ROND DE JAM BE EN L'AIR SAUTE

Выполняется это движение следующим образом. В момент прыжка нога, раскрытая в сторону на 45°, описывает один или два (double) ronds de jambe en l'air. Руки фиксируют 2-ю позицию. Корпус и голова удерживаются прямо, если данный прыжок вы­полняется en face. Если он выполняется ecarte, корпус и голова занимают положение epaulement. Прыжок этот можно начинать не только с раскрытого положе­ния ноги, но и с V позиции. В этом случае нога скользящим дви­жением отводится на II позицию с одновременным demi-plie на опорной ноге. Дальше все происходит, как было указано выше. Если в комбинированном задании предшествующий прыжок бу­дет заканчиваться в положении sur le cou-de-pied (например, petit pas jete), то раскрыть ногу во II позицию можно прямо с этого положения. Кроме того, данный прыжок можно заканчивать с выходом в pas tombe на II позицию, сохраняя все правила указанного дви­жения. Независимо от начала данного прыжка необходимо с силой и энергично осуществлять толчок опорной, ногой, вытягивая до кон­ца ее колено, подъем и пальцы. Так же энергично и одновременно необходимо «подхватывать» на взлете раскрытую или раскрываемую ногу.

С момента кульминации прыжка следует точно и четко сгибать эту ногу в положение «у икры» и вместе с завершающим demi-plie мягко и эластично раскрывать на 45°, вытягивая до кон­ца ее колено, подъем и пальцы. В целом движение толчковой ноги должно происходить отвесно, без рефлекторного отклонения от этой линии. Движение ноги, выполняющей rond de jambe en l'air, должно быть легким, равномерным, без повышения или пониже­ния ее бедренной части. Двойной rond de jambe выполняется также четко и слитно, но энергичнее, на предельно высоком прыжке. Ру­ки, голова и корпус действуют также свободно и точно, без малей­шей скованности и аритмичности.

Изучать данный прыжок рекомендуется с открытого положе­ния ноги, выполняемого приемом sissonne ouverte, затем с V по­зиции и положения sur le cou-de-pied. Первое упражнение можно составить следующим образом. Выполняется sissonne ouverte на II позицию (45°) ногой, стоящей спереди в V позиции, один rond de jambe en dehors, petit pas as­semble назад, пауза. Все повторить четыре раза и столько же об­ратно. Затем можно начать изучать это движение в более сложных комбинированных заданиях. К двойному rond de jambe приступа­ют прямо с V позиции, выполняя после каждого прыжка pas as­semble. Когда и это задание будет усвоено учениками, данный прыжок можно изучать с подхода pas failli и с выходом в pas tombe по II позиции. Руки, корпус и голова при этом фиксируют позу ecartee. Данный rond de jambe можно изучать и по диагонали, переходя после pas tombe сразу в pas failli, повторяя его четыре раза под­ряд с одной ноги, затем с другой. Здесь также надо стремиться к легкости, четкости и мягкости прыжка, который должен быть неразрывно связан с pas failli и pas tombe. Далее двойной rond de jambe можно вводить в комбинирован­ные задания больших сложных прыжков.

CABRIOLE

Если temps leve в позе усложнить ударом вытянутых ног, полу­чится cabriole. Выполняется это движение во всех по­зах на 45° и 90° с одним и двумя ударами (double) на малом и большом прыжках. Cabriole может начинаться с открытого положения ноги, с V позиции, с sur le cou-de-pied, с подхода в виде pas coupe, pas chasse, pas failli, pas glissade. Заканчиваться cabriole может с откры­той ногой, с закрыванием ноги в V позицию ferme и с pas tombe в IV позицию. Как бы ни начинался и ни заканчивался cabriole, он всегда должен выполняться выворотными и вытянутыми ногами, эластично и четко ударяющими друг о друга икрами, причем во время удара, особенно двойного, активно участвуют обе ноги, легко и четко соприкасаясь на взлете в V позиции. Толчковая нога, как правило, всегда первая устремляется к раскрытой ноге, которая чуть снижается во время удара, затем вновь повышается, сохраняя этот уровень на заключительном demi-plie.



Кроме того, прыжковый толчок следует выполнять трамплинно, а завершающее demi-plie - мягко и эластично, но с энергич­ным усилением к следующему взлету, если таковой предстоит. Во время удара следует хорошо вытягивать колени, подъем и пальцы, тогда ноги будут выполнять свое движение эластично и легко. На двойном cabriole удары нужно выполнять равномерно, не выше чем на 70°, иначе они получатся мелкие и стесненные, что несовместимо с техникой этого виртуозного прыжка. В то же время слишком широкие и жесткие удары также нежелательны, ибо это граничит с грубым исполнительским стилем и трюкаче­ством. Руки во всех cabriole, должны помогать взлетному толчку, четко и свободно фиксируя рисунок выполняемой позы. Корпус следует удерживать собранно, с хорошо «взятой» спиной и раскрытыми плечами. Голова так же, как и корпус, не должна делать никаких стесненных движений, вызванных усилиями ног. В целом каждый cabriole следует выполнять четко и упруго, стремясь к слитности действий рук, корпуса и головы. Совершенно исключены неточные позы, вялые удары ног, жесткое и неустойчивое завершение прыжка. Изучать cabriole рекомендуется вначале у станка. Выполняет­ся sissonne ouverte назад (на 45°), petit cabriole, pas de bourree с переменой ног в V позицию, затем все делается с другой ноги и еще раз сначала. Музыкальный размер - 2/4; оба прыжка выпол­няются на каждую четверть, pas de bourree - на целый такт. Далее это же упражнение следует отрабатывать на середине зала в позе третьего arabesque и обратно.

Затем малые cabrioles можно выполнять в других позах и два раза подряд на одной и той же ноге, используя различное начало и различный конец (ferme, tombe). Малый cabriole по II позиции следует отрабатывать последним. Напомню, что начинать изучение cabriole можно, лишь когда трудность прыжка на одной ноге (temps leve) хорошо преодолена учениками. Когда же освоены такие технически трудные прыжки, как, например, grande sissonne ouverte, grand pas jete и т. д., можно приступить к изучению большого cabriole, но уже сразу с подходов, разумеется сначала простых, затем сложных. Начинать изучение больших cabrioles рекомендуется сначала вперед и назад на efface, затем на croise и, наконец, ecarte. Сна­чала осваивается окончание большого cabriole с открытой ногой, затем с закрыванием ноги в V позицию (ferme) и с переходом в pas tombe. Двойной cabriole изучается в выпускном классе, когда ученики уже хорошо владеют всесторонней техникой прыжка. Изучать двойной cabriole рекомендуется в той же последовательности, что и одинарный, постепенно добиваясь четкости, легкости и мягкости исполнения. Существует еще один приём исполнения большого cabriole, ко­торый осложняется приемом soubresaut, то есть задержкой ног в момент их соединения в воздухе. Таким образом, на кульминации взлета фигура танцовщика фиксируется в горизонтальном поло­жении, после чего толчковая нога, отделяясь от раскрытой, пере­ходит в заключительное demi-plie, а все тело принимает позу, в которой начинался взлет. Такой cabriole исполняется только в позах по IV позиции при помощи сильных подходов, максимального взлета и быстрого со­единения ног. Иначе их задержка будет недостаточной. Недопусти­ма также и передержка соединенных ног, что всегда ведет к рез­кому и жесткому окончанию прыжка, так как опускающаяся нога не успеет последовательно и эластично выйти в завершающее demi-plie.

Начинать изучение больших cabrioles можно со следующего уп­ражнения. Исходная позиция ног - V, epaulement croise. Испол­няется sissonne tombee на efface вперед и temps leve с броском свободной ноги через I позицию вперед на croise, то есть в позе по IV позиции. На взлете этого движения осуществляется cabriole с задержкой ног в V позиции и переход в заключительное demi- plie. Далее делается temps leve tombe вперед и малое assemble на­зад в V позицию. Каждый прыжок производится на одну четверть двудольного музыкального такта. Все упражнение повторяется четыре раза подряд в разные стороны, затем исполняется обратно. Это же упражнение рекомендуется также выполнять и с cab­riole на efface, перестроив соответственно подход и его концовку. Далее можно пользоваться в качестве подхода pas failli, pas glissade, но только к исполнению cabriole вперед. Такого рода cab­riole назад надо начинать изучать с поворотом - fouette1, так как он является наиболее удобным для этой цели.Действия рук, корпуса и головы остаются те же, что и без за­держки ног.

Изучать этот cabriole рекомендуется последним и даже после двойного, когда ученики уже хорошо освоят его технику. Если ученик научился четко укладываться во времени с двумя ударами ног, то с задержкой одного удара он будет справляться более тех­нично. Если поступить наоборот, может укрепиться зажим, кото­рый затем будет мешать развитию свободного движения ног на двойном cabriole.

[1] См. «Cabriole с поворотом», с. 431.

73 (280-284)

ЗАНОСКИ (BATTERIES)

Заноски — это быстрые и четкие удары одной ноги о другую, которыми усложняются некоторые прыжки. Они вносят в прыжок элемент филигранности и виртуозного блеска. Выполняются заноски выворотными и вытянутыми ногами с энергичным движением от бедра, удары производятся упругими икрами с эластичным и легким отскоком друг от друга, по сокра­щенной II позиции ног, равным примерно ширине ступни. В заноске активно участвуют обе ноги, недопустимо, чтобы од­на из них оставалась пассивной, это вносит в прыжок элемент расхлябанности и неравномерности. Заноску можно удвоить и т. д., и чем большее число заносок предстоит выполнить, тем выше должен быть прыжок. Если на высоком прыжке сделать одну заноску, растянув ее на весь пры­жок, она приобретет вялый характер. Между тем заноски должны отличаться компактностью, чеканностью и блеском исполнения. Чрезмерно крупная заноска тоже неприемлема, так как несет в себе элемент неоправданного трюкачества и грубого техницизма. Само собой разумеется, что каждый прыжок, осложненный за­носной, должен выполняться по всем правилам: мягко, эластично, легко, устойчиво, без лишних усилий в руках, корпусе и мышцах лица. Так как заноску можно выполнить только вытянутыми нога­ми, то осложняются лишь те прыжки, где ноги на взлете не сги­баются. Осложненные заносками прыжки temps saute, changement de pied и sissonne simple называются entrechats. Внесение заносок в другие прыжки, где ноги до взлета или после него раскрываются, обозначаются добавлением battu к на­ званию самого движения, например: echappe battu, assemble bat- tu, jete battu, sissonne ouverte battu и т. д. Заноски, где ноги раскрываются перед ударом не по II, а по IV позиции (как исключение), называются brise. Таким образом, все прыжки с заносками делятся на три подгруппы: entrechats, pas battu и brise.

ENTRECHATS

Название «entrechat» всегда сопровождается количественным показателем (entrechat quatre — антраша 4, entrechat cinq — антраша 5 и т. д.), и, таким образом, все они делятся на четные и нечетные. Причем числовыми показателями обозначается не количество ударов в том или другом entrechat, а количество разъ­единения и соединения ног. На счете этих моментов и основаны числовые обозначения entrechat.

Четные заноски заполняют собой весь прыжок, нечетные — заканчиваются переводом одной ноги sur le cou-de-pied вперед или назад, что как дополнительная единица отражается на цифровом обозначении какого-либо entrechat. Например, entrechat quatre, заканчивающийся в положении sur le cou-de-pied, называется entrechat cinq; entrechat six, заканчивающийся sur le cou-de-pied, называется entrechat sept.

В группу entrechats входит еще заноска, носящая особое на­именование — royal. Эта заноска не имеет цифрового обозначения, но она относится к данной группе прыжков. С нее мы и начнем описание заносок.

Royal

Royal есть осложненное одной заноской petit changement de pied, в котором ноги с V позиции слегка приоткрываются, повторя­ют исходное положение, вновь приоткрываются и, заканчивая прыжок, меняются местами. Таким образом, перемена ног в этом entrechat одна, и осуществляется она при завершении прыжка. Если говорить о соединении и разъединении ног, то в royal их столько же, сколько в entrechat quatre, однако конфигурация пер­вого движения несколько иная, чем второго.

Изучать royal следует лицом к станку, сначала с остановкой, затем подряд, строго придерживаясь всех правил выполнения прыжка и заноски. Когда royal изучается на середине зала, руки удерживаются в подготовительном положении и надо следить за тем, чтобы они не дергались, рефлекторно вторя движению ног. Усвоенный royal может выполняться не только на 1/4 музы­кального такта, но и на 1/8. Словом, все исполнительские особен­ности petit changement de pied относятся и к royal.

Entrechat trois

Данное entrechat, как уже говорилось выше, основывается на sissonne simple и выполняется по схеме royal с окончанием прыжка на одну ногу при положении другой sur le cou-de-pied. Условность названия этой заноски очевидна, так как она яв­ляется разновидностью entrechat cinq и насчитывает тоже два разъединения и два соединения ног с дополнительной единицей на положение sur le cou-de-pied. Но такова незыблемость тради­ций учебной терминологии, которая сохраняется и поныне.

При выполнении entrechat trois необходимо соблюдать все правила заносок и точность заключительного положения sur le cou-de-pied, в котором ступня не должна заходить за опорную ногу или отделяться от нее. Выворотность ног, эластичность прыжко­вого толчка и мягкость завершающего demi-plie здесь также не исключаются. Руки, корпус и голова действуют, как при исполне­нии sissonne simple, то есть фиксируют малые позы. Изучать entrechat trois рекомендуется сначала лицом к станку в виде следующего упражнения. Выполняется entrechat trois в положении sur le cou-de-pied назад; затем нога плавно открывает­ся назад носком в пол и вновь закрывается в V позицию назад. Все повторяется четыре раза и столько же обратно. Музыкальный размер - 2/4; 1/4- entrechat trois; 1/4-открыва­ние ноги назад, 1/4- закрывание ее в V позицию; 1/4- demi-plie и т. д. В дальнейшем это же упражнение можно перенести на се­редину зала, вводя в него через некоторое время перемену epaulement. Руки при этом следует удерживать в подготовительном по­ложении. Далее entrechat trois можно выполнять в малых по­зах и в сочетании с другими прыжками.

Entrechat quatre

Данное entrechat представляет собой обычное petit temps saute по V позиции, осложненное одной заноской. Ноги на прыжке здесь занимают положение, противоположное исходному, и снова воз­ вращаются в него. Таким образом, перемена ног в этом entrechat осуществляется два раза: первая — на взлете, вторая — в момент завершения прыжка; вся же остальная техника движения та же, что в royal. Изучается entrechat quatre так же, как royal: сначала лицом к станку, затем на середине зала, в строгом соответствии с правилами выполнения petit temps saute и самой заноски.

Entrechat cinq

Это entrechat основывается на sissonne simple и выполняется по схеме entrechat quatre с завершением прыжка в положение sur le cou-de-pied, которое засчитывается как дополнительная единица. Выполняя entrechat cinq, надо соблюдать все правила заносок, прыжка и положения sur le cou-de-pied, о котором упоминалось в entrechat trois. Действия рук, головы и корпуса те же, что при исполнении sissonne simple. Изучать entrechat cinq рекомендуется сначала ли­цом к станку, так же как entrechat trois, но с раскрыванием ноги после прыжка на II позицию и закрыванием ее вперед в V. Музы­кальный размер и ритмическая раскладка те же.

Entrechat six

Это entrechat есть grand changement de pied, осложненное дву­мя заносками и тремя переменами ног, из которых две осуществ­ляются на прыжке, третья — на его завершении. Естественно, что разъединение и соединение ног в этом entrechat должны быть еще стремительнее и компактнее. В остальном техника заносок оста­ется той же. Изучать entrechat six можно сразу на середине зала, но толь­ко когда достаточно хорошо отработана сила прыжка и маленькие заноски. Сначала entrechat six рекомендуется изучать с остановка­ми, в количестве четырех-восьми прыжков, затем подряд от трех до шестнадцати прыжков. Руки при этом надо сначала удерживать в подготовительном положении, затем в 3-й позиции и, наконец, можно прибегать, к различным их переводам из одной позиции в другую. Когда entrechat six будет хорошо усвоен на месте, его можно изучать и с продвижением - de volee, соблюдая все правила этого приема.

Начинающему преподавателю нужно знать, что отрабатывать entrechat six при помощи усиленного размахивания руками во 2-й позиции нецелесообразно. Это облегчает взлетный толчок, но не подготавливает ученика к сложным большим заноскам, где руки должны фиксировать самые разнообразные рисунки перевода из одной позиции в другую. На сцене такое размахивание руками применимо, но в учебной работе над заносками независимость и пластичность их действия более необходимы, чем эффект трамп­линного взлета. Поэтому при изучении entrechat six надо сначала обрести свободу и точность движения рук, затем уже пользоваться исключением из правил.

Entrechat sept

Данное entrechat выполняется по схеме entrechat six, но с окончанием в положение sur le cou-de-pied, которое также засчитывается как седьмая единица. Выполняется entrechat sept на предельно высоком прыжке и с учетом тех правил, которые отно­сятся к качеству выполнения прыжка, заноске и построению ма­лых поз, применяемых в entrechat trois и entrechat cinq.

74(285-289)

 

Изучать entrechat sept рекомендуется только после хорошо усвоенного entrechat six в виде примерно такого упражнения. Му­зыкальный размер — 2/4; на 1/4 — выполняется entrechat sept с окончанием sur le cou-de-pied сзади, затем на 1/4 — малое assemb­le croise назад, на 1/4 — вытянуться из demi-plie, 1/4 — следующий прыжковый толчок и т. д. Все упражнение можно повторить че­тыре раза и столько же обратно. Далее это упражнение можно вы­полнять подряд и вводить в комбинации больших прыжков.

Следует добавить, что точное положение sur le cou-de-pied здесь осваивается особенно трудно, поэтому отработка его требует большого к себе внимания.

Entrechat huit

Данное entrechat является как бы двойным entrechat quatre, требует оно максимально высокого прыжка и крайне быстрого пе­ремещения ног. Три из них происходят в воздухе, а заключитель­ное - при завершении прыжка. Ввиду того что данное entrechat требует большой технической подготовленности, его изучают лишь в выпускном классе, добиваясь виртуозного и блестящего испол­нения.

Для начального освоения данного entrechat можно рекомендо­вать следующее упражнение. Выполняются три petits changements de pied и entrechat huit, после которого следует пауза. Так все упражнение повторяется четыре раза. Далее можно добавить еще entrechat huit, и все упражнение будет выполняться уже без оста­новок. В дальнейшем entrechat huit можно вводить в большие ком­бинированные прыжки.

PAS ВАТТUS

Выше уже говорилось о том, что все прыжки, начинающиеся или заканчивающиеся раскрыванием ног, обозначаются с добавле­нием battus. Pas battus подразделяются на простые и сложные, на прыжки, выполняемые с одной или двумя заносками. Если pas battu делается с одной заносной, то к самому названию ничего больше не добавляется, если же с двумя заносками, то к названию прыжка добавляются слова: «с большой заноской»; например, grand pas assemble или sissonne ouverte может выполняться с большой заноской.

Компактность, стремительность, четкость заноски и точность исполнения самого прыжка здесь также необходимы, как при вы­полнении entrechat. Рассматриваются pas battus по тем же группам, что и обычные прыжки, но без действия рук, корпуса и головы, так как они уже описывались в обычных прыжках без заносок.

Petit pas echappe battu. В этом движении два прыж­ка; каждый из них осложняется только одной заноской. Первая выполняется с переменой ног и последующим раскрыванием их во II позицию; вторая - со II позиции, повторяя на взлете исходную V с последующей переменой ног. Таким образом, данное pas echappe можно исполнить с другой ноги.

Изучается эта заноска сначала только на прыжке со II пози­ции в V, затем с V позиции на II (она труднее) и, наконец, на обоих прыжках.

Ввиду того что заноски впервые начинают изучать именно при помощи pas echappe, то необходимо каждый вышеуказанный этап хорошо усвоить сначала лицом к станку, затем на середине зала без epaulement и участия рук. Когда и это будет хорошо усвоено, можно вводить приоткрывание рук, повороты головы и корпуса, добиваясь плавности, точности и свободы их действия.

В дальнейшем заноска на втором прыжке может заканчивать­ся на одну ногу в положение sur le cou-de-pied назад или вперед, с соблюдением всех правил этого положения. Тогда последующий прыжок на II позицию выполняется без заноски, если он преду­смотрен в учебном задании.

Grand pas echappe battu. Данное pas battu выполня­ется с двойной заноской на предельно высоком прыжке. Исходная позиция ног — V, правая впереди. Первая заноска выполняется по схеме entrechat quatre с по­следующим раскрыванием ног на II позицию; вторая заноска осуществляется со II позиции по схеме entrechat six, причем пер­вый удар производится правой ногой назад. Это позволит данное pas echappe продолжить с левой ноги. Изучается двойная заноска в той же последовательности, что и одинарная в petit pas echappe, но не у станка, а сразу на сере­дине зала, после освоения entrechat six. Руки, корпус и голова включаются сразу в исполнение этой заноски. Соблюдение легкос­ти и мягкости прыжка, динамичности и силы заносок здесь так же обязательно, как и в малой форме pas echappe.

Окончание второй заноски в положение sur le cou-de-pied в этом прыжке также возможно. И, наконец, данная заноска может выполняться несколько раз подряд с продвижением по диагонали, то есть de volee. Так во втором акте балета «Тщетная предосто­рожность» Колен выполняет свою вторую коду. Продвижение в этом случае осуществляется равномерно на обоих прыжках с энергичным баллонным взлетом и чеканной за­носной.

Petite sissonne ouverte battu. Прыжок этот ос­ложняется одной заноской, которая, как правило, выполняется с переменой ног, заканчиваясь какой-либо малой позой. Как исклю­чение раскрывание ноги по IV позиции может осуществляться по схеме royal, с повторением на взлете исходной V позиции и пере­меной epaulement.

В данном прыжке заноска производится по всем ее правилам, но в момент взлета ноги слегка отстают от продвижения всего тела. Выполнять эту заноску с отвесно действующими ногами не следует, ибо это ведет к затрудненному воспроизведению позы и жесткому заключительному demi-plie. Изучать данную заноску рекомендуется лицом к станку с от­крыванием ноги по II позиции и последующим pas assemble. За­тем это же упражнение можно перенести на середину зала и при­ступить к освоению заноски, заканчивающейся в позах по IV по­зиции без перемены и с переменой epaulement.

В дальнейшем изучают эту заноску с финальным закрывани­ем отведенной ноги в V позицию, то есть ferme. В таком случае необходимо заноску и раскрывание ноги несколько форсировать с тем, чтобы выиграть время для ее четкого и ритмичного закры­вания в V позицию. Если отведенная нога будет закрываться вяло и с запозданием, все движение станет тяжеловесным. Руки, корпус и голова должны действовать согласно правилам каждого sissonne, каждой позы и, конечно, без лишнего напряже­ния, отражающего трудность заноски.

Grande sissonne ouverte battu. Данный прыжок осложняется двумя заносками, которые выполняются по схеме entrechat quatre и заканчиваются какой-либо большой позой. За­носка осуществляется здесь по тем правилам, что и в малой форме этого прыжка, ноги несколько отстают от продвижения всего тела.

Напомню, что заноску эту надо выполнять на предельно высо­ком взлете, четко и быстро, с двумя энергичными и равномерными ударами ног. Никакая приблизительность, сокращенность или «вязкость» заноски недопустимы так же, как жесткое завершение прыжка, понижение раскрываемой ноги, ослабленные или чрез­мерно напряженные действия рук, корпуса и шеи. Такое предо­стережение может показаться преувеличенным, но в самом нача­ле освоения этой заноски подобные погрешности бывают.

Изучается такого рода двойная заноска в той же последова­тельности, что и одинарная ее форма на малом прыжке.

Pas battu с двойной заноской не выполняется ferme, это не дает возможности быстро и легко перейти с большой позы в V позицию на мягкое demi-plie и с должной силой продолжить сле­дующий высокий взлет.

Petit pas assemble battu. Выполняется данный прыжок с одной заноской по схеме royal — на взлете ноги повто­ряют исходное положение и, меняясь местами, закрываются в V позицию.

Pas assemble выполняется здесь только по II позиции и строго на одном месте. Осваивая эту заноску, ученик чаще всего ослаб­ляет ноги во время удара, что приводит к вялому и неустойчивому завершению прыжка. Выворотность ног, эластичность и равно­мерность удара, мягкий финал прыжка, свободные действия рук, корпуса и головы здесь также обязательны. Разумеется, само pas assemble должно выполняться безукоризненно во всех отношениях. Изучать эту заноску рекомендуется лицом к станку, с останов­ками после каждого прыжка, четыре раза вперед и столько же об­ратно, затем по три прыжка подряд, два раза вперед и обратно и, наконец, по восемь прыжков подряд вперед и назад.

Далее эти упражнения по мере их усвоения у станка можно переносить на середину зала. Руки первое время рекомендуется удерживать в подготови­тельном положении, в дальнейшем - переводить в малые позы так, как это делается в обычном pas assemble по II позиции.

Grand pas assemble battu. Прыжок этот исполняется с двойной заноской по схеме entrechat six. Причем бросок раскры­вающейся ноги осуществляется здесь тоже только по II позиции и несколько ниже, чем в обычном большом assemble; это дает воз­можность четче и крупнее сделать двойную заноску, но сила толч­ка, высота взлета и его протяженность не должны сокращаться от такого приема. Напротив, сокращая бросок ноги, необходимо пре­дельно усилить прыжковый посыл, баллонность взлета и мягкость завершающего demi-plie. Все остальные правила выполнения за­носок и grand pas assemble необходимо соблюдать с предельной точностью, что относится в равной мере к рукам,

75(289-292)

корпусу и голо­ве. Изучать данное pas assemble рекомендуется сначала с останов­ками и только вперед (обратно эта заноска обычно не выполняет­ся), по четыре раза с одной ноги, затем отдельно с другой, далее выполнять подряд с разных ног и вводить в комбинированные прыжки.

Petit pas jete battu. Выполняется это движение так же, как малое assemble battu, с той лишь разницей, что заканчивается на одну ногу при положении другой sur le cou-de-pied. При этом важно, чтобы нога, выполняющая прыжковый толчок, после за­носки переводилась точно в указанное положение, чтобы ноги на взлете четко производили заноску, чтобы руки, корпус и голова действовали легко и пластично, без лишних усилий. Изучать дан­ное pas battu следует сначала лицом к станку, затем на середине зала в том же постепенном усложнении, как pas assemble battu.

Jete passe battu. Данный прыжок осложняется одним уда­ром ног и по своей технике исполнения напоминает скорее cabrio­le, чем pas battu, так как заноска начинается здесь не со II позиции, а с IV. Однако эта особенность вносит в пластику прыжка новый элемент, новую окраску, которая зазвучит только в том случае, если заноска будет производиться крупно и четко по V, а не по уменьшенной III позиции.

Изучать ее можно сразу на середине зала в сочетании с боль­шими sissonne ouverte, которые выполняются вперед и назад в больших позах. Четкое и свободное действие рук, корпуса и го­ловы при этом обязательно, так же как легкость взлета, мягкое и устойчивое завершение прыжка1.

Petit ballonne battu. Исполняется этот прыжок с рас­крыванием ноги только в сторону, с одной заноской по схеме ent­rechat quatre или royal, с окончанием в положение sur le cou-de- pied. Как и в рассмотренных уже прыжках, заноска должна осуще­ствляться четко и энергично, легко и быстро, без лишнего напря­жения рук, корпуса и мышц лица. Изучается она сначала лицом к станку и без продвижения. Затем на середине зала в положении en face, руки удерживаются при этом в подготовительном положе­нии. Далее можно вводить обычное продвижение, действия рук, корпуса и головы. Необходимо напомнить, что положение sur le cou-de-pied сле­дует отрабатывать очень точно, особенно в конце прыжка, ибо оно осваивается с таким же трудом, как и мягкое demi-plie при завер­шении заноски.

Grand pas ballonne в мужских классах не осложняют заноской, так как фиксация взлета с раскрытой ногой на 90° более необхо­димая краска, чем одна заноска в конце большого прыжка. Боль­шие мужские прыжки более гармонируют с двойной заноской (и их много), нежели с одинарной, a grand pas ballonne с двойной заноской не выполняется. Следовательно, лучше отработать на большом pas ballonne длительную фиксацию позы, а на малом — быструю и четкую заноску.

Temps leve battu. Данный прыжок выполняется с двой­ной заноской в больших позах с раскрытой ногой по IV позиции вперед или назад, на efface или croise. Прыжок этот очень напоминает двойной cabriole, только вы­полняется он с переменой ног во время ударов по схеме entrechat six. Например, выполняется pas failli (как подход), далее свобод­ная нога энергично выбрасывается через I позицию вперед на efface; нога, выполнившая прыжковый толчок, немедленно произ­водит удар по ноге на 70°, вслед за этим ноги непрерывно меняют­ся местами, выполняя второй удар, и, наконец, разъединяются, причем нога, выполнявшая первый бросок, чуть приподнимается, а другая, опускаясь отвесно, выполняв мяугкое demi-plie.

Руки, корпус и голова фиксируют большую позу effacee вперед на про­тяжении всего прыжка.

Этот же temps leve battu можно выполнить в позу croisee впе­ред или обратно — в позу arabesque с какого-либо энергичного подхода, например sissonne tombee, pas glissade по IV позиции и т. д.

Выполняя эту заноску, необходимо оба удара производить по V позиции, а не просто болтать ногами в воздухе по I позиции. Изучается она сначала вперед, затем назад, отдельно, вне комби­наций. А может выполняться и приемом fouette (с поворотом из позы в позу), что рассматривается в разделе вращательных прыж­ков.

BRISE

Заноска эта имеет две формы окончания: 1) в V позицию и 2) на одну ногу dessus-dessous.

Brise в V позицию. Данное движение похоже на малое assemble battu, но все в нем необычно. Бросок ноги выполняется здесь на 45°, но не в сторону, а на efface вперед ногой, стоящей сзади в V позиции, или, наоборот, ногой, стоящей спереди, если бросок делается назад на efface, прыжок выполняется не на месте, а с продвижением в направлении броска ноги; заноска на­чинается не со II позиции, а с IV, по схеме entrechat quatre, а не royal; конечное закрывание ноги происходит в ту же V позицию, с которой начинался прыжок, то есть без смены ног.

Руки на взлете приоткрываются в пониженную 2-ю позицию во время заноски рука, соответствующая продвижению, перево­дится в 1-ю пониженную позицию. Корпус при выполнении прыж­ка вперед или назад слегка подается в том же направлении. Голо­ва поворачивается в сторону наклона корпуса. В целом прыжок выполняется с некоторым посылом ног, кор­пуса и головы в направлении продвижения. Это подчеркивает дви­жение всей фигуры и характер заноски.

Выполняя brise, следует строго соблюдать все правила техни­ки прыжка и заноски. Недопустимо завышать бросок ноги или сокращать продвижение (особенно назад), которое должно быть равно величине шага, раскрытого на 45°; нарушать направление броска, производимого строго по направлению IV позиции; резко или напряженно переводить руки из позиции в позицию; ослаб­лять собранность корпуса или вяло и неточно поворачивать голо­ву. Все движение должно выполняться слитно, легко и четко, без малейшей затрудненности взлета.

Изучать brise рекомендуется на середине зала, так как лицом к станку продвижение по диагонали вперед или назад выполнить невозможно. Осваивать brise надо сначала вперед, затем назад, с остановкой после каждого прыжка и с каждой ноги отдельно по четыре раза.

Далее brise вперед и назад можно изучать совместно, но тоже с остановками и, наконец, подряд, соединяя с другими прыжками.

Brise dessus-dessous. Данная форма brise схожа с ма­лым jete battu, но тоже имеет свои особенности, несмотря на то, что заканчивается также на одну ногу при положении другой sur le cou-de-pied.

Особенности эти полностью совпадают с brise, которое закан­чивается в V позицию. Те же действия ног (за исключением окон­чания заноски), рук, корпуса и головы, тот же характер, отлича­ющий его от обычного малого pas jete battu. Поэтому подробное описание brise dessus-dessous здесь опускается. Напомню лишь, что положение sur le cou-de-pied необходимо выполнять в этом случае так же точно, как во всех других заносках, например в малом pas jete battu и т. д. Слитность, легкость и четкость выполнения этой заноски тоже не следует упускать из виду. Изучать brise dessus-dessous рекомендуется сначала с останов­ками после каждого прыжка, затем подряд и в сочетании с други­ми заносками. Отрабатывать отдельно brise dessus или dessous нет необходи­мости, так как к этому времени ученики уже должны хорошо овла­деть техникой прыжка и заноски вообще.Brise dessus-dessous иногда выполняют несколько раз подряд (от восьми до шестнадцати) с продвижением по диагонали вниз. Это очень полезное упражнение, но продвигаться в таком случае следует только на brise dessus, не утрачивая, однако, характера движения всей фигуры.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПОВОРОТЫ И ВРАЩЕНИЯ

В классическом танце есть движения, в которые поворот при­вносится как новый элемент, от чего сущность самого движения не изменяется и оно остается в основе своей таким же, как при исполнении без поворота.

Существуют и такие движения, где повороты являются формо­образующим началом, без которого они не осуществимы. Такие движения рассматриваются отдельно, как вращательные. Отлича­ются они быстротой темпа, повторяемостью и непрерывностью, как, например, различные pirouettes, tours chaines, tours en l’air и т. д. Повороты и вращения могут выполняться на полу — par terre и в воздухе — en l’air, а также в двух направлениях: наружу — en dehors или внутрь — en dedans.

Необходимо дополнить, что все повороты и вращения вносят в классический танец не только элемент виртуозности, но и образ­ной пластики. Поэтому в учебной работе все эти движения сле­дует осваивать не только как технический прием, но и как сред­ство танцевальной выразительности.

[1] Осложняется заноской также и перекпдное jete, но для удобства из­ложения оно рассматривается в разделе вращательных прыжков.

76(292-296)

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь