Поведение фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период в условиях максимизации прибыли, минимизации убытков и условие прекращения производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период в условиях максимизации прибыли, минимизации убытков и условие прекращения производства.



Производство ради максимизации прибыли

Нацеленное на максимизацию прибыли производство возможно в тех ситуациях, когда цена превышает величину средних совокуп­ных издержек (Р > АТС min).

При такой цене фирма более чем покрывает свои расходы (рис. 5.4). цена (Р) превышает минимальную величину средних сово­купных издержек (АТС min), поэтому принципиально возможно полу­чение прибыли.

Точнее, фирма получает прибыль в зоне между точками 1 и 2 (их принято называть критическими точками), где кривая цен лежит выше уровня издержек, или, что то же самое, при объеме производ­ства от Q1, до Q2. По размерам же прибыль равна разнице цены и средних общих издержек (Р-АТС), умноженной на избранный объем производства Оп, т.е.

П=(P-ATC) * Qn

Графически прибыль представлена на рис. 5.4 площадью зашт­рихованного прямоугольника.

В такой форме особенно четко видны два принципиальных пути повышения прибыли. Этого можно достигнуть:

■ повышая среднюю прибыль An, т.е. заключенную в каждом проданном товаре Величину прибыли,
■ увеличивая размер реализации, т.е. число проданных товаров

Если вновь посмотреть на заштрихованный прямоугольник, отражающий величину прибыли на рис. 5.4, то первый путь графиче­ски выразится в увеличении его высоты, а второй — длины.

Производство ради минимизации убытков
второй вариант поведения фирмы (производство ради мини­мизации убытков) реализуется, когда фирма получает такой доход, которого не хватает на возмещение всех издержек (из чего, собст­венно, и вытекает убыточность). Вместе с тем доходы превышают величину, необходимую для покрытия переменных издержек, а их остаток может быть израсходован на частичное покрытие постоян­ных издержек. Другими словами, рыночная цена продукции фирмы больше минимальной величины средних переменных издержек, но меньше минимальной величины средних общих издержек (АТСmin > Р > >AVCmin).

Если фирма прекратит производство (даже временно), ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения ка­ких бы то ни было текущих доходов. А это означает, что убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэто­му-то фирма продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их.

Графически минимизация убытков фирмы показана на рис. 5.5. При выпуске Q1, убытки равны потерям на единицу продукции (АТС1 - Р), умноженным на Q1. Эта величина равна площади заштрихован­ного прямоугольника и значительно меньше площади прямоуголь­ника ABCD — полной суммы постоянных издержек (ведь TFC = AFC1 *Q1=BD * Q1).


 

Прекращение производства

Действительно, данная цена не только не покрывает все издер­жки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издерж­ки. То есть каждая выпушенная единица к неизбежному убытку в раз­мере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском именно этого товара. В таких условиях чем больше производство, тем больше убытки. То есть иена на продукцию упала настолько, что фирма, дабы свести убытки к минимуму, должна приостановить выпуск продукции.

При любом положительном объеме выпуска потери (убытки) больше совокупных постоянных издержек. Это отчетливо видно на графике. Величина убытков при объеме производства О1, равна пло­щади всего заштрихованного прямоугольника на рис. 5.6 [{АТС1-Р) * Q1]. Постоянные же издержки могут быть рассчитаны как сред­ние постоянные издержки в расчете на единицу продукции (AFC1 = АТС1 –AVC1), умноженные на О1. На графике они выделены как часть менее густо заштрихованного прямоугольника. Вся часть прямоугольника, покрытая густой штриховкой,— это чистые убыт­ки из-за отказа от прекращения производства.

Остановив завод, на них можно сэкономить. Именно это и дела­ют многие фирмы, попавшие в трудную обстановку. На практике важную роль во временном прекращении выпуска часто играет и еще один мотив: пауза позволяет очистить склады, распродав накопив­шиеся ранее нереализованные излишки готовой продукции.

Обратим внимание на то, что краткосрочное прекращение производства не означает ликвидацию самого предприятия (фирмы).Просто предприятие вынуждено временно остановить выпуск продукции. Стоять оно будет, пока рыночная цена не увеличится до такого уровня, при котором производство имеет коммерческий смысл. Но фирма может убедиться и в долгосрочном характере понижения цены. Тогда она окончательно прекратит свое существование


Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль (или минимальные убытки) будет достигнута при том объеме производ­ства (на рис. 5.8 — в точке О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода, т.е. срав­няется с ней (MR = МС). Действительно, пока MR > МС, увеличение производства, приближающее его к точке О, дает все большую при­быль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотно­шение MR < МС, увеличивать прибыль позволяет, наоборот, сокра­щение производства. Другими словами, прибыль растет при приближении размеров производства к точке равенства предельных издержек и дохода с любой стороны. Следовательно, максимум при­были достигается в самой точке.

Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом MR = МС. Согласно ему максимизация прибыли (миними­зация убытков) достигается при объеме производства, соответству­ющем точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Отметим, что правило MR = МС справедливо не только для совер­шенной конкуренции, но и для других типов рынка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 3110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.111.234 (0.019 с.)