Перечень и виды практических занятий

Номер и название темы Наименование практических занятий Кол-во часов
о/ ДОТ о-з / ДОТ з / ДОТ
4. Цели системы № 1. Анализ взаимодействия дерева целей и дерева систем (методов) 4/1 2/1 2/2
5. Методы поиска, выбора и принятия решений № 2. Оценка влияния производственно-технической базы АТП на работоспособность парка методом априорного ранжирования 4/1 2/1 2/2

 

Перечень и виды лабораторных работ

Номер и название темы Наименование лабораторной работы Кол-во часов
о/ ДОТ о-з/ ДОТ з/ ДОТ
6. Жизненный цикл и обновление больших технических систем Лабораторная работа № 1 Системный анализ эффективности мероприятий инженерно-технической службы. 8/2   4/2   2/2  
7. Управление системами автотранспортного комплекса Лабораторная работа № 2 Анализ эффективности системы управления материально-техническими затратами   8/2   4/2   2/2  

 

2.6. Рейтинговая система оценки знаний

 

Условием успешного завершения изучения дисциплины является участие в практических занятиях, выполнение лабораторной и контрольной работ, предусмотренных учебным планом. Оценка знаний производится по результатам контрольных мероприятий: тестирования и сдачи экзамена.

Тестирование проводится по всем разделам дисциплины. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество баллов составляет 40, повторно тесты не проводятся.

Билет содержит два вопроса, максимальное количество баллов составляет 40.

Итак, максимальная оценка в баллах за правильные ответы – 80. Количество баллов для зачета по дисциплине – не менее 60, можно увеличить набранное студентом количество баллов (до 5), если качественно и своевременно выполнить контрольную и лабораторную работы.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Библиографический список

 

Основной:

1. Аринин, И.Н. Техническая эксплуатация автомобилей. /И.Н. Аринин, С.И. Коновалов, Ю.В. Баженов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Романов, В.Н. Системный анализ: учеб. пособие /В.Н. Романов. – СПб.: СЗТУ, 2004.

3. Волкова, В.Н. Теория систем: учеб. пособие / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. – М.: Высш. шк., 2006.

 

Дополнительный:

 

4. Кузнецов, Е.С. Управление техническими системами: учеб. пособие / Е.С. Кузнецов. – М.: МАДИ, 1997.

5. Кузнецов, Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е.С. Кузнецов. – 2‑е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1990.

6. Теория автоматического управления: учебник / В.Н. Козлов [и др.]. – М.: Высш. шк., 2007.

7. Ременников, В.Б. Управленческие решения: учеб. пособие / В.Б. Ременников. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2003.

8. Дорф, Р. Современные системы управления. /Р. Дорф, Р. Бишоп. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

9. Романов, В.Н. Системный анализ для инженеров / В.Н. Романов – СПб.: СЗПИ, 1998.

10. Корн, Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн. – М.: Наука, 1984.



11. Прудовский, Б.Д. Управление технической эксплуатацией автомобилей по нормативным показателям / Б.Д. Прудовский, В.Б. Ухарский. – М.: Транспорт, 1990


3.2. Опорный конспект

 

 

Введение

 

Главным содержанием профессиональной деятельности инженера в прошлые годы были технические и технологические вопросы, в реальных условиях рынка, риска и конкуренции важным становится умение специалиста управлять производством, бывшими техническими системами.

Цель дисциплины «Управление техническими системами» состоит в том, чтобы освоить суть и методологию управления, которые применимы для любых систем. Основными задачами изучения дисциплины являются:

- освоение основных понятий по управлению;

- освоение метода анализа технических систем;

- освоение методов принятия инженерных и управленческих решений;

- ознакомление с новыми технологиями и средствами при управлении производством и принятии решений в технических, социальных и других системах;

- формирование у будущих специалистов знаний и навыков, позволяющих им эффективно действовать не только в качестве инженера, но и менеджера инженерно-технической службы (ИТС) автотранспортных предприятий (АТП) разных форм собственности.

Изучение дисциплины складывается из лекционных, лабораторно-практических, семинарских и самостоятельных занятий.

Посещение лабораторно-практических и семинарских занятий обязательно. Допуск к зачету при условии посещения и выполнения практических работ.

Развитие автомобильного транспорта в рыночных условиях имеет свои особенности, которые влекут технические, экономические социальные и управленческие последствия и требуют от специалистов принятия соответствующих и своевременных действий. Рассмотрим эти особенности и последствия (табл.1).

Таблица 1

Особенности развития автомобильного транспорта при переходе к рынку

Особенности развития Результаты Последствия
Акционирование и приватизация предприятий и организаций Разрушение управленческих связей Повышение требований к обоснованности принимаемых решений. Повышение требований к квалификации специалистов и руководителей
Работа в условиях инфляции Сокращение возможностей инвестиций, недостаток оборотных средств Сокращение всех производственных циклов. Оценка всех источников и статей доходов и расходов
Появление избытка подвижного состава, оборудования, персонала Ухудшение экономических показателей, сокращение прибыли и размеров оплаты труда Необходимость расширения и изменения сфер деятельности на рынке услуг. Разделение и разукрупнение предприятий
Старение парков автомобилей, оборудования, помещений Рост затрат на обеспечение работоспособнос-ти техники, сооружений Контроль над возрастной структурой парка. Рациональные сроки службы автомобилей и оборудования

 

Отметим важность правильно и обоснованно выбранных управленческих решений, при этом необходима ответственность (моральная и материальная) специалистов за их последствия в условиях риска и конкуренции.

Технические системы

 

Система – это совокупность элементов или подсистем, находящихся во взаимодействии. Примеры систем различной сложности: АТП или СТО, состоящие из ряда служб, цехов; автомобиль, состоящий из ряда агрегатов и т.д. Системы бывают техническими (например, автомобиль), человеко-машинными (автомобиль-водитель), производственными (фирма, АТП), социальными (группы, население, персонал) и др.

Элемент системы – это объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий расчленению в рамках поставленной перед данной системой задачи. Например, элементом АТП (системы) как перевозчика является автомобиль. Для системы технической эксплуатации важно расчленение автомобиля не только на агрегаты, но и на узлы (детали), которые и будут являться первичными элементами.

Каждый элемент характеризуется входом Х, т. е. воздействием на него окружающей среды или других элементов, выходом Y, т. е. преобразованным воздействием данного элемента на окружающую среду или другие элементы системы (рис.1).

Вход: информация, материалы, требования и т.д.
Х
Y
Выход: услуги, продукция и т.д.

 

 


Рис. 1. Схема первичного элемента системы

 

Функционирование системы в качестве единого целого обеспечивается связями между элементами. Связи определяют структуру системы. В технической и производственной системах связи между элементами, как правило, однозначны и формируются при проектировании и создании системы. Например, планировка АТП.

В социальных или экономических системах связи формируются на основе действующих законов или нормативов, плана, складываются под воздействием рыночных механизмов или сочетания директивных и рыночных воздействий. Связи могут меняться.

Элементы (или подсистемы) относятся к данной системе, если они удовлетворяют следующим требованиям:

- они взаимно дополняют друг друга, т.е. без любого элемента система не может эффективно решать стоящие перед ней задачи;

- имеют стабильные иерархические, ресурсные и организационные связи;

- имеют общую цель, т.е. каждый элемент должен давать свой вклад в достижение цели системы.

Можно выделить разные виды и формы представления структуры системы: иерархическая (например, АТП – цех – участок – бригада - исполнитель); сетевая; матричная; с вертикальными и горизонтальными связями и др.

Понятие «большая система» достаточно условно и характеризуется одним из признаков или их комбинацией:

- иерархичность системы (наличие нескольких уровней в структуре). Например, АТП, СТО, фирма;

- наличие в системе элементов разного происхождения: технических, социальных, экономических;

- значительное количество подсистем.

В табл. 2 представлен один из вариантов классификации системы управления.

Приведем несколько примеров. Так, примером закрытой системы (рис.1) служат контрольно-измерительные приборы; системы непрерывного действия – гидропневматическая система управления подвеской на автомобилях Citroen или антиблокировочная система; программной система – станок с числовым программным управлением (ЧПУ) и т.д.

Таблица 2

Классификация систем управления

По виду уравнения системы Линейные, линеализированные; нелинейные
По типу используемых величин Физические; абстрактные (концептуальные)
По типу элементов Естественные; искусственные  
По виду программ Программные; следящие; экстремальные
По свойствам в установившемся режиме Статические; астатические
По принципу управления Воздействие на параметр/возмущение; комбинированное воздействие
По характеру регулирования Непрерывные; дискретные (релейные/импульсные)
По числу элементов, связей Ограниченные; неограниченные
По способу описания Детерминированные; статические (стохастические); нечеткие
По взаимодействию с окружающей средой Открытые; закрытые
По наличию и виду вспомогательной энергии Прямого действия; непрерывного действия (механические, электрические, гидравлические, комбинированные и др.)
По типу модели описания Одноцелевые (скалярные, однокритериальные); многоцелевые (векторные, многокритериальные)

 

Вопросы для самопроверки

1. Поясните понятие «развитие системы».

2. Перечислите формы представления структур.

3. Поясните понятие «искусственная живая/неживая система».

4. Поясните понятие «механическая система».

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь