ГЛАВА ПЕРВАЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА


Все элементарные движения объединены в двух разделах. Пер­вый рассматривает различные plie, releve, battements, rond de jambe; второй — различные формы port de bras. В начале первого раз­дела рассматриваются позиции ног, в начале второго — пози­ции рук.

33(102-106)

ПОЗИЦИИ НОГ

Позиций ног в классическом танце пять (рис. 2).

В I позиции обе ступни соединены пятками и образуют одну прямую линию.

Во II позиции ступни также находятся на одной линии, но между пятками выдерживается расстояние, равное длине ступни.

В ІІІпозиции ступни соприкасаются, закрывая друг друга на половину своей длины.

В IV позиции ступни располагаются параллельно одна по отно­шению к другой на расстоянии, равном длине ступни.

В V позиции ступни соединены и полностью закрывают друг друга, при этом пятка одной ноги соприкасается с носком другой.

Во всех пяти позициях ноги выворотны. Ступни плотно и рав­номерно примыкают к полу, без навала на большой палец или на мизинец.

Центр тяжести тела точно распределяется на обе ноги. Колени подтянуты, причем во II и IV позиции они представляют собой прямую, а не вогнутую линию.

Сначала рекомендуется изучать I и II позиции ног, стоя лицом к станку, выдерживая каждую из них по восемь тактов.

Руки при этом свободно, на ширине плеч лежат на станке, при­касаясь к нему кистями, локти слегка опущены вниз. Корпус удер­живается прямо, диафрагма и тазобедренная часть тела подтянуты, плечи свободно раскрыты и опущены. Голова удерживается en fa­ce, взгляд обращен прямо перед собой, шея и мышцы лица не на­пряжены.

Недопустимо «висеть» на станке, наваливаться на него, смот­реть вниз или по сторонам.

Далее можно переходить к укреплению I и II позиций при по­мощи demi-plie. Затем учеников знакомят с III и V позициями по той же схеме1.

Позиции ног осваиваются так же, как исходное и конечное по­ложение battement tendu и других простейших движений экзерсиса у станка.

Последней изучается IV позиция как наиболее трудная.

Все правила выполнения позиций не только во время их раз­учивания, но и на всем протяжении курса обучения должны соблю­даться безукоризненно. Малейшая неточность в их исполнении приведет не только к утрате выворотности и четкости движения ног, но и всей фигуры ученика.

Позиции классического танца учат правильно стоять на двух ногах. Вместе с тем многие упражнения исполняются на одной но­ге. Нога, свободная от опоры, в это время двигается или фиксирует какое-либо положение по строго определенным правилам. Если, например, стоя в V позиции, отвести одну ногу на носок или под­нять на 25°, 45° и 90° в одном из трех возможных направлений, это означает, что она находится во II или IV позиции. Нога, согну­тая в колене, может занимать возле опорной ноги только следую­щие положения: «на щиколотке» (sur le cou-de-pied), «у икры» и «у колена», а опорная нога может оставаться вытянутой, испол­нить plie или releve на полупальцы.

Все это вместе взятое определяет элементарную основу движе­ния ног, принятую школой классического танца, и осваивается при помощи специальных упражнений.

PLIE

Plie (приседание (сгибание)) как элемент входит почти во все движения классического танца. Оно вырабатывает гибкость, эластичность и выворотность ног, плавный и мягкий прием связи, устойчивость, элевацию, придает соответствующий пластический характер учеб­ному упражнению или сценическому танцевальному действию.

Plie - это одно из сильнейших технических и выразительных средств искусства классического танца.

Plie подразделяется на demi-plie — полуприседание и grand plie — полное приседание.

Demi-plie заключается в том, что ученик, стоя на двух ногах в какой-либо позиции (от I до V), начинает плавно сгибать колени и голеностоп с равномерным упором на обе ступни.

Таким путем достигается предельное сгибание коленного и го­леностопного суставов без отделения пяток от пола. Выпрямление ног исполняется также плавно, до полного вытягивания колен (рис. 3).

Выполняется каждое demi-plie выворотно, без завала на боль­шой палец или мизинец, с плотно прижатыми пятками к полу. Ко­лени, сгибаясь, раскрываются к носкам ступни. Тазобедренная часть тела подтянута, но не зажата. Все движение ног протекает свободно, эластично. Выпрямление из demi-plie надо выполнять по тем же правилам, но в обратном порядке.

Руки, если это движение исполняется лицом к станку, свобод­но лежат на нем, прикасаясь кистями, локти слегка опущены вниз. Если ученик исполняет demi-plie, держась за станок одной рукой, другая его рука раскрыта во 2-ю позицию. Корпус удерживается пря­мо, подтянуто, плечи свободно раскрыты и опущены. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги.

Если demi-plie делается лицом к станку, голова удерживается прямо, en face. Когда оно исполняется боком к станку, голова по­вернута к свободной руке.

Изучать demi-plie следует, стоя лицом к станку, исполняя его раздельно по четыре раза в I, II, III, V и позднее по IV позициям. Музыкальный размер — 2/4 (плавно), один такт на сгибание ног, один такт на их выпрямление. Затем demi-plie выполняется по два раза в каждой позиции (помимо III) спереходом при помощи battement tendu. Осуществляется этот переход одновременно с за­вершением каждого второго demi-plie на каждом четвертом музы­кальном такте. Первая четверть совладает с выпрямлением ног и выполнением battement tendu, вторая четверть — с опусканием всей стопы на пол. Таким образом выполняются восемь demi-plie и четыре перехода правой ногой.

После небольшой паузы упражнение повторяется с переходом из одной позиции в другую левой ногой.

В дальнейшем ученик исполняет это упражнение держась за станок одной рукой, с переходом правой и левой ноги отдельно. Перед началом упражнения свободная рука и голова выполняют общепринятый preparation.

Несколько позднее, во время каждого второго demi-plie полезно переводить руку из 2-й позиции через подготовительное положе­ние в 1-ю позицию и во 2-ю. При этом в самой глубокой точке de­mi-plie кисть находится над коленом, чуть впереди него. С началом выпрямления ног рука переводится в подготовительное положение и, не останавливаясь в нем, продолжает свой путь. Движение ее начинается одновременно с приседанием и заканчивается строго с выпрямлением ног.

Голова во время опускания руки в подготовительное положе­ние следует за кистью и немного склоняется вперед; когда рука переводится через подготовительное положение в 1-ю позицию, голова слегка поворачивается к станку и чуть наклоняется к пле­чу; при раскрывании руки во 2-ю позицию голова возвращается в первоначальное положение. Взгляд во время всех переводов руки следует за кистью.

Когда demi-plie хорошо изучено у станка, его осваивают на се­редине зала, сохраняя те же правила. Перед началом упражнения также выполняется preparation.

Некоторое время все упражнение выполняется en face, затем по V и IV позиции epaulement. Руки и голова действуют так же.

Demi-plie по IV позиции делается в данном случае с иным пере­водом рук. Если правая нога находится впереди, то левая рука переводится из 2-й позиции в 1-ю и задерживается в ней. Во время выпрямления ног левая рука из 1-й позиции переводится во 2-ю. Взгляд обращен на кисть этой руки.

В дальнейшем demi-plie как отдельное упражнение не исполня­ется, как составной или дополнительный элемент оно входит в раз­личные движения.

Grand plie является развитием demi-plie, оно выполняется тоже на двух ногах в какой-либо позиции, но с полным сгибанием колена и голеностопа. Grand plie следует делать плавно и равномерно. По всем пози­циям, кроме II, надо приседать до предела вниз, как бы на низкие полупальцы (рис. 4), но не «садиться» на пятки, которые должны отделяться от пола минимально. По II позиции во время приседания пятки не отделяются от пола, а бедренные части ног образуют пря­мую горизонтальную линию (рис. 5).

1В дальнейшем III позиция используется только в качестве переходной ступени к изучению demi-plie и grand plie пo V позиции и как подход к изучению заносок при помощи battement tendu pour batteries. Таким обра­зом, III позиция является как бы подсобной, позволяющей осваивать выше­указанные движения в более последовательном порядке. В других случаях такой методической надобности не возникает, так как к этому времени в полной мере осваивается техника выполнения V позиции во всей ее слож­ности.

34(106-109)

Выпрямление ног начинается столь же плавно и равномерно, сразу же после полного приседания, без остановки в самой глубокой точке.

Пятки при этом одновременно плотно ставятся на пол. При выпрямлении ног во II позиции данный момент отсутствует.

Как и при выполнении demi-plie, тяжесть тела равномерно рас­пределяется на обе ступни без завала на большой палец или мизи­нец, строго сохраняется выворотность. Колени, сгибаясь, раскрыва­ются ло линии плеч. Тазобедренная часть подтянута, нерасслаблена. Руки, корпус и голова действуют так же, как это было описано в demi-plie.

У станка и на середине зала это движение изучается по два раза в каждой позиции, по той же схеме, как и demi-plie. Причем перевод рук входит в каждое grand plie.

В средних и старших классах в grand plie можно вводить раз­личные переводы рук. Например, во время приседания по V пози­ции слегка и плавно приоткрывать руки в подготовительном положении до колена и затем при выпрямлении ног столь же плавно вернуть их обратно. Голова выдерживает положение epaulement. Другой пример: во время приседания по V позиции руки выполня­ют вторую форму port de bras и т. д. в пределах учебной целесооб­разности.

В первом классе рекомендуется выполнять grand plie на музы­кальный размер в 4/4 плавного и медленного характера: на один такт делается приседание, на один такт — выпрямление ног. В дальнейшем музыкальный размер может быть 3/4 и 6/8.

RELEVE НА ПОЛУПАЛЬЦЫ

Движение это заключается в приподнимании на высокие полу­пальцы, стоя на двух ногах в какой-либо позиции, и последующем опускании с них на всю ступню (рис. 6).

Releve на полупальцы отлично развивает опорную эластичность всей ноги, гибкость пальцев, упругость голеностопа, которому в дальнейшем придется выдерживать трудные технические темпы как при выполнении элементарных движений, так и сложного вра­щения. Releve на полупальцы так же, как и demi-plie, является неотъемлемым элементом многих движений классического танца.

Правильно выполненное releve на полупальцы придает всей фигуре пластическую приподнятость и легкость.

В некоторых упражнениях releve может соединяться с demi-plie. Исполняется это движение по I, II и V позиции следующим образам.

Исходная позиция ног — I, положение тела — en face. Музы­кальный размер — 4/4. Исполняются три releve по I позиции и пе­реход на II приемом battement tendu в сторону правой ногой с опу­сканием всей ступни на пол. Затем делаются три releve по II- по­зиции и перевод правой ноги в V вперед приемом battement tendu. Далее три releve по V позиции и battement tendu правой ногой в сторону с окончанием назад в V позицию. Наконец, еще три releve по V позиции с последующим отведением правой ноги в сторону тем же приемом и закрыванием ее в I позицию. Затем это движе­ние исполняется еще раз с переводом левой ноги из одной позиции в другую.

Руки удерживаются в подготовительном положении. Корпус и голова фиксируют положение en face.

Выполняя это движение, необходимо плавно и одновременно отделять обе пятки от пола, поднимаясь на высокие полупальцы, голеностоп удерживать упруго, не наваливаться на большие паль­цы, сохранять выворотность и подтянутость обеих ног. Опускаться с полупальцев следует столь же плавно, эластично, одновременно касаясь пола обеими пятками, особенно когда releve делается по V позиции.

Руки удерживаются свободно в подготовительном положении. Корпус все время подтянут, особенно во время поднимания на по­лупальцы. Плечи свободно опущены и раскрыты. Центр тяжести тела равномерно распределяется на обе ноги. Голова удерживается свободно, взгляд направлен вперед.

В целом releve на полупальцы следует выполнять легко и сво­бодно, без лишних усилий.

Изучается данное упражнение лицом к станку, на котором руки должны лежать свободно.

Каждое releve исполняется на два музыкальных такта в 4/4: поднимание на полупальцы — 2/4, фиксация высоких полупаль­цев — 4/4, опускание с полупальцев — 2/4.

Каждый battement tendu исполняется тоже на два музыкаль­ных такта.

Когда это упражнение у станка и на середине зала будет усвое­но, оно может выполняться на один музыкальный такт в 4/4. Далее рекомендуется вводить различные позиции рук. Например, при ис­полнении releve по I и II позиции руки можно раскрывать через 1-ю позицию во 2-ю. Во время выполнения releve по V позиции в положении epaulement croise руки можно поднимать через 1-ю по­зицию в 3-ю и т. д. В дальнейшем releve на полупальцы как самостоятельное уп­ражнение не выполняется, а подобно demi-plie входит в различные движения.

BATTEMENTS

Battement tendu

Данное движение заключается в выворотном и скользящем отведении ноги из I или V позиции в одном из трех возможных на­правлений: вперед, в сторону или назад — и в выворотном сколь­зящем возвращении отведенной ноги в исходную позицию.

Движение это следует производить строго по прямой линии, идущей от пятки опорной ноги к носку отведенной ноги, и обратно. Никакие отклонения от этих направлений недопустимы (рис. 7). Можно с уверенностью сказать, что battement tendu является первичным элементом, с помощью которого достигается правиль­ное вытягивание всей ноги от колена до корчика пальцев. А это очень важный момент, ибо он встречается буквально во всех дви­жениях классического танца и особенно поступательных.

При отведении ноги очень важно добиваться особенно отчетли­вой, интенсивной и взаимосвязанной работы подъема и пальцев с хорошо вытянутым коленом. Скольжение ноги при этом начинает­ся всей ступней с постепенным отделением пятки от пола и вы­полняется легко, без упора на носок в конечной точке.Возвращается нога в исходную позицию с вытянутым коленом и постепенно с носка на всю ступню, легко скользя по полу.

Никаких «перекосов» ступни, «скрюченного» подъема и паль­цев не должно быть. Для лучшего сохранения выворотности рас­крывать ногу вперед следует пяткой и закрывать носком. Назад это делается в обратном порядке, то есть раскрывается нога нос­ком, а закрывается пяткой.

Если это движение выполняется с V позиции вперед или назад, необходимо, чтобы ступня при возвращении в исходное положение примыкала к ступне опорной ноги легко и сразу всей боковой частью. Когда это движение делается с V позиции в сторону, боко­вая часть ступни должна равномерно скользить по боковой части опорной ступни. Опорная нога во всех случаях вытянута в колене и сохраняет выворотность, прикасаясь к полу равномерно всей ступней, без завала на большой палец.

Руки при выполнении этого battement во всех направлениях, как правило, сохраняют 2-ю позицию, выполненную перед началом движения. Корпус удерживается подтянуто, плечи свободно опу­щены и раскрыты. Центр тяжести тела все время находится на опорной ноге. Голова во время отведения правой ноги вперед или назад повернута к тому же плечу и слегка отклонена от раскрытой ноги. Когда данный battement исполняется в сторону, голова удер­живается en face. Взгляд при каждом повороте и наклоне головы уверенно устремлен в том же направлении. Никакие «заглядывания» в сторону поворота или наклона головы недопустимы. Все движения головы и взгляд должны быть строгими, простыми, свой­ственными возрасту ученика.

Движения головы, связанные с изменением направления отве­денной ноги, должны выполняться плавно. Вводить повороты и тем более наклоны головы не следует, прежде чем не будут достаточно хорошо усвоены основные детали движения ног.Изучается battement tendu лицом к станку с I позиции в сто­рону. Это направление позволяет лучше понять и усвоить выворот­ное движение ноги.

Музыкальный размер — 2/4. Исходная позиция ног — I. Руки лежат на станке, локти легко опущены. Корпус и голова удержи­ваются прямо. Нога плавно, без толчков отводится в сторону по II позиции на целый музыкальный такт. Столько же выдерживает­ся нога, отведенная на носок. На один такт раскрытая нога столь же плавно возвращается в I позицию и фиксируется в ней один такт. Все упражнение повторяется четыре раза с правой ноги и столько же с левой.

По этой же схеме изучается и battement tendu вперед, затем назад.

Выворотное и ровное положение бедер, подтянутость опорной ноги и корпуса, точное положение плеч по отношению к опорной ступне должны строго соблюдаться, особенно при исполнении дан­ного движения назад.

35(110-114)

 

Когда battement tendu будет усвоен в положении лицом к стан­ку, его можно изучать в той же последовательности и так же раз­меренно, держась одной рукой за станок. В этом случае ученик поворачивается левым боком к станку, ставит сначала опорную ногу в должное положение, затем подставляет к ней свободную ногу в I позицию. Руки одновременно принимают подготовитель­ное положение, корпус удерживается прямо, подтянуто. Голова поворачивается направо.

Все подготовительные движения необходимо выполнять спокой­но, без оглядывания собственных ног и рук.

Далее исполняются два вступительных музыкальных такта. На первый такт обе руки ученика плавно поднимаются в 1-ю по­зицию, на второй такт — во 2-ю. Причем левая рука легко кладется на станок немного впереди корпуса, локоть свободно опущен.

Голова на первом движении рук поворачивается en face и слег­ка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисти рук. На втором движении рук голова вновь поворачивается направо, взгляд сопровождает кисть руки. Как только начинается отведение ноги, голова столь же плавно поворачивается en face.

В конце упражнения свободная рука (правая) опускается в подготовительное положение, одновременно и голова поворачива­ется направо. Делается это на два заключительных аккорда. Для исполнения этого движения с другой ноги поворачиваться надо в сторону станка, спокойно освободив все тело от занимаемого поло­жения, что необходимо учитывать при изучении последующих дви­жений.

В дальнейшем battement tendu исполняется тоже раздельно в каждом направлении, но уже не на четыре, а на два музыкальных такта: один такт — отведение ноги, один такт — закрывание ее в I позицию. Поэтому количество исполняемых battements в каждом направлении увеличивается до восьми.

Затем этот battement исполняется на один музыкальный такт: 1/4 — отведение ноги, 1/4 — закрывание ее в исходную I позицию.И, наконец, он делается на каждую четверть с затактным отведением ноги.В старших классах battement tendu делается в комби­нированных заданиях, изредка даже на 1/8 долю музыкального такта.

Начинать изучение battement tendu с V позиции рекомендуется тоже стоя лицом к станку, в той же последовательности, количест­ве и ритмической раскладке, но лишь после того, как ученик хоро­шо освоит его по I позиции, держась одной рукой за станок.

В дальнейшем battement tendu можно исполнять по I позиции «крестом», то есть отводить ногу вперед, в сторону, назад и еще раз в сторону. После этого «крест» снова начинают вперед или обратно, то есть первый battement исполняют назад и т. д.1.

При выполнении battement tendu пo I позиции «крестом» сле­дует варьировать количество движений ноги в каждом направле­нии. Сначала можно выполнять один «крест» по четыре battements, затем два «креста» по два battements и, наконец, четыре «креста» по одному battement.

Battement tendu «крестом» пo I позиции можно в дальнейшем исполнять и несколько иначе: 1) в сторону, вперед, еще раз в сто­рону и назад; 2) в сторону, вперед, назад и еще раз в сторону; 3) вперед, назад, в сторону и еше раз вперед и обратно.

По V позиции этот «крест» делают со всеми возможными вари­антами, чередуя направления и количество battements в каждом из них. Но в данном случае исполнение будет усложняться переменой V позиции при возвращении ноги со II, то есть спереди или сзади опорной ноги.

Battement tendu можно выполнять через I позицию без останов­ки в ней. В таком случае нога из I или V позиции отводится впе­ред в IV, затем по прямой линии непрерывным и легким скользя­щим движением всей ступни переводится через I позицию назад в IV и возвращается в исходную позицию. То же самое можно вы­полнять и в обратном направлении или, повторив два-три таких перевода, закрыть отведенную ногу в исходную позицию.

Battement tendu полезно исполнять поочередно обеими ногами. Обычно это делается по V позиции. Например, исполняются три battements tendus правой ногой вперед, три — левой назад, три — правой ногой в сторону и три — левой вперед.

Руки удерживаются во 2-й позиции. Центр тяжести тела пере­дается на опорную ногу перед отведением другой. Действия корпу­са и головы выполняются согласно учебным правилам, которые излагались выше для каждого направления в отдельности.

Данный прием ученик может изучать, когда battement tendu делается в завершенном темпе. Осваивая этот прием, можно варьировать направления, число движений каждой ногой и его темп1. Пользоваться этим приемом надо в меру, не в ущерб другим формам baltement tendu и в соответствии с подготовленностью ученика.

Существует особый прием выполнения battement tendu — «с на­жимом». Выполняется он только по II позиции с последующим опусканием всей стопы на пол, ее вытягиванием и возвращением в исходную I или V позицию (рис. 8). Движение стопы необходи­мо осуществлять эластично и четко, не отделяя носка от пола. Ру­ки удерживаются во 2-й позиции, корпус прямой. Центр тяжести тела остается на опорной ноге. Голова после подготовительного движения поворачивается en face.

Сначала battement «с нажимом» изучается лицом к станку с I позиции, по четыре раза с правой и левой ноги. Каждый batte­ment исполняется на два музыкальных такта; размер 2/4, по 1/4 на отведение ноги, на опускание стопы, на вытягивание подъема и на закрывание ноги в исходную позицию. Затем движение выпол­няется по той же схеме, боком к станку, держась за него одной рукой.

Далее данный battement может выполняться с V позиции на один музыкальный такт; нога отводится затактно, на 1/8 делается «нажим» на ступню, на 1/8 она вытягивается и на 1/8 возвраща­ется в исходную позицию. В этом случае battement делается по восьми раз с каждой ноги.

Все правила выполнения самого battement tendu сохраняются здесь полностью.

Наконец, battement tendu следует изучать в малых позах сна­чала на середине зала, затем совершенствовать у станка. В каких позах и в каком классе — это определяет учебная программа. Здесь же только заметим, что по мере освоения самих поз можно присту­пать к совместному их исполнению с battement tendu. Сначала в очень простом сочетании с повторением в одном направлении до четырех battements tendus. Необходимо помнить, что воспитание увлеченности ученика, его стремления не только к совершенной форме, но и к искусству танца начинается с простейших упраж­нений, в том числе и с battement tendu в позах.

Battement tendu выполняется и в сочетании с demi-plie. В этом упражнении оба элемента сливаются в единое целое, что достига­ется в момент возвращения раскрытой ноги в исходную I или V позицию.

Demi-plie при этом начинается несколько позже и окончатель­но углубляется, когда обе ступни соединились в исходной позиции. Последующее отведение ноги осуществляется по тому же принци­пу: выпрямление из demi-plie начинается несколько раньше, а за­канчивается по мере отведения ноги в заданном направлении. Это основная форма исполнения данного упражнения, которое как при­ем используется во множестве самых различных движений класси­ческого танца.

Для достижения такой слитности необходимо раздельно и мед­ленно осваивать данный прием. Сначала он выполняется по I пози­ции лицом к станку по четыре раза в сторону правой и левой но­гой. Музыкальный размер — 2/4 (медленно); на 1/4 нога отводится в сторону, на 1/4 — закрывается в I позицию, на 1/4 — demi-plie, на 1/4 — выпрямление из него. Нога в этом упражнении отводится и закрывается в исходную позицию с вытянутым коленом, но слит­но с demi-plie, без малейшей задержки или поспешности.

Далее это упражнение можно изучать лицом к станку по I по­зиции вперед и назад, по четыре раза. Ритмическая раскладка та же.

Затем это упражнение осваивается боком к станку по I пози­ции, сначала отдельно в каждом направлении, затем по два раза «крестом». Рука удерживается во 2-й позиции, корпус — прямо, глова — en face.

Следующий этап — переход к исполнению battement tendu de­mi-plie «крестом» по V позиции, стоя боком к станку. Музыкальный размер — тоже 2/4. Исполняется по следующей схеме: затактное раскрывание ноги, на 1/4 — ее закрывание на demi-plie, на 1/4 — выпрямление из demi-plie и открывание ноги. В этом случае дви­жение головы осуществляется, как в обычном battement tendu. В дальнейшем движение головы усложняется. При отведенной но­ге вперед или назад она сохраняет свой поворот с наклоном, но на demi-plie наклон делается в сторону уже закрывшейся в V пози­цию ноги (рис. 9).

1 Использование «креста» со всеми вариантами его исполнения как у станка, так и на середине зала возможно в следующих движениях: batte­ment releve lent, grand battement jete, battement frappe, battement fondu, battement soutenu, battement developpe.

1 Указанный прием как у станка, так в на середине зала может быть использован с battement releve lent, grand battement jete, battement developpe.

36(114-117)

При отведенной ноге в сторону голова, как правило, удержива­ется en face, но на demi-plie она может выполнить тот же поворот и наклон в сторону уже закрывшейся в V позицию ноги.

Все наклоны и повороты головы надо выполнять не резко и не нарочито, а строго, просто и отчетливо.

В battement tendu demi-plie по V позиции полезно опускать руку в подготовительное положение или раскрывать её через 1-ю позицию во 2-ю. В данном случае голова будет поворачиваться и наклоняться вслед за движением кисти с акцентом на углубленную точку demi-plie (рис. 11). Наконец, battement tendu demi-plie следует отрабатывать в ускоренном темпе, выполняя каждое движение ноги по два-три раза в одном и том женаправлении. Рука при этом удерживается во 2-й позиции, а голова дополнительно не отклоняется во время самого demi-plie.

В данном случае надо добиваться полной слитности движения, как это указывалось выше, то есть сгибать и вытягивать колени несколько раньше, чем нога закроется в V позицию или раскроется из нее. Такой темп приводит к еще большей слитности обоих элементов, что хорошо подготавливает эластичное и четкое завершение таких прыжков, как sissonne fermee, jete ferme, cabriole ferme и т.д. Данное упражнение может выполнятся «крестом» и с подменой опорной ноги, то есть так же, как обычный battement tendu.

Battement tendu может ещё выполнятся с demi-plie на двух ногах по второй и четвертой позиции. В этом случае отведенная на носок нога всместе с опорной исполняет demi-plie. Далее происходит выполнение из demi-plie с одновременным переходом на опорную ногу, при этом вся освободившеяся нога вытягивается, прикосаясь носком к полу. Наконец, нога, открытая по ІІ или IV позииции, возвращается в исходную пятую позицию.

Рука в момент отведения ноги раскрыта по 2-й позиции, во время demi-plie по II или IV позиции вперед рука по горизонтальной линии переводится в 1-ю позицию; во время выпрямления из demi-plie она тем же путем возвращается во 2-ю позицию (рис 12а и 12б).

Корпус все время удерживается прямо и подтянуто. Тяжесть тела на demi-plie равномерна расспредиляется на обе ноги. Голова вместе с переводом руки из 2-й позиции в 1-ю поворачивается к станку и слегка склоняется в томже направлении. При раскрывании руки из 1-й позиции во 2-ю голова поварачивается вслед за кистью и слегка откланяется назад.

Исполнять упражнения надо эластично, стремясь к найбольшей слитности обеих элементов.

Изучая это движение сначало по 2-й позиции, держась за станок одной рукой. Музыкальный размер – 2/4. Исходная позиция ног – V. На два вступительных такта рука из подготовительного положения роскрывается через 1-ю позицию во 2-ю, на 1/4 нога отводится в сторону, на 1/4 делается demi-plie, на 1/4 выпрямление из него, на 1/4 нога закрывается в V позицию назад. Движение повторяется 4 раза, и на два заключительных аккорда рука опускается в подготовительное положение. Далее этот battement изучают «крестом», отводя ногу в каждом направлении по два раза. Музыкальный размер и раскладка те же.

Наконец, это упражнение осваивают и с затактным отведением ноги, с demi-plie на 1/4 и закрыванием ноги в V позицию тоже на 1/4.

Данное упражнение может исполняться с переходом на отве­денную ногу во время выпрямления из demi-plie по II и IV пози­ции или заканчиваться дополнительным demi-plie в исходной V позиции.

Оба эти приема полезно сочетать, но лишь когда все предвари­тельные формы будут хорошо усвоены, особенно выворотность ног и слитность движения.

Battement tendu можно еще усложнять demi-plie на одной, опорной ноге; в этот момент другая отводится во II или IV пози­цию, а возвращается в исходную I или V позицию вместе с вы­прямлением опорной ноги из demi-plie. Такое упражнение назы­вается battement tendu soutenu и тоже как элемент широко ис­пользуется во многих движениях классического танца.

Рука в этом battement, как правило, фиксирует 2-ю позицию. Корпус при отведении ноги в сторону сохраняет совершенно пря­мое положение. Когда нога отводится вперед или назад, корпус чуть-чуть отклоняется в противоположную сторону. Голова в первом случае удерживается en face. Во втором случае поворачи­вается к раскрытой руке, слегка наклоняясь в том же направле­нии, что и корпус (рис. 13).

Demi-plie в этом упражнении надо начинать в I или V пози­ции, а заканчивать по мере отведения ноги в заданном направле­нии вместе с вытягиванием ее колена, подъема и пальцев. Вы­полнять это надо эластично, с легким скольжением всей ступни по полу, а как только она вытянется — носком по полу. В это время опорная нога одновременно и эластично углубляет demi-plie до его завершения, сохраняя выворотность и правильный упор на всю ступню.

Возвращать ногу в исходную позицию следует тоже легким и плавным скользящим движением ступни по полу с одновремен­ным выпрямлением колена опорной ноги.

Battement tendu soutenu рекомендуется изучать лицом к станку сначала по складам (то есть по составным движениям). Музыкаль­ный размер — 2/4. Исходная позиция ног — I. На 1/4 нога отво­дится в сторону, на 1/4 — demi-plie со скользящим движением носка на полу, на 1/4 — выпрямление из demi-plie, на 1/4 — закрыва­ние ноги в исходную позицию. Упражнение повторяется четыре раза с правой ноги и столько же с левой. Затем так же вперед и назад.

Далее это же упражнение надо изучать, держась за станок од­ной рукой. Музыкальный размер — 2/4- Исходная позиция ног — I. Каждое движение ноги исполняется по два раза в разных на­правлениях в виде обычного «креста».

Рука на два вступительных музыкальных такта из подготови­тельного положения через 1-ю позицию открывается во 2-ю и так удерживается в течение всего упражнения, затем опускается в подготовительное положение на два музыкальных аккорда. Кор­пус и голова удерживаются прямо и подтянуто. Центр тяжести тела фиксируется на опорной ноге. Затем данный battement реко­мендуется изучать с demi-plie в исходной I позиции и тоже «крес­том»: demi-plie — 1/4, отведение ноги — 1/4, выпрямление из demi-plie и возвращение ноги в исходную позицию — 1/4, пауза — 1/4.

Последний этап - законченная форма этого упражнения «крестом» с V позиции. В этом случае demi-plie и отведение ноги исполняется слитно на 1/4, закрывание ноги — тоже на 1/4.

Рука фиксирует 2-ю позицию. Корпус прямой. При отведении ноги в сторону голова удерживается en face. При отведении ноги вперед или назад голова поворачивается к раскрытой руке и слегка наклоняется от раскрытой ноги.

В дальнейшем, когда это упражнение будет хорошо усвоено, можно вводить очень незначительные отклонения корпуса, допол­няющие движение головы. Кроме того, полезно вводить опускание и раскрывание руки, совпадающее с таким же движением ноги. Напоминаю, что в целом это упражнение следует выполнять слит­но, эластично и без лишних усилий.

Существует еще одна форма battement tendu, которая выполня­ется из IV позиции в IV с проходящим demi-plie через I позицию. Форма эта уже описывалась выше; добавлю лишь, что demi-plie по темпу полностью совпадает с переводом свободной ноги из IV по­зиции в IV и что самая углубленная точка demi-plie падает на I позицию. Движение опорной ноги следует тому же проходящему темпу. В целом упражнение выполняется слитно и эластично с лег­ким скольжением всей ступни через I позицию.

Руки, корпус и голова действуют так же, как в обычном battement tendu, с которым и изучают данное движение, держась за ста­нок одной рукой.

Например: исполняются два battements tendus пo V позиции в сторону, затем — battement tendu вперед и назад через I позицию в сочетании с проходящим demi-plie. После этого отведенная назад нога закрывается в V позицию, и все упражнение исполняется в обратном направлении и т. п. Музыкальный размер — 2/4. Снача­ла каждое отведение и закрывание ноги исполняется на 1/4 такта, а по усвоении — на 1/8 такта.

Такого рода battement tendu в сочетании с demi-plie как эле­мент тоже встречается в различных движениях классического тан­ца. Например, в rond de jambe par terre, малом pas de basque, pas failli и т. д.

Кроме того, battement tendu demi-plie полезно соединять с releve на полупальцы в исходной I или V позиции. Исполнять это рекомендуется после двух-трех battements, не чаще, чтобы не от­влечься от учебной целенаправленности последних и в то же вре­мя внести в них некоторое разнообразие. Руки, корпус и голова действуют здесь так же, как при ис­полнении обычного battement tendu.

37(118-123)

 

Пример. Музыкальный размер — 2/4. Исходная позиция ног — V. Исполняются три battements tendus demi-plie вперед, при этом каждое закрывание ноги делается с акцентом на первую четверть такта. Затем делается releve на полупальцы и опускание с них в demi-plie и т. д. «крестом». Все это должно выполняться равномер­но, слитно, эластично, по всем правилам, которые относятся к каж­дому элементу в отдельности.

Battement tendu demi-plie no II и IV позиции тоже полезно соединить с releve на полупальцы. Например, после demi-plie по II позиции можно исполнить releve на полупальцы, затем вновь опуститься с них в demi-plie, выпрямиться из него и закрыть сво­бодную ногу в V позицию. Это же можно исполнить по IV позиции вперед, назад или «крестом».

Музыкальный размер — 2/4; нога открывается затактно, первое demi-plie и releve исполняются по 1/4 такта, второе demi-plie, вы­прямление из него, закрывание свободной ноги в исходную V пози­цию и последующее ее открывание — по 1/8такта.

Рука на releve открывается во 2-ю позицию. Корпус прямой. Голова повернута к раскрытой руке, взгляд обращен на кисть. Все остальное исполняется, как было описано выше.

Соединять demi-plie и releve надо эластично, без вскакивания на полупальцы или вялого опускания с них.

Battement tendu soutenu, как и два предыдущих движения, мо­жет сочетаться с releve на полупальцы в момент возвращения рас­крытой ноги в исходную позицию (рис. 14).

Руки, корпус и голова действуют так же, как в обычном batte­ment tendu soutenu.

Соединять это движение с releve можно не раньше, чем оно бу­дет усвоено в своей конечной форме.

Наконец, battement tendu, выполняемый из IV позиции в IV с проходящим demi-plie через I позицию, может дополняться releve на полупальцы в момент отведения свободной ноги вперед или на­зад с отделением носка от пола ровно настолько, насколько подни­мается пятка опорной ноги (рис. 15).

Напоминаю, что все releve следует исполнять на высокие полу­пальцы, выворотно и без упора на большой палец.

Battement tendu jete

Данный battement отличается от обычной его формы тем, что нога в нем четко отбрасывается на высоту 25° и в том же темпе возвращается в исходную I или V позицию (рис. 16).

Отбрасывается нога легким скользящим движением, выдержи­вая точное направление и высоту взлета в 25°. Возвращать ногу надо без задержки, энергично прикасаясь к полу крепко вытянуты­ми пальцами, не ослабляя в этот момент подъема, но и не задержи­вая дальнейшее скольжение ступни в исходную позицию.

Отбрасывание, и закрывание ноги должно протекать слитно и энергично. Опорная нога подтянута в колене и бедре. Обе ноги со­храняют выворотность и точность позиции.

Рука обычно удерживается во 2-й позиции. Корпус прямой и подтянутый. Центр тяжести тела находится на опорной ноге.

Голова повернута к раскрытой руке, если battement исполняет­ся вперед или назад. Когда нога отбрасывается в сторону, голова удерживается en face.

Кроме того, данный battement может исполняться в малых по­зах как у станка, так и на середине зала.

Изучается это движение вначале лицом к станку. Музык









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь