ПОВОРОТЫ НА ПОЛУ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ПОВОРОТЕ


Данная группа движений отлично развивает умение точно и устойчиво ориентироваться в пространстве, но только при усло­вии, если оно отрабатывается систематически, а не от случая к случаю. Описание самих движений приводилось выше, здесь указыва­ются лишь особенности, относящиеся к технике поворотов, и способы их изучения.

Battement tendu

Данное движение рекомендуется выполнять только в сторону по I или по V позиции с частичным поворотом на 1/4 целого круга. Поворот этот делается при помощи небольшого сдвига пятки опорной ноги в тот момент, когда свободная нога скользящим движе­нием отводится на II позицию. Затем отведенная нога снова за­крывается в исходную позицию, но уже без поворота, и все дви­жение повторяется.

Если повороты делаются на левой ноге в правую сторону, это означает, что они осуществляются в направлении en dehors, и, на­оборот, если они выполняются на левой ноге в левую сторону, - значит, они производятся en dedans.

Руки, корпус и голова действуют здесь так же, как в обычных battements tendus без поворота.

Опорная нога должна выполнять свою работу выворотно и точно на 1/4 круга, почти не отделяя пятку от поверхности пола. Свободную ногу следует сразу направлять носком в ту пространст­венную точку, где будет заканчиваться ее отведение.

Корпус все время находится на опорной ноге в подтянутом состоянии; руки и голова удерживаются свободно, без лишних усилий. Поворот следует осуществлять с активным участием все­го тела, но свободно, без лишних движений рук, корпуса и голо­вы. Все тело должно поворачиваться компактно, четко и устойчиво.

Изучать этот battement с поворотами рекомендуется сначала по I позиции на 1/8 круга и выполнять его по восьми раз с каждой ноги и в каждом направлении. Затем можно перейти к повороту на 1/4 круга, производя его на каждом нечетном отведении ноги. Таким образом, с каждой ноги и в каждом направлении получит­ся по четыре battements с поворотом и столько же без него. Далее по этой же схеме можно изучать battement с поворотами по V по­зиции, но уже сразу по 1/4 круга.

Напомню, что все правила выполнения battement tendu здесь сохраняются полностью. Кроме того, к этому движению можно до­бавлять demi-plie как до поворота, так и после него, как в исход­ной позиции, так и после раскрывания ноги на II позицию. Та­кого рода сочетания можно предлагать ученикам, когда они уже хорошо усвоят прием самого поворота.

И, наконец, полезно, освоить battement tendu jete с поворотом на 1/8 и 1/4 круга. В данном случае все правила поворотов и схе­ма их изучения остаются теми же, прибавляется только бросок свободной ноги на 30° и соответственно ускоряется темп самого движения.

Следует заметить, что все battements tendus с поворотом по IV позиции в виде самостоятельных упражнений обычно не прак­тикуются. Но есть единичные повороты на 1/4 круга, когда ученик, находясь в V позиции croise, должен отвести ногу на efface вперед с переменой epaulement. Тогда опорная нога поворачивается на 1/4 круга в направлении en dehors, другая одновременно отводит­ся вперед на efface. Этот же поворот может быть выполнен en de­dans с отведением ноги назад на efface по IV позиции.

Кроме того, нога, отведенная по IV позиции на efface вперед или назад, может закрываться в V позицию с одновременным поворотом на 1/4 круга.­

Это же закрывание ноги с поворотом может начинаться с croise и заканчиваться в V позицию на efface, что дает возможность осуществлять более разнообразное построение учебных заданий, состоящих из battements tendus.

Разумеется, корпус, руки и голова действуют в этих поворо­тах согласно правилам выполнения battement tendu в малых позах вперед и назад. Во всех рассмотренных случаях неуклонно дейст­вуют правила техники поворота, которая усваивается и отрабаты­вается с раскрыванием ноги по II позиции как в направлении en dehors, так и en dedans.

Grand battement jete

Техника поворота в данном battement та же, что в предыду­щем, но здесь добавляется бросок свободной ноги по V позиции на высоту 90°. Поворот также равен 1/4 круга и совпадает с брос­ком ноги, который должен выполняться по всем существующим правилам данного battement. Руки, корпус и голова строго выдер­живают соответствующие положения.

Изучать этот battement рекомендуется сначала по I цозиции на 1/8 круга, с остановками после каждого поворота. Затем можно перейти к непрерывной отработке данных поворотов и освоению их на 1/4 круга с остановками. Изучение этих поворотов по V позиции проходит по той же схеме.

Необходимо оговорить, что данный battement берет много сил, поэтому в движениях учеников надо с особой настойчивостью уст­ранять малейшую затрудненность, неточность и механичность. И battements и каждый поворот должны выполняться свободно, четко, с должной пластикой и апломбом. В единичных случаях grands battements jetes могут выполнять­ся с поворотом по IV позиции с переменой epaulement так же, как battements tendus, с соблюдением тех же правил.

Battement developpe

Поворот в данном движении выполняется также при помощи сдвига пятки опорной ноги, но не в виде отдельного упражнения, как, например, в battements tendus, а как единичный случай в учебных примерах adagio.

Все составные части battement developpe могут соединяться с поворотом на 1/4 круга. Это сгибание ноги через sur le cou-de-pied в положение «у колена», ее выпрямление по II или IV позиции и возвращение в исходную V позицию.

Эти повороты могут быть выполнены в каждом developpe, но не все сразу, а по отдельности, как смена epaulement для дальнейше­го раскрывания ноги в какую-либо другую позу или опускания ее в исходную V позицию. Поворот на опорной ноге делается во всех случаях одновременно с движением свободной ноги, кроме опус­кания ее в исходную V позицию.

В этом случае поворот на опор­ной ноге выполняется не во время опускания ноги на носок, а в момент ее закрывания с носка в V позицию.

Руки, корпус и голова должны действовать слитно и в строгом соответствии с переходным моментом исполняемого developpe и позы.

Изучать эти повороты рекомендуется сначала с подниманием ноги из V позиции в положение sur le cou-de-pied, затем сразу в положение «у колена»; далее с раскрыванием ноги на II и IV по­зицию. Первыми изучаются повороты en dehors, затем en dedans, так же как раскрывание ноги следует сначала осваивать с обыч­ным окончанием, затем — на demi-plie и, наконец, на полупальцы.

Rond de jambe par terre

Поворот в этом движении выполняется при помощи сдвига пят­ки опорной ноги на 1/4 круга, совпадая с той частью rond de jambe, когда нога переводится с IV позиции в IV. Таким образом, пе­ревод ног через I позицию остается без поворота.

Движение это может выполняться en dehors и en dedans, повто­ряясь с каждой ноги и в каждом направлении. Работа опорной ноги определяется правилами, которые выше приводились в опи­сании других движений. Свободная нога должна легко скользить носком по полу и не сокращать своего пути по дуге.

Руки, корпус и голова действуют в данном случае так же, как при выполнении обычного rond de jambe par terre. Корпус следу­ет удерживать в подтянутом состоянии и точно на опорной ноге; руки и голову фиксировать свободно, не задерживая поворот все­го тела.

Изучать этот поворот рекомендуется в сочетании с каждым вто­рым rond de jambe, сначала en dehors, затем en dedans.

Необходимо напомнить, что все правила выполнения rond de jambe par terre следует соблюдать здесь неуклонно.

Кроме того, это движение можно и полезно выполнять с demi- plie, например, после второго обычного (без поворота) rond de jambe par terre, добиваясь при этом легкости, точности и устойчи­вости поворота всего тела. Руки, корпус и голова действуют в со­ответствии с правилами выполнения rond de jambe par terre в соче­тании с demi-plie.

Rond de jambe en l'air

Данный поворот выполняется так же, как все предшествую­щие,— при помощи легкого сдвига пятки опорной ноги на 1/4 кру­га. Поворот совпадает здесь со сгибанием раскрытой ноги в положение «у икры», то есть с первой частью этого rond de jambe. Следова­тельно, вторая его часть, выпрямление ноги, делается без поворота.Движение это может выполняться en dehors и en dedans, повто­ряясь по нескольку раз с каждой ноги отдельно. 77 (296-299)

Положение рук, корпуса и головы сохраняется так же, как при выполнении обычного rond de jambe enl'air. Опорная нога долж­на осуществлять поворот точно и эластично, так же, как бедро работающей ноги, удерживаться выворотно и неподвижно.

Изучается этот rond de jambe по той же схеме, что и rond de jambe par terre. Движение это можно соединять с demi-plie, напри­мер, после второго обычного (без поворота) rond de jambe en l'air. Руки, корпус и голова удерживаются, как обычно.

Grand rond de jambe

Данное движение выполняется с раскрытой ногой на 90°, кото­рая может переводиться по горизонтали с IV позиции во II и об­ратно или с IV позиции в IV, как en dehors, так и en dedans. Пово­рот в этом движении делается одновременно с переводом раскры­той ноги и совпадает с его направлением, то есть если поворот де­лается en dehors, то и rond de jambe выполняется в том же на­правлении. Кроме того, если раскрытая нога переводится со II по­зиции в IV, опорная нога один раз сдвигает пятку на 1/4 круга; если раскрытая нога переводится с IV позиции в IV, то делается два сдвига по 1/4 круга.

Техника поворота опорной ноги здесь та же, что и в предшест­вующих движениях. Она должна отличаться легкостью, эластич­ностью и слитностью действия с движением всего тела, то есть с выполнением больших поз, которыми может начинаться и закан­чиваться grand rond de jambe.

Данное движение в повороте может осуществляться в сочета­нии с demi-plie при переводе раскрытой ноги со II позиции в IV и обратно, по правилам, которые должны соблюдаться при его вы­полнении без поворота. Например, перевод раскрытой ноги может начинаться с demi-plie и завершаться одновременно с вытягива­нием опорной ноги, или наоборот.

Руки, корпус и голова действуют в строгом соответствии с по­строением поз, которые используются в подобных случаях.

Такого рода повороты обычно применяются в сложных построе­ниях adagio как единичные случаи и не превращаются в самостоя­тельные упражнения на подобие battements tendus.

Изучать данное движение в повороте рекомендуется последова­тельно — сначала на 1/4, затем на 1/2 круга, с постепенным усложнением учебных примеров adagio. Особое внимание следует уде­лять слитности поворота и переводу раскрытой ноги, чтобы они точно совпадали в своем начале и завершении.

Battement soutenu

В конце этого движения раскрытая нога подтягивается в V по­зицию на высокие полупальцы, что и является начальным момен­том поворота, который делается на целый круг, в направлении en dehors или en dedans. Если раскрытая нога подтягивается назад в V позицию, то поворот осуществляется en dehors, если вперед — то en dedans.

Необходимо напомнить, что во время этого поворота ноги меня­ются местами в V позиции. Но, выполняя перемену с равномерным упором на двух ногах, можно повернуться только на 1/2 круга. Поэтому перед поворотом раскрытую ногу надо ставить в V пози­цию на полупальцы более глубоко, чем обычно. Это даст возмож­ность произвести поворот на двух ногах более чем на 1/2 круга. Заканчивать же весь поворот следует с упором на одну ногу, кото­рая закрывалась, легко и своевременно подправляя другую ногу в V позицию.

Когда данное движение делается с раскрыванием ноги по II позиции, то руки одновременно поднимаются из подготовитель­ного положения во 2-ю позицию. Затем, активно способствуя пово­роту, они опускаются в пониженную 1-ю позицию или тем же пу­тем поднимаются в 3-ю. Корпус во время подтягивания раскрытой ноги в V позицию очень незначительно отклоняется в противопо­ложную сторону от направления поворота, как бы подчеркивая его начало. В момент поворота он вновь принимает прямое положе­ние. Корпус и ноги должны поворачиваться одновременно. Голова в момент наклона корпуса слегка поворачивается и наклоняется в ту же сторону. В начале поворота она несколько отстает, затем, опережая корпус, занимает конечное положение. Все движение должно выполняться слитно и плавно, без резкого поворота головы.

Если battement soutenu выполняется по IV позиции, то ноги в повороте действуют так же, как было указано выше. Руки, где бы они ни находились до поворота, должны в этот момент занять по­ниженную 1-ю позицию, затем переводиться в заданное положение.

Изучать данный прием поворота рекомендуется с раскрыванием ноги на 45° по II позиции, причем сначала у станка и только на 1/2 круга. Здесь ученики усвоят движение ног без «скрещивания» их и конечной особенности целого поворота. При освоении этого поворота нельзя уменьшать выворотность ног, распускать колени, понижать полупальцы и в разное время опускать пятки на пол в момент заключительного demi-plie. Корпус должен удерживаться подтянуто и стройно, равномерно опираясь всей тяжестью на обе ноги. Одна рука во время этого поворота переводится в 1-ю пони­женную позицию, другая опускается на станок. Голова поворачи­вается вместе с корпусом.

После этого данный battement изучается с целым поворотом, но еще без наклона корпуса и головы, и, наконец, все движение мож­но изучать в законченной его форме и вводить на середине зала в комбинированные задания.

Данный прием поворота (demi-plie и без него) можно выпол­нять в сочетании с другими элементарными движениями как у станка, так и на середине зала на 1/2 круга и целый круг. Разуме­ется, не раньше того, чем этот прием будет освоен в сочетании с battement soutenu.

Из всего сказанного видно, что данный прием поворота отлича­ется от всех предыдущих тем, что выполняется на полупальцах, то есть на основе releve, а не простого сдвига пятки опорной ноги. Это надо принимать во внимание и строго соблюдать все правила releve при выполнении данного поворота.

Battement frappe

Движение это может осложняться поворотом на 1/4 круга в мо­мент опускания опорной ноги с полупальцев на всю ступню и рас­крывания другой ноги носком в пол. Если поворот делается на ле­вой ноге в ту же сторону, значит, он осуществляется в направле­нии en dedans, и наоборот. Этот поворот выполняется обычно на третьем frappe с окончанием в малых позах и в сочетании с demi- plie. Осуществлять его следует выворотно, на эластичной и вытяну­той ноге при сильном и четком раскрывании другой. Если пово­рот заканчивается demi-plie, то опорная нога должна сгибаться не раньше, чем начнет вытягиваться раскрывающаяся. Руки, корпус и голова действуют здесь, как в battement frappe без поворота. В целом поворот должен выполняться легко, с отчет­ливым завершением позы, особенно если она заканчивается на de­mi-plie. Следует напомнить, что во время выполнения demi-plie и ма­лых поз вперед на effacee или croisee корпус наклоняется к рас­крытой ноге так же, как при выполнении их назад несколько от­клоняется в том же направлении. В позах ecartee корпус тоже дей­ствует активно и четко, но без дополнительных наклонов. Руки и голова двигаются в соответствии с наклоном корпуса.

Изучать этот battement с поворотом надо сначала у станка на 1/8 часть круга в виде следующего упражнения. Делаются два battements frappes в сторону, стоя на полупальцах, затем один со спуском на efface вперед, то же повторяется в обратном направле­нии и назад. Музыкальный размер — 2/4; все три frappes делаются на каждую четверть такта, 1/4 — остановка, и т. д.

Далее можно приступить к изучению поворота на 1/4 круга при помощи следующего упражнения. Делаются два battements frappes на efface вперед, затем один со спуском на efface вперед, то же са­мое делается в обратном порядке, еще раз сначала и, наконец, три frappes в сторону en face, стоя на полупальцах. В заключение данные повороты можно изучать в сочетании с demi-plie, проходя рассмотренные выше упражнения на середине зала. Следует особо отметить, что варианты выполнения battements frappes с поворотом могут быть самыми различными, но каковы бы они ни были, надо всегда добиваться легкости, четкости и той быстроты, которая развивает чувство свободного апломба, а не су­етливой спешки. Быстрота этих поворотов должна отрабатываться крайне последовательно, с постепенным нарастанием темпа. Поворотами на 1/8, 1/4 и 1/2 круга может осложняться не толь­ко простой, но и battement double frappe. Момент поворота здесь совпадает с приподниманием на полупальцы и переменой положе­ния sur le cou-de-pied так же, как конечное раскрывание ног и спуск с полупальцев. Данные повороты могут выполняться на каждом frappe с окон­чанием в малых позах. Вышеуказанные действия корпуса здесь также применяются, когда малые позы по IV позиции выполняют­ся на demi-plie. Изучать double frappe следует у станка с поворотом на 1/8 кру­га по той же схеме, что и простое frappe. Затем его можно изучать с поворотом на 1/4 круга в виде следующего упражнения. Выпол­няется double frappe со спуском вперед на efface, то же назад, опять вперед и в сторону en face, затем все обратно. Музыкальный размер — 2/4; все battements делаются на каждую первую чет­верть такта, на каждую вторую четверть выдерживается пауза.

78(299-303)

Далее можно осваивать такое упражнение. Делается double frappe со спуском вперед на efface, затем вперед на ecarte, снова на efface вперед, в сторону en face и все обратно. Музыкальный размер — 2/4; все frappes делаются на каждую четверть такта.

После этого данные повороты можно осваивать в сочетании с demi-plie, а все пройденные у станка — переносить на середину зала.

Затем у станка же изучают данный поворот на 1/2 круга, сна­чала просто, затем с demi-plie. Например, выполняется double frapре вперед en face, затем назад с полуповоротом en dedans, еще раз вперед с полуоборотом en dehors и в сторону en face. В заключение все упражнение делается обратно. Музыкальный размер — 2/4; все повороты выполняются на каждую первую четверть такта, на каж­дую вторую четверть такта — пауза. Во время полуповоротов переносить на станок свободную руку следует точно на свое место по всем правилам port de bras.

На середине зала эти полуповороты осваиваются последними, сначала en face, затем в малых позах.

Battement fondu

Это движение может осложняться поворотом на 1/8 и 1/4 кру­га в момент перехода опорной ноги с полупальцев на demi-plie с закрыванием другой в положение sur le cou-de-pied. Данный поворот может выполняться en dehors и en dedans.

Ноги в рассматриваемых поворотах должны действовать выворотно и эластично. Руки, корпус и голова двигаются, как в bat­tements fondus, без поворота. В целом все движение выполняется мягко, легко и слитно с отчетливым завершением малой или боль­шой позы.

Изучать этот battement рекомендуется сначала у станка, с по­воротами на 1/8 круга. Например, выполняются два battements fondus с раскрыванием ноги вперед на efface, потом — два batte­ments по II позиции en face; затем — то же обратно. Музыкальный размер — 3/4 (вальс); на один такт делается каждое demi-plie, на один такт — каждое раскрывание ноги и т. д.

Затем этот поворот осваивается на 1/4 круга. Выполняются два battements fondus на efface вперед, два на ecarte вперед, снова два на efface вперед, два в сторону en face. Потом все повторяется об­ратно. Музыкальный размер и ритмическая раскладка движения те же.

Когда эти упражнения будут освоены у станка, их можно пере­нести на середину зала.

Известен еще один вид поворота, используемый при выполне­нии battement fondu. Делается он на 1/8 и 1/4 круга во время рас­крывания свободной ноги и одновременного перехода опорной но­ги на полупальцы. В данном случае все правила выполнения releve на полупальцы, плавность поворота, слитность раскрывания сво­бодной ноги и четкая фиксация позы сохраняются полностью. Изу­чать этот прием поворота можно примерно по той же схеме, что приводилась выше.

Следует заметить, что оба поворота можно сочетать в одном учебном задании, но не в каждом battement fondu и не на каждом уроке.

Battement double fondu тоже может осложняться поворотом в первой своей части на 1/2 круга. Делается это в момент первого выпрямления из demi-plie и с переменой sur le cou-de-pied. После второго demi-plie нога раскрывается обычно без поворота.

Осуществляется этот поворот выворотно, с эластичным и плав­ным выпрямлением из demi-plie и равномерной переменой положе­ния sur le cou-de-pied. Вторая часть double fondu делается по обыч­ным правилам. Действия корпуса, рук и головы те же, что без по­ворота.

Изучать double fondu с поворотом рекомендуется сначала у станка и сразу на 1/2 круга. Например, делается double fondu с полуповоротом en dedans и раскрыванием ноги назад (на втором demi-plie), затем то же движение делается обратно, но с раскрыва­нием ноги на II позицию, далее все упражнение выполняется назад. Оба эти упражнения у станка надо выполнять сначала просто, без epaulement, затем — в малых позах. Данного порядка рекомен­дуется придерживаться и на середине зала.

Музыкальный размер — 4/4; на первую четверть делается demi-plie, на вторую —полуповорот, на третью — demi-plie и раскры­вание ноги, на четвертую — выпрямление из demi-plie и т. д. В дальнейшем каждый battement fondu с поворотом можно выпол­нять на один такт в 2/4.

В заключение следует напомнить, что все виды battements fon­dus с поворотами и без поворотов должны комбинироваться меж­ду собой в равной мере. Нельзя их «перенасыщать» поворотами. И если какое-либо элементарное движение еще недостаточно хо­рошо освоено учащимися, то изучать его с поворотом не следует.

Flic-flac

Поворот в этом движении делается на целый круг, в направ­лении en dehors и en dedans. Момент поворота начинается на пер­вом положении sur le cou-de-pied (flic), но в основном он произво­дится одновременно с переводом ступни во втором ее положении (flac), когда опорная нога поднимается на полупальцы. Если flic-flac выполняется en dehors, то раскрытая нога переводится на­зад, а поворот делается в том же направлении, и наоборот.

Руки в момент поворота из 2-й позиции дают как бы толчок корпусу и энергично переводятся в пониженную 1-ю позицию. Корпус удерживается прямо и подтянуто. Голова в начале поворо­та несколько задерживается, затем, перегоняя корпус, занимает исходное положение. В целом flic-flac с поворотом следует выпол­нять четко и в темпе, без нарушения его основных правил.

Flic-flac с поворотом может заканчиваться в больших позах с остановкой на всей ступне, на полупальцах или на demi-plie. Во всех случаях нога энергично раскрывается приемом developpe.

Изучать flic-flac с поворотом следует сначала с плавным дви­жением, например battement fondu, затем с более быстрыми — rond de jambe en l’air, battements frappes и т. д. Это движение мож­но вводить в adagio как связь и как переход от одной позы к другой.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь