Battements divises en quarts (Четвертные батманы)

В классическом танце существует особый вид поворота, при помощи которого можно перейти из одной позы в другую, не пере­водя раскрытую ногу по горизонтали приемом grand rond de jambe en l’air, а оставляя ее в заданном направлении, повернуться по вертикальной оси на 1/4 или 1/2 круга en dehors или en dedans. При этом вытянутую раскрытую ногу следует с силой удерживать в заданном направлении, не допуская смещения ее носка с зани­маемой точки на полу или в воздухе. Повороты эти могут осуществляться из позы в позу с отведен­ной ногой на 22°, 45° или на 90°. Структура и танцевальная пластика данного поворота являют­ся неотъемлемой, органической частью самых различных форм fouette, в том числе и grand fouette. Поэтому в учебной работе дан­ный поворот принято называть «приемом fouette»1.

Для овладения техникой указанного поворота существует одно очень полезное упражнение — battements divises en quarts. Дела­ется оно на основе battements developpe и releve на полупальцы. Исходная позиция ног — V, en face. Выполняется battement de­veloppe вперед на demi-plie, затем одновременно releve на полу­пальцы и поворот fouette en dedans на 1/4 круга. Таким образом, фиксируется поза a la seconde. Далее раскрытая нога сгибается в положение «у колена», опорная — остается на полупальцах.

Руки во время выполнения developpe переводятся из подгото­вительного положения в 1-ю позицию, во время поворота раскры­ваются во 2-ю позицию; в момент сгибания ноги «к колену» руки одновременно опускаются в подготовительное положение. Корпур все время сохраняет подтянутое и прямое положение, поворачи­ваясь вместе с опорной ногой. Голова в момент перевода рук из подготовительного положения очень незначительно склоняется вперед, взгляд направлен на кисти рук. Во время поворота она вновь выравнивается.

По этой схеме упражнение выполняется четыре раза по 1/4 кру­га. Первое developpe начинается с V позиции, три остальных — с положения «у колена». Заканчивается круг опусканием раскрытой ноги в V позицию назад, и все упражнение делается с другой ноги. Обратно это упражнение выполняется с раскрыванием ноги назад и поворотом en dehors на 1/4 круга. Все остальное выполняется по тем же правилам, лишь корпус во время раскрывания ноги назад подается несколько вперед и при повороте вновь выпрямляется.

Выполняя это упражнение, необходимо эластично и высоко подниматься на полупальцы; крепко удерживать выворотность ног, бедренную часть тела, колени и стопу; точно сохранять центр тяжести тела на опорной ноге, собранно и подтянуто фиксируя положение корпуса; пластично переводить руки в едином ритме с движением головы. В целом это упражнение следует выполнять с четким, но не очень быстрым или замедленным поворотом.

Никакие расслабленные действия опорной ноги, корпуса, рук недопустимы. Чтоб восстановить утерянное равновесие, можно лишь очень кратким толчкообразным движением опорной ноги «найти» наиболее устойчивую вертикаль, а не балансировать всем телом или спускаться с полупальцев.



1 Некоторые зарубежные школы классического танца называют этот поворот — pivoter (поворотная точка). Вероятно, термин этот правильно оп­ределяет механику поворота, но не отражает его танцевально-пластическую сущность, поэтому в русской и советской школе не утвердился.

79(303-306)

Музыкальный размер — 4/4; 1/4 — делается developpe, 1/4 — поворот, 1/4 — фиксация позы a la seconde, 1/4 — сгибание рас­крытой ноги в положение «у колена» и т. д. Если берется размер 3/4 (вальс), то каждая часть этого движения выполняется на один такт.

Изучать данные повороты рекомендуется не раньше, чем уче­ники на середине зала овладеют техникой выполнения battement developpe в сочетании с releve на полупальцы и demi-plie.

На середине зала данное упражнение может исполняться пер­вым. В этом случае развитие экзерсиса на середине зала примет более компактное и технически сложное построение.

Но, прежде чем перейти к данному упражнению, необходимо этот прием поворота освоить в простейшей форме с ногой, отведен­ной носком в пол. Изучается эта форма при помощи сдвига пятки опорной ноги. Например, в сочетании с battement tendu. Затем этот поворот осваивается с отведением ноги на 45° при выполнении double fondu. Делается он после второго demi-plie, в момент пере­хода опорной ноги на высокие полупальцы.

В дальнейшем этот прием поворота можно выполнять в сочета­нии с battements tendus, в более быстром темпе осуществлять пе­реход из одной малой позы в другую. Поворот в данном случае вы­полняется в момент отведения ноги с четкими действиями рук, го­ловы и корпуса.

ПОЗЫ В ПОВОРОТЕ

Tour lent

Название данного движения указывает на медленный темп по­ворота. Выполняется он при помощи небольшогосдвига пятки опорной ноги (как в battement tendu) в то время, когда фиксиру­ется какая-либо большая поза. Поворот этот выполняется обычно на целый круг в направле­нии en dehors и en dedans. Сдвигать пятку опорной ноги следует равномерно и эластично, избегая слишком больших или чересчур маленьких ее перемещений1. Поворот всей позы должен быть плавным и свободным, своевременным и строго ритмичным. Само собой разумеется, что все позы во время этого поворота должны выполняться правильно и с апломбом.

Движение головы в данных поворотах зависит от выполняемой позы. Например, во всех arabesques она неподвижна. В позах, где нога раскрывается по IV позиции croise вперед или назад, начало поворота совпадает с задержкой головы до проходящего положе­ния позы effacee, которое и сохраняется до конца поворота. То же самое происходит в позе ecartee, когда поворот выполняется en dehors и начинается с раскрытой ногой в нижний угол зала или когда поза ecartee выполняется с раскрытой ногой в верхний угол зала, а поворот делается en dedans. При выполнении позы a la se­conde голова слегка удерживается так же, как при поворотах в по­зе ecartee.

Руки, корпус и раскрытая нога во всех позах, как правило, не­подвижны, но во время этих поворотов могут вводиться дополни­тельные элементы, например demi-plie, которое сохраняется на протяжении всего поворота или начинается и заканчивается вмес­те с ним. Могут также вводиться элементы port de bras, например во время поворота в позе первого arabesque рука, находящаяся в 1-й позиции, округляясь, легко опускается и к концу поворота вновь вытягивается, занимая первоначальное положение. Голова и корпус в этом случае слегка наклоняются вперед вместе с движе­нием руки, а к концу поворота возвращаются в исходное поло­жение.

Еще один пример: поворот может начинаться в первом arabes­que, а заканчиваться во втором. Обе руки начинают и заканчива­ют свое движение одновременно. Одна рука из 1-й позиции перево­дится прямо во 2-ю, другая из 2-й позиции через подготовительное положение переводится в 1-ю, голова слегка склоняется вперед и постепенно поворачивается к выдвинутому вперед плечу. Несколь­ко усиливается выгиб корпуса, плечо с раскрытой рукой во 2-ю позицию слегка опускается и отводится назад. Такая смена arabesque в повороте при помощи перевода рук может происходить в любом варианте: со второго arabesque в третий, четвертый и т. д. Могут быть и такие варианты: поворот начинается с attitude, а заканчивается в arabesque или, наоборот, поворот в позе ecartee начинается с обычного положения, а завершается переводом руки из 2-й позиции в 3-ю, или другой руки из 3-й позиции через 1-ю во 2-ю приемом allongee и т. д.

Все повороты могут выполняться en dehors и en dedans, но всегда с плавным переводом рук, головы и корпуса.

Tour lent полезно соединять с большими pirouettes через про­ходящее demi-plie с некоторым ускорением конца самого поворота.

Изучать tour lent целесообразнее сначала в позе a la seconde на половину круга в направлении en dehors. Этот полуоборот ре­комендуется делить на четыре равные части и каждую из них кратко фиксировать, чтобы ученики достаточно хорошо усвоили работу опорной ноги, внимательно устраняя недостатки исполне­ния самой позы. Музыкальный размер для этого случая можно ре­комендовать на 3/4 (медленный вальс); на два такта делается releve lent; на каждую первую четверть следующих четырех тактов выполняется очередной сдвиг опорной ноги; на каждую вторую и третью четверть этих тке тактов выдерживается пауза; на седьмой такт делается releve на полупальцы; на восьмой такт раскрытая нога и руки опускаются в исходное положение. На следующем по­лукруге упражнение повторяется en dehors. Затем все делается с другой ноги, то же на шестнадцать тактов в 3/4. Далее этот же полуоборот также осваивается en dedans.

Затем в позе a la seconde осваивается полный поворот, и когда он будет достаточно правильно и устойчиво выполняться, можно перейти к изучению его в позе первого arabesque, в позах с ногой, поднятой вперед, attitudes, в позах второго и третьего arabesque, в позе ecartee и четвертого arabesque.

Музыка для выполнения этих поворотов берется обычно мед­ленного характера, в форме adagio, на 3/4, 4/4 или 6/8. Каждый такой поворот обычно выполняется на два такта. По мере освоения каждого поворота отдельно их можно потом вводить в adagio, где они окончательно отрабатываются, соединяясь с demi-plie различ­ными переводами рук, изменяющих построение позы.

Повороты fouette

В элементарном упраяснении battements divises en quarts (чет­вертные батманы) уже говорилось о том, как можно делать поворо­ты приемом fouette. Здесь же рассматриваются различные стороны этого приема как способ поворота из одной позы в другую.

Выполняются эти повороты и медленно и убыстренно, en dedans и en dehors. Медленные повороты осуществляются с помощью сдвига пятки опорной ноги (как в tour lent), убыстренные — прие­мом releve на высокие полупальцы. Раскрывание ноги в исходную позу перед выполнением fouet­te можно производить различными приемами: battement developpe, battement releve lent, grand battement jete, pas tombe и т. д. Сам поворот делать с вытянутой раскрытой ногой. Опорная нога в это время может оставаться вытянутой или начинать и заканчивать поворот в сочетании с demi-plie. Руки, корпус и голова во время поворота могут двигаться раз­лично, но всегда на основе правил port de bras.

Особенность поворотов fouette заключается еще и в том, что с раскрытой ногой вперед поворот можно выполнить только en de­dans; при ноге, раскрытой назад,— только en dehors; при раскры­той ноге на II позицию — и en dedans и en dehors. Данные повороты можно делать от 1/4 до целого круга. Служат они способом соединения самых различных поз. Ниже приводится несколько таких примеров, утвердившихся в учебной практике.

Из позы a la seconde выполняется медленный поворот в направлении en dedans на 1/4 круга с окончанием в позу второго arabesque. Опорная левая нога одновременно с выпрямлением из demi-plie выполняет один сдвиг пятки. Раскрытая правая нога ос­тается вытянутой и удерживается в одной и той же пространствен­ной точке. Корпус поворачивается в профиль. Правая рука пере­водится через подготовительное положение в 1-ю позицию, ле­вая — слегка отводится назад. Голова занимает свой обычный ракурс. Поворот выполняется плавно и слитно, без каких-либо задержек или резких движений. Исходная поза должна переходить в конеч­ную уверенно и отчетливо.

Из позы третьего arabesque выполняется медленный поворот в направлении en dehors на 3/4 круга с окончанием в по­зу croisee вперед. Опорная левая нога выполняет три равномерных сдвига пятки, последний заканчивается на demi-plie. Раскрытая правая нога плавно проходит через II позицию. Корпус удержи­вается подтянуто. Руки плавно и равномерно переводятся в конеч­ное положение: правая рука раскрывается во 2-ю позицию, левая поднимается в 3-ю. Голова одновременно с переводом рук повора­чивается к выдвинутому вперед плечу (рис, 143).

Данный поворот из позы в позу тоже должен выполняться плавно и слитно, но уже без фиксации раскрытой ноги в одной и той же пространственной точке, а вместе с движением всего тела на 3/4 круга.

1 Пятку в этих поворотах рекомендуется сдвигать не более четырех раз.

80 (307-311)

 

Из позы effacee вперед можно делать поворот приемом releve в направлении en dedans на 1/4 круга с окончанием в attitu­de назад. Опорная нога выполняет releve на полупальцы с поворот­ным толчком (рис. 144). Весь поворот должен производиться тоже слитно, но в более энергичном ритме; в момент кульминации releve на полупальцы фигура подтянута и устремлена вверх.

Во всех рассмотренных поворотах следует соблюдать элементар­ные правила движения ног, рук, головы и корпуса; верно фиксиро­вать центр тяжести тела на опорной ноге; точно удерживать в од­ной плоскости плечи и бедра. Не понижать раскрытую ногу в мо­мент поворота ее через II позицию. Исходная и конечная позы должны выполняться в точном рисунке и с четко выраженной уст­ремленностью.

Все приведенные выше примеры надо обязательно выполнять в обратном порядке, чередуя фиксацию вытянутой или сгибающейся раскрытой ноги. Вообще следует стремиться к разнообразию в со­четании поз и приемов поворота в учебных заданиях.

Далее излагается особый поворот fouette, который имеет свою твердо установившуюся форму и четко выраженное движение рас­крытой ноги в виде «отхлеста»1.

Grand fouette

Данное движение выполняется приемом grand battement jete с поворотом на целый круг в направлении ей dedans или en dehors. Если поворот делается en dedans, то раскрытая нога со II позиции широкими энергичным движением устремляется в том же направ­лении, проходя через I позицию вперед или назад, если поворот де­лается en dehors.

Таким образом, термин «grand fouette» оправдывается формой и характером движения.

Grand fouette en dedans начинается с позы a la seconde, заканчивается позой третьего arabesque. Исходная поза может быть исполнена различно, но наиболее удобный и схожий по темпу прием — это grand battement jete.

Делается он с demi-plie на высокие полупальцы с небольшой выдержкой, как своеобразный трамплин к предстоящему повороту на целый круг. Начинать этот бросок можно с V позиции или с положения sur le cou-de-pied. Да­лее опорная нога, спускаясь с полупальцев, должна повернуться в направлении en dedans примерно на 1/4 круга, иначе она окажет­ся не выворотной по отношению к ноге, которая осуществляет бросок через I позицию. Спуск на опорную пятку следует делать на demi-plie и коротко, с упругим и непрекращающимся поворот­ным посылом.

Затем делается вторичное releve на полупальцы с поворотом в 3/4 круга и окончанием в мягкое demi-plie. Раскрытая нога во время броска через I позицию энергично и легко устрем­ляется в верхний угол зала, скользя всей ступнёй по полу. В IV позиции она должна удерживаться в одной и той же пространст­венной точке, поворачиваясь по своей продольной оси и слегка по­вышаясь на завершающем demi-plie.

Руки во время броска ноги на II позицию вскидываются тоже во 2-ю позицию ладонями вниз. В момент броска ноги через I по­зицию в IV руки в том же темпе проходят через подготовительное положение из 1-й позиции в 3-ю. Данное положение является про­ходной позой по IV позиции вперед со спины. При финальном по­вороте руки раскрываются в положение, присущее позе третьего arabesque. Корпус во время поворота удерживается прямо и под­тянуто. В конце поворота он слегка подается вперед в положение, присущее позе третьего arabesque. Голова вторит его движению.

В целом grand fouette следует выполнять в едином темпе, в чет­ком рисунке и в свободном повороте (рис. 145).

Grand fouette en dedans может выполняться в деталях несколь­ко иначе:

1) исходная поза a la seconde заменяется позой ecartee вниз по диагонали;

2) конечная поза третьего arabesque заменяет­ся attitude croisee;

3) бросок ноги через I позицию в IV делается без demi-plie и, наконец,

4) можно увеличить степень поворота на 1/4 круга, заканчивая все движение в первый arabesque, attitude effacee.

К этим изменениям можно прибегать, лишь когда основ­ная учебная форма хорошо усвоена и в комбинированных задани­ях проходит без существенных ошибок.

Grand fouette en dehors начинается также с позы а 1а seconde, но заканчивается в позу croisee вперед. Поворот опорной ноги и всего тела делается здесь в направлении en dehors с таким же броском раскрытой ноги через I позицию в IV, но не в верхний, а нижний угол зала.

Руки в момент первого раскрывания ноги во II позицию вски­дываются во 2-ю позицию, затем через подготовительное положе­ние и 1-ю позицию поднимаются в 3-ю и, наконец, раскрываются в положение, присущее конечной позе croisee вперед. Корпус удерживается прямо, но в момент броска ноги через I позицию назад слегка подается вперед, затем выпрямляется и занимает положение, соответствующее завершающей позе. Голова поворачивается вместе с корпусом и занимает положение, отве­чающее исполняемой позе.

Все изменения в деталях grand fouette en dedans также допус­тимы и при исполнении его en dehors.

В заключение необходимо сказать, что приступать к изучению всех поворотов, исполняемых приемом fouette, следует не раньше, чем будет достаточно хорошо усвоено упражнение battement divise en quarts. При помощи этого замечательного упражнения закладывается та самая основа, без которой невозможно освоить техни­ку и характер, присущие исполнению всех поворотов fouette, осо­бенно его больших форм.

Повороты renverse 2

Повороты в этом движении связаны с запрокидыванием кор­пуса и имеют две утвердившиеся формы.

Renverse en attitude. Исходное положение — attitude croisee назад. Сначала выполняется demi-plie и энергичное releve на полупальцы с поворотными посылами en dehors. Затем непре­рывно с поворотом в том же направлении делается pas de bourree с переменой ног, которое заканчивается в V позицию на demi-plie.

Корпус во время выполнения первого demi-plie наклоняется впе­ред на 45°; в момент releve он энергично выпрямляется в исходное положение с более усиленным прогибом спины; на первом переступании корпус продолжает увеличивать прогиб спины, на вто­ром выпрямляется и на заключительном demi-plie принимает со­вершенно прямое положение.

Руки при наклоне корпуса вперед удерживают свое положение. В момент releve одна рука из 1-й позиции переводится через 2-ю в 3-ю позицию, другая фиксирует положение 2-й позиции. Далее одновременно с переступанием рука из 2-й позиции переводится в 1-ю. На втором переступании обе руки фиксируют 1-ю позицию и на demi-plie опускаются в подготовительное положение.

Голова на первом demi-plie поворачивается en face и вместе с корпусом слегка наклоняется вперед; на releve она вновь повора­чивается в исходное положение; в момент первого переступания задерживается в профильном положении; на втором перестулании начинает поворачиваться в финальное положение, которое и за­нимает в момент выполнения второго demi-plie (рис. 146).

Renverse en attitude следует выполнять слитно, следя за тем, чтобы releve совпадало с началом поворота, корпус активно про­должал этот поворот, чтобы опрокидывание и выпрямление кор­пуса протекали эластично и сдержанно в своем завершении.

Руки и голова вместе с корпусом и движением ног должны ак­тивно участвовать в повороте, дополняя слитность его исполнения. Все элементарные правила движения ног, рук, головы и корпуса здесь обязательны.

При выполнении renverse en attitude возможны и другие вари­анты движения рук: 1) во время наклона корпуса вперед руки со­единяются в 1-ю позицию, а в момент поворота рука, соответствую­щая поднятой ноге, поднимается через 2-ю позицию в 3-ю, дру­гая отводится во 2-ю позицию. Далее руки выполняют те же дви­жения, что и в основном варианте; 2) во время наклона корпуса вперед руки соединяются в 1-й позиции, затем рука, противопо­ложная отведенной ноге, переводится в 3-ю позицию, другая рука одновременно раскрывается во 2-ю позицию. Во время поворота рука из 3-й позиции переводится во 2-ю и опускается вместе с другой в подготовительное положение. Иногда данное движение начинается с attitude effacee, тогда releve на полупальцах делается с поворотом на 1/4 круга, в на­правлении en dehors.

1 Fouette (франц.) — отхлест.

2 Renverse (франц.) — запрокидывание.

 

81 (311-315)

 

В направлении en dedans данная форма renverse делается с at­titude croisee или effacee вперед. Корпус здесь также наклоняется вперед, а затем запрокидывается назад. Движения рук и головы такие же. Releve начинается с поворотным посылом в направлении en dedans. Pas de bourree — с обратным переступанием ног.

Обратная форма renverse выполняется еще приемом fouette. Делается это следующим образом. Фиксируется поза croisee впе­ред. Затем одновременно с demi-plie корпус и голова наклоняются вперед, руки соединяются в 1-й позиции. Далее делается releve на полупальцы, во время которого корпус энергично выпрямляется и поворачивается en dedans вместе с опорной ногой на 1/4 круга. Раскрытая нога, выполняя прием fouette, удерживается в той же пространственной точке. Руки и голова так же, как и ноги, зани­мают положения, присущие позе ecartee. После этого раскрытая нога по II позиции выполняет первое переступание впереди опор­ной с одновременным поворотом на 1/4 круга и запрокидыванием корпуса назад. Рука из 2-й позиции переводится в 1-ю, другая — остается в 3-й. Голова фиксирует предшествующее положение. На втором переступании корпус выравнивается, руки соединяют­ся в 1-й цозиции. Голова начинает поворачиваться, как указано выше, и все движение завершается, как обычно.

Изучать это довольно сложное движение рекомендуется внача­ле с небольшим запрокидыванием корпуса назад, которое можно со временем постепенно увеличивать до необходимой величины и силы.

Исходную позу рекомендуется сначала воспроизводить с V по­зиции, затем переходить в нее путем pas tombe, например из позы croisee вперед; можно, выполнив pas tombe, перейти в attitude croisee назад и с deme plie, которым заканчивается этот переход, продолжить releve на полупальцы и все дальнейшие элементы renverse.

После освоения основной формы renverse можно перейти к изу­чению ее разновидности, которая выполняется с приемом fouette.

Renverse en ecartee. Данное движение делается на це­лый круг. Начинается оно с четвертого arabesque, заканчивается позой ecartee в верхний угол зала. Поворот выполняется в направлении en dedans на высоких по­лупальцах без предварительного demi-plie. Раскрытая нога при этом сгибается в положение «у колена». Заканчивается поворот эластичным опусканием пятки опорной ноги на пол и одновремен­ным раскрыванием свободной ноги в верхний угол зала.

Корпус в начале поворота энергично наклоняется к колену под­нятой ноги; затем, с силой выпрямляясь и не теряя темпа, слегка откидывается от раскрываемой ноги и так удерживается до конца движения. Руки в момент поворота энергично соединяются в 1-й пониженной позиции и столь же энергично в конце его поднима­ются в 3-ю позицию. Голова в момент наклона корпуса поворачи­вается к колену поднятой ноги. Затем в момент «запрокидывания» корпуса она несколько задерживается и, четко обгоняя его, рань­ше занимает конечное положение.

В целом данное renverse следует выполнять энергично, с эла­стичным поворотом корпуса, решительным движением рук, чет­ким поворотом головы и твердым окончанием позы ecartee.

В обратном направлении en dehors данное движение не дела­ется. Изучается оно в предвыпускном или в выпускном классе.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь