Четвертая форма port de bras


Позиция ног — V, правая впереди, epaulement croise. Вначале исполняется подготовка. Руки из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию, затем переводятся левая в 3-ю, пра­вая — во 2-ю. Корпус прямой. Голова повернута к правому плечу.

Затем делается port de bras: левая рука переводится из 3-й по­зиции во 2-ю, правая остается во 2-й, обе кисти обращаются ладо­нями вниз. Корпус одновременно поворачивается влево с легким прогибом назад. Далее руки соединяются в 1-й позиции, причем левая проходит через подготовительное положение, и снова зани­мают исходные позиции. Корпус одновременно возвращается в первоначальное положение и так удерживается до конца упражне­ния. Голова при переводе левой руки из 3-й позиции во 2-ю поворачивается лицом к ее кисти.

При повороте корпуса влево голова поворачивается лицом к правому плечу и чуть склоняется в ту же сторону. Когда руки соединяются в 1-й позиции, голова поворачивается лицом на кисти рук и чуть склоняется влево. Во время перевода левой руки в 3-ю позицию, правой — во 2-ю голова возвраща­ется в исходное положение.

Заканчивается четвертая форма port de bras опусканием левой руки из 3-й позиции во 2-ю, затем обеих рук из 2-й позиции в под­готовительное положение. Корпус удерживается прямо. Голова поворачивается к левой руке, когда она опускается из 3-й позиции во 2-ю, при возвращении обеих рук в подготовительное положение слегка склоняется вперед и, выравниваясь, поворачивается к правому плечу.

Выполняя четвертую форму port de bras, надо точно удержи­вать V позицию ног, подтянутые колени и бедра, которые не должны поворачиваться вместе с корпусом. Руки во время поворота корпуса слегка смягчаются в локтях, плечи свободно опущены и раскрыты. Причем правое и левое плечо следует поворачивать равномерно, спину удерживать стройно и упруго. Возвращать корпус в исходное положение надо эластично, по­степенно, не сразу ослабляя мышцы корпуса и ног.

Голова поворачивается и наклоняется также свободно, точно и согласованно с движением рук. Шея не перенапрягается во вре­мя поворота корпуса. Взгляд устремлен прямо и уверенно.

Изучается это port de bras на четыре музыкальных такта в 3/4. На два вступительных такта делается подготовительное движение; на два первых такта музыкальной фразы поворот корпуса влево и соответствующий перевод рук, на третий такт - соединение рук в 1-й позиции и поворот корпуса в исходное положение, на четвер­тый такт руки занимают первоначальное положение.

Для того чтобы поворот корпуса по вертикальной оси тела был подготовлен и укреплен, рекомендуется делать вспомогательное упражнение, которое выполняется на восемь тактов в 3/4. Позиция ног— I, положение en face. На первый такт руки из подготови­тельного положения переводятся в 1-ю позицию; на второй такт, продолжая движение, они переходят в 3-ю позицию; на третий такт руки удерживаются в 3-й позиции, корпус предельно повора­чивается по вертикальной оси вправо; на четвертый такт корпус возвращается в исходное положение; на пятый такт — такой же поворот корпуса влево; на шестой корпус возвращается en face; на седьмой руки переведался во 2-ю позицию; на восьмой опускаются в подготовительное положение. Голова при каждом повороте кор­пуса поворачивается к выдвинутому вперед плечу; при каждом возвращении корпуса в исходное положение голова поворачивается en face. Это упражнение повторяется еще раз с первым поворотом кор­пуса влево.



Пятая форма port de bras

Позиция ног — V, правая впереди, epaulement croise. Вначале выполняется подготовка: руки из подготовительного положения поднимаются через 1-ю позицию, затем правая переводится во 2-ю, левая — в 3-ю. Корпус удерживается прямо. Голова повернута к правому плечу.

Из этого положения и начинается пятая форма port de bras: корпус наклоняется вперед, в это время левая рука опускается в 1-ю позицию, правая через подготовительное положение подводит­ся к ней. Затем корпус выпрямляется с легким круговым отклоне­нием в левую сторону, руки сохраняют 1-ю позицию. Далее корпус, выравниваясь, начинает перегибаться назад, одновременно правая рука поднимается в 3-ю позицию, левая раскрывается во 2-ю. Пос­ле этого усиливается перегибание корпуса, руки одновременно пе­реводятся правая во 2-ю позицию, левая - в 3-ю. Наконец, корпус выпрямляется, руки остаются в том же положении.

Перед наклоном корпуса вперед голова, слегка приподнимаясь, поворачивается лицом в сторону левой руки, взгляд направлен на кисть. Во время наклона корпуса вперед взгляд сопровождает дви­жение этой руки. При выпрямлении корпуса голова слегка склоне­на влево и повернута лицом на кисти рук, находящихся в 1-й пози­ции. Когда корпус перегибается назад, голова поворачивается к левому плечу. Во время последнего перевода рук (правой во 2-ю позицию, левой — в 3-ю) голова поворачивается к правому плечу и так удерживается до окончательного выпрямления корпуса.

Заканчивается пятая форма port de bras (так же, как предыду­щая) опусканием левой руки из 3-й позиции во 2-ю, затем - обеих рук из 2-й позиции в подготовительное положение.

Корпус удержи­вается прямо. Голова поворачивается к левой руке, когда она из 3-й позиции опускается во 2-ю; при возвращении обеих рук в подготовительное положение голова слегка склоняется вперед и, выравниваясь, поворачивается к правому плечу.

Выполняя пятую форму port de bras, надо точно удерживать V позицию ног, подтянутость колена и бедра, пластично, в едином ритме с движением корпуса и головы переводить руки. Перегибать корпус вперед надо так же, как это указывалось в третьей форме port de bras, то есть в поясничных позвонках, а не в тазобедренных суставах, при этом не сутулиться, не поднимать плечи, не под­жимать подбородок и не задерживать голову. Перегибать корпус назад надо по возможности во всех позвонках, а не только в пояс­нице.

Боковое отклонение корпуса осуществляется без поворота плеч в ту же сторону и в равномерном темпе. Голова во время переги­бания корпуса вперед или назад слегка отклоняется в том же на­правлении, без лишнего напряжения шеи.

Изучается данное port de bras медленно, сначала на восемь му­зыкальных тактов в 3/4, затем на четыре такта. В первом случае на каждые два такта исполняются перегибание и выпрямление корпуса. Во втором каждое движение делается на один такт. В старших классах это port de bras можно исполнять быстрее: на два такта в 3/4 или на один такт в 4/4 или 6/8.

Перед изучением пятой формы port de bras полезно освоить дополнительное упражнение, с тем, чтобы подготовить боковое от­клонение корпуса. Позиция ног — I, положение тела en face. Руки из подготовительного положения раскрываются через 1-ю позицию во 2-ю. Корпус удерживается прямо. Голова во время поднимания рук в 1-ю позицию поворачивается лицом на кисти и слегка накло­няется влево, взгляд направлен на кисти. Когда руки открываются из 1-й позиции во 2-ю, голова поворачивается к правому плечу.

После такой подготовки корпус перегибается направо. Одновре­менно левая рука поднимается в 3-ю позицию, правая, сохранив 2-ю. Далее корпус выпрямляется, одновременно левая рука из3-й позиции переводится во 2-ю, и все движение выполняется в другую сторону.

Голова при перегибании корпуса поворачивается в ту же сторо­ну. Во время его выпрямления поворачивается к раскрываемой ру­ке, взгляд следует за кистью.

Заканчивается это port de bras опусканием рук из 2-й позиций в подготовительное положение. Корпус остается прямой. Голова поворачивается en face.

Выполнять данное port de bras надо с подтянутыми коленями и бедрами, правильно удерживая ступни ног в I позиции. Перегибать корпус следует без отклонения его вперед или назад, не сутулясь, не поднимая плеч. Рука во 2-й позиции не должна опускаться больше того, чем наклоняется корпус, и не удерживаться совсем горизонтально. Принятое положение рук сохраняется по отноше­нию к корпусу и во время его перегибания. Голова так же, как руки, удерживает свое положение без каких-либо отклонений.

Осваивать это port de bras рекомендуется сначала медленяо на восемь музыкальных тактов в 3/4; на два такта корпус накло­няется вправо, на два такта выпрямляется, то же самое выполня­ется в обратную сторону. Затем это упражнение выполняется на четыре такта, то есть каждый наклон и выпрямление корпуса про­изводятся, на два такта. Когда освоено это упражнение, можно приступить к изучению пятой формы port de bras.

Шестая форма port de bras

Перед началом данного упражнения исполняется подготовка. Исходная позиция ног — V, правая впереди, epaulement croise.

49 (172-175)

Ис­полняется demi-plie, правая нога скользящим движением вытяги­вается вперед на croise; далее осуществляется переход на эту ногу в позу croisee назад.

Руки во время отведения ноги вперед поднимаются из подго­товительного положения в 1-ю позицию. Когда делается переход на отведенную ногу, правая рука раскрывается во 2-ю позицию, левая поднимается в 3-ю. Корпус удерживается прямо. Голова во время поднимания рук в 1-ю позицию поворачивается лицом к кистям, при переходе на отведенную ногу — поворачивается к правому плечу.

С этой позы и начинается шестая форма port de bras. Выполня­ется глубокое demi-plie на правой ноге, левая одновременно с вы­тянутым коленом, подъемом и пальцами скользящим движением носка по полу отводится назад на croise возможно дальше от опор­ной.

Затем делается переход на вытянутую левую ногу, не подтя­гивая ее предварительно к правой. В конце перехода правая нога подтягивается к левой, скользя носком по полу, и остается отве­денной вперед на croise. Далее выполняется переход вперед на; правую ногу через проходящее demi-plie по IV позиции в перво­начальное положение. Корпус во время глубокого demi-plie до пре­дела наклоняется вперед, руки — в исходном положении: правая остается во 2-й позиции, левая — в 3-й. Во время перехода на ле­вую ногу корпус выпрямляется, руки соединяются в 1-й позиции.

Вслед за этим корпус сильно перегибается назад с круговым откло­нением влево, как в пятой форме port de bras; руки одновременно переводятся: правая в 3-ю позицию, левая во 2-ю. Когда корпус возвращается в исходное положение, правая рука переводится во 2-ю позицию, левая — в 3-ю.

Голова перед наклоном корпуса вперед поворачивается к левой руке, лицо и взгляд обращены на ее кисть. Во время наклона кор­пуса вперед голова наклоняется вместе с ним в такой же мере. При выпрямлении корпуса она слегка наклоняется влево, лицо и взгляд направлены на кисти рук, находящихся в 1-й позиции. Когда кор­пус перегибается назад, голова поворачивается налево и одновре­менно с последним переводом рук поворачивается направо (рис. 55).

Заканчивается шестая форма port de bras так же, как пятая: левая рука из 3-й позиции переводится во 2-ю, и обе руки из этой позиции возвращаются в подготовительное положение. Корпус удер­живается прямо. Голова поворачивается к левой руке, которая в это время опускается из 3-й позиции во 2-ю. При возвращении обе­их рук в подготовительное положение голова слегка склоняется вперед и, выравниваясь, поворачивается к правому плечу.

В шестой форме port de bras обе ноги все время сохраняют пол­ную выворотность. Когда выполняется углубленное demi-plie, коле­но правой ноги сильно отведено в сторону, ступня упруго и равно­мерно опирается о пол, без завала на большой палец. Левая нога крепко вытянута до кончика пальцев, которые эластично опира­ются на пол.

Переход на левую ногу (отведенную назад) делается сильным, но плавным толчком правой ноги, которая, вытягиваясь, лег­ко скользит носком по полу, точно фиксируя положение croise вперед.

Последний переход вперед исполняется через мягкое проходя­щее demi-plie с равномерным упором на обе ноги. В заключение левая нога вытягивается до кончика пальцев, правильно фиксируя положение croise назад.

Бедра все время удерживаются ровно и подтянуто. При наклоне корпуса вперед позвоночник остается прямым без всякого переги­ба, так, чтобы от кончика пальцев отведенной назад ноги до головы получалась прямая восходящая вперед линия. В момент перехода назад из углубленного demi-plie корпус должен активно выпря­миться и продолжить перегибание назад, как в пятой форме port de bras, то есть отклониться влево, но не поворачиваться в ту же сторону. Перегибание это надо исполнять эластично, глубоко, по возможности во всех позвонках. Заключительное выпрямление кор­пуса осуществляется плавно, легко, в темпе самого движения. Пле­чи все время свободно опущены и раскрыты. Тяжесть корпуса в момент углубленного demi-plie почти целиком остается на опорной ноге, меньше — на отведенной. Когда делаются переходы с одной ноги на другую, центр тяжести тела точно передается на опорную ногу. Вообще корпус все время легко подтянут и свободен от лиш­него напряжения. Голова, как и во всех других формах port de bras, двигается точно и уверенно, но без всякой нарочитости.

В целом шестая форма port de bras выполняется слитно, в ха­рактере музыки и учебного примера, в который оно включено.

Изучается шестая форма port de bras медленно, сначала на во­семь тактов 3/4, затем на четыре такта. На два вступительных такта делается подготовка, на первые два такта музыкальной фра­зы — наклон корпуса вперед, затем на два такта — выпрямление корпуса и перегибание его назад, на последующие два такта — вы­прямление корпуса и на два такта — возвращение в исходное поло­жение. Окончание шестой формы port de bras делается на два за­ключительных музыкальных аккорда.

Шестая форма port de bras часто используется как подготовка к исполнению grand pirouette. Для pirouette en dedans вместо за­ключительного перехода делается tombe вперед в IV позицию на правую ногу, колено левой ноги вытянуто, стопа плотно примыка­ет к полу. Правая рука из 3-й позиции круговым движением через 2-ю позицию и подготовительное положение переводится в 1-ю по­зицию, левая остается раскрытой во 2-ю позицию.

Подготовка к pirouette en dehors выполняется так же, за исклю­чением движения рук: левая из 2-й позиции идет через 3-ю в 1-ю позицию, правая раскрывается во 2-ю. Заканчивается этот перевод вытягиванием рук allongee. Ладони поворачиваются вниз.

Все шесть форм port de bras чрезвычайно разнообразны по при­емам, которые затем используются во всех учебных разделах клас­сического танца вплоть до прыжка.

Широкий, свободный и выразительный танцевальный жест во многом зависит от правильной работы (технической и художест­венной) над всеми формами port de bras и особенно шестой.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь