ПРЫЖКИ С ОДНОЙ НОГИ НА ДРУГУЮ


PAS JETE

Движение подразделяется на малую и большую форму.

Petit pas jete. Исполняется эта форма pas jete на малом прыжке, в малых позах с броском ноги по II позиции так же, как petit pas assemble, но с окончанием в положение sur le cou-de-pied, то есть во время demi-plie по V позиции стоящая сзади нога сколь­зящим движением ступни по полу отбрасывается по II позиции на 45°, другая нога одновременно и с силой делает прыжковый тол­чок. На взлете обе ноги вытягиваются, фиксируя четкость и закон­ченность своего движения. На завершении прыжка нога, исполняв­шая бросок по II позиции, мягко возвращается на место ноги, со­вершавшей толчок, другая нога в этот момент точно занимает положение sur le cou-de-pied сзади. Таким образом прыжок закан­чивается на том же месте, где он начинался. В обратном направлении petit pas jete начинается ногой, стоя­щей спереди в V позиции, и завершается sur le cou-de-pied спе­реди. Руки, голова и корпус в том и в другом случае двигаются, как при выполнении petit pas assemble пo II позиции. При исполнении petit pas jete подряд нога отводится на II по­зицию прямо с положения sur le cou-de-pied и, раскрываясь, легко скользит носком ступни по полу. Весь прыжок, начинаясь с эла­стичного demi-plie, выполняется выворотными ногами; опорная ступня во время толчка должна плотно и неподвижно примыкать пяткой к полу; ногу нужно отводить легко и точно по направлению II позиции; на взлете обе ноги отчетливо и одновременно вытяги­ваются в коленях, подъеме и пальцах; прыжок завершается мяг­ким и эластичным demi-plie; положение sur le cou-de-pied при этом выполняется правильно и одновременно с конечным demi-plie. Руки, голова и корпус, как уже говорилось выше, действуют, как при исполнении petit pas assemble, так же стройно и свободно фиксируя малые позы.

Изучать petit pas jete надо вначале у станка, выдерживая пос­ле каждого прыжка паузу. Музыкальный размер — 4/4; прыжок затактный, 1/4 — конечное demi-plie, 1/4 — пауза, 1/4 — выпрям­ление из demi-plie, 1/4 — нога с положения sur le cou-de-pied ста­вится в V позицию на demi-plie и т. д. Выполнять это упражнение надо четыре раза, сначала ногой, стоящей сзади в V позиций, за­тем обратно. Когда учащиеся усвоят эластичность и выворотность данного прыжка, можно переносить его исполнение на середину зала в той же учебной форме.

Руки в начале изучения pas jete надо удерживать в подготови­тельном положении, корпус — en face, вводя повороты головы, как в petit pas assemble. Далее можно вводить перемену epaulement и комбинированные позиции рук, выполняя два-три прыжка подряд.

63 (238-242)

Petit pas jete во многом подготавливается в petit pas assemble, поэтому особенно затягивать его изучение не рекомендуется, но ус­воить эластичное, точное и устойчивое завершение прыжка на од­ну ногу при положении другой sur le cou-de-pied необходимо осно­вательно и детально.

Petit pas jete с продвижением. Данная форма pas jete исполняется по II или IV позиции на малом прыжке и в ма­лых позах.

Если в обычном pas jete нога, выполняющая толчок, во время взлета сохраняет отвесное положение, а другая отводится под уг­лом в 45°, то здесь обе ноги фиксируют раскрытый шаг, примерно на 60—70°. Все остальные правила выполнения обычного petit pas jete на месте сохраняются здесь полностью.



Чтобы это могло произойти, во время прыжкового толчка все­му телу придается посыл в направлении носка ноги, раскрываемой в сторону, вперед или назад, куда и осуществляется продвижение. Таким образом, завершение прыжка будет происходить на расстоя­нии длины указанного шага от места взлета.

Выполнение pas jete с продвижением по II позиции описывать подробно нет надобности, заметим только, что во время взлета на­до четко фиксировать раскрытый шаг, вытягивая с силой колени, подъем и пальцы, что корпус вместе с руками и головой должен помогать устремленности взлета, который следует завершать мяг­ко и устойчиво.

Изучается эта форма pas jete на середине зала, с остановками после каждого прыжка и в сочетании с petit pas assemble croise вперед или назад — по заданию. Руки, корпус и голова при этом действуют так же, как в обычном pas jete и pas assemble, то есть ма­лая поза фиксируется в момент завершения взлета. Музыкальный размер — 4/4; взлет на pas jete затактный, 1/4 — его завершение, 1/4 — пауза на demi-plie, 1/4 — pas assemble, 1/4 — пауза на demi-plie и т. д. Затем это упражнение можно выполнять подряд, соеди­нять его с обычными pas jete и другими небольшими прыжками.

Petit pas jete пo IV позиции с продвижением вперед или назад выполняется и изучается следующим образом.

Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Впереди стоя­щая нога из demi-plie выполняет легкий скользящий бросок croise вперед на 45°, одновременно опорная нога с силой делает эластич­ный прыжковый толчок. Все тело на взлете свободно устремляет­ся вперед, ноги фиксируют шаг, раскрытый на 60—70°. Завершает­ся прыжок мягко и устойчиво в правильное положение sur le cou-de-pied сзади.

Руки на взлете из подготовительного положения приподнима­ются во 2-ю пониженную позицию, на завершающем demi-plie ру­ка, соответствующая отбрасываемой ноге, переводится в 1-ю по­ниженную позицию, другая — остается во 2-й позиции. Корпус удерживается epaulement, на завершающем demi-plie он подается на опорную ногу и чуть-чуть в плечах отклоняется назад. Голова удерживает исходное положение до конечного demi-plie, несколько дополняя отклонение корпуса.

Вслед за этим с положения sur le cou-de-pied выполняется petit pas assemble в сторону, заканчиваясь в V позицию вперед. Одно­временно рука на взлете переводится из 1-й позиции во 2-ю. Кор­пус и голова поворачиваются en face. На завершении прыжка ру­ки опускаются в подготовительное положение, корпус поворачива­ется epaulement, голова обращена к выдвинутому вперед плечу. Музыкальный размер — 4/4; взлет на pas jete затактный, 1/4 — его завершение, 1/4 — пауза на demi-plie, 1/4 — pas assemble, 1/4 — пауза на demi-plie и т. д.

Это же упражнение изучают также обратно и без остановок, при этом руки, корпус и голова должны действовать также без изме­нения. Вводить изменения можно позднее, когда данная форма pas jete будет включаться в различные комбинированные задания.

Дело в том, что petit pas jete с продвижением только по II или по IV позиции подряд не делается, так как непрерывная повторяе­мость взлета между двумя точками по одной и той же простран­ственной линии не укрепляет поступательный апломб прыжка.

Соединять pas jete с продвижением в одном упражнении мож­но, чередуя направление прыжка по II и IV позиции. Например, полезно выполнить pas jete с продвижением в сторону, затем croise вперед, завершая все упражнение petit pas assemble croise назад. Далее все делается с другой ноги и в обратном направлении.

Pas jete с продвижением по II позиции, как правило, выполня­ется с переменой ног, то есть нога, стоящая до прыжка в V пози­ции сзади, окажется после него опереди, другая — сзади в положе­нии sur le cou-de-pied. Но существует исключение из этого прави­ла, когда перемена ног отсутствует, следовательно, и epaulement сохраняется. Или pas jete с продвижением по ІV позиции выполня­ется не только на croise, но и нa efface. В таком случае меняется и epaulement с соответствующими действиями головы, рук и кор­пуса.

Подобные изменения необходимо применять в учебных комби­нированных заданиях.

Grand pas jete. Данная форма pas jete выполняется с продвижением на высоком прыжке, во время которого фиксируются большие позы по IV и по II позиции. Нога, выполняющая бросок на взлете, как правило, должна достигать высоты 90°, толчковая нога — 60°, в момент кульминации взлета обе ноги фиксируют шаг по отношению к поверхности пола в 150°, не больше; при заверше­нии прыжка нога, идущая на demi-plie, снижается на уровень 45°, другая удерживается на 90°.

Стремление ученика в момент кульминации прыжка форсиро­вать шаг до 180° и выше поддерживать не следует, так как этот «эффект» несет в себе элемент акробатики, эксцентричности. Кро­ме того, слишком большой шаг в виде шпагата не дает всему телу точный посыл в направлении носка ноги, на которую будет происходить завершение прыжка.

Заниженная величина шага тоже неприемлема, она не усиливает динамику и баллонность полета, который должен быть всегда достаточно высок и стремителен в своем продвижении.

Фиксация головы, рук и корпуса на взлете и после него произ­водится в строгом соответствии со всеми существующими правила­ми выполнения поз классического танца.

Grand pas jete, как правило, выполняется с какого-либо подхо­да, который позволил бы ученику с наибольшей силой взять прыж­ковый посыл и четко зафиксировать летящую позу с окончанием в мягкое и устойчивое demi-plie. В качестве подходов можно при­менять pas tombe, pas glissade, pas failli, pas de bourree, sissonne tombee и т. д. Но каков бы ни был подход, он всегда должен выпол­няться энергично и расчетливо, как трамплинный посыл всего те­ла в направлении предстоящей траектории полета. В то же время нельзя давать слишком сильный посыл, это сделает взлет удлинен­ным, но заниженным, приземистым, неустойчивым в своем разви­тии и завершении.

При выполнении каждого grand pas jete необходимо толчковую ногу ставить на пол последовательно, с кончика пальцев на плотно поставленную ступню и особенно пятку; demi-plie производить уп­руго, приемом проходящего и стремительного толчка; другую ногу бросать энергично и одновременно с толчком, увеличивая его силу; в полете обе ноги хорошо вытягивать в колене, подъеме и пальцах (кроме attitudes), фиксируя раскрытый шаг точно по IV или по II позиции; заканчивать взлет мягким и устойчивым demi-plie, чуть заметно и пластично приподнимая раскрытую ногу. Все эти детали, разумеется, надо выполнять, сохраняя выворотность ног. Руки во время толчка, проходя через подготовительное положение в 1-ю позицию, должны активно выполнять «подхват», со­действуя силе и четкости взлета всей фигуры, при полете и после него точно и свободно сохранять соответствующее положение.

Кор­пус все время собран, плечи опущены и раскрыты, спина «взята», но без лишнего напряжения. Тяжесть корпуса в момент подхода к толчку своевременно и точно переносится на бедро опорной ноги с тем, чтобы взлет и его завершение получались устойчивыми и эластичными. Голова на «подхвате» слегка склоняется вперед на кисти рук, затем на взлете, приподнимаясь, поворачивается в по­ложение, соответствующее выполняемой позе. Взгляд при этом уст­ремлен решительно и точно в том же направлении.

В целом каждое grand pas jete следует выполнять свободно, с четким баллонным взлетом, но не слишком резко и напряженно, а в меру увлеченно, в соответствии с характером учебного примера и его музыкального оформления.

Изучать grand pas jete рекомендуется с места, без подхода, в виде следующего упражнения. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Выполняется demi-plie. Потом нога, стоящая впере­ди, скользящим движением всей ступни выполняет бросок вперед на croise, другая нога одновременно производит прыжковый тол­чок. Далее следует взлет с продвижением, во время которого фик­сируется открытый шаг, причем нога, осуществляющая толчок, удерживается, полусогнутая в колене, как в attitude croise, дру­гая — вытягивается. Прыжок завершается эластичным demi-plie, а полусогнутая сзади нога крепко удерживается в своем поло­жении.

64 (243-246)

 

Руки на demi-plie поднимаются из подготовительного положе­ния в 1-ю позицию, вместе с взлетом они энергично переводятся во 2-ю позицию и так фиксируются до конечного demi-plie вклю­чительно. Корпус на начальном demi-plie одновременно с броском ноги слегка подается в направлении прыжка и так удерживается до его завершения. Голова вначале повернута к выдвинутому впе­ред плечу. На первом demi-plie она слегка склоняется на кисти рук, которые в это время находятся в подготовительном положе­нии. На взлете голова занимает первоначальное положение и фик­сирует его до завершения прыжка. После всего этого выполняется pas assemble назад croise. Руки одновременно опускаются в под­готовительное положение. Корпус вновь приподнимается, голова сохраняет то же положение.

Все упражнение повторяется четыре раза, затем выполняется с другой ноги. Музыкальный размер — 4/4; pas jete выполняется за­тактно, 1/4 — завершение прыжка, 1/4 — пауза на demi-plie, 1/4— pas assemble, 1/4 — пауза и т. д.

Далее это же упражнение осваивается в обратном направлении с сохранением всех вышеописанных деталей и, наконец, подряд, без остановок, на каждую 1/4 — прыжок.После этого grand pas jete рекомендуется изучать с подходом pas tombe. В данном случае упражнение начинается с IV позиции, epaulement croise.

Корпус опирается на впереди стоящую ногу. Сзади стоящая нога вытянута в подъеме и пальцах и слегка каса­ется носком пола. Руки приоткрыты во 2-ю пониженную позицию. Голова повернута к выдвинутому вперед плечу.

С этого исходного положения свободная нога приемом battement tendu выполняет через I позицию pas tombe на efface вперед и последующий толчок, одновременно с которым другая нога про­изводит бросок вперед через I позицию в IV. На взлете и его за­вершении все происходит так же, как было указано выше.

Корпус в момент выполнения pas tombe энергично и точно по­дается на толчковую ногу, на взлете он устремляется по траекто­рии вперед, а на завершении прыжка удерживается устойчиво и подтянуто.

Руки во время выполнения pas tombe мягко поворачиваются ладонями вниз, на толчке они энергично выполняют «подхват» че­рез подготовительное положение и 1-ю позицию в attitude и так удерживаются на завершающем demi-plie. Голова на pas tombe слегка склоняется вперед и поворачивается к противоположному плечу. На взлете она вновь занимает исходное положение до его завершения.

Когда этот прыжок закончен, раскрытая нога вытягивается в колене и опускается носком в пол, одновременно опорная нога вы­прямляется из demi-plie. Рука из 3-й позиции переводится во 2-ю. Голова неизменно сохраняет свое положение. Таким образом, вновь фиксируется исходное положение, из которого весь прыжок следует повторить четыре раза с одной ноги и столько же с дру­гой, затем обратно.

Музыкальный размер — 4/4; pas tombe выполняется затактно, 1/4 — pas jete, 1/4 — пауза, 1/4 — раскрытая нога опускается нос­ком в пол, 1/4 — перевод ноги на следующее pas tombe и т. д.

В дальнейшем данный подход к pas jete можно выполнять без промежуточного опускания ноги носком в пол, фиксируя на 1/4 только окончание прыжка в attitude, и, наконец, подряд — на каж­дую четверть музыкального такта.

Кроме того, для усиления взлета перед pas tombe можно выпол­нять pas chasse вперед по IV позиции, pas failli, sissonne tombee или просто pas de bourree вперед, состоящее из трех стремитель­ных переступаний по IV позиции. Руки, корпус и голова в момент толчка и взлета действуют здесь так же, как указывалось выше. Данные подходы при выполнении grand pas jete в обратном направлении не применяются. Каждый танцовщик знает, что это крайне неудобно и нецелесообразно, даже в тренировочном плане. Далее следует приступать к изучению grand pas jete в attitude effacee в первом и втором arabesque. Подходы можно применять в виде pas tombe на croise вперед, sissonne tombee на croise впе­ред, pas failli, pas glissade вперед с IV позиции croise. Подход к третьему arabesque следует применять тот же, что к attitude croisee, начиная с pas tombe efface вперед.

Все рассмотренные формы grand pas jete являются в известной мере учебным каноном, который следует усвоить достаточно xopoшо в комбинированном сочетании с другими прыжками. В даль­нейшем можно приступать к выполнению grand pas jete в позах по IV croisee и effacee назад, attitude allongee, в четвертом arabesque.

В позах по IV позиции назад руки могут фиксировать сочетание: 2-й и 3-й позиции, 1-й и 3-й позиции, 1-й и 2-й позиции, или обе находятся в 3-й позиции. Голова и корпус во всех случаях фик­сируют положение, соответствующее учебному канону. В attitude allongee, в четвертом arabesque руки, голова и кор­пус тоже фиксируют общепринятый учебный канон.

Grand pas jete по II позиции выполняется реже и на сцене и в учебной работе, так как подходом к нему может быть только или pas coupe, или pas glissade, заканчивающийся в V позицию (по ходу прыжка). Это, конечно, ограничивает силу и трамплинность толчка, следователь­но, высоту и баллонность взлета. Однако ученики старших классов должны хорошо владеть всеми приемами выполнения grand pas jete, как бы они ни были сложны и трудны по своей форме, темпу, ритму и музыкально-пластическому характеру.

Изучать grand pas jete пo II позиции рекомендуется, когда оно будет хорошо усвоено с подходов по IV позиции, а также с места, без подхода. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Впереди стоящая нога скользящим движением всей ступни по полу отбрасывается на II позицию. Другая нога одновременно выполняет сильный прыж­ковый толчок из demi-plie. На взлете, который выполняется с про­движением, фиксируется открытый шаг по тем же правилам, что и по IV позиции, причем обе ноги хорошо вытягиваются в коле­нях, подъеме и пальцах. Прыжок завершается мягким и устойчи­вым demi-plie, а раскрытая нога, не колеблясь, удерживается в своем положении. Руки на demi-plie приподнимаются из подгото­вительного положения в 1-ю позицию, на взлете они энергично переводятся во 2-ю позицию и удерживаются в ней до завершаю­щего demi-plie включительно.

Корпус на исходном demi-plie одновременно с отбрасыванием ноги на II позицию слегка подается в направлении прыжка, на взлете он поворачивается en face и так удерживается до его за­вершения. Голова на первом demi-plie поворачивается и слегка склоняется на кисти рук, в этот момент находящихся в подготови­тельном положении. На взлете голова приподнимается и поворачи­вается en face. На завершении прыжка она слегка поворачивается от раскрытой ноги. Заканчивается все движение паузой, после ко­торой выполняется pas assemble вперед в V позицию. Руки из 2-й позиции одновременно опускаются в подготовительное положение. Корпус выравнивается и меняет epaulement. Голова поворачива­ется к выдвинутому вперед плечу. Все упражнение повторяется с другой ноги, всего четыре раза. Затем обратно. Музыкальный размер — 4/4; прыжок — затактный, 1/4 — его завершение, 1/4 — пауза, 1/4 — pas assemble, 1/4 — пауза и т. д. В дальнейшем все упражнение можно выполнять без пауз, под­ряд, заканчивая каждый прыжок на 1/4.

После этого grand pas iete no II позиции можно осваивать с под­хода pas coupe и pas glissade. В первом случае нога, стоящая сзади, в V позиции, переводит­ся sur le cou-de-pied, другая нога одновременно выполняет demi-plie. Далее выполняется непрерывно и энергично pas coupe, пры­жок по II позиции и его завершение с последующей остановкой на demi-plie. Затем делается pas assemble в V позицию вперед, и все движение повторяется с другой ноги. Это упражнение рекоменду­ется выполнять четыре раза вперед и столько же обратно. Руки, корпус и голова действуют обычно. Pas coupe и pas jete выполняются затактно, 1/4 — пауза, 1/4 — pas assemble, 1/4 — перевод ноги sur le cou-de-pied и т. д. Во втором случае выполняется pas glissade с V позиции в V в сторону прыжка и без перемены ног. Затем непрерывно и энергич­но выполняется прыжок по II позиции, его завершение и pas as­semble в V позицию вперед или назад, по заданию. Руки, корпус и голова действуют обычно. Pas glissade выполняется затактно, 2/4 — pas jete, 1/4 — пауза, 1/4 — pas assemble и т. д.

Во время выполнения pas coupe и pas glissade ногу, выполняю­щую прыжковый толчок от пола, необходимо подставлять с силой и точно в V позицию, не заводя ее за опорную ногу. В то же время посыл всего тела в направлении траектории взлета надо произво­дить достаточно энергично, иначе продвижение окажется недоста­точным.

Существует вариант выполнения grand pas jete пo II позиции, заключающийся в том, что в момент завершения прыжка раскры­тая нога не фиксируется на 90°, а переводится в V позицию или в положение sur le cou-de-pied так, как это делается при выполнении sissonne fermee или petit pas jete с продвижением. Поэтому фи­нальное действие ног, рук, корпуса и головы производится здесь по тем же правилам, тогда как начальная фаза прыжка — по прави­лам grand pas jete.

Таким образом, это движение не требует особого способа изу­чения, все его элементы уже подготовлены в предыдущих упраж­нениях.

65 (246-249)

 

Остается лишь напомнить, что прыжок должен выполнять­ся слитно, с подходом, с достаточным продвижением, высоко и мягко, особенно в своем завершении.

Движение это в учебной практике называется grand pas jete fermee, если оно завершается в V позицию, или grand pas jete fondu, если заканчивается в положение sur le cou-de-pied.

Предлагаемая схема изучения grand pas jete может обогащать­ся, изменяться в сочетании с другими движениями, но лишь при постепенно усложняющихся подходах к прыжку. Сила и эластичность толчковой ноги может нормально развиваться только при этом условии. Нога, выполняющая бросок, тоже должна постепен­но научиться мягко и легко принимать тяжесть тела.

Когда данный прием будет хорошо усвоен, можно вводить не­которое разнообразие в движение рук, но очень экономно и, как исключение из правила, по тем же причинам, которые указыва­лись в grand pas assemble.

Кроме этого, grand pas jete пo II и по IV позиции можно вы­полнять без вышеуказанных подходов, а с положения sur le cou-de-pied или с предварительно открытого шага, например с sissonne ouverte, temps leve и т. д. Таким путем прыжок будет выполнять­ся из позы в позу по II или по IV позиции. Руки, голова и корпус действуют соответственно выполняемым позам, по заданию.

Этот же прием grand pas jete можно выполнить дважды, напри­мер из позы effacee вперед в позу первого arabesque и без задерж­ки обратно. Или два-три раза подряд только вперед, выполняя каж­дый прыжок с хода через I позицию в позу arabesque.

Данный прием grand pas jete выполняется с предельной четко­стью и легкостью. Толчок должен быть стремительным и трамп­линным, продвижение — удлиненным, взлет — фиксированным. Руки, голова и корпус удерживаются без изменения, в одном по­летном рисунке.

Все эти прыжки должны выполняться как бы по одной летя­щей линии. В то же время допустимо постепенное увеличение вы­соты взлета с плавным повышением рук и головы. Или по совсем стелющейся над полом горизонтальной линии продвижения. Все зависит от подготовленности учеников и от заданий педагога.

Необходимо напомнить, что ноги на взлете здесь должны вытя­гиваться энергично и до конца, а каждый следующий бросок вы­полняться точно через I позицию и одновременно с прыжковым толчком.

В заключение следует указать, что пластически разнообразить выполнение grand pas jete и уменьшать прыжок можно и должно, лишь когда все основные приемы техники этого движения будут учениками хорошо усвоены.

Pas jete passe. Данное движение выполняется на боль­шом прыжке, в больших позах по IV позиции croisee, effacee, arabesque и attitude. Ноги на прыжке выполняют два броска прие­мом grand battement jete вперед или назад; первый бросок произ­водится с V позиции в момент толчка, второй — на взлете. После кульминации прыжка нога, выполнявшая первый бросок, начинает опускаться на demi-plie, другая продолжает подниматься на 90°. Таким образом, ноги проходят одна мимо другой примерно на уров­не 60°. Этот момент является особенностью данного движения и как составной элемент входит затем в другие большие прыжки, на­пример pas ciseaux, перекидное jete и т. п. На взлете вместе с пер­вым броском ноги руки из подготовительного положения перево­дятся в 1-ю позицию, со вторым броском ноги они раскрываются в исполняемую позу. Голова и корпус одновременно занимают соот­ветствующее положение (рис. 122). Поза в этом движении фикси­руется при завершении прыжка, а не на взлете, как в grand pas jete.

Данный прыжок в сочетании с другими движениями может на­чинаться не только с V позиции, но и с любой позы по IV позиции, или с pas tombe, pas chasse, pas failli, pas de bourree, pas couru.

И, наконец, второй бросок ноги в этом движении может выпол­няться (через положение «у колена») приемом developpe.

При выполнении каждого pas jete passe ноги следует бросать выворотно, вытягивая на взлете колени, подъем и пальцы. Первый бросок выполняется скользящим движением и энергично, с уси­ленным прыжковым толчком, второй — смягченнее, особенно ког­да он делается приемом developpe. Начальное demi-plie тоже вы­полняется энергично, с трамплинной силой; конечное demi-plie — мягче, углубленнее, но эластично, как и первое.

Ноги на прыжке должны пройти как можно ближе одна к дру­гой. Раскрытая нога в финале прыжка фиксируется устойчиво и легко. Руки на взлете переводятся активно, точно фиксируя в кон­це прыжка выполняемые позиции.

Действия головы осуществляются отчетливо и согласованно, в едином ритме с переводом рук. Корпус на прыжковом толчке под­тянут и точно посылается в направлении продвижения всего тела. Во время взлета он действует так же активно, как руки и голова. В конце прыжка корпус устойчиво передается на другую опорную ногу, сохраняя стройность и правильность своего положения.

В течение всего прыжка плечи свободно раскрыты, опущены, спина и поясница собраны. Продвижение во время прыжка следу­ет выполнять от раскрываемых ног и с достаточным посылом, под­черкивая легкость и устремленность взлета.

В целом pas jete passe следует выполнять слитно, мягко и чет­ко по рисунку, особенно финальную часть.

Изучать это движение рекомендуется с V позиции в виде сле­дующего упражнения. Исходное положение epaulement croise, по­зиция ног — V. Первый бросок выполняется назад на croise ногой, стоящей сзади, второй бросок — на efface назад.

Руки на первом броске из подготовительного положения пере­водятся в 1-ю позицию, на втором броске раскрываются в первый arabesque. Корпус и голова занимают соответствующее положение.

Затем выполняется второй прыжок, во время которого толчко­вая нога выполняет бросок назад, раскрытая нога опускается на demi-plie. Руки, корпус, голова и отведенная назад нога занимают положение, соответствующее attitude croisee. Упражнение закан­чивается pas de bourree с переменой ног в V позицию и делается с другой ноги. Повторяется оно четыре раза и столько же обратно.

Музыкальный размер — 2/4; первый прыжок — затактный, 1/4 — его завершение, 1/4 — второй прыжок, 2/4 — pas de bourree.

Далее это упражнение можно варьировать, выполняя его в дру­гих позах с различных подходов.

Pas jete passe можно вводить в сложные комбинированные зада­ния, продвигаясь на прыжке в том направлении, которое иногда диктуется построением учебного задания.

В больших комбинированных прыжках это движение обычно применяется как связующий или переходный элемент, так как осо­бой баллонностью взлета и виртуозностью построения не отлича­ется. В то же время оно требует от исполнителя верного чувства всей танцевальной фразы и ее музыкальной окраски, что и необ­ходимо отрабатывать у своих питомцев.

PAS GLISSADE

Данное движение исполняется на минимальном скользящем прыжке с продвижением в сторону, вперед или назад.

Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Выполняется demi-plie, затем впереди стоящая нога скользящим движением от­водится на II позицию, другая нога одновременно выполняет прыж­ковый толчок. На взлете обе ноги вытягиваются с минимальным отделением пальцев от поверхности пола; в момент завершения pas glissade нога, начинавшая его, переходит в demi-plie без даль­нейшего продвижения, другая, скользя, подтягивается в V пози­цию назад.

На взлете руки из подготовительного положения слегка припод­нимаются во 2-ю позицию, на завершающем demi-plie они опуска­ются в исходное положение. Корпус и голова удерживаются в по­ложении epaulement.

Данная форма pas glissade может выполняться с переменой epaulement (в этом случае ноги меняются местами в V позиции, го­лова поворачивается к противоположному плечу, руки и корпус сохраняют то же положение) или начинаться ногой, стоящей сзади в V позиции, с сохранением всех вышеуказанных правил движе­ния рук, головы и корпуса.

Кроме того, pas glissade выполняется с продвижением вперед и назад в малые позы croisee и effacee. Ноги двигаются здесь по IV позиции так же, как было указано выше. Корпус удержи­вает epaulement. Руки на первом demi-plie из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию; в момент взлета одна из них переводится во 2-ю позицию; на завершающем demi-plie руки опускаются в исходное положение. Голова во время перевода рук занимает положение, соответствующее выполняемой позе.

 

66 (250-252)

Каждый pas glissade надо начинать и заканчивать эластичным demi-plie, скользить ногой перед прыжком и после него легко и мягко, на кульминации взлета четко вытягивать колени, подъем и пальцы. В целом движение ног должно протекать слитно, в едином темпе, без всякого

хождения по полу или завышенного скачка в виде pas jete ferme. Руки и голова должны действовать свободно и точно, но без резкой фиксации.

Изучать pas glissade рекомендуется сначала в сторону с V по­зиции в V. Музыкальный размер — 2/4; 1/4 — раскрывание ноги во II позицию, 1/4 — взлет и финальное demi-plie в V позицию. В та­ком виде это упражнение повторяется четыре раза с одной ноги, не меняя V позицию, затем столько же с другой. Руки — в подгото­вительном положении, корпус и голова — en face. Далее pas glissade можно изучать слитно с переменой ног в V позицию, из стороны в сторону, по IV позиции вперед и назад, в малые позы.

Если pas glissade no IV позиции используется как подход к большим полетным прыжкам (например, к grand pas jete вперед, grand cabriole вперед и т. д.), то он несколько видоизменяется и выполняется через I позицию при помощи такого же легкого и минимального взлета. Например, исходное положение — малая по­за croisee назад. Нога, находящаяся сзади на носке, выполняет на минимальном взлете первый переход через I позицию в IV; затем другая нога выполняет второй скользящий переход (без взлета) через I позицию в IV на сильное demi-plie, с которого и осущест­вляется энергичный прыжковый толчок.

Руки во время выполнения этого pas glissade находятся во 2-й позиции с повернутыми вниз ладонями; в момент прыжкового толчка они энергично переводятся через подготовительное положе­ние в 1-ю позицию в заданную позу. Корпус в подтянутом состоя­нии подается вперед на толчковую ногу. Голова одновременно с движением рук занимает положение, соответствующее исполняе­мой позе.

Данная форма pas glissade должна носить характер легкого и короткого поступательного посыла, а не растянутого и приземисто­го разбега на полусогнутых ногах. Ноги во время исполнения этого pas glissade должны двигаться также четко, с вытянутыми коленями, подъемом и пальцами, но не слишком широкой IV позиции. Действия рук, корпуса и голо­вы также должны носить характер решительного и четкого подхо­да к следующему прыжку. Эта форма pas glissade изучается в старших классах, где учени­ки способны уже овладевать сложной техникой больших виртуоз­ных прыжков.

PAS CHASSE

 

Выполняется данный прыжок по V позиции с последующим движением ног по II или IV позиции. Это движение может начинаться с различных прыжков, закан­чивающихся на одну ногу, но в учебной работе его, как правило, изучают с sissonne tombee и обычно выполняют несколько раз подряд в виде следующего упражнения.

Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Вначале делает­ся sissonne tombee вперед на efface, затем последующий взлет с продвижением, во время которого нога, находящаяся сзади, под­тягивается к толчковой ноге и соединяется с ней отвесно в V по­зиции. Далее делается выход из прыжка в IV позицию, как в sissonne tombee, и pas chasse повторяется, заканчиваясь petit pas assemble вперед. Затем упражнение делается с другой ноги и об­ратно.

Руки на sissonne из подготовительного положения поднимают­ся в 1-ю позицию; на tombee рука, соответствующая вытянутому вперед плечу, остается в 1-й позиции, другая — отводится во 2-ю. На двух последующих pas chasse они сохраняют занятые позиции, на pas assemble опускаются в подготовительное положение. Кор­пус во время выполнения sissonne tombee меняет epaulement и, удерживаясь прямо, посылается на толчковую ногу. На двух pas chasse он продолжает тот же посыл, втом же направлении и на pas assemble прекращает свое продвижение. Голова при перемене epaulement поворачивается к противоположному плечу и так удер­живается до конца упражнения.

В дальнейшем изучают pas chasse на croise вперед и по II по­зиции в виде следующего упражнения. Исходное положение то же, что в предыдущем примере. Первым выполняется sissonne tombee на croise вперед, затем два pas chasse в том же направлении и pas assemble назад в V позицию. Руки действуют по тем же правилам; корпус не меняет epaulement; голова находится в исходном поло­жении.

Затем выполняется sissonne tombee en face пo II позиции, далее два pas chasse в том же направлении с подтягиванием сво­бодной ноги назад в V позицию и pas assemble вперед. Руки на первом прыжке из подготовительного положения череа 1-ю пози­цию раскрываются во 2-ю и так удерживаются на двух pas chas­se, на pas assemble опускаются в подготовительное положение. Корпус на sissonne tombee поворачивается en face; на двух pas chasse удерживается в том же положении; на pas assemble повора­чивается epaulement. Голова на первом прыжке поворачивается en face, на втором и третьем прыжке — удерживается в этом же поло­жении; на pas assemble поворачивается к выдвинутому вперед плечу. Затем упражнение выполняется с другой ноги и повторяет­ся еще раз. В обратном направлении оно делается в том же коли­честве, в том же порядке и в тех же позах.

Все pas chasse вперед и назад могут выполняться с самыми раз­нообразными положениями рук, головы и корпуса, которые приме­няются в больших позах. Pas chasse пo II позиции может выпол­няться на ecarte вперед или назад с соответствующим поворотом головы к выдвинутому вперед плечу. В комбинированных заданиях pas chasse пo II позиции часто используется как наиболее сильный и трамплинный подход к большим прыжкам, таким, как saut de basque, перекидное jete, grand fouette saute и т. д.

Вместе с тем это движение может выполнять­ся на среднем и минимальном прыжке, в зависимости от построе­ния и характера учебного задания. В каком бы темпе ни выпол­нялся данный прыжок, он должен быть всегда мягким и эла­стичным.

Исходное demi-plie следует выполнять не слишком трамплинно, но и не затянуто; взлет и соединение вытягивающихся ног в V по­зиции — слитно и четко, выход в последующий прыжок — мягко, с нарастанием продвижения. Выворотность ног, правильное вытяги­вание колена, подъема и пальцев здесь также необходимы.

Руки должны действовать свободно, точно и пластично, без лишнего напряжения или смягченности. Корпус следует «нести» непрерывно в направлении продвижения, если оно выполняется несколько раз подряд. Центр тяжести тела необходимо «подхва­тывать» прыжковыми толчками на каждом взлете, с точным рас­четом переносить на опорную ногу. Собранность корпуса, раскры­тые и свободно опущенные плечи обязательны. Повороты и на­клоны головы должны производиться без затруднения, точно и в едином ритме с движением всей фигуры.

Изучать pas chasse рекомендуется на среднем прыжке, в малых позах и несколько замедленном темпе, но связно, без остановок. Музыкальный размер — 2/4. Затем можно постепенно увеличивать силу прыжка и продвижения, плотно задерживая соединенные но­ги в V позиции. Далее pas chasse осваивают в убыстренном темпе на минимальном прыжке и с пониженными руками.

Pas chasse — движение сложное но своей поступательной ди­намике, поэтому изучать его необходимо строго последовательно, без спешки. Заметим, что некоторые танцовщики, исполняя pas chasse как подход к большим виртуозным прыжкам, превращают его в воль­ный и облегченный разбег, элементы которого не входят в учебную программу предмета. К такой «свободной» трансформации pas chasse прибегать на уроках классического танца не следует — это нарушает дисциплину, стройность и четкость исполнительского мастерства будущего танцовщика.

PAS DE CHAT

Данное движение применяется обычно в женских танцеваль­ных партиях. Однако ученики тоже должны изучать pas de chat, так как его производные формы встречаются в различных жанрах сценического танца. Конечно, при выполнении любой разновидности pas de chat не­обходимо требовать от учеников строгости и простоты исполнения. Грация, свойственная девушкам при выполнении pas de chat, не­приемлема в исполнении юношей.

Движение это имеет несколько разновидностей, которые вы­полняются с помощью двух бросков присогнутыми ногами по IV позиции вперед или назад. Степень продвижения и отведения ног от вертикальной оси тела соответствует здесь высоте исполняе­мого прыжка, которая производится от 30° до 900 1.

1 Для более точного и подробного изучения pas de chat рекомендую обратиться к учебникам А. Вагановой и В. Костровицкой, посвященным женскому исполнительству.

67 (253-256)

Pas de chat с движением ног вперед. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Из demi-plie нога, стоящая сзади, проходя через sur le cou-de-pied, приоткрывается по IV по­зиции вперед по направлению продвижения; одновременно другая нога осуществляет прыжковый толчок и в свою очередь на не­большом взлете поднимается до уровня sur le cou-de-pied, затем с некоторым запозданием опускается в V позицию вперед на demi-plie.

Руки на взлете поднимаются в 1-ю позицию, в момент заверше­ния прыжка рукаг соответствующая выдвинутому впере









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь