Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции.



4 условия совершенной конкуренции:

Однородность продукции:

Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продук­ции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных фирм совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами).


В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипо­тетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на са­мых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по кото­рой покупатель может предпочесть одного продавца другому.

Малые размеры и многочисленность субъектов рынка:

Далее, при совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.

 

Отсутствие барьеров:

Барьерами при входе на рынок называются любые конкурент­ные преимущества уже действующих в отрасли фирм по сравнению со стремящимися туда попасть. Наиболее типичными входными барьерами бывают большие стартовые размеры капитала, необхо­димые для открытия дела, уникальность продукции или используе­мой технологии, правовые ограничения. Барьерами выхода с рынка называются потери, неизбежные при попытке вывести бизнес из данной отрасли и переместить его в другую. Чаше всего выходной барьер — высокие безвозвратные издержки, т.е. необходимость про­дать ставшее ненужным имущество фирмы за бесценок. Однако иногда встречаются и правовые ограничения. Например, предо­ставляя аренду на определенную площадь под магазин, муниципа­литет может обусловить сохранение его профиля в течение опреде­ленного времени (вроде условия не закрывать социально важную аптеку в спальном районе).

Условием совершенной конкуренции является отсутствие ба­рьеров при входе на рынок и выходе с него. Дело в том, что, когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы. В частности, они могут искусственно поддерживать товар­ный дефицит, чтобы иметь возможность завышать иены, что было бы невозможным при свободном доступе любого желающего на рынок. В России такие ограничения массово наблюдаются на плодоовощ­ных рынках, проникнуть на которые простому крестьянину почти невозможно.

Напротив, типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров, или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его, означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем переме­шаются из одного производства в другое. Нет трудностей и с пре­кращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оста­ваться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адап­тивность рынка совершенной конкуренции.

Совершенная информация:

Последнее условие существования рынка совершенной конку­ренции состоит в том, что вся нужная менеджеру для принятия решения информация (о ценах, технологии, вероятной прибыли и пр.) свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменяющиеся условия рынка посред­ством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн непредсказуемого развития событий, неожи­данных действий конкурентов. То есть фирма принимает решения в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуа­ции или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

 

Критерий целесообразности производства в краткосрочном периоде

На первый взгляд может показаться, что получение прибыли будет определять решение о целесообразности производства и в крат­косрочном периоде. Однако на деле ситуация сложнее.

Ведь в крат­косрочном периоде часть издержек фирмы носит постоянный харак­тер и при остановке производства не исчезает. Скажем, арендную плату за землю, на которой расположено предприятие, придется вно­сить независимо от того, работает ли или стоит завод. Другими сло­вами, убытки фирме гарантированы даже в случае полного прекра­щения выпуска продукции.

Фирме предстоит взвесить, когда убытки будут меньше. В слу­чае полной остановки завода доходов не будет, а расходы точно сравняются с величиной постоянных издержек. В случае продолже­ния производства к постоянным издержкам прибавятся перемен­ные, но зато появятся и доходы от реализации продукции.

Таким образом, в неблагоприятных условиях решение о вре­менном прекращении производства принимается не в момент ис­чезновения прибыли, а позже, когда убытки от производства начи­нают превышать величину постоянных издержек. Критерием целесообразности производства в краткосрочном периоде является непревышение убытками размера постоянных издержек (п > -TFQ.)

+ Критерий целесообразности производства в долгосрочном периоде

Если говорить о дол­госрочном периоде, то очевидно, что таким критерием будет нали­чие неотрицательной экономической прибыли (п > 0). Другими сло­вами, фирма как минимум должна получать бухгалтерскую прибыль в средних, типичных для данной экономики размерах. В противном случае не понятно, почему она не переносит свою активность в дру­гую отрасль.

Ликвидация и банкротство

Действительно, если в долгосрочном периоде появляются эконо­мические убытки, владельцы фирмы прибегают к ее ликвидации, т.е. закрытию и распродаже имущества. Напомним, что входные и вы­ходные барьеры при совершенной конкуренции отсутствуют, поэтому потерь при распродаже фирма не несет.

Для целого ряда мелких фирм, использующих универсальное оборудование, это достаточно реалистичное допущение. Расходы на ликвидацию фирмы (а затем; возможно, на открытие новой) не­велики. Для крупных или специализированных фирм иена выхода с рынка может быть значительной. Но длительное сохранение убы­точного бизнеса может обойтись еще дороже. Поэтому вопрос о ликвидации фирмы не должен быть табу для менеджера — иногда луч­шее решение состоит в уходе с рынка.

Однако даже если собственники убыточной фирмы не желают ее закрывать (скажем, упорно надеясь на улучшение положения в бу­дущем), прекращение деятельности фирмы часто происходит поми­мо их воли. Точнее, это становится абсолютно неизбежным, если экономические убытки переходят в бухгалтерские. Это значит, что вложение средств в дело не просто приносит меньше дохода, чем при альтернативном их применении, но собственник год за годом прямо теряет деньги.

Действительно, ради продолжения производства долговремен­но убыточной фирме приходится делать займы, погасить которые она не в состоянии (раз п6ух < 0, доходы меньше расходов). Рано или поздно такая политика приводит к банкротству, или несостоятель­ности, т.е. к неспособности фирмы платить по своим обязательствам. После признания (в судебном порядке) фирмы банкротом прежние собственники отстраняются от управления ею, а имущество направ­ляется на покрытие долгов перед кредиторами.

Институт банкротства является в рыночной экономике одним из важнейших механизмов обеспечения социальной ответственнос­ти предпринимателей.

Обладая свободой предпринимательства, т.е. правом по своему произволу принимать любые (законные) хозяй­ственные решения, капиталисты должны расплачиваться за возмож­ные ошибки утратой принадлежащего им имущества. Угроза банк­ротства и связанного с ним принудительного лишения собственности дисциплинирует предпринимателя, удерживает его от авантюрных проектов, невыполнения обязательств перед партнерами, неосмот­рительного привлечения заемных средств без возможности их воз­вратить.

 


46.Правило максимизации прибыли и выбор оптимального объема производства, их особенности для фирмы-совершенного конкурента.

Оптимизация выпуска

Выбор принципиального варианта поведения (максимизация прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производ­ства) представляет собой лишь первый шаг фирмы на пути оптими­зации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки.

В принципе это может быть сделано посредством прямого срав­нения валового дохода и валовых издержек. Кстати, именно так часто и поступают единоличные предпринима­тели и менеджеры малых фирм, не имеющие возможности опереться на мощные бухгалтерские подразделения, но зато по практическому опыту отлично знающие как рыночную иену, так и все виды своих издержек. Но более точным способом определения оптимального размера производства является сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС)

Правило MR = МС

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если MR > > МС. На рисунке 5.8 этому условию соответствуют объемы выпуска А, В, С. Дополнительные прибыли, получаемые в результате выпуска этих единиц, выделены на нем жирными линиями.

Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации до­хода (MR < МС), то, произведя соответствующую порцию товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки (см. точки D, Е, F;жирно выделены дополнительные убытки).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.84.65.73 (0.009 с.)