Petit battement sur le cou-de-pied

Движение это состоит из быстрой и четкой смены положения sur le cou-de-pied спереди в то же положение сзади и обратно и т. д. Смена положения sur le cou-de-pied должна производиться на одной установленной высоте спереди и сзади. Отведение свободной стопы от опорной ноги осуществляется только в сторону, на мини­мальное расстояние и с предельной четкостью. Не следует допус­кать расслабленности стопы, которая должна все время сохранять принятое положение. Бедро и колено удерживаются предельно выворотнои неподвижно. Голеностоп выполняет свое движение сво­бодно, с упругим акцентом на cou-de-pied спереди и точным пере­носомназад. Ритмический акцент может быть перенесен и назад на щиколотку, но наиболее сильный удар будет все же спереди, таккак исполняется он в обватное положение. Опорная нога выворотна,хорошо подтянута, упруго сдерживает каждый удар о щиколотку.

Рука спокойно фиксирует 2-ю позицию, не перенапрягаясь от быстрыхдвижений ноги. Корпус удерживается прямо, подтянуто, безлишней напряженности. Центр тяжести точно находится на опорной ноге. Голова отчетливо повернута к руке, раскрытой во 2-ю позицию.

Шея и лицо так же, как руки и корпус, независимы от движения ног. Взгляд устремлен по направлению раскрытой ру­ки. Подготовка к данному движению состоит из двух частей. Пер­вая целиком совпадает с обычной подготовкой. Во второй нога, отведенная во II позицию, сгибаясь, переводится на cou-de-pied спереди. Выполняется подготовка иа два встунительных музыкаль­ных такта в 2/4; рука поднимается в 1-ю позицию на затактную ноту, затем на каждую составную часть приходится один такт.

При начальном изучении этого battement отводить ногу во II позицию следует свободно, до отвесного положения . Затем, столь же свободно сгибая колено, переводить ступню sur le cou-de-pied вперед и т. д. Все это выполняется в спокойном темпе и без акцента. Музыкальный размер — 2/4. Каждое движение но­ги делается на 1/4 такта, каждая остановка после него — тоже на 1/4 такта.

Выполняется упражнение сначала лицом к станку с V позиции. На два вступительных такта впереди стоящая нога выполняет под­готовку. Делается восемь переносов ноги. Заканчивается упражне­ние раскрыванием ноги в сторону на носок с последующим ее закрыванием в V позицию назад на два заключительных музыкаль­ных аккорда. Далее все повторяется с другой ноги.Затем это упражнение можно исполнять, держась за станок од­ной рукой, в том же темпе.

Впоследствии это упражнение осваивается без остановок, с пе­реносом ноги на каждую четверть такта в прежнем темпе, но с акцентом на cou-de-pied спереди. Потом остановка делается только на cou-de-pied спереди, а перенос ноги назад становится затакт­ным. Таким образом, оба переноса ноги равняются 1/8 такта, остановка спереди — 3/8, темп тот же. Наконец, и эта остановка устраняется, темп постепенно ускоряется до 1/8 такта. Все дви­жение приобретает виртуозный характер, напоминающий tremolo, то есть быстрое повторение одного и того же движения, что, конечно, отлично развивает подвижность голеностопа при полной неподвижности свободного бедра.



41(135-140)

 

В каком классе данное упражнение следует выполнять стоя на полупальцах, затем с releve на полупальцы, указывает программа предмета. Перенос ноги назад совпадает здесь с подниманием на полупальцы, возвращение ноги вперед — с опусканием пятки на пол. Последовательность может быть и обратная.

Данное releve соединяется с petit battement, который выполня­ют, стоя на полупальцах, например, четыре petits battements, стоя: на полупальцах, четыре в сочетании с releve и т. п.

Наконец, данное releve следует соединять с коротким и элас­тичным demi-plie в момент спуска с полупальцев. В этом случае такое сочетание исполняется на 1/4 музыкального такта. Напри­мер, делают два petits battements, стоя на полупальцах, каждый на 1/8 долю, и один с окончанием в demi-plie на 1/4 такта. Так все упражнение делается четыре раза вперед и столько же обратно.

Необходимо оговорить, что каждое demi-plie сопровождается здесь полным вытягиванием подъема свободной ноги, так же как в battement fondu, что следует выполнять очень точно и четко по темпу. При выпрямлении из demi-plie ступня вновь принимает обычное положение sur le cou-de-pied.

Все это хорошо отрабатывает прием, который как составная часть входит в другие быстрые движения классического танца, например в прыжок. Голова, повернутая в сторону свободной ру­ки, слегка наклоняется к ноге, которая находится на cou-de-pied спереди или сзади. Наконец, данный прием, когда он будет хорошо освоен, полезно соединять с обеими формами battements frappes.

Battement battu

Данное упражнение практикуется обычно в старших классах учениц, но полезно и для учеников, так как отлично развивает быстроту и четкость движения свободной ноги, скорость которого достигает 1/16 доли двухтактного музыкального размера.

Состоит battement battu из непрерывных и очень коротеньких ударов носка свободной ноги по пятке опорной ноги спереди, уп­руго стоящей на высоких полупальцах (рис. 28).

Рука по заданию может фиксировать подготовительное положе­нии, 2-ю или 3-ю позицию.

Корпус удерживается прямо, подтянуто и независимо от быст­ротыдвижения свободной ноги по опорной. Центр тяжести тела — на опорной ноге. Голова повернута к плечу свободной руки.

Несмотря на очень быстрый темп повторяющихся ударов, ко­лено присогнутой ноги должно двигаться свободно, легко, сохраняя строгую выворотность и неподвижность бедра. Недопустимо дви­жение всей ноги от бедра вперед или назад. Свободная нога мо­жет только чуть-чуть сгибаться и разгибаться в колене.

Опорная нога хорошо удерживает выворотность, вытянутость колена и неподвижность голеностопа.

Осваивать данный battement рекомендуется в сдержанном тем­пе, выполняя каждый удар на 1/8 долю. При последующем испол­нении постепенно ускорять темп и переходить на удары в 1/16 долю.

Battement battu можно выполнять с ударами и сзади опорной ноги. В этом случае пятка свободной ноги будет ударять по щико­лотке опорной с меньшей силой, но так же четко и легко. Batte­ment battu исполняется обычно на efface вперед и назад.

Battement fondu

Battement fondu принадлежит к группе плавных и сложных движений, развивающих силу, выворотность и эластичность ног. Начинается он с обычной подготовки на II позицию носком в пол. Далее исполняется demi-plie на опорной ноге и одновременно под­ведение свободной на cou-de-pied вперед или назад, затем выпрям­ление из demi-plie и одновременное раскрывание этой же ноги в заданном направлении носком в пол, на 45° или 90°. Раскрытая нога, как правило, фиксируется, все остальное исполняется слитно (рис. 29). Когда данный battement делается носком в пол или на 45°, раскрытая и опорная нога начинают и оканчивают свое движение одновременно, то есть конечная точка demi-plie и прикладывание ноги на cou-de-pied совпадает во времени, так же как и выпрямление опорного колена и раскрывающейся ноги.

Когда этот battement исполняется на 90°, раскрытая нога опус­кается несколько раньше, чем сгибается опорная, то есть снижается до 45°, дальше все происходит, как обычно. Раскрывание ноги на 90° тоже происходит несколько иначе.

Выпрямление опорной ноги и поднимание свободной до ее ко­лена начинается одновременно; затем опорная нога дотягивается в колене, а свободная нога одновременно раскрывается на 90° приемом developpe. Все это следует выполнять плавно, эластично, выворотно, с ровными бедрами и по всем правилам demi-plie.

Рука может удерживаться во 2-й позиции или опускаться в под­готовительное положение на приседании, затем вместе с раскры­ванием ноги она будет подниматься через 1-ю позицию во 2-ю.

Корпус удерживается прямо, подтянуто, с ровными плечами и точно на опорной ноге. Голова повернута к раскрытой руке, если нога отводится вперед или назад; остается en face, если движение исполняется в сторону, или во время каждого приседания слегка поворачивается лицом к станку, независимо от того, двигается ру­ка или остается во 2-й позиции. Во время выпрямления опорной и раскрывания свободной ноги голова поворачивается в исходное положение или en face, если движение исполняется в сторону.

Может быть и такой вариант движения головы. Во время каж­дого приседания она, как в battement tendu demi-plie при раскры­той руке во 2-ю позицию, слегка наклоняется вперед или назад. Если нога принимает положение sur le cou-de-pied спереди, то впе­ред и так же обратно.

Battement fondu выполняют в малых позах носком в пол, на 45о и в больших позах — с раскрыванием ноги на 90°. Кроме того, battement на 45° и 90° выполняют с releve на полупальцы, сохра­няя все вышеуказанные правила. Подниматься на полупальцы (сначала средние, потом высокие) следует в момент окончательно­го вытягивания колена опорной ноги из demi-plie. Начинать сле­дующее demi-plie можно, только когда пятка опорной ноги коснет­ся пола, опускаясь с полупальцев. Оба эти момента надо сливать в единый темп.

Battement fondu начинают изучать лицом к станку с отведени­ем ноги в сторону, усваивая раздельно положение sur le cou-de-pied и demi-plie. Sur le cou-de-pied в данном движении несколько изменяется и в учебной практике называется «условным». Выполняется оно сле­дующим образом. Во время demi-plie свободная нога, хорошо вытя­нутая в подъеме и пальцах, легко прикасается мизинцем к опор­ной спереди, над внутренней лодыжкой (рис. 30). Сзади это поло­жение выполняется над наружной лодыжкой, причем ступня прикасается к опорной ноге косточкой большого пальца (рис.31)1. Все это необходимо точно отрабатывать при помощи следующего упражнения.

Музыкальный размер — 2/4, медленно. Исходная позиция ног— V. На два вступительных такта впереди стоящая нога отводится на II позицию приемом battement tendu. На один такт раскрытая нога переводится на cou-de-pied вперед, на следующий - делается приседание, еще на один такт — выпрямление из него, на последний такт нога раскрывается в сторону на носок. При этом каждое движение ног делается на 1/4 такта, после которого следует оста­новка в 1/4 такта и т. д. Затем тоже самое делается на cou-de-pied назад и повторяется еще раз сначала. На два заключительных му­зыкальных аккорда отведенная нога закрывается назад в V пози­цию, и все упражнение повторяется с другой йоги.

Затем это упражнение изучается в положении лицом к станку с отведением ноги вперед и назад. Далее battement fondu осваива­ют слитно, то есть сгибание и выпрямление обоих колен производят одновременно. Делается это тоже лицом к станку, по той же схеме, но уже на два музыкальных такта в 2/4; один такт — испол­няется непрерывное сгибание ног и один такт — такое же их вы­прямление.

Затем battement fondu исполняют, держась за станок одной ру­кой, в каждом направлении отдельно, впоследствии «крестом» по два раза. Позднее battement fondu можно изучать с различными усложнениями — на 45°, далее на 45° на полупальцы и, наконец, в таком же порядке на 90°. Полезно выполнять его на полупальцах с подменой опорной ноги.

Как у станка, так и на середине зала возможны различные сое­динения battement fondu с другими движениями, что вносит в учеб­ное задание ритмическое и техническое разнообразие. Например, можно вводить малый и большой rond de jambe en l'air, pas tombe, battement frappe, полупируэты, пируэты, начинающиеся на одной ноге, и др., а также маленькие единичные прыжки, которые дела­ются в положение sur le cou-de-pied. Например, temps leve, pas coupe и т. п.

1 Необходимо заметить, что основной вид данного положения применя­ется только в battement frappe и petit battement sur le cou-de-pied. Поэтому во всех последующих движениях не указывается, какого вида применяется положение sur le cou-de-pied—основного или условного. Оно всегда будет условным — как при исполнении demi-plie, так и без него.

42(140-144)

Существует еще одна разновидность battement fondu, и назы­вается он battement double fondu. Начинается он с обычного demi-plie; далее выполняется releve на полупальцы, но нога не открыва­ется в заданном направлении, а задерживается на cou-de-pied; за­тем вновь повторяется demi-plie с одновременным выпрямлением свободной ноги на 45°, все завершается releve на полупальцы в мо­мент окончательного выпрямления раскрывающейся и опорной ноги (рис. 32).

Как видно, первое demi-plie выполняется с акцентом на сгиба­ние свободной ноги, второе — с акцентом на раскрывание ее, что и является особенностью только double fondu и может выполняться во всех направлениях: вперед, в сторону, назад и «крестом».

Работа рук, корпуса и головы та же. Изучается этот battement, когда обычная его форма будет освоена на полупальцах. Слитность, эластичность и все правила техники исполнения его элемен­тов те же. Необходимо очень точно отработать второе demi-plie, чтобы начало сгибания опорной ноги совпадало с выпрямлением свободной и чтобы обе они в конце своего движения одновременно выпрямлялись: опорная — на полупальцы, свободная — на 45°. Му­зыкальный размер — 2/4 (спокойно); первое demi-plie — 1/4, rele­ve на полупальцы -1/4, второе demi-plie — 1/4, выпрямление из него — 1/4.

Battement double fondu полезно соединять с обычной его фор­мой. Кроме того, обе формы battement fondu можно начинать не с раскрытого положения свободной ноги, а с V позиции. В таком случае нога переводится на cou-de-pied одновременно с началом demi-plie и может выполняться не только в начале упражнения, но и в комбинированном его построении.

Battement double fondu выполняется и на 90° в том же рисун­ке, что и на 45°, но приемом battement developpe, то есть с некото­рым дополнением: 1) во время первого releve свободная нога по­вышается с положения sur le cou-de-pied до уровня колена опор­ной; 2) во время второго demi-plie нога начинает раскрываться на 90°; 3) на втором releve на полупальцы раскрытая нога фиксиру­ется на 90°; 4) раскрытая нога так же опускается, как в обычном battement fondu на 90°, то есть сначала до 45°, стоя на полупаль­цах, затем с demi-plie на опорной и т. д.

Выполняется это упражнение на 90° медленнее, чем на 45°. Музыкальный размер — 4/4; первое demi-plie — 1/4, первое releve на полупальцы — 1/4, второе demi-plie — 1/4, выпрямление из не­го и окончательное раскрывание ноги делается на 1/4. Изучать battement double fondu на 90° следует после освоения battement developpe в сочетании с demi-plie и releve на полу­пальцы.

Battement soutenu

Battement soutenu относится к плавным движениям, как и battement fondu, развивающим силу, выворотность и эластичность ног (рис. 33). Выполняется он на 45° и 90°.

Исходная позиция ног — V. Исполняется плавно и непрерыв­но: releve на полупальцы в исходной позиции, перевод свободной ноги на cou-de-pied (вперед или назад), спуск опорной ноги на demi-plie и одновременное раскрывание свободной ноги на 45° (вперед, в сторону или назад), опускание раскрытой ноги носком в пол (demi-plie сохраняется), подтягивание этой ноги в V пози­цию и одновременный переход опорной на полупальцы и т. д.

Рука во время перевода ноги на cou-de-pied поднимается из подготовительного положения в 1-ю позицию. Во время раскрыва­ния ноги переводится из 1-й позиции во 2-ю. При опускании ноги на носок рука сохраняет эту позицию. В момент заключительного подтягивания ноги в исходную V позицию рука опускается в под­готовительное положение. Корпус прямой, подтянутый.

Центр тяжести тела находится на опорной ноге. Плечи, как обычно, свободно опущены и раскрыты. Голова при поднимании ноги на cou-de-pied обращена лицом на кисть руки, находящейся в 1-й позиции, и немного склонена к станку. Когда нога раскрывается вперед или назад, голова поворачивается в сторону руки, пе­реводимой во 2-ю позицию, при этом слегка отклоняется назад, ес­ли нога раскрывается вперед, и наоборот. Если нога раскрывается н сторону, голова выравнивается и остается en face.

Напоминаю, что все движения выполняют плавно, слитно, эла­стично, выворотно, по всем правилам demi-plie и releve на полу­пальцы. Спускаться с полупальцев надо с твердым переходом на опорную пятку, не сгибая колено раньше времени, так же, как это делается в battement fondu на 45°. Музыкальный размер для изучения этого battement рекомен­дуется на 4/4 (медленно); поднимание sur le cou-de-pied—1/4, раскрывание ноги на 45° — на 1/4, опускание ее носком в пол — на 1/4 и закрывание в исходную позицию — на 1/4.

Сначала этот battement осваивается в сторону (сразу боком к станку), затем «крестом» по два раза с подменой опорной ноги и, наконец, в маленьких позах, особенно на середине зала.

Когда battement soutenu выполняется на 90°, свободная нога поднимается через cou-de-pied до положения «у колена» и раскры­вается в заданном направлении приемом developpe на 90°. Все ос­тальное происходит так же, как в данном battement на 45°. Движе­ния рук, корпуса и головы остаются те же; музыкальный раз­мер — 4/4.

Изучать battement soutenu на 90° можно, когда battement de­veloppe будет хорошо подготовлен в сочетании с demi-plie и bat­tement fondu с releve на полупальцы. Изучают его сразу «крес­том», затем со сменой опорной ноги и впоследствии в большие позы, особенно на середине зала.

Battement developpe

Battement developpe — движение трудное, но отлично отраба­тывающее шаг на 90°, поэтому особенно важно, чтобы выполнение его было легким, свободным и в то же время четким, энергичным.

Battement developpe можно разделить на четыре составные час­ти: сгибание ноги из исходной V позиции через sur le cou-de-pied в положение «у колена»; дальнейшее раскрывание ноги на 90° впе­ред, в сторону или назад, фиксирование раскрытого положения ноги и опускание ее в исходную позицию (рис. 34).

При сгибании ноги sur le cou-de-pied подъем и пальцы предель­но вытянуты. Ступня, подведенная к колену опорной ноги, легко скользит по ее голени спереди или сзади. Удерживать положение «у колена» необходимо с силой, выворотно. Раскрывать ногу вы­воротно, повышая бедро до уровня, который фиксируется во вре­мя выпрямления колена. Опускать бедро в этот момент недопу­стимо. Закрывается нога в исходную V позицию плавно и легко через носок.

Если battement developpe выполняется вперед и в сторону, кор­пус удерживается прямо, если назад — слегка подается вперед. Рука во время сгибания ноги поднимается из подготовительно­го положения в 1-ю позицию, при выпрямлении ноги — переводит­ся во 2-ю.

Голова во время перевода руки в 1-ю позицию обращена к кис­ти. Когда battement developpe делается вперед правой ногой, го­лова одновременно с переводом руки во 2-ю позицию поворачива­ется направо и слегка отклоняется назад. Когда battement develop­pe делается той же ногой назад, голова поворачивается тоже на­право и слегка склоняется вперед. При выполнении battement de­veloppe в сторону голова сохраняет положение en face.

Battement developpe выполняется с различными усложнениями. При сгибании свободной ноги или ее выпрямлении можно выпол­нять releve на полупальцы. Во время раскрывания ноги — demi-plie с последующим releve. При выполнении releve и demi-plie с уже раскрытой ногой последняя должна чуть приподняться. Это придает всему движению большую легкость и четкость. Завершать battement developpe можно в V позицию с releve на полупальцы или на demi-plie.

Выполняют battement developpe также при помощи passe. В этом случае раскрытая нога сгибается в положении «у колена», но не спереди или сзади опорной ноги, а со стороны впадины коленного сустава, не прикасаясь к нему носком (рис. 35). Из такого положения нога раскрывается в заданном направлении по прави­лам, изложенным выше.

Положение passe тоже можно выполнять на полупальцах. Даль­нейший этап в изучении battement developpe — выполнение его в больших позах как у станка, так и на середине зала.

Изучается battement developpe лицом к станку. Вначале от­дельно осваивается положение «у колена» спереди и сзади с возвращением ноги тем же путем в исходную позицию, затем в сто­рону, не превышая примерно 70° отведения ноги от вертикальной оси тела.

Далее осваивают battement developpe вперед, стоя боком к станку. Свободная рука предварительно из подготовительного по­ложения через 1-ю позицию переводится во 2-ю. Голова поверну­та к раскрытой руке. После этого учащимся можно приступить к освоению battement developpe назад, стоя лицом к станку и, наконец, боком к станку.

43(145-149)

Когда этот период изучения будет закончен, можно переходить к раскрыванию ноги на 90°, сопровождая его небольшим повыше­нием бедра.

При изучении данного battement необходимо следить за тем, чтобы ученики точно выдерживали направление раскрывающейся ноги, особенно назад по IV позиции, где выворотное бедро должно утвердиться под прямым углом по отношению к корпусу, и только после этого нога вытягивается в колене. Не менее важно, чтобы ученики не «висели» на станке, а стояли точно на выворотной и вытянутой ноге, чтобы корпус и спина были все время подтянуты, плечи свободно раскрыты и опущены, руки и шея не напряжены, а голова точно и пластично двигалась бы одновременно с рукой.

Изучать положение «у колена» надо в медленном темпе. Музы­кальный размер — 4/4; 1/4 — sur le cou-de-pied, 1/4 — пауза, 1/4 — положение «у колена», 1/4 — пауза. Опускание ноги в исход­ную позицию выполняется так же.

В целом battement developpe следует изучать также в медлен­ном темпе. Музыкальный размер — тот же; 1/4 — sur le cou-de-pied, 1/4 — положение «у колена», 2/4 — выпрямление ноги, 2/4 — пауза, 1/4 — опустить ногу на носок и 1/4 — закрыть ее в исход­ную позицию.

В дальнейшем темпы выполнения battement developpe можно изменять, например: 1/4 — положение «у колена», 1/4 — раскрывание ноги, 1/4 — пауза и 1/4 — опускание ноги в исходную пози­цию; или за тактом — положение «у колена» и раскрывание ноги, 3/4 — фиксация, 1/4 — опускание ноги в исходную позицию.

Вообще ритмический рисунок выполнения battement developpe может быть самым различным, в зависимости от задания, но в любом случае он должен быть очень четким, несмотря на то, что все движение выполняется слитно и плавно, фиксируется только раскрытая нога.

В battement developpe полезно включать легкое покачивание раскрытой ноги — balance. Оно хорошо укрепляет умение легко и точно удерживать ногу на 90°. После необходимо задержать рас­крытую ногу и только потом опустить ее.

Не менее полезно выполнять battement developpe в сочетании с tombe 1. В этом случае сначала выполняется developpe на всей ступне, например в сторону, затем releve на полупальцы, далее расширенное tombe на раскрытую ногу в мягкое и углублен­ное demi-plie. Другая нога, в этот момент вытянутая в колене, подъеме и пальцах, слегка касается пола носком. Наконец, делается сильный и энергичный переход на отведенную ногу, которая встает на всю ступню.

Другая нога в это время столь же энергично подтягивается в V позицию и без задержки выполняет developpe в сторону и releve на полупальцы. В заключение нога опускается в V позицию, и все движение повторяется или выполняется по IV позиции и т. д. Корпус во время tombe точно подается на опорную ногу, спина подтянута. Руки сохраняют 2-ю позицию. Во время первого и второго developpe руки иголова действуют обычно.

Developpe tombe делается у станка и на середине зала в на­правлении croise, efface, ecarte. Все движения занимают два му-выкальных такта на 4/4; 1/4 — developpe, 1/4 — releve на полупаль­цы, 1/4 — tombe, 1/4 — второе developpe, 2/4 — фиксируется рас­крытая нога, 1/4 — нога закрывается в исходную позицию.

ROND DE JAMBE

Rond de jambe par terre

Название этого движения означает «круг» (rond), фактически нога описывает лишь полкруга. Из исходной I позиции она прие­мом battement tendu отводится вперед в IV позицию, затем, непре­рывно двигаясь носком по полу через II позицию назад, описыва­ет полукруг и возвращается в исходную I позицию. Такое направ­ление движения ноги называется en dehors (наружу), если же нога движется в обратном направлении — en dedans (внутрь).

Рука, как правило, фиксирует 2-ю позицию. Корпус и голова удерживаются прямо (рис. 37). В тех случаях, когда свободная нога фиксирует IV позицию спереди или сзади, голова поворачи­вается к руке, раскрытой во 2-ю позицию, как в battement tendu.

Свободная нога сохраняет выворотность, легко и равномерно скользит носком по полу, точно проходя через точку IV и II пози­ций. При движении через I позицию она свободно, так же легко и выворотно скользит всей ступней по полу, не отделяя пятки, не подгибая пальцев, не заходя за опорную ногу.

В этом упражнении ученик впервые усваивает круговое дви­жение тазобедренного сустава, что способствует еще большему его развитию и укреплению, чему следует уделять особое внимание. Опорная нога сохраняет должную выворотность, колено и тазобедренная часть тела подтянуты. Центр тяжести неизменно находит­ся на опорной ноге. Руки, корпус и голова удерживаются точно и свободно.

Вначале rond de jambe par terre изучают лицом кстанку с ос­тановками и только на половину круга: свободная нога из I пози­ции плавно выдвигается вперед, затем столь же плавно проводит­ся en dehors по дугообразной линии в сторону и возвращается в исходную I позицию. Таким же путем это движение изучается в обратном направ­лении — en dedans.

Музыкальный размер — 4/4 (плавно); на 2/4 нога выдвигается вперед, на 2/4 — переводится в сторону, на 2/4 — возвращается в I позицию, на 2/4 — остановка. В обратном направлении это дви­жение выполняется в том же ритмическом рисунке.

Затем rond изучается полностью, но с остановками при прохож­дении ноги через IV, II, IV и I позицию. На каждое отдельное дви­жение ноги и на каждую остановку отводится по 2/4. Далее можно это упражнение осваивать, держась за станок од­ной рукой. Впоследствии его изучают без остановок — слитно, на один такт в 4/4, 2/4, 1/4 и 1/8. Но как бы ни убыстрялось это движение, не­допустимо нарушать его рисунок, то есть отведение носка по IV и по II позиции.

Перед выполнением rond de jambe par terre en dehors делается подготовительное движение, которое состоит из двух частей. В пер­вой его части делается demi-plie по I или по V позиций. Затем свободная нога скользящим движением выдвигается вперед в IV позицию, опорная нога остается на demi-plie. Во второй части свободная нога переводится во II позицию, опорная нога одновременно выпрямляется.

Рука на первом движении из подготовительного положения поднимается в 1-ю позицию, на втором — открывается во 2-ю по­зицию. Корпус удерживается прямо и точно на опорной ноге.

Голова при первом движении слегка наклоняется в сторону опорной ноги, при втором — выравнивается и поворачивается за рукой, открывающейся во 2-ю позицию (рис. 38). При исполнении rond de jambe par terre en dedans подготови­тельное движение делается в обратном направлении. На середине зала подготовительное движение выполняется так же, как у станка, и разучивается на один музыкальный такт в 4/4.

Rond de jambe par terre выполняется и в сочетании с demi-plie, которое начинается в I исходной позиции, затем при переводе сво­бодной ноги удерживается в IV, II и снова в IV. Выпрямление из demi-plie происходит, когда нога закрывается с IV позиции в I.

Рука одновременно с отведением ноги в IV позицию поднима­ется из подготовительного положения в 1-ю позицию и вместе с переводом ноги раскрывается во 2-ю. Корпус удерживается прямо и точно на опорной ноге. Голова в момент поднимания руки в 1-ю позицию слегка склоняется к станку. При переводе руки во 2-ю по­зицию голова выравнивается и поворачивается в ту же сторону.

При опускании руки в подготовительное положение голова со­храняет это положение. Называется такое движение rond de jambe soutenu (рис. 39) и выполняется обычно на 1/4 такта.

Переводить свободную ногу надо равномерно, легко, не вытя­гиваясь на опорной ноге преждевременно. Недопустимо нарушать правила выворотности, demi-plie, слитности и легкости движения.

Данный rond de jambe, как правило, чередуют с обычной его формой без demi-plie на третьем или четвертом движении. Изучать его следует плавно, по составным частям, переводя свободную ногу на два такта в 1/4, но лишь когда будет хорошо усвоен battement tendu soutenu.

Demi-plie выполняется затактно, на 2/4 нога отводится вперед, на 2/4 — в сторону, на 2/4 — назад, на 1/4 — делается выпрямле­ние из demi-plie и на 1/4 — нога закрывается вновь на demi-plie, если движение повторяется еще раз. Всего можно выполнить четы­ре таких ronds, два en dehors и два en dedans. Далее переводить ногу можно быстрее — на один такт в 4/4, но столь же плавно и совершенно без задержек, затем на 2/4 и, наконец, на 1/4 такта.

Когда оба вида rond de jambe par terre будут усвоены в закон­ченной форме, их можно выполнять на музыкальный размер 3/4 (вальс), по одному такту на каждое движение. Оба вида rond de jambe par terre полезно соединять с rond de jambe jete, о котором речь пойдет дальше.

1 См. «Танцевальные шаги», О. 194. 44(149-154)

Rond de jambe en l'air

Название этого упражнения, как и название одноименного дви­жения на полу, условно: нога в воздухе описывает не целый круг (rond), а эллипс (рис. 40).

Начинается оно с раскрытого положения ноги по II позиции, предварительно поднятой на 45° при помощи подготовительного движения. Сначала свободная нога, сгибаясь в колене, описывает дугообразную линию назад и подводится к опорной ноге в поло­жение «у икры». Далее, без всякой задержки, вытягиваясь в колене, она возвращается в исходное положение, описывая дугооб­разную линию вперед en dehors или в обратном направлении en dedans. Рука фиксирует 2-ю позицию. Корпус и голова удерживаются en face.

Колено свободной ноги должно все время сохранять выворот­ность и неподвижность, не отклоняться от линии плеча, не опус­каться, не подниматься. Стопа свободной ноги подводится к опор­ной точно на уровне икры, не прикасаясь к ней. Когда нога раз­гибается, колено вытягивается до конца вне зависимости от темпа, в котором делается упражнение. Подъем и пальцы все время вы­тянуты до конца. Сгибать и выпрямлять ногу надо сильно, эластично, сохраняя очертание эллипса, что отлично развивает лег­кость и четкость вращательного движения коленного сустава.

Опорная нога сохраняет выворотность и подтянутость. Тазобед­ренная часть тела удерживается ровно и собранно. Рука, корпус и голова свободно и точно сохраняют свое обычное положение. Изучается rond de jambe en l'air сначала лицом к станку, без вращательного движения ноги, с остановками, в согнутом и вытя­нутом ее положении. Музыкальный размер — 2/4 или 4/4; на каж­дое сгибание, разгибание и остановку отводится по 2/4.

После этого вводятся вращательные движения ноги en dehors и en dedans. Темп остается тот же. Затем упражнение выполняет­ся уже без остановок. В дальнейшем темп исполнения ускоряет­ся, чередуясь от 1/4 до 1/8 такта.

В период изучения rond de jambe en l'air выполняется стоя на всей ступне, затем на полупальцах, в сочетании с releve на полу­пальцы и с demi-plie. Например, выполняются два ronds de jambe en l'air en dehors, стоя на полупальцах (по 1/4 такта), затем еще три таких же ronds (по 1/8 такта). Последний rond делается с demi-plie в момент выпрямления свободной ноги и последующим releve на полупальцы. Если rond делается en dehors, голова на demi-plie поворачивается к руке, раскрытой во 2-ю позицию, и чуть склоняется вперед. Одновременно с выпрямлением из demi-plie го­лова вновь поворачивается en face. Если rond исполняется en de­dans, голова на demi-plie делает такой же поворот, но чуть откло­няется назад, как бы по ходу движения ноги, и т. д.

Когда движение усвоено лицом к станку, его изучают, держась за станок одной рукой. В этом случае делается подготовка: рука из подготовительного положения поднимается в 1-ю позицию, го­лова слегка наклоняется в сторону станка; впереди стоящая нога в V позиции скользящим движением и в темпе отводится в сто­рону на 45°, рука одновременно раскрывается во 2-ю позицию, го­лова выравнивается и поворачивается в ту же сторону. Опорная нога остается на всей ступне или поднимается на полупальцы, в зависимости от того, как будет исполняться данный rond. Голова с началом движения поворачивается en face.

В старших классах rond de jambe en l'air выполняется на высо­те 90°. В таком случае пальцы согнувшейся ноги должны подхо­дить к уровню колена опорной. Все правила выполнения данного rond на 90° те же, что и на 45°. Делается это движение в медлен­ном темпе и как самостоятельное упражнение не практикуется, а обычно сочетается с battement developpe в сторону как дополнение и не более двух-четырех раз в каждом направлении. Rond на 90° выполняется на полупальцах и с demi-plie, как и одноименный его вид на 45°.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь