы) в достижение цели Ц0. Например, как новое диагностическое оборудование повлияет на коэффициент технической готовности автомобилей и получаемую предприятием прибыль? Как повышение квалификации персонала скажется на безотказности автомобилей? Степень влияния или вклад можно оценить и определить разными способами, например, экспертизой, с помощью математических моделей целевой функции и др.

Проведя качественный анализ ДС, можно существенно уменьшить перечень подсистем, на которые следует воздействовать в процессе управления для достижения поставленных целей. К ним, прежде всего, относятся управляемые (на данном уровне), подвижные, ресурсосберегающие и обеспечивающие интенсивное развитие предприятия подсистемы и методы.

Вопросы для самопроверки

1. Поясните понятие «генеральная/основная цель».

2. Приведите примеры целевой функции.

3. Поясните разницу в терминах «целевой показатель» и «целевой норматив».

4. Приведите примеры взаимодействия дерева целей и дерева систем.

5. Какие существуют методы (критерии) оценки вклада подсистем в достижение цели системы?

6. Поясните понятие «декомпозиция системы».

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные этапы принятия решения.

2. В чем заключается отличие принятия решения в стандартной/нестандартной ситуациях?

3. Какие существуют критерии оценки дефицита информации?

4. Какие существуют критерии оценки эффективности операций?

5. В чем заключается отличие принятия решения в условиях полной/недостаточной информации?

6. Перечислите основные методы принятия решения в условиях неопределенности.

7. В чем заключается отличие принятия решения в условиях определенности / неопределенности?

8. В чем заключается отличие принятия решения в условиях определенности / риска?

9. В чем заключается отличие принятия решения в условиях неопределенности / риска?

10. Особенности принятия решения в конфликтных ситуациях.

11. Какие существуют методы оценки ситуаций?

12. Поясните сущность методов коллективной оценки.

13. Поясните сущность методов индивидуальной оценки.

Вопросы для самопроверки

1. Поясните понятие термина «жизненный цикл».

2. Перечислите этапы жизненного цикла технической системы.

3. Поясните понятие «инновация».

4. Поясните понятие «риск устаревания разработки».

5. В чем заключается отличие понятий «риск устаревания/неудачи разработки»?

6. Какие существуют методы (критерии) оценки разработки новой техники?

7. Какие существуют технико-экономические критерии оценки эффективности нововведений?

8. Перечислите основные пути обновления технической системы.

 


Вопросы для самопроверки

1. Понятие «дискретное/ случайное списание автомобиля».

2. Понятие «возрастная структура автопарка».

3. Какие существуют методы оценки показателей возрастной структуры автопарка?

4. Какие существуют методы оценки надежности узлов (элементов) автомобиля?

5. Укажите особенности управления работоспособностью автомобиля.

 

Заключение

 

Были рассмотрены основы управления системами, к которым относится большой класс предприятий автотранспортного комплекса: автотранспортные предприятия, станции технического обслуживания и др. Эти приемы и методы будут развиваться при изучении общеинженерных и профессиональных дисциплин.

Для студентов важно освоить принципиальные подходы при анализе в управлении большими системами. Это послужит фундаментом развития знаний и навыков при самостоятельном обучении и практической деятельности.

Отметим несколько важных для управления системами методов, полезных для специалистов автомобильного транспорта. Это теория массового обслуживания, позволяющая оптимизировать производительность и пропускную способность средств обслуживания, бороться с очередями клиентуры в условиях вариации спроса на услуги.

Динамическое программирование, используя которое можно эффективно распределять ресурсы между подсистемами. Методы сетевого планирования, определяющие рациональную последовательность проведения работ, в которых участвуют многие исполнители, позволяют сокращать общую продолжительность обслуживания.

Теория надежности и технической эксплуатации автомобилей, создает информационные, нормативные и технологические основы рационального управления инженерно-технической службой предприятий автомобильного транспорта.


Глоссарий

 

Большая система – термин, широко используемый при исследовании технических систем автоматического управления. В частности, был распространен термин большие системы управления.

Декомпозиция (структуризация) – расчленение системы на части при ее исследовании или проектировании. В настоящее время термин декомпозиция применяется, в основном, для расчленения технических объектов, для которых известен алгоритм (конструкция, технология) возникновения целостности, т.е. новых свойств у целого, собранного изделия.

«Дельфи»-метод, или метод «Дельфи» - итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов (на экспертов) при проведении заседаний и повышению объективности результатов. Дельфи–процедуры стали средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при сравнительном анализе составляющих деревья целей. Основное средство при применении Дельфи-метода – использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. В последнее время Дельфи-процедура обычно сопутствует другим методам моделирования систем – методу дерева целей, сетевому и т.п.

Дерево целей – вид структуры целей. Термин «дерево» подразумевает формирование иерархической структуры, получаемой путем расчленения общей цели на подцели, а их – на более детальные составляющие (цели нижнего уровня), для наименования которых в конкретных приложениях используют разные названия: проблемы, программы, задачи и др., такая процедура получила название структуризации цели. Термин «дерево целей» в конкретных приложениях заменяют терминами: в ситуациях принятия решений применяют термин «дерево решений»; при выявлении и уточнении функций системы управления говорят о «дереве целей и функций» и т.д.

Жизненный цикл – период времени от возникновения потребности в системе и ее становления до снижения эффективности функционирования и «смерти» (ликвидации) системы. Этапы жизненного цикла от формирования требований к продукции до окончания ее эксплуатации определялись в ГОСТах и стандартах.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь